что такое тейпы у чеченцев
Что такое чеченский тайп? Какой тайп считается самым влиятельным?
Что такое чеченский тайп? Какой тайп считается самым влиятельным?
В современной Чечне насчитывается около 130 больших и малых тайпов, хотя некоторые кавказоведы утверждают, что их может быть более 300.
Свое название тайп получил либо от имени предка, либо по основной профессии его членов, либо по территории расселения.
Члены тайпов могут жить в разных уголках республики и даже не знать друг о друге. Но все равно принадлежность к определенному тайпу для чеченца важнее любого паспорта.
Чеченские тайпы издревле сгруппированы в 9 более больших единиц, тухкумов: Аккий, Мелхий, Нохчмахкахой (самый крупный, его еще называют, ичкерийцы), Терлой, Чантий, Чебарлой, Шарой, Шатой, Орстхой (карабулаки). Иногда, как об отдельном тухкуме чеченцы говорят об ингушах (гIалгIaй). Стоит отметить, что не все чеченские тайпы входят в тухкумы.
На гербе ЧРИ каждый звезда значила определенный тайп.
У каждого чеченского тайпа имеется старейшина, избираемый из наиболее уважаемых членов тайпа. У всех тайпов прежде существовал общий совет старейшин, называемый Мехк-Кхел.
У каждого тайпа была определенная территория и своя гора. Каждый тайп также имел либо свою башню, или другое строение, природный памятник, служивший убежищем (например, крепость, пещеру или скалу).
Внутри себя себя тайп делится на гары (роды). Но есть и гораздо более мелкое дробление.
В доисламские время каждый тайп имел свое божество. У каждого тайпа имеются свои праздники, обычаи и традиции, а также свое собственное кладбище. Тайп управляется советом старейшин и имеет право на кровную месть. Хотя последняя обычно ведется на уровне ца или дозал, дабы не привести к полномасштабной гражданской войне.
Кроме того, у чеченцев не приняты браки внутри тайпа. Считается, что лучше жениться/выходить замуж в других тайпах. При этом дети входят в тайп отца, а жена после смерти будет погребена на кладбище тайпа супруга.
Существует две группы тайпов: равнинные и горные (ламарой). Кроме того, сами чеченцы различают «чистые» тайпы и сюли тайпы (соьли тайпа). К последним относятся все тайпы, имеющие не чеченского предка.
В середине 19-го века насчитывалось около 135 тайпов, из которых 20 относились к «сьоли». Среди тайпов нечеченского происхождения есть те, где предками могли быть казаки, грузины, горские евреи, аварцы и т.д.
КАКОЙ ТАЙП САМЫЙ ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ
Самым влиятельным и сильным чеченским тайпом считается Беной. Это один из наиболее крупных тайпов, чьи представители (около 100 тысяч человек) живут по всей Чечне и за ее пределами.
Чеченские тайпы: как это устроено
Фото: Елена Афонина/ТАСС
Село Беной, Ножай-Юртовский район
Что такое тайп?
Сайпуди Натаева смело можно назвать тайповедом. Он написал десятки работ, посвященных социальной сущности чеченского тайпа. Как и всякий ученый, Сайпуди очень придирчив к словам — не любит, когда тайп называют родом. Он убежден, что слово «братство» куда лучше характеризирует взаимоотношения внутри этой структуры.
— Чеченский тайп отличается от первобытного рода, — подчеркивает историк. — Во-первых, в нем отсутствует кровное родство. Во-вторых, нет коллективного труда. Тайп — это ассоциация родственных и неродственных социальных групп, объединенных едиными интересами и территориальной общностью.
Историк уверен, что своими корнями тайп уходит в глубину тысячелетий, и ссылается на то, что еще в урартских клинописях еков до н. э. встречались топонимы, близкие по названию чеченским тайпам. А окончательно тайпы сформировались в XIV веке, и связано это с нашествием Тимура:
— Население равнины должно было уйти в горы, и в условиях малоземелья, суровой горной природы люди нуждались в объединении для защиты своих интересов. Самой лучшей формой самоорганизации была организация на основе родства.
Ученые до сих пор не пришли к единому мнению насчет количества тайпов. В советское время этот список содержал от 115 до 135 наименований. Сайпуди Натаев говорит, что в его перечень, составленный на основе научных исследований, генеалогических преданий и фольклорного материала, входит 366 тайпов. Причем многие из них, по мнению историка, уже исчезли, как, например, цой (жрецы), ветанхой (льноводы).
Место тайпа в структуре чеченской нации
Свое название тайп мог взять от местности, реки или села, где проживали его представители. Часто род назывался в честь основателя — допустим, энгеной происходят от предка Энгана. В семантике некоторых тайпов можно углядеть названия профессий. Так, представители тайпа белгатой в исторические времена были земледельцами. Это слово образовано от чеченских «бел» (лопата) и «гота» (пашня). Была среди чеченских тайпов и военная каста: хой — это стражники (в Веденском районе до сих пор есть одноименное селение), чеченхой — воины, носившие «чачан» — чешуйчатые кольчуги. Название тайпа мялхий образовано от слова «малх», что в переводе означает «солнце».
В языческие времена тайпы поклонялись собственным божествам, причем у каждого были свои обряды. Есть целая группа тайпов, которая в домусульманской Чечне составляла касту жрецов: терлой, пхамтой, цонтарой, эрсаной. Цикарой — тоже название чеченского тайпа — переводится как «нашедшие огонь».
Около сорока тайпов названы в честь народностей. Это свидетельствует об их нечеченском происхождении: например, гумкий — кумыки, чергази — черкесы, ногий — ногайцы. Натаев объясняет это тем, что, несмотря на расхожее мнение, вайнахское общество никогда не было закрытым. У чеченцев даже существовал обычай «сту бийна ваша» — «брат, зарезавший быка». Это торжественный обряд жертвоприношения и пиршество в честь принятия в тайп представителя другого рода или нации. С тех пор человек становился полноправным членом этого братства и получал его защиту. Из тайпа могли и изгнать за совершение какого-либо проступка, причем наказанию и осуждению подвергался не только сам преступник, но и его семья.
У чеченского тайпа был ряд отличительных признаков. Это наличие особой территории, собственной тайповой горы, башни и родового кладбища. Жену, кстати, хоронили на кладбище тайпа мужа. Кроме того, во всех тайпах женщины не имели права голоса при обсуждении важных вопросов — все решения принимались исключительно мужчинами. Внутри каждого тайпа был свой свод правил и законов. Всем тайпом помогали семьям или людям, пострадавшим от бедствий и несчастий, а в случае смерти человека траур объявлял весь род. В современных чеченских тайпах, которые насчитывают до десятков тысяч человек, многие из этих правил уже забыты.
Связанные одной ветвью
Со временем тайпы разрастались, и структурное деление внутри них увеличилось. С XV века, с тех пор, как чеченцы начали переселяться на равнину, тайп стал распадаться на гары — ветви, каждая из которых после могла образовать свой собственный тайп. Гары, в свою очередь, распадались на некъий — это слово переводится как «путь» или «потомство».
Каждый чеченец должен был знать своих предков до седьмого колена. На чеченском языке это звучит как ворхи да — седьмой отец. Тот, кто не знал своей родословной до семи поколений, не мог доказать свою принадлежность к народу. Именно этот седьмой предок и становился основателем некъий. Часто фамилию чеченцы берут именно от него. Хотя есть тайпы, которые не придерживаются этого правила, и вот уже на протяжении многих поколений она остается созвучной их роду: Аллероевы, Бильтоевы
Чем малочисленней тайп, тем строже в нем придерживаются экзогамии. Считается, что лучше вступать в брак с представителем другого тайпа. Кроме того, у чеченцев не приняты браки между родственниками в пределах одного некъий, хотя ислам позволяет жениться уже на двоюродной сестре.
Чеченские тейпы: что нужно знать
Как появились тейпы
Как гласит легенда, у предков чеченцев был бронзовый котел, на котором были выгравированы названия изначальных 20 тейпов (Беной, Сесанхой Ильеси-некъе, Юбак-Некъе, Млли-некъе, Центорой и другие), те же, кто не входил в эти тейпы, расплавили этот котел.
Во главе каждого тейпа стоит совет старейшин, который формируется из наиболее уважаемых и опытных чеченцев-представителей тейпа. Также у каждого тейпа есть свой военачальник, называемый бячча.
Названия и чистота тейпов
Названия чеченских тейпов могли образовываться как от местности, где проживал род, так и дел, которыми в нем преимущественно занимались. К примерам первого словообразования можно отнести названия тейпов Харачой («пещера») или Шарой («ледник»). Ко второму типу словообразования можно отнести, например, тейп Пешхой («печники»), Хой («стражники») или Дешни («золотых дел мастера»).
Начала тейпов
Второе начало предполагает право на общинное землевладение.
Пятое начало подразумевает любую помощь представителю своего тейпа в случае необходимости.
Шестое начало: в случаем смерти одного из членов тейпа объявляется траур, в течение определенного периода запрещено участие в праздниках и увеселительныз мероприятиях.
Седьмое начало: решающую роль в управлении тейпом играет совет старейшин.
Восьмое начало: выбор руководителя тейпа, или военачальника производится не по наследственному признаку.
Десятое начало подразумевает то, что совет старейшин формируется из самых мудрых и уважаемых людей пожилого возраста без возрастного ценза. Формально должность члена совета старейшин была пожизненной, но бывали и случаи смещения представителя со своей должности.
Кровная месть
Как мы уже сказали, третьим началом тейповой системы Чечни является кровная месть (по-чеченски «чир») за любого представителя своего рода. Этот обычай в вайнахском обществе имеет глубокие корни. Историк У. Лаудаев писал: «В случае убиения целая фамилия или тейпа бежала на иное местожительство. Кровь (ци) переходила из рода в род. Первоначально кровь распространялась на всю фамилию; с умножением фамильных членов кровь переходила на «гар», а в позднейшее время – на одно семейство».
После убийства представителя тейпа собирался совет старейшин. На нем принималось решение об отмщении. Тейп убийцы также собирал свой совет, который искал способы примирения с тейпом погибшего. Если тейпы не приходили к согласованному решению вопроса, то тогда собирался совет из представителей нейтральных тейпов, на котором вырабатывались условия перемирия. Если пострадавшая сторона отказывалась от перемирия, то на её совете решалось, на кого именно будет распространяться кровная месть.
Разложение тейповой системы
Большинство исследователей говорит, что сегодня тейповая система Чечни находится в процессе разложения. Некоторые крупнейшие тейпы, такие как Беной и Центарой, настолько увеличились, что забыли о своем первоначальном кровном родстве, отчего сегодня не является чем-то экстраординарным браки между центороевцами и беноевцами.
Это связано с тем, что по мере своего увеличения тейп постепенно расчленяется на несколько родов, а тары прежнего рода становятся при таком развитии самостоятельными родами, а первоначальный род существует уже в качестве тукхума.
Чеченцы помнят ещё те времена, когда каждый представитель тейпа знал не меньше 20 своих прямых предков. Сегодняшние опросы среди чеченской молодежи показывают, что только половина может ответить на вопрос о принадлежности к тейпу и о том, знает ли человек своих прямых предков.
Эта тенденция не может не вызывать тревог, поскольку для чеченского общества родство имеет очень важную роль. Когда чеченец хочет подчеркнуть отсутствие родства у другого человека, то говорит: «Цу стеган тайпа а, тукхум а дац», что на русский язык переводится как «У этого человека нет ни рода, ни племени».
Тейпы: знать родственников до двенадцатого колена
Чеченцы, по самоназванию «нохчи», с присоединением к этому сообществу ингушей – вайнахи, сложились как этнос приблизительно к середине 18-го столетия. Слово «чеченец», видимо, ногайского происхождения, означает «разбойный, лихой человек».
За всю историю своего существования у чеченцев не было племенной аристократии – князей, ханов. Не было создано никакого государственного образования, как у некоторых других горских народностей.
Они объединялись в своего рода родовой военно-экономический союз, тейп (тайп). Тейп занимал определенную территорию, которая состояла из фактически заселенной им местности, а равно и окружающего района, где чеченцы занимались охотой, скотоводством и земледелием.
По преданиям, у предков чеченцев имелся бронзовый котёл, на котором были выгравированы названия более чем 20 изначальных тейпов (Беной, Сесанхой Ильеси-некъе, Юбак-Некъе, Млли-некъе, Центорой, Белгатой, Нихалой, Терлой, Варандой, Пешхой, Гуной, Дишни, Гендаргеной, Зурзакхой, Нашхой, Ялхорой, Эрсеной, Курчалой и др.). Представители вторичных тейпов расплавили этот котёл.
Из ста тридцати пяти тейпов, составлявших чеченское общество в середине XIX века, три четверти были объединены в девяти тукхумах-союзах. Были в Чечне и такие тейпы, которые не входили в тукхумы и жили самостоятельно.
Договорившиеся между собой разрешать мирным путем взаимные споры и помогать друг другу в обороне и нападении на противника, тейпы объединялись прежде всего по территориальным признакам. Так, например, нохчмахкойцы занимали территорию восточной Чечни (Бена, Сесана, Шела, Гуьмси и частично Ведено). Надо полагать, что нохчмахкойцы, составившие основное ядро чеченцев, первыми поселились и в районе Аксая, Мичига вдоль реки Терека.
Некоторые тейпы итак разрослись, что давно уже забыли о своем первоначальном кровном родстве. Брак между беноевцами и центороевцами давно стал обычным явлением. Выйдя за пределы своей древней земли, представители этих тайпов уже по крайней мере с XVI века стали расселяться по другим районам современной Чечни. Трудно найти в наше время населенный пункт, где бы не было представителя, например, беноевцев.
Поэтому следует считать тейп той основной ячейкой, откуда любой чеченец исчисляет свои первоначальные кровнородственные отношения и связи по отцовской линии. Когда чеченцы хотят подчеркнуть отсутствие родства у какого-нибудь человека, то обычно говорят: «Цу стеган тайпа а, тукхум а дац» (У этого человека нет ни рода, ни племени).
Малочисленные чеченские тейпы сохранились благодаря тому, что жили в в окружении более сильных соседей (грузинов, кабардинцев, кумыков), феодальная знать которых постоянно так или иначе посягала на их вольность. Эти внешние условия прежде всего и отсутствие у чеченцев сложившихся форм государственности повлияли на сплочение тейпов.
Основные коренные чеченские тайпы: Айткхалой, Ачалой, Барчахой, Белхой, Белгатой, Беной, Бецахой, Билтой, Бигахой, Бугарой, Варандой, Вашандарой, Ваьппий, Галой, Гандалой, Гарчой, Гаттой, Гендаргеной, Гилой, Гой, Гордалой, Даттахой, Дай, Дишний, Доьрахой, Жевой, Зандакъой, 3огой, Зумсой, Зурзакъой, Зуьрхой, Ишхой, Ихирхой, Италчхой, Камалхой, Кей, Келой, Кулой, Куршалой, Кушбухой, Кхартой, Ксганхой, Лашкарой, Макажой, Маршалой, Мержой, Мерлой, Мазархой, Майстой, Мужахой, Мулкъой, Нашхой, Нижалой, Никарой, Нихалой, Ноккхой, Пешхой, Пхьамтой, Пхьарчой, Ригахой, Садой, Сахьандой, Сярбалой, Саьттой, Тулкхой, Туркой, Харачой, Херсаной, Хилдехьархой, Хой, Хуландой, Хурхой, Хьаккой (он же Цоганхой), Хьакмадой, Хьачарой, Химой, Хихой, Хьуркой, Цацанхой, Центарой, Цечой, Чартой, Чархой, Чермой, Чархой, Чинхой, Чунгарой, Шарой, Шикъарой, Ширдой, Шуоной, Шпирдой, Шуьндий, Эгашбатой, Элстанжхой, Энакхаллой, Энганой, Эрсаной, Эрхой, Ялхарой, Алирой, Амахой и др.
Сегодня этнографы говорят о том, что чеченские тейпы, когда-то игравшие очень важную роль в жизни общества, сейчас эту роль утратили. Чеченские тейпы очень важны, когда речь идет о свадьбах или иных сторонах общинной жизни, когда нужно знать: откуда жених, откуда невеста, какие рода входят в родство. А когда речь идет о политике, о политических проблемах, тем более о войне, то тейпы не играют уже былой роли.
По материалам монографии Магомета Мамакаева «Чеченский тайп (род) и процесс его разложения».
Чеченский тейп
Верхние аорсы в «Географии» Страбона, которые по территории расселения (а по последним лингвистическим данным, и по языку) могут быть идентифицированы с предками чеченцев, описываются как могущественный народ, имеющий царя и способный выставить огромное войско, контролирующий большие пространства от устья Дона вплоть до побережья Каспийского моря. Древнегреческий автор предполагает, что аорсы являются беглецами из народов, живущих выше, т.е. в горах Кавказа[1].
Об активной роли нахских племен на Кавказе отмечается в «Жизни картлийских царей» Леонтия Мровели, грузинского историка XI в.[4] В древнеармянской версии источника говорится о том, что потомки Торгома «перевалили горы Кавказа и полонили земли Хазраца руками сына Тирета — Дуцука»[5], т.е. Дурдзука (Дурдзук — этноним горных чеченцев). В сведениях из «Жизни Вахтанга Горгасала» грузинский историк пишет: «Тогда же отпустил царь своим союзникам — персам и царям кавкасианов — великие дары…»[6] То, что под этнонимом «кавкасианы» подразумеваются именно нахские племена, не вызывает сомнения у большинства ученых[7]. Можно предположить, что под «царями кавкасианов» подразумевались правители, имевшие определенный социальный статус, и какой бы смысл это понятие ни имело, оно предполагает наличие социальной стратификации у нахских племен в тот исторический период.
Не менее могущественными были предки чеченцев и позже, в период арабского завоевания Закавказья и Дагестана. В это время «горные области предстают как районы развитого земледелия, густонаселенные, располагающие сильными укреплениями, районы, где вполне сформировались стойкие этнополитические образования. Во главе большинства из них стояли династии правителей, которые к моменту арабского завоевания уже имели развитые родословные»[8]. По свидетельствам арабских авторов (Ибн Рустэ, ал-Масуди) за Сериром, который идентифицируется историками с современной Аварией, находится государство Ал-Лан, очень густонаселенное, имеющее множество крепостей и замков, способное выставить 30-тысячное войско. Согласно Ибн Рустэ, аланы делятся на четыре племени, наиболее могущественным из которых является племя «дахсас»[9]. Я. С. Вагапов считал, что «дахсас» в арабских источниках нужно читать как «нах-сас», где второй элемент восходит к древнему этнониму чеченцев «сасан»[10]. Накануне монголо-татарского нашествия в предгорной и равнинной части Центрального и Северо-Восточного Кавказа существовало крупное раннефеодальное государство — Алания. Общество этого государства состояло из класса феодалов, прослойки свободных общинников, зависимых крестьян, домашних рабов[11].
Таким образом, чеченцы вплоть до нашествия Тимура имели различные государственные образования с оформленной монархической формой правления и очерченной социальной стратификацией общества. И говоря об историческом опыте государственного строительства у чеченцев, нельзя ограничиваться только тейпово-тукхумной демократией, которую некоторые исследователи считают единственной формой политической организации чеченского общества в прошлом[12]. Тейпово-тукхумная демократия является традиционной формой политической организации чеченского общества с XIV до начала ХIХ в.[13]
Верховный орган — Мехк-кхел или Совет страны представлял в одном лице законодательную и судебную власть. Члены Мехк-кхела избирались по системе пирамиды из представителей различных тейпов.
Тейпово-тукхумная организация в ее классическом виде, по всей вероятности, оформилась в период после нашествия Тимура, когда были уничтожены чеченское государство с его институтами, правящие династии, навыки цивилизации, наработанные предками чеченцев в течение тысячелетий, когда чеченская земля погрузилась во мрак смутного времени, при котором властвует один закон — право сильного. В этот период чеченцы были вынуждены покинуть равнины и предгорья и уйти в горы[14].
Для того чтобы говорить о роли тейпово-тукхумной организации в истории Чечни, нужно определить, что мы имеем в виду под понятиями «тейп» и «тукхум». Эта проблема является очень сложной и запутанной и до сих пор не получила более или менее ясного решения. «Констатация и изучение родовых группировок на Кавказе чрезвычайно осложняется и затрудняется тем, что у многих кавказских родов для обозначения этих группировок употребляется иногда целый ряд терминов, как местных, так и заимствованных из других языков», — писал об этом М. А. Косвен[15]. Различные исследователи понимали под этими терминами и фамилию, и отдельные общества, и род, и родовую общину. Но чеченский тейп в своем классическом виде не является ни патронимией, ни родом.
У чеченцев существовал термин «вар» — род (который, кстати, сохранился у ингушей, но уже в ином значении). Он гораздо ближе по своей структуре и содержанию к понятию рода. Вар — это кровнородственная организация, все члены которой восходят к реально существовавшему единому предку. Подтверждением этому может быть реликтовое понятие, сохранившееся в чеченском языке до сих пор в идиоматических выражениях: «Вари да — отец рода, прародитель», хотя народная этимология часто переосмысливает его в «Ворхи да — отец семерых (имеются в виду семь поколений)», но вполне вероятно, что «вар» — род и «ворх/варх» — семь восходят к одному корню. Определение М. Мамакаевым тейпа как «патриархальной экзогамной группы людей, происходящих от одного общего предка», более подходит к понятию «вар» или более позднего «некъи»[16].
Тейпы также имели общего предка, но легендарного, мифологического. Объективный анализ генеалогических легенд коренных чеченских тейпов позволяет обнаружить их вторичный, производный характер по отношению к уже сложившимся структурам и территории, занимаемой ими. Предания о происхождении некоторых чеченских тейпов от знатных пришельцев из переднеазиатских стран также не имеют под собой реальной почвы и появились сравнительно поздно, в период принятия ислама. Почти в таком же виде подобные генеалогии встречаются у всех мусульманских народов Кавказа и связаны со стремлением повысить таким образом свой социальный статус. Генеалогические предания чеченцев отражались в фамильных хрониках[17] — «тептарах», которые с принятием ислама стали записывать письмом «раджаб», созданным на основе арабской графики. «Летописцы» чаще всего были людьми, имевшими хорошее мусульманское образование, и соответственно, поиск корней мифологического предка в Передней Азии или на Ближнем Востоке был своего рода данью традиции.
Но все же в тепловых генеалогиях можно выделить и вполне реальные исторические события. Во всех родословных коренных чеченских тейпов звучит одна мысль — о миграции из западных и южных районов Кавказа на восток, в Ичкерию, Чеберлой, Аух. Перевальным пунктом этой миграции, согласно народным преданиям, а также фамильным хроникам, была историческая область Нашх.
Слово «тейп» заимствовано из арабского (где «тейфа» обозначает «вид, род»[18]) и могло распространиться среди чеченцев не ранее XVII в. Оно также встречается и у других кавказских народов для обозначения различных социальных и патронимических групп. Чеченский тейп — это классическая самоуправляемая территориальная община, состоящая из одного или нескольких сел и делегировавшая часть своих полномочий ассоциациям более высокого уровня. В условиях полного распада государства и уничтожения государственных институтов тейп стал выполнять функции защиты и охраны прав личности, собственности, обороны, обеспечения экономических условий существования. В период становления тейпа как социальной структуры в него входили и кровнородственные организации, самой крупной из которых была «вар» — род. С течением времени термин «вар» вышел у чеченцев из употребления, вероятно, в связи с тем, что более широкие социальные функции «вар» перешли к тейпу, а более узкие — к мелким кровнородственным организациям: «некъи» — объединению родственных патронимии и «цIин нах» — патронимии[19].
Тейпы возникали на основе военных поселений, а также военной и профессиональной специализации, что подтверждается названием многих чеченских тейпов (ср. «ширдой — пращники», «лаьшкарой — резервные войска», «бIавлой — строители башен»). Это может быть подтверждением тому, что большинство чеченских тейпов, обосновавшихся по южной и восточной границе Чечни, первоначально были пограничными военными поселениями. Можно предположить, что ремесленные общины Алании при перемещении в горные районы также образовывали компактные поселения и становились самоуправляемыми территориальными общинами, т.е. тейпами. Большие группы выходцев из других стран при компактном расселении образовывали собственные тейпы, но это, по всей вероятности, процесс, характерный для периода разложения чеченского тейпа, ср. «туркой — турки», «джуьгти — евреи», «чергзи — черкесы» и т.д.
Cпособы образования тейповых организаций:
Тейп, или территориальная община, был единственно возможной моделью политической организации при низком уровне развития производительных сил и отсутствии классовой дифференциации общества в условиях послевоенного политического и экономического упадка. Ведь это был период, когда чеченцы под натиском более сильного и многочисленного врага были вынуждены уйти из цветущих и плодородных долин и тесниться в диких и суровых ущельях гор, где единственной целью существования была борьба за выживание. Несомненно, и ландшафт также повлиял на характер социальной организации чеченцев в тот период, когда в условиях суровых и труднодоступных гор в более или менее устойчивые социальные образования сельские общины объединялись именно по ландшафтному признаку (в пределах одного ущелья, одной котловины и т.д.).
Но от классической родовой организации, которая также являлась примитивным социальным институтом, тейп отличается тем, что он — не результат развития патронимии, а социальное явление качественно иного характера, возникшее в силу объективных исторических
обстоятельств. В условиях гибели государства и государственных институтов, утраты социальной стратификации общества в результате массовой миграции и гибели больших групп населения «родовую идеологию, считает Э. А. Борчашвили, стали принимать территориальные общины и военные союзы. Возникнув на основе практических потребностей, эти организации стали считать своих членов происходящими от общего предка».
Таким образом, классический чеченский тейп можно определить как институт, выполняющий социально организующие функции на уровне территориальной общины, и делегирующий часть своих полномочий ассоциациям более высокого порядка. Территориальная община могла состоять из одного или нескольких селений, находящихся в пределах одной ландшафтной зоны.
Тейп как институт имеет целый ряд основополагающих признаков: единство территории, общая экономическая, правовая и идеологическая база. Правовой основой тейповой организации было традиционное право. В научной практике традиционное право кавказских народов принято называть адатом. Но это не совсем корректно, так как адат является более широким понятием и включает в себя не только и не столько право, сколько этические и бытовые традиции. Обычное право трактуется в правоведческой литературе как неписаное право или как социальные нормы или обычаи, которые сложились естественным путем в результате социального и исторического опыта народа. Нормы чеченского права, по крайней мере с начала XVI в., устанавливались Мехк-кхелом, Высшим советом страны. Эти нормы к тому же были записаны. В Чечне были записи правовых актов конца XVII — начала XVIII в., которые исчезли уже после выселения чеченцев в 1944 г.
Записал некоторые нормы права чеченцев и ингушей (в основном касающиеся конкретной уголовной практики) российский правовед П. Ф. Леонтович во второй половине XIX в. Чеченское традиционное право[20] предусматривало почти все институции, которые являются обязательными для современной судебной практики, т.е. обвинение, защиту, право ответчика обратиться в другую инстанцию. Согласно фольклорным материалам, источниками традиционного права у чеченцев был не столько освященный обычай, сколько установления Мехк-кхела, в которых немалую роль играл и прецедент.
М. Мамакаев в работе «Чеченский тейп в период его разложения» определил 23 принципа, лежащих в основе тейповой структуры[21]. Но в ряде случаев исследователь механически перенес правила, характерные для классического рода, например, римского[22], на тейп, который представляет собой социальную, а не кровнородственную структуру и тем более не является классической родовой организацией. Некоторые из этих принципов характерны для патронимии или для небольших тейпов (вернее, для ветви тейпа «гар»), образовавшихся за счет разрастания патронимии. Характерный для рода запрет на брак между его членами не был обязательным внутри чеченского тейпа. По адату браки разрешались между мужчиной и женщиной, не имеющими между собой родства в восьми поколениях по отцовской линии, в семи — по материнской.
Основополагающие признаки для классического чеченского тейпа:
а) общие нераздельные земли, к которым относятся горные пастбища, берега рек и выгоны;
б) общие делимые, которые составляют пахотные и покосные места издревле;
в) собственные по праву первого завладения через очистку лесов, принадлежавших другим фамилиям или общине[24]. В недрах тейповой общины зарождается право частной собственности на землю или право исключительного владения, когда земля может быть отдана частным владельцам в бессрочный залог, продана или обменена, хотя и остаются ограничения в праве распоряжения[25].
2. Тейп имел вооруженную дружину или «гIер», которая собиралась на время боевых действий, так как община не могла содержать постоянное войско.
3. Военную дружину возглавлял «баьчча» — военачальник, который выбирался на время войны.
4. Представительным органом тейпа был совет старейшин — тейпан кхел. Его решение было обязательным для всех членов тейпа. Как писал один из авторов XIX в., «чеченец, убегая всякого ограничения своей воли, как нестерпимой узды, невольно покорялся превосходству ума и опытности и часто исполнял добровольно приговор стариков, осудивших его»[26].
5. Тейп возглавлял предводитель, который руководил советом старейшин, но при принятии решений он имел равный со всеми голос.
6. Тейп имел право на принятие в свой состав посторонних лиц. Это могли быть люди из других тейпов или чужеземцы.
7. Каждый тейп имел свое имя, восходящее к имени мифологического родоначальника. На самом деле имена многих чеченских тейпов связаны, во-первых, с названием селений или местности, например, Пхьамат — пхьамтой, во-вторых, с профессиональной специализацией (ср. белгIатой — работные люди; бIавлой — строители башен), в-третьих, с этническим происхождением (ср. цадахарой — даргинцы).
8. Тейп занимал особую территорию и имел свою тейповую гору. Коренными чеченскими тейпами считаются только те, которые имеют свою гору, хотя были случаи, когда тейпы были вынуждены уступать свои земли, в том числе и горные вершины, в качестве платы за кровь в междоусобных войнах.
9. Тейп имел отдельное, тейповое кладбище.
Но чеченский классический тейп уже не имел собственного религиозного культа, в отличие от ингушского, который и количественно, и качественно отличается от чеченского и является патронимической единицей[27] (и результатом сегментации одного вайнахского тейпа). Чеченский тейп был качественно иной социальной организацией по сравнению с классическим родом. Даже те признаки, которые считаются признаками родовой организации, приобрели в тейповой общине качественно иной характер. Но в соответствующих экономических условиях и при отсутствии выраженной социальной дифференциации территориальная община, объединившись в тейп, не могла создать другой идеологии, чем общность происхождения от единого предка и тейпового братства.
Но в процессе развития и усложнения социальной жизни, внешней экспансии тейповая община перестала справляться с возложенными на нее функциями, и прежде всего с функциями внешними. Закономерным стал процесс объединения тейпов в более крупные и сложные социальные организации — тукхумы. Чеченский тукхум, согласно М. Мамакаеву, «это своего рода военно-экономический союз определенной группы тейпов, не связанных между собой кровным родством, но объединившихся в более высокую ассоциацию для совместного решения общих задач защиты от нападения противника и экономического обмена»[28]. Возглавлял тукхум совет старейшин, в который входили представители всех тейпов, образовавших союз.
Согласно классификации М. Мамакаева, в XVI-XVII вв. в Чечне сложились девять тукхумов: Аькхий, Маьлхий, Нохчмахкхой, ТIерлой, ЧIаьнтIий, ЧIеберлой, Шарой, Шуотой и Эрштхой[29]. Но количество чеченских тукхумов является предметом дискуссии, что, вероятно, объясняется отсутствием иной разницы между тейпом и тукхумом, чем просто количественная. И тейп, и тукхум — это институты социальной организации общества. Если тейп могли образовать от одного до нескольких селений, то в тукхум входили несколько тейпов. При этом в Чечне существовали тейпы, которые не состояли ни в одном из тукхумов, например, пешхой, майстой.
Следующей логической ступенью эволюции тейпово-тукхумной демократии был высший орган страны — Мехк кхел. В него выбирались представители тукхумов и отдельных тейпов из числа самых уважаемых и почетных людей. «Нахские старейшины в Мехк кхел устанавливали порядок землевладения и землепользования и согласовывали нормы поведения и меры наказания за их нарушение, решали вопросы торговли, как внутренней, так и внешней, принимали меры для того, чтобы обеспечить необходимую оборону крепости, строили боевые башни, создавали сторожевые или пограничные поселения, решали вопросы войны и мира, для общественных нужд проводили сборы материальных средств и определяли различные обложения и повинности. Если отдельные селения и территориальные общины не подчинялись решению Мехк кхел, их могли даже полностью уничтожить»[30].
Классическое государство появляется как результат социально-экономического развития общества при определенном уровне его социальной стратификации, как организация, обеспечивающая баланс политических и экономических интересов его различных слоев и защиту их от внешней экспансии. Возникновение и укрепление государства сопровождается ликвидацией кровнородственной организации, разделением населения по территориальным единицам. Отличительным признаком государства также является наличие публичной власти, не совпадающей непосредственно с населением, и государственных учреждений (армия, полиция, бюрократический аппарат), которые содержатся на регулярно взимаемые с населения налоги[31].
Таким образом, ни тукхум как союз тейпов, ни Мохк как ассоциация тукхумов, объединенных идеей этнического единства, не стали государственными образованиями в классическом понимании этого слова, так как, во-первых, не было для этого социально-экономических предпосылок в условиях низкого уровня развития производительных сил, во-вторых, это противоречило внутренней логике развития тейпово-тукхумной демократии. Мохк, или Ассоциация территориальных общин Чечни, был государственным образованием иного порядка, в котором самоуправление отдельных субъектов стало почти абсолютным. Правовая жизнь общества централизованно регулировалась только на уровне установления единых норм традиционного права, а налоги собирались не для содержания государственного аппарата, а для строительства дорог, крепостей, сторожевых и сигнальных башен. Высший совет страны решал только наиболее важные для ассоциации вопросы: объявления войны, формирования ополчения, создания новых колоний, а также вопросы права и религии.
Согласно фольклорным материалам, Мехк кхел назначал правителей в различные области Чечни, как, например, Алдама-Гези в Чеберлой, которые со временем становились феодалами, объявляя свои права наследственными. Это может быть подтверждением фольклорных материалов о существовании в ту эпоху и исполнительной власти, которая позднее обозначается арабским термином «Iедал», и судебной власти в виде маслаатов.
Социальная структура чеченского общества в период тейпово-тукхумной демократии:
В процессе эволюции тейпово-тукхумного строя уже в его недрах зарождались противоречия, которые являлись причиной его разложения.-Исторические данные, а также народные предания свидетельствуют о существовании в чеченском обществе того периода и феодальных владельцев — «эла», имевших свои укрепленные замки и поместья[32]. Чеченский фольклор изобилует материалами о борьбе сельских общин с «князьями». Это был период нового расцвета чеченского тейпа перед его закатом. Тейповые общины победили в этой многолетней войне. Но социально-имущественная дифференциация в самой общине, зарождение новой знати из числа предводителей и военачальников подрывали внутренние устои тейповой организации. Увеличение доли феодальной и индивидуальной собственности на землю способствовало разрушению экономических основ тейпово-тукхумной организации. И если еще существовали тейповые формы владения и пользования землей и скотом, это были уже, считает Э. А. Борчашвили, не пережитки родового строя, а отголоски «архаичных форм эпохи раннеклассовых отношений, возникших вторично в результате ликвидации политических прав аристократической знати».
При выселении на равнину и образовании полигенных (т.е. многотейповых) поселений, а также в связи с усложнением социально-экономической жизни чеченские общины стали приглашать на управление иноземных феодалов из Дагестана и Кабарды. Но власть их была чисто номинальной, и нередко были случаи, когда они изгонялись или уничтожались своенравными чеченцами. Но сам факт попытки организовать такого рода управление с выплатой содержания приглашенному правителю свидетельствует о том, что тейпово-тукхумная организация уже не соответствовала новым социально-экономическим реалиям.
Закат классического чеченского тейпа характеризуется обострением социальных противоречий между сельской тейповой общиной и феодалами, как иноземными, так и местными, между тейпами, а также между патронимическими образованиями внутри тейпа. Этот процесс сопровождался формированием новой тейповой знати из числа старейшин и военачальников, что способствовало дальнейшему разложению тейпа изнутри. Разрушению классической тейповой общины и возникновению новой, многотейповой сельской общины способствовало возвращение чеченцев с гор на равнину и возникновение полигенных поселений. Хотя при создании этих поселений каждый тейп образовывал свой квартал, они уже были социальными единицами нового уровня с определенной общностью жизненного уклада, традиций, психологии. Отдельные группы тейпа отрывались от тейповой общины и соответственно утрачивали общие с ней экономические и политические интересы. Вновь зарождавшаяся сельская община при формальном сохранении тейпового деления в силу объективных причин приобретает единые интересы, которые в конкретных ситуациях патронимические группы, являющиеся членами этой общины, ставят выше иллюзорных интересов своего тейпа.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что возникновение тейпово-тукхумной демократии было вызвано потребностью в социально-политической организации общества, оказавшегося в результате жесточайшей войны лишенным государствообразующих институтов, а самое главное, экономических основ существования. Тейповые общины, а затем их союзы — тукхумы, образовывались на основе сельских общин, военных поселений, общин ремесленников, а позже компактных поселений иноземцев с целью социальной
организации жизни общества, выхода из хаоса смутного времени, порожденного войной. Но с самого начала тейпово-тукхумная демократия не была классической родовой организацией, хотя и имела (в измененном виде) некоторые ее внешние признаки. Это был классический тейповый строй, основу которого составляла сельская община, имевшая вторичные признаки родовой организации (но иного пути у нее не было, так как в результате войны были уничтожены социально-экономические устои зарождения государства). Однако уже в недрах тейпово-тукхумной демократии существовали такие категории, как «къам» — нация, «Мохк» — страна, которые принципиально несвойственны родовому сознанию.
Тейпово-тукхумная демократия не была идеальной моделью социальной организации. Она — результат определенным образом сложившихся социально-исторических обстоятельств и соответствовала определенному социально-экономическому укладу чеченского общества, но в процессе эволюции и изменения экономических основ существования изжила себя. К концу XIX в. чеченский тейп исчезает как социальный институт, прежде всего потому, что отпала необходимость в его социально организующих функциях. Эти функции взяло на себя государство. Часть функций тейпа (которые в общем-то и раньше считались тейповыми номинально) перешла к патронимии, часть к новым сельским общинам (как отмечалось выше, сложились новые социально-административные единицы, полигенные по структуре, которые идентифицируются чеченцами как определенная этнокультурная общность, например, «шелахой» — жители села Шали, «мартанхой» — жители села Урус-Мартан).
Причины разложения тейпа и исчезновению его как реальной социальной категории:
— рост внутренних противоречий и несоответствие тейпа как социального института новым социально-экономическим реалиям;
— отсутствие необходимости в социально организующих функциях тейпа в связи с появлением государственных учреждений (имамат Шамиля, царская администрация и т.д.);
— нарушение принципа единой территории тейпа;
— отсутствие единых экономических и политических интересов у различных социальных и патронимических групп тейпа в связи с нарушением принципа единства территории;
— принятие патронимией на себя функций, определяемых особенностями национального менталитета.
Чеченский тейп из социально-политической организации превратился в категорию мифологическую, в категорию нравственного порядка и как таковая становится в представлении чеченцев идеалом всеобщего равенства и справедливости. Интерес к тейпу, к тейповой организации всегда усиливался в периоды ослабления государства. Характерным это было и для начала 90-х годов XX в. в связи с развалом великой империи. Были проведены съезды многих чеченских тейпов, избраны главы и руководящие органы, разработаны программы действий. Но, не имея под собой реальной почвы, ни социально-экономической, ни политической, этот процесс постепенно угас. К тому же чеченское общество в этот период еще представляло собой более или менее устойчивую социальную структуру, элементы которой имели определенные экономические и политические интересы, не обремененные тейповой идеологией.
Не произошло возрождения тейпа как социальной организации и в современных условиях, когда после жесточайшей войны уничтожены основы государственности, экономики, разрушена социальная стратификация чеченского общества. Нестабильность современного чеченского общества во многом объясняется отсутствием оформленной социальной структуры, стратов, имеющих устойчивые политические и экономические интересы. Но сложная социальная стратификация общества невозможна без развитой экономики, построенной на высоких технологиях, без национальной идеи. В этих условиях вполне
Всеобщее избирательное право является величайшим достижением человеческой цивилизации в области государственного строительства. Стремление реформировать его якобы применительно к специфическим национальным условиям и особенностям менталитета на самом деле является или попыткой узурпировать власть, или прийти к власти окольными путями. А реанимация тейповых структур в ухудшающихся социально-политических условиях, при усиливающейся имущественной дифференциации общества может привести к дальнейшему развалу государства в Чечне.
Тем не менее, отбросив политические спекуляции вокруг тейпа как социальной организации, необходимо отметить его огромное нравственное значение для чеченского народа. Каждый чеченец помнит название своего тейпа, его генеалогию, и эта память может быть определяющей в его нравственной позиции, в его мироощущении. Ведь именно в недрах тейповой демократии сложилась великая нравственная культура чеченцев. В этом смысле тейп, тейповая память может сыграть важную роль в воспитании молодежи, в формировании у нее уважения к прошлому, в сохранении лучших традиций чеченской культуры.