что такое теория управления

Теория управления

Тео́рия управле́ния — наука о принципах и методах управления различными системами, процессами и объектами.

Основами теории управления являются кибернетика и теория информации.

Суть теории управления состоит в построении математической модели на основе системного анализа объекта управления (ОУ) и синтезе алгоритма управления (АУ) для получения желаемых характеристик протекания процесса или целей управления.

Содержание

История

Первое самоуправляемое устройство было построено Ктезибием из Александрии (примерно в 250 году до н. э.). Его водяные часы использовали сифон как регулятор потока воды. До этого изобретения считалось, что только живые существа способны модифицировать свое поведение в ответ на изменения в окружающей среде.

Следующим шагом в развитии саморегулирующихся систем управления с обратной связью стали центробежный регулятор паровой машины Джеймса Уатта (1736—1819), и термостат Корнелиса Дреббеля (1572—1633).

Математическая теория устойчивых систем с обратной связью была разработана в XIX веке.

В связи с развитием паровых машин, потребовались регуляторы, которые могли бы автоматически поддерживать установившийся режим их работы. Универсальность математических методов, полученных в данной теории, перевела ее в область наук, занимающихся изучением абстрактных математических объектов, а не их конкретных технических реализаций.

Определение и задачи

Кибернетика установила, что управление присуще только системным объектам. Для них характерно понижение энтропии, направленность на упорядочение системы.

Процесс управления можно разделить на несколько этапов:

Конечной целью теории управления является универсализация, а значит согласованность, оптимизация и наибольшая эффективность функционирования систем.

Методы управления

Методы управления, рассматриваемые теорией управления техническими системами и другими объектами, базируются на трёх фундаментальных принципах:

Управление можно разделить на два вида:

При иерархическом управлении цель функционирования системы задается её надсистемой.

Примеры современных методов управления:

Внедрение выбранного метода управления

При внедрении чего-нибудь нового всегда существует предрасположенность к возникновению революционной ситуации, когда «верхи не могут управлять по-новому, а низы не желают жить по-старому». Поэтому должен быть разработан также алгоритм переходного процесса, который обеспечил бы бесконфликтный переход систем к новому для них виду функционирования.

Классификация

Имеются следующие наиболее общие подходы к теории управления:

Источник

Теория управления как наука, ее методологические основы

Теория управления – это наука, изучающая закономерности процесса управления и формирование отношений, возникающих в процессе управления.

Предметом изучения теории управления является процесс управления разнообразными видами деятельности, осуществляемыми в учреждении (организации) в соответствии с содержанием работы, общими и специальными функциями руководителей.

Теория управления позволяет осмысленно подойти к построению управляющей и управляемой подсистем, соотнести методы управления и с их помощью упорядочить процесс управления, эффективно использовать технические средства управления.

Теория управления образовательной системой как целостная наука изучает следующие вопросы:

• методологические аспекты управления образовательной системы;

• структуры системы управления (статическую и динамическую);

• объективно-субъективные тенденции развития системы управления образовательной системой в перспективе;

• содержание процесса управления и его специальные и общие функции с учетом специфики образовательной системы;

• принципы, на которых строится как процесс управления образовательной системой, так и процессы взаимосвязи с внешними системами (в т. ч. с вышестоящими инстанциями);

• формы и методы управления образовательной системой, методы и приемы воздействия на управляемую систему (технология принятия управленческих решений);

• создание материально-технической базы управляющей системы и техники управления;

• кадровая политика управляющей системы, централизованная подготовка кадров управления и их резерва и т. д.

Наука управления складывалась как межотраслевая область в ходе дифференциации и интеграции знаний. Изучение процессов управления образовательными системами обнаруживает необходимость использования знаний и положений философии, социологии, политологии, психологии, экономики, кибернетики, физиологии, этики и эстетики и других наук. Развиваясь на стыке различных отраслей знаний, наука управления позволяет увидеть научную взаимозависимость и на основе глубокого анализа разработать более совершенную систему форм и методов управления образовательными системами целостного характера. Исследователи вполне правомерно относят ее как к теоретическим, так и прикладным наукам.

Особенности состояния теории управления в целом и образовательными системами, в частности, характеризуют следующие методологические подходы: конкретно-исторический, комплексный, процессный, системный и ситуационный.

Конкретно-исторический подход предполагает прямую и непосредственную зависимость процессов управления образовательной системой (напр., школой) и существующих в них отношений от реального воздействия педагогических факторов, ей присущих. При этом следует постоянно учитывать, как эти факторы изменяют и развивают систему управления. К примеру, современная образовательная система любого уровня в системе непрерывного образования подлежит реформации (перестройке), что не может не сказаться на системе управления (на управляющей и управляемой подсистемах). Данный фактор повлечет за собой изменения в управляющей системе, будет способствовать ее дальнейшему развитию, что непосредственно скажется на дальнейшем развитии и управляемых подсистем.

Комплексный подход к исследованию проблем управления связан с необходимостью использования методов исследования смежных наук, так как сам процесс управления многоаспектен и рассмотрение происходящих в нем явлений в их взаимосвязи позволит разработать рекомендации для руководителей образовательных систем различного типа и уровня.

Процессный подход рассматривает в целом процесс управления как хронологически упорядоченную и циклически организованную систему управленческих функций. Следовательно, важным условием успешного управления является эффективность управленческих функций и правильная их соорганизация в рамках единого процесса. Любая организация, в т. ч. и образовательное учреждение, как система имеет свою внутреннюю логику и живет по своим взаимосвязанным законам. Отсюда важнейшим условием эффективного управления заключается в учете этой системной логики образовательного учреждения.

Системный подход в исследовании позволяет увидеть в целом всю систему управления, ее управляющую и управляемую подсистемы. В свою очередь каждую из подсистем можно представить системой, с присущей ей подсистемами – и так далее до простых единиц (элементов), которые не могут быть раздроблены. Данная технологическая процедура управления образовательной системой различного уровня позволит установить связи между всеми системами и подсистемами ее, являющиеся отражением необходимых отношений.

Такая структурная иерархия (по вертикали и горизонтали) позволяет увидеть не только все ступени структуры управления, но и представить иерархию задач («древо задач»), понять каждую ступень управления в ее функциональном значении.

В теории управления новым и достаточно распространенным в настоящее время является ситуационный подход, который тесно связан с системным. Согласно этой связи, любая организация (в т. ч. и образовательная система) – это открытая система, находящаяся в постоянном взаимодействии с внешней средой. В результате такого взаимодействия (приспособления) в образовательной системе различного уровня происходят различные внутренние изменения. Следовательно, главная причина этих изменений находится в той ситуации, в которой она функционирует. Поэтому в данном подходе понятие ситуации стало ключевым. Ситуация определяется как конкретная система обстоятельств и условий, которые наиболее сильно влияют на организацию в данное время. В свете этого подхода, искусство руководства заключается в умении правильного выбора оптимальных приемов и способов руководства, определяемые не всеобщностью характера и своей универсальностью, а именно ситуацией управления.

Одной из главных методологических проблем теории управления является проблема закономерностей процесса управления. В исследованиях, посвященных образовательным системам (в частности, школе), этой проблеме ученые уделяли наименьшее внимание.

Только такой руководитель школы или другого образовательного учреждения, который понимает, каким закономерностям подчинен процесс управления, сможет дать глубокий анализ происходящим в учреждении процессам, явлениям, фактам и принять необходимое и правильное решение.

Учитывая требования объективных закономерностей управления, руководитель сумеет не только создавать условия, соответствующие им, но и реально будет видеть пути совершенствования всей системы управления.

Кроме того, без знания объективных закономерностей системный подход к управлению невозможен. Охарактеризуем их.

Так, система управления служит механизмом поддержания целостности государственной системы непрерывного образования, являясь также единой и целостной:

• управление школой осуществляется на основе единого общественного интереса, что способствует созданию единой, многоступенчатой структуры системы управления;

• подчиненность и соподчиненность в работе разных элементов структуры управления определяются единством существующей цели;

• временные нарушения в функционировании отдельных элементов системы управления не нарушают целостности ее функционирования;

• существует сложная цепь отношений в структуре системы управления, проявляющаяся через коммуникативные связи от верхних уровней иерархии до низших ее ступеней, и эта цепь неразрывна;

• несмотря на существование на разных ступенях разнообразных организационных форм управления, отношения между управленческим аппаратом разных ступеней также устойчивы;

• механизм управления школой функционирует на всех ступенях управленческой иерархии в системе разнообразных отношений: финансово-экономических, организационно-педагогических, организационно-технических, социально-психологических, но все они подчинены единой цели;

• школа имеет материально-техническую базу, являющуюся общественной собственностью, следовательно, и объективной основой единства системы управления;

• как общественная собственность требует единой системы управления, так и единая система управления поддерживает общественную собственность и существующие производственные отношения;

• все объективные законы развития общества и производства в своей совокупности действуют и определяют характер системы управления.

Единство системы управления школы, как закономерность, обусловливает целостную четкость, координацию и согласованность, пропорциональность и гармонию функционирования школы, и, опосредованно, всей многоуровневой системы непрерывного образования.

Дата добавления: 2016-01-18 ; просмотров: 1720 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Содержание понятия «теория управления» и ее основные категории

что такое теория управления. Смотреть фото что такое теория управления. Смотреть картинку что такое теория управления. Картинка про что такое теория управления. Фото что такое теория управления что такое теория управления. Смотреть фото что такое теория управления. Смотреть картинку что такое теория управления. Картинка про что такое теория управления. Фото что такое теория управления что такое теория управления. Смотреть фото что такое теория управления. Смотреть картинку что такое теория управления. Картинка про что такое теория управления. Фото что такое теория управления что такое теория управления. Смотреть фото что такое теория управления. Смотреть картинку что такое теория управления. Картинка про что такое теория управления. Фото что такое теория управления

что такое теория управления. Смотреть фото что такое теория управления. Смотреть картинку что такое теория управления. Картинка про что такое теория управления. Фото что такое теория управления

что такое теория управления. Смотреть фото что такое теория управления. Смотреть картинку что такое теория управления. Картинка про что такое теория управления. Фото что такое теория управления

Клод Гельвеций, французский философ, сказал: «Всякий, изучающий историю народных бедствий, может убедиться, что большую часть несчастий на земле приносит невежество». Любой современный специалист в сфере управления должен владеть и теорией, и практикой, и искусством управления.

Теория управления – древняя наука, берущая начало не с времен американских инженеров XIX века, а с произведений античных мыслителей, рассуждавших об искусстве управления людьми в разных сферах – политике, торговле, военных действиях, дипломатии. Управление должно иметь свою теорию, ибо никакой опыт отдельного руководителя или даже управленческой команды не может учесть всего многообразия управленческих ситуаций.

Теория управления – это совокупность знаний о законах и закономерностях, методологии и методах осуществления управленческой деятельности. Наука управления создает, систематизирует и распространяет знания о том, как именно осуществлять управленческую деятельность с опорой на знание трех базовых наук – психологии, экономики и права.

Управление – особый вид отношений между людьми, который заключается в том, что один человек хочет добиться от другого того, чего этот другой сам по себе бы не делал. Поэтому понятием «управление» обозначается одна из самых неопределенных и размытых категорий. Мы управляем самолетом, своим свободным временем, коллективом. Возникает вопрос, что есть управление по своему характеру – процесс или результат, энергия или информация, и как можно получать больше, чем отдавать? Если управление – древнейшее искусство и новейшая наука, то каковы же ее основные категории?

Специалисты в области управления сходятся во мнении, что управление основывается на собственных принципах и законах и содержит специфические для него категории.

Приняв за основу определение управления как целенаправленного воздействия, можно считать его основными категориями: объект и субъект управления, система, механизм, процесс и метод управления.

Субъект управления – управляющая подсистема, воздействующая на другие элементы системы управления. Это источник воздействия, которым может выступать тот, кто имеет на это полномочия: городская дума, директор завода, менеджер банка и др. Субъект управления как звено, часть социально-экономической системы оказывает воздействие на всю систему в целом.

Объект управления – управляемая подсистема, воспринимающая управленческие воздействия от управляющей подсистемы (как акт согласования деятельности людей). Объектами управления могут быть территориальные общности людей, отрасли, виды ресурсов, группы людей и отдельные личности и т.д.

Объект и субъект управления соотносятся, как часть и целое (рис.1).

что такое теория управления. Смотреть фото что такое теория управления. Смотреть картинку что такое теория управления. Картинка про что такое теория управления. Фото что такое теория управления

Соотношение субъекта и объекта управления

Так как главный элемент социально-экономической системы – человек, то последний может выступать и субъектом, и объектом управления. Каждый член общества управляет его развитием через избирательную систему, в то же время именно на человека направляется управляющее воздействие. И человек, и организация реагируют на управляющие воздействия не пассивно, а с учетом своих интересов. Человек может принять управленческое воздействие, следовать ему, а может и не принять, и от этого будет зависеть эффективность всей системы управления в целом.

Система управления – совокупность функций и полномочий, необходимых для осуществления управленческого воздействия. Систему управления можно представить как совокупность звеньев, осуществляющих управление, а также связей между ними. Система управления включает в себя и средства осуществления управленческих воздействий, такие как интересы, ценности, мотивы, установки, стимулы.

Методы управления – это способы выполнения различных функций для осуществления воздействий, различающиеся характером исполнения. Метод управления диктует конкретная ситуация и характер решаемой проблемы.

Механизм управления – это совокупность средств и методов воздействия на деятельность людей, коллективов. Механизм – это сцепление различных рычагов, определяющих возможность движения. Рычаги бывают личностные, экономические, психологические, социальные и т.д. Особенность механизма управления состоит в возможности усиливать или ослаблять влияние средств управления, выбирать средства воздействия (схема 3).

что такое теория управления. Смотреть фото что такое теория управления. Смотреть картинку что такое теория управления. Картинка про что такое теория управления. Фото что такое теория управления

что такое теория управления. Смотреть фото что такое теория управления. Смотреть картинку что такое теория управления. Картинка про что такое теория управления. Фото что такое теория управления что такое теория управления. Смотреть фото что такое теория управления. Смотреть картинку что такое теория управления. Картинка про что такое теория управления. Фото что такое теория управления что такое теория управления. Смотреть фото что такое теория управления. Смотреть картинку что такое теория управления. Картинка про что такое теория управления. Фото что такое теория управления что такое теория управления. Смотреть фото что такое теория управления. Смотреть картинку что такое теория управления. Картинка про что такое теория управления. Фото что такое теория управления что такое теория управления. Смотреть фото что такое теория управления. Смотреть картинку что такое теория управления. Картинка про что такое теория управления. Фото что такое теория управления

Средства управления (то, с помощью чего можно управлять)
Методы управления (способы приведения рычагов в действие)
Механизм управления

Процесс управления, как уже отмечалось, это последовательность действий, из которых формируется управленческое воздействие. Он характеризует процессуально-содержательную сторону управления.

Таким образом, понятие системы управления характеризует статику управления, понятие процесса управления – его динамику, понятие механизма – способ организации управления. Процесс управления не может быть осуществлен любым механизмом управления. Механизм управления не может реализовать любой процесс управления. Чтобы эффективно управлять, надо знать основные категории теории управления, ибо управление – это потребность, которая реализуется сознательно.

Предметом теории управления являются управленческие отношения, в которых одновременно проявляются экономические, социальные и политические интересы, а также тенденции развития практики управления.

Структура любой науки обусловлена задачей изучения различных сторон одного и того же объекта. Каждая наука имеет свою теорию, каждая научная теория имеет свой предмет.

Для определения структуры теории управления рассмотрим принципиальный процесс формирования научной теории.

Циклический процесс формирования научной теории имеет следующие этапы:

1.Наблюдение за происходящими процессами, за данными предметной области науки и их анализ.

2.Формализация, систематизация, классификация наблюдаемого, составление типологии.

3.Разработка научных и прикладных основ для выполнения анализа и синтеза.

4.Обобщение данных и создание теоретических основ науки: формулирование принципов, описание закономерностей и зависимостей.

5.Создание методологии исследования процессов, научной теории.

6.Накопление статистических данных и корректировка методологии.

Аналогично общему подходу и процессу формирования научной теории этапы развития теории управления представлены на схеме 4.

Источник

Современные теории управления

Тео́рия управле́ния — наука о принципах и методах управления различными системами, процессами и объектами.

Основами теории управления являются кибернетика и теория информации. Суть теории управления: на основе системного анализа составляется математическая модель объекта управления (ОУ), после чего синтезируется алгоритм управления (АУ) для получения желаемых характеристик протекания процесса или целей управления.

Историческое развитие управленческих идей связано с развитием типов культуры. «Человек управляющий» – всегда носитель ценностей и смыслов какого-либо типа культуры или типа общества: доиндустриального, индустриального, постиндустриального.

Кроме того, на развитие концепций управления оказывают непосредственное и опосредованное влияние психология и социология. Если речь идет о том, что на теории управления влияют психологические теории, говорят о психологизаторстве, если в управленческих теориях чувствуется влияние социологических идей, говорится о социологизаторстве.

Для психологизаторского подхода характерной считается установка на понимание человека следствием его развития, естественной адаптации к окружающей среде. Психологизаторство в управлении можно последовательно проанализировать на примере концепций лидерства, мотивации персонала, психологии принятия решений, проблемы психологического климата в организации, организационной культуры, в маркетинге.

В середине XX века бихевиористские наработки широко использовались не только в управлении, но и в политике. В какой-то степени бихевиоризм воспринимался как альтернатива провиденциализму и детерминизму

классической философии и экономической теории XIX века. Положительное влияние бихевиоризма на развитие управления проявилось в следующем. Во-первых, само по себе управление в целом и отдельные его сферы (например, маркетинг) индуцированы предельной бихевиористской установкой на анализ поведенческой составляющей человека. Некоторые управленческие теории представляют собой рекомендации по поведению субъектов управления. В маркетинге создавались и создаются различные модели покупательского поведения. Перед теоретиками стоит задача – дать ориентиры для менеджера, определив конкретные мотивы контрагента, покупателя-индивида, участника группового взаимодействия соперничающих между собой семейных, профессиональных групп, групп по интересам. Во-вторых, бихевиоризм открыл возможность анализировать причины расхождений между принципами, ценностными установками человека и конкретным решением о покупке. Наконец, бихевиоризм оказался чрезвычайно эффективным в соотношении «затраты-результат». Слабость бихевиористской установки заключена в ее неспособности дать нравственную оценку покупательскому поведению. При этом технические приемы и процедуры абсолютизируются.

Постбихевиористская реакция 90-х гг. и стремление учесть бессознательные факторы в развитии личности породили ситуативные теории управления (П. Друкер) и «ситуативный» маркетинг.

Психологизаторство в управлении проявляется в следовании советам идей психоанализа. Широко распространен «психоаналитический» маркетинг, который исследует язык рекламы, роль метафор, феномены лидерства, имиджа, так называемого «тесного мира».

«Когнитивный» маркетинг исходит из того, что колебания человека между сомнением, верой и твердым убеждением должны быть устранены. Требование «знание товара и его свойств» в настоящее время фиксируется на национальном законодательном уровне.

Социологизаторство проявляется в широком спектре теорий от концепций маркетинговой среды, которая может трактоваться как возрастная, природная, научно-техническая, образовательная, политическая и культурная среда, до институционального анализа рынка, товаров и услуг. Маркетинг интересует поведение потребителей не как отдельных членов общества, но как представителей разных социальных групп. Он изучает покупательское поведение и юридических лиц, т.е. организаций, фирм, правительственных, образовательных учреждений и институтов, в системе бизнес-бизнес.

В середине XX века в управлении господствовала неопозитивистская установка: научный подход (Тэйлор), методология системного анализа (Берталанфи), количественные и математические методы. Управленцы исходили из того, что должно быть специальное, профессиональное и математически точное знание, отделенное от идеологии и ценностных установок. Неопозитивистская установка обнаруживается в обязательном требовании верификации и эксплицитности. Верифицированность самого управления подразумевает математические методы обобщения информации, повышение роли статистики.

Под влиянием естественнонаучной позитивистской методологии для анализа аномалий покупательского поведения, кризисных явлений рынка успешно применялись общенаучные методы сбора, обработки информации.

Следует указать, что в развитии концепций управления действуют закономерности смены философских и общенаучных парадигм, поскольку меняется представление о ключевом пункте концепций «человека управляющего» от экономического субъекта эпохи Модерна до живого, чувствующего, понимающего человека современной эпохи. Можно предположить, что развивающийся в настоящее время «антропологический» маркетинг представляет собой такую попытку. Антропологический маркетинг опирается на философские представления о человеке как универсальном культурно означенном саморазвивающемся (трансформирующемся) феномене (А. Гелен). Вслед за антропологическим поворотом в философии в маркетинге возникает представление о покупателе как о человеке, воспринимаемом Другим в контексте коммуникации (герменевтика, феноменологический подход). Отсюда идеи диалога с покупателем, интенции встречи и понимания.

Существующее сегодня смещение акцентов в сторону плюральности и множественности типов покупательского поведения заданы парадигмальной установкой мультикультурализма. Антропологический маркетинг исходит из идей многообразия актуализирующегося «человеческого» в человеке, он ориентирован на сложность, многомерность человека. Он заимствует философско-антропологическая методологию, которая призвана осмыслить человека как одновременное сочетание универсального бытия и множественности исторически изменчивых способов существования в культуре. Ценность антропологического маркетинга заключена в учете тех заимствований, которые возникают в результате влияния одной культуры на другую.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *