что такое тоновый рисунок

Тон как инструмент работы с композицией

Тон в рисунке. Теория

Что такое тон?

Тон определяет, насколько предмет темный или светлый. У каждого объекта есть собственный (локальный) тон, он меняется под влиянием освещения. Тон для восприятия работы гораздо важнее цвета.

На эти головы наложили один и тот же цвет. Разницу в восприятии обеспечил тон (соотношение светлый/темный), а не цвета.

Как свет влияет на тон?

Собственный тон предмета мы можем наблюдать только при нейтральном рассеянном свете. В остальных случаях предмет кажется нам светлее или темнее, чем он есть на самом деле. Этот факт хорошо известен не только художникам, но и фотографам.

Когда света слишком мало или много, можно получить недо или переэкспонированные кадры.

Поэтому важно помнить, что тон объекта неразрывно связан с окружающей средой. Черная кошка, расположившаяся под лучами яркого солнца, может выглядеть светлее, чем лист бумаги, оставленный в полной темноте.

Девушки в белых платьях в темной комнате vs черный кот на свету

Как можно использовать тон?

Тон определяет то, насколько читается комозиция, отделяет объекты друг от друга, и вместе с освещением влияет на настроение работы. Чтобы обеспечить хорошую читаемость, Эндрю Лумис в книге «Искусство иллюстрации» предлагает использовать несколько тоновых схем. В них входит всего четыре тона:

Основные тональные схемы из книги “Искусство иллюстрации”. Эндрю Лумис.

«Чем проще (тоновая) композиция, тем лучше выйдет картина»
Эндрю Лумис

Стоит ли ограничивать количество тонов?

Этой практики придерживаются многие известные художники. Композиции Майка Миньолы строятся на использовании двух противоположных тоновых значений — черного и белого.

Здесь группировка по тону основана на разграничении света и тени: теневая часть залита сплошным черным цветом, а свет остается белым. Автор Майк Миньола.

Не нравятся заливки? Можно разбивать тон на простые группы, которые при отдалении от работы будут читаться как единые пятна. Картина Густава Доре разбита на несколько планов, которые читаются благодаря группировке основных масс по тону.

Как с помощью тона влиять на настроение работы?

Как уже понятно, тон напрямую связан с освещением, поэтому продумывать количество света в работе очень важно. Это еще одно направление, которое одинаково важно для фотографов, киношников и художников (особенно иллюстраторов).

Обратимся к лекции Катерины Горелко. Чаще всего в кино, живописи и геймдеве используют полный спектр тонов. За основу берут летний день, в кадре сохраняют как светлые, так и темные акценты.

Пример из живописи:

Упомянутое на слайде правило 70/30 говорит о выразительном соотношении. Его можно применить не только к оттенкам серого, но и к форме, линии или цветам. В этой работе Lori Putnam больше 70% выполнены в светлом тоновом диапазоне, и до 30% — в темном.

Вернемся к ключам. Высокий тоновой ключ используют, чтобы передать светлые эмоции, сны или воспоминания или подчеркнуть характер персонажа — нежный и непорочный. Для этого ключа почти не нужны темно-серые и черные значения.

Низкий тоновой ключ используют, чтобы показать страх, мистику или заговор (например, персонаж замышляет что-то недоброе у себя в кабинете). Его часто можно встретить в ужастиках. Светлые тона здесь встречаются по-минимуму и чаще всего выполняют роль акцентов.

Как использовать тон, работая над цветной иллюстрацией?

Есть два основных варианта.

Если стартуем с черного и белого

Начните с двух тонов, как Майк Миньола. Разбейте работу на свет и тень, далее постепенно добавляйте средние тона.

Помните: вы всегда можете отредактировать яркость тоновых значений, поменять тоновой ключ на более низкий или высокий и потом уже добавить цвет. Для этого воспользуйтесь панелью «уровни» или режимом коррекции «цветовой тон/насыщенность».

Пример такого пайплайна от Сэмюэля Михлэпа. Он начал с зарисовки снизу слева, потом постепенно добавлял в работу тоновые соотношения и лишь потом перешел к цвету.

Концепт-художник Игорь Артеменко ака Haryarti (The Banner Saga, Riot Games) работает по похожему пайплайну.

Сортировка по пятнам

Сразу разбейте вашу работу по пятнам. Для каждого плана задайте свой тон, как это делал Густав Доре. Помните про правило «светлое на темном, темное на светлом», самая важная часть вашей работы должна сильнее всего контрастировать с окружением: белое на черном привлекает внимание сильнее, чем светло-серое на темно-сером.

Внутри заданных тоновых пятен не должно быть сильных контрастов в деталях: отдельные незначительные элементы не должны вырываться на передний план, иначе вы потеряете целостность композиции. Убедившись, что тоновая композиция читается, переходите к покраске.

Примеры черно-белых композиций от Tyler Edlin

Перевод в ч/б для самопроверки

Возникли проблемы на этапе покраски? Отслеживать тоновые соотношения в цвете бывает не просто. Поэтому во время работы лучше переключаться в чб, чтобы проверить себя.

Как это сделать в Adobe Photoshop:

Рисуете в Procreate? В iOS есть настройка, которая позволяет переводить планшет или телефон в чб, трижды нажав на кнопку Home.

Помните, что такой способ перехода в ч/б режим меняет только отображение цветности на вашем экране, но для самой системы все остается цветным. Поэтому если вы возьмете пипеткой какой-то оттенок серого и начнете рисовать, а потом отключите ч/б режим, окажется, что вы рисовали именно цветом.

Проверка с помощью ч/б, экстремальный вариант

Иногда недостаточно просто перевести работу в оттенки серого, чтобы заметить проблему — особенно если глаз сильно замылился.

Можно попробовать выкрутить контраст на полную, чтобы довести оттенки до двух тонов — черного и белого. Тогда наверх выйдет базовая тоновая композиция, как в «стадиках» сверху. Для этого переведите изображение в оттенки серого, а потом с помощью “Levels” (Уровни) поменяйте детализацию так, чтобы тоновые соотношения сократились до двух-трех положений. Этим приемом пользуется Сэм Нильсен, когда проверяет работы учеников.

Возьмем для примера работу самого Сэма.

Переводим ее в оттенки серого и двигаем уровни. В центре внимания по-прежнему остается носорог. При неудачной комбинации тонов на этом этапе он бы уже слился с фоном и стал нечитаемым — и вы бы нашли ошибку.

Упражнение по изучению тона

Анализируйте работы других художников, кадры из фильмов и мультфильмов. Делайте копии выбранных изображений, используя ограниченную тоновую палитру: 2, 3 или 4 тона. На этом упражнении тренируются и новички, и профи.

В рамках челленджа #100daychallenge Павел Латковски создает быстрые композиции с ограниченным тоновым диапазоном каждый день, в течение нескольких месяцев.

Уже упомянутый Игорь Артеменко ака Haryarti старается делать такие «стадики» каждый день.

Как приступить к задаче?

Не пользуйтесь мягкими кистями и смешиванием. Чтобы разбить работу на четкие плоские пятна, используйте лассо (иногда еще используют Pen Tool). У вас должны получиться жесткие, четкие и выразительные силуэты. Лассо или Pen Tool помогут вам легче контролировать края формы.

Justin Pichetrungsi изучает тоновой контраст в сцене.

Каждую копию старайтесь выполнять быстро, не зацикливаясь на деталях. Сосредоточьтесь на изображении в целом. Если вам сложно сгруппировать работу по тону, попробуйте прищурить глаза и поискать большие тоновые группы, которые выделяются на фоне окружения.

John Petersen выполняет аналогичное упражнение

Ежедневные «стадики» на тон очень рекомендуют выполнять Крейг Маллинз (один из пионеров CG и самых известных цифровых художников в мире), Нэйтан Фоукс (работал с Disney, Paramount Animation, Blizzard Entertainment, Riot Games и др) и многие другие.

«Вдумчивый анализ работ других авторов учит создавать собственные визуально интересные композиции»
Нэйтан Фоукс

Немного полезных материалов по теме

Марко Буччи о тоне (En)


ModernDayJames о тоне и ч/б «стадиках» (En)

Что такое тон, как научиться его понимать и искать ошибки в работах (En)

Наш стрим с Евгенией Кацубо из Larian Games о тоне в иллюстрации (Ru)

Полная лекция по тону от Екатерины Горелко: https://vk.com/wall-143107500_42524

О том, какие есть способы покрасить тоновой подмалевок, мы расскажем позже. Текст дополнен редакцией.

Источник

Тональный рисунок. Основы изобразительной грамоты для начинающих

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

ВВЕДЕНИЕ

Книга «Тональный рисунок» является пособием по изучению основ изобразительной грамоты и входит в серию «Учимся рисовать». Ей предшествуют книги:

– Книга «О рисунке» знакомит с историей возникновения и развития, видами, материалами и выразительными средствами рисунка.

– Книга «Перспектива» дает общие представления о видах перспективы, способах передачи иллюзии пространства в рисунке и приёмах формообразования.

– Книга «Конструктивный рисунок» – практическое пособие по изучению способов и приёмов конструктивного рисования – первой ступени тонального рисунка.

Книга «Тональный рисунок» даёт представление о способах выявления объёма, пространства и материальности окружающего мира.

Теоретический материал в ней, как и в предыдущих пособиях, систематизирован, построен в логической взаимосвязи в соответствии с принципами научности, доступности, последовательности и осознанности обучения.

«Тональный рисунок» – практическое пособие. Теоретический материал, изложенный в ней, закрепляется большим количеством упражнений, учебных и творческих практических заданий.

Пособие рассчитано на тех людей, которые хотят изучить основы изобразительного искусства самостоятельно или систематизировать свои знания. Книга будет полезна обучающимся на ступени начального художественного образования, преподавателям изобразительного искусства в их профессиональной деятельности.

При самостоятельном обучении приступать к изучению материала книги можно после изучения предыдущих книг.

ТЕМА №1. Тональный рисунок. основные понятия

Тональный рисунок следующая за конструктивным рисунком ступень освоения основами изобразительной грамоты. Название этого вида рисунка связано с понятием «тон».

Тон – это степень окраски объектов окружающего мира (тёмный или светлый). Воспринимаемый нами тон зависит от освещённости объекта изображения и степени его удаления от нас. Например, в сумерках все предметы воспринимаются темнее, чем в дневное время. Тёмные предметы при удалении светлеют, а светлые темнеют.

Кроме понятия «тон», в рисунке существуют понятия «тональные отношения», «тональный масштаб», «светотень».

Тональные отношения – это степень различия по тону (в окраске) объектов окружающего мира.

Тональный масштаб – пропорциональное соответствие тональных отношений в натуре тональным отношениям в рисунке. Рисунок может быть тёмным или светлым, но различия по тону предметов в рисунке, например в натюрморте, должны соответствовать различиям по тону предметов в натурной постановке.

Светоте́нь – система распределения света и тени на поверхности объекта, разработанная ещё в средние века. При помощи светотени выявляется объём изображаемых объектов.

Понятие «тональный рисунок» условно принимается как для собственно тонального, так и для тонально-объёмного рисунка, хотя между ними есть существенные различия.

Тональным рисунком называется изображение, выполненное графическими материалами и передающее только тональные отношения (различия объектов изображения по светлоте).

Рисунок, выполненный графическими материалами и передающий не только тональные отношения, но объем, пространство и материальность окружающего мира, называется тонально-объёмным.

что такое тоновый рисунок. Смотреть фото что такое тоновый рисунок. Смотреть картинку что такое тоновый рисунок. Картинка про что такое тоновый рисунок. Фото что такое тоновый рисунок

Человек видит окружающий мир благодаря освещению. Если поместить его в комнату, где полностью отсутствует освещение, он не сможет различить в ней ничего. Но, если комнату осветить, человек увидит все, что в ней находится. Более того, он увидит, что окружающие предметы имеют объём и материальность.

Освещение – главное условие восприятия человеком объектов окружающего мира. Освещение бывает естественным (солнце, луна) и искусственным (электрический свет). Лучи естественного освещения считаются параллельными, а искусственного – центральными, исходящими из одной точки.

При выполнении рисунка принято использовать освещение с одной стороны.

Предметы освещаются неравномерно. Со стороны света они светлее, с противоположной стороны – темнее. На одни поверхности или её части лучи света падают непосредственно, вдоль других скользят, на третьи не попадают вовсе.

Светотень – сложившаяся в рисунке система распределения света и тени на объектах изображения. Элементы светотени называют светотеневыми градациями. К ним относятся: свет, полутень, тень, рефлекс, блик.

Кроме светотеневых градаций на предмете, существует понятие «падающая тень». Падающей называется тень, отбрасываемая от объекта изображения на плоскость. Это недоступная для световых лучей зона.

Определение тональной разницы между предметами, их освещенными, полуосвещенными и неосвещенными поверхностями и есть способ выявления объёма в рисунке.

Для выполнения тонального рисунка можно использовать любые графические материалы, но главным материалом тонального рисунка является графитовый карандаш.

В тональном рисунке могут успешно использоваться любые выразительные средства (точка, линия, штрих, пятно), но главным и наиболее распространенным является штрих.

Контрольные вопросы

– Дайте определение тонального рисунка.

– Дайте определение тонально-объёмного рисунка.

– Объясните понятие «тон».

– Объясните понятие «тональные отношения».

– Объясните понятие «тональный масштаб».

– С какой целью выполняется тональный рисунок?

– Дайте определение светотени.

– Назовите светотеневые градации.

– Какую тень мы называем собственной?

– Какую тень мы называем падающей?

– Почему падающая тень по мере удаления от предмета светлеет?

– Какие виды освещения Вы знаете?

– Как направлены лучи естественного освещения?

– Как направлены лучи искусственного освещения.

Самостоятельная работа №1

Тема. Тональный рисунок.

Материалы, инструменты и оборудование: бумага формата А4, карандаши графитовые ТМ, М, 2М.

Задание 1: выполните штриховку параллельными линиями (штрихами) карандашом ТМ.

Штрих – несколько прямых или дугообразных линий, выполняемых в одном направлении. Штрих позволяет заполнить тоном часть картинной плоскости.

В задании нужно нанести штрихи сначала в одну сторону, затем навстречу первоначальному штриху от контура.

что такое тоновый рисунок. Смотреть фото что такое тоновый рисунок. Смотреть картинку что такое тоновый рисунок. Картинка про что такое тоновый рисунок. Фото что такое тоновый рисунок

Задание 2: выполните штриховку карандашами разной степени мягкости (ТМ, М, 2М).

Нарисуйте на листе несколько замкнутых форм, нанесите штриховку от контура карандашами разной мягкости. Сделайте сравнительный анализ качества штриховки.

что такое тоновый рисунок. Смотреть фото что такое тоновый рисунок. Смотреть картинку что такое тоновый рисунок. Картинка про что такое тоновый рисунок. Фото что такое тоновый рисунок

Задание 3: выполните тональный рисунок постановки из трёх разных по тону предметов.

Выберите три разных по тону тела вращения. Поставьте их в одну линию.

Выполните абрис (внешний контур) каждого предмета и заштрихуйте, выдерживая тональные отношения между предметами и тональный масштаб между ними и натурной постановкой.

что такое тоновый рисунок. Смотреть фото что такое тоновый рисунок. Смотреть картинку что такое тоновый рисунок. Картинка про что такое тоновый рисунок. Фото что такое тоновый рисунок

ТЕМА №2.Выразительные средства тонального рисунка

Для выполнения тонального рисунка требуется знание выразительных средств (точка, линия, штрих, пятно), и умение пользоваться ими. Точка и линия для выявления объёма используются редко, но линия как составляющая штриховки является главным выразительным средством тонального рисунка.

Штриховка – способ заполнения плоскости при помощи параллельно расположенных относительно друг друга прямых или дугообразных линий (штрихов). Иногда параллельность штрихов может сознательно нарушаться.

Существует несколько видов штриховки. Мы разберем параллельную и перекрёстную штриховку. При параллельной штриховке штрихи располагаются параллельно друг другу. Они могут быть короткими и длинными, одинаковыми или разными по толщине, иметь между собой одинаковые или разные расстояния. Штрихи выполняются в одном направлении. При выполнении каждого штриха карандаш снимается с бумаги. Работа ведётся сверху вниз и слева направо.

При перекрёстной штриховке штрихи накладываются друг на друга.

Тема. Виды штриховки.

Материалы, инструменты и оборудование: бумага формата А4, карандаши графитовые ТМ, М, 2М

Задание 1: выполните короткие, одинаковые по толщине штрихи группами на равном расстоянии в вертикальном, горизонтальном и наклонном направлениях в следующей последовательности.

что такое тоновый рисунок. Смотреть фото что такое тоновый рисунок. Смотреть картинку что такое тоновый рисунок. Картинка про что такое тоновый рисунок. Фото что такое тоновый рисунок

Этап 1. Выполнение вертикальных штрихов

что такое тоновый рисунок. Смотреть фото что такое тоновый рисунок. Смотреть картинку что такое тоновый рисунок. Картинка про что такое тоновый рисунок. Фото что такое тоновый рисунок

Этап 2. Выполнение горизонтальных штрихов.

что такое тоновый рисунок. Смотреть фото что такое тоновый рисунок. Смотреть картинку что такое тоновый рисунок. Картинка про что такое тоновый рисунок. Фото что такое тоновый рисунок

Этап 3. Выполнение наклонных штрихов справа налево.

что такое тоновый рисунок. Смотреть фото что такое тоновый рисунок. Смотреть картинку что такое тоновый рисунок. Картинка про что такое тоновый рисунок. Фото что такое тоновый рисунок

Этап 4. Выполнение наклонных штрихов слева направо.

Вывод: равная толщина и расстояния между штрихами дают возможность ровно заполнить плоскость.

Задания 2, 3, 4 выполняются поэтапно в последовательности задания 1.

Задание 2: выполните по схеме короткие, одинаковые по толщине штрихи группами, усиливая тон за счёт сокращения расстояний между штрихами.

что такое тоновый рисунок. Смотреть фото что такое тоновый рисунок. Смотреть картинку что такое тоновый рисунок. Картинка про что такое тоновый рисунок. Фото что такое тоновый рисунок

Вывод: при использовании штрихов одинаковой толщины изменять тональность можно путем изменения расстояния между штрихами.

Задание 3: выполните по схеме короткие штрихи группами, усиливая тон более сильным нажимом на карандаш и увеличивая тем самым толщину штриха.

что такое тоновый рисунок. Смотреть фото что такое тоновый рисунок. Смотреть картинку что такое тоновый рисунок. Картинка про что такое тоновый рисунок. Фото что такое тоновый рисунок

Вывод: изменять тональность можно путем изменения толщины штриха.

Задание 4: выполните по схеме короткие штрихи группами, усиливая тон за счёт увеличения толщины штриха и изменения расстояния между ними.

что такое тоновый рисунок. Смотреть фото что такое тоновый рисунок. Смотреть картинку что такое тоновый рисунок. Картинка про что такое тоновый рисунок. Фото что такое тоновый рисунок

Вывод: изменять тональность можно изменением толщины штрихов и расстояния между ними.

Задание 5: выполните по схеме растяжку вертикальными параллельными штрихами одинаковой толщины.

что такое тоновый рисунок. Смотреть фото что такое тоновый рисунок. Смотреть картинку что такое тоновый рисунок. Картинка про что такое тоновый рисунок. Фото что такое тоновый рисунок

Образец тональной растяжки

Задание 6: выполните по схеме растяжку вертикальными параллельными штрихами с одинаковыми промежутками между ними.

что такое тоновый рисунок. Смотреть фото что такое тоновый рисунок. Смотреть картинку что такое тоновый рисунок. Картинка про что такое тоновый рисунок. Фото что такое тоновый рисунок

Образец тональной растяжки

Задание 7: выполните рисунок по образцу короткими пересекающимися штрихами.

В этом задании штриховку надо выполнять от контура, постепенно поворачивая штрихи по дуге. Рисунок крутить нельзя.

что такое тоновый рисунок. Смотреть фото что такое тоновый рисунок. Смотреть картинку что такое тоновый рисунок. Картинка про что такое тоновый рисунок. Фото что такое тоновый рисунок

Образец выполнения задания

Тема. Тональный рисунок.

Материалы, инструменты и оборудование: бумага формата А4, карандаши графитовые ТМ, М, 2М

Задание 1: выполните несложную композицию с использованием параллельного штриха.

что такое тоновый рисунок. Смотреть фото что такое тоновый рисунок. Смотреть картинку что такое тоновый рисунок. Картинка про что такое тоновый рисунок. Фото что такое тоновый рисунок

Задание 2: выполните тональную композицию из треугольников с использованием пересечённого штриха.

На листе формата А4 вычертите квадрат или прямоугольник. Расположите в нём несколько разных по размеру треугольников, определите тон каждой фигуры, используя пересечённый штрих.

Наложение штриховки в разном направлении слоями позволяет усилить тон.

Источник

Тон как инструмент работы с композицией

Что такое тон и почему он важнее цвета? Как проверять тоновую композицию и как «прокачать» понимание тона? Отвечаем на эти и другие вопросы, советуем упражнения.

Тон определяет, насколько предмет тёмный или светлый. У каждого объекта есть собственный (локальный) тон, он меняется под влиянием освещения. Тон для восприятия работы гораздо важнее цвета.

Собственный тон предмета мы можем наблюдать только при нейтральном рассеянном свете. В остальных случаях предмет кажется нам светлее или темнее, чем он есть на самом деле. Этот факт хорошо известен не только художникам, но и фотографам.

Поэтому важно помнить, что тон объекта неразрывно связан с окружающей средой. Чёрная кошка, расположившаяся под лучами яркого солнца, может выглядеть светлее, чем лист бумаги, оставленный в полной темноте.

Тон определяет то, насколько читается комозиция, отделяет объекты друг от друга, и вместе с освещением влияет на настроение работы. Чтобы обеспечить хорошую читаемость, Эндрю Лумис в книге «Искусство иллюстрации» предлагает использовать несколько тоновых схем. В них входит всего четыре тона:

Чем проще (тоновая) композиция, тем лучше выйдет картина.

Этой практики придерживаются многие известные художники. Композиции Майка Миньолы строятся на использовании двух противоположных тоновых значений — чёрного и белого.

Не нравятся заливки? Можно разбивать тон на простые группы, которые при отдалении от работы будут читаться как единые пятна. Картина Густава Доре разбита на несколько планов, которые читаются благодаря группировке основных масс по тону.

Как уже понятно, тон напрямую связан с освещением, поэтому продумывать количество света в работе очень важно. Это ещё одно направление, которое одинаково важно для фотографов, киношников и художников (особенно иллюстраторов).

Обратимся к лекции Катерины Горелко. Чаще всего в кино, живописи и геймдеве используют полный спектр тонов. За основу берут летний день, в кадре сохраняют как светлые, так и тёмные акценты.

Упомянутое на слайде правило 70/30 говорит о выразительном соотношении. Его можно применить не только к оттенкам серого, но и к форме, линии или цветам. В этой работе Lori Putnam больше 70% выполнены в светлом тоновом диапазоне, и до 30% — в тёмном.

Вернёмся к ключам. Высокий тоновой ключ используют, чтобы передать светлые эмоции, сны или воспоминания или подчеркнуть характер персонажа — нежный и непорочный. Для этого ключа почти не нужны тёмно-серые и чёрные значения.

Низкий тоновой ключ используют, чтобы показать страх, мистику или заговор (например, персонаж замышляет что-то недоброе у себя в кабинете). Его часто можно встретить в ужастиках. Светлые тона здесь встречаются по-минимуму и чаще всего выполняют роль акцентов.

Есть два основных варианта.

Начните с двух тонов, как Майк Миньола. Разбейте работу на свет и тень, далее постепенно добавляйте средние тона.

Помните: вы всегда можете отредактировать яркость тоновых значений, поменять тоновой ключ на более низкий или высокий и потом уже добавить цвет. Для этого воспользуйтесь панелью «уровни» или режимом коррекции «цветовой тон/насыщенность».

Концепт-художник Игорь Артеменко ака Haryarti (The Banner Saga, Riot Games) работает по похожему пайплайну.

Сразу разбейте вашу работу по пятнам. Для каждого плана задайте свой тон, как это делал Густав Доре. Помните про правило «светлое на тёмном, темное на светлом», самая важная часть вашей работы должна сильнее всего контрастировать с окружением: белое на чёрном привлекает внимание сильнее, чем светло-серое на тёмно-сером.

Внутри заданных тоновых пятен не должно быть сильных контрастов в деталях: отдельные незначительные элементы не должны вырываться на передний план, иначе вы потеряете целостность композиции. Убедившись, что тоновая композиция читается, переходите к покраске.

Возникли проблемы на этапе покраски? Отслеживать тоновые соотношения в цвете бывает не просто. Поэтому во время работы лучше переключаться в ч/б, чтобы проверить себя.

Рисуете в Procreate? В iOS есть настройка, которая позволяет переводить планшет или телефон в ч/б, трижды нажав на кнопку Home.

Чтобы активировать возможность перехода в чёрно-белый режим, зайдите в «Настройки — Основные — Универсальный доступ — Быстрые команды» и поставьте галочку на пункте «Светофильтры» (для новых версий iOS). В более старых версиях системы путь может отличаться, но эту функцию всегда стоит искать именно в «Универсальном доступе».

Помните, что такой способ перехода в ч/б режим меняет только отображение цветности на вашем экране, но для самой системы все остается цветным. Поэтому если вы возьмете пипеткой какой-то оттенок серого и начнете рисовать, а потом отключите ч/б режим, окажется, что вы рисовали именно цветом.

Иногда недостаточно просто перевести работу в оттенки серого, чтобы заметить проблему — особенно если глаз сильно замылился.

Можно попробовать выкрутить контраст на полную, чтобы довести оттенки до двух тонов — чёрного и белого. Тогда наверх выйдет базовая тоновая композиция, как в «стадиках» сверху. Для этого переведите изображение в оттенки серого, а потом с помощью «Levels» (Уровни) поменяйте детализацию так, чтобы тоновые соотношения сократились до двух-трех положений. Этим приёмом пользуется Сэм Нильсен, когда проверяет работы учеников.

Возьмем для примера работу самого Сэма.

Переводим её в оттенки серого и двигаем уровни. В центре внимания по-прежнему остается носорог. При неудачной комбинации тонов на этом этапе он бы уже слился с фоном и стал нечитаемым — и вы бы нашли ошибку.

Анализируйте работы других художников, кадры из фильмов и мультфильмов. Делайте копии выбранных изображений, используя ограниченную тоновую палитру: 2, 3 или 4 тона. На этом упражнении тренируются и новички, и профи.

В рамках челленджа #100daychallenge Павел Латковски создает быстрые композиции с ограниченным тоновым диапазоном каждый день, в течение нескольких месяцев.

Уже упомянутый Игорь Артеменко ака Haryarti старается делать такие «стадики» каждый день.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *