что такое тест рефлексия
Тест на мышление: 3 вопроса, которые покажут, насколько вы эффективны в работе
Согласно новому исследованию, опубликованному в журнале Frontiers in Psychology, знаменитый психологический тест на когнитивную рефлексию помогает определить лучшую производительность в работе и учебе.
Что представляет собой данный тест?
В данном тесте предлагается ответить на три вопроса (ответы приведены в конце статьи).
Задачи подталкивают читателя принимать интуитивное необдуманное решение, но некоторым людям удается заметить подвох. Тогда они подробнее анализируют условие задачи, подключая аналитическое мышление. Умение «распознать подвох» экономист Шейн Фредерик назвал когнитивной рефлексией. Если свой ответ вы сделали интуитивно (и при этом остались удовлетворены), это не значит, что вы глупы, просто вы не успели подключить аналитическую часть мышления. При повторном прочтении задач ситуация может поменяться.
Благодаря данному тесту удается оценить, насколько человек способен отказаться от интуитивных, но неверных ответов в пользу правильных, хотя последние потребуют более глубокого осмысления. Это может помочь в карьере.
Мышление Системы 2
Ученые выявили, что результаты людей по тесту когнитивной рефлексии были полезны для прогнозирования эффективности работы. Причем другие показатели интеллекта, такие как тесты IQ, тесты на эмоциональный интеллект или тесты на выборку, оказались менее полезными. Другими словами, тест на когнитивную рефлексию использует тип интеллекта, известный психологам как мышление Системы 2, которое не учитывается в других формах тестирования.
Инструмент подбора персонала
Поскольку тест на когнитивную рефлексию требует мышления Системы 2, ученые предполагают, что компаниям следует включить этот тест в свой набор инструментов для найма.
Чтобы прийти к такому выводу, ученые проверяли связь между тестом когнитивной рефлексии, эффективностью работы и уровнем подготовки. Ранее уже было проведено 7 исследований, изучающих взаимосвязь между тестом когнитивной рефлексии и эффективностью работы, и 15 исследований, изучающих взаимосвязь между тестом когнитивной рефлексии и уровнем квалификации. Ученые нашли доказательства того, что тест на когнитивную рефлексию является достоверным предиктором успеха.
Правда, многие факторы, способствующие успеху на работе, имеют лишь малую связь с когнитивными способностями. Недавние исследования показали, что такие личностные характеристики, как выдержка или способность проявлять страсть и настойчивость в достижении долгосрочных целей, а также психологическая устойчивость, также можно отнести к важным составляющим уравнения успеха.
Более того, мало кто дает все три правильных ответа. Согласно результатам других опубликованных исследований, примерно 40 % людей не отвечают верно ни на один из трех вопросов и примерно 20 % людей правильно отвечают на один либо на два вопроса.
Ответы на тест
А вот и правильные ответы на тест:
Опросник рефлексивности Карпова
Результат теста
Расчеты ▾
Шкала | Сырой балл | Стен | |
---|---|---|---|
A | Рефлексивность | 121 | 4 |
Шкала | Таблица перевода в стены | # | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
A | 121 | 0–100 | 101–107 | 108–113 | 114–122 | 123–130 | 131–139 | 140–147 | 148–156 | 157–171 | 172–189 | 4 |
Содержательная интерпретация
Представления, на которых базируется разработанная методика, можно резюмировать в следующих положениях:
1. Рефлексивность как психическое свойство представляет собой одну из основных граней той интегративной психической реальности, которая соотносится с рефлексией в целом. Двумя другими ее модусами являются рефлексия в ее процессуальном статусе и рефлектирование как особое психическое состояние. Эти три модуса теснейшим образом взаимосвязаны и взаимодетерминируют друг друга, образуя на уровне их синтеза качественную определенность, обозначаемую понятием «рефлексия». В силу этого, разрабатываемая методика должна ориентироваться не только непосредственно на рефлексивность как психическое свойство, но также и опосредствованно учитывать его проявления в двух других отмеченных модусах. Отсюда следует, что те поведенческие и интроспективные индикаторы, в которых конкретизируется теоретический конструкт, а также сами вопросы методики, должны учитывать и рефлексивность как психическое свойство, и рефлексию как процесс, и рефлектирование как состояние.
2. Наряду с этим, диагностика свойства рефлексивности должна обязательно учитывать и дифференциацию ее проявлений по другому важному критерию, основанию – по ее направленности. В соответствии с ним, как известно, выделяют два типа рефлексии, которые условно обозначаются как «интра- и интерпсихическая» рефлексия. Первая соотносится с рефлексивностью как способностью к самовосприятию содержания своей собственной психики и его анализу, вторая со способностью к пониманию психики других людей, включающей наряду с рефлексивностью как способностью «встать на место другого» также и механизмы проекции, идентификации, эмпатии. Следовательно, общее свойство рефлексивности включает оба указанных типа, а уровень развития данного свойства является производным от них одновременно.
3. Содержание теоретического конструкта, а также спектр определяемых им поведенческих проявлений – индикаторов свойства рефлексивности предполагает и необходимость учета трех главных видов рефлексии, выделяемых по так называемому «временному» принципу: ситуативной (актуальной), ретроспективной и перспективной рефлексии.
Ситуативная рефлексия обеспечивает непосредственный самоконтроль поведения человека в актуальной ситуации, осмысление ее элементов, анализ происходящего, способность субъекта к соотнесению своих действий с ситуацией и их координации в соответствии с изменяющимися условиями и собственным состоянием. Поведенческими проявлениями и характеристиками этого вида рефлексии являются, в частности, время обдумывания субъектом своей текущей деятельности; то, насколько часто он прибегает к анализу происходящего; степень развернутости процессов принятия решения; склонность к самоанализу в конкретных жизненных ситуациях.
Ретроспективная рефлексия проявляется в склонности к анализу уже выполненной в прошлом деятельности и свершившихся событий. В этом случае предметы рефлексии – предпосылки, мотивы и причины произошедшего; содержание прошлого поведения, а также его результативные параметры и, в особенности, допущенные ошибки. Эта рефлексия выражается, в частности, в том, как часто и насколько долго субъект анализирует и оценивает произошедшие события, склонен ли он вообще анализировать прошлое и себя в нем.
Перспективная рефлексия соотносится: с функцией анализа предстоящей деятельности, поведения; планированием как таковым; прогнозированием вероятных исходов и др. Ее основные поведенческие характеристики: тщательность планирования деталей своего поведения, частота обращения к будущим событиям, ориентация на будущее.
С любым эмоциональным состоянием способен справиться наш собственный мозг. Держать его в тонусе можно с помощью регулярных тренировок на онлайн-тренажерах. Используйте промокод PSYTESTS.
Счастье от ума: как рефлексировать, чтобы быть счастливым
Разбираем распространенные ошибки при рефлексии, лайфхаки и правила для продуктивного самопознания.
Материал проверил и прокомментировал Аркадий Волков, психотерапевт, специалист сервиса по подбору психологов Alter
Что такое рефлексия
Рефлексия — способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы. Термин произошел от латинского слова «reflectio» — «отражение». Это обращение внимания на себя, переосмысление, анализ. Человек смещает фокус извне на свои чувства, собственное «Я», переосмысливает происходящее. Сократ считал рефлексию доступным способом познания и совершенствования себя. Психотерапевт Аркадий Волков объясняет: «Роль рефлексии в разных психотерапевтических подходах существенно отличается. Например, если в когнитивно-бихевиоральном подходе рефлексия, внимание к собственным мыслительным процессам, их оценка и переоценка — одна из главных опор терапевтического процесса, то в психоанализе рефлексия скорее играет вспомогательную роль и используется терапевтом в работе с материалом, получить который помогают иные, нерефлексивные методы».
Для чего нужна рефлексия
Саморефлексия помогает определить реальные желания. Немецкий ученый Оливер Шультхайс из Университета Эрлангена-Нюрнберга доказал, что, когда сознательные цели совпадают с бессознательными мотивами, человек чувствует себя счастливее [1]. Кроме того, процесс раздумий позволяет:
Например, ночью перед сном вы задумываетесь о том, как утреннее совещание привело к остаточному гневу и повлияло на ваши отношения с членами семьи. Мысленно перебирая события дня, вы находите первопричину плохого настроения и ищете способы устранить ее в будущем. Как вариант, выделяете время для отдыха после стрессовых встреч вместо того, чтобы сразу продолжить работать.
Большинство людей склонны к саморефлексии, и она помогает сделать выводы для минимизации возможного ущерба психике. Этот процесс способен оградить нас от неправильных решений и поменять их. Когда рефлексия в избытке, она может тормозить развитие, отнимать много времени и сил. Было бы здорово уметь мгновенно осознавать проблему и делать выводы в реальном времени. Но чаще всего человек осмысливает ситуацию не в моменте, а постфактум. Ключ к осознанности здесь и сейчас — культивация привычки оценивать происходящее, развитие рефлексии как мышцы, которую можно задействовать в любой момент.
Виды рефлексии
В психологии существует следующая классификация рефлексии, в которой каждый вид обладает специфическими признаками:
Также рефлексию делят на ситуативную (анализ в процессе происходящего), проспективную (мысли о будущем) и ретроспективную (взгляд в прошлое). Кроме того, можно выделить такие ее виды:
Какой бы ни была рефлексия, она работает по одному и тому же алгоритму, не отличаясь по сути от процессов самопознания. Развить и оптимизировать эту способность может каждый.
Ошибки, которых стоит избегать
Рефлексия как терапевтический метод самоанализа сопряжена с позитивными перспективами и личностным ростом. Но не все так просто. Ученые провели эксперимент среди рефлексирующих студентов и обнаружили, что они отличаются низким уровнем психологического благополучия [2]. Психолог Таша Эврих считает, что виной тому не сам процесс, а неумение людей правильно к нему подойти [3]. Рефлексирующий человек часто скатывается в философию и концентрируется на вопросе «почему?», в то время как стоит спросить себя «что?»: «Что произошло? Что я чувствую? Что я могу сделать, чтобы мне стало легче и чтобы подобного не повторилось в будущем?».
Эту теорию подтверждают исследования: в одном из них студентам предложили рефлексировать по итогам проваленного экзамена [4]. Те, кто основывал размышления на вопросе «почему так произошло?», сфокусировались на своих неудачах, проблемах с дисциплиной, недостаточном уровне знаний и в итоге находились в подавленном состоянии даже на следующий день. Понять, что делать, всегда эффективнее, чем выяснять, кто виноват. Врачи оперируют термином «деструктивная рефлексия». Она присуща людям с высоким уровнем самокритики, часто встречается у пациентов с неврозами, склонными к постоянному анализу мыслей и поступков.
Простой пример: вы задержали сроки сдачи проекта на работе. Можно уйти в самокопание, признав поражение и собственное неумение контролировать время и расставлять приоритеты. Сделать вывод, что вы недостаточно компетентны, а может и вовсе виновата генетика, ведь дедушка тоже всегда везде опаздывал. Такая саморефлексия не даст ничего, кроме упаднических настроений и отсутствия мотивации для будущих достижений. А теперь попробуйте повернуть мысли в сторону эффективности. Поразмышляйте о том, как лучше выстроить график работы, может быть, стоит обсудить с руководителем переизбыток задач, с которыми трудно справиться в установленные сроки. Кто-то придет к выводу, что стоит изучить тайм-менеджмент, а другой найдет способы донесения своих желаний до окружающих, улучшив коммуникативные навыки.
Как рефлексировать правильно
Помимо постановки вопроса, необходимо придерживаться нескольких правил, чтобы процесс саморефлексии был позитивным и продуктивным:
Комментарий эксперта
Аркадий Волков, психотерапевт, специалист сервиса по подбору психологов Alter
Как в индивидуальной, так и в групповой психотерапии рефлексия часто оказывается важной частью более глубокого и масштабного процесса самоосознания. В ходе сессии или тренинга психолог часто задает вопросы: «Что вы сейчас чувствуете?», «Что вы испытываете, когда вспоминаете об этом, когда слышите такие слова в свой адрес?», «Какая мысль стоит за этой эмоцией?» и т. д. Эти и другие подобные вопросы помогают переключить внимание на себя и осознать, что наши мысли иногда не более и не менее, чем мысли, и в наших собственных силах принять решение: верна ли та или иная мысль и нужно ли нам ею руководствоваться. Чем честнее и конкретнее клиент отвечает на эти вопросы, тем эффективнее психологическая работа. Иногда такая рефлексия становится основным содержанием психотерапевтического процесса, в таком случае анализ обоснованности собственных решений и действий, поиск альтернатив сами по себе приближают клиента к поставленным целям. А иногда это части более сложного процесса, наряду с работой с эмоциями, образами и смыслами.
Базовый инструмент для развития навыков рефлексии — дневник мыслей. В самой простой форме это может быть обычный дневник, но при желании к нему добавляют записи своих эмоций и действий: пробовать установить связь между собственными мыслями, вызванным ими ощущением и поведением, которое они спровоцировали, отмечать типичные когнитивные искажения и формулировать альтернативные способы реагирования на ту или иную ситуацию.
Второй, более ситуативный инструмент — направленные вопросы. Например, в отношении завершенного рабочего процесса или проекта, в который вы вовлечены, это могут быть такие вопросы : «Что я вынес из этого опыта? С чем мне было сложно справиться? Что я сделал бы по-другому в следующий раз? Что я могу сделать сейчас, чтобы в следующий раз достичь другого результата?» Это могут быть и вопросы к себе: «Что сейчас важно для меня? Что было важно пять или десять лет назад? Как то, что для меня важно, влияет на мои действия? Могу ли я сделать что-то, чтобы мои действия больше соответствовали моим устремлениям?». Задать вопросы можно к книге или мысли, которая вас зацепила: «Что в этом меня привлекает? Может ли эта мысль или идея стать частью моей жизни? Что для этого нужно сделать?»
Часто поиск подходящей формы для рефлексии позволяет, с одной стороны, снизить ее объем, а с другой — превратить размышление в контролируемый процесс. Выберите для себя время в течение недели или дня, которое вы сможете посвятить только рефлексии. Поэкспериментируйте с оформлением этого процесса: может быть, вам подойдет запись мыслей на бумагу или проговаривание вслух на диктофон. Задавайте себе вопросы, которые помогут направить рефлексию в нужное вам русло. Каких целей вы хотите достичь? Желаете ли вы что-либо изменить? Что для этого нужно?
Способность и склонность к рефлексии сами по себе важные условия психического здоровья, развития человека, его интеграции в общество. При этом дезадаптивные формы рефлексии, такие как самокритичные безысходные руминации при депрессии могут оказывать весьма негативный эффект на психическое и физическое здоровье. Отдельные исследователи также выдвигали предположение о том, что внимание, сфокусированное на самом себе, является характерной чертой ряда психических заболеваний: депрессии, тревожных расстройств, шизофрении [5].
Где грань между полезной и разрушающей рефлексией? Ответ на этот вопрос всегда будет индивидуальным, но относительно общим критерием может быть эффект от рефлексии: приводит ли этот процесс к положительным изменениям в жизни, более глубокому и четкому пониманию себя и окружающего мира. При этом важно помнить, что рефлексия часто может быть очень непростым трудом, не однозначно приятным и комфортным процессом.
Важнее всего здесь прислушаться к себе и определить, что работает именно для вас. Для одного идеальной ситуацией для рефлексии будет прогулка по лесу или городу, для другого — время перед сном или за рабочим столом. Музыка, запахи, физическое состояние — со всем этим также можно экспериментировать, чтобы найти формат, подходящий именно вам.
Онлайн тест определяющий уровень вашей рефлексивности
Рефлексия – это способность развернуть фокус внимания вглубь себя с целью узнать лучше. То есть, по факту, рефлексировать – это размышлять над своим состоянием, придавать анализу поступки, действия и пытаться осознать чувства, которые возникают и переживания. Обращение к совести также является рефлексией, так как человек в этот момент пытается понять, насколько нравственно или аморально себя повёл и каким образом можно искупить вину за проступок.
По своей направленности различают интрапсихическую и интерпсихическую. Первая является актом самовосприятия, когда личность анализирует собственную психику, в то время как вторая помогает понять окружающих людей, их чувства, мотивы поступков и прочие характеристики уже чужой психики. Также различают рефлексивность по временному отрезку, например, ситуативная – она отвечает за анализ непосредственно чувств и поведения в данный момент, в данной ситуации, ретроспективная за прошлые события, а перспективная – планирование и размышления о будущем. И сегодня я предлагаю Вам пройти тест на рефлексивность и проферить насколько она у вас развита.
Тест на уровень рефлексивности
Навигация (только номера заданий)
0 из 19 заданий окончено
Информация
Внимательно изучите вопросы, выбрав на каждый из них всего один вариант, только А, В или С. Важно указывать ответ, который первым пришёл в голову, именно тогда он будет являться истинным. Эта информация только для Вас, поэтому постарайтесь быть честным с самим собой, не думая о том, как лучше или правильней. Ниже вы узнаете интерпретацию полученных результатов.
Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.
Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.
Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:
Результаты
Вы набрали 0 из 0 баллов ( 0 )
Рубрики
Показатель низкого уровня рефлексивности, что свидетельствует о Вашем неумении планировать и ставить цели, а также анализировать свои ошибки, чтобы в будущем их не допускать. Порой не понимаете причин некоторых поступков окружающих, а всё потому, что не ставите себя на их место, отчего и возникает нетерпимость к инаковости. Не всегда отслеживаете чувства, которые испытываете, а когда Вам на них указывают – испытываете растерянность. Вам стоит уделить больше внимания познанию себя, тогда и строить с другими отношения будет проще. Для начала попробуйте ознакомиться со статьёй «12 лучших упражнений для развития способности эмпатии», она поможет стать более осознанным.
У Вас средний уровень рефлексивности. Вы достаточно эмоциональная личность, по крайней мере, обращаете внимание на чувства, как свои, так и окружающих, это помогает Вам лучше понимать себя и достигать успеха. Не всегда анализируете свои поступки, хотя это могло бы помочь избежать ошибок в будущем, о котором Вы мало заботитесь, так как фокус внимания направлен на события, происходящие в настоящем времени. Именно поэтому знакомые и близкие люди считают Вас непосредственным и несерьёзным. Чтобы исправить ситуацию, рекомендую ознакомиться с информацией, предоставленной в статье «Что такое тайм-менеджмент, или как эффективно управлять своим временем».
Вы рефлексивная личность, отчего получаете массу признания и уважения от окружающих, особенно коллег. Порой бываете медлительны, так как практически каждое событие в жизни тщательно анализируете и осмысливаете. Вам важно себя хорошенько исследовать, тогда меньше тревоги и больше понимания о том, как следует жить, что нужно делать, а что нет. У Вас отлично выходит прогнозирование будущего, так как строите свои выводы на наблюдениях, полученном опыте и прислушиваетесь к внутреннему голосу, то есть интуиции, которая редко Вас подводит. Чтобы стать более чувствительным и осознанным, рекомендую ознакомиться с методами, указанными в статье «Лучшие 13 упражнений для развития необычайно сильной интуиции».
Опросник рефлексивности Карпова
Уникальная технология опросника Карпова позволяет определить рефлексию определенной личности, однако многие не знают о том, что представляет собой данная психологическая характеристика и что она определяет.
Рефлексивность – это способность человека выходить за рамки собственного «Я», то есть изучать, размышлять, а также анализировать определенные вещи путем сравнения всевозможных личностей или событий со своей жизнью. Как противоположность импульсивности, рефлексивность является характерной особенностью людей, которые перед тем, как выполнять определенные действия, стараются изначально поразмыслить над различными внутренними гипотезами, и потом уже отбрасывают из них те, которые кажутся наименее правдоподобными.
Другими словами, рефлексивные люди всегда принимают только взвешенные и обдуманные решения, проводя предварительный анализ всех возможных вариантов решения тех или иных проблем. В данном случае вам нужно ответить на несколько простых вопросов, позволяющих определить, насколько вы являетесь рефлексивным.
Пройти онлайн тест на рефлексивность
Низкий уровень рефлексивности. Вы не склонны лишний раз задумываться и проводить анализ ситуации, действуете скорее по наитию. Вами больше руководят эмоции и импульсы, нежели разум, что доставляет вам немало проблем в жизни.
Средний уровень рефлексивности. Вы стараетесь подходить к принятию решений с умом, но выходит не всегда. В некоторых ситуациях эмоции берут над вами верх и вы действуете необдуманно, импульсивно. Вам есть над чем работать, но вы уже на правильном пути.
Высокий уровень рефлексивности. Вы любите все взвешивать, анализировать и рационально подходить к разрешению жизненных проблем. Это отличное качество, которое ни раз вас выручало и помогало избегать неблагоприятных последвий. Люди с таким складом ума отлично чувствуют себя как на технических специальностях, так и на гуманитарных. Друзья и знакомые к вам могут смело обращаться за советом.