что такое типовой учебный план
Что представляет собой учебный план
Что такое учебный план
Учебный план (УП) — нормативный документ, который определяет:
Учебные планы создаются в соответствии с государственными стандартами образования. УП вузов и ссузов устанавливают объем часов на семестр и на все годы обучения. Фиксируется количество лекционных занятий, практических, семинаров, лабораторных. Учитываются способы итоговой проверки знаний по дисциплине — экзамен или зачет, количество и виды практик в год, их длительность.
Учебный план структурирует, упорядочивает образовательный процесс. Каждое образовательное учреждение создает свой документ (несколько).
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Основные виды
Выделяют 3 вида учебных планов:
Независимо от вида, к УП предъявляются требования:
Это база для формирования образовательных, познавательных, нравственных ценностей учащихся. Документ должен решать следующие задачи:
Базисный учебный план, характеристика
Базисный учебный план (БУП) — нормативно-правовой государственный акт, одна из частей госстандарта, которая устанавливает порядок образовательного процесса.
Базисный нормативный акт для начальной школы (1–4 классы) устанавливает срок обучения 4 года. Длительность года обучения в 1 классе составляет 33 недели, 2–4 классы — от 34 недель. Норма времени для урока в 1 классе — 35 минут, 2–4 классы — 35–45 минут.
БУП для 5–9 классов устанавливает срок обучения 5 лет. Продолжительность учебного года может составлять 34–37 недель. Временные рамки урока — 45 минут.
В состав базисного документа образования входят:
Составные компоненты базисного плана
Базисный учебный план состоит из трех компонентов, их соотношения:
БУП является фундаментальным для формирования других аналогичных документов.
Типовой учебный план, характеристика
Типовой учебный план — нормативный документ необязательного характера. Разрабатывается, ориентируясь на положения базисного плана.
Типовой учебный план обязательно должен быть утвержден министерством общего и профессионального образования РФ. Допускается его корректировка специалистами образовательного учреждения.
Различают 2 вида типовых УП:
При разработке типового образовательного документа учитывают:
Учебный план общеобразовательной школы
Учебный план общеобразовательной школы разрабатывается в соответствии с базисным и региональным документами. В нем отражаются характерные черты конкретного учебного заведения.
Школьные планы делят на виды:
Виды учебных планов: базисный, типовой, учебный план общеобразовательной школы — Функции образовательных стандартов
Основными государственными документами, определяющими содержание образования на каждом уровне и этапе, являются образовательные стандарты, учебные планы и учебные программы.
Образовательные стандарты. Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, что вызвано необходимостью создания единого образовательного пространства в стране, обеспечивающего единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в различных типах учебных заведений. Государство требует от своих граждан иметь определенный уровень образования, а взамен гарантирует необходимый уровень образовательных услуг.
Стандартизация образования уже давно осуществляется путем разработки единых учебных планов и программ. Однако сам термин «стандарт» применительно к образованию стал использоваться относительно недавно.
Слово «стандарт» происходит от английского standart, что означает «норма», «образец», «мера». Под стандартом образования понимается система основных параметров, принятая в качестве государственной нормы образования, которая отражает общественный идеал и учитывает способность реального человека и системы образования к достижению этого идеала.
Образовательный стандарт образования является основным нормативным документом в области образования. Он определяет такие характеристики образования, как содержание, уровень и форма его представления, уточняет методы и формы измерения и интерпретации результатов обучения. Новые стандарты также определяют требования к условиям проживания в учебных заведениях.
Функции образовательных стандартов
Стандарт образования обозначает не эмпирически предписанные предметы, а основные области образования, ряд из которых научно обоснован. На основе совокупности этих областей, которые являются неизменным (базовым) ядром общего среднего образования, могут быть разработаны самые разнообразные рабочие учебные программы.
Базисный и типовой учебный план
Государственные образовательные стандарты устанавливаются в учебных планах. Учебный план — это нормативный документ, определяющий предметы, изучаемые в школе, порядок изучения предметов по годам обучения и количество часов, отведенных на каждый предмет по классам. Структура учебного плана ярко выражает социальный заказ, в рамках которого реализуется система образования.
В практике общего среднего образования используется несколько типов учебных планов: 1) базовый учебный план; 2) стандартный учебный план; 3) рабочий учебный план, то есть учебный план конкретной школы.
Основным документом является базисный учебный план. Базовый учебный план общеобразовательной школы является частью государственного стандарта для данного уровня образования. Он утвержден Министерством образования Республики Беларусь и служит основой для разработки типовых и предметных учебных программ. Он также является исходным документом для финансирования школ.
Базисный учебный план общеобразовательной школы как часть государственного стандарта содержит следующие положения:
1) Продолжительность обучения в школьных годах (общая и для каждого уровня общего среднего образования);
2) Недельная учебная нагрузка по предметам базового образования на каждой ступени общей средней школы, обязательного обучения по выбору учащегося и элективного обучения.
3) Максимальная недельная обязательная учебная нагрузка для учащихся, включая преподавание по выбору.
4) Общий объем оплачиваемой государством нагрузки на учителей, включая обязательные и факультативные занятия и внеклассные мероприятия.
На основе базисного учебного плана разрабатываются и утверждаются Министерством образования типовые учебные планы для всех типов учебных заведений. Типовые учебные планы носят рекомендательный характер.
Рабочий учебный план школы
Содержание общего и среднего образования сосредоточено в предметах и реализуется через школьный учебный план. Учебный план школы составляется в соответствии со стандартами базисного учебного плана — основного государственного нормативного документа, который служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы.
Учебный план — это документ, содержащий перечень изучаемых в нем предметов, их распределение по годам обучения и количество часов на каждый предмет.
Существует два типа школьных учебных программ:
Собственно школьный учебный план, который разрабатывается на основе базового государственного учебного плана в течение длительного периода времени и отражает специфику конкретной школы;
Рабочий учебный план школы, который разрабатывается с учетом современных условий и ежегодно утверждается педагогическим советом школы.
Рабочая учебная программа школы должна быть разработана в соответствии со стандартами базисного учебного плана и отражать особенности конкретной школы.
Как правило, одна из типовых учебных программ должна быть взята за основу школьного учебного плана. Учебный план должен быть утвержден педагогическим советом и директором школы к началу учебного года.
Типовой учебный план, а также рабочий учебный план школы должны включать:
1) расписание учебного процесса, определяющее продолжительность учебных четвертей (триместров), каникул, летней практики, экзаменов;
2) сводные данные по бюджету времени с указанием продолжительности учебных четвертей и практик в неделях;
3) перечень обязательных предметов с указанием общего количества часов на каждый учебный год. Эта часть учебного плана называется базовым или инвариантным (в России — федеральным) компонентом и призвана обеспечить формирование базовой культуры учащихся);
4) Перечень факультативных предметов и элективных курсов, установленных школой, с указанием общего количества часов на их изучение. Эта часть учебного плана называется вариативной или школьным компонентом; ее цель — учесть образовательные потребности, интересы и способности учащихся и полностью индивидуализировать процесс обучения.
Соотношение базового и школьного компонента является важным показателем степени демократичности системы образования. Школьный компонент содержания образования отражает специфику и направленность конкретного учебного заведения. Например, в России с 1 сентября 2008 года до трети школьного времени отводится на факультативные занятия для учащихся.
5) Информация о ежегодной летней производственной практике студентов;
6) Информация о государственных экзаменах для начального (9-летнего) и всего среднего (11-летнего) образования.
Учебные планы, а также государственный стандарт общего образования различают федеральный, государственный и школьный уровень.
Федеральный уровень обеспечивает единство школьного образования в стране, включая весь спектр образовательных областей, в которых выделяются курсы общекультурного и национального значения.
Национально-региональный уровень обеспечивает образовательные потребности и интересы народов нашей страны, представленных федеральными единицами.
Школьный уровень (элективные и факультативные предметы) отражает специфику учебного заведения и поэтому позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы.
Уровни учебных планов
Учебный план включает следующие нормы: продолжительность обучения (в учебных годах) в целом и для каждого из его уровней; недельная учебная нагрузка по основным предметам, предметам по выбору и факультативным занятиям; максимальная обязательная недельная учебная нагрузка учащегося, включая количество учебных часов, отведенных на факультативные занятия; конечное количество учебных часов, финансируемых государством.
Учебные планы, а также государственный стандарт общего образования различают федеральный, государственный и школьный уровень.
Федеральный уровень обеспечивает единство школьного образования в стране, включая весь спектр образовательных областей, в которых выделяются курсы общекультурного и национального значения.
Национально-региональный уровень обеспечивает образовательные потребности и интересы народов нашей страны, представленных федеральными единицами.
Школьный уровень (элективные и факультативные предметы) отражает специфику учебного заведения и поэтому позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы.
Учебный план включает следующие нормы: продолжительность обучения (в учебных годах) в целом и для каждого из его уровней; недельная учебная нагрузка по основным предметам, предметам по выбору и факультативным занятиям; максимальная обязательная недельная учебная нагрузка учащегося, включая количество учебных часов, отведенных на факультативные занятия; конечное количество учебных часов, финансируемых государством.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Виды учебных планов: базисный, типовой, учебный план общеобразовательной школы
Вы будете перенаправлены на Автор24
В учебных планах, программах, учебной, дидактической и методической литературе и иных наглядных пособиях, отражено содержание обучения.
План (в педагогике) – это основная нормативная документация, которая имеет определенную структуру и требования.
Выделяют три основных вида учебных планов, которые используются педагогами общеобразовательных учреждений в работе:
Базисный учебный план
Базисный учебный план (БУП) – основной государственный документ, который является составной частью государственного стандарта в определенной области воспитания или предметной области.
В том случае, если базисный учебный план разрабатывает для основной общеобразовательной школы, то он подлежит обязательному одобрению и утверждению Государственной Думой Российской Федерации. Если план разрабатывается для полной и средней общеобразовательной школы, то утверждается Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Наличие базисного плана для образовательной организации является обязательной государственной нормой.
Базисный учебный план включает:
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, структура базисного учебного плана представлена составом и структурой учебных предметов, порядком их изучения (семестрам, четвертям, годам), формами обучения и контролем.
Базисный учебный план состоит из трех компонентов:
Базисный учебный план является основной для разработки рабочих и типовых учебных планов, а также основным документом для финансирования образовательного учреждения.
Таким образом, базисный учебный план является основным и первичным образовательным документов в любом учебном заведении.
Типовой учебный план
Типовой учебный план – необязательный нормативный документ, составляемый на основании базисного учебного плана.
Типовой учебный план проходит процесс одобрения и утверждения Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Этот вид учебного плана не всегда полностью соответствует требованиям образовательной организации, поэтому он может подвергаться корректировки со стороны педагогического коллектива и методистов учреждения.
Типовой учебный план общеобразовательной школы составляется и готовится на основании государственного базисного плана и региональных учебных планов. В данном плане определены характерные черты образовании в конкретном учебном заведении.
Выделяют следующие виды типовых учебных планов:
Рабочий учебный план – документ, который определяет структуру образовательного курса, объем времени, отведенный на освоение учебных дисциплин, в рамках рабочих и авторских программ.
Процесс обучения в образовательных организациях любого типа отражают разделение воспитания на два основных вида: технологическое и фундаментальное.
Фундаментальный тип воспитания – является основой воспитательного процесса в учебной организации.
Технический тип воспитания – направлен на повышение количества технологической подготовки.
Каждая образовательная сфера в своей деятельности опирается на каждый тип при составлении учебного плана соответствующей ступени образования, при этом сам процесс обучения делят на теоретический и практический.
Типовой учебный план включает в себя инвариантную часть, которая является основной и служит для ознакомления учащихся с национальными и общекультурными ценностями, значимыми в процессе становления и развития нравственной стороны личности. Кроме того, соблюдается правило индивидуализации образовательного процесса, учитывающего возрастные особенности, возможности и потребности каждого учащегося.
Учебный план общеобразовательной школы
Учебный план общеобразовательной школы – нормативный документ, который составляется и формируется на основе государственного базисного учебного плана и регионального учебного плана.
В учебном плане общеобразовательной школы отражаются характерные образовательные черты, присущие именно данной школе.
Выделяют следующие типы учебных школьных планов:
Учебный план общеобразовательной школы направлен на оптимизацию системы контроля качества образования, проверки внутренней работы учебного заведения в рамках единого образовательного пространства, а также соблюдение последовательности перехода между ступенями образования. Под переходом между ступенями образования понимается организация и реализация эффективного воспитательно-образовательного процесса, формирование у детей определенных умений и навыков, необходимых для дальнейшего успешного обучения.
Что такое типовой учебный план
ЛЕКЦИЯ № 27. Учебные планы и программы
Содержание образования конкретизируется с помощью учебных планов и программ. Учебный план – это нормативный документ, включающий:
1) структуру и продолжительность учебных четвертей, учебного года и каникул;
2) перечень изучаемых предметов;
3) распределение перечня предметов по годам обучения;
4) деление предметов на обязательные и факультативные;
5) недельное и годовое распределение времени на изучение учебных дисциплин в каждом классе.
Виды учебных планов:
3) учебный план школы.
Базисный учебный план – это часть государственного образовательного стандарта. Он предусматривает следующие пункты:
1) продолжительность обучения;
2) перечень предметов;
3) недельную нагрузку;
4) максимальную обязательную нагрузку;
5) нагрузку учителя;
6) вариативный компонент, учитывающий национальные и региональные особенности школы.
Типовой учебный план создается на основе базисного плана, является основой для учебного плана школы.
Учебный план школы составляется на основе базисного и типового планов и содержит:
1) перечень обязательных предметов;
2) обязательные предметы по выбору;
3) факультативные предметы;
4) распределение предметов по годам обучения;
5) недельное и годовое количество времени, отводимое на прохождение каждого предмета.
Учебный план школы утверждается педагогическим советом школы.
Учебная программа – это нормативный документ, определяющий:
1) содержание основных знаний и умений по каждому учебному предмету;
2) логику и последовательность изучения тем;
3) общее количество времени на изучение определенных тем.
Учебные программы подразделяются на несколько основных видов:
1) типовые программы;
2) рабочие программы;
3) авторские программы.
Типовая учебная программа составляется на основе государственных стандартов и утверждается Министерством образования.
Рабочая учебная программа составляется учителем на основе типовой. Она учитывает:
1) методические и технические возможности школы;
2) уровень подготовки учащихся;
3) национально-региональный компонент;
Авторская программа составляется опытными педагогами и содержит авторские методики изучения предмета.
Учебные программы с точки зрения структуры подразделяются на:
1) линейные – материал располагается в непрерывной последовательности, изучается только один раз за все время обучения;
2) концентрические – учебный материал делится на две части. Сначала изучаются более простые вопросы, затем – более сложные. При изучении второй части кратко повторяется материал первой;
3) ступенчатые – материал разделен на две части. Некоторые темы проходят только на первой ступени, другие – только на второй, есть разделы, материал которых проходят на обеих ступенях;
4) смешанные – сочетают в себе линейные и концентрические схемы, что позволяет гибко распределять учебный материал.
В содержании учебной программы выделяют три части:
1) объяснительную записку, где излагаются цели и задачи изучения предмета;
2) содержательную часть, включающую перечень тем, ориентировочное распределение времени на изучение тем и разделов, перечень рекомендуемых занятий и методы обучения;
3) методические указания по оценке знаний, умений и навыков, перечень наглядных и технических средств обучения, список рекомендуемой литературы.
Виды и характеристики учебных планов
Содержание обучения отражено в учебных планах, программах, учебниках, дидактических материалах для самостоятельной работы, наглядных пособиях. План в педагогике – это основной нормативный документ с определенной структурой и требованиями.
Для работы в общеобразовательном заведении учителя пользуются различными видами учебных планов:
Базисный учебный план
Базисный план (БУП) – это главный государственный нормативный документ, являющийся составляющей частью государственного стандарта в данной предметной области и области воспитания.
Он одобрен Государственной Думой (для основной школы) или Министерством общего и профессионального образования РФ (для полной и средней школы). Предоставление базисного плана рассматривается в качестве государственной нормы общего, среднего образования и является государственным стандартом.
Базисный план включает в себя:
Базисный план считается основой в учебных заведениях и первичным документом.
Типовой учебный план
Типовой учебный план – это необязательный документ, выполняемый на основании базисного. Одобряется Министерством общего и профессионального образования РФ.
Данный вид учебного плана не всегда может соответствовать требованиям учебных заведений, которые формируют и корректируют свои собственные.
Что такое учебный план? Это такой план общеобразовательной школы, который готовится, основываясь на государственном базисном и региональном учебных планах. В них передаются характерные черты определенной школы. Учебные планы классифицируют на:
Рабочий учебный план – это документ, способный определять структуру курса и объем времени на его изучение с рабочими и авторскими программами.
Образование в учебных заведениях любого типа отражают разделение воспитания на фундаментальное и технологическое. Первое рассматривается как основа в школе. Старший этап предусматривает увеличение количества технологической подготовки.
Образовательные сферы основываются на них при составлении учебных планов, соответствующих ступени образовательной организации, а само обучение разделяется на теоретическое и практическое.
Учебный план включает в себя инвариантную часть, называемую ядром, служащую в качестве ознакомления учащихся с общекультурными и национальными значимыми ценностями, позволяющую развить индивидуальные качества школьника, и вариативная часть, обеспечивающую индивидуальный характер становления учащихся.
Учебный план общеобразовательной школы
Он формируется на основании государственного базисного и регионального учебных планов. В документе отражены характерные черты школы. Рассматривают несколько типов школьных планов:
При помощи учебного плана в школе можно создавать оптимизированную систему контроля качества образования, проверять внутреннюю работу школы в едином образовательном пространстве, соблюдая последовательность перехода между ступенями воспитательного процесса и развития определенных навыков, необходимых для дальнейшего получения качественных знаний. Учебные планы включают в себя федеральный, национальный и школьный элементы.
Потребности определенной образовательной организации учитываются федеральными и национально-региональными компонентами, отражаются в школьной системе учебного планирования.