что такое тонический стих
Что такое тонический стих
Тоническая система стиха
Система стихосложения, в которой ритмичность создается упорядоченностью расположения ударных слогов среди безударных. Внутри тонического стихосложения различается чисто тоническое стихосложение, в котором учитывается только количество ударений в стихе (акцентный стих), и силлабо-тоническое, где учитывается также расположение ударений в стихе. В русской терминологии 18-го века под тоническим стихосложением подразумевали силлабо-тонику, как систему, отличную от силлабического стиха.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
6.Тоническое стихосложение
Тоническое стихосложение (греч. tonos — ударение), или акцентная система — стихосложение, основанное на соизмеримости строк по числу ударений, т.е. полнозначных слов (изотонизм) – слов, не имеющих служебное значение.
Основные виды русского тонического стиха: дольник, тактовик и акцентный стих.
(С.А.Есенин. »Песни, песни, о чем вы кричите?»)
Размер дольника определяется по числу иктов (обычно ударных), наиболее распространены 3-иктный и 4-иктный дольники. В качестве примера 4-иктного дольника приведем первую строфу стихотворения А.А.Блока:
О всех усталых в чужом краю, 1 – 1 – 2 – 1-
О всех забывших радость свою. 1 – 1 – 1 – 2 –
Дольник часто рассматривают как трансформацию силлабо-тонического стиха, как результат усечения (стяжения) трехсложных стоп. В поэзии Х1Х в., где безусловно господствует силлабо-тоника, дольники относительно редки. Широкое освоение этой формы стиха, ее совершенствование, само появление термина »дольник» связано прежде всего с поэзией Серебряного века, и »решающее значение имела работа А.Блока в »Стихах о Прекрасной Даме».
Тактовик – дальнейшая, после дольника, ступень в тонизации ритма на пути от силлабо-тоники к чисто тоническому, акцентному стиху, в котором ритмообразующее значение играют прежде всего ударения. В стихотворной строке тактовика число безударных (слабых) слогов между ударениями варьируется в пределах: 1-3 или 0-2 слога. Таким образом, межиктовые интервалы неравносложны, но разнятся друг от друга не более чем на два слога.
3-иктный тактовик – стих гораздо более »расшатанный», интонационно он ближе к акцентному стиху:
(Есенин «Песнь о собаке»)
Сам термин »тактовик» был предложен А.П.Квятковским, развивавшим особую »тактометрическую» теорию стиха. Тактовик в его различных вариациях представлен в русской поэзии ХХ века: »Наш марш» В.В.Маяковского, »Синие гусары» Н.Н.Асеева и др.
Тактовик резко отличается от стихов силлабо-тонической системы, где обязательны: равносложие соизмеримых строк, равнодольность всех слогов, совпадение ударных слогов с метрическими акцентами размера (константный ритм), отсутствие внутристишных структурных пауз. Мерой тактовика, как и силлабо-тонического стиха, служит тактометрический период с его контрольным рядом; тактовик скандируется четким речитативом. Практически основы тактовика заложены в метрических формах русского народного стиха. Почти на протяжении всей истории русской поэзии, начиная с середины 18 в., у отдельных поэтов появились стихи, ритмическая структура которых противостоит канонам силлабо-тонической системы. Попытки нарушить каноническое равносложие метрического стиха и ввести паузные формы ритма встречаются у Г. Державина, В. Жуковского, М. Лермонтова, К. Рылеева, Н. Некрасова, А. Фета, Я. Полонского и др. Наиболее эффективными оказались опыты А. Блока, М. Кузмина, В. Маяковского, Н. Асеева, С. Третьякова и других поэтов, расширивших богатства русского стихосложения тактометрическими ритмами.
Вот ряд тактовиков трехдольного ритма, они явились в результате развития паузных трехдольников. Трехкратные трехдольники:
Наш отец — завод.
Красная кепка — флаг.
Только завод позовет,
Руку прочь, враг!
Если день смерк,
Если звук смолк,
Все же бегут вверх
Соки сосновых смол.
В небе ржавее жести
Перст столба
Встал на назначенном месте,
Как судьба.
Билет — щелк. Щека — чмок.
Свисток, —и рванулись туда мы,
Куда, как сельди в сети чулок,
Плывут кругосветные дамы.
Акцентный стих (или ударник)– чисто тонический. В этой форме стиха метрообразующее значение имеют только ударения, число же безударных слогов между ударениями варьируется свободно, в широких пределах: от 0 до 6 и более слогов. Наиболее распространенные размеры – 4-ударник и 3-ударник; часто в стихотворном тексте урегулировано чередуются строки с разным числом ударений.
(В.Маяковский «Облако в штанах»)
Термин «акцентный стих» введен Б.В.Томашевским. Ритмическая структура акцентного стиха наиболее свободна. Поэтому в акцентном стихе усиливается роль такого факультативного признака завершения стихотворной строки, как рифма.
Пластическая структура ударника опирается не на количество стоп, как в метрическом стихе, а на равное количество логически сильных ударных слов. В зависимости от этого определяются и стиховые ряды равноударников: двухударник, трехударник, четырехударник, пятиударник, шестиударник. Акцентный стих очень распространен в русской народной поэзии. В 20 в. он стал достоянием поэзии А. Блока, М. Кузмина и особенно В. Маяковского, который канонизировал ударник и фразовик как формы стиха, наиболее подходящие для его публицистической поэзии. Различаются рифмованные и нерифмованные равноударники, среди последних имеется значительная группа произведений, где, помимо равного количества ударных слов, соблюдается единство в слоговом составе клаузул, замыкающих стиховые ряды.
Пример народного двухударника:
Во гра́де было Ки́еве,
Жила́-была молода́ вдова;
У не́й было де́вять сыновей,
Деся́тая — дочь люби́мая,
Ее бра́тья возлеле́яли,
Возлеле́яв, замуж вы́дали,
За младо́го за моря́нина,
За хоро́шего боя́рина.
(«Сестра и братья-разбойники»)
Народный трехударник с трехсложной клаузулой:
Пое́хал Миха́йло Доро́дович,
Пое́хал гуля́ть во чисто́ поле,
И вы́ехал на го́ру высо́кую,
Разве́ртывал тру́бку подзо́рную,
Гляде́л-смотре́л во чисто́ поле.
(Былина «Братья Дородовичи»)
Трехударник с двусложной клаузулой:
Полюби́л короле́вич Я́ныш
Молоду́ю краса́вицу Ели́цу,
Любит о́н ее два кра́сные ле́та,
В третье ле́то взду́мал он жени́ться
На Любу́се, че́шской короле́вне.
Четырехударник с двусложной клаузулой (в последнем стихе — односложная клаузула):
Когда́ мне́ говоря́т: «Александри́я»,
я ви́жу бе́лые сте́ны до́ма,
небольшо́й са́д с гря́дкой левко́ев,
бле́дное со́лнце осе́ннего ве́чера
и слы́шу зву́ки дале́ких фле́йт.
Вашу мы́сль, мечта́ющую на размягче́нном мозгу́,
Как вы́жиревший лаке́й на заса́ленной куше́тке,
Буду дразни́ть об окрова́вленный се́рдца лоску́т:
Досы́та изыздева́юсь, наха́льный и е́дкий.
Шестиударник с двусложной клаузулой:
Нас бы́ло четы́ре сестры́, четы́ре сестры́ нас бы́ло,
Все мы четы́ре люби́ли, но все́ име́ли ра́зные «потому́ что»:
Одна́ люби́ла, потому́ что так оте́ц с ма́терью ей веле́ли,
Друга́я люби́ла, потому́ что бога́т был ее́ любо́вник,
Тре́тья люби́ла, потому́ что он бы́л знамени́тый худо́жник,
А я́ люби́ла, потому́ что полюби́ла. (/\́) (/\́)
тонический стих
Смотреть что такое «тонический стих» в других словарях:
тонический стих — См. акцентный стих … Словарь литературоведческих терминов
Тонический стих — … Википедия
тонический стих — см. тоническое стихосложение … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Силлабо-тонический стих — см. Стихосложение. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия
ТОНИЧЕСКИЙ — (греч. tonikos, от tonos тон, напряжение, сила). 1) в музыке: основной. 2) тонические средства лекарства, подкрепляются организм. 3) тонический размер стихов, основанный на слогоударении. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка … Словарь иностранных слов русского языка
СТИХ — 1. СТИХ, стихла. прош. вр. от стихнуть. 2. СТИХ1, стиха, муж. (греч. stichos). 1. Ритмическая единица ритмизованной, стихотворной речи, содержащая определенное число стоп, строка (лит.). Силлабический стих. Тонический стих. Александрийский стих… … Толковый словарь Ушакова
СТИХ — 1. СТИХ, стихла. прош. вр. от стихнуть. 2. СТИХ1, стиха, муж. (греч. stichos). 1. Ритмическая единица ритмизованной, стихотворной речи, содержащая определенное число стоп, строка (лит.). Силлабический стих. Тонический стих. Александрийский стих… … Толковый словарь Ушакова
стих — 1. СТИХ, стихла. прош. вр. от стихнуть. 2. СТИХ1, стиха, муж. (греч. stichos). 1. Ритмическая единица ритмизованной, стихотворной речи, содержащая определенное число стоп, строка (лит.). Силлабический стих. Тонический стих. Александрийский стих… … Толковый словарь Ушакова
СТИХ — 1. СТИХ, стихла. прош. вр. от стихнуть. 2. СТИХ1, стиха, муж. (греч. stichos). 1. Ритмическая единица ритмизованной, стихотворной речи, содержащая определенное число стоп, строка (лит.). Силлабический стих. Тонический стих. Александрийский стих… … Толковый словарь Ушакова
Системы стихосложения. Тоника
Тоническое стихосложение (греч. tonos — ударение), или акцентная система — стихосложение, основанное на соизмеримости строк по числу ударений, т.е. полнозначных слов (изотонизм) – слов, не имеющих служебное значение.
Основные виды русского тонического стиха: дольник, тактовик и акцентный стих.
(С.А.Есенин. »Песни, песни, о чем вы кричите?»)
Размер дольника определяется по числу иктов (обычно ударных), наиболее распространены 3-иктный и 4-иктный дольники. В качестве примера 4-иктного дольника приведем первую строфу стихотворения А.А.Блока:
О всех усталых в чужом краю, 1 – 1 – 2 – 1-
О всех забывших радость свою. 1 – 1 – 1 – 2 –
Дольник часто рассматривают как трансформацию силлабо-тонического стиха, как результат усечения (стяжения) трехсложных стоп. В поэзии Х1Х в., где безусловно господствует силлабо-тоника, дольники относительно редки. Широкое освоение этой формы стиха, ее совершенствование, само появление термина »дольник» связано прежде всего с поэзией Серебряного века, и »решающее значение имела работа А.Блока в »Стихах о Прекрасной Даме».
Тактовик – дальнейшая, после дольника, ступень в тонизации ритма на пути от силлабо-тоники к чисто тоническому, акцентному стиху, в котором ритмообразующее значение играют прежде всего ударения. В стихотворной строке тактовика число безударных (слабых) слогов между ударениями варьируется в пределах: 1-3 или 0-2 слога. Таким образом, межиктовые интервалы неравносложны, но разнятся друг от друга не более чем на два слога.
3-иктный тактовик – стих гораздо более »расшатанный», интонационно он ближе к акцентному стиху:
(Есенин «Песнь о собаке»)
Сам термин »тактовик» был предложен А.П.Квятковским, развивавшим особую »тактометрическую» теорию стиха. Тактовик в его различных вариациях представлен в русской поэзии ХХ века: »Наш марш» В.В.Маяковского, »Синие гусары» Н.Н.Асеева и др.
Тактовик резко отличается от стихов силлабо-тонической системы, где обязательны: равносложие соизмеримых строк, равнодольность всех слогов, совпадение ударных слогов с метрическими акцентами размера (константный ритм), отсутствие внутристишных структурных пауз. Мерой тактовика, как и силлабо-тонического стиха, служит тактометрический период с его контрольным рядом; тактовик скандируется четким речитативом. Практически основы тактовика заложены в метрических формах русского народного стиха. Почти на протяжении всей истории русской поэзии, начиная с середины 18 в., у отдельных поэтов появились стихи, ритмическая структура которых противостоит канонам силлабо-тонической системы. Попытки нарушить каноническое равносложие метрического стиха и ввести паузные формы ритма встречаются у Г. Державина, В. Жуковского, М. Лермонтова, К. Рылеева, Н. Некрасова, А. Фета, Я. Полонского и др. Наиболее эффективными оказались опыты А. Блока, М. Кузмина, В. Маяковского, Н. Асеева, С. Третьякова и других поэтов, расширивших богатства русского стихосложения тактометрическими ритмами.
Вот ряд тактовиков трехдольного ритма, они явились в результате развития паузных трехдольников. Трехкратные трехдольники:
Наш отец — завод.
Красная кепка — флаг.
Только завод позовет,
Руку прочь, враг!
Если день смерк,
Если звук смолк,
Все же бегут вверх
Соки сосновых смол.
В небе ржавее жести
Перст столба
Встал на назначенном месте,
Как судьба.
Билет — щелк. Щека — чмок.
Свисток, —и рванулись туда мы,
Куда, как сельди в сети чулок,
Плывут кругосветные дамы.
Акцентный стих (или ударник)– чисто тонический. В этой форме стиха метрообразующее значение имеют только ударения, число же безударных слогов между ударениями варьируется свободно, в широких пределах: от 0 до 6 и более слогов. Наиболее распространенные размеры – 4-ударник и 3-ударник; часто в стихотворном тексте урегулировано чередуются строки с разным числом ударений.
(В.Маяковский «Облако в штанах»)
Термин «акцентный стих» введен Б.В.Томашевским. Ритмическая структура акцентного стиха наиболее свободна. Поэтому в акцентном стихе усиливается роль такого факультативного признака завершения стихотворной строки, как рифма.
Пластическая структура ударника опирается не на количество стоп, как в метрическом стихе, а на равное количество логически сильных ударных слов. В зависимости от этого определяются и стиховые ряды равноударников: двухударник, трехударник, четырехударник, пятиударник, шестиударник. Акцентный стих очень распространен в русской народной поэзии. В 20 в. он стал достоянием поэзии А. Блока, М. Кузмина и особенно В. Маяковского, который канонизировал ударник и фразовик как формы стиха, наиболее подходящие для его публицистической поэзии. Различаются рифмованные и нерифмованные равноударники, среди последних имеется значительная группа произведений, где, помимо равного количества ударных слов, соблюдается единство в слоговом составе клаузул, замыкающих стиховые ряды.
Пример народного двухударника:
Во гра́де было Ки́еве,
Жила́-была молода́ вдова;
У не́й было де́вять сыновей,
Деся́тая — дочь люби́мая,
Ее бра́тья возлеле́яли,
Возлеле́яв, замуж вы́дали,
За младо́го за моря́нина,
За хоро́шего боя́рина.
(«Сестра и братья-разбойники»)
Народный трехударник с трехсложной клаузулой:
Пое́хал Миха́йло Доро́дович,
Пое́хал гуля́ть во чисто́ поле,
И вы́ехал на го́ру высо́кую,
Разве́ртывал тру́бку подзо́рную,
Гляде́л-смотре́л во чисто́ поле.
(Былина «Братья Дородовичи»)
Трехударник с двусложной клаузулой:
Полюби́л короле́вич Я́ныш
Молоду́ю краса́вицу Ели́цу,
Любит о́н ее два кра́сные ле́та,
В третье ле́то взду́мал он жени́ться
На Любу́се, че́шской короле́вне.
Четырехударник с двусложной клаузулой (в последнем стихе — односложная клаузула):
Когда́ мне́ говоря́т: «Александри́я»,
я ви́жу бе́лые сте́ны до́ма,
небольшо́й са́д с гря́дкой левко́ев,
бле́дное со́лнце осе́ннего ве́чера
и слы́шу зву́ки дале́ких фле́йт.
Вашу мы́сль, мечта́ющую на размягче́нном мозгу́,
Как вы́жиревший лаке́й на заса́ленной куше́тке,
Буду дразни́ть об окрова́вленный се́рдца лоску́т:
Досы́та изыздева́юсь, наха́льный и е́дкий.
Шестиударник с двусложной клаузулой:
Нас бы́ло четы́ре сестры́, четы́ре сестры́ нас бы́ло,
Все мы четы́ре люби́ли, но все́ име́ли ра́зные «потому́ что»:
Одна́ люби́ла, потому́ что так оте́ц с ма́терью ей веле́ли,
Друга́я люби́ла, потому́ что бога́т был ее́ любо́вник,
Тре́тья люби́ла, потому́ что он бы́л знамени́тый худо́жник,
А я́ люби́ла, потому́ что полюби́ла. (/\́) (/\́)
Что такое тонический стих
Тоническое стихосложение в нашей стране предшествовало появлению силлабо-тонического. Его особенность состоит в том, что ритмообразующим фактором является определённое (равное или периодически повторяющееся) количество ударений в каждой строке стихотворения.
В Европе тоническое стихосложение зародилось в кельтской и древнегерманской литературе, происходило это в период раннего Средневековья. В данном стиле написаны многочисленные героические эпосы, поэмы, рыцарские романы. Распространение этой формы написания стихов обуславливалось тем фактом, что она лучше всего подходила к особенностям языка, произношению и употреблению отдельных слов, в которых ударение могло падать на разный слог.
В тоническом стихосложении, в зависимости от количества ударений в каждой строке, выделяются определенные размеры тоники – трехударный стих, четырехударный стих и так далее. Еще одна очень важная классификация, применяемая в данном стиле, зависит от величины межударного интервала, то есть, от количества безударных слогов. На его основании выделяют тактовик, дольник, акцентный стих и верлибр.
Тактовик – это форма тонического стихосложения, при которой межударный интервал равнялся одному, двум или трем слогам. В таком стиле часто писали российские поэты первой половины двадцатого века. Пример тактовика можно увидеть в стихотворении А.А. Блока «Из газет»:
Встала в сияньи. Крестила детей.
И дети увидели радостный сон.
Положила, до полу клонясь головой,
Последний земной поклон.
Дольник в тоническом стихосложении имел межударный интервал от одного до двух слогов. Этот стиль был любим такими авторами, как А.А. Блок, В.В. Маяковский, С.А. Есенин и так далее. Интересный дольник есть у А.А. Ахматовой:
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Акцентный стих является одной из наиболее интересных и свободных форм в тоническом стихосложении. Он подразумевает межударный интервал от нуля до шести слогов. Такие стихи очень похожи на разговорную речь, но, при этом, имеют свой, своеобразный ритм. Акцентным стихом часто писал В.В. Маяковский:
Верлибр в тоническом стихосложении применялся довольно редко, он очень близок к прозе, так как при его написании не обязательно использование метра и рифмы, но при этом есть признак и поэзии – деление произведения на отдельные строки. В двадцатом веке верлибр был широко распространен в Европе и Америке, российские поэты обращались к нему не так часто, но все же можно найти такие произведения:
Она пришла с мороза, Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов…
Эти строки из стихотворения А.А. Блока в доступной форме дают понять, что такое верлибр.
Очевидно, что тоническое стихосложение в России существенно потеряло свою популярность после изобретения силлабо-тоники, но, несмотря на это, все же многие авторы периодически обращались к данной форме поэзии.