что такое тип оператора мобильной виртуальной сети spn imsi gid
Настройка мобильной сети
В этой статье рассмотрим основные настройки для мобильной сети, выбор оператора (в ручном или автоматическом режиме), выбор типа сети и подключение роуминга.
Все настройки мобильной сети доступны при вставленной сим-карте.
Заходим в Настройки – Сеть и интернет – Мобильная сеть.
Здесь доступны следующие настройки:
Как добавить точку доступа APN?
Добавление точки доступа APN происходит в автоматическом режиме со стороны оператора. Вам приходит смс с конфигурацией доступа к интернету и mms. Вам нужно лишь применить/сохранить настройки.
Но иногда требуется настроить точку доступа вручную. Разберем далее, как это сделать.
Открываем Настройки – Сеть и интернет – Мобильная сеть – Точки доступа (APN). Жмем на плюсик (добавить).
Большинство настроек вообще не нужны и не используются российскими операторами. И раз процесс настройки APN проходит в автоматическом режиме (а не как было 5 лет назад), заморачиваться и запоминать все настройки не имеет смысла.
GSM-ловушки: ещё один привет от Большого Брата
Предлагаю сегодня поговорить о скрытой и неизведанной области — GSM-связи. Почему же неизведанной, спросите вы? Ведь все носят в кармане сотовый телефон, чуть ли не дошкольники ходят с ними, а базовые станции висят на каждом столбе? Увы, обыватель считает, что всё просто и прозрачно: совершает звонки, посылает СМС. И редко задумывается над процессами, которые обеспечивают все эти действия. В этом статье я попробую показать, что GSM-связь — с одной стороны весьма непрозрачная тема, а с другой — прорва уязвимостей. Если конкретнее – то поговорим о так называемых IMSI-ловушках (или IMSI-catchers).
Введение
Начнём издалека, а именно с того, что GSM-связь очень плохо поддаётся изучению. Нельзя просто так взять © и поэкспериментировать с мобильной связью. Хотите соорудить девайс и подключиться к сети, анализировать протокол? Облом — коммуникационные процессоры не имеют нужного API и тем более открытого кода. По сути — это чёрные ящики за семью замками. Максимум, что они “выставляют” наружу — примитивный интерфейс на основе AT-команд. Хотя, если быть точным, то иногда немного больше – но об этом позже.
Поднять свой сервер свою базовую станцию? Это долго, дорого и за вами могут приехать. Существуют замечательные проекты, такие как OpenBTS и SDR (software defined radio), но не обольщайтесь. Во-первых, полноценная сотовая сеть состоит из множества компонентов, а во-вторых — необходимое железо неприлично дорогое. Вот такая несправедливость.
IMSI-ловушки. Что это?
Но вернёмся к теме статьи. IMSI-ловушки — это мобильные ложные базовые станции, которые спецслужбы включают при различных обстоятельствах в разных местах. Мобильные телефоны “цепляются” к этим станциям, которые фактически выступают в роле Man-in-the-middle. В результате мы имеем перехват разговоров, СМС и интернет-трафика. Факты использования таких устройств засекречены. В Германии, например, в 2002 году был принят закон, разрешающий спецслужбам применять такие устройства, однако не обошлось без бурных общественных дебатов. А где-то и до дебатов не доходит. Однако косвенные доказательства есть. Как правило, ловушки включаются в местах народных волнений, либо вокруг объектов, представляющих высокую государственную важность. Часто IMSI-идентификаторы особо интересных личностей заносятся в список фильтрации, и далее работают только с телефонами конкретных людей.
А теперь познакомимся с IMSI-ловушками поподробнее. Для начала классифицируем их поведение. Оно может поддерживать 2 режима — активный и пассивный. В активном ловушка выступает в роли базовой станции. В пассивном — мониторит канал и другие базовые станции. Наиболее интересен, конечно же, активный режим. Опишем его функции.
Прикидываемся базовой станцией
IMSI-ловушка “StingRay” известной фирмы Harris
Нарушение связи
Возможно оставить абонента без связи: сначала “захватить” на себя, а потом оборвать, и так до бесконечности. А можно выдавать мусор или заведомо некорректные пакеты.
Перехват разговоров
Как это происходит
Опишем алгоритм, как ловушка вклинивается в эту систему.
Сразу отметим, что если оператор изначально везде применяет А5/2, то задача становится тривиальной — этот шифр вскрывается в реальном времени. Но операторы не совсем идиоты, поэтому они используют А5/1. Базовая станция анонсирует этот протокол и телефон на него “соглашается”, все довольны.
Все шифры А5 работают на ключе, который хранится как у оператора, так и на SIM-карте. Он уникален для каждого абонента и за его сохранность отвечает крипточип SIM-карты. Из этого следует, что ловушка по отношению к оригинальной базовой станции “прикидывается” абонентским устройством на алгоритме А5/1, а для реального телефона “прикидывается” базовой станцией на алгоритме А5/2, который вскрывается на лету. Таким образом, ловушка извлекает секретный ключ абонента и реконструирует сессию с базовой станцией. Дело сделано. Как узнать, что ваш телефон переключился на слабый шифр? Обычно никак: индустрия сотовой связи заботится о людях — меньше знаешь, крепче спишь. Однако в природе все же встречаются отдельные модели телефонов, которые как-то сигнализируют, и это не смартфоны. Где-то появляется иконка, а где-то незаметная строка утекает в лог, однако это обычно связано с переходом на А5/0. В любом случае, все это скорее исключения из правил.
Противодействие
Естественно, борцы против Большого Брата не оставляют это дело без внимания.
Так появился проект SnoopSnitch — это программа для Android, помогающая в обнаружении IMSI-ловушек в повседневной жизни. Принцип её работы заключается в регулярном сборе статистики об окружающих базовых станциях: их характеристиках и местоположении. В случае обнаружения отклонения от привычной картины программа выдаёт предупреждение. Тут же можно загрузить свои данные на сервер — там формируется глобальная база знаний обо всех базовых станциях мира.
К сожалению, программа недоступна для большинства телефонов. Это связано с особенностью её работы. Как уже было отмечено, в GSM-отрасли любые технические детали старательно вымарываются, но кое-что просачивается. Baseband-процессоры Qualcomm имеют специальный диагностический интерфейс (программный), через который возможно информирование о разных событиях из жизни сотовой связи. В лучших традициях жанра, этот интерфейс недоступен обычным Android-приложениям, однако он все же доступен при наличии root. Если у вас телефон на чипсете Qualcomm, то, возможно, вам повезло. Познакомимся с интерфейсом поподробнее.
Для начала выкачаем ядро для Qualcomm. Оно называется msm — по одноимённой серии Qualcomm SoC.
Выберем какую-нибудь ветку:
Вот где живет заветный драйвер:
Читаем настроечный файл ядра Kconfig:
Как видим, драйвер позволяет общаться с модемом в двунаправленном режиме: слать некие команды и получать некую инфу. В мире user space драйвер себя обнаруживает как устройство /dev/diag_char. Беглое изучение исходного кода показывает, что драйвер предоставляет только транспорт произвольных данных, и не содержит никаких зацепок на само содержание данных. Всё что он делает, это определяет некий примитивный формат пакета: старт-байт, данные, стоп-байт, CRC. Как всё предсказуемо!
Анализ данных от диагностического интерфейса
Ребята из SnoopSnitch умудрились отреверсить сами полезные данные и на основе их строится анализ. Вот какие параметры они принимают к сведению.
MCC/MNC
Mobile Country Code — код страны. Для России это 250. К нему добавляются 2 цифры, идентифицирующие оператора, и получается полноценный код MNC (Mobile Network Code). Список всех MNC можно посмотреть здесь: mcclist.com/mobile-network-codes-country-codes.asp
Location Area Code — некий код географической зоны, которая обслуживается одним контроллером базовых станцией (BSC). Когда происходит входящий вызов, то оповещение одновременно получают все базовые станции данной зоны.
Cell ID
Идентификатор соты, т.е. базовой станции.
Longitude, Latitude
Долгота и широта базовой станции.
ARFCN
Absolute radio-frequency channel number — идентификатор, однозначно определяющий пару частот, используемых для приёма и передачи. Например, за диапазоном GSM 1800 закреплены номера 512 — 885. При этом частота передачи вычисляется по формуле 1710.2 + 0.2·(n−512), а частота приёма = частота передачи + 95.
Собственно, события, связанные с сетью:
Location Update
Когда телефон переходит из одной Location Area на другую, он посылает станциям это сообщение. Также он его посылает и периодически.
Сообщения PAGING
PAGING — это процесс нахождения конкретного абонента для передачи ему SMS-сообщения или звонка. Если приходит SMS, то программа регистрирует адрес центра SMS (SMSC) и тип сообщения: обычное, Silent или Binary.
А теперь опишем непосредственно критерии, на основе которых программа находит ловушки.
1. Сменился LAC или Cell ID, при том что частота осталась неизменной. Действительно, часто ловушка занимает существующую частоту, при этом предоставляя более сильный сигнал, чем оригинальная станция. Но эта метрика весьма ненадёжна. Во-первых, телефон может находиться в зоне действия двух станции из разных LAC, и просто перескочить с одной на другую, оставаясь на одинаковом канале. Во-вторых, сам оператор может дать команду какой-то станции на переход к другому LAC.
2. LAC текущей станции отличается от LAC окружающих станций. Задача ловушки — добиться Location Update от телефона, так как только в этом случае она может “стянуть” с него нужную информацию. Поэтому она анонсирует другой LAC, предоставляя более сильный сигнал. Но есть подводный камень — легальные фемто-соты могут также иметь другой LAC: зависит от настроек соты, оператора и погоды на Марсе.
3. При неизменной паре Cell ID — LAC изменился номер канала. Ловушка часто маскируется под неиспользованную частоту уже существующей базовой станции.
4. LAC содержит единственную станцию. Как уже сказано в п. 2, обычно стремятся инициировать Location Update. Проще всего этого добиться, подняв псевдо-вышку с отличным от всех LAC и самым сильным сигналом. Подводный камень: в местах с плохим покрытием (обычно за городом) часто бывает, что телефон “видит” только одну станцию, и здесь уже бессмысленно гадать.
5. Станция не сообщает информации о своих соседских станциях, хотя это должно происходить в условиях плотного покрытия. Ловушка не анонсирует другие станции, чтобы у телефона “не было соблазна” на них переключиться. А иногда хитрят: анонсируют несуществующие частоты либо существующих, либо несуществующих соседних станций.
6. Анонсирование заведомо завышенного CRO (Channel Reselection Offset). Это один из параметров, который влияет на алгоритм выбора телефоном наилучшей базовой станции.
7. Отключение шифрования, при том что оно ранее было на той же паре LAC/Cell. Ловушка может переключить телефон с А5/3 на А5/0, тем самым выключив шифрование вообще, либо на слабый алгоритм А5/2.
8. Сообщение CIPHER MODE COMPLETE не содержит IMEISV. Тут надо подробнее пояснить весь процесс аутентификации и шифрования в GSM. Подключение к GSM-сети состоит из трех этапов: аутентификация, выработка ключа шифрования и выбор режима шифрования.
1. Аутентификация
На SIM-карте абонента хранится 128-битный ключ — Subscriber Authentication Key. Точно такой же хранится у оператора. Так как SIM-карта формально принадлежит оператору, а сам ключ хранится защищённым образом, то это считается надёжным.
Кстати, подтверждение подлинности самой станции не предусмотрено. Случайно ли.
2. Выработка ключа шифрования
Здесь процедура идентичная, за исключением того, что случайное число и ключ подаются на вход алгоритма А8, а результатом является 64-битный ключ симметричного шифрования А5.
Выбор режим шифрования
Станция посылает телефону команду CIPHER MODE SELECT, сообщая требуемый режим шифрования: А5/0, А5/1, А5/2 или А5/3. Однако в этом сообщении есть ещё флаг REQUEST_IMEISV, означающий, что телефон должен сообщить в ответном сообщении CIPHER MODE COMPLETE свой уникальный идентификатор, причём это сообщение уже зашифровано на ранее согласованном ключе. По умолчанию флаг всегда ставится. Однако ловушка может не передавать этот флаг, в результате сообщение CIPHER MODE COMPLETE будет содержать предсказуемую статическую информацию. После этого производится стандартная атака по известному открытому тексту (known plain text attack), и ключ вскрывается. Итак, критерий №8 отлавливает отсутствие данного флага. Ещё есть дополнительный признак — долгое ожидание подтверждения получения станцией CIPHER MODE COMPLETE. Действительно, вскрытие ключа требует времени.
9. После Location Update идёт стандартный запрос абоненту на идентификационную информацию (IMEI, IMSI), а дальше станция отвергает телефон, заставляя делать новый Location Update. Всё это — признак ловушки, работающей в режиме сбора информации.
10. Если станция анонсирует другой режим шифрования, отличный от обычного для данной местности или оператора, то это либо ловушка, либо оператор недоглядел, либо аппаратный сбой, либо так задумано. Но в расчёт принимается.
11. Слишком маленький интервал регулярного Location Update. Телефон обязан периодически посылать Location Update — даже если он не мигрирует с одной соты на другую. А значение периода приходит со станции. Стандартное значение — 1-4 часа. Но ловушка может распространять заведомо маленькие тайм-ауты, чтобы более оперативно “цеплять” телефоны.
12. Произошёл Paging, за которым не последовало ни SMS, ни разговора. Это типичная проверка, находится ли “жертва” в зоне покрытия в конкретный момент времени.
13. Установлен канал данных (Traffic Channel, или TCH), но не последовало ни SMS, ни разговора. Либо он последовал, но спустя необычно долгое время. Согласно протоколу, после установления этого канала телефон непрерывно шлёт пустые подтверждения, пока канал не закроется. Эти подтверждения могут использоваться ловушкой для более точного позиционирования телефона.
14. Подозрительный список соседних станций (Neighboring Cells). Каждая станция передает подключённому к ней телефону список окружающих станций. Но если это ловушка, то она будет отсутствовать в этих списках – в отличие от других, легитимных, станций.
15. Разбиение на большое количество групп (Paging Group). Каждая станция объединяет все подключенные телефоны в группы. Это нужно для оптимизации ресурсов. Когда происходит входящий звонок, все телефоны данной группы получают оповещение на соответствующем логическом канале. Когда ложная станция хочет вернуть абонента в родную сотовую сеть, она посылает некорректные данные на канале той группы, в которую входит абонент. В результате все члены группы начнут процедуру Cell Reselection. Чтобы затронуть как можно меньше абонентов, ложная станция делает их маленькими, а количество групп будет большим, что и является признаком работы ловушки.
Как мы видим, существует множество критериев, каждый из которых по отдельности не является 100%-ной гарантией обнаружения ловушек. Вместо этого предлагается вероятностная оценка.
Заключение
Виртуальные операторы связи (MVNO) — что это значит?
В декабре 2021 года количество абонентов, которые пользуются услугами “виртуалов”, достигло 9,3 млн человек. И сейчас это число продолжает расти.
Разберемся подробнее в том, что такое MVNO, какие подвиды виртуальных операторов существуют, как они различаются в настройках и нюансах подключения.
Рассмотрим преимущества “виртуалов” и расскажем про самые интересные MVNO-проекты в России.
Кто такие виртуальные операторы
– это поставщики услуг, арендующие оборудование у компаний, которые занимают лидирующие позиции. Поскольку такие операторы не тратят деньги на установку оборудование и его обслуживание, они могут предложить тарифы по сниженным ценам.
Первые виртуальные операторы появились на рынке России в 1999 году, но активно расти этот сегмент начал только в 2021 году. Теперь с каждым годом количество абонентов только увеличивается.
Согласно данным TMN-consulting, услугами виртуальных операторов в России пользуются порядка 7 миллионов клиентов.
Бизнес-процессы
Без грамотно выстроенных бизнес-процессов вы не сможете конкурировать на данном рынке. Абоненты привыкли, что все основные процессы в операторском бизнесе хорошо автоматизированы, и будут ожидать от вас соответствия. Хорошая новость: изобретать велосипед и выдумывать самим не придется, все крупные производители работают по модели eTOM. Эта модель двусторонняя – она обращена как на заказчиков и продукты, так и на системы, поддерживающие бизнес. Любому виду MVNO необходимо реализовывать все виды бизнес-процессов для организации полноценной работы. У модели Full MVNO могут появиться дополнительные процессы, связанные с развитием своего роуминга и интерконнекта
Насколько легко запустить MVNO?
Сейчас столько компаний запускают виртуальных операторов, что кажется – это очень легко. Итак, для открытия своего виртуального оператора компании проходят ряд этапов:
Вся процедура запуска виртуального оператора может занимать от 5 до 8 месяцев. Что касается стартового капитала, то минимальная сумма для открытия составляет порядка 50 миллионов рублей.
Сроки
Быстрее всего запуститься по модели реселлера, это займет около двух месяцев. Во всех остальных случаях сроки запуска упираются в скорость исполнения договоренностей со стороны базового оператора и поставщика OSS/BSS. В среднем запустить MVNO можно за 6-8 месяцев.
Отклонения по срокам плана/факта всегда имеют место быть, когда в процессе замешано несколько сторон. Если выбрать надежного поставщика с опытом, а хост-оператор выполнит заявленные сроки, риски можно минимизировать.
Виртуальные операторы по типам
Крупные банки и компании запускают собственных операторов связи, так как некоторые виды бизнеса нуждаются в них. В результате этого их разделили по отраслям.
Основные виды виртуальных операторов такие:
Как добавить точку доступа APN?
Добавление точки доступа APN происходит в автоматическом режиме со стороны оператора. Вам приходит смс с конфигурацией доступа к интернету и mms. Вам нужно лишь применить/сохранить настройки.
Но иногда требуется настроить точку доступа вручную. Разберем далее, как это сделать.
Открываем Настройки – Сеть и интернет – Мобильная сеть – Точки доступа (APN). Жмем на плюсик (добавить).
Виртуальные операторы России
На рынке сотовой связи России представлено большое количество виртуальных операторов. Предлагаем посмотреть на список таких операторов, услугами которых может воспользоваться каждый.
Эти операторы пока не имеют большого числа клиентов, и они не ставят цель захватит долю рынка. Тем не менее, они успешно зарабатывают
за счет привлеченной клиентской базы.
Выйти на связь
Несколько лет назад на рынке мобильной связи в России обозначился новый тренд — так называемые виртуальные операторы сотовой связи, использующие опорную сеть другого оператора. Их преимущество — это, как ни парадоксально, низкие цены. «Лента.ру» и «Сбербанк-Телеком» рассказывают как это работает.
Во-первых, виртуальному мобильному оператору не нужно содержать собственную инфраструктуру — при этом аренда стоит дешевле. Во-вторых, у него, как правило, нет больших расходов на рекламу и содержание огромной сети продаж — в отличие от «большой четверки», в которую входят МТС, Мегафон, Билайн и Tele2. Дело в том, что виртуальные мобильные операторы обычно создаются на базе крупных компаний. Их главная задача — не как можно быстрее «отбить затраты» и заработать прибыль любой ценой, а предоставить клиентам материнской компании дополнительный сервис, формируя лояльность к бренду. Так рождаются интересные проекты — например, «СберМобайл».
В чем разница виртуального сотового оператора от обычного? За счет описанного выше отсутствия затрат компании на инфраструктуру и маркетинг, оператор предлагает абонентам более выгодные тарифы. Настроить тариф можно под себя, собрав его, как конструктор, из минут, СМС и гигабайтов интернета. Наиболее популярные из пакетных тарифов обойдутся — в зависимости от региона — от 200 до 300 рублей ежемесячно.
Пополняя баланс через мобильное приложение «СберМобайл», участники программы лояльности «Спасибо от Сбербанка» с удовольствием обменивают бонусы СПАСИБО (они автоматически начисляются за покупки по картам) на услуги связи, а также получают повышенные бонусы СПАСИБО (до 30 процентов в зависимости от тарифа). Помимо бонусов есть и кешбэк: покупая в интернете, вы возвращаете часть суммы, которую можете потратить у партнеров сотового оператора.
Если вы часто путешествуете за границу, то оцените возможность звонить из мобильного приложения по Wi-Fi на любые номера по всему миру из пакета минут «домашнего тарифа», не боясь разориться на международном роуминге. Wi-Fi звонки могут пригодиться и в России: в метро, за городом и даже просто внутри толстых стен сигнал сотовой связи может пропадать — зато Wi-Fi будет работать. Тут интересно еще вот что: предположим, вы начали разговор, выходя из вагона метро, поднялись по эскалатору и вышли на улицу. Прервется ли разговор? Нет. Незаметно для вас телефон переключится с режима Wi-Fi на GSM. Особое внимание — мессенджерам, которые для многих уже стали основным каналом общения. Внутри России WhatsApp, Viber, Facebook Messenger безлимитно входят в базовые тарифы и не расходуют основной пакет трафика. А за границей — более чем в 49 странах — ими можно будет пользоваться даже после того, как вы израсходуете весь трафик.
«Мы внимательно изучаем потребности наших потенциальных клиентов, разрабатываем и адресно предлагаем необходимые для них услуги. Популярность мессенджеров увеличивается из года в год, и традиционные каналы связи, такие как СМС или звонки через мобильные сети, отходят на второй план. Все большее число абонентов предпочитает использовать мессенджеры как основной канал для коммуникаций — они обмениваются новостями, общаются с близкими, решают рабочие вопросы, делятся фото и видео. Мы уверены, что возможность всегда быть на связи, вне зависимости от состояния лицевого счета, будет востребована нашими абонентами», — отмечает Руслан Гурджиян, генеральный директор «Сбербанк-Телеком».
СберМобайл присутствует и на рынке корпоративной сотовой связи. В марте 2021 года сотовый оператор запустил мобильную виртуальную АТС для B2B-клиентов, которая позволяет «разворачивать» телефонию для сотрудников в кратчайшие сроки без привязки к дорогостоящему оборудованию. Корпоративным клиентам доступны такие опции, как запись разговоров, статистика и аналитика по звонкам, настройка расписания рабочего времени, прием звонков на голосовую почту в нерабочее время, настройка приветственного сообщения для входящих вызовов, управление логикой распределения звонков. При подключении услуги бесплатно предоставляется красивый номер, первый месяц пользования услугой также бесплатен.
Таким образом, уникальное конкурентное преимущество СберМобайл заключается в том, что проект реализуется в рамках строительства так называемой экосистемы продуктов и сервисов Сбербанка, находящихся во взаимной синергии. Проще говоря, являясь клиентом Сбербанка, СберМобайл и других банковских и небанковских сервисов (к примеру, площадки онлайн-торговли «Беру», сервиса записи к врачу и телемедицины DocDoc, онлайн-кинотеатра ОККО и прочее), которые предоставляет банк, его дочерние компании и партнеры, вы постепенно начинаете получать различные «перекрестные» привилегии — скидки, бонусы, специальные предложения, кешбэк и так далее. Все это в совокупности дает вам больше материальных благ за меньшие деньги. Пока эта экосистема находится на начальном этапе становления, но, являясь магистральным направлением развития банка, регулярно наполняется новыми участниками и новыми возможностями.
Как перейти на виртуального оператора и что нужно учесть
Стать абонентом виртуального оператора просто – для клиента процесс не отличается от подключения к обычному оператору. Для этого потребуется:
Важно учитывать, что можно сделать переход с сохранением номера
(по технологии MNP). Для этого потребуется написать заявление, которое предоставит сотрудник салона связи. Это может стоить до 100 рублей.
При смене оператора, как и всегда, нужно учитывать некоторые тонкости:
«Скайлинк»
«Скайлинк» (Москва) был создан в 2003 г. для того, чтобы укрепить работу региональных операторов сети, функционирующих на технологии NMT-450. Благодаря внедрению в 2005 г. специального стандарта EV-DO операторы, предоставляющие услуги на базе компании, смогли улучшить скорость подаваемого Интернета.
«Скайлинк» дает возможность связываться с различными 30 регионами государства. К тому же есть услуги, позволяющие взаимодействовать с абонентами, расположенными на территории Латвии, Беларуси и Приднестровья.