что такое тезисный конспект
Составление конспекта и тезисов к статье
1) определение и алгоритм составления тезисов и конспекта;
2) листы с практическими заданиями;
3) текст для работы дома.
Первый урок
I. Теоретическая часть.
1. Оргмомент (приветствие и запись темы урока).
2. Определение понятий (словарная работа).
На этом этапе урока учащиеся по учебнику или словарю знакомятся только с понятиями тезиса и конспекта, типами, назначением и сферой их применения (прежде всего, использование в учебной деятельности). Последнее выясняется в ходе беседы с учащимися:
— на каких предметах уже использовали конспект (тезисы)? При выполнении каких заданий?
— в каких жизненных ситуациях это может пригодиться? и т.п.
Определения понятий записываются в тетрадь.
Лучше заранее распечатать теоретические сведения урока в виде раздаточного материала для каждого понятия отдельно. (Приложение 1)
— Прежде всего, надо внимательно прочитать текст, чтобы определить его тему и понять цель автора (основную мысль). Затем следует проанализировать содержание каждого абзаца и выделить в них самую главную мысль. Иногда абзацы нужно объединять.
— Исключив из абзацев часть информации: авторские отступления, ссылки на других авторов, иллюстрации, примеры, не играющие особо смысловой роли в понимании содержания, мы и получим тезисы.
— Записав тезисы в логической последовательности, снабдив их примерами (не больше двух), мы получим конспект.
Учитель по ходу объяснения составляет на доске “зрительную картинку” излагаемого материала (это опять же будет примером выделения главного). Желающие могут перенести схему в тетрадь:
основная мысль абзаца (-ев)
без примеров с примерами
— Более подробная инструкция по составлению тезисов и конспекта перед вами. (Лучше, чтобы учащиеся получили этот материал в личное пользование)
4. Знакомство с рекомендациями по составлению (тот же печатный материал Приложения 1):
— изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки;
— в каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формулируйте тезисы;
— не приводите факты и примеры;
— сохраняйте в тезисах самобытную форму высказывания, оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять документальность, убедительность;
— по окончании работы над тезисами сверьте их с текстом источника (не исказился ли смысл?), затем перепишите и пронумеруйте.
— ознакомьтесь с текстом, прочитайте предисловие, введение, оглавление, главы и параграфы;
— выделите информационно значимые места текста;
— составьте “черновой” план текста (он поможет вам в логике изложения группировать материал);
— выделите в тексте тезисы (опирайтесь на план);
— запишите их с последующей аргументацией, подкрепляя примерами и конкретными фактами;
— текст автора оформляйте как цитату и указывайте номер страниц;
— используйте речевые формулы: автор считает…, рассказывает (автор);
(В заключение обобщите текст конспекта, выделите основное содержание проработанного материала, дайте ему оценку).
II. Практическая часть. (Листы с заданиями на каждой парте)
1. Прочитайте текст и ответьте, о чём в нём рассказывается.
Для ответа выбери подходящее начало из предложенных речевых образцов: Автор текста (статьи) рассказывает нам о том. В тексте (статье) рассматривается (что?), говорится (о чём?), даётся оценка, анализ (чего?), обобщается (что?), представлена точка зрения (на что?).
(Возможный ответ. Из заметки стало известно, что у японцев есть обычай дарить молодожёнам морскую корзиночку с двумя рачками, символизирующими супружескую верность.)
2. Уберите лишнюю информацию, не относящуюся к заметке.
(Ответ. Мысль о создании оперы на сюжет пушкинского “Евгения Онегина” подсказала Чайковскому русская певица Е. А. Лавровская. “Содружество” двух гениев дало миру прекрасное произведение.)
3. По заголовкам определите тему статей (возможно несколько вариантов).
б) Человек и компьютер.
г) История государства Российского.
е) Из жизни лингвистических терминов.
а) о здоровом образе жизни; о негативных последствиях вредных привычек;
б) роль компьютера в жизни современного человека; сравнительные возможности компьютера и человека;
г) вопросы исторического развития России; хроника Российской истории;
д) экологические проблемы земли;
е) популярное изложение научных понятий лингвистики.)
4. Прочитайте текст. Назовите предложение, которое несёт главную смысловую нагрузку.
5. В предложенном тексте (без абзацев): а) найдите его “подтемы”; б) в каждом предложении ключевые слова; в) определите главную мысль текста. (Задания а), б) для сильных уч-ся, в) – для слабых.)
Память бывает разная. Есть память чувств, в которой хранятся радости и печали. Есть память ума, сохраняющая обдуманное и понятое. Можно помнить вкусдыни, которую вы ели месяц назад, потому что у вас есть память на вкусовые ощущения. А есть память на запахи. Людям во всём помогают разные виды памяти. Но чтобы они по-настоящему выручали, о них надо заботиться: тренировать и развивать.
а) ключевые слова выделены жирным шрифтом;
б) подтемы: память бывает разная; людям помогают разные виды памяти; в) главная мысль: любой вид памяти надо тренировать и развивать.)
6. Подведение итогов.
В конце урока следует ещё раз повторить определения основных понятий темы: конспект, тезис, тема и главная мысль текста, ключевые слова.
Домашнее задание. Знать определения и алгоритмы составления конспекта и тезисов.
Второй урок
1. Фронтальный опрос учащихся:
— Что такое конспект? тезисы?
— Перечислить основные правила составления конспекта и тезисов.
— Что такое подтема? ключевые слова? и др.
Практическая часть (продолжение)
2. Прослушайте текст и к каждому предложению составьте вопросы (письменно).
Старейшие действующие часы находятся на здании собора в английском городе Солсбери. Они не имеют циферблата. Сигнал о ходе времени осуществляется при помощи колокольного боя. Часы созданы в 1368 году. В 1956 году подвергались капитальному ремонту.
— Что у них отсутствует?
— Как осуществляется сигнал о ходе времени?
— Когда часы созданы?
— Когда их ремонтировали капитально?)
3. Прочитайте текст (текст не разделен на абзацы):
а) разбейте текст на абзацы (подтемы);
б) определите, сколько основных тем развивается в данном тексте, назовите их.
а) Не так ли и в истории человечества? – 2 абзац.
б) Две основные взаимосвязанные темы:
1) описание и анализ опытов фотографирования из космоса;
2) перенос, распространение результатов исследования на другие сферы жизни и деятельности человека.)
4. Вспомните и скажите, строка из какого стихотворения С.А. Есенина может стать главной мыслью статьи из задания № 7. – не беда, если уч-ся этого не знают, учитель коротко может процитировать известные строки.
(Ответ. “Большое видится на расстоянии”.)
5. Прочитайте последний абзац текста и скажите, можно ли его опустить. Если нет, то объясните почему?
(Ответ. Нет, поскольку абзац содержит общий вывод по теме.)
6. Составьте и запишите тезисы:
а) раскрывающие подтемы текста;
б) раскрывающие главную тему (для более сильных учащихся).
(Ответ. а) При наблюдении или фотографировании из космоса отдельные детали земной поверхности объединяются в единое целое, образуя крупномасштабную картину строения Земли.
— Из глубины веков во времени, так же, как и с большого расстояния, в пространстве, из рассеянного для современников потока информации постепенно выступают наиболее выдающиеся творения и личности.
— Рассеяние в различных явлениях природы участвует в формировании крупномасштабных, но размытых картин, которые отчётливо проявляются на значительном пространственно-временном интервале.
б) Во многих явлениях, как-то: рассеяние света в морской воде, облачном покрове; распространение информации в человеческом обществе и т. д. проявляются общие черты. Их объединяет такое понятие, как “рассеяние”, участвующее в формировании крупномасштабных, но размытых картин, которые отчётливо проявляются на значительном пространственно-временном интервале.)
Правильные ответы обязательно давать учащимся для самоанализа и как образец.
7. Подведение итогов в форме беседы (чему учились на уроке? что освоили? и др.)
Напишите конспект статьи на лингвистическую тему (дается текст каждому учащемуся, лучше несколько вариантов и из заданий к ГИА).
Тезис, план, конспект: сходства и отличия
Обновлено: 14 Апреля 2021
При работе с письменными источниками важно уметь систематизировать и структурировать материалы. Рассмотрим сегодня инструменты, помогающие этого добиться.
Что такое тезис
Тезис — это краткое содержание нескольких абзацев текста, которое позволяет вникнуть в содержание материала и понять его ключевые идеи.
Тезисный план универсален и подходит для разных видов литературы.
Обычно тезисы пишутся к сочинению, курсовой, диплому. Иногда содержатся в введении либо в качестве самостоятельной статьи к научной работе. Включают описание предмета, задач, целей, ФИО автора, источники исследования, актуальность и полученные результаты.
Как составить
Частые ошибки при написании:
Что такое конспект
Конспект — это краткое письменное изложение фактических данных, пересказ первоисточника. Позволяет автору в полном объеме восстановить в памяти тему и данные.
Что такое план
План является совокупностью основных смысловых элементов текста, помогает правильно написать текст и достигнуть поставленной цели.
Виды:
Алгоритм составления плана:
Критерии качественного плана:
Чем отличаются тезисы от конспекта
Различие — в объеме, определении и цели использования. Тезисы — это краткие высказывания, отражающие суть текста небольшого размера. Они не предназначены полностью посвятить слушателя в глубину темы. Их цель — быстро ознакомить с отдельными моментами и идеями. В свою очередь конспект — это объемная письменная работа, подробно излагающая весь материал, а не отдельные его идеи.
Разница между тезисом и планом
Тезисы — это совокупность главных идей написанного или увиденного, а план — смысловых элементов, направленных на подготовку новой письменной работы или проекта.
Отличия между планом и конспектом
Конспект и план являются совершенно разными понятиями. Отличаются объемом, так как план более лаконичен. Кроме того, конспект представляет собой пересказ прочитанного или увиденного, а план — формулировку подготовительных этапов для написания какой-либо работы или сочинения. Цели и задачи у них различаются. Конспект призван помочь систематизировать текст и восстановить его в памяти в будущем, а план, наоборот, помогает подготовить новый проект.
Образец плана, тезисов и конспекта
Пример конспекта тезисов и плана можно скачать тут.
Разобраться даже в самых трудных понятиях студенту всегда поможет ФениксХелп.
Тезисный конспект правила составления
ТЕЗИСЫ – это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Для того, чтобы сделать тезисный конспект надо:
1) Прочесть целый абзац (еще лучше сначала просмотреть весь текст целиком).
Выделить главную мысль (ключевые слова) в абзаце. Найти ключевые предложения. В них – ключевые слова.
2) отбросить в предложении детали, пояснения. Возможно, что главная мысль «разбросана» по двум или даже трем предложениям.
3) переформулировать выделенную мысль в более простой форме.
Если в тексте автор приводит какие-то конкретные примеры (жизненные истории и т.д.) их не надо переписывать, а можно помечать следующим образом:
Пример: фрагмент стенограммы телепередачи Гордона с Д. Леонтьевым и С. Братченко «Пунктирный человек»)
… Громадную ошибку допустил великий психолог Карл Роджерс который отождествил человеческий потенциал с тем, что в нас заложено от природы. Понятие «личностный рост», которое было введено в обиход Карлом Роджерсом, подразумевает, что все заложено, надо только поливать и все само прорастет. Но прорастает как раз не то, что делает человека человеком, прорастает то, что представляет собой лишь предпосылку. Наш природный потенциал не есть наш человеческий потенциал. Человеческий потенциал не внутри нас, он в наших отношениях с миром.
В человеке есть не только биологическое и социальное, но и собственно личностное, что не относится ни к тому и ни к другому. Очень красивая модель, описывающая это, была предложена американским психологом Сальваторе Мадди, автором очень оригинальной теории потребностей. Он выделяет три группы человеческих потребностей: биологические, социальные и психологические. К психологическим Мадди относит потребности в воображении, суждении и символизации: то, что никто никогда к потребностям не относил. И далее Мадди описывает два пути развития личности. Первый путь — когда мы воспринимаем себя исключительно как воплощение биологических нужд и социальных ролей, у нас доминируют биологические и социальные потребности, и мы себя самих воспринимаем как воплощение этих биологических нужд и социальных ролей и ведем себя в их логике. Это конформистский путь. Но есть еще второй вариант, когда доминирующими являются потребности психологические. У нас возникают свои образы, свой мир. Мы строим идеалы, мы проецируем себя в будущее… И мы начинаем вести себя уже по-иному, по–человечески. Можно без этого обойтись, но при этом человеческий потенциал никогда не реализуется. Это выбор, который каждый из нас делает…
Ресурсы личностного потенциала нормативных и трудных старшеклассников
Карл Роджерс ложно уравнял потенциал ч-ка наследственности. А личностный рост – самораскрытию способностей.
ДАЛ Заложенное в наследственности – это лишь предпосылка. Челов-ий потенциал заложен в отношениях, а не внутри ч-ка.
ДАЛ: Три аспекта «содержания» человека:
Аналогичная идея ам. психолога Сальваторе Мадди про 3 гр-ы потребностей (биол-ие, соц-е, личностные).
По Мадди есть 2 пути р-я :
1) конформистский: когда ч-к воспринимаем себя как воплощение биол-их нужд и соц. ролей.
2) когда доминируют психол-е потребности. Ч-к строит идеалы, проецирует себя в будущее. (= личностный путь по ДАЛ. )
Ч-к сам выбирает способ жизни
Примеры похожих учебных работ
В) человеческая мысль, как чистый лист бумаги, получающая знания из чувственного опыта
Потребность 2
Нужды, потребности, запросы
Структура потребностей личности
Психология жизненного пути личности
Человек и потребности
ТЕЗИСЫ – это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Для того, чтобы сделать тезисный конспект надо:
1) Прочесть целый абзац (еще лучше сначала просмотреть весь текст целиком). Выделить главную мысль (ключевые слова) в абзаце. Найти ключевые предложения. В них – ключевые слова.
2) отбросить в предложении детали, пояснения. Возможно, что главная мысль «разбросана» по двум или даже трем предложениям.
3) переформулировать выделенную мысль в более простой форме.
Пр: история про восп-е девочки-маугли (т.е. кратко указывается суть или название, если речь идет об известном эксперименте, научном или историческом факте)
Пример: фрагмент стенограммы телепередачи Гордона с Д. Леонтьевым и С. Братченко «Пунктирный человек»)
…Громадную ошибку допустил великий психолог Карл Роджерс который отождествил человеческий потенциал с тем, что в нас заложено от природы. Понятие «личностный рост», которое было введено в обиход Карлом Роджерсом, подразумевает, что все заложено, надо только поливать и все само прорастет. Но прорастает как раз не то, что делает человека человеком, прорастает то, что представляет собой лишь предпосылку. Наш природный потенциал не есть наш человеческий потенциал. Человеческий потенциал не внутри нас, он в наших отношениях с миром.
Карл Роджерс ложно уравнял потенциал ч-ка наследственности. А личностный рост – самораскрытию способностей.
ДАЛ Заложенное в наследственности – это лишь предпосылка. Челов-ий потенциал заложен в отношениях, а не внутри ч-ка.
ДАЛ: Три аспекта «содержания» человека:
Аналогичная идея ам.психолога Сальваторе Мадди про 3 гр-ы потребностей (биол-ие, соц-е, личностные).
По Мадди есть 2 пути р-я:
1) конформистский: когда ч-к воспринимаем себя как воплощение биол-их нужд и соц. ролей.
2) когда доминируют психол-е потребности. Ч-к строит идеалы, проецирует себя в будущее. (= личностный путь по ДАЛ.)
Ч-к сам выбирает способ жизни
Тезисы и конспект, их отличие от плана (Занятие 4)
Умение законспектировать статью или лекцию, выделить и зафиксировать тезисы своего или чужого высказывания, как и умение составить план, относится к числу важнейших практических умений, которыми необходимо овладеть школьникам. И на занятиях по факультативному курсу, и на классных занятиях, и в практической деятельности после окончания школы учащимся не раз придется столкнуться с необходимостью глубоко и прочно усвоить содержание какой-либо статьи, книги, подготовить самостоятельное публичное выступление и т. д.
Во всех этих случаях умение законспектировать прочитанное или зафиксировать основные положения будущего высказывания в форме тезисов окажет им неоценимую помощь.
Учитывая, что на факультативных занятиях школьники будут выступать с сообщениями и докладами и им потребуются названные умения, мы включили знакомство с конспектированием и тезированием в план первых занятий по факультативному курсу.
Познакомить учащихся с тезисами и конспектом; раскрыть особенности тезисов и конспекта как разновидностей сжатого изложения; заложить основы для формирования у школьников навыков тезирования и конспектирования.
Основные этапы работы
На занятии мы познакомимся с тезисами и конспектом, рассмотрим их отличие от плана и выполним некоторые практические упражнения.
Чтение учащимися раздела «Тезисы и конспект». Чтобы выяснить, как ученики усвоили содержание статьи, учитель предлагает им ответить на следующие вопросы:
1) Для чего нужно уметь составлять тезисы и конспектировать?
2) Что мы называем тезисами и чем отличаются тезисы от плана? 3) Что такое конспект? Чем отличается конспект от тезисов?
Практические упражнения. Упр. 16 (сопоставление плана, тезисов и конспекта начала статьи В. Г. Белинского «Письмо к Гоголю») выполняется коллективно под руководством учителя. Предварительно школьники знакомятся с краткой пояснительной статьей.
Сопоставление конспекта со статьей приводит учащихся к выводу, что в конспекте в сжатой (обобщенной) форме изложено основное содержание первого абзаца статьи, сохранена его основная мысль и использованы слова В. Г. Белинского. Это помогает передать особенности языка статьи. (Если учитель увидит, что школьники хорошо справляются с заданием, он может предложить дальнейший анализ выполнить самостоятельно.)
Упр. 17 (сопоставление плана и тезисов к сочинению «Характеристика Простаковой») выполняется учащимися самостоятельно. Они устанавливают, что тезисы более конкретно раскрывают общие положения, сформулированные в плане, и содержат некоторый фактический материал. Так, тезис к 1-му пункту плана конкретизирует его формулировку, тезисы к 2-му и 3-му пунктам содержат фактический материал, используя который можно более конкретно раскрыть эти пункты плана.
К упражнению с текстом статьи В. Г. Белинского «Сочинения Александра Пушкина» (упр. 18) ученики подготовлены работой по анализу статьи «Письмо к Гоголю». Поэтому задание следует предложить для самостоятельного выполнения, разбив учащихся и а четыре группы.
Упр. 19 (составление тезисов устного выступления) выполняется учащимися к следующему занятию, на котором можно выслушать одно-два сообщения.
План урока по теме «Тезис. Конспект. Конспектирование». 9 класс.
1. Познакомить учащихся с понятиями т езис, конспект.
1. Формировать навыки конспектирования, то есть краткой логичной записи (изложения) прочитанного или услышанного, составления тезисов по тексту.
I . Теоретическая часть урока.
Сегодня на уроке мы уделим внимание двум видам работ: конспектированию и составлению тезисов.
2. Словарная работа. Определение понятия конспект.
Конспекты бывают четырёх типов: плановые (каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта); текстуальные (состоящие из цитат); свободные (сочетающие выписки, цитаты, тезисы); тематические (содержащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам).
II . Работа над новым материалом.
Работа над конспектом предполагает следующие этапы.
Посмотрите, пожалуйста, приложение № 1
1 . Ознакомительный этап.
2. Составление конспекта
3. Завершающий этап.
Осмыслить содержание текста.
Составить план конспекта.
Запись вести своими словами.
3. Закрепление изученного.
Конспектирование серьезных вещей я делаю тщательно, даже теперь я трачу на это очень много времени. У меня накопился огромный архив. При этом для наиболее важных работ я пишу конспект, а затем критический разбор. Поэтому многое есть у меня в резерве. В моей молодости такой метод приводил к некоторой отсталости, так как я успевал прочитывать меньше книг, чем мои товарищи, работавшие с книгой более поверхностно. Но при поверхностной работе многое интересное не усваивается и прочитанное быстро забывается. При моей же форме работы о книге остается вполне отчетливое, стойкое впечатление. Поэтому с годами мой арсенал становится гораздо богаче арсенала моих товарищей.
Тезис- |тэ], а, м. [греч. thesis ]. Положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, научного сочинения. В логике: положение, требующее доказательства.
Тезисы позволяют обобщить изучаемый материал, выразить ею суть в кратких формулировках, помогая раскрыть содержание книги, статьи и доклада, а процесс их составления даёт возможность глубже разобраться в материале и стимулирует его понимание.
Работа с приложением №3.
Сохраняйте и тезисах самобытную форму высказывания, оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять документальное! т., убедительность:
Изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки; в каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формулируйте тезисы;
Полезно связывать отдельные тезисы с подлинником текста (на полях киши делайте ссылки на страницы или шифры вкладных листов):
По окончании работы нал тезисами сверьте их с текстом источника, за i см перепишите и пронумеруйте.
1. Наука о языке тесно связана с науками об обществе.
2. Некоторые языковые факты можно объяснить только с помощью зоологии и этнографии.
3. Новые слова и понятия появляются в языке одновременно с развитием языка.
4. Все языки земного шара равноценны и равноправны.
1. Наука о языке тесно связана с пачками об обществе, в котором и для которого язык существует и развивается. История, географические открытия помогают раскрыть происхождение многих заимствованных слов.
3. Развитие науки требует введения новых понятий и слов, на любом языке можно обучать всем наукам. Так, в русском языке абстрактные научные термины появились во времена открытий М. В. Ломоносова.
4. Разные общественные условия, разные пути развития порождают разную лексику, разный строй языка. Нет «лучших» и «худших» языков, все языки равноценны и равноправны.
III . Обобщение изученного.
IV . Чтобы упрочить ваши знания,
Даю домашнее задание(по выбору учителя).
Прочитайте высказывания известных людей об умении составлять конспект.
Конспектирование серьезных вещей я делаю тщательно, даже теперь я трачу на это очень много времени. У меня накопился огромный архив. При этом для наиболее важных работ я пишу конспект, а затем критический разбор. Поэтому многое есть у меня в резерве. В моей молодости такой метод приводил к некоторой отсталости, так как я успевал прочитывать меньше книг, чем мои товарищи, работавшие с книгой более поверхностно. Но при поверхностной работе многое интересное не усваивается и прочитанное быстро забывается. При моей же форме работы о книге остается вполне отчетливое, стойкое впечатление. Поэтому с годами мой арсенал становится гораздо богаче арсенала моих товарищей.
1. Объясните, что такое конспект? 2. Какое значение имеет для человека любой профессии умение конспектировать? 3. Как вы вообще относитесь к конспектированию?
Но что такое нефть и откуда она берется? Ответить на этот вопрос нелегко. Ученые до сих пор спорят между собой о ее происхождении. Раньше, благодаря трудам знаменитого химика Менделеева, думали, что она поднимается из очень больших глубин, где образуется под влиянием действия перегретых паров воды на некоторые соединения углерода. Но сейчас выясняется, что нефть образуется ближе к поверхности, и в ее образовании принимают участие остатки растений, особенно водоросли. Действительно,
в наших широтах, особенно в озерах Новгородской и Калининской областей на дне собираются особые вещества, которые состоят из отмерших растений и животных и которые вместе с илом образуют черную кашицу. Если такая кашица занесется песком и глиной, опустится на глубину и там подвергнется снизу нагреванию, то из этой кашицы получатся вещества, очень сходные с нефтью. И теперь южное солнце Средней Азии вызывает такие процессы, и на берег озера Балхаш волны нередко выбрасывают тягучие черные массы, очень напоминающие резину или продукты застывания некоторых нефтей, образующихся под влиянием тепла песков из гниющих прибрежных камышей.
Сейчас мы знаем даже те геологические условия, которые необходимы для образования нефти. Самые крупные нефтяные месторождения тянутся вдоль больших горных хребтов. Здесь в низинах в топких озерных водоемах или мелких лиманах создаются выгодные условия для накопления осадков и их подогревания снизу. Здесь обычно запасы нефти сопровождаются залежами соли и гипса, как осадков соленых озер, а вытекающие вместе с нефтью воды содержат йод и бромистые вещества, которые говорят о значении морских растений при образовании нефти.
Наука о языке все больше и больше связывается с науками об обществе, в котором и для которого язык существует и развивается. Так, не зная истории петровской эпохи, нельзя понять, почему в русской морской терминологии так много голландских слов: койка, каюта, ватерпас и т.п. Не зная истории географических открытий, нельзя понять, почему в языке жителей африканского острова Мадагаскар встречаются арабские и французские слова.
Нет языков «примитивных» и «совершенных». Как только возникает потребность в выражении понятий, слова появляются. У монголов существовала очень развитая абстрактная терминология, выражавшая сложнейшую систему понятий буддийской религии и философии (самоусовершенствование, нирвана, переселение душ и т.п.). До буддизма ничего этого не было. А вспомните наш русский язык. Когда гением Ломоносова, «нашего первого университета», стала создаваться отечественная наука, необходимые абстрактные научные термины тотчас же появились и в языке!
Конспектирование складывается из нескольких этапов:
1 . Ознакомительный этап. Вся статья внимательно прочитывается, во время чтения делаются пометки на полях (простым карандашом). После прочтения составляется общий план статьи.
3. Завершающий этап. Запись еще раз просматривается, потом прочитывается конспект, сопоставляется со статьей.
Записать полное название конспектируемого произведения и его выходные данные.
Осмыслить содержание текста.
Составить план конспекта.
Конспектируя, слева или справа оставить широкие поля для дополнительных заметок.
Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют важное значение (уметь их выделить в тексте).
Запись вести своими словами.
Использовать определенную систему подчеркивания, сокращения, условных обозначений.
Соблюдать правила цитирования.
Уметь пользоваться разным цветом для обозначения нумераций, заголовков, параграфов, формул и т.д.
Приложение № 2 к упр. 2
1. Разные точки зрения н а образование нефти.
3. Условия, необходимые для образования нефти.
не приводите факты и примеры;
Приложение № 5 к упр. 3
2. Некоторые языковые факты нельзя понять без знания зоологии. Например, слово попугай есть только в языках народов тех стран, где попугаи не водятся! Еще большую роль играют данные этнографии. Лексика, словарный запас языка зависят от общественных нужд народов, которые этим языком пользуются (примеры со словами пальма и снег).
Конспектирование складывается из нескольких этапов:
1 . Ознакомительный этап. Вся статья внимательно прочитывается, во время чтения делаются пометки на полях (простым карандашом). После прочтения составляется общий план статьи.
3. Завершающий этап. Запись еще раз просматривается, потом прочитывается конспект, сопоставляется со статьей.
Общие правила конспектирования:
Записать полное название конспектируемого произведения и его выходные данные.
Осмыслить содержание текста.
Составить план конспекта.
Конспектируя, слева или справа оставить широкие поля для дополнительных заметок.
Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют важное значение (уметь их выделить в тексте).
Запись вести своими словами.
Использовать определенную систему подчеркивания, сокращения, условных обозначений.
Соблюдать правила цитирования.
Уметь пользоваться разным цветом для обозначения нумераций, заголовков, параграфов, формул и т.д.
Приложение № 2 к упр. 2
1. Разные точки зрения н а образование нефти.
2. Процесс образования нефти в природе.
3. Условия, необходимые для образования нефти.
Ученые спорят о происхождении нефти. Раньше существовала следующая точка зрения: нефть образуется на большой глубине под влиянием действия перегретых паров воды на некоторые соединения углерода. Современная точка зрения: нефть образуется ближе к поверхности, и в ее образовании принимают участие остатки растений, особенно водоросли.
На дне водоемов собираются особые вещества, которые состоят из отмерших растений и животных и вместе с илом образуют черную кашицу. Если кашица занесется песком и глиной, опустится на глубину и там подвергнется нагреванию, то из этой кашицы получатся вещества, очень сходные с нефтью.
Для образования нефти необходимы определенные геологические условия. Известно, что самые крупные месторождения тянутся вдоль горных хребтов. Часто запасы нефти сопровождаются залежами соли и гипса, а вода содержит йод и бром, что говорит о значении морских растений при образовании нефти.
Тезисы могут быть цитатными, свободными (авторская мысль изложена своими словами), смешанными (цитаты и свободное изложение авторской мысли чередуются).
Запомните! Каждый тезис в отличие от пункта плана излагает, утверждает, доказывает мысль, заключенную в этой части.
В отличие от конспекта тезисы короче передают содержание основного текста. Чтобы составить тезисы, необходимо прочитать текст, продумать его содержание, найти основную идею, проследить главные положения.
не приводите факты и примеры;
сохраняйте и тезисах самобытную форму высказывания, оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять документальность, убедительность:
изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки; в каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формулируйте тезисы;
полезно связывать отдельные тезисы с подлинником текста (на полях книги делайте ссылки на страницы или шифры вкладных листов);
по окончании работы нал тезисами сверьте их с текстом источника, затем перепишите и пронумеруйте.
Приложение № 5 к упр. 3
1. Наука о языке тесно связана с науками об обществе.
2. Некоторые языковые факты можно объяснить только с помощью зоологии и этнографии.
3. Новые слова и понятия появляются в языке одновременно с развитием языка.
4. Все языки земного шара равноценны и равноправны.
1. Наука о языке тесно связана с пачками об обществе, в котором и для которого язык существует и развивается. История, географические открытия помогают раскрыть происхождение многих заимствованных слов.
2. Некоторые языковые факты нельзя понять без знания зоологии. Например, слово попугай есть только в языках народов тех стран, где попугаи не водятся! Еще большую роль играют данные этнографии. Лексика, словарный запас языка зависят от общественных нужд народов, которые этим языком пользуются (примеры со словами пальма и снег).
3. Развитие науки требует введения новых понятий и слов, на любом языке можно обучать всем наукам. Так, в русском языке абстрактные научные термины появились во времена открытий М. В. Ломоносова.
4. Разные общественные условия, разные пути развития порождают разную лексику, разный строй языка. Нет «лучших» и «худших» языков, все языки равноценны и равноправны.
Конспектирование складывается из нескольких этапов:
1 . Ознакомительный этап. Вся статья внимательно прочитывается, во время чтения делаются пометки на полях (простым карандашом). После прочтения составляется общий план статьи.
3. Завершающий этап. Запись еще раз просматривается, потом прочитывается конспект, сопоставляется со статьей.
Общие правила конспектирования:
Записать полное название конспектируемого произведения и его выходные данные.
Осмыслить содержание текста.
Составить план конспекта.
Конспектируя, слева или справа оставить широкие поля для дополнительных заметок.
Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют важное значение (уметь их выделить в тексте).
Запись вести своими словами.
Использовать определенную систему подчеркивания, сокращения, условных обозначений.
Соблюдать правила цитирования.
Уметь пользоваться разным цветом для обозначения нумераций, заголовков, параграфов, формул и т.д.
Приложение № 2 к упр. 2
1. Разные точки зрения н а образование нефти.
2. Процесс образования нефти в природе.
3. Условия, необходимые для образования нефти.
Ученые спорят о происхождении нефти. Раньше существовала следующая точка зрения: нефть образуется на большой глубине под влиянием действия перегретых паров воды на некоторые соединения углерода. Современная точка зрения: нефть образуется ближе к поверхности, и в ее образовании принимают участие остатки растений, особенно водоросли.
На дне водоемов собираются особые вещества, которые состоят из отмерших растений и животных и вместе с илом образуют черную кашицу. Если кашица занесется песком и глиной, опустится на глубину и там подвергнется нагреванию, то из этой кашицы получатся вещества, очень сходные с нефтью.
Для образования нефти необходимы определенные геологические условия. Известно, что самые крупные месторождения тянутся вдоль горных хребтов. Часто запасы нефти сопровождаются залежами соли и гипса, а вода содержит йод и бром, что говорит о значении морских растений при образовании нефти.
Тезисы могут быть цитатными, свободными (авторская мысль изложена своими словами), смешанными (цитаты и свободное изложение авторской мысли чередуются).
Запомните! Каждый тезис в отличие от пункта плана излагает, утверждает, доказывает мысль, заключенную в этой части.
В отличие от конспекта тезисы короче передают содержание основного текста. Чтобы составить тезисы, необходимо прочитать текст, продумать его содержание, найти основную идею, проследить главные положения.
не приводите факты и примеры;
сохраняйте и тезисах самобытную форму высказывания, оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять документальность, убедительность:
изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки; в каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формулируйте тезисы;
полезно связывать отдельные тезисы с подлинником текста (на полях книги делайте ссылки на страницы или шифры вкладных листов);
по окончании работы нал тезисами сверьте их с текстом источника, затем перепишите и пронумеруйте.
Приложение № 5 к упр. 3
1. Наука о языке тесно связана с науками об обществе.
2. Некоторые языковые факты можно объяснить только с помощью зоологии и этнографии.
3. Новые слова и понятия появляются в языке одновременно с развитием языка.
4. Все языки земного шара равноценны и равноправны.
1. Наука о языке тесно связана с пачками об обществе, в котором и для которого язык существует и развивается. История, географические открытия помогают раскрыть происхождение многих заимствованных слов.
2. Некоторые языковые факты нельзя понять без знания зоологии. Например, слово попугай есть только в языках народов тех стран, где попугаи не водятся! Еще большую роль играют данные этнографии. Лексика, словарный запас языка зависят от общественных нужд народов, которые этим языком пользуются (примеры со словами пальма и снег).
3. Развитие науки требует введения новых понятий и слов, на любом языке можно обучать всем наукам. Так, в русском языке абстрактные научные термины появились во времена открытий М. В. Ломоносова.
4. Разные общественные условия, разные пути развития порождают разную лексику, разный строй языка. Нет «лучших» и «худших» языков, все языки равноценны и равноправны.
и как их писать
Строение тезисов. Тема
Вступление. Новизна
Основной текст. Примеры и доказательная база
Заключение
Доклад на конференцию
План, тезисы, конспект как средство организации умственного труда
Любое научное исследование опирается на работу с литературными источниками, что требует владения методами фиксации и сохранения научной информации.
При помощи плана обобщают и «закрывают» информацию научного источника, за ним раскрывают, о чем написано, какова основная мысль, каким образом доказана ее истинность, к какому выводу приходит автор текста.
Формулировки пунктов плана имеет лаконичную и четкую структуру, первый и последний пункты логично начинают и завершают изложение основных вопросов текста. Необходимо уметь выделять в тексте главные мысли, устанавливать соотношение между ними и на этом основании членить текст, подбирать заголовки к разделам.
Ценность плана заключается в том, что он помогает осознать прочитанное и кратко воспроизвести в памяти содержание научного источника, сосредоточивая внимание на найсуттєвішій информации.
По структуре план может быть простым и сложным.
Простой, если в нем указаны лишь основные вопросы, в пунктах простого плана перечисляются основные микротема текста.
Сложный, если рядом с основным есть дополнительные вопросы, пункты сложного плана разбивают на подпункты.
Вопросительный план составляют при помощи вопросительных предложений, которые раскрывают проблематику текста в логической последовательности; каждому информативному центру соответствует один вопрос, а каждое последующее связано с предыдущим.
В номінативному (именительном) плане пользуются називними предложениями, в которых главный член (подлежащее) выражен существительным или субстантивованою частью речи (прилагательным, дієприкметником) только в форме именительного падежа.
1. Что такое языковая норма?
2. К каким источникам следует обращаться, чтобы проверить правильность написания того или иного слова?
3. Какая связь между «Правописание» и словарями?
1. Слово светское и сакральное в культурном процессе.
2. Религия как символическая форма: рациональные и иррациональные аспекты.
2.1. Слово в христианском культе.
2.2. Светское и сакральное постижение слова Библии.
2.3. Функциональность библейской символики в современном обществе.
3. Слово в искусстве изящной словесности.
3.1. Социальный статус поэта (писателя).
3.2. Образовательный потенциал произведений художественной литературы.
1. Конституция в современном мире является неотъемлемым атрибутом дер-ства, признаком ее сувер енності.
2. Под конституцией в материальном смысле понимают в основном совокупность юридических норм, которые закрепляют основные права и свободы человека и гражданина.
3. Конституция в формальном смысле именуют единый акт или несколько актов, имеют высшее юридическую силу относительно других нормативных актов.
4. Как Основной Закон, Конституция составляет ядро национальной правовой системы, является юридической базой для развития всего украинского законодательства.
Согласно цели тезисы бывают:
Требования к составлению тезисов
o формулировка мыслей должно быть четким и кратким, но с сохранением самобытности формы;
o если текст большой по объему, то в конце каждого тезиса указывают номер страницы источника.
Оригинальные тезисы создают как первичный текст. Они могут быть: _
Ключевыми элементами будущей научной разведки (планом, наброском основных положений);
Сжатой форме презентации результатов научных исследований во время выступления на научной конференции.
Тезисы имеют четко регламентированную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяют такие составляющие:
2. Основной тезисный изложение (3-6 тезисов);
3. Висновкова тезис/тезисы (1-2).
В преамбуле кратко формулируют проблему исследования и обосновывают актуальность темы с точки зрения современного состояния науки и практики. Основной тезисный изложение предполагает решение следующих задач:
o сформулировать цель исследования, охарактеризовать объект и материал исследования;
o описать ход исследования;
o определить критерии оценки и технологию обработки результатов.
Висновкова тезис презентует результаты и общий вывод, перспективы дальнейшего исследования.
Печатают тезисы в специальных сборниках, материалах конференций и тому подобное.
Оформление тезис виде публикации предусматривает соблюдение требований такт:
o в правом верхнем углу листа указывают фамилию и имя автора и необходимые сведения о нем;
o формулировка каждого тезиса начинают с новой строки, акцентируют внимание на актуальности проблемы, состояние ее разработки в науке, положениях, выводах исследования;
o объем тезисов составляет 2-3 страницы печатного текста через 1,5-2 интервала.
Криворожский государственный педагогический университет, г. Кривой Рог
Украинская фразеология как средство выражения национального менталитета
Общепризнанным источником национальной ментальности издавна считают фразеологию, в которой люди отражали свой быт, обычаи, традиции, верования, пристрастия.
Актуальность темы видим в том, что в условиях етносоціальної ситуации, в условиях возрождения национальной духовности народа оживляется интерес людей к традиционной свадебной обрядности. Понимание некоторых устоявшихся конструкций будет способствовать постижению свадебного обряда как целостной системы и адекватному установлению связей между внутренней формой обрядовых фразем и явлениями етносоціальної действительности.
Материалом исследования стал ряд украинских фразеологических единиц, возникших на основе брачной обрядности.
Отмеченное выше дает возможность сделать определенные обобщения: украинская фразеология является чистым отражением мировоззрения нашего народа, а вследствие этого и связанных с ним традиций, обычаев, обрядов. Мы рассмотрели лишь йоту того массива фразеологических единиц, которые представляют нашу национальную ментальность, однако и эти достижения позволяют окунуться в мир природной, первобытной жизни наших предков, найти в нем свои корни, объяснить самому себе особенности собственного мировоззрения и почувствовать себя полноценным представителем украинской нации.
Цитату обязательно заключать в кавычки, а на каждую выписку давать ссылки на источник. Для облегчения последующей систематизации выписок их лучше делать на отдельных листах, каталожных карточках.
В работе с текстами довольно часто прибегают к конспектированию, которое акцентирует внимание на коротком, но точном отображении текста.
Во время прочтения и прослушивания текста (речи, доклады, выступления) для конспектирования обращается внимание на опорные (ключевые) слова, те информационные центры, которые несут наибольшую смысловую нагрузку (так называемые «узелки на память»). Выбор ключевых моментов зависит от цели и задач конспектирования, собственных знаний в этой области, личных интересов, возможностей памяти. Содержание первоисточника передают:
o цитатами из первоисточника;
o своими словами и цитатами.
К конспекту ставят такие требования:
o оставляют определенную часть страницы (это может быть половина листа или широкий берег) для записи собственных мыслей, оценки законспекто рованного;
o цитируя, указывают соответствующую страницу первоисточника. Текст конспекта оформляют произвольно, в отличие от тезисов, кроме
основных положений, конспект содержит и фактический материал.
Для конспектирования, как и реферирование, используются такие способы изложения материала: описание, повествование, рассуждение. По своему объему конспект не превышает 1/3 всего первичного текста.
Способы фиксации сведений могут быть различными: региональных (выделение ключевых слов, фраз, полный детальный запись), позаказным (план, схема, таблица, выделение ключевых понятий подчеркиванием или другим цветом).
Особенно важные мысли в конспекте подчеркивать. Желательно оставлять берег для дополнительных записей.
Специалисты по вопросам культуры 74 научного вещания советуют во время конспектирования печатного источника научной информации придерживаться таких алгоритмических предписаний (использовать приемы концентрации содержания и языковых средств текста):
^ определите и разграничьте в выбранный образ ту информацию, которую передавать дослівними формулировками из текста, и ту, что трансформируете в сокращенный вариант; ^ объединяйте простые предложения в сложные; ^ корректно упростите сложные (длинные) конструкции; ^ исключите из предложений дієприкметникові и деепричастные обороты, удалите предложение с избыточной информацией, а также беглые высказывания и рассуждения; ^ передайте информацию (где это целесообразно и возможно) в виде таблиц, схем и тому подобное.
Конспектирования научной информации, что воспринимается на слух Процесс конспектирования является сложнее предыдущего и состоит из трех взаимообусловленных и параллельных мисленнєво-речевых действий: ^ аудирование (понимание информации, воспринимаемой на слух); ^ мисленнєвого обработки услышанного (определение главной и вспомогательной информации, переформулирование); ^ письменной фиксации информации.
Во время аудирования лекции (доклады, сообщения и т. д) необходимо постоянно осознавать и перерабатывать содержание услышанного, максимально лаконізуючи информацию, но без потери главного и ценного в ней. Для этого нужно:
Рему (новое) записывать точно и полно;
Те части предложений, которые составляют тему (известное), записывать сокращенно;
слушая, обязательно сохранять актуально значимое в каждом блоке информации;
Избегать фраз, которые дублируются;
Требования к конспекту
1. Всю главную информацию в соответствии с темой отразить в конспекте.
2. Не нарушать логическую связь во время сокращенного записи информации.
3. Использованы символы и аббревиатуры должны быть абсолютно точными соответствиями слов и словосочетаний.
4. Сохранять точность информации при условии переконструированию предложений.
5. Не допускать орфографических, лексических, грамматических ошибок во время записи.
Конспекты переділяють на плановый, текстуальное, свободный, тематический, опорный.
Плановый конспект заключается по предварительно составленному плану статьи, книги, лекции. Каждому вопросу плана отвечает определенная часть конспекта, но если пункт понятен, то детально не раскрывается. Качество такого конспекта целиком зависит от качества составленного плана. Он лаконичный, простой по своей форме, но по ним не всегда легко удается воспроизвести прочитанное, услышанное.
Тематический конспект заключается на одну тему, но по нескольким источникам. Специфика такого конспекта заключается в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду трудов, он может не отображать содержание каждого из них в целом. Тематическое конспектирование позволяет всесторонне рассмотреть и проанализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос.
Под опорным конспектом понимается система опорных сигналов, имеющих структурную связь, это наглядная конструкция, которая замещает систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов.
Творческим опорным конспектом называют такой конспект, который составляется самим студентом во время изучения определенной темы. Его разработку облегчает использование технологий MS Power Point, основой для конспекта может быть электронный конспект, электронный учебник или электронное учебное пособие как вида учебного электронного издания.
происхождение конспекты подразделяются на; / конспекты устных ответов; ^ конспекты печатных трудов; ^ конспекты электронных источников. Реквизиты конспекта устного выступления:
1. Дата составления.
Кукал Александр Владимирович Сущность и значение общения в профессиональной деятельности
_ o гуманистический. _
Конспектирование печатной труда во многом подобно конспектирования лекции, но есть существенное отличие при конспектирования статьи, монографии есть возможность вернуться к прочитанному, осмыслить его, писать не спеша, делать меньше сокращений.
Реквизиты конспекта печатной труда:
1. Дата составления.
2. Библиографические данные первоисточника.
Мосенкінс Ю. Украинский молодежный сленг: Состояние и перспективы исследований//Дивослово.-2007.-№ 12.-С. 32-35.
Пункт плана Цитата
Процесс конспектирования источники в электронной форме упрощается и одновременно усложняется текст уже существует в файловой структуре, поэтому возможны следующие режимы работы как копирование, вырезание, вставки объектов и тому подобное.
Независимо от того, какой вид, тип или форму конспектирования выбран, следует помнить: конспект нужен для того, чтобы научиться обрабатывать любую информацию, определять самое необходимое, упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами, накопить информацию для написания более сложной работы в виде доклада, реферата, статьи, курсовой работы и тому подобное.