что такое тоналка в автозвуке

Что такое тоналка в автозвуке

опыт систематизации базовых понятий

Идея такого цикла возникла у меня как реакция на фантастически порой нелепые, с точки зрения не только профессионала, но и сколько-нибудь зрелого любителя автозвука, вопросов, задаваемых новичками в Интернет-конференциях. Хотите пример? Вот, прошу, совсем свежий (орфография и пунктуация сохранены):

НАДО ВСЁ-ТАКИ БЫТЬ ОСТОРОЖНЕЕ. КОРПУНКТ «АВТОЗВУКА» В ПИТЕРЕ, ВВЕРЕННЫЙ МОИМ ЗАБОТАМ, МОГ БЫ СУЩЕСТВОВАТЬ СПОКОЙНО И РАЗМЕРЕННО, ПЕРИОДИЧЕСКИ ПОСТАВЛЯЯ В «МЕТРОПОЛИЮ» МАТЕРИАЛЫ О ПОДВИГАХ ПИТЕРСКИХ УСТАНОВЩИКОВ. И НАДО ЖЕ МНЕ БЫЛО ВО ВРЕМЯ ОДНОГО ИЗ ОБСУЖДЕНИЙ РАБОЧИХ ПЛАНОВ С ГЛАВНЫМ СКАЗАТЬ, ПОЧТИ ОТВЛЕЧЁННО, ЧТО, МОЛ, ХОРОШО БЫЛО БЫ ОПУБЛИКОВАТЬ ЦИКЛ СТАТЕЙ О САМЫХ ГЛАВНЫХ, ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЯХ В АВТОЗВУКЕ. ИНИЦИАТИВА НАКАЗУЕМА ИСПОЛНЕНИЕМ. ГЛАВНЫЙ ТУТ ЖЕ НЕ ПРОСТО ПОРУЧИЛ ЭТОТ ЦИКЛ МНЕ, НО И ВЗЯЛ РАСПИСКУ, ЧТО Я ВЫДОХНУСЬ НЕ РАНЬШЕ КОНЦА ГОДА.

В одной древнеиндийской книге есть такие слова: «Действие не уничтожает незнания, ибо оно не противоречит ему. Лишь знание уничтожает незнание, как свет прогоняет мрак». Как представитель (в прошлом) самой гуманной профессии, я счёл себя просто обязанным сделать всё, что в моих силах, дабы уберечь Дмитрия А. и прочих хороших, добрых и инициативных людей от возможных ошибок, когда руки опережают разум.

Заранее ощущаю холодок в отношении к своей персоне со стороны серьезных «автозвукачей», который будет порожден изъятием из уважаемого журнала некоторого полезного объема, пригодного для размещения материалов для более продвинутой аудитории. Но для своих оппонентов я припас кое-какие контраргументы.

Во-первых, не дожидаясь грядущей переписи населения, могу уверенно заявить, что немалая доля тиража «АЗ» попадает в руки непрофессионалов, причём свежих, «новообращенных». Неофитов, если интеллигентно.

Еще совсем недавно о «музыке» в автомобиле (как об отдельном направлении в радиоэлектронике) говорить не приходилось. Даже в богатых и развитых странах из лагеря потенциального противника дело озвучивания автомобилей заметно отставало от процесса внедрения качественного звука в жилища их граждан.

Итак, что же такое КАЧЕСТВО ЗВУКА? Это комплекс характеристик аудиосистемы, который обеспечивает её способность воспроизводить музыкальные записи с наибольшей достоверностью, с максимальным приближением к «живому» звуку. Качество звука определяют такие факторы, как тональный баланс, макро- и микродинамика, ощущение присутствия, свойства усилительного тракта и далее, далее, далее. Этот список можно продолжать почти до бесконечности, но для нас важно то, что все эти характеристики определяются не только компонентами, составляющими систему, но, прежде всего, грамотным её построением, где каждый источник звука находится на строго определённом для него месте, и роль каждого элемента системы определена так же строго, как партия каждого музыканта в хорошо сыгранном оркестре.

О системе говорят, что она обеспечивает высокое КАЧЕСТВО ЗВУКА, если она воспроизводит записи достоверно, создавая у слушателя иллюзию присутствия на концерте, когда перед ним находятся музыканты на вполне осязаемой сцене.

Безусловно, для того, чтобы суметь правильно оценить качество звуковой установки, нелишним будет почаще посещать концерты с «живыми» исполнителями, причём слушать, по возможности, самую разноплановую в жанровом отношении музыку, отмечая для себя особенности её звучания и восприятия, что в дальнейшем окажется хорошим подспорьем при настройке системы. Попробуем обозначить некоторые основные понятия, формирующие качество звучания аудиосистемы.

ГЛУБИНА СЦЕНЫ. В профессиональной русской терминологии это часто называют «эшелонированием». Оба термина определяют расположение музыкантов на сцене по мере их удалённости от слушателя. Чаще всего ударник находится за гитаристами, а вокалист располагается между ними. Системы с отличной глубиной сцены дают слушателю ощущение пространства между музыкантами, и вы легко сможете определить, как они расположились на сцене.

У человека, впервые сталкивающегося со всем многообразием автозвуковых установок, вполне естественно должен возникнуть вопрос: «А как влияет на звуковую сцену сабвуфер, ведь этот огромный динамик чаще всего приходилось видеть в задней части машины?». При правильном изготовлении и настройке сабвуфер не влияет на восприятие звуковой сцены. Это объясняется физиологической неспособностью нашего слуха локализовать источник звука, работающий на самых низах «басового диапазона». Но только при правильном. На практике эффект локализации сабвуфера встречается сплошь и рядом, и очень часто это объясняется типовыми и устранимыми ошибками, о которых мы поговорим в своё время.

И в локализации, и в фокусировке очень важна стабильность. Многие системы грешат частотной зависимостью, то есть при изменении тональности звучания КИЗ начинают блуждать по сцене, вводя слушателя в замешательство.

Источник

Что такое тоналка в автозвуке

что такое тоналка в автозвуке. Смотреть фото что такое тоналка в автозвуке. Смотреть картинку что такое тоналка в автозвуке. Картинка про что такое тоналка в автозвуке. Фото что такое тоналка в автозвуке что такое тоналка в автозвуке. Смотреть фото что такое тоналка в автозвуке. Смотреть картинку что такое тоналка в автозвуке. Картинка про что такое тоналка в автозвуке. Фото что такое тоналка в автозвуке

Господа, хватит нести пургу прикрываясь умными словами

что такое тоналка в автозвуке. Смотреть фото что такое тоналка в автозвуке. Смотреть картинку что такое тоналка в автозвуке. Картинка про что такое тоналка в автозвуке. Фото что такое тоналка в автозвуке

для демонстрации моих слов достаточно взять 2 овала и включить эквалайзер. (спаять пассивный или включить активный)

1. не существует автомобильных процессоров, которые точно справляются с математическим обсчетом высоких порядков не искажая при этом частоты ачх (если Вам больше нравится такое определение тоналки)

что такое тоналка в автозвуке. Смотреть фото что такое тоналка в автозвуке. Смотреть картинку что такое тоналка в автозвуке. Картинка про что такое тоналка в автозвуке. Фото что такое тоналка в автозвуке

Кривые равной громкости никто не отменял.

что такое тоналка в автозвуке. Смотреть фото что такое тоналка в автозвуке. Смотреть картинку что такое тоналка в автозвуке. Картинка про что такое тоналка в автозвуке. Фото что такое тоналка в автозвуке

Пане Уксус! Коли ми почуємо зроблену вами, на основі ваших знань машину? что такое тоналка в автозвуке. Смотреть фото что такое тоналка в автозвуке. Смотреть картинку что такое тоналка в автозвуке. Картинка про что такое тоналка в автозвуке. Фото что такое тоналка в автозвуке

Наприклад. Є резонанс салону, виліз, собака. Це автомобіль, маленький об’єм, в якому зосереджені різні матеріали, які співають на своїх улюблених частотах. Це стоячі хвилі і купа всього. Не кожен погодиться обклеїти салон зсередини лотками з-під яєць, чи, хоча-би все обшити алькантарою.
Як наслідок, є спотворення тонального балансу на цій частоті, де виліз вищезгаданий резонанс, а також горб АЧХ. Ми беремо еквалайзер, правимо АЧХ, вона стає рівною. Але гудячий характер звучання на частоті резонансу залишається. Що це доводить? Те, що АЧХ не еквівалент тонального балансу. А ще є така річ, як правдивість відтворення звуку інструментів (ота музичність, чи то натуральність звучання). Дешевий динамік може мати рівну АЧХ, але він гратиме ніфіга не правдиво, внаслідок не обов’язково спотворень, але просто через нездатність відтворити дрібні нюанси, які вухо-то наше чудово вміє чути.

что такое тоналка в автозвуке. Смотреть фото что такое тоналка в автозвуке. Смотреть картинку что такое тоналка в автозвуке. Картинка про что такое тоналка в автозвуке. Фото что такое тоналка в автозвуке

что такое тоналка в автозвуке. Смотреть фото что такое тоналка в автозвуке. Смотреть картинку что такое тоналка в автозвуке. Картинка про что такое тоналка в автозвуке. Фото что такое тоналка в автозвуке

что такое тоналка в автозвуке. Смотреть фото что такое тоналка в автозвуке. Смотреть картинку что такое тоналка в автозвуке. Картинка про что такое тоналка в автозвуке. Фото что такое тоналка в автозвуке что такое тоналка в автозвуке. Смотреть фото что такое тоналка в автозвуке. Смотреть картинку что такое тоналка в автозвуке. Картинка про что такое тоналка в автозвуке. Фото что такое тоналка в автозвуке

Можете меня послушать в четверг возле каравана что такое тоналка в автозвуке. Смотреть фото что такое тоналка в автозвуке. Смотреть картинку что такое тоналка в автозвуке. Картинка про что такое тоналка в автозвуке. Фото что такое тоналка в автозвуке

что такое тоналка в автозвуке. Смотреть фото что такое тоналка в автозвуке. Смотреть картинку что такое тоналка в автозвуке. Картинка про что такое тоналка в автозвуке. Фото что такое тоналка в автозвуке что такое тоналка в автозвуке. Смотреть фото что такое тоналка в автозвуке. Смотреть картинку что такое тоналка в автозвуке. Картинка про что такое тоналка в автозвуке. Фото что такое тоналка в автозвуке

что такое тоналка в автозвуке. Смотреть фото что такое тоналка в автозвуке. Смотреть картинку что такое тоналка в автозвуке. Картинка про что такое тоналка в автозвуке. Фото что такое тоналка в автозвуке что такое тоналка в автозвуке. Смотреть фото что такое тоналка в автозвуке. Смотреть картинку что такое тоналка в автозвуке. Картинка про что такое тоналка в автозвуке. Фото что такое тоналка в автозвуке

что такое тоналка в автозвуке. Смотреть фото что такое тоналка в автозвуке. Смотреть картинку что такое тоналка в автозвуке. Картинка про что такое тоналка в автозвуке. Фото что такое тоналка в автозвуке что такое тоналка в автозвуке. Смотреть фото что такое тоналка в автозвуке. Смотреть картинку что такое тоналка в автозвуке. Картинка про что такое тоналка в автозвуке. Фото что такое тоналка в автозвуке

Поставте себе патифон в машину и слушайте в свое удовольствие, я не уверен что вам понравится этот звук.

[mod:ea4bda15b7=»»] Флуд, элементарный флуд с попыткой перехода на «сам дурак».
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. [/mod:ea4bda15b7]

что такое тоналка в автозвуке. Смотреть фото что такое тоналка в автозвуке. Смотреть картинку что такое тоналка в автозвуке. Картинка про что такое тоналка в автозвуке. Фото что такое тоналка в автозвуке

Господа, хватит нести пургу прикрываясь умными словами

Немного уточню про АЧХ. Это действительно функция зависимости амплитуды от частоты. Поскольку фоники получили распространение среди инсталяторов, то АЧХ в их понимании означает измерение розового шума фоником. Поскольку фонику все-равно мерять чистый или искаженный сигнал (на графике этого не видно), то те, кто при этом слышат лажу (чаще всего в виде гармонических искажений) ввели в лексикон понятие «тональный баланс». На самом деле это то же измерение зависимости амплитуды от частоты но измеренная путем подачи «тона» (одной частоты) для всех значений частоты. Самое парадоксальное, что «тональное» измерение АЧХ двадцать лет назад было единственно возможным.

ЗЫ Если кто хочет на кривой системе увидеть на фонике ровную АЧХ достаточно вогнать систему в глубокий клиппинг. что такое тоналка в автозвуке. Смотреть фото что такое тоналка в автозвуке. Смотреть картинку что такое тоналка в автозвуке. Картинка про что такое тоналка в автозвуке. Фото что такое тоналка в автозвуке

Источник

Автозвук советы новичкам

что такое тоналка в автозвуке. Смотреть фото что такое тоналка в автозвуке. Смотреть картинку что такое тоналка в автозвуке. Картинка про что такое тоналка в автозвуке. Фото что такое тоналка в автозвуке

Питание

Его много не бывает. Построение системы начните именно с него, иначе просадки отразятся на качестве звука, а клипующий усилитель может спалить акустику.Не ставьте накопители, не слушайте идиотов которые их ставят и потом у них акумы никогда не садятся, накопитель это тот же кондер, а значит потребитель, он поможет с небольшими просадками, но не более. Лучше за место него поставить 2ой аккумулятор, а лучше несколько, запитать параллельно (плюс к плюсу, минус к минусу), провода не какие нибудь мистери а сварочные кг 35, кг 50. За дорогого советую скар нулевку. Генератор конечно стоит заменить, в моей системе гена 135а уверенно заряжает три 75ки и еще советую поставить выносной вольтметр для контроля уровня заряда.

Запомните раз и навсегда, даже если ваша акустика, усилители стоят бешеных денег, она никогда не заиграет при плохом питании.Силовые провода должны быть из чистой меди и крупного сечения.

Громкость

Часто слышу как некоторые умники говорят да у меня овалы пионеры 500 ватт или саб мистери на 3 киловатта.Да я думаю многие слышали подобное или даже сами так говорили)))) но речь не об этом. Расскажу о мощности акустики.обычно производитель указывает НОМИНАЛЬНУЮ мощность и так сказать ПИК, так вот номинальная это и будет настоящая мощность вашей акустики, а пик это маркетинговый ход, уловка для тюленей, ваш динамик непременно сгорит если ему дать мощность с усилителя якобы пиковой мощности.Часто слышал споры про то у кого музыка мощнее, точнее громче, и в аргументы обычно приводят ватты, так вот громкость акустики измеряется вовсе не ваттах, а в децибелах. На коробках от акустики помимо мощности и прочих букв есть такое слово как ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ.

Вот это и есть громкость, обычно 89 дб, 90 это обычная коаксиальная акустика и выше 97 дб, 100, 103 это уже эстрада.Чувствительность векторная величина и поэтому разница всего лишь в 10 дб равна увеличению громкости в 3 раза. Поэтому к примеру динамик мощностью в 70 ватт и чувствительностью 97 дб будет в 2 раза громче чем динамик мощностью 150 вт и чувствительностью 89 дб.

Выбор усилителя

Выбирать усилитель следует из критериев и характеристик акустики. Советую ставить усилитель так чтобы его номинальная мощность была не много больше чем мощность акустики.Чем больше мощность, тем больше контроль, да и усилитель будет работать с запасом и без перегрузок. В силовые клеммы усилителя ставить провода такого же сечения. То есть какой по максимуму залезет, такой и ставьте.

Горят/греются динамики

Причин очень много.

1) Слишком мощный входящий сигнал-скрутить гейн на усилителе.

2) Много мусора (срежьте фильтрами лишний мусор. У каждой акустики на коробке написан диапазон воспроизводимых частот, все что выше или ниже это мусор, его быть не должно.

3) Плохое питание, при не хватке питания усилитель начинает клиповать и подавать на акустику сигнал с повышенным током.

Многое зависит от фильтров ГУ и усилителя, так как не каждый усь, к примеру, может порезать с низу на 6-8 кГц рупорные твиттеры в простонародье они же пищи. Из-за чего их катушка непременно сгорит, кстати рупорные пищи горят ооочень часто.

Настройка усилителя

Как я говорил выше усилитель под акустику надо брать с запасом мощности, он будет работать без нагрузок, что в свою очередь хорошо отразится на качестве звучания.

Расскажу о настройке уся по поэтапно.

1) Сразу фильтрами порезать низкие и высокие частоты

2) Сделать на гу громкость на 80%, затем на усилителе крутим gain до того момента как появятся искажения или проще говоря пока не появится хрип, мусор. Начинаем крутит ручку гейна в обратную сторону до момента чистого звука. На этом все, ваш усилитель настроен.

Хрипят динамики/искажения

Необходима настройка усилителя под динамики (читать выше), либо уже подпалина катушка (перемотка).

ГУ

Головное устройство. От головы напрямую зависит детальность звука, некая картина. У каждого производителя картина разная.Лично поменял десяток гу разных фирм из дорогих серий и оценив качество пожалуй выделю 2 производителя это алпайн и пионер.У обоих производителей есть свои фанаты которые волосы на голове рвут расхваливая свои магнитолы. Я после пользования разными вариантами этих фирм остановился на пионере. Звук и детальность пионера мне показалась четче, у алпайнов звук мягкий, у пионера жестче, середина ярко выражена. Речь сейчас идет не о каких то дешевых моделях с убогим звуком, а о процессорных легендах, именно пионер 88рс2 и алпайн 9812. Настраивая 88ой каждый раз открываешь для себя что то новое, он удивляет, его хочется слушать. Пользовался им год и заменил на пионер 80прс, это то же самое, только в нем есть юсб, блютуз. Не хочу никого обидеть но раз уж вы собираетесь строить качественный звук, то не жалейте денег на процессорное ГУ, с ним вы можете поканально настроить каждый элемент акустики отдельно друг от друга, задать диапазон частот для каждого из них, И берите проверенные аппараты, не ведитесь на китайское фуфло.

Существуют ли «правильные» аудио-системы

Многие любители музыки, собираясь построить систему в автомобиле или дома своими руками, обращаются к опытным людям в надежде получить оптимальный вариант системки. Возможно ли это?

Прослушивая одну и ту же систему, разные люди отзываются о ней по-разному: одни говорят, что басов мало, другие – что их слишком много; кому то не хватает высоких, а кого-то раздражает их избыток… Давайте разберемся подробней с этим явлением.

Во-первых, существует пара факторов, влияющих на столь существенную разницу в оценке разными людьми одной и той же аудиосистемы:

1. Индивидуальные особенности слушателя. Органы человеческого слуха, т. е. уши у разных людей имеют разную чувствительность к частотам в спектре звукового, слышимого диапазона. Особенно это сказывается в диапазонах высоких и низких частот. Так же можно к этому пункту приобщить психологические особенности, такие как характер и темперамент, подверженность влиянию стереотипов.

2. Уровень музыкальной культуры слушателя. С развитием музыкальной культуры у человека формируются понятия о природе звуков и их гармонии, а так же процесс восприятия. В процессе развития часто наблюдается тенденция предпочтения натуральных звуков искусственным.

Именно по этим причинам у настоящих профи принято строить систему под конкретного слушателя, с учетом его индивидуальных особенностей.

Как мы слышим музыку

Следует так же разобраться в процессе слушания музыки, т. е. каким образом мы (человеки) её воспринимаем.

Ну, то, что основной спектр частот раздражает нервные окончания уха, а самые низкие – нервные окончания тела, надеюсь, знают все. И то, что ниже примерно 1000 Гц мы теряем возможность определять источник звука, тоже, надеюсь, многие знают.

А вот о том, что наше восприятие звука гораздо тоньше, чем возможности большинства любительских систем, догадываются не многие.

Как же этот процесс происходит? Попробую его по своему описать.

Эпизод 1

Прежде всего, звуковые волны раздражают наши нервные окончания тем или иным образом, т. е. мы получаем звуковую информацию. На данном этапе целостность получаемой информации зависит от чувствительности ушей и тела.

Дальше начинается процесс мозговых преобразований полученной информации в образы…На этом этапе все зависит от степени развития воображения и уровня музыкальной (и не только) культуры, создающих «инструменты» восприятия. Осознанно или нет, но это происходит. В свою очередь, качество создаваемых образов зависит от набора имеющихся у нас «инструментов» восприятия.

Эпизод 2

Сквозь шумную, оживленную улицу звучат отдаленные звуки песни…
Если она вам не знакома, то звуки так и остаются просто звуками. Но, если она вам знакома, то вы слышите её достаточно подробно и даже легко различаете каждое её слово. Во всяком случае, вам так кажется… благодаря способности мозга достраивать образ на основе полученной информации из вашей памяти.

Эпизод 3

Образы, как многие другие продукты в нашей жизни, бывают разного качества. Кто-то довольствуется полуфабрикатами, а кто-то потребляет качественный продукт.

Целостность образа определяется его эмоциональной составляющей, т. е. чем больше эмоций, тем качественней образ. А что способно вызывать у нас эмоции? – Неожиданные события или нюансы происходящего.

Следовательно, для создания полноценного образа при прослушивании музыки, необходимо извне получить гораздо больший объем информации, чем тот, что хранится в нашей памяти (в случае с уже знакомой нам музыкой).
Обычно мы запоминаем мелодию, ритм, темп и текст песни. Но это лишь основа музыкальной информации. Этого мало для создания полноценного образа.

Исходя из этих и им подобных умозаключений, можно придти к ряду интересных выводов:

1. При прослушивании музыки с низким качеством звучания наш мозг производит работу по достраиванию образа, потребляя калории и лишая его (образ) эмоциональности.

2. При прослушивании музыки с высоким качеством звучания мы избавляем мозг от этой работы, получая гораздо больший объем информации, создающий эмоции и полноценный образ.

3. Популярное стремление воткнуть в машину саб – всего лишь неуклюжая попытка расширить диапазон восприятия; реализация возможности слышать звук не только ушами, но и телом. К сожалению, это в большинстве случаев вовсе не говорит об улучшении качества звучания системы и не редко доходит до абсурда.

О музыке и её нюансах

Если качественное воспроизведение музыки способно создавать полноценный эмоциональный образ, а некачественное – нет, то в чем различие? Ведь мелодия, ритм, темп, текст и даже музыкальные инструменты слышны в обоих случаях?

Все дело в звуковых нюансах. Что я подразумеваю под нюансами?

Едва заметные интонации в голосе у вокалиста, явно слышимый щипок струны или скрип при скольжении пальца по струне у гитариста, вдох флейтиста, когда он набирает в легкие воздух, вдувание воздуха в саксофон прежде, чем он издаст звук… различные шорохи и посторонние звуки, реверберация звука, создаваемая объемом помещения (она же создает эффект присутствия) и огромное количество других звуков.

В природе чистых звуков практически не существует. У любого звука есть атака (его начало) и затухание (его окончание). Особое значение имеет чаще атака, чем затухание.

Не удивляйтесь тому, что все примеры относятся к живой музыке… Синтезаторные или компьютерные звуки с живыми не идут ни в какое сравнение. Их природа сильно примитивна. Каждый из нас без особого труда может послушать звучание живого инструмента для сравнения, но как на самом деле должен звучать синтетический звук, вряд ли знает кто-то кроме автора музыки. Именно поэтому для отслушивания аудиосистем используют живую музыку.

Эмоциональность синтетической музыки ничтожно мала по сравнению с живой, благодаря этим самым нюансам.

Но где же их взять?

Проблемы с носителем? Но они есть даже на дешевых пиратских дисках и в МРЗ формате, если конечно оригинал был достойным…ну, может их там не так много и они не такие явные.

Проблемы с головой (магнитолой)? Опять нет. Практически любая современная мага на выходе их легко выдает.

Вот только слышать звуковые нюансы в большинстве системок не удается. Приходится их прямо таки выслушивать на знакомых до боли треках и, не редко, тщетно.

Пожалуй, пора перейти от процессов физиологических к процессам техническим.

Мне кажется все профи, создающие аудиосистемы, в процессе своего развития прошли через этап, на котором все самоотверженно пытаются создать линейную систему, т. е. такую, которая совершенно точно, без изменения тонального баланса, воспроизводит запись с носителя во всем звуковом диапазоне.

Конечно, до сих пор такую систему никому создать не удалось, но, тем не менее, проблема достижения линейности системы – занятие весьма полезное и заслуживает должного внимания.

Что же происходит в реальной жизни?

Для начала следует разобраться с диапазоном звуковой частоты, его составляющими и предназначением. Значения и границы буду приводить усреднено, прошу не придираться к цифрам.

ВЧ диапазон — от х0 кГц до 4-5 кГц. Придает детальность, прозрачность звуку. Многие пытаются думать, что он отвечает за формирование звуковой сцены, и упражняются в поиске правильного направления, но это актуально только для дорогих твитеров с большим диаметром диффузора (от 3см), которые играют до 3кГц.

Верхний СЧ диапазон – от 5 кГц до 600 Гц. Именно он играет ключевую роль в формировании звуковой сцены, особенно его верхняя составляющая. Он же отвечает за воспроизведение нюансов, душевность и реальность образа. В этом диапазоне важна направленность динов.

Нижний СЧ диапазон – от 600 Гц до 100 Гц. Придают окраску и душевность. Направленность и расположение в салоне авто особого значения не имеет.

Басовый диапазон – от 100 Гц до 30-40 Гц. Без комментариев.

Влияние динамиков на восприятие музыки

Все хорошо осознают одну сторону медали – чем ниже частота звука, тем больше нужен диффузор для эффективного её излучения.

А вот вторая сторона медали осознается не многими. У большого дина масса диффузора больше, подвес более жесткий и двигать ему приходится соответствующую массу воздуха в сравнении с маленьким дином.

Соответственно, Как на самой низкой, так и на самой верхней СЧ эти дины будут работать по-разному, т. е. У маленького на низкой СЧ будет существенный спад АЧХ в сравнении с большим, а у большого — на верхней СЧ.

2-компонентная акустика 16 см

Сегодня все помешаны на 2-компонентной акустике, особо с мидовым дином 16см.

Несомненно, двушка гораздо правильней 2-3-4 полосных коаксиалов. По причине наличия полноценного пассивного кросса 1-2 порядка и отдельного твитера, в большинстве случаев способного сыграть правильней и шире, чем все зуделки коаксиалов.

Конечно же о спаде на верхней СЧ, несмотря на все заявления производителя. Даже если вы и найдете двушку с почти ровной АЧХ (как правило, с большим твитером, частотой раздела на 3 кГц и приличной ценой), трудностей с установкой будет не мало.

Во-первых, вы будете пытаться выставить звуковую сцену направлением твитеров и вам, скорей всего, придется поворачивать их к слушателю, что хорошо для СЧ составляющей, но плохо для ВЧ. Короче, одно улучшаем – другое портим…

Во-вторых, излучатель верхней середины должен быть направленным. Но твитер нам дает только половину нужного диапазона (в лучшем случае до 3 кГц), а другую излучает мид-вуфер… значит, для полноценной настройки сцены его надо тоже делать направленным и разворачивать в дверях не на 8-10 градусов, а существенно больше…

В третьих, чем более широким диапазоном сигнала вы нагружаете динамик, тем больше он искажает звук. В этом плане превосходство двушки над коаксиалом очень относительно…

Двушка – это компромисс, всегда приходится жертвовать собственными интересами ради достижения цели.

Если бы это было не так, мы бы ставили двушки, состоящие из саба с твитером и получали бы щастье.

3-компонентная акустика

Реальное осознание выше сказанного неминуемо приводит к мыслям о 3-компонентной акустике. Наличие третьего, промежуточного компонента позволяет существенно сузить диапазоны работы драйверов (уменьшение искажений, достижение равномерности АЧХ) и задать оптимальную направленность (достижение устойчивой локализации звука и звуковой сцены).

Если вы когда-нибудь осознаете преимущества трешки, у вас само собой появиться вопрос «с чего начать? Покупать готовую или собирать самому?».

Покупка готовой 3-компонентки. Если у вас нет опыта в установке аудио-компонентов, то начинать с готовой системы не рекомендую. Попробую объяснить причины.

Во-первых, она провоцирует вас подключить себя к двум каналам усиления. А некоторые пытаются подключать трешку к усилителю головы, что крайне не разумно. Есть еще один косяк в варианте подключения трешки к двухканальному усилителю – паразитные сигналы, вырабатываемые динами, а точнее их магнитной системой.

Т. е. полезный сигнал заставляет звуковую катушку двигаться, а при движении в катушке вырабатывается этот самый паразитный сигнал… А динов — три, вот они и дают жару друг другу, а в добавок и усю по обратной связи. Можно представить, что в сумме получается.

Во-вторых, хорошие трешки стоят дорого. Согласованы они хорошо, но дины дорогие капризны. Их поставить с первой попытки практически не возможно.

Всегда приходится экспериментировать с оформлением для достижения лучшего результата, чтоб оправдать стоимость. Есть бюджетные варианты, но там страдает согласование (экономят в первую очередь на кроссовере), да и дины часто просто не разумные (откуда их и берут?). Короче, дешевые трешки больше относятся к следующему пункту.

При покупке готовой вы в любом случае переплачиваете.

Сборка из разных компонентов

Дело это не легкое. Во-первых надо подобрать правильные дины, во-вторых правильно согласовать их при помощи пассивного кроссовера. Здесь мы экономим деньги, но попадаем на большие трудозатраты.

Короче говоря, вариант для прирожденных экспериментаторов. Но как же быть непосвященным почитателям правильного звука?

Существует вариант создания 3-компонентной системы, позволяющий избавить от лишних проблем согласования. Заодно он позволяет избавиться от воздействия паразитных сигналов динов, посредством раздельного подключения динов в системе.

Любая компонентная стерео-система, запитанная всего от 2-х каналов усиления – это полюбому компромисс…

Стерео-звук, какой он

В большинстве случаев стерео-звук пытаются почему то воспринимать, как плоский, двухмерный, но это не так. Он трехмерный, объемный! Его полнота и качество зависят в первую очередь от: профессионализма людей, делающих это; возможностей студии или звукозаписывающей техники; размера денежных средств, вложенных в этот процесс.

Если он живой, то пишется всегда при помощи двух микрофонов (L и R). Соответственно и воспроизводится двумя источниками, сохраняя при этом объемность звучания и создавая эффект присутствия в помещении, в котором производилась запись.

Вот с искусственным, синтетическим, электронным звуком пока все гораздо хуже. Подробностями, приближающими искусственные звуки к натуральным, никто особо не грузится, потому даже в кривых системах трудно определить, похож он на правду или нет. Да и с трехмерностью там кисло.

Как то человечество обленилось в последние годы… Производители создают дешевые иллюзии, а народ их успешно хавает. Ярким примером этого процесса является Dolby PRO Logic – дешевая иллюзия, способная превращать стерео-звук в псевдо-объемный при помощи дешевых сателлитов (с узким диапазоном звучания) и звуковых примочек процессора… Вот так мы и теряем корни и естественное восприятие…

Размещение компонентов (динов) в салоне авто

Прежде, чем превращать машину в елку, обвешанную аудио-компонентами, полезно как следует все продумать.

«- Кашу маслом не испортишь…» Примерно так думают многие и получают качественную кашу вместо нормального звука.

Я попробую изложить собственную версию построения звука в салоне авто, а вы уже культивируйте её как можете.

Я предпочитаю делить звуковой спектр на составляющие и рассматривать в отдельности.

ВЧ диапазон. ВЧ частоты обладают малой длинной волны, потому обладают хорошей проникающей способностью. Правда, быстро затухают, но в ограниченном, небольшом пространстве салона авто этим можно пренебречь. Для объема салона достаточно двух излучателей. Благодаря высокой частоте сигнала и малому размеру диффузора не требуют большой подводимой мощности (достаточно 10-15 Вт на канал). Располагать излучатели следует на уровне головы слушателя.

В связи с тем, что слушатель не может находиться в центре (на равноудаленном от излучателей расстоянии) между излучателями, расположенными на передних стойках, не следует их направлять на слушателя, т.к. слышен ему будет только звук ближнего излучателя, а дальний будет казаться неработающим. Обычно твитеры направляют на ветровое стекло, прекрасно отражающее ВЧ звук, таким образом выравнивая расстояние от излучателей до слушателя.

Надеюсь, свойства отражения волн из физики вам знакомы.

Устанавливать твитеры сзади не рекомендую и не вижу смысла — слишком велик шанс испортить звук. Передних динов хватит всем…

Верхний СЧ диапазон. Этот диапазон несет самую большую информационную нагрузку и принимает ключевое значение в создании звуковой сцены. Следует устанавливать ВЧ драйверы таким образом, что бы оси динов сходились в районе рычага КПП на уровне головы слушателя. Важно, чтоб препятствий между динами и слушателем не было. Возможны, конечно, и другие варианты, но это уже на ваше усмотрение…Дины до 10 см с легкой магнитной системой, большой мощности не требуют, достаточно 15-30 Вт на канал.

Нижний СЧ диапазон или мид-бас. В этом диапазоне направленность теряет актуальность. Можно располагать как спереди, так и сзади. Для извлечения четкого мид-баса важна прочность оформления и крепления дина, а так же отсутствие акустического замыкания. Эти дины уже можно дублировать, т. е. ставить на фронт и на тыл. Дублирование позволяет получать устойчивый и детальный звук на мид-басе при малой громкости и не влияет на звуковую сцену. Важное значение имеет подводимая мощность, 50-75 Вт на канал. Усилитель головы для этих целей уже, увы, хиловат…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *