что такое тэу в транспорте

Оказание транспортно-экспедиционных услуг: виды, ответственность исполнителя и права потребителя

Сегодня коммерческие грузоперевозки обходится без экспедитора нечасто, что, в принципе, вполне объяснимо.

Доставить груз, даже не выезжая за границу России, и только в прямом автомобильном сообщении — куда сложнее, чем просто довести его из пункта А в пункт Б: это и выбрать наилучший маршрут, и найти отвечающего всем требованиям перевозчика, и оформить перевозочные, и товаросопроводительные документы, и подготовить груз к отправке, и отследить его перемещение…

Всё это требует затрат времени и сил, избавить от которых призван экспедитор: будучи профессиональным участником рынка грузоперевозок, он осведомлен о сложившейся на нем ситуации (тарифы и пр.) и способен предугадать все возможные проблемы, которые могут возникнуть в ходе грузоперевозки.

Что это за сделка?

Т.е. компания оказывает вам услуги, сопутствующие перевозкам, но при этом сама непосредственно ничего не перевозит. В Гражданском кодексе для отношений, возникающих в связи с осуществлением транспортной экспедиции, есть отдельная глава. ГК в ст.801 устанавливает:

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных, договором экспедиции услуг, связанных, с перевозкой грузов.

В результате договора фирма принимает на себя ответственность за:

Соответственно, заказчик освобождается от целого пласта работы. Необходимо отметить, что оказывать экспедиционные услуги могут только юридические лица, в то время как ограничений на их потребление нет.

Экспедитор, в зависимости от желания клиента, может выполнять следующие функции:

Ответственность транспортно-экспедиторской компании

В первую очередь стоит подчеркнуть: закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» (статья 803 ГК РФ) устанавливает презумпцию вины экспедитора. Что это такое? Как презумпция невиновности, только наоборот. Экспедитор всегда и при почти любых обстоятельствах будет виновен в утрате груза. По договору, кроме ответственности за свои действия, он несёт ответственность за действия третьих лиц, поэтому их ошибки также нисколько не освобождают его от ответственности.

Статья 803 ГК РФ. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса.

Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

При перевозке груза по территории РФ за утерянный, поврежденный, недостающий и т.д. груз, при доказанной вине фирмы, экспедитор должен выплатить владельцу полную стоимость груза — в размере либо объявленной, либо действительной (документально подтвержденной) стоимости.

Однако если перевозка осуществлялась в международном формате (т.е. выходила за пределы нашей страны), то ответственность экспедитора ограничивается двумя расчетными единицами за килограмм общего веса недостающего груза (по статье 7 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

Кроме того, вместе с возмещением реального ущерба экспедитор должен возместить клиенту и упущенную выгоду, вызванную утратой, недостачей или повреждением груза, и если это установлено договором транспортной экспедиции, вернуть ранее уплаченное вознаграждение.

Конечно, есть определенные обстоятельства, по которым экспедитора могут признать невиновным, но их формулировка несколько туманна «те, которые обладают в совокупности признаками чрезвычайности и объективной непредотвратимости». Что это за обстоятельства — до конца не понятно. Даже природные факторы не могут быть однозначным оправданием. Их, благодаря сводкам о местности и прогнозам погоды, в теории, можно было бы предугадать.

Однако, то, что на самом деле снимает с экспедитора ответственность — это упущения клиента: то есть неуказание им в заявке специфики груза, тех особых условий, которых требует его перевозка, предоставление неполных и недостоверных сведений о грузе.

Правда и тут закон успел несколько ужесточить правила игры. «Пакет Яровой» обязал экспедиторов перепроверять предоставленные клиентом данные на наличие всей необходимой информации, её правдивость и действительность всех свойств груза.

Права потребителя при ненадлежащем обслуживании

Права потребителя, при оказании услуги ненадлежащего качества определены ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей». Перевозчику могут быть предъявлены по выбору потребителя:

Кроме того, потребитель вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных ему из-за недостатков оказанной услуги.

Даже если неприятности произошли по вине участников, вовлеченных в процесс, и качество обслуживания оказалось ниже заявленного, требования заказчика могут быть адресованы исключительно экспедитору по причине, опять же, его ответственности за контракт. (В свою очередь, на основании своих собственных соглашений с участниками процесса, он предъявляет им свои претензии).

Документальное оформление сделки

Существует несколько вариантов соглашений, от типа которых зависит перечень предоставляемых услуг и ответственность сторон.

Экспедиторские договоры

Чаще всего встречаются следующие:

В этом случае спектр предоставляемых услуг не ограничивается исключительно перевозкой грузов, охватывая весь сопутствующий спектр.

При такой схеме экспедитор может сохранить для клиента втайне все расходы, понесенные в процессе взаимодействия с третьими лицами, участвующими в процессе перевозки. Все финансовые расчеты клиента производятся только с помощью экспедитора, указанного в договоре, который уже рассчитывается с третьими лицами. Такая схема подразумевает, что экспедитор сохраняет тайну своего дохода и список партнеров, с которыми организовано взаимодействие.

Остальные документы

О том, как составить документы на перевозку груза, читайте в отдельном материале.

Полезность экспедиторов, оказывающих логистические услуги — нельзя преуменьшать. Они помогают существенно снизить нагрузку на заказчика и решить проблемы, которые возникли бы при самостоятельной организации процесса перевозки.

Транспортно-экспедиционные услуги в некоторых аспектах весьма запутанны, требуют внимательного разбирательства каждой статьи, но мы постарались понятно объяснить наиболее важные вещи в этой теме.

Источник

Что такое тэу в транспорте

в маркировке, энерг.

тест элементарного уровня

Полезное

Смотреть что такое «ТЭУ» в других словарях:

ТЭУ- — тягово энергетическая установка в маркировке, энерг. ТЭУ Источник: http://www.eav.ru/publ1.php?page=&publid=2005 11a08 ТЭУ Пример использования ТЭУ 630 … Словарь сокращений и аббревиатур

ТЭУ — теплоэнергетическая установка туристско экскурсионное управление … Словарь сокращений русского языка

ТЭК СПб — Логотип ГУП «ТЭК СПб» ГУП «ТЭК СПб» (полное наименование Государственное унитарное предприятие «Топливно энергетический комплекс Санкт Петербурга») крупнейшая теплоэнергетическая компания Санкт Петербурга. Доля предприятия на городском рынке… … Википедия

Альпинистский лагерь — Альпинистская учебно спортивная база, альпинистский лагерь Безенги на Кавказе … Википедия

СССР. Туризм — В России первые туристские организаций появились в 1885 90 в Петербурге, Тифлисе, Одессе. В 1901 создано Российское общество туристов (РОТ), которое организовывало поездки по стране и за границу (к 1914 около 5 тыс. членов, главным… … Большая советская энциклопедия

Туризм — (французское tourisme, от tour прогулка, поездка) путешествие (поездка, поход) в свободное время, один из видов активного Отдыха. Т. наиболее эффективное средство удовлетворения рекреационных потребностей (см. Рекреация), так как он… … Большая советская энциклопедия

Детские железные дороги — Узкоколейный тепловоз ТУ2 008 на Детской железной дороге в Оренбурге Детские железные дороги (ДЖД) учреждения дополнительного образования детей, в которых дети 8 15 лет изучают железнодорожные специальности. Основной частью ДЖД я … Википедия

Детская железная дорога — Узкоколейный тепловоз ТУ2 008 на Детской железной дороге в Оренбурге Детские железные дороги (ДЖД) учреждения дополнительного образования детей, в которых дети 8 15 лет изучают железнодорожные специальности. Основной частью ДЖД является… … Википедия

Джд — Узкоколейный тепловоз ТУ2 008 на Детской железной дороге в Оренбурге Детские железные дороги (ДЖД) учреждения дополнительного образования детей, в которых дети 8 15 лет изучают железнодорожные специальности. Основной частью ДЖД является… … Википедия

Машина кюветно-траншейная — МКТ № 005 в составе поезда. Слева УТМ 1А, справа СЗ 310 10 … Википедия

Источник

Что такое тэу в транспорте

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Термины и определения

Transport and forwarding services. Terms and definitions

Дата введения 2005-03-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Ассоциацией экспедиторов Российской Федерации и саморегулируемой организацией «Союз содействия организации перевозок крупногабаритных тяжеловесных грузов «Объединение перевозчиков «Спецтяжтранс» (Союз «Объединение перевозчиков «Спецтяжтранс»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 342 «Услуги населению»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. N 147-ст

5 ИЗДАНИЕ (июнь 2020 г.) с Изменением N 1 (ИУС 7-2016)

Введение

Установленные настоящим стандартом термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий данной области знания.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Приведенные определения можно при необходимости изменить, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определяемых в данном стандарте.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом.

Настоящий стандарт должен применяться совместно с:

— ГОСТ Р 52298-2004 Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области транспортно-экспедиторских услуг.

Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы по транспортной экспедиции, входящих в сферу работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.

Особенности терминологии, используемой на транспорте того или иного вида, отражаются в нормативных требованиях, установленных на данный вид транспорта.

2 Термины и определения

1 транспортно-экспедиторские услуги: Возмездные услуги по организации перевозки груза каким-либо видом (видами) транспорта, оформлению перевозочных документов, документов для таможенных и иных целей, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза.

2 транспортно-экспедиторское обслуживание: Процесс предоставления транспортно-экспедиторских услуг в соответствии с обязательствами по договору транспортной экспедиции и требованиями действующих нормативных правовых документов.

3 груз: Любое имущество, включая живых животных, поддоны и контейнеры, предоставляемое экспедитору для организации перевозки в соответствии с договором транспортной экспедиции.

4 грузоотправитель: Физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной или ином перевозочном документе.

5 грузополучатель: Физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза.

6 договор перевозки груза: Документально оформленное соглашение между грузоотправителем и перевозчиком, определяющее юридические, экономические и технические отношения сторон при перевозке груза.

7 перевозка груза: Услуга по перемещению груза из пункта отправления в пункт назначения с помощью транспортного средства.

1, 2, 4-7 (Измененная редакция, Изм. N 1).

8 перевозчик: Сторона договора перевозки, которая обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения или до пограничной станции и выдать его грузополучателю или передать другой транспортной организации.

9 экспедитор: Сторона договора транспортной экспедиции, принявшая обязательство оказывать транспортно-экспедиторские услуги.

10 грузовой экспедитор: Экспедитор, который действует или осуществляет свои функции в качестве представителя грузовладельца или грузоотправителя при перевозке груза в международном сообщении.

11 грузовой консолидатор: Экспедитор, оказывающий услуги по консолидации мелких партий грузов в поездные отправки и организации их доставки за границу.

12 международный экспедитор: Юридическое лицо, которое в соответствии с уставом организует доставку грузов международной торговли.

13 международное экспедирование: Организация доставки грузов международной торговли транспортом всех видов от грузоотправителя до грузополучателя.

14 коносамент: Товаро-распорядительный документ, удостоверяющий право его держателя распоряжаться указанным в нем грузом, сданным для морской перевозки, и право получить этот груз после завершения перевозки.

1 Коносамент подтверждает, что перевозчик принял груз к перевозке, и составляется перевозчиком в двух экземплярах тождественного содержания, один из которых выдается грузоотправителю, а другой сопровождает груз.

2 Коносамент может оформляться для мультимодальной перевозки, если таковая включает морскую перевозку, в этом случае коносамент называется мультимодальным.

15 мультимодальная перевозка: Перевозка груза, осуществляемая двумя или более видами транспорта, выполняемая под ответственностью одного экспедитора, который выдает клиенту единый документ (экспедиторская расписка, мультимодальный коносамент или иное), действительный на всем пути следования груза.

1 Юридические, экономические и технические отношения экспедитора и клиента определяются договором транспортной экспедиции.

2 Договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено исполнение перевозчиком обязанностей экспедитора.

16 услуги по консолидации мелких отправок грузов: Услуги, заключающиеся в принятии ряда мелких отправок грузов, сборе их в одну сборную отправку и в организации перевозки сборной отправки до места назначения.

17 услуги по деконсолидации сборных отправок грузов: Услуги, заключающиеся в распределении отправок грузов из сборной отправки и доставке грузов грузополучателям.

18 экспедиторское сопровождение: Сопровождение грузов и документов специально назначенным лицом.

19 показатель качества транспортно-экспедиторской услуги: Количественная характеристика одного или нескольких потребительских свойств транспортно-экспедиторской услуги, составляющих ее качество.

20 надежность транспортно-экспедиторского обслуживания: Способность экспедитора оказывать услуги в заданном объеме с надлежащим качеством в течение установленного времени.

21 своевременность доставки грузов (багажа): Характеристика транспортно-экспедиторской услуги, отражающая отклонение фактического времени прибытия груза (багажа) в конечный пункт от установленного договором срока или объявленного расписания.

22 сохранность груза (багажа): Характеристика транспортно-экспедиторской услуги, отражающая изменение целостности груза (багажа) и его потребительских свойств в ходе оказания услуг.

23 управление качеством транспортно-экспедиторских услуг: Методы и деятельность оперативного характера, осуществляемые экспедитором и направленные на удовлетворение требований к качеству транспортно-экспедиторских услуг.

24 проверка качества транспортно-экспедиторских услуг: Систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие полученных результатов деятельности в области качества транспортно-экспедиторских услуг запланированным, а также эффективность их внедрения.

9, 14, 15, 18, 20-22 (Измененная редакция, Изм. N 1).

25 договор транспортной экспедиции: Документально оформленное соглашение между экспедитором и клиентом, определяющее юридические, экономические и технические отношения сторон при оказании транспортно-экспедиторских услуг.

26 клиент (заказчик транспортно-экспедиторских услуг): Лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции и принявшее на себя обязательство оплатить оказанные транспортно-экспедиторские услуги.

27 безопасность транспортно-экспедиторской услуги: Комплексная характеристика услуги, отражающая соблюдение экспедитором положений нормативных документов в области защиты жизни и здоровья людей, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, а также охраны окружающей среды.

28 качество транспортно-экспедиторской услуги: Совокупность характеристик услуги, придающих ей способность удовлетворять потребности клиента по доставке грузов.

29 крупногабаритный груз: Груз, габариты которого не соответствуют нормативным требованиям, установленным в Российской Федерации для перевозки транспортными средствами, без проведения специальных мероприятий и получения необходимых разрешений и (или) согласований.

30 тяжеловесный груз: Груз, масса которого и (или) показатели механического воздействия на транспортное средство не соответствуют нормативным требованиям, установленным в Российской Федерации для перевозки транспортными средствами, без проведения специальных мероприятий и получения необходимых разрешений и (или) согласований.

31 крупногабаритный тяжеловесный груз; КТГ: Неделимый крупногабаритный и тяжеловесный груз.

32 проект перевозки тяжеловесного и (или) крупногабаритного груза: Документ, включающий текстовые, графические и фотоматериалы, содержащие описание маршрута движения, выбор транспортного средства (средств), схемы и расчеты по размещению и креплению груза, требуемые расчеты статических и динамических характеристик транспортного средства (средств) с грузом, описание выбранных технологий погрузки и выгрузки, подготовительных мероприятий по маршруту движения, в пунктах погрузки-выгрузки и складирования, в том числе перечень используемых технических средств, оснастки (при необходимости чертежи и схемы) и материалов, а также перечень мер по обеспечению безопасных условий перевозки.

33 проект организации дорожного движения при перевозке крупногабаритного груза: Документ, содержащий текстовые, графические и фотоматериалы, включающие схему и описание маршрута движения транспортного средства с крупногабаритным грузом, характеристики транспортного средства, схему размещения и крепления груза, график движения по маршруту с учетом интенсивности дорожного движения, схемы организации движения и прикрытия на участках, имеющих ограниченную видимость, с указанием расположения автомобилей прикрытия, схемы временного изменения организации движения, порядок проезда сложных участков маршрута (поворотов, перекрестков, железнодорожных переездов, сужений проезжей части, участков с выездом на полосу встречного движения и с ограниченной видимостью) с нанесенной на схему траекторией движения, места контрольных промеров габаритов искусственных сооружений и коммуникаций, встречающихся по пути следования, информацию о необходимости полного и частичного перекрытия движения на участках дороги, информацию о местах остановок и стоянок для отдыха и пропуска попутных (встречных) транспортных средств.

34 специальный проект автомобильной перевозки крупногабаритного тяжеловесного груза: Документ, включающий текстовые, графические и фотоматериалы, содержащие результаты обследования дорог, описание маршрута и проект организации дорожного движения, оценку возможности пропуска транспортного средства по дорогам, исходя из несущей способности дорожных одежд, искусственных и иных сооружений, перечень и описание необходимых мер по обустройству и укреплению автомобильных дорог и искусственных сооружений, защите подземных коммуникаций, пересекающих дорогу.

35 проектная перевозка: Перевозка крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза, для выполнения которой требуется разработать проект перевозки КТГ.

Алфавитный указатель терминов

безопасность транспортно-экспедиторской услуги

Источник

Понятия и определения транспортно-экспедиционного обслуживания

ОСНОВЫ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

АТС — автотранспортное средство;

ГМ — грузовое место;

ДКД — документ контроля доставки;

ПРМ — погрузочно-разгрузочные средства и механизмы;

ПРР — погрузочно-разгрузочные работы;

ПС — подвижной состав;

ТС — транспортное средство;

ТТН — товарно-транспортная накладная;

ТЭО — транспортно-экспедиционное обслуживание;

ТЭУ — транспортно-экспедиционные услуги;

ЧДД — чистый дисконтированный доход.

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Транспортно-экспедиционное обслуживание (ТЭО) — деятель­ность в области перевозок, охватывающая весь комплекс опера­ций и услуг по доставке товара от производителя продукции к потребителю.

Понятие ТЭО существенно шире понятия «перевозка». Необ­ходимость в транспортной экспедиции обусловлена тем, что про­цесс доставки груза от грузоотправителя до грузополучателя, как правило, состоит из нескольких этапов перевозки, в том числе с использованием различных видов транспорта. При этом возни­кает потребность как в организации и координации выполнения этих этапов, так и в выполнении сопутствующих перевозочному процессу вспомогательных работ, которые могут выполняться не­посредственно грузовладельцами (грузоотправителями или гру­зополучателями) и специализированной организацией (посред­ником).

Экспедитор сторона договора транспортной экспедиции, организующая и предоставляющая транспортно-экспедиционные услуги (ТЭУ).

Потребители транспортно-экспедиционных услуг (заказчики, клиенты) — физические или юридические лица, для которых эк­спедитор осуществляет ТЭУ по договору транспортной экспеди­ции.

Грузоотправитель — потребитель ТЭУ, уполномоченный по договору транспортной экспедиции на сдачу груза экспедитору.

Грузополучатель потребитель ТЭУ, уполномоченный по до­говору транспортной экспедиции на прием груза от экспедитора.

Перевозчик — сторона договора перевозки, которая обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю или передать другой транспортной организации.

Доставка груза — процесс перемещения груза от грузоотпра­вителя до грузополучателя с выполнением определенных усло­вий, связанных со сроками, режимами, сохранностью и т.п.

Перевозка груза это перемещение груза определенным транс­портным средством (ТС) от пункта отправления до пункта назна­чения.

Транспортно-экспедиционное обслуживание тесно связано с перевозочными процессами и теми технологиями, которые ис­пользуются для доставки груза.

Смешанная перевозка — перевозка груза двумя или более вида­ми транспорта, работающими последовательно. В смешанных пе­ревозках появляются дополнительные грузовые операции и свя­занные с ними дополнительные задержки груза и затраты.

Оператор смешанной перевозки лицо, которое от собствен­ного имени или через другое действующее от его имени лицо за­ключает договор смешанной перевозки с грузовладельцем, вы­ступает как сторона договора и принимает на себя ответствен­ность за его исполнение.

Прямая смешанная перевозка оформляется одним перевозоч­ным документом на весь путь следования, например железнодо­рожным и внутренним водным транспортом.

Комбинированная перевозка смешанная перевозка, выпол­няемая без перегрузки груза. В этом случае груз перевозится на всем пути следования в одном и том же контейнере, съемном кузове и т. п.

Контрейлерная перевозка система перевозки автотранспорт­ных средств (автомобилей, полуприцепов) по железной дороге на платформе, имеющей пониженную высоту.

В последнее время для обозначения различных способов орга­низации перевозок широкое распространение получили терми­ны, основанные на общем корне modal, который подразумевает форму организации перевозок (вид транспорта). Необходимо от­метить, что западные транспортные организации по-разному тол­куют эти термины. Приведем варианты толкования терминов, наи­более распространенные в Республике Беларусь.

Интермодальная перевозка — последовательная перевозка гру­за несколькими видами транспорта в одной и той же грузовой единице или ТС без перегрузки самого груза.

Мультимодалъная (трансмодальная) перевозка — это перевоз­ка, при которой лицо, организующее ее, несет ответственность на всем пути следования, независимо от количества принимаю­щих участие видов транспорта при оформлении единого перево­зочного документа.

Амодалъная перевозка — это перевозка, которая выполняется по определенным маршрутам и управляется единым диспетчер­ским центром независимо от вида транспорта.

Юнимодальная перевозка это перевозка груза одним видом транспорта (одним или несколькими перевозчиками). Если участ­вует один перевозчик, он выдает свой собственный транспорт­ный документ — накладную, коносамент и др. Если перевозчиков несколько (например, перевозчик из одного порта в другой, с перегрузкой груза в промежуточном порту), один из них может выдать сквозной коносамент, охватывающий всю перевозку.

В общем случае под ТЭО следует понимать деятельность специ­ализированных организаций, направленную на обеспечение до­ставки груза и выполнение любых услуг, связанных с подготов­кой груза к перевозке, выполнению перевозки и его хранению. Такая деятельность выполняется по поручению грузоотправителя или грузополучателя.

Транспортно-экспедиционное обслуживание включает в себя выполнение транспортно-экспедиционных операций и услуг.

Транспортно-экспедиционная операция элементарное закон­ченное, периодически повторяющееся действие, обеспечивающее ТЭО.

Транспортно-экспедиционная услуга отдельная операция или группа операций, непосредственно направленная на удовлетво­рение определенной потребности клиента в транспортной экспе­диции и характеризующаяся наличием необходимого технологи­ческого, экономического, информационного и правового обес­печения. Таким образом, ТЭУ является результатом взаимодей­ствия исполнителя ТЭУ (экспедитора) и потребителя (грузовла­дельца — грузоотправителя или грузополучателя), а также дея­тельности исполнителя по удовлетворению потребностей потре­бителя в транспортной экспедиции в соответствии с установлен­ными нормами и требованиями. Такая услуга связана с организа­цией процесса отправления и получения груза, выполнением дру­гих работ, имеющих отношение к перевозке груза в соответствии с договором транспортной экспедиции.

что такое тэу в транспорте. Смотреть фото что такое тэу в транспорте. Смотреть картинку что такое тэу в транспорте. Картинка про что такое тэу в транспорте. Фото что такое тэу в транспорте

Вид транспортной услуги совокупность однородных ТЭУ, характеризующихся общими технологическими признаками (ГОСТ Р 51006 — 96 «Услуги транспортные. Термины и определения»).

Для анализа структуры ТЭО рассмотрим его во взаимосвязи трех составляющих: транспортного, экспедиционного и посред­нического обслуживания, как это показано на рис. 1.1.

что такое тэу в транспорте. Смотреть фото что такое тэу в транспорте. Смотреть картинку что такое тэу в транспорте. Картинка про что такое тэу в транспорте. Фото что такое тэу в транспорте

Рисунок 1.1 – Структура ТЭО

Под транспортным обслуживанием подразумевается деятель­ность, связанная с перемещением груза в пространстве и во вре­мени, которая направлена на осуществление доставки груза и выполнение погрузочно-разгрузочных работ (ПРР) на всем про­тяжении перевозки от грузоотправителя до грузополучателя. Погрузочно-разгрузочные операции являются обязательными элемен­тами процесса доставки грузов и выполняются непосредственно на территории клиентов, в распределительных центрах, на транс-

портных узлах и при перегрузке продукции с одного вида транс­порта на другой.

Экспедиционное обслуживание — деятельность, направленная на обеспечение своевременной и качественной доставки груза потребителю; включает в себя подготовительно-заключительное обслуживание, складские работы и экспедиционные услуги.

Подготовительно-заключительное обслуживание является элемен­том технологического процесса доставки груза и включает в себя:

подачу подвижного состава (ПС) к месту погрузки;

подготовку груза к перевозкам (приведение груза в транспор­табельное состояние, нанесение маркировки, проверка качества и количества груза, взвешивание, выделение контейнеров, под­донов и т.п.);

прием и сдачу груза.

Складские работы выполняют на контейнерных и грузовых пло­щадках транспортных узлов, в складских помещениях, а также в распределительных центрах. Необходимость в складских операци­ях обусловлена в основном значительной неравномерностью по­ступления грузов на транспортные узлы, что вызывает необходи­мость в постепенном накоплении грузов и их группировке по мар­шрутам перевозок. Может иметь место обратная ситуация, когда возникнет необходимость в расформировании крупных партий в мелкие отправки для последующей доставки потребителям.

Широко распространено хранение массовых грузов (уголь, стро­ительные материалы, товары розничной торговли и т.п.) и до­ставка их потребителям по мере необходимости, что позволяет избежать организации многочисленных складов у обслуживаемых организаций.

Предоставление экспедиционных услуг дает возможность полно­стью освободить грузовладельцев от несвойственных им функций, связанных с охраной и сопровождением груза в пути, проведени­ем платежно-расчетных операций и оформлением товарно-транс­портной документации (заполнение документов на перевозку, их доставка клиентуре, расчеты со всеми участниками перевозочно­го процесса и т.п.).

Посредническое обслуживание включает в себя организацион­но-посредническое, консультационно-аналитическое и информа­ционное обслуживание и направлено в первую очередь на каче­ственную доставку груза его получателю.

Организационно-посреднические операции связаны с организацией доставки груза, отдельных услуг ТЭО и координацией работы подразделений транспортных узлов, грузоотправителей, грузопо­лучателей и транспортных организаций, взаимодействующих в процессе доставки грузов. Кроме того, они включают в себя ли­зинг и аренду ТС, транспортного оборудования, погрузочно-разгрузочных механизмов (ПРМ), складов и т.д.

В рамках консультационно-аналитического обслуживания в ос­новном предоставляются услуги по выбору типа ПС на отдельных этапах доставки и расчету оптимального маршрута перевозки с учетом возможности использования разных видов транспорта и технологий перевозки груза. Для осуществления основного этапа перевозки большое значение имеет выбор наиболее эффективно­го вида магистрального транспорта (железнодорожного, водного, автомобильного, воздушного или трубопроводного). Результатом предоставления консультационно-аналитических услуг является возможность определения экономически наиболее выгодного спо­соба доставки груза и возможность прогноза ситуации на рынке транспортных, экспедиционных, посреднических и комплексных услуг.

Процесс доставки груза тесно связан с предоставлением ин­формационных услуг. С точки зрения организации ТЭО информа­ционное обслуживание лежит в основе взаимодействия отдель­ных операторов и управления в целом процессом доставки, обес­печивая прохождение информационных потоков. С точки зрения заказчика ТЭО информационное обслуживание удовлетворяет производственную необходимость грузовладельца точно знать ме­стоположение груза и время его прибытия в пункт назначения.

В общем случае ТЭО заключается в следующем: груз принима­ется от грузовладельца, подготавливается к транспортированию и загружается в ТС, перегружается с одного вида транспорта на другой, если это требуется, хранится в надлежащем месте, выгру­жается из ТС и сдается получателю.

Одновременно выполняются действия, связанные с переходом права собственности и риска гибели или повреждения доставляе­мого товара, оплата стоимости товара; обеспечиваются требова­ния разного рода государственного и санитарно-экологического контроля и т.д.; осуществляется страхование груза и, при необхо­димости, выполняются таможенные формальности; грузовые от­правки обеспечиваются документами фитосанитарного (карантин­ного), медико-санитарного, ветеринарного контроля и др.

Такое многообразие транспортно-экспедиционных операций предопределяет значительное количество коммерческих, деловых, информационных контактов организаций, юридических и физи­ческих лиц и обширную гамму правовых отношений между ними.

Одной из форм правовых отношений в транспортной экспеди­ции является договор поручения (гл. 49 Гражданского кодекса Республики Беларусь — ГК РБ), сторонами которого являются юридическое или физическое доверенное лицо (поверенный) и физическое или юридическое лицо — доверитель (принципал) и по которому поверенный обязуется совершить от имени и за счет доверителя (принципала, участвующего в операции от своего имени и за свой счет) определенные юридические действия в его интересах. На рис. 1.2 представлена схема отношений участников по договору поручения.

что такое тэу в транспорте. Смотреть фото что такое тэу в транспорте. Смотреть картинку что такое тэу в транспорте. Картинка про что такое тэу в транспорте. Фото что такое тэу в транспорте

Рис. 1.2. Схема отношений принципала, поверенного и третьего лица по договору поручения:

Поверенный в данном случае действует как представитель и помощник принципала в его отношениях с третьими лицами. При этом поверенный действует только в границах тех полномочий, которыми наделяет его принципал.

Принципал же, в свою очередь, может оформить сделку с тре­тьим лицом и напрямую, поручив поверенному контроль ее ис­полнения.

Другой формой правовых отношений в транспортной экспеди­ции является представительство (гл. 10 ГК РБ), основанное на доверенности.

Доверенностью является письменное уполномочие, выдавае­мое физическим или юридическим лицом, представляемым (прин­ципалом) физическому или юридическому лицу — представите­лю для представительства перед третьими лицами. На рис. 1.3 представлена схема отношений участников по договору предста­вительства.

что такое тэу в транспорте. Смотреть фото что такое тэу в транспорте. Смотреть картинку что такое тэу в транспорте. Картинка про что такое тэу в транспорте. Фото что такое тэу в транспорте

Рис. 1.3. Схема отношений принципала, представителя и третьего лица по доверенности на представительство:

—— — заключение коммерческой сделки;—— — доверенность для пред­ставительства

По рис. 1.2 и 1.3 видно, что поверенный и представитель по­стоянно находятся в определенных правовых отношениях с принципалами и третьими лицами. Такие отношения можно условно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние отношенияэто отношения поверенного и пред­ставителя со своими принципалами на основании договора пору­чения или доверенности для представительства соответственно.

Внешние отношения это отношения поверенного и предста­вителя с многочисленными третьими лицами, носящие характер посредничества или представительства соответственно.

Третьими лицами могут являться:

официальные власти (администрации портов и аэропортов, же­лезнодорожных и автомобильных дорог, таможенные и погранич­ные органы, органы внутренних дел и полицейские власти, кон­сульства, нотариусы, судебные органы и т.п.);

договорные партнеры (отправители и получатели груза, фрах­тователи ТС, организации, обслуживающие груз и ТС, сюрвейе­ры (инспекторы, эксперты, занимающиеся обследованием груза, ТС, транспортного оборудования и дающие заключение об их состоянии), снабженческие организации и т.п.).

Основным видом коммерческих сделок, которые заключаются между принципалами и третьими лицами напрямую или при по­мощи поверенных и представителей, на транспорте является до­говор перевозки, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю, а грузоотправитель — уплатить за перевозку груза перевозчику установленную плату.

По договору перевозки как перевозчик, так и грузоотправи­тель груза могут быть принципалами, а грузополучатель выступает в качестве третьего лица. Иными словами, и перевозчик, и грузо­отправитель груза могут прибегать к услугам посредников (пове­ренных или представителей), передавая им определенные права действовать от их имени и за их счет.

Тех представителей, которые действуют по доверенности гру­зовладельца (грузоотправителя или грузополучателя), или пове­ренных, которые действуют от имени грузовладельца и за его счет по договору поручения (комиссии), называют экспедиторами, а операции, которые они выполняют по договору транспортной экс­педиции, считаются транспортно-экспедиционными.

Представителей, действующих по доверенности перевозчиков, или поверенных, действующих от имени и за счет перевозчиков по договору поручения (комиссии), называют агентами или бро­керами, а выполняемые ими операции по договору транспортно­го агентирования называют агентскими или брокерскими соот­ветственно.

Исходя из трактовки терминов «представительство» и «договор поручения» по ГК РФ, агент или экспедитор не несут ответствен­ности перед третьими лицами и принципалом, если они действу­ют от имени этого принципала и в рамках полномочий, от него полученных, а их действия не содержат признаков вины. Агент или экспедитор являются лишь связующим звеном между прин­ципалом и третьими лицами. Соответственно любая сделка, под­писанная агентом или экспедитором от имени своего принципа­ла, создает определенные права и обязанности между принципа­лом и третьим лицом.

Однако экспедитор или агент могут выполнять определенные действия и без полномочий принципала, когда они полностью уверены в их целесообразности п в том, что впоследствии прин­ципал одобрит эти действия. Утверждение принципалом догово­ра, заключенного агентом или экспедитором без уведомления принципала, называется ратификацией. В то же время экспедитор или агент может не выполнять отдельные поручения принципала, если есть предположение, что их выполнение принесет ущерб принципалу и что принципал впоследствии не примет такое дей­ствие.

Вышесказанному дается описание в ст. 184 гл. 10 ГК РБ «За­ключение сделки неуполномоченным лицом»:

1. При отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку.

2. Последующее одобрение сделки представляемым создает, изменяет и прекращает для него гражданские права и обязанности по данной сделке с момента ее совершения.

Необходимость прибегать к услугам экспедиторов и агентов для грузовладельцев и перевозчиков изначально предопределялась проблемой поиска партнеров. Так, у грузовладельцев существует объективная потребность в сбыте своей продукции, для чего им приходится обращаться к услугам перевозчиков. Напротив, пере­возчики заинтересованы в гарантированном сбыте своих услуг гру­зовладельцам. Для этого и грузовладельцам, и перевозчикам вы­годно обращаться к профессиональным посредникам (экспедито­рам и агентам) на рынке транспортных услуг. Наряду с поиском партнера, который бы удовлетворял транспортные потребности клиента, экспедиторы и агенты выполняют и другие функции, возложенные на них по договору транспортной экспедиции и транспортного агентирования соответственно. Основной функци­ей экспедитора является забота о грузе, а основной функцией агента является забота о ТС. Таким образом, объект работы экс­педитора — груз, а объект работы агента — ТС. На рис. 1.4 представлено положение экспедитора и агента на рынке транспорт­ных услуг. Однако на практике функции экспедитора и агента чаще всего выполняет транспортно-экспедиционная организация, ко­торая интегрирует в себе деятельность экспедиторов и агентов.

что такое тэу в транспорте. Смотреть фото что такое тэу в транспорте. Смотреть картинку что такое тэу в транспорте. Картинка про что такое тэу в транспорте. Фото что такое тэу в транспорте

Рис. 1.4. Положение экспедитора и агента на рынке транспортных услуг:

функции экспедитора: 1’ — работа с грузом; 2’ поиск перевозчика;

функции агента: 1″ — поиск грузовладельца; 2″— работа с транспортным средством; 3 — заключение договора перевозки

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *