что такое тэо в пятерочке
Что такое технико-экономическое обоснование, когда оно необходимо, как его подготовить и чем оно отличается от бизнес-плана + примеры
Существует мнение, что технико-экономическое обоснование – это уменьшенная копия бизнес-плана, содержащая все его основные моменты и характеристики. В действительности это не так. Несмотря на схожесть двух понятий, между ними есть существенные различия. О том, что представляет собой технико-экономическое обоснование, о порядке и правилах его составления, а также отличиях между ТЭО и бизнес-планом пойдет речь в статье.
Что такое ТЭО?
Технико-экономическое обоснование (ТЭО) – печатное подтверждение технической состоятельности проекта и целесообразности его реализации с экономической точки зрения. Другими словами, ТЭО – это реализованная на бумажном носителе идея, целью которой выступает, например, создание нового объекта или модернизация существующего строения.
Основная задача при разработке технико-экономического обоснования заключается в оценке расходов на реализацию инвестиционного проекта, прогнозирование результатов, определение сроков окупаемости вложений.
Отличия между ТЭО и бизнес-планом
В некотором роде оба понятия идентичны друг другу. Главное отличие заключается в том, что задача ТЭО – обосновать уже внедренный на предприятие проект, а бизнес-плана – целесообразность существования компании в целом. Поэтому при составлении ТЭО в документе не учитываются исследования отдела маркетинга, рыночной конкуренции, технология производства от начала и до конца, процесс реализации готовой продукции. То есть ТЭО – это более короткий, но емкий, содержательный документ.
Составляя технико-экономическое обоснование, во внимание принимают следующие моменты:
Бизнес-план включает четыре основных информационных блока:
В ТЭО нет маркетингового блока, но в производственно-технологическом разделе уделяется больше внимания обоснованию технологии и способам организации производства.
Другими словами, если не требуется предоставить инвестору описание о том, почему произведенный товар будет хорошо покупаться по ценам, которые заявлены производителем, то можно составить ТЭО.
В каких случаях нужно технико-экономическое обоснование: цели и задачи
На протяжении экономического развития предприятия постоянно происходят различные изменения. Суть технико-экономического обоснования заключается в том, чтобы рассчитать возможные или предполагаемые изменения. Здесь же отражаются расходы, которые понесет организация, чтобы выполнить тот или иной проект.
ТЭО отвечает на вопрос, стоит ли вкладывать в проект средства в конкретном объеме, помогает оценить ситуацию, которая сложится на предприятии после того, как будут внесены качественные или количественные изменения в его работу. Составляя ТЭО, во внимание принимают множество разнообразных факторов, которые могут прямо или косвенно повлиять на предприятие и показать, как сильно изменятся результаты деятельности фирмы.
В грамотно составленном документе будет сразу видна эффективность вложений, и станет понятно, требуется внедрить другие изменения в производственный процесс или управление персоналом, или может быть необходимо кредитование, потому что собственных и привлеченных средств окажется недостаточно.
ТЭО составляется при оснащении технологий производства, закупке нового оборудования, выборе и внедрении усовершенствованных технологий.
Как правило, составляет ТЭО предприниматель, разрабатывающий новое направление деятельности, самостоятельно или с привлечением группы опытных специалистов. Если он ищет источник финансирования, то любой инвестор прежде, чем вложить деньги в проект, запросит его технико-экономическое обоснование.
Структура и процесс подготовки ТЭО
ТЭО в мире бизнеса – наиболее часто встречающееся понятие. Есть определенная структура, но она не является обязательной, допускает изменения и отступления. Все зависит от категории проекта, его особенностей, сложности предполагаемых перемен.
Как правило, в данном документе описывается направление деятельности компании, выбор местоположения предприятия, вид товаров, детальное обоснование стоимости продукции. Главным пунктом ТЭО выступает финансовая часть проекта. Здесь же указываются основные источники вложений, а также порядок, сроки погашения задолженностей.
В состав ТЭО входят следующие разделы:
Сроки подготовки
На срок подготовки влияет несколько моментов:
Таким образом, чтобы подготовить технико-экономическое обоснование, придется потратить не менее 1 месяца. Максимальный срок подготовки документа доходит до года и даже выше.
Пример ТЭО проекта
Варианты технико-экономического обоснования бывают разные, в зависимости от рассматриваемых и выдвинутых к решению проблем:
Вариант №1
Вариант №2
Вариант №3
Пример ТЭО кредита
Если на развитие бизнеса необходимо оформить кредит, то без составления ТЭО не обойтись. С помощью документа заемщик докажет кредитору на что будут потрачены средства, когда деньги будут возвращены. Обычно ТЭО для банка не отличается большим объемом. Тем не менее от грамотно составленного обоснования будет зависеть решение: дадут кредит заемщику или нет. Примерный ТЭО для кредитной организации выглядит следующим образом:
Заключение
Грамотный пример ТЭО – документ, в котором коротко и лаконично отражены все моменты выдвигаемого к реализации проекта. После ознакомления с содержащейся в нем информацией, инвестор или банк должны четко понимать идею и целесообразность нового направления. Сам процесс реализации проекта здесь описывать не нужно, требуется только привлечь внимание инвестора.
Организация торгово-технологического процесса в универсаме «Пятёрочка»
Магазин располагает комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Основным торговым помещением является торговый зал, который занимает большую долю в общей площади магазина. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. В торговом зале организованы рабочие места продавцов, кассиров, продавцов-консультантов, кассиров-контролеров и других работников магазина. Устройство и планировка торгового зала отвечают требованиям рациональной организации совершаемых здесь операций. Важнейшими из этих требований являются: свободное движение покупательского потока; обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобства для ориентации покупателей.
Рациональное планировочное решение торгового зала легче всего обеспечивается при соотношении его сторон 1:1 при максимальном шаге колонн. Торговый зал имеет больший периметр глухих стен и перегородок, что очень важно для расширения возможности установки торгового оборудования.
По своему назначению площадь торгового зала магазина подразделяется на такие основные зоны: площадь, занимаемая оборудованием для выкладки и демонстрации товаров; площадь, занимаемая узлами расчетов; площадь проходов для покупателей.
В магазине применяется линейная с поперечным размещением оборудования система.
При размещении оборудования в торговом зале обращено внимание на необходимость обеспечения рациональной направленности покупательских потоков, так как для большинства покупателей характерна тенденция перемещаться в магазине в направлении против часовой стрелки.
Направленность движения покупателей используют для того, чтобы им был обеспечен хороший обзор торгового зала, и потоки покупателей по возможности не пересекались.
Для определения общей эффективности технологической планировки торгового зала применяют следующие показатели:
Коэффициент установочной площади. Он представляет собой отношение суммарной установочной площади оборудования к общей площади торгового зала.
Коэффициент демонстрационной площади. Он определяется как отношение суммарной демонстрационной площади оборудования к общей площади торгового зала.
Можно сказать, что расширенное рассматривание содержания торгово-технологических процессов и технико-экономических показателей зданий магазинов, предполагает практически одинаковый расчет показателей и предлагает оптимальное значение показателей, которое составляет 0, 3.
Форма торгового зала магазина ООО «Агроторг» имеет прямоугольную конфигурацию. Эта форма удобна, т. к. позволяет рационально разместить торговое оборудование, организовать процесс подачи товаров в торговый зал, предусмотреть движение покупательских потоков. Общая площадь магазина 1500м2. Вся площадь торгового зала подразделяется следующим образом:
— площадь для размещения торгового оборудования;
— место для движения покупателей;
— площадь для работы продавцов.
Холодильные витрины –предназначены для кратковременного хранения и демонстрации предварительно охлаждённых продуктов.
Холодильные горки (охлаждаемые стеллажи) –торговое оборудование, используемое для демонстрации и кратковременного хранения достаточно широкого ассортимента продукции.
Стеллажи –это идеальное оборудование для магазинов любого профиля.
Холодильные шкафы –это вертикальные среднетемпературные охлаждаемые шкафы для демонстрации продуктов и напитков.
Торгово-технологическое оборудование в универсаме «Пятёрочка» представлено в таблице 6.
Вид оборудования | Количество, шт | Цена, Рублей | Сумма, Рублей |
Холодильная витрина «Илеть» | 3 | 5491 | 16473 |
Холодильные горки «VENETO» | 2 | 94120 | 188240 |
Холодильные горки «Марихолодмаш» | 2 | 82428 | 164856 |
Холодильные витрины «Нова» | 3 | 18802 | 56408 |
Хлебные стеллажи | 2 | 3250 | 6500 |
Стеллажи островные двухсторонние | 2 | 13200 | 26400 |
Пристенные стеллажи | 4 | 7200 | 28800 |
Холодильные шкафы | 2 | 22480 | 44960 |
Кондитерские витрины «VENETO» | 2 | 59493 | 118986 |
Охлаждаемые прилавки | 3 | 24500 | 73500 |
Кассовые боксы | 2 | 13480 | 26960 |
Итого | 752083 |
Согласно таблице 6 в универсаме «Пятёрочка» используется торговое оборудование: три холодильных витрины «Илеть» стоимостью 16 473 рубля; две холодильных горки «VENETO» на сумму 188 240 рублей; две холодильных горки Марихолодмаш на сумму 164 856 рублей; три холодильных витрины «Нова» стоимостью 56 408 рублей; два хлебных стеллажа на сумму 6500 рублей; два стеллажа островных двухсторонних стоимостью 26 400 рублей; четыре пристенных стеллажа на сумму 28 800 рублей; два холодильных шкафа стоимостью 44 960 рублей; две кондитерские витрины «VENETO»на сумму 118 986 рублей; три охлаждаемых прилавка стоимостью 73 500 рублей; два кассовых бокса на сумму 26 960 рублей. Итого в универсаме «Пятёрочка» имеется торгового оборудования на общую сумму 752083 рубля.
Планировка универсама «Пятёрочка» с учетом функциональных зон торгового зала указана на рисунке 2.
Планировка универсама «Пятёрочка» с учетом функциональных зон торгового зала
Рисунок 2 – Планировка универсама
Площадь торгового зала – это часть магазина, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчётов и обслуживания покупателей, площадь контрольно – кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.
Технологические показатели универсама «Пятёрочка» представлены в таблице 7.
Показатели | Значение показателя |
Общая площадь магазина, м2 | 1500 м 2 |
Торговая площадь магазина, м2 | 1200 м 2 |
Доля торговой площади в общей площади магазина, % | 1200 м 2 |
Коэффициент эффективности использования площади магазина, Кэ | 0,8 % |
Установочная площадь, м2 | 600 м 2 |
Коэффициент установочной площади магазина, Ку | 50% |
Демонстрационная площадь магазина, м2 | 400 м 2 |
Коэффициент демонстрационной площади магазина, Кд | 33% |
Коэффициент эффективности использования площади магазина:
Кэ=Sт.з/Sоб, = 1200/1500=0,8%
где Sт.з-торговая площадь магазина, Sоб-общая площадь магазина.
Чем выше поученное значение, тем эффективнее используется площадь магазина. Наиболее оптимальным считается соотношение торговой и неторговой площади 70/30.
Коэффициент установочной площади магазина, Ку:
Ку=Sу/Sт.з,=600/1200=0,5%
Где Sу-установочная площадь магазина, Sт-торговая площадь магазина.
Это показатель эффективности размещения оборудования в торговом зале. Рекомендованный коэффициент 0,25-0,35.
Коэффициент демонстрационной площади магазина, Кд:
Кд=Sд/Sт,=400/1200=0,33%
где Sд-демонстрационная площадь, S-площадь торгового зала.
Это показатель эффективности использования площади выкладки товаров.
Оптимальная величина этого коэффициента в магазинах самообслуживания 0,7-0,75 или 70-75%.
Из таблицы 7 видно, что площадь торгового зала, используется эффективно, торгового оборудование установлено эффективно, демонстрационная площадь используется эффективно.
В таблице 7 технологические показатели универсама «Пятерочка» наглядно показано: торговая площадь универсама «Пятёрочка» используется эффективно, торговое оборудование размещено на 0,5 кв.м., площадь выкладки товаров использована эффективно на 33%.
«Пятерочка» автоматизирует управление доступностью товаров
Система прогнозирует вероятность продажи товаров с точностью до часа.
Источник: «Пятерочка»
Торговая сеть «Пятерочка» внедряет новую автоматизированную систему управления товарной представленностью. Пилот проводился на базе 600 магазинов сети в разных регионах и был направлен на увеличение товарной доступности, повышение розничного товарооборота и экономию ресурсов на администрирование процессов. Проект является одним из элементов масштабной цифровой трансформации «Пятерочки».
Система работает на основе чековой аналитики за последние шесть месяцев: автоматически прогнозирует вероятность продажи товаров с точностью до часа и информирует при выявлении отклонений. Так, если товар с большой вероятностью уже должен был быть реализован, но числится на остатках, то система формирует сигнал, который транслируется в конкретный магазин. Информация обрабатывается администрацией магазина: сотрудники перепроверяют ситуацию и оперативно решают ее. Например: дополнительно выставляют товар на полку, проверяют ценники или актуализируют данные по остаткам. При этом для пользователей системы также работает портал поддержки, который позволяет сопровождать их на всех этапах — от проверки до устранения проблемы.
Ранее управление товарной доступностью осуществлялось в ручном режиме — непосредственно ответственными сотрудниками конкретных магазинов торговой сети. Внедрение автоматизированной системы управления товарной доступностью направлено на повышение доступности товаров и позволяет разгрузить сотрудников магазина. В ходе пилота рост доступности топовых товаров составил порядка 1%, ресурсная потребность на администрирование процессов сократилась на 0,83%.
Сейчас система анализирует весь ассортимент, формируя оповещения в среднем по 60 PLU (код идентификации товара) в день — по наиболее вероятным кейсам. В планах расширить каналы коммуникации для удобства сотрудников и увеличения скорости реагирования. До конца года решение планируется масштабировать на всю сеть.
Ранее «Пятерочка» запустила пилот по продаже мелкой бытовой техники.
О Пятёрочке
История
Торговая сеть Пятёрочка была основана в 1998 году. Её основателями считаются:
Первый магазин Пятёрочка был открыт в 1999 году в г. Санкт-Петербург по адресу: проспект Славы, дом 30 (в помещении супермаркета SPAR).
К январю 2000 г. Северная столица насчитывает уже семнадцать магазинов. Торогвая сеть становится победителем общенационального рейтинга “Лучшая сеть” и открывает учебный центр по подготовке кадров и повышению квалификации сотрудников.
В 2002 году принято решении запустить развитие франчайзинговой сети, что дает еще больший толчок развитию Пятёрочки.
К 2004 году Пятёрочку узнают не талько в России, магазины сети становятся известны на рынках Украины и Казахстана.
В 2009 году торговая сеть “Пятёрочка” объявлена маркой №1 в России (в номинации “Торговая сеть”).
Придерживаясь своего основного принципа – “магазин в шаговой доступности” – торговая сеть за 20 лет своего существования переросла в одну из крупнейших сетей на просторах России с чистой розничной выручкой 1 000 863 млн. рублей.
Красный и зеленый цвета магазина с красивым логотипом «5» известны чуть ли не каждому жителю нашей страны, поскольку в 2018 году число магазинов тороговой сети Пятерочка перевалило за 13 000. Юбилейным стал универсам в городе Владикавказ.
Владелец торговой сети “Пятёрочка”
Не многим известно, что федеральная торговая сеть «Пятёрочка» находится в управлении компании X5 Retail Group, которая включает в себя:
Что же касается генерального директора торговой сети “Пятёрочка”, то им до недавнего времени была Ольга Наумова, которая покинула этот пост в апреле 2018 года. В настоящее время на пост гендиректора назначен Сергей Гончаров. До прихода в Пятёрочку, Сергей около 5 лет возглавлял розничную сеть “Магнит Косметик”.
Структура акционерного капитала X5 Retail Group, %
Структура акционерного капитала представлена на рисунке ниже:
Акционеры | % |
САЕ Holdings S.A. | 47,86 |
Intertrust Trustees Ltd (Axon Trust) | 11,43 |
Директора X5 | 0,06 |
Казначейские акции | 0,01 |
Акционеры с владением меньше 3% | 40,63 |
Общее число акций — 67 893 218, что эквивалентно — 271 572 872 ГДР
Как видно CTF Holdings S.A. (консорциум Альфа-Групп) принадлежит львиная доля X5 Retail Group – 47,86%. В свою очередь 40% CTF Holdings S.A. принадлежит Михаилу Фридману. Также крупные пакеты акций принадлежат исполнительному директору ТНК-BP Герману Хану и председателю совета директоров «А1 Групп» Алексею Кузьмичеву. Именно этих людей в большей степени можно назвать хозяевами “Пятёрочки”, поскольку именно они владеют львиной долей X5.
Кто они, владельцы “пятёрочки”
Торговая сеть Пятёрочка сегодня
Ассортимент товаров “Пятёрочки” очень широк и разнообразен. Каждый покупатель найдет здесь все, что ему необходимо. А постоянные акции делают покупки еще выгоднее и приятнее, например:
По итогам 2018 года чистая выручка компании X5 Retail Group составила:
Торговая сеть | млн руб в 2018 году | млн руб в 2017 году |
“Пятёрочка” | 1 197 772 | 1 000 863 |
“Перекресток” | 230 848 | 186 936 |
“Карусель” | 90 818 | 89 302 |
“Экспресс” | 9 769 | |
ИТОГО x5 Retail Group | 1 525 015 | 1 286 870 |
По сравнению с 2017 годом чистый доход компании увеличился на 18,5%.
Более подробную информацию о финансовой отчетности за 2018 год смотрите в официальном отчете.
«Пятёрочка» автоматизирует управление доступностью товаров
. Проект является одним из элементов масштабной цифровой трансформации «Пятёрочки».
Система работает на основе чековой аналитики за последние шесть месяцев: автоматически прогнозирует вероятность продажи товаров с точностью до часа и информирует при выявлении отклонений. Так, если товар с большой вероятностью уже должен был быть реализован, но числится на остатках, то система формирует сигнал, который транслируется в конкретный магазин. Информация обрабатывается администрацией магазина: сотрудники перепроверяют ситуацию и оперативно решают её. Например: дополнительно выставляют товар на полку, проверяют ценники или актуализируют данные по остаткам. При этом для пользователей системы также работает портал поддержки, который позволяет сопровождать их на всех этапах — от проверки до устранения проблемы.
«Разработка и внедрение передовых решений, повышающих эффективность бизнес-процессов и улучшающих клиентский опыт гостей, позволяет нам удерживать лидерские позиции и является неотъемлемой частью глобальной цифровой трансформации „Пятёрочки“. Доступность товаров на полке — важнейший фактор, который в конечном счёте влияет и на показатели РТО, и на впечатление гостя от посещения нашего магазина. В среднем по рознице упущенные продажи из-за некорректной представленности товара могут доходить до 10%. Причём зачастую это просто человеческий фактор. Поэтому мы активно автоматизируем рутинные процессы, например, конкретно в случае с товарной представленностью мы разработали уникальное для розничного рынка решение, которое отвечает всем запросам ритейлера и позволяет эффективно выявлять и решать возникающие проблемы с товарной доступностью, минимизируя нагрузку на персонал», —
отметил Сергей Попов, директор по операциям и розничным технологиям торговой сети «Пятёрочка»
Сейчас система анализирует весь ассортимент, формируя оповещения в среднем по 60 PLU (код идентификации товара) в день — по наиболее вероятным кейсам. В планах расширить каналы коммуникации для удобства сотрудников и увеличения скорости реагирования. До конца года решение планируется масштабировать на всю сеть.