что такое тема художественного произведения

Пoнятия тeмы и тeмaтики xyдoжecтвeннoгo пpoизвeдeния

Вы будете перенаправлены на Автор24

Тема и тематика художественного произведения – это категории литературоведения, которые используются в процессе анализа художественных произведений.

Тема произведения

Лексема «тема» широко используется в различных областях научного познания, общественной жизни. В основании термина – греческое понятие того, что положено в основу. В искусствоведении и литературоведении он используется в различных значениях, в качестве которых можно привести следующие:

Тема – это наиболее яркий элемент структуры, активный, акцентированный компонент художественной ткани, это то, что стало предметом интереса автора, его осмысления и оценивания.

Тема объединяет компоненты художественных конструкций, репрезентации, отражению авторского восприятия и оценивания темы подчиняются все другие компоненты: композиционная структура, средства выразительности, особенности наррации и т. д.

По своей сути, тема представляет собой внутренний смысл, который господствует над всеми остальными компонентами произведения. Тема должна быть актуальной, вызывать интерес читателя. В роли темы может выступать любой феномен или процесс, любое событие, элемент ландшафта, черта характера, любой предмет или звук. Единственное, что определяет тему – ее репрезентация в тексте. Причем, единого алгоритма воплощения, раскрытия темы не существует, он формируется непосредственно в процессе создания литературного произведения.

Тема представляет собой предмет изображения. Будучи явлением неязыковым, она неизменно выражается в лексических единицах: метафорах, сравнениях и т. д. Иначе говоря, тематическое поле формируется при помощи лексических единиц. Тема локализирована в тексте, но особенности ее репрезентации существенно отличаются.

Готовые работы на аналогичную тему

Тема – функциональная категория, существующая в интертекстуальном, межтекстовом пространстве. Более того, интерпретация темы зависит не только от автора, но и от особенностей читателя, уровня его образования, знакомства с литературными дискурсами, навыков анализа художественных текстов. Иначе говоря, восприятие темы произведения выходит далеко за пределы авторского замысла.

Более того, главной задачей автора часто становится внушение реципиенту темы произведения.

Иначе говоря, тема представляет собой:

Тематика произведения

Совокупность отдельных тем произведения сливается в его тематику.

Тематика – это не только и не столько набор определенных тем, проходящих через большое количество произведений автора, но и компонент, структурирующий и подчиняющий себе другие компоненты текста: конфликт, идею, сюжет, систему и поведение персонажей произведения, напрямую связанный и обусловленный особенностями авторского миропонимания.

Принимая во внимание тот факт, что художественный дискурс представляет собой отражение, своеобразное преломление реальности, действительности, которая отличается вариативностью, динамичностью, разноплановостью событий и процессов в ней протекающих, как правило, в произведении автор затрагивает не одну тему. Соответственно, тематика произведения отличается сложностью и многоплановостью.

Тематика произведения напрямую связана с авторским замыслом, с общей смысловой нагрузкой текста.

Важно добавить, что отдельные темы, как правило, повторяются в творчестве одного автора, что позволяет говорить о сознательном формировании тематики произведения, о важнейшем положении тех или иных тем внутри художественного мира, об их первостепенной значимости в оценке автора. Тема является компонентом повторяющимся. Сами повторяющиеся темы становятся своего рода символами, знаками художественного мира писателя.

И темы, и тематика сопряжены с обращением автора к внехудожественной реальности, действительности, без чего создание литературного произведения представляется невозможным. В основании художественного дискурса – материал, который извлекается автором из реальности.

В процессе создания своих произведений автор проникает глубоко в сущность реальности, тех или иных процессов, событий, которые волнуют его, стремится познать их. Соответственно, как тема, так и тематика – явления внехудожественные, извлеченные автором из действительности, осознанные, проанализированные и отраженные в слове. Тема и тематика в данном аспекте выступают исходным моментом художественного творчества, совокупностью идей, эмоций, чувств автора, ищущих достойной формы выражения, оформления.

В то же время, особенности воплощения темы и тематики неизменно подчиняются законам внутрихудожественной действительности.

Тема и тематика могут быть представлены в тексте:

Важно добавить, что деление тем на эксплицитные и имплицитные, внешние и внутренние весьма условно, поскольку любое произведение представляет собой целостность.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что тематика выступает более широкой, более общей категорией, чем тема. Выявление темы и тематики представляет собой одну из важнейших задач при изучении, анализе художественного текста. Указанные категории выступают как смысло-, так и структурообразующими, отражая авторское стремление выразить ту или иную мысль, привлечь, захватить внимание реципиента.

Источник

Основные понятия тема, идея, сюжет, композиция

Тема любви, её возникновения и развития, а возможно и окончания.
Тема отцов и детей.
Тема противостояния добра и зла.
Тема предательства.
Тема дружбы.
Тема становления характера.
Тема покорения космоса.

И так далее и тому подобное.

Поделим всех авторов на 4 условных категории.

1. Автор садится за роман и пишет всё, что приходит в голову, не задумываясь ни о каких темах литературных произведений.
2. Автор собирается написать, скажем, фантастический роман и отталкивается от жанра. Тема его не заботит, он вообще об этом не думает.
3. Автор холодно выбирает тему для своего романа, скрупулёзно её изучает и продумывает.
4. Автора волнует какая-то тема, вопросы о ней ему спать по ночам спокойно не дают, да и днём он мысленно то и дело возвращается к этой теме.

В результате получатся 4 разных романа.

Каждый автор сам выбирает, к чему ему стремиться, сам выбирает свои ориентиры.

Идея литературного произведения неразрывно связана с его темой и тот пример влияния романа на читателя, что я описал выше в 4 пункте нереален, если автор уделил внимание лишь теме, а об идее и думать забыл. Впрочем, если автора волнует тема, то идея, как правило, осмысляется и прорабатывается им с таким же вниманием.

«Гюстав Флобер ярко выразил свой идеал писателя, заметив, что подобно Всевышнему, писатель в своей книге должен быть нигде и повсюду, невидим и вездесущ. Существует несколько важнейших произведений художественной литературы, в которых присутствие автора ненавязчиво в той мере, как этого хотелось Флоберу, хотя самому ему не удалось достичь своего идеала в «Госпоже Бовари». Но даже в произведениях, где автор идеально ненавязчив, он тем не менее развеян по всей книге и его отсутствие оборачивается неким лучезарным присутствием. Как говорят французы, «il brille par son absence» («блистает своим отсутствием»)» © Владимир Набоков, «Лекции по зарубежной литературе».

Идейная оценка, которую даёт автор, описанным в его произведении явлениям и событиям, бывает двух видов и зависит, разумеется, от авторского мировосприятия.

Если автор принимает описанную в произведении действительность, то такая идейная оценка называется идейным утверждением.
Если автор осуждает описанную в произведении действительность, то такая идейная оценка называется идейным отрицанием.

Соотношение идейного утверждения и идейного отрицания в каждом произведении различно.

Читатель понимает отношение автора к тому или иному благодаря способу выражения мысли художественными средствами.

Есть два основных способа подачи идеи в произведении.

Выбирать вам, как подавать идею, но вдумчивый читатель наверняка поймёт тяготеет автор к тенденциозности или же художественности.

Внимание: сюжет основывается на конфликте, а конфликт разворачивается благодаря сюжету.

А почему такой «рассказ» не рассказ вовсе?

А потому, уважаемый автор, что сюжет имеет ряд составляющих и все они объединены понятием конфликт.

И автору художественной литературы их обязательно нужно знать.

1. Экспозиция.
2. Завязка.
3. Развитие действия.
4. Кульминация.
5. Развязка.

Ох уж эта композиция! Слабое место многих авторов-романистов, а нередко и авторов рассказов.

Монолог персонажа, описание пейзажа, лирические отступления и вставные новеллы, повторы и точка зрения на изображаемое, эпиграфы, части, главы и многое другое.

Композиция подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Источник

Тема, идея, проблематика художественного произведения

Тема — это основа произведения, его содержание; изображенные события и явления, которые исследует и оценивает автор.

что такое тема художественного произведения. Смотреть фото что такое тема художественного произведения. Смотреть картинку что такое тема художественного произведения. Картинка про что такое тема художественного произведения. Фото что такое тема художественного произведения

Тема может появляться в художественных произведениях многих писателей, она не является единой для определенного направления или рода литературы.

Тема произведения неразрывно связана с его идеей. М. Горький Писал, что «тема – это идея, которая зародилась в опыте автора, подсказывается ему жизнью, но гнездится во вместилище его впечатлений еще неоформленно, и, требуя воплощения в образах, возбуждает в нем позыв к работе ее оформления».

Тема
ГлавнаяЧастнаяВечная
Тема, определяющая единство художественного произведения, т.е та, без которой повествование потеряло бы связующую часть.
(Тема семьи в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети», изображение столкновения двух разных эпох).
Тема, не являющаяся основой произведения. Она может показывать разные стороны главной темы.
(Показ семейных отношений представителей двух разных эпох. Базаров и его родители, Аркадий и его семья в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Темы, общие для всей мировой литературы.
Тема отцов и детей, любви, смерти, войны.
И главная, и побочная темы в совокупности составляют тематику художественного произведения.

Идеямысль, определяющая содержание произведения. Она неотделима от образной системы и от формы.

что такое тема художественного произведения. Смотреть фото что такое тема художественного произведения. Смотреть картинку что такое тема художественного произведения. Картинка про что такое тема художественного произведения. Фото что такое тема художественного произведения

Идея может заключать мысль о необходимости переустройства общества (А. С. Грибоедов «Горе от ума»), о притягательности и одновременно бренности человеческой власти («Царь Эдип» Софокл).

Проблематика

Проблематика — это круг поставленных автором проблем в произведении. Проблема — это вопрос, требующий разрешения.

Источник

Тематика и проблематика художественного произведения

Центральная проблема произведения часто оказывается его организующим началом, пронизывающим все элементы художественной целостности. Во многих случаях произведения словесного искусства становятся многопроблемными, эти проблемы далеко не всегда разрешаются в пределах произведения. А.П. Чехов справедливо писал, отдавая приоритет даже перед идеей: «Вы смешиваете два разных явления: решение вопроса правильную постановку вопроса. Только второе обязательно для художника. В «Евгении Онегине» или «Анне Карениной» не решен ни один вопрос, но они вас вполне удовлетворяют, потому что все вопросы поставлены в них правильно» (Письмо А.С. Суворину от 27 октября 1888 г.)*. дает читателю возможность размышлять переживать, а это, в сущности, главное, ради чего мы обращаемся к литературе.

Типы

Мифологическая

Национальная

Социокультурная

Романная

Философская

Из сказанного легко можно сделать вывод о втором принципиальном отличии романной философской : последнюю почти не интересует динамика, акцент делается на статике. Для идейно-нравственной важен процесс формирования изменения идейно-нравственных основ человеческой личности, характера; философская занята установлением, «констатированием» существующих устойчивых закономерностей.

Так, стихотворения М.Ю. Лермонтова Н.А. Некрасова под общим названием — «Родина» — посвящены одной той же теме, но в них представлены разные проблемы: лирический герой Лермонтова размышляет над вопросом, что для него вмещает понятие «родина»,какую родину он любит; некрасовский же герой отвечает на вопрос, за что он ненавидит свою малую родину. Справедливо обратное утверждение: произведения, в которых поставлена одна та же проблема, могут иметь разнотематическую направленность. Например, проблема нравственного выбора (как сделать правильный выбор? что предпочесть: личное благополучие или благо других людей? чем может обернуться малодушие, сделка с совестью? т.п.) может быть представлена на разном жизненном материале: в произведениях, посвящённых военным событиям или частной жизни представителей разных эпох сословий т.д. («Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Война мир» Л.Н. Толстого, «Преступление наказание» Ф.М. Достоевского, «Живи помни» В.Г. Распутина, «Сотников» В. Быкова др.).

В русской классической литературе XIX—XX вв. наиболее актуальными были проблемы: человек и нравственный закон, человек и среда, человек и общество, личность и судьба, личность и честь, герой времени, духовно-нравственные искания, смысложизненный поиск и др.Идея (от греческого слова «idea» — то, что видно) — главная мысль литературного произведения, авторская тенденция в раскрытии темы, ответ на поставленные в тексте вопросы — иначе говоря, то, ради чего произведение написано.М.Е. Салтыков-Щедрин назвал идею душой произведения. Идея всегда субъективна (т.к. несёт отпечаток личности автора, его эстетических и этических взглядов, симпатий и антипатий) и образна (т.е.выражается не рациональным путём, а через образы, пронизывает всё произведение). Идея не представлена в художественном тексте эксплицитно, то есть явно; чтобы её увидеть, понять, необходимо детально и глубоко проанализировать текст.

что такое тема художественного произведения. Смотреть фото что такое тема художественного произведения. Смотреть картинку что такое тема художественного произведения. Картинка про что такое тема художественного произведения. Фото что такое тема художественного произведения12.03.2016, 79110 просмотров.

Источник

Лекция 5. Идея, тема, композиция, сюжет и фабула художественного произведения

Главные вкладки

Лекция 5. Идея, тема, композиция, сюжет и фабула художественного произведения.

1. Идея художественного произведения.

Идея (от греч. idea – первообраз, идеал) – основная мысль произведения, выражающаяся посредством всей его образной системы. Именно способ выражения отличает идею художественного произведения от научной идеи.

Для просветительской литературы ХУ111 в. была характерна высокая идейность, обусловленная стремлением к переустройству общества на принципах разума. Одновременно развивалась и так называемая салонная, аристократическая литература «в стиле рококо», лишенная высокой гражданственности.

И в дальнейшем всегда в литературе и искусстве существовали и существуют два параллельных идеологических течения, иногда соприкасаясь и смешиваясь, но чаще разъединяясь и развиваясь самостоятельно, тяготея к противоположным полюсам.

В этой связи чрезвычайно важной представляется проблема соотношения в произведении «идейности» и «художественности». Но даже выдающиеся художники слова далеко не всегда способны воплотить идею замысла в совершенную художественную форму. Чаще всего писатели, всецело «поглощенные» проведением той или иной идеи, сбиваются на обычную публицистику и риторику, оставляя художественную выразительность на втором и третьем планах. Это в равной степени относится ко всем жанрам искусства. По В.Г. Белинскому, идея произведения «является не отвлеченной мыслью, не мертвою формою, а живым созданием».

Тема (от греч. thema) – то, что кладется в основу, основная проблема и основной круг жизненных событий, изображенных писателем. Тема произведения неразрывно связана с его идеей. Отбор материала, постановка проблем (выбор темы) диктуется теми идеями, которые хотел бы выразить в произведении автор.

Именно о такой связи темы и идеи произведения писал М. Горький: «Тема – это идея, которая зародилась в опыте автора, подсказывается ему жизнью, но гнездится во вместилище его впечатлений еще неоформленно, и требуя воплощения в образах, возбуждает в нем позыв к работе ее оформления».

Наряду с термином «тема» нередко употребляется и близкий к нему по смыслу термин «тематика». Его применение указывает на то, что в произведение включает в себя не только основную, но и целый ряд вспомогательных тем и тематических линий; или темы многих произведений находятся в тесной связи с одной, или набором нескольких родственных тем, образуя обширную тематику одного класса.

3. Сюжет художественного произведения.

Сюжет (от фр. sujet – предмет) – ход повествования о событиях, разворачивающихся и случающихся в художественном произведении. Как правило, любой такой эпизод подчинен основной или вспомогательной сюжетной линии.

Однако в литературоведении нет единого определения этого термина. Существуют три основных подхода:

1) сюжет – это способ развертывания темы или изложения фабулы;

2) фабула – это способ развертывания темы или изложения сюжета;

3) сюжет и фабула не имеют принципиального различия.

Сюжет основывается на конфликте (столкновении интересов и характеров) между действующими лицами. Именно поэтому там, где нет повествования (лирика), там нет и сюжета.

Термин «сюжет» был введен в ХУ11 в. классицистами П.Корнелем и Н. Буало, но они были последователями Аристотеля. Аристотель же то, что именуется «сюжетом», называл «сказанием». Отсюда и «ход повествования».

Сюжет состоит из следующих основных элементов:

Экспозиция (лат. expositio – объяснение, изложение) – элемент сюжета, содержащий описание жизни героев до того, как они начнут действовать в произведении. Прямая экспозиция располагается в начале повествования, задержанная экспозиция помещается в любом месте, но надо сказать, что современные писатели редко используют этот элемент сюжета.

Завязка – исходный, отправной эпизод сюжета. Она обычно появляется в начале повествования, но это не является правилом. Так, о желании Чичикова скупить мертвые души мы узнаем только в конце поэмы Гоголя.

Развитие действия протекает «по воле» действующих лиц повествования и авторского замысла. Развитие действия предваряет кульминацию.

Кульминация (от лат. culmen – вершина) – момент наивысшего напряжения действия в произведении, его перелом. После кульминации наступает развязка.

Развязка – завершающая часть сюжета, окончание действия, где разрешается конфликт и выясняется, обнажается мотивация поступков главных и некоторых второстепенных героев и уточняются их психологические портреты.

Развязка иногда предваряет завязку, особенно в детективных произведениях, где для того, чтобы заинтересовать читателя и завладеть его вниманием, повествование начинается с убийства.

Другими вспомогательными элементами сюжета являются пролог, предыстория, авторское отступление, вставная новелла и эпилог.

Впрочем, в современном литературном процессе мы зачастую не встречаемся ни с развернутыми экспозициями, ни с прологами и эпилогами, ни с другими элементами сюжета, и даже порой и сам сюжет размыт, едва прочерчен, а то и вовсе отсутствует.

4. Фабула художественного произведения.

Фабула (от лат. fabula – басня, рассказ) – последовательность событий. Этот термин ввели древнеримские писатели, имея в виду, видимо, то же свойство повествования, о котором говорил Аристотель.

Впоследствии употребление терминов «сюжет» и «фабула» привело к путанице, разрешить которую практически невозможно, не вводя другие, уточняющие и объясняющие термины.

В современном литературоведении чаще используется трактовка соотношения и фабулы, предложенная представителями русской «формальной школы» и подробно рассмотренная в работах Г. Поспелова. Сюжет они понимают как «сами события», хронологически зафиксированные, тогда как фабула – это «рассказ о событиях».

Академик А.Н. Веселовский в работе «Историческая поэтика» (1906) предложил понятие «мотив», придавая ему значение простейшей повествовательной единицы, аналогично понятию «элемент» в таблице Менделеева. Комбинации простейших мотивов и образуют, по мысли Веселовского, сюжет художественного произведения.

5. Композиция (от лат. compositio – составление, связывание) – построение, расположение всех элементов формы художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие зрителем, читателем, слушателем.

Композиция бывает внутренней и внешней.

К сфере внутренней композиции относятся все статические элементы произведения: портрет, пейзаж, интерьер, а также внесюжетные элементы – экспозицию (пролог, вступление, предыстория), эпилог, вставные эпизоды, новеллы; отступления (лирические, философские, публицистические); мотивировки повествования и описания; формы речи героев (монолог, диалог, переписка, дневник, записки; формы повествования (пространственно-временную, психологическую, идеологическую, фразеологическую.

К внешней композиции относят деление эпического произведения на книги, части и главы; лирического – на части и строфы; лиро-эпического – на песни; драматического – на акты и картины.

6. Идейно-ценностная точка зрения.

Ценностный уровень художественного произведения зависит от системы идейного мировосприятия либо самого автора, либо от точки зрения действующих лиц. Зачастую оценка в произведении проводится с какой-то одной доминирующей точки зрения, подчиняющей себе все остальные.

Если же различные точки зрения противоречат друг другу, то возникает явление внутренней полифонии.

По Б.А. Успенскому, явление полифонии имеет следующие составляющие элементы: 1) наличие в произведении нескольких независимых точек зрения; 2) точки зрения должны принадлежать участникам действия; 3) точки зрения должны проявляться прежде всего в плане оценки, т.е. как точки зрения идеологически ценностные.

7. Языковая («фразеологическая») точка зрения.

Лингвистические средства выражения точки зрения, употребляющиеся для характеристики ее носителя (действующих лиц, героев произведения) могут быть такими: 1) стиль речи повествователя и 2) стиль речей героев (определяются мировоззренческой позицией и автора, и героев). Возможны также различного рода отсылки в тексте к той или иной точке зрения.

8. Пространственно-временная точка зрения.

Образы героев раскрываются наиболее полно в том случае, если совпадают пространственные и временные позиции и повествователя, и персонажей художественного произведения.

9. Психологическая точка зрения обнаруживается, когда повествователь опирается на то или иное индивидуальное сознание. (В «Идиоте» Достоевского рассказ о покушении Рогожина на Мышкина дан дважды – глазами самого Мышкина и повествователя, что помогает представить себе это событие с двух психологически различных точек зрения).

С психологической точкой зрения связан новый тип полифонии – полифония индивидуальных восприятий.

10. Пафос художественного произведения.

В переводе с греческого пафос – страсть, воодушевление, страдание. Эти три слова как нельзя лучше передают смысл того, что принято называть душой художественного произведения.

Термин стали применять еще античные риторы, позже из риторики он перешел и в поэтику. Аристотель считал, что хорошая речь должна быть «патетической», но не чрезмерно эмоциональной и призывал ораторов быть «ровными» и «не идти на поводу у страсти».

В эпоху романтизма к Аристотелю не прислушивались, ибо целью романтизма как раз и было культивирование страсти путем изображения ее бурных проявлений.

В понятие «пафос» в различные эпохи вкладывался и неодинаковый смысл, но при этом современные исследователи (Г. Поспелов) различают несколько видов пафоса.

Пафос героический – «воплощение в действиях отдельной личности. »; пафос драматический, возникающий под воздействием внешних сил, угрожающих желаниям и стремлениям персонажей; пафос трагический состоит в изображении неразрешимых противоречий между требованиями жизни и невозможностью их осуществления; пафос сатирический, сентиментальный и романтический пафосы.

За последние годы понятие о пафосе почти вышло из употребления, так как современный литературный герой является «рефлектирующей личностью», и, как и его автор, чуждается открытого проявления чувств и маскирует их в лучшем случае иронией.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *