что такое тональная проработка формы
V. Полная тональная проработка формы
IV. Выявление объемной формы предметов светотенью
рис.80
Следовательно, впечатление света может быть достигнуто в однотонном рисунке вследствие выдержанности тонального масштаба. Рисунки по тону могут быть как светлыми, так и темными. Поэтому в тональном рисунке очень важно верно установить тональный масштаб между светлым тоном белизны бумаги и силой тона темноты графитного карандаша. При этом тональный масштаб, независимо от мягкости карандашей, за исключением твердых, может быть верно установлен. Для наглядности и для получения полного представления о тональном масштабе хорошо поупражняться на отдельном листочке из ватмана. Проложите штрихами тон в виде полосок из нескольких прямоугольников, составленных в один ряд (тональный спектр), где сила тонов, правильно соподчиняясь по всему диапазону, от светлоты бумаги плавно и постепенно, еле различаясь, переходит к самому темному тону карандаша (рис.80). Такого рода практические упражнения дают возможность прочувствовать на бумаге светотональные градации и их тончайшие переходы, которые помогут уверенно вести в рисунке работу со светотенью. При этом количество полосок, составленных в ряд должно быть не менее 7.
Детальную проработку форм отдельных фигур или их частей не следует вести в отрыве от окружающих их предметов. Следует постоянно работать отношениями, сопоставляя силу тона на одной поверхности с другой и с натурой. В противном случае целостность изображения может быть нарушена. Только при взаимном соподчинении тональных отношений (света, теней, полутонов и их пропорциональных тоновых различий) можно добиться целостности рисунка, убедительности передачи формы и ощущения той или иной освещенности.
Таким образом, внимательно прорисовывал каждую деталь предмета, нужно выявить характер ее структуры, одновременно увязывая составные элементы между собой и с целым. Работая тоном, важно соблюдать чистоту, то есть не последнее место в искусстве рисования должна занимать аккуратность штриховки. Здесь следует заметить, что под аккуратностью прежде всего следует понимать культуру рисовальщика. Такие, благородные, выполненные с огромной любовью, старанием и уважением к своему искусству рисунки не следует путать с сентиментальными, слащавыми, приближенными к фотографическим изображениям и запачканными, явно выполненными так от недостатка определенного технического мастерства. Кроме владения основными элементами рисунка, знания закономерностей строения форм, перспективы, пропорции, композиции и образа в рисунке необходима и техническая сторона, чистота исполнения, словом, в искусстве рисунка важно все. Только по мере кропотливого труда, последовательно и методично усваивая все более сложные объекты, приобретаются определенные технические навыки. Задача не из легких, поэтому, чтобы добиться определенных результатов в искусстве рисования, студентам необходим целенаправленный систематический труд, огромная любовь к рисованию, характер, воля и, конечно, время.
Рис.81
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
V. Полная тональная проработка формы
Приступая к детальной прорисовке форм, необходимо внимательно проследить за всеми оттенками светотеней на деталях формы и их переходами с одной поверхности на другую. Моделируя форму предметов, очень важно правильно работать тоновыми отношениями, начиная от самого светлого до самого темного и их промежуточных тонов (блик, свет, полутень и тень). Чтобы правильно взять тоновые отношения, следует исходить от натуры, от двух противоположных по силе контрастных пятен на ней. Самым светлым местом на натуре будет блик и его окружение, а самое темное — собственная и падающая тени. Эти два контрастных пятна должны служить ориентиром в последующей работе над свето-тональным рисунком при определении правильных тоновых отношений. Ориентируясь на самые светлые и самые темные места на натуре, постоянно сравнивая одну силу тона с другими, находите все остальные оттенки светотени. Пытаться повторить абсолютную светлоту и темноту в натурной постановке невозможно, да и не имеет смысла по той причине, что сила тона блика на бумаге и яркость светового блика на предмете не имеют ничего общего. Точно так же сила темноты карандаша, даже самого мягкого, не сравнима с силой черноты предмета или его темных пятен.
Следовательно, впечатление света может быть достигнуто в однотонном рисунке вследствие выдержанности тонального масштаба. Рисунки по тонумогут быть как светлыми, так и темными. Поэтомув тональном рисунке очень важно верно установить тональный масштаб между светлым тоном белизны бумаги и силой тона темноты графитного карандаша. При этом тональный масштаб, независимо от мягкости карандашей, за исключением твердых, может быть верно установлен. Для наглядности и для получения полного представления о тональном масштабе хорошо поупражняться на отдельном листочке из ватмана. Проложите штрихами тон в виде полосок из нескольких прямоугольников, составленных в один ряд (тональный спектр), где сила тонов, правильно соподчиняясь по всему диапазону, от светлоты бумаги плавно и постепенно, еле различаясь, переходит к самому темному тону карандаша (рис.80). Такого рода практические упражнения дают возможность прочувствовать на бумаге светотональные градации и их тончайшие переходы, которые помогут уверенно вести в рисунке работу со светотенью. При этом количество полосок, составленных в ряд должно быть не менее 7.
Детальную проработку форм отдельных фигур или их частей не следует вести в отрыве от окружающих их предметов. Следует постоянно работать отношениями, сопоставляя силу тона на одной поверхности с другой и с натурой. В противном случае целостность изображения может быть нарушена. Только при взаимном соподчинении тональных отношений (света, теней, полутонов и их пропорциональных тоновых различий) можно добиться целостности рисунка, убедительности передачи формы и ощущения той или иной освещенности.
При изображении предметов, имеющих темную окраску, следует для начала проложить по всей их поверхности необходимый тон штрихами, соотнося силу тонов с окружающими предметами. При этом не следует класть сразу максимально темный тон, а приберечь предельную силу тона для последующего усиления, уточнения деталей. Работая светотенью, сосредотачиваясь на закономерностях света и теней и их градациях, не следует забывать, что главное в рисунке тоном — это построение конструкции формы светотенью. Иначе говоря, выражение формы в тональном рисунке — это, прежде всего правильное понимание структуры предмета, а работа тоном есть средство выражения объемных форм и передачи пространства на плоскости листа бумаги.
Таким образом, внимательнопрорисовывая каждую деталь предмета, нужно выявить характер ееструктуры, одновременно увязывая составные элементы между собой и с целым. Работая тоном, важно соблюдать чистоту, то есть не последнее место в искусстве рисования должна занимать аккуратность штриховки. Здесь следует заметить, что под аккуратностью прежде всего следует понимать культуру рисовальщика. Такие, благородные, выполненные с огромной любовью, старанием и уважением к своему искусству рисунки не следует путать с сентиментальными, слащавыми, приближенными к фотографическим изображениям и запачканными, явно выполненными так от недостатка определенного технического мастерства. Кроме владения основными элементами рисунка, знания закономерностей строения форм, перспективы,пропорции, композиции и образа в рисунке необходима и техническая сторона, чистотаисполнения, словом, в искусстве рисунка важно все. Только по мере кропотливого труда, последовательно и методично усваивая все более сложные объекты, приобретаются определенные технические навыки. Задача не из легких, поэтому, чтобы добиться определенных результатов в искусстве рисования, студентам необходим целенаправленный систематический труд, огромная любовь к рисованию, характер, воля и, конечно, время.
Для чистоты исполнения рисунка студентам следует начинать с подбора качества бумаги, карандашей и, разумеется, приобретения определенных знаний и умений в технике штриховок (рис.21). Бумагу следует натягивать на планшет. Это дисциплинирует и способствует организованности, собранности и аккуратности в работе. Здесь не лишним будет вспомнить замечательного художника и педагога А.Дейнеку, который позволял ученикам работать только на хорошо натянутой на планшет бумаге. П.П.Чистяков по поводу аккуратности и чистоты исполнения рисунка писал: «Чистота в тушевке, если смотреть на нее правильно, совсем не вредит, а напротив — она естьнеобходимость всякого осмысленного рисования».
Методическая разработка по предмету» Рисунок»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
« Детская художественная школа»
по учебному предмету «Рисунок»
для преподавателей и учащихся Детских художественных школ
Преподаватель МУДО «ДХШ»,
высшая квалификационная категория,
Брагина Людмила Евгеньевна
2.Рисунок натюрморта из предметов быта и гипсового орнамента невысокого рельефа с драпировкой.
Этапы работы над натюрмортом.
1. Постановка натюрморта
2. Анализ постановки.
3. Композиционный этап.
4. Передача характера и формы предметов
5. Конструктивный анализ формы предмета.
6. Разбор светотеневых отношений.
7. Завершающая стадия – подведение итогов
3. План – конспект урока
1. Последовательность конструктивного выполнения натюрморта
2. Последовательность тонального решения натюрморта
Рисунок – ведущая дисциплина в процессе обучения изобразительному искусству. Именно в рисунке раскрывается содержание художественного произведения, его центральная мысль. Ребенок должен видеть натуру, прежде чем рисовать, каждый предмет должен быть изучен, т.е. пропорции предмета, его особенности.
Учебные постановки натюрморта помогают учащимся понять и усвоить практически понятие перспективы, линейно конструктивное построение формы на плоскости. Тональный рисунок натюрморта длительный и трудоемкий процесс. Он может длиться от 9 до 16 часов. Если работа у учащегося складывается неудачно, мотивация к выполнению данного задания может постепенно снижаться, Поэтому педагогу необходимо, основываясь на личностно ориентированном подходе, заранее просчитать все опасности, оценить возможности и способности детей.
Особую роль в преподавании тонального рисунка, играет последовательность выполнения задания. Четкое деление всей работы на этапы работы, это уменьшит количество возможных, часто допускаемых ошибок, а, значит, уменьшит трудоемкость и позволит получить высокие результаты, затем педагог составляет натюрморт, исходя из цели и задач данной темы, возможностей и способностей учащихся. Еще на подготовительной стадии следует учесть разницу между уровнем развития художественных способностей воспитанников и детей со средними способностями и продумать разные вариации одного задания, основываясь на принципе дифференцированного обучения. Таким образом, желательно составить не один, а, как минимум, два натюрморта с разным уровнем сложности, но отвечающие общим целям урока.
Предметы и фон должны быть приглушенных цветов, чтобы не отвлекать учащихся своей яркостью от восприятия тональности натюрморта и его составляющих, и четко делиться на три четыре тона: светлый, темный и один
Цель учебного задания «Натюрморт из предметов быта и гипсового орнамента с драпировкой» закрепить материал предыдущего задания, научить учащихся принципам композиционного размещения предметов, передавать объемно-конструктивную форму, фактурность, светотеневую моделировку.
Задача: проанализировать натурную постановку (уровень горизонта, выбор формата листа, характер конструктивной форму розетки и орнамента).
Грамотно за компоновать натюрморт в листе; построить предметы с учетом линейной и воздушной перспективы; верно передать тональные отношения в натюрморте; передать материальность предметов.
Каждая учебная постановка должна иметь проблемные ситуации, которые решаются учащимися в процессе работы. Учебная постановка даёт возможность изучить основы теории графики, активизируя художественно-творческий процесс.
2.Рисунок натюрморта из предметов быта и гипсового орнамента с драпировкой.
Этапы работы над натюрмортом.
1. Постановка натюрморта.
Правильно поставленный натюрморт вызывает у учащихся желание работать, активизирует образное и пространственное мышление. В процессе работы над натюрмортом у детей сформировываются новые знания, умения и навыки. Постановку надо ставить так, чтобы она способствовала развитию видения прекрасного, анализу пластики и конструкции формы.
Расстояние между постановкой и рисующим должно быть оптимальным (примерно двойной размер натюрморта). При большом расстоянии дети рискуют совершить ошибки из-за невозможности рассмотреть детали.
Прежде чем начать работу на формате, учащимся рекомендуется выполнить несколько быстрых эскизов с натуры для нахождения композиции на листе и передачи основных пропорций и характера постановки.
Также рекомендуется рассмотреть натюрморт с разных ракурсов для выбора наиболее удачного, для лучшего понятия пространственного положения предметов относительно друг друга. В эскизе к учебному рисунку ученик должен решить следующие задачи: композиция, пропорции, тональные отношения.
2. Анализ постановки.
Процесс изображения начинается с анализа натуры. Формат листа выбираем в зависимости от особенности натуры и творческого замысла. Приступая к работе, необходимо представить рисунок в завершенном виде. И постараться увидеть красоту постановки.
Начинать работу над натюрмортом лучше всего с наброска, а не с построения. При изображении натюрморта нельзя прорисовывать все предметы в одинаковой степени. Каждый предмет натурной постановки требует к себе особого отношения: одни предметы (переднего плана) требуют более внимательного анализа формы, более детальной проработки; другие (дальнего плана) могут быть изображены в общих чертах, для чего достаточно выразить характер общей формы.
Работа должна быть живая, эмоциональная, передающая впечатление
3. Композиционный этап.
Композиционный этап начинается с выбора формата. Формат выбирается в зависимости от характера постановки (вертикальный, горизонтальный, квадратный и другие). Чтобы понять, какой формат необходимо выбрать, следует померить отношение высоты к ширине. Если высота больше ширины, то формат вертикальный, если наоборот – горизонтальный, если одинаково, то тоже горизонтальный (принцип домысливания).
На листе отмечается (лёгкими линиями) общее пятно всей постановки. Пятно находится в центре листа, но чуть выше середины (закон учебника истории). Необходимо компоновать так, чтобы предметам уютно «жилось» в листе, то есть размер должен быть оптимальным (не слишком большим и не маленьким) и, в то же время, имея достаточное количество воздуха, чтобы «дышать». Отмечаются пятна каждого предмета постановки. Необходимо сравнивать пятна предметов относительно друг друга.
4. Передача характера и формы предметов.
Выполняется общий силуэт всей постановки, чтобы силуэт был узнаваемым. Далее делаем наброски предметов постановки (без построения) для передачи характера. Главное на этом этапе определить размеры предметов, их пропорции (по высоте, ширине, глубине).
5. Конструктивный анализ формы предмета.
На этом этапе выполняется конструктивное построение предметов, то есть передать конструкцию предмета (как он сделан фактически). Сложную форму разбиваем на простые геометрические тела. При этом важно, чтобы уровень подготовки студентов, позволял им строить геометрические тела с учётом линейной перспективы. Построение начинается с опорной точки, которая лежит в основании предмета и находится ближе всего к рисующему. Перспективу необходимо строить с учетом точки зрения и положения линии горизонта (выше, ниже, на середине листа).
Построение гипсовой розетки:
Построение гипсовой розетки начинается с построения плиты. Важно понимать, что неправильное построение на начальном этапе, приведёт к неизбежному провалу всей постановки. Плиту начинаем строить с дальней невидимой плоскости, которая обычно опирается на стенку. Отмечается след плиты, полученный при мысленном изъятии розетки. Далее студент переходит к поднятию толщины плиты. И строится передняя лицевая плоскость. Необходимо следить за толщиной линий построения. Линии должны быть живые. На плите компонуется положение гипсового орнамента. Отмечаются его габариты и основные пропорции и движение. Далее набирается толщина орнамента.
6. Разбор светотеневых отношений.
Свет, падая на поверхность тела, меняется в тоне в зависимости от положения плоскостей в пространстве по отношению к источнику света. Приступая к выполнению объема предметов тона, прежде всего надо определит самое светлое и самое темное место на натуре.
Необходимо следить за направлением источника света. Большими штрихами набираем тени (собственные и падающие). Штриховать надо на вытянутую руку от плеча, закрывая большие поверхности бумаги. Штриховка должна быть эмоциональна. Предметы должны быть в разной степени проработаны. На переднем плане более проработаны, на дальнем – менее. Необходимо следить за движением тона в глубину, учитывая нужную перспективу. Самый передний край – самый тёмный, дальше – светлее. Надо проработать фактуру предметов.
7. Завершающая стадия – подведение итогов.
Основная работа на завершающем этапе – обобщение и выделение главного. Уточняем пропорции, убираем лишние подробности, проверяем сходство рисунка с натурой. учащийся должен почувствовать движение тона. При необходимости приглушить рефлексы. Посмотреть и сравнить удалённость освещённых частей от света между собой. Проверяем и уточняем отношение контрастов, следим, чтобы рефлексы не путались со светом. Уводим контрасты мягче при удалении от источника света и от зрителя. Прорабатываем касания по краям изображения.
3. План – конспект урока
Тема. Натюрморт из предметов быта и гипсового орнамента с драпировкой (16 часов).
Тональный рисунок натюрморта из предметов быта с введением гипсового орнамента и драпировки со складками. Компоновка натюрморта в листе, выбор формата. Выявление пространства и материальности с помощью тона, тональная разработка деталей, обобщение. Освещение верхнее, боковое. Формат А-2. Материал – графитный карандаш.
Образовательная : закрепить материал предыдущего задания, научить учащихся принципам композиционного размещения предметов, передавать объемно-конструктивную форму, фактурность, светотеневую моделировку. Развивающая: развивать у учащихся умение анализировать особенности
конструкции каждого предмета;
Воспитательная: воспитывать творческое мышление, художественный вкус,
самостоятельность в решении творческих задач.
Задачи: проанализировать натурную постановку (уровень горизонта, выбор формата листа, характер конструктивной форму розетки и орнамента).
Грамотно за компоновать натюрморт в листе; построить предметы с учетом линейной и воздушной перспективы; верно передать тональные отношения в натюрморте; передать материальность предметов.
Тип урока: Открытый урок. Формирование умений и навыков у учащихся.
Методы урока: наглядный, практический.
Форма урока: фронтально-групповая, индивидуальная.
Оборудование для преподавателя: натурная постановка, последовательность построения натюрморта, последовательность работы в тоне, работы учащихся из методического фонда.
1. Организационный момент.
3. Объяснение нового материал.
4. Самостоятельная работа.
5. Подведение итогов.
Проверить готовность к уроку, перечислить, что для этого нужно.
2. Вводная часть. Беседа с детьми о значимости рисования натюрморта.
В процессе обучения изобразительному искусству в художественной школе центральное место занимает рисование натюрморта, так как натюрморт можно считать малой моделью большого мира и отрабатывать в нем все те задачи, с которыми художник встретится при изображении интерьера, пейзажа, портрета, сюжетной композиции. Учебные постановки натюрморта помогают учащимся понять и усвоить практически понятие перспективы, линейно конструктивное построение формы на плоскости, позволяют изучить светотеневые отношения натуры.
1. Анализ постановки натюрморта (из каких предметов состоит натюрморт, сравнение предметов по размеру, форме, тону).
2.В диалоговой форме проводится анализ натюрмортов из методического фонда по данной теме. Вместе с детьми определяется общий тональный строй, тональные отношения между предметами и частями фона.
Вопросы к учащимся: «Каким образом показывают объём и пространство в натюрморте? (с помощью светотени, контрастов, линейной и световоздушной перспективы). От чего зависит равновесие в натюрморте? (от гармоничного расположения тональных пятен). Что является центром композиции?
Какими средствами пользуется художник для выявления композиционного центра.
4. Практическая работа: выполнение тонального рисунка натюрморта из предметов быта с введением орнамента высокого рельефа и драпировки со складками.
Выполнение практической работы с натуры поэтапно:
Определить положение формата (горизонтальное или вертикальное)
— Композиционное решение листа.
Легкими линиями нужно найти расположение всей композиции.
Определяем место для каждого предмета, одновременно устанавливая основные пропорции величин между предметами.
— Конструктивное построение предметов натюрморта.
Конструктивное построение натюрморта ведется параллельно с постоянным измерением пропорциональных отношений величин предметов, уточнением формы и местонахождением их в пространстве и расстояний между ними. Для того чтобы
правильно определить положение каждого предмета на горизонтальной плоскости стола, следует выполнить «сквозную» прорисовку оснований и всех объемов предметов.
Когда конструктивное построение натюрморта почти закончено, рисунки выставляются в ряд, и преподавателем вместе с учащимися проводится предварительный просмотр работ. В ходе просмотра учащимся дается возможность самим определить те работы, в которых лучше всего решены задачи первых этапов, указать ошибки в своих рисунках товарищей и способы их исправлений. Преподаватель дополняет высказывания детей, обращает их внимание на самые удачные рисунки, а также на типичные ошибки в работах детей и объясняет, как их избежать.
— Лёгкая тональная проработка натюрморта.
Установление больших тональных отношений. На этом этапе закладываются тональные отношения предметов и частей фона, причем тон штриховки определяется тоном освещенных участков предметов, начиная с самых темных.
— Тональное решение натюрморта, передача объёма предметов при помощи светотени.
Выявление большой формы при помощи светотени. Этот этап начинается с построения собственных и падающих теней, которые затем заштриховывают легким тоном в один слой, начиная с самых темных. Важно следить, чтобы на этом этапе дети уделяли внимание всем крупным теням, вели всю работу одновременно, следили за сохранением целостности рисунка. Часто в погоне за красотой деталей обучающиеся «перешагивают» через этапы работы и несвоевременно приступают к детальной проработке формы, не уделив должного внимания отношениям локальных тонов предметов и светотеневой моделировке формы, выявлению объема предметов.
В результате этого нарушаются пропорциональные отношения тонов в натюрморте, и приходится высветлять или утемнять участки рисунка вместе с нарисованными деталями, отчего проделанная учащимся работа оказывается напрасной. Усиление падающих теней и теневых переломов в собственных тенях, прокладка полутонов. Работая в тенях, важно обращать внимание не только на отношения тонов и сравнивать их, но и помнить про плановость, с помощью тонального контраста показывать пространства в натюрморте. Утемняя теневые переломы и падающие тени на переднем плане, можно добиваться максимального контраста, в отличие от дальнего плана, где разница тона должна быть минимальной. После проработки собственных и падающих теней учащиеся приступают к полутонам, в процессе работы сравнивая их с тенями и рефлексами в тенях. На этом этапе работы дети должны четко осознавать, что полутона светлее рефлексов, так как полутона находятся на освещенной части предмета, а рефлексы в тени. Несоблюдение этого соотношения тонов может исказить, «сломать» форму предмета, сделать его не выпуклым и объемным, а плоским или вогнутым. На этапе проработки полутонов педагог показывает приемы выполнения различных видов штриховки для воспроизведения фактуры предметов.
Детальная проработка формы и обобщение. На этом этапе дети прорисовывают все детали, учитывая фактуру предметов и частей фона, их материальность. Затем обобщают второстепенные детали и предметы, находящиеся на дальнем плане, еще раз проверяют пропорциональные отношения тонов.
1. Конструктивное построение натюрморта.
Компоновка в листе
Если вся постановка имеет большую протяженность в вертикальном направлении, то лист бумаги располагаем большей стороной по вертикали. Прежде всего, найдем композиционное расположение гипсовой плиты на листе бумаги с учетом перспективных сокращений. Уточняем соотношения общих масс частей и их пропорции, применяя метод визирования и метод образного сравнения. Определим, где будет проходить линия горизонта. В данной постановке она будет проходить на уровне верхней части гипсовой плиты ближе к ее верхнему краю.
Уточняем форму предметов.
Строим гипсовую плиту, намечаем общую форму, верхние, нижние и боковые границы. Уточним угол наклона (применяем метод визирования) плиты, ее пропорции с учетом перспективного сокращения (учитываем расположение линии горизонта). На гипсовой плите проводим диагонали, находим центр. Через центр проводим осевую линю, и строим пятиугольник.
В кувшине рисуем веточки.
Поднимаем высоту пятиугольника. Рисуем трилистник, сравнивая с натурой.
Рисуем складки драпировки, намечаем падающие и собственные тени, блики.
2.Тональное решение натюрморта
Тональный разбор натюрморта
Работу ведем над всеми предметами натюрморта одновременно, поочередно возвращаясь от одного к другому.
Работу ведем над собственными падающими тенями и переходим к полутонам.
Продолжаем работу над собственными и падающими тенями и полутонами, постоянно, сравнивая их друг с другом. Прорисовываем веточки.
Обобщаем второстепенные детали и предметы, находящиеся на дальнем плане, еще раз проверяют пропорциональные отношения тонов и завершаем натюрморт.
5. Подведение итогов. Просмотр, обсуждение и оценивание детских работ вместе с учащимися. По окончании задания преподаватель вместе с учащимися проводит просмотр работ и подводит итоги.
6. Самостоятельная работа: создание набросков. (Формат А4)
При правильной работе с учащимися, выполнении всех обязательных требований у детей развиваются понятие композиции, конструктивного построения, масштабности и пропорциональности, фактурности предмета и его тоновых отношений. Данные методические указания предлагают последовательность ведения работы по изображению натюрморта с гипсовой розеткой.
1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция.- М.: Просвещение, 1981.
2. Беляева, С.Е. Спец. рисунок и художественная графика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.Е. Беляева, Е.А. Розанов. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с.: ил., 16, цв. вкл.
3. Кирцер, Ю.М. Рисунок и живопись: Учеб. Пособие. 5-е изд., стер. / Ю.М. Кирцер. – М.: Высшая школа, 2003. – 272с.
4. Краморов, С.Н. Конструктивный рисунок. Натюрморт.. / С.Н. Краморов. – ООО «Тип 5. 2. Жабинский В.И., Винтова А.В. Рисунок: Учеб. Пособие. – М.: ИНФА-М, 2006. ография БЛАНКОМ», Омск, 2009. – 159 с.
5. Ли, Н. Г. Основы учебного академического рисунка: Учебник / Н.Г. Ли. – М.: ЭКСМО, 2008. – 480 с., ил.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.