что такое ткачество кратко
Ткачество
Ткачество — процесс образования ткани из нитей и пряжи. При ткачестве нити основы (продольные) и утка (поперечные) переплетаются между собой в определенном порядке. Процесс ткачества включает подготовительные операции и собственно ткачество, выполняемое на ткацком станке.
Подготовка нитей утка заключается в перемотке пряжи на початки и устранении имеющихся пороков. Нити основы в про-
дессе подготовки подвергаются перемотке, сновке, шлихтованию, замасливанию и проборке в ламели, глазки галева ремизок, бердо.
Процесс ткачества осуществляется на станках различного типа: челночных и бесчелночных. К челночным относятся: механические эксцентриковые и кареточные; автоматические одночелночные и многочелночные; жаккардовые. Бесчелночные — станки СТБ (микрочелночные), гидравлические (уточная нить пробрасывается каплей воды), пневматические (струей воздуха), пневмомеханические (пневморапирные) и др.
В последнее время появляются более производительные станки, так многозевный ткацкий станок ТММ-360 по производительности в несколько раз превосходит автоматический. Внедрение системы «Жаккард-1» позволяет в 30—50 раз повысить процесс программирования рисунка при производстве жаккардовых тканей по сравнению с ручным процессом.
Ткацкие переплетения — это определенный порядок взаимного перекрытия в ткани нитей основы и утка. При образовании ткани на ткацком станке основные нити в определенной последовательности ложатся то сверху, то снизу уточных. Место, в котором основная нить проходит под уточной, называется уточным перекрытием, место, в котором уточная нить лежит под основной, называется основным перекрытием. Благодаря сочетанию отдельных перекрытий на поверхности ткани образуется ткацкий рисунок. Следовательно, ткацкое переплетение является одним из факторов, определяющих структуру ткани. В зависимости от ткацкого переплетения изменяется внешний вид и свойство ткани.
Благодаря переплетению в ткани большого количества нитей основы (О) и утка (У) ткацкий рисунок ткани обычно многократно повторяется. Наименьшее число нитей, образующих законченный повторяющийся рисунок, называется раппортом.
Сдвигом называется число, которое показывает, на сколько нитей смещается перекрытие, образуемое при следующей про-кидке утка, от соседнего, расположенного при предыдущей уточной прокидке.
Многообразие ткацких переплетений можно подразделить на четыре класса.
Рис. Простые (главные) переплетения:
а — полотняное; б — саржевое; в — атласное с основным застилом; а — атласное с уточным застилом
Рис. Простые (главные) переплетения:
а — полотняное; б — саржевое; в — атласное с основным застилом; а — атласное с уточным застилом
Сложные переплетения отличаются от ранее рассмотренных тем, что для их образования требуется более двух систем нитей основы или утка. Сложные переплетения подразделяют на полутораслойные, двухлицевые, двухслойные, пике, перевивочные, петельные (махровые), ворсовые и др. (рис. 2.4, а, б; 2.5, а, б).
Крупноузорчатые переплетения характеризуются большим раппортом по основе и наличием разнообразных узоров как по форме, так и по сложности. Вырабатывают эти ткани на ткацких станках с машинами Жаккарда. Поэтому крупноузорчатые ткани обычно называют жаккардовыми. Они подразделяются на простые и сложные, с крупным и мелким рисунком.
Рис. Мелкоузорчатые переплетения: а — рогожка 2/2; б — саржа ломаная; в — комбинированное переплетение
Рис. Мелкоузорчатые переплетения: а — рогожка 2/2; б — саржа ломаная; в — комбинированное переплетение
Рис. Переплетения: а — петельное (махровое); б — перевивочное
Рис. Схема выработки ткани основоворсовым переплетением:
Значение слова «ткачество»
1. Изготовление ткани на ткацком станке.
2. Совокупность технологических процессов, составляющих ткацкое производство.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ТКА’ЧЕСТВО, а, мн. нет, ср. То же, что тканье в 1 знач.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
тка́чество
1. производство ткани
2. отрасль текстильной промышленности, связанная с производством ткани
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: непоследовательность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «ткачество»
Синонимы к слову «ткачество»
Предложения со словом «ткачество»
Цитаты из русской классики со словом «ткачество»
Сочетаемость слова «ткачество»
Каким бывает «ткачество»
Понятия со словом «ткачество»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «ткачество»
Тогда было решено заняться ткачеством в каждом квакерском центре.
В данном исследовании сделана попытка комплексного изучения искусства ручного ткачества – его истории, технологии, семантического значения текстильных орнаментов.
Искусство ткачества и гончарное ремесло постепенно исчезают при продвижении с востока на запад.
Синонимы к слову «ткачество»
Ассоциации к слову «ткачество»
Сочетаемость слова «ткачество»
Каким бывает «ткачество»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Ткачество
Тка́чество — производство ткани на ткацких станках, одно из древнейших человеческих ремёсел. Оно возникло в позднем неолите как эволюция плетения. В более широком смысле под ткачеством понимают весь комплекс технологических процессов, составляющих ткацкое производство. Человека, профессионально занимающегося ткачеством, называют ткачом. Существует два вида ткацких станков: вертикальный и горизонтальный.
Содержание
История
Сам метод ткачества появился ещё в каменном веке. Первоначально ткацкий станок был вертикальным (сохранились до наших дней у некоторых индейских племён; используется для ковроткачества). Повсеместно для ткачества использовались разного рода ручные приспособления (дощечки, бёрдышки). Позднее был изобретён горизонтальный ткацкий станок. В Средние века эта профессия не пользовалась большим уважением. В странах Европы распространённым сырьём для пряжи были шерсть и лён, а также импортируемые из Азии хлопок и шёлк. Появление ткацкого станка позволило производить ткани высокого качества. Тем не менее, эпоха индустриализации положила конец этой ранее распространённой профессии. Многие ткачи были повергнуты в нищету, став одними из первых, кто почувствовал на себе негативные последствия индустриализации. Именно ткачи бунтовали против массового внедрения станков и замену мануфактур и надомных ткачей фабриками (луддиты). Этой теме посвящена драма Герхарта Гауптмана «Ткачи» («Die Weber», 1892), рассказывающая о восстании ткачей в Силезии.
Ткачество в народной культуре
До 19-20 вв. ткачество являлось одним из самых распространенных домашних занятий в традиционных культурах народов России и соседних территорий. Использовалось, главным образом, в изготовлении льняного и конопляного (т. н. посконного) холста для нательной одежды, сукна для верхней одежды, а также поясов и отделочной тесьмы. С процессом тканья, особенно с ответственными стадиями начала и срезания готового изделия (например, полосы холста), связаны многие поверья и приметы.
Развивалось также узорное тканье, т.е изготовление изделий, украшенных геометрическим орнаментом путем переплетения цветных нитей. Узорные ткани в виде полос различного размера и лент использовались для декорирования предметов одежды с 18 — 19 вв.: главным образом, они пришивались к белым холщовым или пестрядинным рубахам и головным полотенцам. В татарской и башкирской культуре браное ткачество использовалось преимущественно для предметов интерьерного назначения, у чувашей (низовой этнографической группы) — почти полностью для украшения предметов одежды. У первых более распространенной была техника закладного тканья (с яркими поперечными или ступенчатыми узорами и характерными узкими «щелями»), у чувашей и удмуртов — т. н. браный и выборный способы, при которых орнамент образуется прокидыванием цветных уточных нитей (красным — в браном тканье, разноцветными — в выборном). Тканье использовалось и для изготовления поясов — полосатых, с орнаментом и даже надписями; как правило, это т. н. плоские или ленточные пояса. Среди народов Поволжья и Приуралья (марийцев, мокши, эрьзя, удмуртов) домашнее ткачество сохранялось: для изготовления одежды — до 1970-80-х гг., для тканья праздничных поясов — до 21 в.
Традиции народного узорного ткачества поддерживаются в наши дни многочисленными энтузиастами и профессиональными художниками, в том числе на предприятиях народных художественных промыслов. В 2000-х гг. оно стало развиваться в рамках обществ военно-исторической реконструкции.
Современность
В наше время основная часть тканей производится промышленным образом. Ручное ткачество встречается только в прикладном искусстве и изделия нередко предлагаются на ярмарках и в сувенирных магазинах. В странах Третьего мира, однако, всё ещё существует много ткачей, зарабатывающих своей профессией на жизнь. В этой сфере нередко эксплуатируются и дети.
Ткачество (часть 1)
Когда-то давно в каждом доме начиная с осени пряли и ткали женщины всех возрастов…
Ткачество — древнейшее ремесло, представляющее собой процесс изготовления тканого полотна, используемого впоследствии для шитья одежды и предметов обихода. Как и прядение, ткачество возникло в эпоху неолита и распространилось еще при первобытнообщинном строе.
Возникновение данного процесса было обусловлено необходимостью в утеплении жилища, затем ткачество стали использовать для декоративных целей. Так появились такие художественные текстильные изделия, как ковер, шпалеры и гобелены.
Ковры использовались в качестве украшения и утепления жилища, а также как средство звукопоглощения. Самый древний ковер найден на Алтае и датируется V веком до нашей эры.
Более древней разновидностью ткачества является шпалерное ткачество, подарившее миру стенные ковры без ворса. Появление этого вида декоративно-прикладного искусства датируется 1400 годом до нашей эры — такая льняная пелена была найдена в гробнице египетского фараона.
За 5‒6 тысяч лет до нашей эры люди уже освоили ручной ткацкий станок с вертикальным расположением основы.
Ткачество в древние века
Ткаными полотнами утепляли каменные полы и стены, устилали ими ложе, завешивали вход в жилище, клали на повозки.
Древние копты-христиане, перуанцы, китайские мастера — все они, по данным археологической науки, имеют высокий уровень шпалерного ткачества.
В XI–XII веках ткачество появляется в Европе, сначала в Германии. Привозят его крестоносцы со Святой Земли.
Ткачество в эпоху Средневековья
В данный период шпалеры были доступны лишь очень знатному сословию и создавались по заказу на библейские или исторические сюжеты.
В интерьерах церкви Средневековья они служили в качестве одной из иллюстраций для поучения верующих. Чаще всего ткачеством занимались в монастырях и частных мастерских.
После Германии это искусство перекочевало во Францию. В XVI веке в Париже появляется корпорация готлисьеров, которые создавали произведения в технике гобелена. Во многом развитию гобеленного ткачества поспособствовал король Карл V, который очень часто заказывал гобелены с изображением библейских, а также исторических сцен. Множество тканых вещей во Франции создавалось для нужд церкви: покрывала для скамеек, монументальные гобелены со сценами из Писания.
В эпоху Возрождения ткачество приобретает более изысканные формы и ткани.
В начале XVI века в живописи преобладает пейзажный жанр, что также сказывается на шпалерном ткачестве.
Основные виды сырья для ткачества на славянских землях
По всей видимости, самая первая на свете нить была шерстяной, произведенной из обработанной шкуры, добытой на охоте.
Основной шерстью для ткачества у древних славян была овечья. В курганах на реке Оке был обнаружен фрагмент шерстяной ткани, который датируется не позднее 1000 года до нашей эры.
Также наши славянские предки использовали козью, коровью и собачью шерсть. Коровью шерсть брали для изготовления поясов и одеял, а из собачьей выделывали «обувь», которую носили люди при ревматизме.
Он считается одним из древнейших культурных растений Европы и Азии. В I веке нашей эры его развозили галлы и германцы.
На славянские земли это растение пришло из Средней Азии, Юго-Восточной Европы и, возможно, даже из Китая.
Из нее еще в каменном веке на берегах Ладожского озера плели рыболовные сети. Некоторые народы Дальнего Востока поддерживают эту традицию и сейчас. А ханты изготавливали из крапивы не только сети, но и одежду.
Растение имеет неплохие волокнистые свойства и к тому же часто встречается в нашей полосе.
Растет по берегам болот и озер и многими ошибочно называется «камышом».
Ткань, сделанная из волокон рогоза, в основном использовалась для хозяйственных целей. Одежда из такой ткани у древних славян олицетворяла полнейшую бедность. «В рогожу одеться, от людей отречься» — гласит русская пословица.
Единственным видом одежды из рогожи был плащ-накидка, сшитый углом, от дождя.
На Руси умели ткать даже из иван-чая, репейника, лопухов, лебеды и сосновых иголок — «лесной шерсти». Для этого вида сосновые иглы распаривали, вываривали в щелоке, затем расчесывали, отмывали и сушили. Из такого волокна обычно мастерили теплые вещи.
Процесс изготовления нитей
Осенью лен собирали, затем теребили и оставляли в поле на пару недель. Дальше лен сушили и мяли в специальных деревянных мялках, последовательно продавливая пучок льна по всей длине, так что его твердая составляющая отделялась. Затем лен трепали, держа пучок в одной руке и ударяя сверху вниз деревянным трепалом, а после чесали щетью.
После стрижки овец их шерсть также стирали, мяли, чесали с помощью специальных щеток и только после этого пряли шерстяную нить.
Для производства пряжи использовались деревянные прялки. Прядильное волокно закрепляли с помощью веревки на лопаске прялки. Пряха садилась на донце прялки и левой рукой работала с куделью, а правой — с веретеном.
Нить получали путем скручивания волокон с помощью деревянного веретена. Веретено закручивали рукой как волчок, затем готовую нить наматывали на среднюю часть веретена.
Чем ровнее было подкручено из кудели начало нити, тем качественнее получалась нить. Потом нити сматывали на деревянную катушку (тюрик). Получив таким образом достаточное количество ниток, из них уже на ручном ткацком станке делали ткань.
Ткацкий станок в старину был в каждой крестьянской семье.
Виды ручного ткачества
Приглашаю вас на небольшую экскурсию в мир ручного ткачества. Здесь вы можете ознакомиться с основными приемами этого вида рукоделия.
Ткачество зародилось ещё в первобытнообщинном строе, и всегда было необходимо при разных исторических этапах жизни человечества. Известно, что простой ручной ткацкий станок был создан уже за 5-6 тысяч лет до н.э. Изначально, для ткачества использовали натуральное волокно — из крапивы, льна, конопли, хлопка и шерсти.
В древние времена ткачество было необходимо, чтобы изготовить одежду, обувь, подстилку. Позже крестьяне стали ткать полотенца, скатерти, покрывала, половики и много других необходимых для жизни и полезных в хозяйстве вещей.
Ткачество на станке
Ткацкий станок (ткацкий стан, кросны) — основная машина ткацкого производства, оборудование или устройство для изготовления всевозможных видов ворсовых, гладких, плетёных полотен и ковров: льняных, конопляных, хлопчатобумажных, шелковых, шерстяных, а также прочей продукции текстильной промышленности.
Ткачество на бёрдышке
Что же такое бёрдышко? Это очень простое и остроумное приспособление для ткачества, на котором сделаны отверстия двух видов — продольные и круглые. Количество их произвольное, соответствует числу нитей основы (продольных нитей). В старину народные мастера ткали этим способом разнообразные узорные пояса из шерстяных, шелковых, хлопчатобумажных, льняных нитей.
Ткачество на дощечках
Ткачество на дощечках — это ещё один способ для создания поясов и других изделий с орнаментальными узорами.
Ткачество на сволочке или ниту
Один из способов создания поясов с узорами.
Гобелен
Гобелен — это один из видов ручного ткачества.
Яркие и красочные гобелены, изначально были безворсовые — гладкие, но сейчас гобелены часто имеют ворс и выполнены в смешанной технике. Различна длина ворса. Размер изделия тоже может быть разным — на всю стену, или же всего 20*20 см — так называемые мини-гобелены.
При создании гобелена могут быть использованы самые разные материалы, пряжа и не только. Очень интересные эффекты получаются при использовании непряденой шерсти, различных натуральных волокон — лен, сизаль, шнуры металлические нити. Используется различные техники ткачества, а также приемы плетения макраме.
Ткачество на рамке
Ткачество на рамке — вид ручного ткачества для изготовления изделий размером менее одного метра.
Для работы потребуется деревянная рама необходимого размера. Для нитей основы чаще используется льняная нить или хлопчатобумажная. Толщина нитей основы приблизительно такая же, как и утка, которую вы будете использовать в работе. Но в принципе, она не играет большой роли, так как потом она полностью закрывается нитью утка.
Ткачество на картонке
Для работы подготавливают кусок картона нужного размера по длине и ширине или диаметру, делают надрезы ножницами на одинаковую глубину и ширину по его верхней и нижней части. Натягивать нити нужно довольно сильно, но не настолько, чтобы картон стал выгибаться. Нити основы должны быть натянуты и расположены только с лицевой стороны картонной заготовки-рамы. Рабочую нить лучше всего вдеть в толстую длинную иглу с широким ушком.
Благодарю за внимание.
Жду ваших отзывов.
Лилия