что такое толстостенный фарфор
Чем отличается твердый фарфор от костяного: разница в прочности, тонкости и цене
Фарфор имеет многовековую историю, и издавна считается предметом роскоши. Его часто приобретают коллекционеры. А какое удовольствие есть и пить из фарфоровой посуды – красивой, безопасной и не стареющей. Изделия почти всегда дорогие, поэтому многие интересуются, какой фарфор лучше, костяной или твердый? Чтобы не ошибиться в выборе, предлагаем узнать о нем больше, и сравнить характеристики обоих видов.
Что такое твердый фарфор?
Фарфор – разновидность керамики. Его отличает высокая прочность, водонепроницаемость и прозрачность. Если посмотреть на свет, фарфоровые изделия словно светятся изнутри. Особенно это заметно при малой толщине стенок. Кроме того, материал отличается своим звучанием. Если легонько ударить по нему деревянной палочкой, то он словно «поет» – издает высокий чистый звук.
Фарфор принято делить на две основные группы – твердый и мягкий. Твердый фарфор отличается крепостью. Он менее пористый, чем мягкий, устойчивый к появлению внутренних трещин.
Материал получают из качественной белой глины (каолина), кварцевого песка и полевого шпата. Сформированные изделия дважды обжигают в печи при температуре 1400-1460 градусов. Они приобретают высокую прочность и красивый цвет, но остаются хрупкими.
Твердый фарфор бывает:
При изготовлении упрочненных фарфоровых изделий в смесь с каолином добавляют металлы, которые усиливают крепость. Такая посуда считается элитной, ее используют в ресторанах высокого класса.
Для справки. Помимо мягкого и твердого, существует еще так называемый «холодный фарфор». Он не имеет ничего общего с керамическими изделиями, и представляет собой самодельную массу для лепки, состоящую из крахмала и клея ПВА.
Что такое костяной фарфор?
Название «костяной» стоит понимать буквально. Этот вид фарфора изготавливают с добавлением костей животных, в основном крупного рогатого скота. Кости сжигают, перемалывают в муку и получают известь.
В составе костного фарфора содержится от 30 до 50% пережженных костей.
Добавка делает материал особо прочным. Костная зола заполняет все поры, улучшает плавление смеси. Изделия получаются очень легкие, тонкостенные, изысканные. Костный фарфор – один из самых ценных. Его покупают для коллекций, используют на приемах и банкетах высочайшего уровня.
Интересный факт. Родиной фарфора принято считать Китай. Но костяная разновидность впервые появилась в Англии. Пытаясь раскрыть рецепт китайцев, англичанин Томас Фрай добавил в смесь костный пепел, и обнаружил, что материал получился прочнее оригинала. Его идею подхватил Иосиф Спод. Так свет увидел современный тонкостенный костный английский фарфор, который по сей день очень высоко оценивается.
В чем между ними отличие?
Несмотря на то, что материалы принадлежат к одной группе, разница между ними колоссальная.
Сравнение плюсов и минусов в таблице
Костяной и твердый фарфор часто сравнивают, пытаясь определить, какой вид лучше. Однако мнения в этом вопросе расходятся.
Почитатели твердого фарфора выделяют идеальную белизну. Но поклонники костяного собрата называют белоснежный цвет мертвенным, и отмечают прозрачность, тонкостенность и легкость костяной посуды.
Предлагаем сравнить их характеристики, плюсы и минусы в таблице:
Что лучше выбрать?
Стеклянная, фаянсовая, керамическая посуда не идет ни в какое сравнение с благородной фарфоровой. Во всем мире она считается самой элитной и является символом богатства, который неподвластен времени и модным веяниям. Однако не каждый может себе позволить дорогостоящий сервиз, особенно коллекционный.
Поэтому правильно выбирать фарфоровые изделия, исходя из своих финансовых возможностей и назначения:
Вопросы и ответы
Как отличить настоящий фарфор от поддельного?
Чтобы не нарваться на подделку, следует покупать фарфоровые изделия в крупных специализированных магазинах или у официальных дилеров, которые имеют всю необходимую документацию. Если выбирается костяное изделие, то содержание костной золы должно быть не менее 30% (чем ее больше, тем выше цена). При этом в документах должно фигурировать слово «Bone», что переводится «кости» – «Royal Bone China», «Fine Bone China» (костяной фарфор). Если посуда уже куплена, достаточно посмотреть на ободок на донышке. У настоящих фарфоровых изделий он непокрыт глазурью.
Можно ли мыть фарфоровую посуду в посудомойке и использовать в микроволновке?
Практически вся современная фарфоровая посуда подходит для использования в СВЧ и посудомойке. Чтобы убедиться в этом, нужно посмотреть на маркировку. Исключение составляют изделия с росписью поверх глазури. В микроволновку запрещается ставить посуду с узором из золота или платины.
Несколько неправильно судить, какой фарфор лучше, твердый или костяной, не зная марку и назначение изделия. Костяные изделия обычно дороже, и представлены преимущественно чайными и праздничными сервизам, коллекционными тарелками. Твердый фарфор более многообразен. Можно выбрать как повседневный набор посуды, так и праздничный. Выбор между ними индивидуален, и зависит от материального положения и вкуса.
Твердый и костяной фарфор: отличия и что лучше
Фарфор является дорогим и благородным материалом, который ценится с давних времен. Раньше только знатные люди могли себе позволить изделия из него. Посуду и другие предметы передавались будущим поколениям, так как материал не портится десятилетиями. В настоящее время, есть множество типов фарфора, отличающихся характеристиками и внешним видом.
Твердый фарфор
Чем выше содержание каолина, тем горячее будет температура обжига при изготовлении и тем прочнее будет готовое изделие.
Из плавней, используются пегматит или полевой шпат. Для добавления просвечиваемости, в состав вводится известковый шпат или доломит.
Для внешнего покрытия, используется твердая глазурь с теми же компонентами, что и фарфор, но с разными пропорциями. Это дает дополнительную прочность верхней отделке. Если в составе нет извести, изделие будет иметь матовый или молочно-кремовый оттенок.
Костяной фарфор
Помимо стандартных компонентов, в состав входит костяная зола (не менее 30%), полученная из костей крупнорогатого скота. Чем больше содержание, тем качественнее и дороже изделие. По этой причине, фарфор называют костяным.
Для производства, из костей крупнорогатого скота удаляются все клейкие соединения. Чтобы убрать органические вещества, и задать необходимую структуру, сырье поддается обжигу в 1000°С в тепловой камере. Обожженные кости растираются до состояния муки, порошок разбавляется водой. Полученная смесь добавляется к другим компонентам. Из костяного фарфора получаются самые тонкие изделия. Главный признак качественного материала — предмет хорошо пропускает свет, словно излучает его.
Общие черты
Твердый и костяной фарфор является качественным и прочным материалом для изготовления посуды, декоративных элементов и других предметов.
Основные компоненты одинаковы:
Изделия из фарфора обладают высокой прочностью и долговечностью. Предметы годами сохраняют внешний вид и свойства.
Для создания необходимой формы, используются различные технологии и инструменты:
Для отделки фарфоровых элементов, используется 2 способа отделки. Зеркальный перенос подходит для плоских деталей. Округлые предметы украшаются методом ручной или механизированной (частично) внутренней фасовкой (глина равномерно распределяется по форме.).
Отличительные характеристики
Какой материал лучше, и что выбрать?
При выборе, необходимо обратить внимание на следующие критерии:
Выбор зависит от личных предпочтений будущего владельца и классификации предмета. Если требуется легкость и воздушность, лучше выбрать изделие из костяного материала.
Определить, какое сырье лучше, можно только при составлении необходимых свойств. Легкая текстура сочетается с более низкой прочностью. Долговечные детали смотрятся нагроможденного в общей обстановке.
Виды и особенности фарфоровой посуды
Пить вкусный чай из красивых чашек в былые времена могли только богатые люди, аристократы. Но сейчас фарфоровая посуда есть почти везде. Ее дарят на праздники, она достается в наследство от бабушек. Ценность таких сервизов очень высокая и объясняется огромным списком достоинств этого материала. Такие изделия добавляют нотку роскоши и неповторимости обычному приему пищи.
Преимущества и недостатки посуды из фарфора
Посуда из фарфора имеет высокое качество и разнообразное назначение, но ей требуется особый уход. Она не может выдержать сильные удары — это ее единственный недостаток, за исключением достаточно высокой цены.
Какой бывает фарфор
Виды фарфоровой посуды отличаются технологией изготовления, качественными характеристиками, назначением:
Как отличить фарфоровую посуду от фаянсовой
Чтобы отличить посуду из фарфора и фаянса, необходимо обратить внимание на толщину изделия. Фаянс будет несколько толще, так как он считается менее прочным. Что касается просвета, то фарфоровые изделия могут пропускать свет в отличие от фаянса. Также оба материала отличаются по звучанию. У фарфора оно более тонкое и длинное, больше напоминает хрустальное, а вот у фаянса звук более глухой и недолгий.
Особенности фарфора New Bone China и Fine Bone China
В названиях вида фарфоровых изделий слово China значит фарфор, а не название страны, как привыкли многие считать. Bone переводится как «костяной». Но это совершенно не означает, что его изготавливают из костей. Изначально такое название было связано с ассоциациями, так как твердость, плотность и белый оттенок фарфора соответствовали костям. Отсюда и выбрано такое название. Первый рецепт так и не смогли заново создать, но в дальнейшем в определенном типе фарфора во время изготовления все же начали использовать пепел костей.
Отличия между Fine Bone China и New Bone China заключается в основном в составах материалов. Fine Bone China изготавливают из фарфоровых камней и глины. Также используется зола из костей крупного рогатого скота. Кости обрабатывают при высоких температурных показателях, они превращаются в золу, которую добавляют в составы для изготовления фарфора.
New Bone China является более простым типом посуды из костяного фарфора. В данном случае костяная зола заменяется синтетическим аналогом. Это вещество позволяет добиваться схожих параметров по цвету, прозрачности, твердости, но стоимость изделий меньше.
Хранение фарфоровой посуды
От условий хранения фарфоровой посуды зависит ее долговечность и внешний вид. Главное требование сводится к бережному отношению, но также важно правильно хранить такие сервизы. Лучше всего размещать их в шкафах и стеллажах, которые для этого предназначаются. Лишняя очистка не требуется. Если хранить в правильном месте посуду, то это уберегает ее от пыли, повреждений. Для хранения фарфоровых изделий допускаются еще полки с застеклением. Разрешается оставлять посуду в обычных шкафах на кухне.
Костяной фарфор – это прочность, умноженная на красоту
Не умаляя славы Мейсена, следует отметить, что самый тонкий и прочный фарфор был открыт в середине XVIII века английскими производителями керамики. Он содержит 30 – 50% костяной золы, придающей изделиям уникальную твёрдость, прозрачность и молочную белизну. Посуда, со стенками, толщиной в бумажный лист, кажется невероятно хрупкой, но это – обманчивое впечатление. Из-за сложности производства и большого процента ручного труда, а также благодаря исключительному качеству, костяной фарфор относят к предметам роскоши и ценят выше других разновидностей.
Описание
Костяной фарфор (англ. Bone china) по свойствам и составу приближается к твёрдому, однако обладает меньшей пластичностью из-за снижения доли каолина и полевого шпата. Учитывая эту особенность, его используют преимущественно для изготовления элитной посуды и крайне редко для скульптурных работ.
Примерный состав фарфоровой массы:
Костяная зола, очищенная от оксида железа, придаёт готовым изделиям неповторимую белизну. Также, проникая в поры при обжиге, она увеличивает плотность черепка и, как следствие, его прочность. Для получения золы нужного качества, используют кости крупного рогатого скота. Предварительно их обезжиривают и подвергают обработке высокими температурами (около 1000°С), чтобы удалить любую органику и полностью стерилизовать. После этого кости перемалывают в муку и добавляют к жидкой шликерной массе, из которой формуют фарфоровую посуду. До первого обжига изделия остаются чрезвычайно хрупкими и требуют бережного обращения.
В производстве фарфора почти не применяются кости домашней птицы, поскольку их меньше и обходятся они дороже. Однако известно, что такая добавка придаёт черепку едва уловимый фиолетовый оттенок. Костяной фарфор на её основе предназначен для штучных предметов, изготовленных на заказ и обладающих высокой художественной ценностью.
Сегодня костяная зола почти полностью заменена синтетическими аналогами. Они никак не отражаются на качестве продукции, позволяя несколько упростить и удешевить её производство. Костяной фарфор по прочностным характеристикам превосходит твёрдый, хотя обжигается при более низких температурах – 1200°С против 1450°С соответственно.
Маркировка и производители
Независимо от того, используется ли для производства фарфора натуральная костяная зола или синтетические вещества, его маркируют одинаково: «Bone china» или, если качество изделий выше стандартного – «Fine bone china», иногда «Royal Bone China». Предприятий, выпускающих тонкостенную керамику этого вида не так много, поэтому лучше знать их названия для дополнительной защиты от фальсификата.
Великобритания:
Япония:
Россия:
Китай:
Корея:
Казахстан:
Производством занимаются также Индия, Индонезия, Шри-Ланка, Иран и Таиланд. Однако их продукция поставляется преимущественно на африканский рынок и не представлена в России.
История
В середине XVIII века сразу два английских предприятия, производивших изделия из полуфарфора или как его ещё называли мягкой пасты – материала, не содержавшего каолин, попытались самостоятельно разгадать рецептуру Мейсена и китайских мастеров. Обе фабрики работали в окрестностях Лондона, позиционировали свою продукцию как предмет роскоши и соперничали за клиентуру. Одна располагалась в районе Стратфорд ле Боу (боро Тауэр-Хамлетс), а другая – в Челси.
Мягкая паста отличалась высокой пластичностью, однако из-за низкой температуры обжига разрушалась намного чаще и быстрее твёрдого фарфора. Неудивительно, что производители искали способы увеличить прочность материала. В 1748 году художник и гравёр Томас Фрай – совладелец керамического предприятия в Боу, впервые попробовал добавить в мягкую пасту пережжённые кости животных. Фабрика находилась неподалёку от скотного рынка и бойни в соседнем графстве Эссекс, поэтому сырья для экспериментов оказалось более чем достаточно. Фрай пришёл к выводу, что мягкая паста, в состав которой входит около 45% костяной золы, после обжига получается намного прочнее, белее и прозрачнее. Своё изобретение он назвал «fine china», то есть отличный фарфор. Посуда производилась методом прессования, а не шликерного литья, как на конкурирующей фабрике в Челси. Лепить вручную из новой разновидности мягкой пасты было трудно, из-за хрупкости и ломкости сырого материала.
Улучшенная формула от Джозайи Споуда
Изобретение Фрая можно назвать костяным протофарфором. Изделия фабрики в Боу были далеки от совершенства: они приобретали кремовый оттенок и деформировались при обжиге, в зависимости от колебаний температуры. Всё изменилось после того, как другой англичанин – Джозайя Споуд в 1796 году представил свою версию «fine china», уже на основе каолина. Кроме того, он несколько изменил технологию обработки костей животных, упростив и усовершенствовав процесс кальцинирования.
Споуд, в отличие от Фрая, был профессиональным керамистом с большим опытом работы в гончарном деле. В 1700-х годах он некоторое время сотрудничал с другим «пионером» английского фарфорового дела – Джозайей Веджвудом. В 1770 году Споуд арендовал в Сток-он-Тренте (графство Стаффордшир) фабрику по производству белого фаянса и посуды из кремнистой глины. С 1788 по 1793 годы здесь проводились опыты по доработке формулы костяного фарфора.
Именно эти пропорции с небольшими вариациями, применяются и сегодня на большинстве профильных заводов. А предприятие Споуда, названное его именем, по-прежнему входит в десятку наиболее престижных производителей.
Своей популярностью уникальная тонкостенная керамика во многом обязана продолжателю семейной традиции – Джозайе Споуду II. Обладая развитой коммерческой жилкой, он не только продолжил дело отца, но и придал ему размах, сделав костяной фарфор общенациональным достоянием. Также Споуд-сын стал добавлять в шликерную массу полевой шпат, играющий роль плавня. Благодаря этому компоненту, готовые изделия приобрели максимальную прозрачность и глянцевитую поверхность.
Прогрессивные технологии позволили снизить затраты на изготовление костяного фарфора, сделав его доступным широкому кругу покупателей. На волне интереса к новому виду тонкостенной керамики, большинство английских предприятий последовало примеру семьи Споудов. Центром производства стал Сток-он-Трент, где и в настоящее время располагаются самые известные профильные фабрики. Вплоть до середины XX века производство «bone china» было монополией одного государства, поэтому он так и назывался «английским».
Императорский фарфоровый завод
В 1960-х годах на Ломоносовском заводе в Ленинграде заговорили о поиске собственной формулы «bone china», который не уступал бы английскому. Инициатором разработки стал директор предприятия – Александр Сергеевич Соколов. Он отличался склонностью к инновациям и внёс немалый вклад в техническую и художественную модернизацию ЛФЗ.
В 1966 году сотрудники экспериментальной лаборатории притупили к созданию опытных образцов. В первую очередь следовало правильно подобрать пропорции золы, чтобы она с одной стороны снижала содержание оксидов железа, отбеливая фарфоровую массу, а с другой – не влияла на её прозрачность. Второй «загвоздкой» был температурный режим, при котором обжигались изделия. Перед разработчиками стояла задача – довести стенки посуды до толщины в 1 мм, без потери прочности и способности сопротивляться механическим воздействиям.
До настоящего времени точный рецепт фарфоровой массы и режим обжига держатся в строгом секрете. Известно лишь, что для сырых изделий нужна более высокая температура – в пределах 1280°С, а для глазурованных её снижают до 1180°С. Через 2 года отечественным умельцам действительно удалось обогнать английских конкурентов, добившись выпуска более тонкостенной, но при этом невероятно прочной, прозрачной и «звонкой» посуды. Чтобы глазурь не добавляла толщину спеченному черепку, её стали наносить не традиционным методом окунания, а пульверизатором.
И это – далеко не единственная инновация ЛФЗ. Специально под новое фарфоровое производство была сконструирована двухканальная электрическая печь, отличавшаяся компактными размерами и высокой производительностью – до 850 тыс. изделий в год. Кроме того, появились литейные станки, позволявшие равномерно наполнять формы шликером и, как только заготовки наберут нужную толщину, удалять лишнее. Автоматическим методом удавалось получить свыше 2 000 изделий за смену, в то время как вручную рабочие могли сделать не более 600.
Другие страны узнали, что такое костяной фарфор ЛФЗ, во время «Московской Олимпиады – 80». Сувенирные сервизы и чайные пары удивительной белизны и прозрачности пользовались высоким спросом и принесли ленинградскому заводу международную славу. Его продукция – наполненная светом, почти невесомая, больше всего походила на классический китайский фарфор «яичная скорлупа», который безуспешно пытались копировать многие европейские производители.
Nikko
Примерно в одно время с ЛФЗ, в 1978 году к выпуску изделий «bone china» приступила японская компания Nikko. Если «ломоносовцы» пытались раскрыть поэтическую сторону тончайшего воздушного фарфора, восточные керамисты с его помощью продемонстрировали виртуозность высоких технологий. Они стали добавлять в сырьё 50% золы из костей крупного рогатого скота, при стандартных 30 – 45%. Большое количество фосфата кальция увеличивает прочность посуды, но усложняет процесс её отливки и последующей обработки до первого обжига. Высокий уровень автоматизации, недостижимый ранее, помог японскому производителю решить эту проблему.
Продукция Nikko не только красива, полупрозрачна и отличается редким оттенком слоновой кости, она ещё и невероятно устойчива к внешним воздействиям. О многом говорит тот факт, что чашки и тарелки используются в ресторанно-гостиничной сфере. Японская компания словно посмеялась над всеми требованиями по уходу за деликатным фарфором. Её продукцию с маркировкой «Bone china» можно использовать для микроволновки, мыть автоматическим способом и ставить друг на друга, не опасаясь сколов или трещин.
Общепринятые правила ухода
Несмотря на прочность, классический костяной фарфор требует повышенного внимания. В этом случае он прослужит не менее 100 лет, сохраняя внешний вид и свои уникальные свойства. Основные рекомендации:
Как отличить от других видов
Фарфоровые предметы «Bone china» должны быть очень лёгкими, почти не ощущаться в руке. Даже если не подносить их к источнику света, сквозь тончайшие стенки будут видны очертания пальцев. Цвет обычно бывает молочно-белым, редко кремовым.
«Бисквитный» бортик на донышке посуды должен полностью совпадать по оттенку с глазурью. Его трудно различить визуально, только на ощупь. Обычно производители стараются покрывать рисунком минимальную площадь поверхности, оставляя возможность любоваться совершенством чистого материала.
Звук при ударе деревянной палочкой получается звонким, высоким, протяжным, с выраженными металлическими нотками. Также следует обратить внимание на слой глазури – он будет ровным, однородным, блестящим, без дефектов любого рода.
Интересные факты
В мусульманском мире до сих пор не стихают дискуссии, относительно халяльности посуды «Bone china». Часть экспертов доказывает, что прошедшие обработку огнём и превратившиеся золу кости животных, полностью очищены и не могут нанести вреда мусульманам. Другие настаивают, что подобные включения недопустимы.
В XXI веке на мировом фарфоровом рынке была представлена линейка посудных наборов из костей халяльных животных. Однако продукцию «Bone china» по-прежнему избегают веганы и вегетарианцы.
На предприятиях, выпускающих тончайшую фарфоровую посуду, работают в основном женщины. Отмечено, что они действуют бережнее и аккуратнее, снижая процент брака до минимума.
Прототипом «Bone china» считаются фарфоровые изделия в технике «яичная скорлупа», производившиеся в Китае в эпоху династии Мин. Но обе разновидности отличаются коренным образом. Китайские мастера не использовали жжёные кости для повышения прочности материала. Они делали ставку на высококачественное сырьё и высокотемпературный – до 1350°С обжиг, происходивший в особом режиме с длительными выдержками, которые продлевали фазу остекловывания. При этом глазурь буквально вплавлялась в глиняный черепок, отчего прочность изделий увеличивалась в разы. Цвет посуды в технике «яичная скорлупа» – белоснежный, доходящий до лёгкой голубизны, в нём нет тёплых тонов.