что такое толерантность простыми словами для детей 4 класса
Толерантность: это что такое простыми словами
Что такое толерантность?
«Толерантность» (терпимость) – это готовность принимать и ценить взгляды и действия других людей, не нарушающих общественные права, важный аспект этичной жизни и желание решать проблемы самым нравственным способом, уважая основные права всех людей.
Относительно легко быть адекватным, терпимым к действиям людей, не влияющих на других людей. Но принятие права одного человека на что-то иногда означает ограничение прав других. Быть «терпимым» по отношению к первому – значит быть «нетерпимым» ко второму.
Что является толерантностью?
Дать определение не всегда легко и требует некоторого баланса конкурирующих прав.
Люди, желающие быть максимально терпимыми, часто сталкиваются с дилеммой того, кого поддерживать, когда конкурируют права отдельных лиц или групп.
Они хотят уважать самые основные права и минимизировать вредные последствия любого решения. Часто это больше искусство, чем наука.
Определенные составляющие компоненты, необходимые для принятия правильного решения, включают:
Всегда ли можно быть толерантным?
Нет. Иногда человек должен быть в какой-то степени нетерпимым к обеим спорящим сторонам. Однако всегда можно попытаться свести к минимуму нетерпимость и максимально уважать основные права других.
Нетерпимые люди часто формулируют проблемы очень упрощенным способом, получая ответы на все их очевидные вопросы. Избегайте ловушек, позволяющих другим думать за вас – это включает и религиозных лидеров.
Посмотрите на каждую проблему и задайте нравственный вопрос, кажущийся наиболее продуктивным, адекватным подходом к проблеме. Тогда и подумайте сами – честно и основательно. Ответы на этические вопросы часто лежат глубоко в вашем сердце.
Сегодня существует много недоразумений, когда речь идет о той толерантности, что касается общества и того, как мы взаимодействуем с окружающими нас людьми. Что же на самом деле означают терпимость и нетерпимость? Терпимость – это ваше отношение к людям, с которыми вы не согласны и выглядит так:
Точное определение толерантности
Его можно сформулировать следующим образом: «Терпимость дает окружающим возможность свободно не соглашаться с вами, в том числе выражать свои несогласные взгляды и убеждения, не опасаясь какого-либо наказания или возмездия из-за того, что они не согласны с вами».
Нетерпимость же может быть выражена противоположным образом: «Нетерпимость не позволяет другим не соглашаться с вами; это приносит какое-то наказание или возмездие человеку, группе людей или организации, потому что они не согласны с вами».
Все это имеет смысл. Люди живут в разнообразном и плюралистическом обществе, что означает, что у них бывают разные взгляды друг на друга. Редко они собираются договориться о многих вещах. Они приветствуют разнообразие людских характеров, темпераментов и утверждают, что разные точки зрения и взгляды на вещи делают человека скорее сильнее, чем слабее. Поэтому с этой точки зрения важно терпеть окружающих людей, смотрящих на вещи иначе, чем другие.
Стоит заметить, что терпимость и поддержка – это две разные вещи. Представьте себе маму с маленьким ребенком. В какой-то момент она говорит: «Мне не нравится поведение моего ребенка сегодня, но я буду терпеть его». В другой момент, после того, как он поделился своими игрушками с братом или обнимет упавшую и заплакавшую соседскую девочку, мама скажет: «Мне очень нравится поведение моего ребенка! Я собираюсь поощрять и поддерживать это поведение, потому что хочу видеть больше подобного!».
О дне толерантности детям
Каждый год 16 ноября люди во всём мире отмечают Международный день, посвящённый терпимости, или коротко — День толерантности. Этот день был утверждён ЮНЕСКО в 1995 году, но с каждым годом он приобретает всё большее значение, поскольку развитие толерантности всё чаще осознаётся одной из важнейших задач современности. Достаточно открыть свежие новости в газете или интернете, чтобы увидеть к каким трагедиям приводит враждебное отношение к чужой культуре, религии, языку. Не вызывает сомнений, что если бы человечество научилось быть более толерантным, мы бы жили в мире лучшем, чем сегодня. Поэтому так важно говорить об этом именно с детьми, ведь терпимость зависит в первую очередь от культуры и воспитания, она не появляется вдруг и её нельзя просто установить законодательно.
Что такое толерантность?
Можно просто сказать, что толерантность — это терпимость к другим. Но на этом простота и закончится, ведь не должны же мы быть терпимыми к тому, что сильный обижает слабого или сосед мусорит в подъезде. С этим вопросом важно разобраться самому, чтобы уметь научить этому ребёнка. Итак, при кажущейся простоте темы, в ней есть два подводных камня, которые легко могут привести в заблуждение.
Первый мы обозначили: толерантность не означает терпимости к преступности, хулиганству, хамству и другим не лучшим проявлениям человека. Терпимым нужно быть к тому, что «люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям». Это слова из Декларации принципов терпимости ЮНЕСКО. Как видим, они говорят о различиях в людях и именно в этом и заключается правильное понимание толерантности. Мы должны признать, что все люди разные, но при этом равные. Это означает, что если мы видим, что представитель другой национальности или религии совершает преступление, то мы должны осуждать его за плохой поступок, а не за то, что он сам другой, отличный от нас. Нужно научиться отличать одно от другого и научить этому детей.
Другой подводный камень заключается в самом слове «терпимость». Из-за него можно подумать, что нас просят научиться что-то терпеть, закрывать глаза на других людей, которые нам не нравятся. В действительности принцип терпимости учит совсем другому: в первую очередь мы должны учится не чувствовать враждебности к другим за то, что они другие, а не сдерживать проявления этой враждебности в себе. Не следует путать слова «терпимый» и «терпящий». Научиться быть терпимым означает избавиться от необходимости терпеть.
Как рассказать детям о толерантности?
Мы убедились, что даже для взрослого тема толерантности может оказаться не самой простой. Тем более, не так просто объяснить её детям, и всё же это можно и нужно сделать, и для этого есть множество способов. Вот некоторые из них:
Это только три примера, но их, конечно, может быть гораздо больше. Самое главное – самому понять основные принципы толерантности и не забывать о них, когда знакомишь ребёнка с миром. Стоит ли говорить, что главный пример для ребёнка – это его родители. Учить нужно на своём примере и тогда уроки усвоятся очень легко.
Внеклассное занятие в 3-4 классах «Что такое Толерантность?»
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Внеклассное занятие Что такое Толерантность.docx
Внеклассное мероприятие в 3-4 классах
Тема: «Что такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ?»
· познакомить обучающихся с понятием «толерантность», с основными качествами толерантной личности;
· развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей;
· формировать уважительное отношение к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого;
· формировать такие ценностные ориентиры, как дружная семья, дружный класс.
· дать обучающимся возможность оценить степень своей толерантности;
· развитие внимания, памяти, творческого мышления обучающихся;
· воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между обучающимися;
· воспитание миролюбия, умения слушать другого человека;
· воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к
конструктивному взаимодействию с людьми.
Оборудование: карандаш, лист бумаги, фломастеры.
Методы проведения – поисковые, дискуссионные, игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре).
I. Организационный момент «Минутка радости»
— Добрый день! А что это значит? (Слайд 2)
Значит, день был по-доброму начат,
Значит, день был по-доброму прожит,
Он умножит счастливые дни…
— Давайте создадим хорошее настроение, улыбнёмся друг другу так, чтобы стало приятно всем присутствующим.
— Спасибо за положительный настрой.
— Сегодня мы познакомимся с новым и важным понятием, так что будьте внимательны. А начнём наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему занятия. Притча называется «Ладная семья».
Слушайте внимательно.
Китайская притча «Ладная семья» (Слайд 3)
Жила-была на свете семья. Она была непростая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье, и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
— Итак, скажите, какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие? (Любовь, прощение и терпение)
— Как вы думаете, о чём будем беседовать на занятии?
— Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность». (Слайд 4)
— Вам понятно значение этого слова?
Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех. Алия
Труд и вежливость – в почёте!
Умный, честный, чистоплотный,
Ценит дружбу и друзей. Дамир
Смелый, ловкий и веселый,
Не обидит малышей. Мухамед
Аккуратный, чуткий, скромный,
Бережет природу, честь.
Эти качества достойны
Толерантными их счесть. Дамир
Работа с определением
— Дорогие ребята! Это новое слово (толерантность) в последнее время очень актуально из-за роста агрессивности, насилия, нетерпимости, конфликтности в обществе.
История толерантности (Слайд 5)
На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался министром иностранных дел. Его особый талант был в том, что он умел учитывать настроения окружающих, уважать их, решать проблему, ища различные оптимальные (т.е. удобные для всех) выходы из сложившейся ситуации.
Что такое толерантность? (Слайд 6)
tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность;
терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
(Слайд 7) Толерантность – это уважение права человека быть другим, нежели ты сам, иметь свои взгляды, жить по-своему.
(Слайд 8) 16 ноября – Международный день толерантности. Этот праздник был учрежден в 1995 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.
Толерантность — путь к миру и согласию. (Слайд 9)
(Слайд 11) – Давайте скажем все вместе: Все – мы разные, все мы – равные!
(Слайд 12) Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.
— А сейчас давайте разберём разные ситуации, связанные с вашими сверстниками.
В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить три «2». Кто-то говорит, что он «неумеха», не будем с ним дружить!» Ваши действия.
Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал её. Учитель в понедельник решил проверить тетради. Предположите возможное развитие событий. Как себя поведёшь ты? Твой друг? Учитель?
Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой), потому что их семья не очень обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей?
Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдаёт уже месяц. Стоит ли напомнить ему о долге или лучше промолчать?
— Ну что, вы очень хорошо справились с заданием, принимали правильные решения.
— А теперь мы с вами пройдём небольшой тест.
Какой ты дома? (Слайд 18)
Младший братишка сломал твою игрушку…
• Ты его прощаешь, он сделал это ненарочно…
• Ваш вариант ответа.
Какой ты дома? (Слайд 19)
Ты поссорился со своей сестрой…
• Ты пытаешься объясниться с ней…
• Ты обижаешься и мстишь ей за это…
• Ваш вариант ответа.
Какой ты дома? (Слайд 20)
Тебе не хочется идти на прогулку со своими родными…
• Ты устраиваешь истерику, чтобы не идти гулять…
• Ты идешь с ними гулять, чтобы они были довольны…
• Ваш вариант ответа.
Какой ты в школе? (Слайд 21)
В классе учитель уже спросил тебя…
• Тебе хочется ответить еще, ты будешь подскакивать на месте, говоря: «Спросите меня…»
• Ты предоставишь другим возможность ответить….
• Ваш вариант ответа.
Какой ты в школе? (Слайд 22)
Ваш одноклассник одет хуже, чем ты…
• Для тебя это не важно.
• Ты подсмеиваешься над ним.
• Ваш вариант ответа.
Как вы поступите в такой ситуации: (Слайд 23)
Ты не согласен с кем-нибудь…
• Ты все-таки слушаешь его…
• Ты не даешь ему говорить…
• Ваш вариант ответа.
— Молодцы! Вы отлично справились с тестированием!
Практическая часть (Слайд 25)
— Предлагаю всем обвести свою ладошку, на каждом пальчике написать основные толерантные качества человека.
— Давайте поднимем и покажем свои нарисованные ладошки.
(Ученики говорят хором)
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
— Ребята, будьте толерантны! (Слайд 28)
Классный час «Что значит быть толерантным». 4-й класс
Класс: 4
На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Именно поэтому появилась необходимость разработать ряд классных часов, посвященных этой теме. Один из них предлагаю вашему вниманию.
Классный час: “Что значит быть толерантным?” (4 класс)
Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.
Форма проведения: групповая работа с дальнейшим общим обсуждением вопросов
(звучат песни о дружбе)
Учитель: Добрый день, уважаемые гости! Добрый день, дорогие ребята!
Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить об очень серьёзной и актуальной теме.
Дети встают в круг, приветствуют друг друга как жители разных народов мира
— потереться носами – Новая Зеландия;
— пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу – Германия;
— показать язык – Тибет;
— крепко обняться – Россия;
— помахать рукой нашим гостям.
Учитель: Ребята, для чего люди приветствуют друг друга?
(Дети рассаживаются в группы.)
Все люди на свете разные,
Непохожие, своеобразные,
И чтобы ты их смог понять
Нужно в себе уважение к людям воспитать.
Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди.
Учитель: Какими душевными качествами должны обладать люди, живущие на планете Земля, чтобы исчезли войны, ссоры, чтобы люди не страдали и перестали ненавидеть друг друга.
жить в мире и согласии
Учитель: Всеми этими качествами может обладать только толерантная личность, и тогда на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга. Все равно, какой ты национальности, какого цвета кожи. На нашей планете живут разные люди, но все они должны уважать друг друга.
Учитель: На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел.
16 ноября является Международным днем толерантности. Без формирования толерантности движение к цивилизованному обществу невозможно. (слайд )
Агрессия – удел бессильных,
Дорога мимо, в никуда,
Терпимость ведь не всем под силу,
Там мощь характера нужна.
Ты улыбнись с утра старушке,
Что в транспорте на всех кричит,
Ее проблемы – лишь игрушки,
Когда ты созидаешь мир.
Прими внутри чужое мненье,
Свободен каждый выбирать
Иди своей дорогой твердо
День толерантности справлять.
Учитель: Так что же такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ? Рассказ ученика (слайд)
Учитель: Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:
Обратимся к образу монады.
Как не бывает в жизни идеального человека, так и в самом отъявленном преступнике имеются ростки позитивного.
Упражнение «Камушек в ботинке»
Прошу ребенка найти в себе то, что мешает ему жить в мире с самим собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна).
Упражнение «Жемчужина в раковине»
Предлагаю отыскать в себе то, что является наивысшим достоинством (поиск светлого пятна).
Как мы видим у всех людей есть свои достоинства как «Жемчужина в раковине» и недостатки как «Камушек в ботинке», и все мы желаем толерантного отношения к себе.
Учитель: Предлагаю вам посмотреть сценку по рассказу В.Осеевой “Кто всех глупее” и определить к какому лепестку цветка она подходит.
ав. Валентина Осеева
Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.
Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку: мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.
Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. Скучно! Взял да и дёрнул за косичку Таню.
Цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои перышки. Хотела цыплёнка Боську клювом ударить, да раздумала.
Вот и спрашивает её Барбос:
— Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя.
Оглянулся Ваня, а сзади него никого нет.
— К какому лепестку цветка это проявление толерантности?
Учитель: Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный. (слайд)
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, категоричностью, эгоизмом, непониманием, выражением пренебрежения, равнодушием.
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь.
Послушаем отрывок из исследовательской работы и попробуем определить, о каких качествах толерантности идет речь ( рассказ о бездомных животных и помощи им) (слайд)
Отдохнем, станцуем танец “Вместе весело шагать” повторяем слова и движения:
Учитель: Все мы смешно выглядим, а вам удобно было бы так передвигаться всю жизнь, да с насмешками за спиной? Есть люди на земле, которые вынуждены это испытывать.
Как необходимо к ним относится?
К какому лепестку цветка подходит это проявление толерантности?
Термин «толерантность» объясняется, как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми. Этому придерживался и Талейран Перигор. Он умело вел переговоры, применяя определенные правила общения. Еще Антуан де Сент Экзюпери говорил: “Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения” (слайд)
Давайте попробуем составить правили толерантного общения (работа в группах) и напишем эти правила эти правила на листах.
Правила толерантного общения: (слайд)
1. Уважай собеседника.
2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
3. Отстаивай свое мнение тактично.
4. Ищи лучшие аргументы.
5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
6. Стремись учитывать интересы других.
Соблюдая эти правила вы будете приятным собеседником, хорошим другом, и всегда в отличном настроении как у наших девочек в их зажигательном танце “Оранжевое солнце” 2
К какому лепестку цветка подходит это проявление толерантности?
Учитель: Сегодня на классном часе мы пытались ответить на вопрос: “Что значит быть толерантным?”, подведем итог с помощью японской поэзии – составим синквейн” (слайд)
2. 2 прилагательных
Каждая группа зачитывает синквейн
Учитель: Что значит быть толерантным? Значит быть каким?
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря!
Учитель: В первую очередь толерантность проявляется дома и в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные, в очках и без очков, разных национальностей. Почему мы иногда подсмеиваемся друг над другом? Все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. И каждый из нас неповторим и значим. О том же говорит и Библия: «Относись к другому как к самому себе, люби ближнего своего как самого себя». Ведь все люди, независимо от расы, национальности, культуры, обычаев, положения, возраста, пола, – все одинаковы. Делать добро другим – не обязанность. Это радость, и эта радость улучшает здоровье и увеличивает счастье.
— Пусть эти слова станут для вас жизненным девизом: (читаем хором с экрана)
Мы разные – в этом наше богатство, (слайд)
Мы вместе – в этом наша сила!
— Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Давайте вместе споём песню “Друзей”
Большое всем спасибо за работу!
Литература
1. Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2002. – № 4.
4. Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7.
5. Максимова М. Игры во взаимопонимание и терпимость: смогут ли они оградить наших детей от влияния экстремистов. – Директор школы. – 2002. – № 8.
7. Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости. – Директор школы. – 2003. – № 5.
10. Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности. – Народное образование. – 2002. – № 2.
Классный час «Поговорим о толерантности»
Р.В. Эмерсон
Формы и методы работы: занятие с элементами тренинга, элементы проблемного урока (работа творческих групп, групповая дискуссия), сюжетно-ролевая игра.
Элементы тренинга позволят в той или иной степени подготовить восприятие детьми возможных жизненных негативных ситуаций и позитивное их разрешение. Проблемные ситуации создаются для поддержания мотивации, работы с понятийным содержанием и обобщения опыта, полученного учащимися в ходе ролевого действия. Сюжетно-ролевая игра позволяет организовать проживание учащимися драматических ситуаций.
Ход занятия
Ученик:
Иная птица людям доверяет,
И ласточка для птенчиков своих
Вблизи жилья людей гнездо свивает
И, веря людям, не боится их.
Спасибо ласточкам, что с нами дружат.
И к людям обращаюсь я сейчас
И говорю: старайтесь быть не хуже
Того, что птицы думают о нас.
К. Ломиа (абхазский поэт)
Вступительное слово учителя.
– Здравствуйте, ребята. Сегодняшнюю встречу мы начали со стихотворения Ломиа, абхазского поэта. Как вы думаете, в чем идея этого стиха? На сегодняшнем занятии мы с вами будем говорить о толерантности. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям.
Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках земного шара?
Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:
tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным;
to tolerate (англ.) – быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;
tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;
tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;
tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;
kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;
tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;
толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.
Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы).
Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы).
А что же объединяет эти определения? (Ответы).
Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).
– Действительно, с точки зрения происхождения, понятие “толерантность” образовано от латинского глагола “tolerare”, что означает дословно “переносить” – это, прежде всего, терпимость, признание и принятие достоинств и недостатков других людей, а значит, показатель достаточно высокого духовного, интеллектуального и морального развития человеческой личности.
Вывод: Значит, наш современник – личность, принимающая и понимающая и себя и других.
Упражнение 1. Игра “Возьму с собой”
– А сейчас я бы хотела провести с вами игру: Приглашаю всех вас в путешествие на Северный полюс. Мы полетим на аэростате. Но нас ждут испытания, трудности, холод, голод… Нужны надежные люди, элементарно воспитанные. Поднимите руку, кто считает себя воспитанным человеком.
Ну что ж, если готовы, то начали… Я буду передавать эту волшебную палочку сидящему рядом, а он дальше по кругу. Но всякий, взявший палочку, должен назвать то, что он возьмет с собой на Северный полюс.
А я буду добавлять при этом “Возьму вас с собой” или “Не возьму с собой”.
Не забудьте, что палочка “волшебная”, она сразу раскроет, воспитаны вы или нет.
Итак, я беру с собой на Северный полюс термос с горячим шоколадом. А что возьмешь с собой ты? (Передача “волшебной палочки”). Пожалуйста, возьми палочку.
Игра продолжается до тех пор, пока все участники не поймут, почему их не берут на Северный полюс. Учитель может еще раз повторить условие: “Беру только надежных, вежливых людей!” Наконец, кто-то из ребят скажет “спасибо” за то, что ему передают “волшебную палочку” и “возьми, пожалуйста” при передаче этой палочки следующему по кругу.
Обычно эта игра вызывает эмоциональный “шок” у участников, т.к. уровень обыденного сознания не может допустить такого большого значения вежливости.
Вывод: Так какими же качествами может обладать сильный человек, личность? (Толерантными).
Упражнение 2
Все участники садятся в круг. Один из участников пересаживает всех, учитывая цвет глаз: от светлоглазых до темноглазых. После того как задание выполнено, другой участник корректирует полученную комбинацию по-своему (2–3 человека).
– Как вы думаете, почему ваши одноклассники рассаживают не так, как хотелось бы вам?
Вывод: у каждого человека свое видение, т.е. каждый воспринимает объект по-своему. При существовании индивидуального восприятия людям удается решать проблемы общения благодаря принципу толерантности: каждый имеет право чувствовать, видеть, слышать, думать по-своему и каждый обязан признавать это право за окружающими.
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Упражнение 3. “Мой портрет в лучах солнца”
Класс разделить на несколько групп. Нарисовать в центре ватмана (листа) круг, в нем написать “Я могу”. Вокруг изобразить лучи, вдоль которых написать, что ты можешь сделать для других. При этом надо постараться, чтобы этих лучей было как можно больше. По завершении каждая команда прочитает и прокомментирует написанное.
Каждый человек – уникальная личность. В чем-то он совершенно не подражаем и вне всякой конкуренции. И верить в свою исключительность необходимо каждому.
Упражнение 4. Игра “Кто есть кто?”
(Игра на выявление собственной склонности к использованию социальных стереотипов.)
Школьникам предлагается набор фотографий и сопроводительная инструкция педагога: “На фото изображены реально существующие (и существовавшие) люди, причем часть из них – это закоренелые преступники, а другая часть – авторы детективных романов, есть среди них и люди иных профессий”. Затем педагог просит определить ребят: кто есть кто?
После 3–4 минут работы ребята высказывают свои версии и аргументируют их. Как правило, подростки довольно оживленно спорят по поводу каждой фотографии, апеллируя к особенностям портрета человека: “…надменное лицо”, “…лживые глаза, спрятанные за очками”, “…мечтательный взгляд писателя”, “…классическое лицо мошенника”. Когда выяснится, что со стопроцентной точностью определить, кто есть кто, никому не удалось, можно задать школьникам несколько вопросов: “что вы думаете об этом занятии?”, “легко ли было его выполнять?”, “почему никому не удалось точно определить, кто есть кто?”, “насколько объективны ваши оценки других людей?”, “часто ли вы оцениваете людей только по внешним признакам, не узнав об их личностных особенностях?”
При выполнении этого задания можно выйти на проблему соотношения внешнего вида и внутренних качеств человека, проблему социальных стереотипов в оценке людей, проблему корректности вынесения подобных категоричных оценок. Разговор можно перевести и на похожее стереотипное восприятие представителей иных национальностей, религий, субкультур.
Упражнение 5. Игра “Испорченный телефон”
– Порой злонамеренно люди искажают официальные факты, превращают информацию в сплетни. Сейчас на ваших глазах произойдет такая досадная и смешная трансформация.
Для этой игры 3–4 человека ученика выйдут за дверь и встанут подальше, чтобы не слышать, что происходит в классе.
Учитель предлагает одному из учеников в классе выйти к доске. Он должен внимательно прослушать определенную информацию. Затем приглашается один из ребят, стоящих в коридоре. Первый, кто получил информацию, пересказывает ее перед всем классом только что вошедшему ученику. Так повторяется 3-4 раза.
Возможный текст: “В связи с эпидемией гриппа, возникшей несколько недель назад, были отменены все учебные занятия в школах, вследствие чего, по предварительной неофициальной информации, возможно сокращение праздничных и каникулярных дней в 3 и 4 четверти в г. Саров Нижегородской области в 2010 г.”.
– Как вы думаете, почему до последнего человека доходит очень искаженная информация?
Вывод: Чтобы не поддерживать сплетни, основу конфликта, необходимо вести разговор-диалог, глядя своему собеседнику в глаза, таким образом вы избежите множества домыслов и недомолвок. А значит, научитесь доверять.
При наличии времени.
Упражнение 6. Дискуссия
Увы, нетерпимость к другим все чаще затрагивает и школу, проникая через средства массовой информации, социальное окружение детей.
Как вы думаете, для вас проявление какой толерантности самое сложное и почему?
Здесь педагог предлагает учащимся еще раз поработать в группах, но на этот раз встать в позицию самих представителей маргинальных слоев населения и попытаться воспроизвести их взгляды на самих себя, окружающее общество, государство.
В ходе работы ребята, как правило, отмечают настороженное отношение этих людей к государству и представителям власти. Окружающие характеризуются ими как равнодушные, черствые, непонимающие их проблем, не проявляющие к ним никакого сочувствия, отторгающие и презирающие их. Самовосприятие этих людей школьники описывают в таких понятиях как безысходность, покинутость, обреченность, неуверенность, пессимизм.
Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.
– С чем мы сегодня познакомились?
– На нашем сегодняшнем занятии мы познакомились с понятиями “Толерантность” и “интолерантность”, вы попробовали выяснить степень своей толерантности.
Вывод: Толерантность – ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур.
По одной восточной легенде однажды боги решили создать мир. Вначале они сотворили все окружающее, затем – человека, и в самом конце они создали истину. Боги задумали не раскрывать сразу истину перед человеком. Они решили спрятать ее, чтобы человек искал истину подольше. Один бог предложил: “Давайте спрячем ее на дне океана”. “Давайте захороним ее в глубине земли”, – предложил второй. Третий сказал: “Давайте укроем ее на самой далекой планете”. Предложений было очень много. И, наконец, самый старый и мудрый бог сказал: “Мы спрячем истину в сердце человека. Он будет искать ее во всей Вселенной, не подозревая, что носит ее в себе”.
– Класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор. И очень хочется, чтобы вы научились бы правильно находить истину, проявляли сострадание, милосердие, терпимость, понимание и признание.
И как домашнее задание я бы хотела вам дать “Диету для тех, кто хочет стать толерантным”.
– На следующем занятии мы с вами поговорим, удалось ли вам придерживаться этого распорядка жизни.
- Что такое предпечать антихриста
- что делать с почерневшим крестом