что такое тональность в музыке простыми словами
Тональность
Используя слово тональнось в первом из указанных смыслов, мы можем сказать: «Данное произведение имеет тональность такую-то» (до мажор, ми минор и т.п.). Таким образом мы скажем, какую именно тональность имеет данное произведение.
Содержание
Некоторые определения
Тональностью, параллельной данной называеся тональность, имеющая то же число ключевых знаков (диезов или бемолей), что и данная. В паре параллельных тональностей одна является мажорной (часто вместо мажорная тональнось говорят просто мажор), а другая минорной (параллельный минор). Параллельные друг другу минор и мажор отличаются на две ступени: минор, параллельный данному мажору строится на его шестой ступени (которая является тоникой этого минора); мажор, параллельный данному минору строится, соответственно, на его третьей ступени.
Энгармоничными друг другу называются тональности, состоящие из одних и тех же звуков, и сами по себе (вне отношения с другими тональностями) являющиеся одним и тем же, но называемые и обозначаемые на письме по-разному. Энгармоничны друг другу, например, Соль-бемоль мажор и Фа-диез мажор, или ми-бемоль минор и ре-диез минор.
Обозначения
Русское название | Принятое в теории музыки немецкое | Английское | Количество ключевых знаков (диезов или бемолей) |
---|---|---|---|
До-бемоль мажор | Ces-dur | C-flat major | 7 |
ля-бемоль минор | as-moll | A-flat minor | 7 |
Соль-бемоль мажор | Ges-dur | G-flat major | 6 |
ми-бемоль минор | es-moll | E-flat minor | 6 |
Ре-бемоль мажор | Des-dur | D-flat major | 5 |
си-бемоль минор | b-moll | B-flat minor | 5 |
Ля-бемоль мажор | As-dur | A-flat major | 4 |
фа минор | f-moll | F minor | 4 |
Ми-бемоль мажор | Es-dur | E-flat major | 3 |
до минор | c-moll | C minor | 3 |
Си-бемоль мажор | B-dur | B-flat major | 2 |
соль минор | g-moll | G minor | 2 |
Фа мажор | F-dur | F major | 1 |
ре минор | d-moll | D minor | 1 |
До мажор | C-dur | C major | 0 |
ля минор | a-moll | A minor | 0 |
Соль мажор | G-dur | G major | 1 |
ми минор | e-moll | E minor | 1 |
Ре мажор | D-dur | D major | 2 |
си минор | h-moll | B minor | 2 |
Ля мажор | A-dur | A major | 3 |
фа-диез минор | fis-moll | F-sharp minor | 3 |
Ми мажор | E-dur | E major | 4 |
до-диез минор | cis-moll | C-sharp minor | 4 |
Си мажор | H-dur | B major | 5 |
соль-диез минор | gis-moll | G-sharp minor | 5 |
Фа-диез мажор | Fis-dur | F-sharp major | 6 |
ре-диез минор | dis-moll | D-sharp minor | 6 |
До-диез мажор | Cis-dur | C-sharp major | 7 |
ля-диез минор | as-moll | A-sharp minor | 7 |
Родство тональностей
Родством тональностей называется соотношение двух тональностей, определяемое количеством и значением общих аккордов (то есть аккордов, состоящих из звуков, которые встречаются в обеих тональностях). Родство тональностей определяется количеством общих звуков. Чем больше общих звуков, тем ближе друг к другу тональности. Существует четыре [1] степени родства тональностей:
Каждая тональность имеет шесть тональностей первой степени родства. Для каждой тональности к первой степени родства относятся следующие тональности:
1. параллельная данной
2. натуральной доминанты
3. ей (последней) параллельная
4. натуральной субдоминанты
6. минорной субдоминанты в случае мажора и мажорной доминанты для минора
Каждая пара из этих тональностей имеет много общих аккордов и между собой. Каждая мажорная тональность имеет две мажорных и четыре минорных тональности первой степени родства, тонические аккорды которых являются в ней трезвучиями II, III, IV, IV гармонической, V и VI ступеней (к до мажору — ре минор, ми минор, фа мажор, фа минор, соль мажор, ля минор). Каждая минорная тональность имеет две минорных и четыре мажорных тональности первой степени родства, тонические аккорды которых являются в ней трезвучиями III, IV, V натуральной, V гармонической, VI и VII натуральной ступеней. (к ля минору — до мажор, ре минор, ми минор, ми мажор, фа мажор, соль мажор).
Степень родства тональностей обусловливает возможность и характер модуляции.
Соотношение тональностей
В мажорно-минорной музыке тональности многообразно и сложно взаимодействуют. Нижеследующие отношения тональностей закреплены терминологически:
В английской терминологической системе параллельные тональности называются «соотносящимися» (relative keys), а одноимённые — «параллельными» (parallel keys), что нередко порождает путаницу в переводах английской музыкально-теоретической литературы на русский язык.
Общая характеристика
Тональный лад (в наиболее употребительном смысле) — это система мажора и минора в музыке XVII—XIX веков, так называемая «гармоническая тональность» (термин Карла Дальхауза), предполагающая активные динамические смены аккордов-ступеней и модуляцию в качестве высшей формы движения. Тоника в такой системе слышна (подразумевается) даже тогда, когда реально в музыке она отсутствует.
Для гармонической тональности типичны регулярные («метричные») смены местных гармонических центров, не отменяющих центрального тяготения, а наоборот интенсифицирующих его. Для формирования тонального чувства большое значение имеет музыкальный метр и метрическая экстраполяция [2] в форме.
Тональность некоррелятивна модальности, поскольку некоррелятивны основные признаки модальных и тональных ладов. В тональности непременно господствует центр, а звукорядная основа соблюдается в разной мере (например, звукоряд гармонического минора, мелодического мажора отклоняется от основной формы звукоряда этих ладов и т. п.). В модальности звукорядная основа непременна, а тяготения могут быть (например, в многоголосной музыке Машо и Лассо), а могут и вовсе отсутствовать (например, в большом знаменном распеве православных).
Средоточием теории мажорно-минорной тональности является теория функций, рассматривающая значения отдельных аккордов в пределах одной тональности и соотношения тональностей как функций высшего порядка. Главные элементы такого рода тональности — функции тоники (T), доминанты (D) и субдоминанты (S), совокупно именуемые «главными тональными функциями».
Категории и функции тональных ладов
Основные категории тональных ладов (на примере гармонической тональности):
Функции тональных ладов:
Состояния тональности
В учении о гармонии Ю. Н. Холопова предлагается классифицировать эти частные формы по четырём критериям (названным «тональными индексами») [7] :
В зависимости от комбинации указываемых индексами критериев тональности отмечаются те или иные состояния расширенной тональности. Некоторым из них (вследствие их характерности) присвоены особые названия:
1. Рыхлая тональность [8] (Ц+ Т+ С+ Ф-), то есть центр однозначен, тоника представлена, диссонанс подчинён, функции не указывают однозначно на тонику-центр.
Примеры: (1) Н. А. Римский-Корсаков. Сказание о невидимом граде Китеже: ария князя Юрия; (2) М. П. Мусоргский. Песня «Видение»; (3) С. В. Рахманинов. Всенощное бдение, ч. III, 1-я строка; (4) Д. Д. Шостакович. 7-я симфония, ч. III и др.
2. Диссонантная тональность (Ц+ Т+ С- Ф+), то есть центр однозначен, тоника представлена, диссонанс самостоятелен (не подчинён консонансу), функции центростремительны (опредёленно указывают на центр).
Примеры: (1) А. Н. Скрябин. 7-я соната, 9-я соната, «Прометей»; (2) С. С. Прокофьев. Сарказмы, № 5, главная тема; (3) А.Берг. Воццек, интерлюдия d-moll иежду 4 и 5 картинами III акта; (4) Н. Я. Мясковский. 7-я симфония, ч. I, главная тема и др.
3. Парящая тональность [9] (Ц+ Т- С± Ф+), то есть центр однозначен, тонический аккорд не появляется, диссонанс может быть подчинён, но может быть и свободен, функции указывают на центр. В отношении такой формы тональности также употребляют термин «атоникальность».
Примеры: (1) Р.Шуман. Крейслериана, № 4, главная тема; (2) М. П. Мусоргский. Детская песенка (A-dur); (3) Ф.Лист. Багатель без тональности; (4) А.Шёнберг. Песня «Соблазн» (Lockung) op.6 № 7; (5) он же, оркестровая песня «Voll jener Süße» op.8 № 5 и др.
4. Инверсионная тональность (Ц 1 2 Т+ С+ Ф+), то есть всё как в обычной гармонической тональности, но — вследствие действия функциональной инверсии [10] — либо окончание не на тонике, либо в начале нет ощущения тоники, либо и начало и конец не на тонике.
Примеры: (1) Н. А. Римский-Корсаков. Садко: Картина 2, хор красных девиц; (2) Ф.Шопен. Скерцо № 2 Des-dur; (3) М. П. Мусоргский. Песня «Сиротка»; (4) П. И. Чайковский. Иоланта: ария Иоланты и др.
Примеры: (1) М. П. Мусоргский. Хованщина: пляска персидок; (2) Чайковский. Романс «Мы сидели с тобой»; (3) А. Н. Скрябин. 5-я соната; (4) Д. Д. Шостакович. 5-я симфония, ч. III, 2-я побочная тема и др.
6. Колеблющаяся тональность (Ц 1-2-3 Т+ С+ Ф-), то есть центр неустойчив (хотя в каждом случае тоника вполне однозначна), диссонанс подчинён, функциональность не указывает на общую тонику. От рыхлой отличается тем, что в той — тоника в конце и в начале одна и та же, здесь нет. От переменной отличается тем, что в той есть сквозное тональное тяготение (при том, что центров два или более), здесь его нет.
Примеры: (1) Н. А. Римский-Корсаков. Садко: Картина 4, песня Веденецкого гостя (часть 1); (2) Р.Вагнер. Кольцо нибелунга: мотив судьбы; (3) Д. Д. Шостакович. 5-я симфония, ч. III, 1-я побочная тема и др.
7. Многозначная тональность (Ц 1-2 Т- С± Ф-), то есть гармония определённа в одной тональности, но примерно так же и в другой в одно и то же время. От колеблющейся отличается тем, что обе тональности слышатся сразу, а не попеременно.
8. Снятая тональность [12] (Ц неопред. Т- С- Ф-), то есть каждый из аккордов, взятый сам по себе, легко угадывается в какой-нибудь тональности, при этом никакой тоники и функциональных тяготений не слышно.
Примеры: (1) Ф.Лист. Прелюды (первый раздел разработки); (2) Ф.Лист. Фауст, вступление; (3) Н. А. Римский-Корсаков. Золотой петушок: антракт к III акту и др.
9. Политональность (Ц 1 +/Ц 2 + Т+ С+ Ф+), то есть сочетаются две музыки, каждая в своей (функционально определённой) тональности.
Примеры: (1) М. П. Мусоргский. Картинки с выставки: «Два еврея» (реприза); (2) И. Ф. Стравинский. Петрушка: ц.73; (3) Р.Штраус. Кавалер розы: заключение оперы; (4) А.Берг. Воццек: акт II, картина 4, тт.425-429 и др.
Теория музыки. Лад, тональность и интервалы
Мы продолжаем наш цикл статей по теории музыки, и сегодня речь пойдет о том, что такое лад, тональность и интервалы в музыке.
В прошлой статье мы с вами изучили нотное письмо и увидели, как в целом выглядит музыка в письменном виде, и какая нота за какой звук отвечает. Чтобы вам было проще вовлечься в данный урок, давайте вспомним с вами то, как выглядит звукоряд:
То, что вы видите на картинке выше – это гамма До мажор. О том, почему она называется именно “До мажор” речь пойдет немного позже. А сейчас мы с вами поговорим о гамме.
Гамма – это звукоряд, ступени которого находятся на расстоянии в один тон либо в полутон друг от друга. Обычно гаммы играют музыканты для разогрева и для развития моторики пальцев.
Ступени гаммы от первой и до седьмой нумеруются римскими цифрами.
Каждая ступень лада имеет свое название:
Вы наверняка понимаете, что ноты в музыке находятся в определенном соотношении между собой. Поэтому нельзя просто ударить по струнам гитары или обвалиться на клавиши фортепиано, чтобы получилась ласкающая слух мелодия. И прежде всего это самое соотношение выражается в том, что в музыке существуют звуки, которые будто бы выделяются из общей массы нот. Такие звуки называются устойчивыми и зачастую завершают мелодию.
Но и среди устойчивых звуков есть свой лидер – тоника. Она является основной опорой всей мелодии. На примере ниже вы можете послушать мелодию без тоники:
Кажется, что чего-то не хватает, правда? Хочется закончить мелодию.
И, конечно же, в противовес устойчивым звукам существуют и неустойчивые. Неустойчивые тяготеют к устойчивым звукам, стремятся соединиться с ними. И переход неустойчивого звука в устойчивый – это разрешение.
Итак, мы с вами поняли, что существует определенная закономерность, по которой строится музыка. И эта закономерность называется ладом. Лад всегда лежит в основе любой музыкальной композиции и именно он организовывает все звуки в музыке, придает мелодии характер.
Чтобы продолжить наш рассказ о ладах, нам нужно немного отвлечься и рассказать вам об интервалах.
Интервал – это одновременное или последовательное сочетание звуков. Одновременный интервал называется гармоническим, а последовательный – мелодическим. Нижний звук интервала – это его основание, а верхний – вершина. На примере левый интервал – гармонический, а правый – мелодический.
Мелодические интервалы могут быть как восходящими (то есть читаются снизу вверх), так и нисходящими (то есть наоборот). Гармонические же интервалы читаются только снизу вверх.
Интервалы, которые образуются в пределах одной октавы, называются простыми. И всего их восемь:
Но все простые интервалы также делятся. Мы же помним о том, что расстояние между соседними ступенями может равняться тону или полутону. Отсюда следует, что некоторые интервалы могут быть двух видов:
Не будем вас более перегружать подробностями об интервалах. Заметим только, что интервалы делятся на консонирующие и диссонирующие. Консонанс – это сливающееся, согласное звучание. Диссонанс – это резкое, не сливающееся звучание, ну или попросту “неприятное”.
Консонирующие интервалы:
1. Весьма совершенный консонанс:
2. Совершенный консонанс:
3. Несовершенный консонанс:
К диссонирующим интервалам относятся все остальные.
Теперь вернемся к ладам. Лады бывают разными, но мы с вами разберем самые основные: мажорный и минорный.
Мажорный лад (в дословном переводе – больший лад) – это лад, устойчивые звуки в котором образуют мажорное (большое) трезвучие, то есть созвучие, которое состоит из трех звуков. Звуки мажорного трезвучия располагаются по терциям: между нижним и средним звуками находится большая, а между средним и верхним – малая. Между верхним и нижним же образуется чистая квинта. Мажорное трезвучие, которое строится на тонике (то есть на первой ступени лада) – это тоническое трезвучие.
В таком ладу неустойчивые звуки находятся между устойчивыми. Мажорный лад состоит из семи ступеней, а последовательный звукоряд лада – это и будет гамма, о которой мы говорили выше.
В мажорном ладу интервалы между ступенями располагаются таким образом: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.
Минорный лад (меньший лад) – это лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие. Минорное трезвучие состоит из малой терции между нижней и средней ступенью, и большой между средней и верхней.
В минорном ладу интервалы располагаются так: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.
На слух минорный и мажорный лады довольно легко отличить друг от друга. Если мелодия звучит весело и энергично – то это мажорный лад, ну а если вы слышите грустную и плавную мелодию – то это минорный лад.
Тональность – это высота, на которой расположена тоника лада. Название тональности соответствует названию ее лада, к примеру: До мажор, Ре минор и т.д.
Предположим, что вы решили спеть ту или иную песню, но она оказалась вам слишком низкой для вашего голоса. Поэтому нам нужно переписать мелодию в более высокой тональности. Для этого нужно переписать все ноты на нужное количество тонов выше. Но стоит учитывать, что существуют тональности, и выходить за их пределы – равносильно созданию диссонанса. Если вам интересно, как переносить мелодию из одной тональности в другую – напишите об этом в комментариях, и мы подробно разберем эту тему в следующей статье.
Тональность обозначается ключевыми знаками альтерации, которые имеют строгое правило своего появления на нотном стане. Диезы пишутся в таком порядке: Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си.
Бемоли же располагаются в обратном порядке: Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа.
Гармонический мажор – это мажорный лад с пониженной четвертой ступенью. Он имеет своеобразное восточно-экзотическое звучание и присущ мелодиям многих азиатских народов.
Мелодический мажор – это мажорный лад, в котором понижены и четвертая, и седьмая ступени. Такой лад имеет особую певучесть и очень приятен для слуха.
Тональность – так ли это страшно?
В Уроке№3, как впрочем и в других уроках, вы часто встречали загадочные термины – гамма до мажор, гамма ля мажор, гамма ми минор и т. д. А что, собственно такое – гамма до мажор или любая другая? Попытаюсь объяснить «на пальцах». Вообще-то гамма – это техническое упражнение для развития беглости пальцев и усвоения тональности. А тональность? Вот об этом сейчас и поговорим.
ЛАДно или о ладах в музыке
Еще с детского сада на музыкальных занятиях малышам говорили – вот есть грустный колокольчик, и есть веселый колокольчик. Грустный колокольчик зовут «МИНОР», а веселый – «МАЖОР». Все песенки, которые вы знаете, сочиняют эти колокольчики и получаются они у минора – грустные, а у мажора – веселые. Объяснение, конечно, очень показательно для дошкольников.
Два лада в музыке
Однако для детей постарше и для взрослых можно сказать более серьезным языком – вся музыка, которая когда-либо была или будет сочинена, написана либо в мажоре, либо в миноре. И это может на слух определить даже ребенок. Вот эти мажор и минор называются – ЛАД.
Следует отметить, что музыкальный язык довольно богат, как ни странно, и часто бывает, что пьеска, написанная в миноре, звучит довольно весело, а мажорное произведение нагоняет тоску. Это случается сплошь и рядом, но, тем не менее, надо научиться различать на слух минорный и мажорный лады.
Тоника – царица тональности
А теперь вернемся к началу – допустим – до мажор. Или ля минор. Или фа мажор. Вот всех этих словосочетаниях есть определение какого-либо лада – минорного или мажорного. А что же означают слова – до, фа, ля? Все знают, что это ноты, но какие? А это, друзья мои, – ТОНИКА. Самый первый и самый главный звук в тональности.
Внимание! Я объясняю следующее понятие. Есть звукоряд. Как цифры идут одна за другой, так и ноты имеют четкую последовательность в звукоряде.
ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ
Нот, как вы знаете, всего 7. Далее они просто повторяются. А есть понятие ступени. Их тоже 7.
Если звукоряд начать с ноты ДО, то и закончить его следует нотой ДО. В этом случае первой нотой будет нота ДО и название ей – ТОНИКА. Смотрите, что получается. Если тоника – ДО, то есть первая ступень – ДО, то вторая будет РЕ, третья – МИ, а седьмая – СИ.
Приспичило нам начать звукоряд с ноты ЛЯ – Бога ради. Но только тогда и первой будет ступень ЛЯ, она же – тоника.
ВЫВОД – тоникой может быть любая нота, но СТУПЕНЬ – всегда ПЕРВАЯ.
Подошли к определению тональности
Теперь мы с вами плавно приближаемся к понятию ТОНАЛЬНОСТЬ. Что же это такое и с чем ее едят? А тональность в музыке, друзья мои, это когда соединяются тоника и лад. Вот и получается, что тональность (гамма) до мажор – это мажорный лад с тоникой ДО. А тональность ля минор – это минорный лад с тоникой ЛЯ.
Для чего нужны тональности?
Как художнику нужны разные краски, так и музыканту нужны разные звуки и разные тональности. Любое музыкальное произведение можно исполнить в любой тональности – мажорное во всех мажорных, а минорное – во всех минорных. Это вопрос удобства исполнения.
Пока всё понятно? Ну, если что – в комментариях спрашивайте – отвечу. Только спешу сообщить, что я вам дала очень примитивное объяснение. Есть еще понятие диезы и бемоли. что это? А это почти всегда черные клавиши на клавиатуре. И тональность песни может быть, к примеру – до диез минор или ля бемоль мажор. Только об этом я расскажу в ближайших уроках.
Типичный образец пьесы в миноре:
Что такое тональность в музыке простыми словами
Вы обратили внимание, что некоторые тональности названы через диез, некоторые через бемоль, а некоторые и так и эдак? Этому есть теоретическое объяснение.
Во-первых, характеристикой звукоряда тональности служат так называемые знаки при ключе: количество диезов или бемолей, которые содержит звукоряд тональности. Под ключом тут понимается скрипичный ключ на нотном стане (которому в нашем курсе мы практически не уделим времени). Я попробую объяснить эту тему без привлечения нотной грамоты.
Итак, представим состав нескольких тональностей:
Как видите, в составе до-мажора нет никаких диезов и бемолей. В двух других тональностях диезы есть. Например, в ре-мажоре у нас есть два диеза: фа и до. А в ми-мажоре их аж четыре: фа, соль, до и ре. Вот качество и количество диезов или бемолей в составе звукоряда и понимают под знаками при ключе.
Теперь разберем, почему в одних тональностях бывают диезы, а в других — бемоли.
Дело в том, что диез или бемоль выражают как-бы состояние ноты. Например, си-бемоль — это состояние ноты си, а фа-диез — ноты фа. В рамках одного звукоряда у ноты может быть только одно состояние: либо со диезом/бемолем, либо без. Также в рамках одного звукоряда не может быть диезов и бемолей одновременно.
Сравним два звукоряда:
Обе тональности содержат одинаковый набор ступеней по их высоте, однако первая тональность прописана через диез, а вторая — через бемоль. Как вы думаете, какой вариант более правильный?
Во втором случае у нас есть и нота A и нота A#, т. е. для одной ноты задействованы два состояния. Аналогично — с D и D#. В первом же случае — повторов нет, поэтому этот вариант и является корректным. А тональности ла-диез мажор — не существует.
Практикум 1
Как вы думаете, какой вариант — правильный:
На пятой струне располагаются гамма и тоники трезвучий, а на четвертой — терцовые и квинтовые тона, к которым от тоник проходят пунктирные линии.
Это справедливо и для гаммы параллельной тональности — ля-минора. Как мы уже знаем, трезвучие и будет определять тип аккорда, который расположится на этой ступени:
По вертикали у нас — ступени, а по горизонтали — тип аккорда, который располагается на этой ступени. Рекомендую выучить эту схему и забить ее в пальцы.
Зная тональность песни, вы сразу увидите на грифе, какие лады прозвучат, а какие будут диссонировать; увидите гаммы; увидите сетку аккордов тональности. Зная это, вы будете чувствовать себя как рыбка в воде во время исполнения музыки.
Существует один сложный и минимум два простых способа быстро выяснить тональность песни.
Сложный способ: определить тональности песни на слух.
Умение определять звучащую ноту на слух — это ценный навык, который требует долгих часов подготовки. За неделю/месяц такому не научишься, а нам нужен быстрый результат. Поэтому целенаправленным развитием слуха мы заниматься не будем. Однако есть и приятная новость: ваш слух будет развиваться всегда, когда вы будете учить, закреплять и анализировать что-то новое.
Простой способ № 1 : определить тональность песни с помощью тоники.
Это самый простой способ. Вам будет нужно ‘на ощупь’ понять, какая нота является главной и вокруг которой пляшет все остальное. Нужно только услышать лад, а после этого вы сможете выстроить все самостоятельно.