что такое терапевтическая группа в гештальт подходе
Психологическая помощь онлайн
Психолог, гештальт-терапевт, групповой ведущий, супервизор Студии
В последнее время вокруг появилось множество предложений побывать на различных мероприятиях психологической направленности… Тренинги, семинары, терапевтические группы, вебинары и т. п. Но мне бы хотелось чуть подробнее остановиться на двух основных форматах: тренингах и терапевтических группах и, поскольку я веду группы и тренинги в гештальт-подходе, также поговорить об особенностях гештальта применительно к этим групповым форматам.
Гештальт-подход в групповом формате
В гештальт-терапии есть ряд принципов, которые делают ее практически незаменимой для групп и тренингов. Например, гештальт отвечает на вопрос «как», работает на границе контакта индивида со средой и придерживается принципа «здесь и сейчас». Эти «фишки» в комплексе с групповым форматом позволяют каждому участнику группы или тренинга увидеть, как (с какими трудностями сталкивается, что его останавливает, какие чувства испытывает) он взаимодействует со средой (другими участниками) здесь и сейчас (в пространстве группы).
О гештальт-тренинге
Под тренингом чаще всего понимают некое мероприятие, где можно получить необходимые навыки по какой-либо теме, т.е. где тренер будет обучать правильному поведению, объяснит, как нужно действовать, и предложит попробовать теорию на практике. Как в спорте, где есть правильная техника, которую необходимо отработать. Такие тренинги существуют, и они часто полезны, в такой форме обычно предлагаются, например, тренинги ораторского мастерства, тренинги продаж или тренинги обольщения представителей противоположного пола. Тренинг в гештальте — это, скорее, тренинг поиска ответов в себе самом. Это возможность использовать особенности метода для исследования своих собственных особенностей и работы с ними. Т. е. если на обучающем тренинге вам говорят, что нужно сделать, то в гештальт-тренинге вам, скорее, помогут исследовать, как у вас что-то не получается или получается, и что именно вы для этого делаете. В результате вы уйдете, скорее, с пониманием вашего внутреннего процесса и пониманием, что именно вам нужно изменить в себе, нежели с инструкцией от ведущего, что делать. В качестве примера можно привести работу со сложностями в установлении границ. Если участники склонны со всеми соглашаться, не могут сказать «нет», не могут обозначить свои потребности, то тренер в тренинге предложит упражнение (смоделирует ситуацию), которое поможет лучше рассмотреть возникающие в момент, когда участник говорит «да», чувства, узнать больше о том, что именно заставляет его соглашаться и сдавать свои позиции. В такие моменты может появиться понимание, что это страх агрессии со стороны другого или страх осуждения или отвержения… И все эти предположения можно также проверить в упражнении и получить новый опыт.
Терапевтическая гештальт-группа
Терапевтическая группа — это модель нашей жизни и мира, который нас окружает. Можно сказать, что это эксперимент, в котором, как под микроскопом, становятся заметны привычные способы поведения. Каждый участник имеет возможность «прожить жизнь» в ясно очерченных и безопасных пространственных и временных границах группы и исследовать, как его проживание «жизни» в группе связано с его реальной жизнью. Возможность взаимодействия с другими участниками делает привычные процессы очень явными, и их можно увидеть на группе с помощью ведущих, а также можно пробовать что-то новое и получать обратную связь. Если в тренинге есть изначально заданная тема и специально созданные под нее упражнения, то в группе у каждого участника может выявиться именно его тема — то, с какой сложностью в жизни сталкивается именно он. Например, тот, кто привык оставаться в стороне, на группе будет тоже принимать мало участия, тот, кто привык быть в центре внимания, таким же будет и в групповом процессе. К этим проявлениям как-то отнесутся другие участники, кого-то будет злить чья-то «болтовня», и возникнет диалог, в котором каждый поймет важное о себе и другом, кому-то будет недостаточно внимания, а кто-то так и не рискнет сказать что-то важное другому. И все это с помощью ведущих в живом пространстве группе поможет участникам узнать, как они останавливают себя, не слышат своих потребностей или делают с собой что-то еще, что отдаляет их от других или сближает…
В чем разница?
Чтобы чуть четче обозначить разницу между терапевтической группой и тренингом, можно посмотреть на их различия по конкретным параметрам. Цель. Для тренинга — исследовать конкретную тему и расширить осознавание своих процессов в ней. Для группы, скорее, обнаружить свои трудные места во взаимодействии с другими и проработать их, посмотреть по-новому на себя и других. Структура. У тренинга более жесткая структура. Обычно, тренер заранее знает, что именно будет происходить на тренинге, количество упражнений, их длительность и т. п. Группа — более свободный формат, участникам предоставляется достаточно много свободы, чтобы могли происходить динамические процессы, формироваться отношения между участниками. Длительность и периодичность. Тренинг, чаще всего, — разовое мероприятие. Для группы очень важно, как развиваются отношения между участниками, поэтому группы обычно длительные, например, в течение года с периодичностью встреч один раз в две недели. Но есть и интенсивные группы, когда участники проводят вместе несколько дней с утра до вечера. Глубина. Группа — конечно, более глубокий формат, в ней больше возможностей для раскрытия участников, сильнее связанность между ними, выше безопасность самопредъявления.
Смешение форматов тренинга и терапевтической группы
Не могу не отметить, что довольно часто встречаются и смешанные форматы. Например, можно встретить тематические группы, в которых ведущие проводят упражнения, но вместе с этим и оставляют место для самостоятельного бытия группы, акцентируя, конечно, больше внимания на процессах имеющих отношение к заявленной теме.
«1 Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Aenean euismod bibendum laoreet. Proin gravida dolor sit amet lacus accumsan et viverra justo commodo. Proin sodales pulvinar tempor. Cum sociis natoque penatibus et magnis dis parturient montes, nascetur ridiculus mus. »
Группы психологической поддержки в гештальт формате
Занятия в гештальт-группах – для тех, кто хочет научиться распознавать и уметь проявлять эмоции, что побуждает к развитию осознания собственного Я и продвижению к зрелости.
Кроме того, когда у одного из участников происходящие в группе события вызывают особо сильные впечатления, цепная реакция интенсивных эмоций может захватить всех. И находясь на «горячем стуле» ты через много лет заявляешь своему папочке или своей бывшей возлюбленной и т.п…:
В некоторых гештальт-группах работа не ограничивается общением руководителя с одним из участников. «Горячий стул» становится еще и «кочующим», то есть на нем оказывается то один клиент, то другой. В каждый данный момент работа идет только с одним членом группы, но в беседу когда угодно могут по собственному почину включиться другие. Фактически в группе существует понимание того, что любые происходящие в ней события имеют значение для всех её членов и требуют их внимания. Таким образом, все участники вовлекаются в групповой процесс и попадают под воздействие индивидуальной терапии. В последнее время растет понимание того, что гештальт-терапия вполне совместима с изучением группового процесса и групповой динамики. В тех гештальт-группах, которые признают важность групповых процессов, ярко проявляется социальная взаимодействующая природа индивидуально-личностной работы. Если какой-то член группы просит о помощи, то наверняка найдутся и члены группы, которые негативноотнесутся к его просьбе, и члены группы, которые окажут помощь и поддержку. В такой модели все межличностные действия и попытки общения признаются необходимыми и поощряются.Целью гештальт-группы является пробуждение организмических процессов в каждом участнике. Долговременной целью группы является достижение личностной зрелости путем избавления от старых непродуктивных форм поведения и создания новых поведенческих стереотипов, и каждый используемый терапевтом прием должен поддерживать члена группы на пути к полному функционированию и подлинности.Каждый раз, когда руководитель фокусирует внимание группы на сознавании процессов, принадлежащих внутренней и внешней зонам, способность членов группы адекватно взаимодействовать с окружением и с самими собой возрастает. Концентрированность эмоций и переживаний — одна из особенностей гештальт-группы. Гештальт-терапия предусматривает наличие в группе такого руководителя, который, являясь активной и сильной личностью, будет побуждать к самостоятельности и независимости и других участников. Конечная цель гештальт-терапии — самореализация.
Основные процедуры работы в группах.
В гештальте существует три большие формы терапевтической практики: отдельные семинары, пролонгированные группы и тематические семинары.
Как правило, они длятся три — пять дней и позволяют ознакомиться с гештальт- терапией или стилем работы какого-либо практикующего терапевта, иногда они имеют какую- нибудь направленность или тематику, например – о взаимоотношениях
в браке, в коллективе и т.п.
На гештальт-группах вы можете:
И стать сильной, уверенной, спонтанной творческой личностью! Проблематика: межличностные отношения, внутриличностные конфликты, отношения в семье, расставания, утрата, стрессовые ситуации, недовольство жизнью, подавленная жизненная активность.
В работе группы используются:
В целом, можно говорить о том, что, занятия в гештальт группах способствуют более полному осознанию себя и внешнего мира, помогает во многом избавиться от невротических и других болезненных симптомов, научиться чувствовать свои эмоции, возникающие образы, физические проявления в организме, возникающие как реакция на внешние раздражители.Человек перестаёт быть инфантильным и принимает на себя всю полноту ответственности за свои поступки, свои реакции, свою жизнь.Он не только получает устойчивый эффект ощущения полноты и радости жизни, избавляется от своих скрытых психологических проблем, но и открывает в себе много новых талантов и способностей.
Руководитель психологической студии «ВЕК»
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.
Гештальт-терапия — что это, методы терапии, плюсы и минусы
Поговорим о том, чем гештальт-терапия отличается от других направлений, и кому она подходит. А еще наконец-то разберемся с тем, что же такое «гештальт».
Гештальт-терапия — популярное направление. Она подходит для работы с отношениями, эмоциями, самооценкой и другими проблемами, с которыми люди сталкиваются каждый день. Но иногда клиенты опасаются обращаться к гештальтистам, потому что не знают, что это такое — в отличие от психоанализа или кбт, которые у всех на слуху. Исправим это!
Гештальт терапия — это
Направление психотерапии, которое помогает человеку обрести или возобновить контакт с самим собой, своими эмоциями и потребностями. Иногда в разных ситуациях мы теряем этот контакт и перестаем понимать себя. Главная задача гештальт-терапии — аутентичность. То есть, после курса клиент лучше понимает себя, более открыто реагирует на происходящее с ним, учится самостоятельно решать проблемы и добиваться целей.
Что такое гештальт терапия простым языком: объясняем на примере
Сергей пытается, но не может наладить отношения со своими взрослыми родителями. Все попытки поговорить выливаются во взаимные упреки, совместные ужины заканчиваются конфликтами, Сергей постоянно злится, но не может прекратить общение.
Когда он обращается к гештальт-терапевту, они вместе разбирают текущую ситуацию. Терапевт подробно спрашивает, какие именно эмоции вызывают у Сергея эти конфликты. Что он чувствует, когда звонит родителям, приезжает к ним, думает о них. Сначала Сергей говорит только о злости, но со временем на поверхность всплывают и другие противоречивые чувства: он с детства ждет от родителей одобрения и поддержки, он хочет получить это от них — но каждый раз чувствует себя маленьким мальчиком, которого спрашивают «Четыре? А почему не пять?». Ему обидно, он не чувствует себя достаточно хорошим человеком, если не получил их одобрения.
Задача гештальт-терапевта в нашем примере — вернуть Сергею ощущение собственного «я» и его значимости вне зависимости от действий и слов родителей. Не обязательно выбирать ту работу и отношения, которые родители одобрят — а потом обижаться на них за это и транслировать обиду в отношениях. Можно быть просто взрослыми людьми, которые дороги друг другу и пытаются выстроить комфортные отношения.
Причина проблем может крыться в детстве, но разбираться с ней надо здесь и сейчас.
Гештальт-терапия больше опирается на эмоции, чем на логику — в этом ее отличие от когнитивно-бихевиоральной терапии. Также это направление не предполагает долгой и глубокой работы с детством. Причина проблем может крыться в детстве, но разбираться с ней надо здесь и сейчас.
Основные положения гештальт-терапии
Гештальт-терапия — это продолжение гештальт-психологии. Ее открыл Фриц Перлз в 1940-х годах. Перлз сначала учился на психоаналитика, а потом увлекся популярной в то время гештальт-психологией, которая изучала восприятие. Ее идея была в том, что любой образ стремится к завершению. Gestalt — с немецкого языка переводится как «образ». Давайте подробнее поговорим о том, что это такое.
Что такое гештальт
Психологи заметили, что наш мозг всегда стремится распознавать целостные, завершенные образы. Пример: если показать человеку незаконченный рисунок из разрозненных элементов — он будет видеть в нем целостные фигуры. Это и называется «гештальтом».
Вы можете видеть на первой картинке белый круг, на второй — квадрат, а на третьей — треугольник, хотя на самом деле это всего лишь комбинация разных других фигур.
В гештальт-терапии гештальт — это некая незавершенная ситуация, которая продолжает давить на человека. Ситуация может «не завершиться» из-за того, что не были проговорены мысли и эмоции, которые человек испытывал в процессе. Даже если физически все закончилось (например, отношения разорвались) — психологически незавершенность будет давить.
Осознанность, актуальность, ответственность
Когда клиент работает над ситуацией вместе с терапевтом, говорит о своих переживаниях — происходит осознавание. В дальнейшем клиенту нужно стремиться к осознанности во всем, что он делает. Это — главное условие счастливой жизни, согласно положениям гештальт-терапии.
На гештальт-терапии важно возвращаться в ощущение «здесь и сейчас». В прошлом какие-то вещи могли ранить нас, но здесь и сейчас они не причинят нам вреда, мы можем быть свободны от них. С этим связано понятие актуальности — работать только с теми вещами, которые волнуют клиента и происходят с ним в данный период.
Чтобы жить действительно свободно, нужно брать ответственность за свои решения. Когда мы ответственны за свою жизнь, мы всегда можем исправить в ней что-то сами. Нам не нужно ждать разрешения или одобрения других людей.
Чтобы жить действительно свободно, нужно брать ответственность за свои решения.
Важнейшее понятие гештальт терапии —
Контакт или цикл контакта. Это — психологическое взаимодействия человека со всем, что его окружает и с чем он соприкасается. В контакте важно не только взаимодействие, но и границы. То есть, человек должен понимать, что он — отдельная личность, несмотря на то, что другие могут влиять на него и наоборот.
Прерывание контакта (также ключевое понятие гештальт-терапии) как раз приводит к «незавершенности». Цель терапии — возобновить прерванный контакт, довести его до завершения и отрефлексировать.
Плюсы и минусы
Очевидный плюс гештальт-терапии в том, что она работает напрямую с чувствами клиента. Благодаря этому на терапии можно решать самые разные запросы:
— Отношения с людьми
— Неуверенность в себе, проблемы с самооценкой и границами
— Потеря и поиск смысла жизни
— Проблемы с работой и карьерой, профориентация
— Трудности в осознавании и выражении эмоций
Минус гештальт-терапии в том, что она предназначена для работы со здоровыми людьми. То есть, для работы с расстройствами личности, тяжелыми психическими расстройствами или психотическими состояниями гештальт-терапия противопоказана.
Что такое терапевтическая группа в гештальт подходе
Нестабильность окружающего мира как контекст жизни современного человека стала уже традиционной темой для научной психологии XXI века. Интенсивный темп жизни, меняющиеся социально-экономические условия, размытость моральных норм усложняют процесс построения внешних опор и актуализируют поиск внутренних ресурсов. В качестве основных показателей психологического благополучия выступает не только приспособление и умение справляться с трудностями окружающего мира, но и способность преобразовывать его. По мере усиления неопределенности, стратегии адаптации и совладания начинают дополняться стратегиями самоорганизации и авторского жизнетворчества.
На каждого из нас постоянно действует система различных, часто разнонаправленных факторов, и мы имеем возможность как оставаться в рамках этой системы, так и трансцендировать её – через механизмы самодетерминации. Таким образом, сейчас способность человека самоопределиться и занять собственную позицию по отношению к детерминантам его поведения, индивидуальность и самодостаточность выступают на первый план и признаются ценными качествами личности.
При этом в социальных науках все чаще поднимается вопрос о дефиците способности современного человека к установлению психологической близости, формированию и поддержанию гармоничных отношений. На первый взгляд может показаться, что человек, стремясь к автономии, «платит» за это некоторой изолированностью от других людей. Однако такое понимание автономии устарело. Сейчас автономия уже не считается синонимом независимости. Человек, как социальное и культурное существо, не может быть независимым от общества, в котором он сформировался и живет. Автономия, в отличие от аутичности, предполагает взаимодействие с другими людьми и способность инициативно включаться и действовать в различных ситуациях.
«Автономия» в переводе с древнегреческого означает «своезаконие» (autos – сам и nomos – закон). В самом общем виде под личностной автономией понимаются такие проявления в поведении, сознании, чувствах и мыслях человека, которые обусловлены именно его личностными побуждениями и решениями, а не ситуативными факторами, неосознаваемыми внутренними импульсами, желаниями или социальными требованиями [2].
Несмотря на то, что в психологии последних лет наблюдается значительный интерес к изучению личностной автономии, данная проблема остается разработанной не в полной мере. Большинством авторов (например, Д.А. Леонтьев, О.Е. Дергачева) признается значимость данного психологического явления, его структурная неоднородность, а также отсутствие общепризнанных операциональных определений. Проблематика личностной автономии пришла в психологию из философии, где она рассматривалась как свобода воли, и само номинальное понятие автономии только начинает обретать свой статус в профессиональной психологической сфере.
Наиболее интересным для нас представляется изучение двух аспектов конструкта личностной автономии: автономии как механизма саморегуляции (поведенческая автономия) и автономии как характеристики межличностного взаимодействия (автономия во взаимоотношениях).
В первом ключе личностная автономия рассматривается как синоним самодетерминации. При наличии автономии человек переживает свое поведение как самоопределяемое (выбор способа поведения осуществляется самостоятельно на основе внутриличностных детерминант) и соответствующее его потребностям, ценностям и интересам. Под этим углом зрения личностная автономия наиболее полно рассмотрена в теории самодетерминации Деси Э. и Райана Р. Автономия противопоставляется здесь подкрепляемым реакциям, удовлетворению неосознаваемых влечений и влиянию других детерминант поведения. Человек осознает свои потребности и осознанно выбирает способы их удовлетворения, с учетом информации, получаемой из окружающей среды.
Во втором ключе автономия понимается как способность устанавливать и поддерживать эмоциональные связи с другими людьми без страха потерять себя в близких отношениях или при отсутствии отношений. Это особый тип привязанности, складывающийся у людей, принимающих взаимозависимость и осознающих при этом свою самодостаточность [4]. Здесь она противопоставляется чрезмерной эмоциональной зависимости от других людей и отчужденности. «Человек может быть автономно взаимозависящим, будучи, таким образом, вольно зависимым от других и аутентично осуществляя заботу о других. Вдобавок, человек может быть неавтономным в своей независимости, разбивая узлы взаимоотношений, чтобы доказать собственную самоценность или умиротворить некоторые другие контролирующие силы» [10]. В рамах отечественных исследований автономия в этом контексте изучалась Т.В. Казанцевой [4].
Практически общепризнано, что личностная автономия является индикатором достижения личностной зрелости, ключевым звеном личностного развития, а ее дефицит может приводить к психическим нарушениям разной степени тяжести [2].
Современные исследователи (О.П. Макушиной, Н.Н. Поскребышева) говорят о том, что личностная автономия не является врожденной характеристикой, а формируется в детском и подростковом возрасте при благоприятных условиях развития. Проводились исследования, направленные на выяснение семейного контекста становления автономии, исследования, посвященные становлению личностной автономии детей и подростков [6, 8]. Вопрос о том, что именно может способствовать развитию личностной автономии взрослого человека, остается открытым. Вместе с тем признается, что уровень личностной автономии не является неизменной психологической характеристикой – нарушения, возникшие в сфере личностной автономии, могут быть устранены посредством психотерапевтической работы [2].
Теоретические основы гештальт-терапии позволили нам предположить, что этот подход содержит ресурс для развития личностной автономии. Основой метода гештальт-терапии является осознавание – процесс фокусированного внимания и восприятия своих чувств, мыслей, телесных ощущений в отношениях с людьми или во взаимосвязи с окружающим миром, переживаемых в данный конкретный момент. Результатом процесса осознавания становятся изменения восприятия нового опыта и детерминации поведения [7].
Гештальт-терапия направлена на то, чтобы помочь человеку восстановить свои границы с окружающей средой, научиться осознавать собственные потребности и механизмы самоблокирования процесса их удовлетворения, осознавать себя в актуальном контакте с реальностью, пробовать новые способы поведения и брать ответственность за свою жизнь [5], а именно это и является основой автономного поведения.
В процессе гештальт-терапии создаются специальные условия для этого. Гештальт-терапевт поддерживает инициативу клиента, позволяя ему самостоятельно находить решение своей проблемы через повышение уровня осознанности, дает значимую обратную связь на проявляемую клиентом активность, уделяет ему свое время и внимание, предоставляя возможность проявить себя при сопровождении и поддержке значимого человека (терапевта).
Групповая работа, построенная на принципах гештальт-подхода, акцентирует значимость межличностных контактов между участниками группы. Группа представляет собой своеобразную «лабораторию контакта» [9], где участники через взаимодействие друг с другом, начинают лучше осознавать свои границы (отделять свои мысли, чувства, убеждения), интегрировать отторгаемые (неосознаваемые) части своей личности, проецируемые на других людей [3], что способствует повышению автономии во взаимоотношениях.
Цель нашего исследования состояла в том, чтобы выяснить, способствует ли групповая работа в гештальт-подходе развитию личностной автономии, а именно таких ее аспектов, как поведенческая автономия и автономия во взаимоотношениях.
Материалы и методы исследования
Для оценки автономного поведения использовался русскоязычный опросник каузальных ориентаций (адаптация О.Е. Дергачевой), который представляет собой описание различных житейских ситуаций с тремя возможными способами реакций, свойственными трем типам поведения (автономного, внешне мотивированного и беспомощного). Для оценки автономии во взаимоотношениях использовался тест профиля отношений (адаптация О.П. Макушиной), состоящий из утверждений, разделенных по трем шкалам: зависимость от других людей, отчужденность, автономия.
В исследовании приняли участие 48 человек в возрасте 25–36 лет. Это 24 участника двух гештальт-групп и 24 участника контрольной группы, сформированной методом парного дизайна. Контрольная группа были подобрана таким образом, чтобы уровень выраженности автономии в ней не имел существенных отличий от гештальт-групп на начальном этапе исследования.
Участники экспериментальных групп проходили групповую терапию в гештальт-подходе в течение одного года (100 часов). На данном этапе осуществлялось критериально-ориентированное наблюдение за активностью участников гештальт-групп. Фиксировалось количество клиентских индивидуальных работ каждого участника, и оценивалась активность участников при внутригрупповом взаимодействии, исходя из теоретических положений о групповой динамике в гештальт-группах.
Результаты исследования и их обсуждение
По завершении работы гештальт-групп уровень поведенческой автономии повысился практически у всех участников. Выраженная динамика наблюдалась у 50% участников, средний темп роста – у 25% участников, у 17% произошли незначительные изменения, у 8% наблюдалась отрицательная динамика.
В контрольной группе у 54% произошли незначительные изменения, у 29% темп роста был средним, у 13% динамика была отрицательной, и только у 4% наблюдалась выраженная динамика.
Уровень автономии во взаимоотношениях в гештальт-группах также повысился у большей части участников. Выраженная динамика наблюдалась у 46%, средний темп роста – у 25% человек, незначительные изменения – у 21% участников. У 8% динамика была отрицательной.
В контрольной группе только у 4% наблюдалась выраженная динамика, у 42% темп роста был средним, еще у 42% произошли незначительные изменения, отрицательная динамика была у 12%.
Изменения внутри гештальт-групп были различными – в зависимости от степени и характера активности ее членов. Участники были условно разделены на три подгруппы: «активно вовлеченные», «сосредоточенные на себе» и «наблюдатели».
«Активно вовлеченные» участники проявляли активность и в индивидуальных работах на «горячем стуле», и в групповой динамике, «сосредоточенные на себе» участники проявляли активность в индивидуальных работах со своими клиентскими заявками, но в меньшей степени участвовали во взаимодействии с другими, «наблюдатели» заняли самую пассивную позицию в группе, не проявляя активности ни в одном из двух групповых процессов.
Для оценки различий в динамике уровня выраженности автономии участников гештальт-групп нами был использован непараметрический U-критерий Манна-Уитни.
Были выявлены значимые различия (p = 0,01) в динамике уровня выраженности поведенческой автономии в двух активных подгруппах и подгруппе «наблюдателей». В подгруппе «наблюдателей» произошли средние и незначительные изменения, у одного человека динамика была отрицательной. В двух активных подгруппах темпы роста были высокими практически у всех.
Кроме того, было установлено различие в повышении уровня автономии во взаимоотношениях у «активно вовлеченных» участников по сравнению с «сосредоточенными на себе» (p = 0,01) и «наблюдателями» (p = 0,05).
Рис. 1. Динамика поведенческой автономии у участников гештальт-групп
Рис. 2. Динамика поведенческой автономии у участников контрольной группы
Рис. 3. Динамика автономии во взаимоотношениях у участников гештальт-групп
Рис. 4. Динамика автономии во взаимоотношениях у участников контрольной группы
Интересно, что у самой неактивной подгруппы «наблюдателей» произошло более значительное увеличение уровня автономии во взаимоотношениях по сравнению с подгруппой «сосредоточенных на себе». Это можно объяснить «эффектами наблюдателя» – человек, который ничего не делает, помимо того, что слушает и наблюдает, обычно замечает события, имеющие для него весьма конкретное значение. Возможность наблюдать позволяет продуцировать полезное внутреннее научение [1].
Сами участники после завершения обучения в гештальт-группах также отметили проявляющиеся в их жизни за пределами группы изменения, которые указывают на повышение уровня личностной автономии. Участники указывали, что они в большей степени позволяют себе проявлять реальные чувства при взаимодействии с другими людьми и принимать их поддержку, лучше распознают свои потребности и предъявляют их окружающим, умеют замечать свою ответственность, а не только ссылаться на независящие от них обстоятельства, способны принимать решения, опираясь не только на ожидания окружающих, но и на свои чувства и потребности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что групповая гештальт-терапия может выступать в качестве одного из средств развития личностной автономии во взрослом возрасте. В перспективе результаты нашего исследования можно использовать на практике в работе с людьми, которые обращаются за помощью в связи с проблемами, связанными с дефицитом личностной автономии.