что такое тихая обитель

Описание картины «Тихая обитель» Левитана: анализ, материалы для сочинения

что такое тихая обитель. Смотреть фото что такое тихая обитель. Смотреть картинку что такое тихая обитель. Картинка про что такое тихая обитель. Фото что такое тихая обитель
«Тихая обитель». И. Левитан

«Тихая обитель» является одной из самых знаменитых картин выдающегося русского художника Исаака Левитана.

В этой статье представлено описание картины «Тихая обитель» Левитана: анализ произведения, материалы для сочинения.

Смотрите: Все материалы по картинам Левитана

Описание картины «Тихая обитель» Левитана: анализ произведения, материалы для сочинения

Картина «Тихая обитель» была написана И. Левитаном в 1890 году. Картина размером 87,5 × 108 см выполнена маслом на холсте. Полотно хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Что изображено на картине «Тихая обитель» Левитана?

А. Бенуа о картине «Тихая обитель»:

«В первый раз Левитан обратил на себя внимание на Передвижной выставке 1901 г. Он выставлялся и раньше, и даже несколько лет, но тогда не отличался от других наших пейзажистов, от их общей, серой и вялой массы.

Появление «Тихой обители» произвело, наоборот, удивительно яркое впечатление. Казалось, точно сняли ставни с окон, точно раскрыли их настежь, и струя свежего, душистого воздуха хлынула в спертое выставочное зало, где так гадко пахло от чрезмерного количества тулупов и смазных сапог.

Что могло быть проще этой картины? Летнее утро. Студеная полная река плавно огибает лесистый мысок. Через нее перекинут жиденьгий мост на жердочках. Из-за берез противоположного берега алеют в холодных, розовых лучах, на совершенно светлом небе, купола и колокольня небольшоого монастыря.

Мотив поэтичный, милый, изящный, но, в сущности, избитый. Мало ли было написано и раньше монастырей при розовом утреннем или вечерноем освещении? Мало ли прозрачных речек, березовых рощиц?

Однако ясно было, что здесь Левитан сказал новое слово, запел новую чудную песнь, и эта песнь о давно знакомых вещах так по-новому очаровала, что самые вещи казались невиднными, только что открытыми. Они прямо поражали своей нетронутой, свежей поэзией. И сразу стало ясно еще и то, что здесь не «случайно удавшийся этюдик», но катрина мастера и что отныне этот мастер должен быть одним из первых среди всех. В чем же был секрет прелести этой скромной картинки и откуда могло взяться убеждение в великом значении ее автора?

Ответить на этот вопрос трудно, так как высшее искусство не поддается определению словами. Оно остается тайной, звуком того колокола в андерсеновской сказке, благоваест которого доносится из ближайшего леса, но найти который не дано.

Картины Левитана не виды местностей, не справочные документы, но сама русская природа с ее неизъяснимо тонким очарованием, тихая, скромная, милая русская природа.»

(А. Бенуа «История русской живописи в XIX веке», переиздание книги 1902 г., изд-во «Республика», 1995 г.)

Описание картины «Тихая обитель» из книги В. Петрова «Исаак Левитан»:

«Одним из значительнейших полотен Левитана стала созданная вскоре после возвращения из первой заграничной поездки картина «Тихая обитель» (1890).

Сохранились свидетельства о том, что после ее появления на передвижной выставке 1891 года имя Левитана было «на устах всей интеллигентной Москвы». Люди приходили на выставку только для того, чтобы еще раз взглянуть на картину, говорившую что-то очень важное их сердцам, и благодарили художника за «блаженное настроение, сладкое душевное спокойствие, которое вызывал. этот тихий уголок, изолированный от всего мира и всех лицемерных наших дел».

«Тихая обитель» отнюдь не была «портретом» конктретной местности. Замысел ее возник еще в 1887 году, когда на Левитана произвело сильное впечатление поэтическое зрелище заката, осветившего алым светом главы и кресты Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода.

Основой же для изображения обители, по воспоминаниям Софьи Кувшинниковой, послужил монастырь близ Юрьевца на Волге. Тем не менее полотно отличается удивительной непосредстенностью чувства и воспроизведения «живой жизни».

Соответствие переживаний, воплощенных в левитановских пейзажах, каким-то самым заветным чаяниям современной ему интеллигенции обусловило то, что понятие «пейзажа настроения» и его развитие в отечественном искусстве порой связывают почти исключительно с именем Левитана. Современники оставили немало признаний в том, что Левитан помог им увидеть родную землю.»

(книга В. Петрова «Исаак Левитан», изд-во «Белый город», 2000 г.)

Источник

Примеры сочинений по картине «Тихая обитель»

что такое тихая обитель. Смотреть фото что такое тихая обитель. Смотреть картинку что такое тихая обитель. Картинка про что такое тихая обитель. Фото что такое тихая обитель

­ Пример сочинения 1

В 1890 году Исаак Ильич Левитан вернулся из заграницы. Его сразу потянуло в родные края. Так объезжая просторы России, он нашел превосходный пейзаж, который в дальнейшем воплотил в жизнь.

Художник так же работал в жанре «церковный пейзаж». У него уже были созданы пара картин на данную тематику. Но произведение «Тихая обитель» принесла огромный успех и славу Левитану в 1891 году. В то время как раз проходила выставка передвижников. Именно тогда картину заметили большинство критиков и просто любителей искусства.

На холсте изображена природа, лес среди которого маленький монастырь у берега реки. Но вглядываясь в картину, появляется буря положительных эмоций от красоты окружающего мира.

На картине изображен вечер. Небо спокойное, в розово-голубых тонах. Кое-где мелькают белоснежные пушистые облака. Уже закат и от этого небо наполнено необычайно красивым цветом.

На самом горизонте, мы видим небольшой монастырь, который спрятался в могучем, зеленом лесу.

Зеленоватая крыша монастыря немного сливается с цветом деревьям, но стены из желтого кирпича оттеняют его от общей массы.

А недалеко от самого храма стоит маленькая часовня. Эти здания тонут в густоте прекрасного зеленого леса. Они как бы укрывают эти здания. Если хорошо присмотреться к деревьям, то можно увидеть, как художник трепетно прорисовывал каждую ветвь. На лес падают последние лучи заходящего солнца. Из-за этого картина наполнена теплом и духовностью.

Далее, мы видим тропу, которая ведет нам от монастыря к реке. Река лежит тихой гладью, в которой, как в зеркале, отображается могучий лес и необычной красоты монастырь с часовней.

Так же река отображает и красивое небо, которое наполнено необычной легкостью.

Через всю реку проложен старый деревянный мост. Через него люди добираются до монастыря. Видно, что мост построен очень давно, так как в некоторых местах он уже поврежден.

Когда смотришь на картину, то становится очень легко на душе. Появляется чувство спокойствия и умиротворения. Все плохие мысли и невзгоды пропадают. Хочется отпустить все самое плохое и побывать в том месте, увидеть в живую ту неописуемую красоту природы.

Пример сочинения 2

Иссак Ильич Левитан – это известный русский художник, чье творчество посвящено красоте родной природы. Он умело находил все ее красоты, и с большой любовью и нежностью воспроизводил их на полотне. У Левитана имеется несколько работ посвященных церквям. Среди них большой популярностью пользуется картина «Тихая обитель».

Впереди летний солнечный день. Перед нами река, в которой отражается все, что находится по ее берегам. Через нее построен мост с перилами. Но он уже выглядит старым, так как даже не хватаем всех досок. К нему ведет дорога, а по ее бокам растет густая зеленая трава, и расцвели белые цветочки, напоминающие жемчужины.

Противоположный берег весь утопает в зелени лесов и лучах солнца. От моста бежит снова дорожка, как бы продолжение той, что находится на противоположном берегу. Эти дороги ведут к церкви и колокольне.

Основные здания как бы спрятаны в зелени деревьев. Все это создает какую-то таинственность, и невероятную притягательность. Очень хочется пройти по тропинке, любуясь окрестностями. А так же пробежаться по деревянному мосту, и по потом попасть в храм, любуясь его архитектурой.

Важное значение художник придает: небу, облакам, цветовым оттенкам, которые появляются в природе благодаря солнцу. Все это придает картине положительный сюжет и красочность. Она навеяна спокойствием, умиротворением. Действительно художник путешествуя, и любуясь красотами природы свой родины, смог найти такое место, где стоит полная тишина, ветерок не колышет деревья.

Такие уголки к сожалению остались лишь в сельской местности, где действительно можно отдохнуть, наслаждаясь природой. Вот такой обители не хватает городским жителям, где слышится в основном шум транспорта.

Всматриваясь в работу художника, мысленно переносишься в те времена, представляешь себя возле этой реки. Становится намного спокойнее и приятнее на душе.

Пример сочинения 3

Исаак Ильич Левитан (1860-1900)- русский художник-пейзажист. Его учителями были выдающиеся живописцы Поленов, Саврасов и Перов. Наиболее известными в его творчестве являются художественные полотна «Март», «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Вечерний звон». На картине Левитана Тихая обитель мы видим летний пейзаж с изображением небольшого монастыря среди зеленого леса. Художественное полотно было написано в 1890 году после поездки на Волгу, где художник пробыл лето и осень.

На картине Левитана Тихая обитель открывается прекрасный вид на монастырь, расположившийся на берегу реки, посреди густого зеленого леса. На переднем плане изображена небольшая речка. Через нее на противоположный берег ведёт деревянный мостик. Видно, что им довольно часто пользуются: на обоих берегах к нему протоптаны тропинки. Обе тропинки вытоптаны до земли, на них не осталось ни одной травинки. Дощатый мостик довольно ветхий, его уже не раз ремонтировали. В одном месте сломалась одна дощечка, и сквозь просвет видна речная вода.

Справа и слева от тропинок растет густая трава. На фоне темно-зеленой травы хорошо просматриваются белоснежные и голубые полевые цветы. Мелкие цветочки мы можем разглядеть даже на другом берегу. А на реке растут кувшинки. Цветов сейчас нет, видны только круглые зеленые листочки на поверхности воды.

На картине изображен летний вечер. Солнце клонится к горизонту. Оно раскрасило облака с одной стороны в золотисто-розовый цвет. А с обратной стороны голубые облака кое-где достигают фиолетового оттенка.

На реке почти нет течения. Едва заметны колебания воды. На спокойной речной глади, как в зеркале, отражается голубое небо с золотистыми облаками, берег с кустарником, зеленый лес, купола церквей и колокольни. Неприметная речушка за счет отражений становится необыкновенно красивой и интересной. Хочется любоваться ею.

На противоположном берегу мы видим кустарник вдоль реки и зеленый лес, в глубине которого находятся строения монастыря. Здания храма, колокольни и часовни возвышаются над деревьями. Кресты на куполах устремлены в небесную высь. Темно-зеленые купола хорошо видны на фоне светлого небосвода. А белоснежные церковные стены ярко выделяются среди зелени деревьев.

Живописная природа и церковные здания стали настоящим украшением художественного полотна. Глядя на него, испытываешь безмятежность и спокойствие. Вместе с тем картина оставляет о себе яркие и незабываемые впечатления. Хочется оказаться на берегу этой речки, полюбоваться закатом, насладиться запахами душистых трав и услышать звон колоколов.

Источник

«Тихая обитель» — картина Исаака Ильича Левитана

«Тихая обитель» — картина знаменитого русского живописца Исаака Ильича Левитана (1860-1900 гг.). Автор создал искусный пейзаж, отобразив красоту природы русской глубинки. Художник запечатлел реку и хлипкий мостик, ведущий в сторону леса. За деревьями видим монастырь, куда не проникает мирская суета. От картины словно веет спокойствием и умиротворением.

что такое тихая обитель. Смотреть фото что такое тихая обитель. Смотреть картинку что такое тихая обитель. Картинка про что такое тихая обитель. Фото что такое тихая обитель

Исаак Ильич Левитан — русский живописец XIX века, который прославился как мастер «пейзажа настроения». Судьба художника была непростой. Он рано потерял родителей и остался практически без денег. Но к тому времени талантливый парень уже обучался искусству, его работы отправили на выставку. В итоге он получил серебряную медаль и финансовую награду, благодаря чему смог продолжить постигать мастерство живописи.

Исаак Левитан был впечатлен тем, как его учитель Алексей Саврасов (1830-1897 гг.) изображал Волгу. Художник мечтал отправиться в путешествие по реке. В 1887 году он осуществил свое желание, но остался разочарован. Было холодно, солнце показывалось редко, и от поездки осталось лишь ощущение тоски. Только через год, во время повторной поездки, живописцу удалось в полной мере оценить красоту окружающей Волгу природы.

Мастер восхитился городком Плес, в котором остановился на некоторое время. Считается, что именно это путешествие вдохновило Исаака Левитана на написание «Тихой обители». Краеведы подмечают, что часть монастыря на картине очень похожа на местную церковь. Однако пейзаж в целом — не отображение какого-то конкретного региона. Скорее это впечатления от пребывания в разных уголках страны, в частности на Волге и в Подмосковье, где автор жил в свое время.

У картины есть своеобразный «ремейк» под названием «Вечерний звон». В этой работе вместо мостика видим паломников на реке. Произведение нередко путают с «Тихой обителью», несмотря на отличия.

Некоторые произведения живописца представлены на мировых аукционах. На сайте Very Important Lot можно недорого купить картины мастеров прошлых эпох, а также работы современных художников.

Источник

«Тихая обитель» И. Левитан. О картине

В 1890 году Левитан впервые побывал в странах Европы. Он рвался туда к шедеврам старых мастеров, к любимым барбизонцам, к новым веянием в искусстве. Из письма Чехову: «Впечатлений чертова куча! Чудесного масса в искусстве здесь, но также и масса крайне психопатического, что, несомненно, должно было появиться от этой крайней пресыщенности, что чувствуется во всем»…
Для себя он отметил, что все-таки, в композиции картины обязательно должна присутствовать некая притча, как у барбизонцев, но плюс к этому – ещё чистый, локальный цвет, как у импрессионистов. И ему не терпелось воплотить эту идею в жизнь. И вернувшись в Россию, он опять спешит на Волгу, в Юрьевец. Года два до этого его впечатлил, освещённый заходящим солнцем, Саввино – Сторожевский монастырь близ Звенигорода. Воспоминания этого зрелища, многочисленные споры и беседы о божественном, о настоящем и псевдо в искусстве с его товарищем, религиозным Нестеровым, зародили в нём сюжет для новой картины. В этой картине он использует смешенное изображение Кривозерского монастыря рядом с Юрьевцем и церковные строения в Плёсе.

И, теперь, к рассмотрению самой картины.

что такое тихая обитель. Смотреть фото что такое тихая обитель. Смотреть картинку что такое тихая обитель. Картинка про что такое тихая обитель. Фото что такое тихая обитель

Есть непоколебимая истина, и она наверху, на Небесах. Эта истина духовна, светла и чиста. На Земле в воде – только её материальное отражение и вроде оно похоже на первоисточник, но всякое отражение под воздействием иных сил подвержено всяческим искажениям. Это отражение зыбко и ненадёжно. Но каждый человек может осветиться не отражённым, а подлинным светом. Для этого он должен пройти некий путь.
На первом плане изображён спуск. Это человеческая гордыня, поросшая бурьяном. Для того, чтобы в последствии возвыситься, необходимо спуститься и смириться. Дальше перекинут мостик и у путника ещё есть возможность осмыслить свои намерения. Но выбрав этот путь, (ступив на две дощечки и перейдя некую пустоту) для него начинается дорога вверх. Но и на том берегу этот путь полон сомнений. Как идти: взобраться по ступенькам или выбрать более долгую, но пологую тропинку. Да и там, отгороженной от всего шумного, суетливого обители, как себя вести: то ли жить, постигающим истину (образ колокольни, залитую светом), то ли вести более праздный образ жизни (монастырское здание, покрывающееся тенью). И далее, через некоторое время,объединённый со многими (монастырская церковь справа, слитые в единые массы многочисленные облачки) человек найдет для себя покой и просветление.
Используемые материалы:

Источник

Тихая обитель

что такое тихая обитель. Смотреть фото что такое тихая обитель. Смотреть картинку что такое тихая обитель. Картинка про что такое тихая обитель. Фото что такое тихая обитель

Описание картины «Тихая обитель»

Тридцатилетнему Исааку Левитану его «Тихая обитель» снискала громкую славу. Именно после неё о Левитане заговорили не просто как о состоявшемся художнике – как о мэтре и выразителе национального духа.

Тихий благостный вечер опускается на реку и перелесок, скрывающий в своей зелени небольшой скит. Краски прозрачны и чисты – можно даже на минуту ошибочно решить, что перед нами ранее утро. Через речку тянутся шаткие деревянные мостки. Кажется, перейдёшь по ним, очутишься под сенью древнего монастыря – и все напасти и печали, всё грешное и суетное останется далеко позади. В тревожные десятилетия безвеременья «Тихая обитель» воспринималась как редкий символ «русской благодати».

Артхив собрал документы и интересные факты об одной из знаменитейших картин Левитана.

«Свежий воздух» против «тулупов и смазанных сапог»

«Казалось, точно сняли ставни с окон, раскрыли их настежь, и струя свежего, душистого воздуха хлынула в спертое выставочное зало, где так гадко пахло от чрезмерного количества тулупов и смазанных сапог. » Это экспрессивное высказывание принадлежит Александру Бенуа и описывает его впечатление от появления «Тихой обители» на XIX Передвижной выставке (1891).

Чтобы узнать, какие же работы произвели на Бенуа столь тягостное впечатление (а если серьёзно – оценить контекст, в котором впервые явилась публике «Тихая обитель»), мы заглянули в каталог XIX выставки ТПХВ и, действительно, там в изобилии обнаружились и тулупы, и «смазанные сапоги». Например, в один год с «Тихой обителью» выставлялись жанры Василия Максимова «После обедни» и «У своей полосы», картина «Журавли летят» друга Левитана Алексея Степанова с оравой крестьянской детворы в лаптях и зипунах, «Взятие снежного городка в Сибири» Василия Сурикова, «Деревенский иконописец» Абрама Архипова, «В ожидании шафера» Иллариона Прянишникова, ныне забытые крестьянские картины молодого Богданова-Бельского и еще немало другой бытоописательной живописи. Эти работы, разные по качеству, объединяла свойственная передвижникам социально-обличительная тенденция, так что мирискусник Бенуа имел основание брезгливо поморщиться. Картина Левитана, как и они, обращаясь к типично русским реалиям, напротив, дарила ощущение гармоничности мироустройства.

Как приняла «Тихую обитель» публика?

Судя по мемуарно-биографической литературе – восторженно. Рассказывали, что перед картиной долго задумчиво стояли два литератора – молодой Чехов и старый Григорович, когда к ним присоединился третий, Алексей Плещеев, который сообщил, что левитановская картина – на устах у всей просвещённой Москвы. А газеты, еще недавно подозревавшие, что Левитан как художник «кончился», «исписался», забыв старое, наперебой затрубили, что гениальный пейзажист только-только достиг расцвета своего таланта.

Как меланхолику Левитану удалось достичь в «Тихой обители» предельной умиротворённости?

Подруга Левитана Софья Кувшинникова, рассказывала, как во второй половине 1880-х годов они с Левитаном приехали на этюды под Звенигород, в Саввину Слободу – местность с дивными видами на излучины Москвы-реки, этакий «русский Барбизон» – но и здесь художника настиг очередной приступ свойственной ему болезненной меланхолии.

Нет! В отличие от многих его натурных работ, эта картина Левитана вообще не является «портретом» конкретной местности – она скорее обобщает впечатления Левитана от разных локаций.

Получив первый сильный импульс для картины в Подмосковье, Левитан так и не написал задуманной картины – он лишь помнил охватившее его чувство умиротворения, сменившее депрессию, и предощущение счастья. Но чтобы «Тихая обитель» появилась на свет, понадобилось еще несколько лет, путешествие Левитана с Софьей Кувшинниковой по Волге, жизнь в живописном волжском городе Плёс, экспедиционные вылазки в другие волжские поселения, пока однажды, неподалёку от городка Юрьевец Левитан не увидел Кривоозёрский монастырь и не нащупал окончательно нужный ему мотив.

В «Тихой обители», таким образом, синтезировались впечатления от подмосковного Звенигорода и приволжских Плёса и Юрьевца.

«Спорная» колокольня

У Кривоозёрского монастыря «Тихая обитель» позаимствовала пятиглавый храм с куполами-луковками, но вот такой конической колокольни, как на картине, там не было. О том, откуда Левитан «списал» колокольню, специалисты долго спорили. Например, биограф Левитана Софья Пророкова убеждала, что такую шатровую колокольню Левитан видел на Соборной горе в Плёсе, а историк искусства Алексей Федоров-Давыдов возражал, что это, скорее, колокольня Воскресенской церкви в деревне Решма близ Кинешмы. У той и другой точек зрения есть свои сторонники.

Зачастую успех пейзажа можно определить по горячности споров о том, какую местность и реалии отразил в нём художник.

Литературное описание «Тихой обители» у Чехова – шаг к примирению с Левитаном?

Весной 1892 года, ровно через год после того чеховского письма сестре о левитановском «фуроре», произойдёт скандал. Левитан прочтёт чеховскую «Попрыгунью» и, узнав в героине и малосимпатичном художнике Рябовском себя и Софью Петровну, разорвёт отношения с Чеховым.
Как тогда казалось обоим – навсегда.

А спустя два года, в 1894-м, в чеховской повести «Три года» появится фрагмент, рассказывающий о том, как героиня, Юлия Лаптева, по прихоти нелюбимого мужа-любителя плохой живописи, оказывается на художественной выставке. Лаптевой кажется, что все картины здесь – одинаковы и что они не пробуждают в ней ровно никаких чувств, как вдруг.

Имя Левитана в тексте Чехова не названо, но многие литературоведы убеждены – речь в тексте идёт именно о «Тихой обители». В 1895-м году Левитан и Чехов восстановили отношения.

У «Тихой обители» есть «ремейк» – «Вечерний звон»

Через два года после создания «Тихой обители» Левитан выполнил своего рода «ремейк» (творческое повторение с развитием темы) этой картины, который получил называние «Вечерний звон». Это не авторская копия, а картина, выполненная «по мотивам». Левитан несколько изменил композицию, вместо мостика из «Тихой обители» здесь – лодки и плывущий паром с паломниками, есть и другие небольшие отличия, тем не менее, эти картины зрители часто путают.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *