что такое тон в изо
Тон как инструмент работы с композицией
Что такое тон и почему он важнее цвета? Как проверять тоновую композицию и как «прокачать» понимание тона? Отвечаем на эти и другие вопросы, советуем упражнения.
Тон определяет, насколько предмет тёмный или светлый. У каждого объекта есть собственный (локальный) тон, он меняется под влиянием освещения. Тон для восприятия работы гораздо важнее цвета.
Собственный тон предмета мы можем наблюдать только при нейтральном рассеянном свете. В остальных случаях предмет кажется нам светлее или темнее, чем он есть на самом деле. Этот факт хорошо известен не только художникам, но и фотографам.
Поэтому важно помнить, что тон объекта неразрывно связан с окружающей средой. Чёрная кошка, расположившаяся под лучами яркого солнца, может выглядеть светлее, чем лист бумаги, оставленный в полной темноте.
Тон определяет то, насколько читается комозиция, отделяет объекты друг от друга, и вместе с освещением влияет на настроение работы. Чтобы обеспечить хорошую читаемость, Эндрю Лумис в книге «Искусство иллюстрации» предлагает использовать несколько тоновых схем. В них входит всего четыре тона:
Чем проще (тоновая) композиция, тем лучше выйдет картина.
Этой практики придерживаются многие известные художники. Композиции Майка Миньолы строятся на использовании двух противоположных тоновых значений — чёрного и белого.
Не нравятся заливки? Можно разбивать тон на простые группы, которые при отдалении от работы будут читаться как единые пятна. Картина Густава Доре разбита на несколько планов, которые читаются благодаря группировке основных масс по тону.
Как уже понятно, тон напрямую связан с освещением, поэтому продумывать количество света в работе очень важно. Это ещё одно направление, которое одинаково важно для фотографов, киношников и художников (особенно иллюстраторов).
Обратимся к лекции Катерины Горелко. Чаще всего в кино, живописи и геймдеве используют полный спектр тонов. За основу берут летний день, в кадре сохраняют как светлые, так и тёмные акценты.
Упомянутое на слайде правило 70/30 говорит о выразительном соотношении. Его можно применить не только к оттенкам серого, но и к форме, линии или цветам. В этой работе Lori Putnam больше 70% выполнены в светлом тоновом диапазоне, и до 30% — в тёмном.
Вернёмся к ключам. Высокий тоновой ключ используют, чтобы передать светлые эмоции, сны или воспоминания или подчеркнуть характер персонажа — нежный и непорочный. Для этого ключа почти не нужны тёмно-серые и чёрные значения.
Низкий тоновой ключ используют, чтобы показать страх, мистику или заговор (например, персонаж замышляет что-то недоброе у себя в кабинете). Его часто можно встретить в ужастиках. Светлые тона здесь встречаются по-минимуму и чаще всего выполняют роль акцентов.
Есть два основных варианта.
Начните с двух тонов, как Майк Миньола. Разбейте работу на свет и тень, далее постепенно добавляйте средние тона.
Помните: вы всегда можете отредактировать яркость тоновых значений, поменять тоновой ключ на более низкий или высокий и потом уже добавить цвет. Для этого воспользуйтесь панелью «уровни» или режимом коррекции «цветовой тон/насыщенность».
Концепт-художник Игорь Артеменко ака Haryarti (The Banner Saga, Riot Games) работает по похожему пайплайну.
Сразу разбейте вашу работу по пятнам. Для каждого плана задайте свой тон, как это делал Густав Доре. Помните про правило «светлое на тёмном, темное на светлом», самая важная часть вашей работы должна сильнее всего контрастировать с окружением: белое на чёрном привлекает внимание сильнее, чем светло-серое на тёмно-сером.
Внутри заданных тоновых пятен не должно быть сильных контрастов в деталях: отдельные незначительные элементы не должны вырываться на передний план, иначе вы потеряете целостность композиции. Убедившись, что тоновая композиция читается, переходите к покраске.
Возникли проблемы на этапе покраски? Отслеживать тоновые соотношения в цвете бывает не просто. Поэтому во время работы лучше переключаться в ч/б, чтобы проверить себя.
Рисуете в Procreate? В iOS есть настройка, которая позволяет переводить планшет или телефон в ч/б, трижды нажав на кнопку Home.
Чтобы активировать возможность перехода в чёрно-белый режим, зайдите в «Настройки — Основные — Универсальный доступ — Быстрые команды» и поставьте галочку на пункте «Светофильтры» (для новых версий iOS). В более старых версиях системы путь может отличаться, но эту функцию всегда стоит искать именно в «Универсальном доступе».
Помните, что такой способ перехода в ч/б режим меняет только отображение цветности на вашем экране, но для самой системы все остается цветным. Поэтому если вы возьмете пипеткой какой-то оттенок серого и начнете рисовать, а потом отключите ч/б режим, окажется, что вы рисовали именно цветом.
Иногда недостаточно просто перевести работу в оттенки серого, чтобы заметить проблему — особенно если глаз сильно замылился.
Можно попробовать выкрутить контраст на полную, чтобы довести оттенки до двух тонов — чёрного и белого. Тогда наверх выйдет базовая тоновая композиция, как в «стадиках» сверху. Для этого переведите изображение в оттенки серого, а потом с помощью «Levels» (Уровни) поменяйте детализацию так, чтобы тоновые соотношения сократились до двух-трех положений. Этим приёмом пользуется Сэм Нильсен, когда проверяет работы учеников.
Возьмем для примера работу самого Сэма.
Переводим её в оттенки серого и двигаем уровни. В центре внимания по-прежнему остается носорог. При неудачной комбинации тонов на этом этапе он бы уже слился с фоном и стал нечитаемым — и вы бы нашли ошибку.
Анализируйте работы других художников, кадры из фильмов и мультфильмов. Делайте копии выбранных изображений, используя ограниченную тоновую палитру: 2, 3 или 4 тона. На этом упражнении тренируются и новички, и профи.
В рамках челленджа #100daychallenge Павел Латковски создает быстрые композиции с ограниченным тоновым диапазоном каждый день, в течение нескольких месяцев.
Уже упомянутый Игорь Артеменко ака Haryarti старается делать такие «стадики» каждый день.
Тональность в рисунке. Как рисовать тоном.
Но мне приходит много вопросов от начинающих художников на эту тему, поэтому ещё раз опишу всё здесь. Итак, что такое тональность в рисунке и как её использовать?
Светлое, среднее, тёмное.
Тёмные, насыщенные тоном рисунки, по темноте смещаются к тёмной части тональной шкалы. В них художники активно пользуются разнонаправленными штрихами, фактурами, лаконичными плоскими тёмными пятнами и оставляют совсем немного светлых оттенков для передачи резких контрастов, особой выразительности теней, игры объёмов и плоских чёрных теней на модели. Такие работы называют низкий ключ.
Средней тональности рисунки наиболее контрастны. Они сочетают в себе и тёмные и светлые тона в их наиболее гармоничном соотношении или выстраиваются в оттенках середины тональной шкалы.
3 способа рисования в тоне.
1). Академический подход в рисовании тоном.
Таким образом, разница в тоне между собственными и падающими тенями органично подчёркивается рефлексом. Только после этого можно приступать к моделировке объёма тоном в рисунке и распределению тональных отношений между предметами и в глубину. Академический подход в рисовании самый методически правильный, основательный и точный, но он требует достаточно много времени на создание рисунка. Именно поэтому многие современные художники отказываются от традиционного способа рисования и пробуют новые, более быстрые и на первый взгляд удобные способы рисования. Но это следует делать только после освоения азов изобразительной грамоты.
2). Рисование тоном объёмов первоначально, а потом уже выстраивание отношений внутри рисунка.
Иногда художник будет возвращаться к уже нарисованному уточнять тональные отношения, форму и объём, контрасты, чтобы сконцентрировать внимание зрителя на главном, но в целом части рисунка прорисовываются сразу и в тоне и в объёме часть за частью, кусок за куском. Такой подход к созданию рисунка скорее дилетантский, чем профессиональный. Рисуя таким способом начинающие художники легко могут запутаться в тональных отношениях и справиться с пространственными тональными отношениями будет трудновато.
3). Рисование от основного тона.
Тон в рисунке помогает тону в живописи.
Тональному мышлению можно научиться, постоянно тренируясь, сравнивая оттенки тона и цвета друг с другом, переводя цветное изображение в чёрно-белое (например, сфотографировав этюд на телефон). При переводе в чёрно-белый вариант, картина должна сохранять изобразительность (предметы остаются теми же и на тех же местах, не разрушаются), главное и второстепенное не меняться местами, а объём, форма и пространство оставаться прежними. Тональное мышление развивает именно тональный рисунок карандашом или мягким материалом (углём, сепией). Именно с него следует начинать уроки рисования.
Тон сам по себе не работает: нужно ещё понимание объёма, формы, степени освещения предметов в среде, пространства и фактуры.
Просто перерисовав тональные пятна нужного оттенка с натуры на лист реалистичного рисунка не получить. Для того, чтобы рисовать точно и правильно, стоит изучить построение конструкции (сквозной линейный рисунок), распределение светотени на простейших объёмных формах, чтобы изучить как ведут себя в рисунке геометрические тела при разном освещении. По тому же самому принципу будут вести себя части лица в портрете, части тела человека и предметы в фигуре и пейзаже, соответственно. Немаловажную роль играет и фактура штриха, его интенсивность и качество нанесения.
Правильный постепенный набор тона имеет значение.
Первую тональную прокладку обычно делают, нанося лёгкие штрихи боковой стороной карандашного грифеля на бумагу. Карандаш при этом держится хватом сверху почти параллельно плоскости рисунка. Таким образом фактура наносимых штрихов будет бархатистой, мягкой, спокойной.
По мере приближения к окончанию работы над рисунком карандаш в руке рисующего будет всё более перпендикулярно разворачиваться к плоскости листа. В самом конце карандаш держать следует как ручку, зажав между большим и указательным и положив на первую фалангу среднего пальца. В таком положении грифель соприкасается с бумагой совсем малой поверхностью и даёт жёсткие, резкие, тёмные, энергичные линии и штрихи. Так тон в рисунке будет набираться постепенно с возможностью правки, а фактуры первого плана подчеркнут глубину пространства в рисунке.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂
Тон как инструмент работы с композицией
Тон в рисунке. Теория
Что такое тон?
Тон определяет, насколько предмет темный или светлый. У каждого объекта есть собственный (локальный) тон, он меняется под влиянием освещения. Тон для восприятия работы гораздо важнее цвета.
На эти головы наложили один и тот же цвет. Разницу в восприятии обеспечил тон (соотношение светлый/темный), а не цвета.
Как свет влияет на тон?
Собственный тон предмета мы можем наблюдать только при нейтральном рассеянном свете. В остальных случаях предмет кажется нам светлее или темнее, чем он есть на самом деле. Этот факт хорошо известен не только художникам, но и фотографам.
Когда света слишком мало или много, можно получить недо или переэкспонированные кадры.
Поэтому важно помнить, что тон объекта неразрывно связан с окружающей средой. Черная кошка, расположившаяся под лучами яркого солнца, может выглядеть светлее, чем лист бумаги, оставленный в полной темноте.
Девушки в белых платьях в темной комнате vs черный кот на свету
Как можно использовать тон?
Тон определяет то, насколько читается комозиция, отделяет объекты друг от друга, и вместе с освещением влияет на настроение работы. Чтобы обеспечить хорошую читаемость, Эндрю Лумис в книге «Искусство иллюстрации» предлагает использовать несколько тоновых схем. В них входит всего четыре тона:
Основные тональные схемы из книги “Искусство иллюстрации”. Эндрю Лумис.
«Чем проще (тоновая) композиция, тем лучше выйдет картина»
Эндрю Лумис
Стоит ли ограничивать количество тонов?
Этой практики придерживаются многие известные художники. Композиции Майка Миньолы строятся на использовании двух противоположных тоновых значений — черного и белого.
Здесь группировка по тону основана на разграничении света и тени: теневая часть залита сплошным черным цветом, а свет остается белым. Автор Майк Миньола.
Не нравятся заливки? Можно разбивать тон на простые группы, которые при отдалении от работы будут читаться как единые пятна. Картина Густава Доре разбита на несколько планов, которые читаются благодаря группировке основных масс по тону.
Как с помощью тона влиять на настроение работы?
Как уже понятно, тон напрямую связан с освещением, поэтому продумывать количество света в работе очень важно. Это еще одно направление, которое одинаково важно для фотографов, киношников и художников (особенно иллюстраторов).
Обратимся к лекции Катерины Горелко. Чаще всего в кино, живописи и геймдеве используют полный спектр тонов. За основу берут летний день, в кадре сохраняют как светлые, так и темные акценты.
Пример из живописи:
Упомянутое на слайде правило 70/30 говорит о выразительном соотношении. Его можно применить не только к оттенкам серого, но и к форме, линии или цветам. В этой работе Lori Putnam больше 70% выполнены в светлом тоновом диапазоне, и до 30% — в темном.
Вернемся к ключам. Высокий тоновой ключ используют, чтобы передать светлые эмоции, сны или воспоминания или подчеркнуть характер персонажа — нежный и непорочный. Для этого ключа почти не нужны темно-серые и черные значения.
Низкий тоновой ключ используют, чтобы показать страх, мистику или заговор (например, персонаж замышляет что-то недоброе у себя в кабинете). Его часто можно встретить в ужастиках. Светлые тона здесь встречаются по-минимуму и чаще всего выполняют роль акцентов.
Как использовать тон, работая над цветной иллюстрацией?
Есть два основных варианта.
Если стартуем с черного и белого
Начните с двух тонов, как Майк Миньола. Разбейте работу на свет и тень, далее постепенно добавляйте средние тона.
Помните: вы всегда можете отредактировать яркость тоновых значений, поменять тоновой ключ на более низкий или высокий и потом уже добавить цвет. Для этого воспользуйтесь панелью «уровни» или режимом коррекции «цветовой тон/насыщенность».
Пример такого пайплайна от Сэмюэля Михлэпа. Он начал с зарисовки снизу слева, потом постепенно добавлял в работу тоновые соотношения и лишь потом перешел к цвету.
Концепт-художник Игорь Артеменко ака Haryarti (The Banner Saga, Riot Games) работает по похожему пайплайну.
Сортировка по пятнам
Сразу разбейте вашу работу по пятнам. Для каждого плана задайте свой тон, как это делал Густав Доре. Помните про правило «светлое на темном, темное на светлом», самая важная часть вашей работы должна сильнее всего контрастировать с окружением: белое на черном привлекает внимание сильнее, чем светло-серое на темно-сером.
Внутри заданных тоновых пятен не должно быть сильных контрастов в деталях: отдельные незначительные элементы не должны вырываться на передний план, иначе вы потеряете целостность композиции. Убедившись, что тоновая композиция читается, переходите к покраске.
Примеры черно-белых композиций от Tyler Edlin
Перевод в ч/б для самопроверки
Возникли проблемы на этапе покраски? Отслеживать тоновые соотношения в цвете бывает не просто. Поэтому во время работы лучше переключаться в чб, чтобы проверить себя.
Как это сделать в Adobe Photoshop:
Рисуете в Procreate? В iOS есть настройка, которая позволяет переводить планшет или телефон в чб, трижды нажав на кнопку Home.
Помните, что такой способ перехода в ч/б режим меняет только отображение цветности на вашем экране, но для самой системы все остается цветным. Поэтому если вы возьмете пипеткой какой-то оттенок серого и начнете рисовать, а потом отключите ч/б режим, окажется, что вы рисовали именно цветом.
Проверка с помощью ч/б, экстремальный вариант
Иногда недостаточно просто перевести работу в оттенки серого, чтобы заметить проблему — особенно если глаз сильно замылился.
Можно попробовать выкрутить контраст на полную, чтобы довести оттенки до двух тонов — черного и белого. Тогда наверх выйдет базовая тоновая композиция, как в «стадиках» сверху. Для этого переведите изображение в оттенки серого, а потом с помощью “Levels” (Уровни) поменяйте детализацию так, чтобы тоновые соотношения сократились до двух-трех положений. Этим приемом пользуется Сэм Нильсен, когда проверяет работы учеников.
Возьмем для примера работу самого Сэма.
Переводим ее в оттенки серого и двигаем уровни. В центре внимания по-прежнему остается носорог. При неудачной комбинации тонов на этом этапе он бы уже слился с фоном и стал нечитаемым — и вы бы нашли ошибку.
Упражнение по изучению тона
Анализируйте работы других художников, кадры из фильмов и мультфильмов. Делайте копии выбранных изображений, используя ограниченную тоновую палитру: 2, 3 или 4 тона. На этом упражнении тренируются и новички, и профи.
В рамках челленджа #100daychallenge Павел Латковски создает быстрые композиции с ограниченным тоновым диапазоном каждый день, в течение нескольких месяцев.
Уже упомянутый Игорь Артеменко ака Haryarti старается делать такие «стадики» каждый день.
Как приступить к задаче?
Не пользуйтесь мягкими кистями и смешиванием. Чтобы разбить работу на четкие плоские пятна, используйте лассо (иногда еще используют Pen Tool). У вас должны получиться жесткие, четкие и выразительные силуэты. Лассо или Pen Tool помогут вам легче контролировать края формы.
Justin Pichetrungsi изучает тоновой контраст в сцене.
Каждую копию старайтесь выполнять быстро, не зацикливаясь на деталях. Сосредоточьтесь на изображении в целом. Если вам сложно сгруппировать работу по тону, попробуйте прищурить глаза и поискать большие тоновые группы, которые выделяются на фоне окружения.
John Petersen выполняет аналогичное упражнение
Ежедневные «стадики» на тон очень рекомендуют выполнять Крейг Маллинз (один из пионеров CG и самых известных цифровых художников в мире), Нэйтан Фоукс (работал с Disney, Paramount Animation, Blizzard Entertainment, Riot Games и др) и многие другие.
«Вдумчивый анализ работ других авторов учит создавать собственные визуально интересные композиции»
Нэйтан Фоукс
Немного полезных материалов по теме
Марко Буччи о тоне (En)
ModernDayJames о тоне и ч/б «стадиках» (En)
Что такое тон, как научиться его понимать и искать ошибки в работах (En)
Наш стрим с Евгенией Кацубо из Larian Games о тоне в иллюстрации (Ru)
Полная лекция по тону от Екатерины Горелко: https://vk.com/wall-143107500_42524
О том, какие есть способы покрасить тоновой подмалевок, мы расскажем позже. Текст дополнен редакцией.
Что такое тон в изо
Портал для творческих людей OksanaS200974@mail.ru 8-908-796-75-65 / 8-913-652-36-50
Art gallery
Школа искусств
Omsk life
Поиск по сайту
Самое читаемое.
Мы в контакте
6. То же, что тональность (муз. устар.). Мажорный, минорный тон. Папасть в тон (вступить голосом или инструментом так, чтобы звук соответствовал тональности).
7. Характер, оттенок звучания инструмента или голоса (муз.). Мягкий тон. Нежный тон скрипки. Сочный тон виолончели.
8. Характер звучания, придаваемый инструменту (обычно струнному) исполнителем (муз.). У этого скрипача прекрасный тон. Ему надо смягчить тон.
9. Тот или иной оттенок речи. Говорите, пожалуйста, спокойным тоном. Повысить тон. Сбавить тон. Высокомерный тон. Говорить в тон кому-нибудь. Перемените ваш тон! Если вы будете говорить со мной таким тоном, то я уйду.
10. Тот или иной оттенок поведения, общения с людьми (устар.). хороший тон (благовоспитанность, светскость). Дурной тон. Деликатность и боязнь нарушить хороший тон заставляет меня повиноваться дамам. (Чехов). Довольно скучен высший тон. (Пушкин).
colormondays_ru
Кухня художника и все его радости
Меня спрашивают, что важнее: цвет или тон? Я отвечаю: «Какая нога нужнее человеку, правая или левая?»
Алексей Ермолин Julian Merrow Smith
Для общего понимания важности тона в живописи можно почитать заметки художника и педагога Николая Петровича Крымова. В наших статьях я буду часто к нему возвращаться. «В своем определении реалистической живописи я говорю о передаче видимого материала. Передача материала какого-либо предмета, помещенного на таком расстоянии или находящегося в таких условиях, когда этот материал не воспринимается глазом, противоречит существу реалистической живописи. Например, изображая кожаный чемодан, находящийся на большом расстоянии или в темном углу, потерявший из-за этого свою видимую материальность, художник-реалист напишет его именно таким, неопределенного материала предметом, каким в данную минуту и в данных условиях он этот чемодан воспринимает. Будет абсолютно неприемлемо в живописи, если художник изобразит чемодан таким, каким он его знает вообще, а не каким его видит в момент работы. Одним из элементов натурализма в живописи и будет передача невидимого, но «знаемого» материала. Допустим, что мне очень нравится лимон, лежащий на тарелочке, и я его исполнил с такой любовью, с таким внимательным отношением написал его, как говорится, пропустив сквозь «призму души», и написал очень здорово, так, что он выглядит как настоящий, чуть не вылезает из рамы. Однако он не будет так выглядеть, если живописец его напишет по-настоящему. Живописец должен писать предмет так, чтобы он находился от зрителя на таком же расстоянии, как от живописца «. Н. П. Крымов
Так как начать видеть тон? Чтобы правильно увидеть тон, а потом его передать, нужно временно отказаться от «видения» многих вещей: фактуры, формы, деталей и даже цвета. Конечно, это гораздо проще сказать, чем сделать, но есть несколько упражнений, а дальше только практика 😉
Иллюзия. На самом деле цвета А и В одинаковые. Вот так.