что такое технология транспортных процессов простыми словами
Технология транспортных процессов, специальность – что это такое
Чем уникальна эта специальность и кем можно работать?
В современном обществе с переизбытком таких специалистов как программисты, экономисты, юристы и психологи, редко вспоминают про важность наличия квалифицированных специалистов в обеспечении соответствующего и исправного функционирования транспорта, без которого невозможно поддерживать современный динамичный образ жизни человека.
Помимо этого, транспортная инфраструктура должна соответствовать потребностям того или иного региона страны для постоянного развития основных отраслей производства, без которых сложно представить современную рыночную экономику.
В связи с этим, востребованность подготовленных кадров в сфере технологии транспортных процессов будет присутствовать всегда, в отличие от многих других специальностей, потому что сложно представить жизнедеятельность людей без обеспечения им пассажирских и грузовых перевозок.
Для подготовки таких кадров в современных ВУЗах выделяют отдельные направления обучения по специальности такие как «Технология транспортных процессов».
Это прежде всего дисциплина, которая должна непрерывно и эффективно решать задачи функционирования транспортной инфраструктуры, а это невозможно без постоянного пополнения данной сферы новыми кадрами.
Данная специальность должна подготавливать универсальных специалистов, которые должны будут решать различные управленческие задачи, для обеспечения наиболее комфортных и безопасных условий транспортных перевозок.
В их компетенцию должны входить многие смежные дисциплины, такие как экономика, психология и право, которые помогут решить многие административные вопросы. Также нужно будет разбираться в сфере услуг, чтобы организовывать транспортные услуги, уметь управлять персоналом в данной сфере.
Подготовленные специалисты в сфере «Технологии транспортных процессов» должны решать задачи по организации перевозок и обеспечению безопасности транспортного процесса, уметь быть управленцем и иметь полное представление о работе совокупности транспортных систем, а также взаимодействии отдельных ее частей друг с другом в процессе организации транспортировки.
Следует отметить, что она может быть как одновидовая (в пределах использования одного вида транспорта), так и смешанной (когда используется два вида транспорта), и комбинированной (когда в перевозке участвует больше двух видов транспорта и необходимы знания в сфере логистики).
В область познаний по специальности «Технологии транспортных процессов» входить не только понимание самого процесса транспортировки, но знания о способах хранения груза, когда процесс транспортировки занимает много времени.
Помимо этого, специалист в данной области должен уметь разрабатывать меры по повышению эффективности и качества выполняемых работ, осуществлять контроль за степенью выполнения тех или иных процессов, анализировать и прогнозировать результаты деятельности, а также разрабатывать и внедрять рациональные схемы и планы развития тех или иных транспортных систем.
Знания в данной специальности будут актуальны в организации следующих видов транспорта:
Благодаря информационных технологиям, мировая транспортная система смогла развить и улучшить свои направления деятельности, такие как: повышение скорости передвижения различных видов транспорта, расширение вместительности и грузоподъемности средств транспорта, улучшение безопасности движения транспорта, увеличение пропускной способности различных транспортных путей.
Инновации в транспортной инфраструктуре помогают повышать информативность и безопасность транспортных систем, появляются новые отдельные дисциплины, такие как интеллектуальные транспортные системы, без которых сложно представить нормальное функционирование практически любого вида транспорта.
Таким образом, можно смело утверждать, что знание принципов работы транспортных систем и знания в сфере информационных технологий – это основные направления, в которых квалифицированных специалист должен отлично знать в первую очередь для обеспечения функционирования транспортных технологий.
Перспективы перед молодыми специалистами раскрываются практически сразу из-за постоянно меняющихся систем транспортной инфраструктуры.
На начальных этапах выпускники, обладающие знаниями в сфере технологической и коммерческой эксплуатации транспортных процессов, могут претендовать на такие должности как технолог, экспедитор, экономист, логист, диспетчер и администратор, которые предполагают погрузочно-разгрузочные работы, пассажирские и грузовые перевозки.
Карьера и зарплаты выпускников специальности «Технология транспортных процессов» (23.04.01, магистратура) в России
средняя цена обучения (год)
Зарплаты выпускников после окончания специальности Технология транспортных процессов в вузах России
Средняя зарплата выпускников специальности в России: 26970 рублей/месяц.
Кем работать
Магистры умеют решать технические, экономические, организационные задачи, включая расчет предстоящих расходов на разработку схемы движения транспорта, контроль за реализацией планируемых мероприятий, подготовку отчетности. Специалисты умеют управлять персоналом, в том числе при форс-мажорных обстоятельствах.
Выпускники могут выбрать для себя профессию, ориентируясь на следующий перечень:
В функционал специалистов входит анализ действующей системы движения транспорта, выявление и разработка мер по устранению проблемных вопросов. Магистры компетентны в построении новых маршрутов при помощи компьютерных средств, программного обеспечения, включая навигационное.
Перспективы
В услугах молодых специалистов, получивших профильное образование по специальности «Технология транспортных процессов» заинтересованы логистические предприятия, крупные организации-перевозчики грузов, автовокзалы, железнодорожные филиалы, научно-исследовательские институты. Работу магистрам могут предложить строительные организации, компании, осуществляющие дорожные, погрузо-разгрузочные работы.
Выпускники, компетентные в вопросах построения маршрутов, знающие правила дорожного движения, обеспечения безопасности, включая экологическую, могут организовать собственный бизнес по организации перевозок, а также вести преподавательскую деятельность или исследовательскую работу.
Карьера по специальности Технология транспортных процессов — вузы России
Очень важно понимать, что ваша карьера во многом зависит от вас. Итоговый результат зависит от того, как вы сможете применить свои знания. Если вы хотите посмотреть карьеры по другим специальностям, то перейдите в каталог специальностей России или посмотрите полный список профилей, а также загляните в каталог профессий.
Специальность «Технология транспортных процессов» (бакалавриат)
Технология транспортных процессов
Степень: Академический бакалавр Прикладной бакалавр
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
Содержание
Транспорт выполняет одну из важнейших ролей в жизни общества – он осуществляет потребность человечества в перемещении пассажиров и грузов. Транспортная отрасль обеспечивает функционирование промышленных, экономических и других предприятий. Она не производит продукцию, но является неотъемлемой частью инфраструктуры рынка, оказывая человечеству услуги в обмене и перевозке товаров или пассажиров. Эффективная работа транспортной системы обеспечивает экономическое, политическое, оборонное, а также социальное функционирование каждой страны.
Выпускник специальности 23.03.01 «Технология транспортных процессов» способен составлять и решать управленческие задачи, связанные с организацией и предоставлением транспортных услуг, а также может обеспечить безопасность процесса.
Условия поступления
Целью обучения является готовый специалист, способный организовать взаимодействия видов транспорта, а также обеспечить контроль, анализ результатов, оценку затрат и предусмотреть безопасность перемещения.
Тут возникает вопрос, какие предметы сдавать. Профильным вступительным экзаменом в данном случае является математика. Также абитуриенты должны сдавать:
Будущая профессия
По окончании обучения бакалавр должен обладать следующими навыками:
Куда поступать
На сегодня квалифицированная подготовка осуществляется в таких приоритетных вузах Москвы и России:
Срок обучения
Подготовка бакалавра при очной форме обучения составляет 4 года. При условии заочной или вечерний форм срок может быть увеличен на один год.
Изучаемые дисциплины
Программа обучения включает в себя следующий набор основных предметов:
Приобретаемые навыки и умения
В процессе обучения студент приобретает необходимые профессиональные навыки и умения:
Перспективы трудоустройства по профессии
Перед выпускниками направления 23.03.01 «Технология транспортных процессов» есть большой выбор предприятий, где они могут работать. Это различные транспортные структуры (грузовые или пассажирские). Актуальность и постоянное развитие данной сферы производства позволяет выпускникам найти высокооплачиваемую работу с перспективой роста.
Выпускники вузов могут занимать такие должности:
Преимущества обучения в магистратуре
Бакалавриат в данной сфере предполагает возможность продолжения обучения. Здесь уже функционирует специальность 23.04.01 «Технология транспортных процессов», которая позволит студентам освоить углубленную программу изучения профильных предметов. Это даст возможность расширить круг предприятий для трудоустройства.
Магистратура, в первую очередь, предполагает возможность проводить преподавательскую деятельность в высших учебных заведениях, что является показателем престижа. Приобретенных умений, навыков и знаний хватит для преподавания технических предметов. Также расширенный спектр знаний поможет в карьерном росте.
Специальность «Технология транспортных процессов»
Важнейшим аспектом нашей жизни является транспорт, обеспечивающий перевозку грузов и пассажиров. Эта отрасль напрямую затрагивает промышленность, экономику и другие сферы жизнедеятельности человека. Несмотря на то, то транспорт не участвует в создании продукции, он является элементом инфраструктуры.
Обучение специальности
Тот, кто решил связать свою жизнь с транспортом, может пойти учиться на специальность «Технология транспортных процессов». Это такое сложное дело, что осилить его может только профессионал. В процессе работы специалистам придется выполнять следующие задачи:
Для поступления в институт по данной специальности в первую очередь нужно сдать математику. Дополнительно сдается русский и иностранный язык, а также один из трех предметов: информатика, химия или физика. Прием производится по итогам экзаменов.
К основным дисциплинам, которые изучают слушатели, готовящиеся стать специалистами, относятся транспортное право, отраслевая экономика, организация транспортных перевозок, управление персоналом, транспортная психология, организация безопасности дорожного движения.
Дополнительно учащимся преподают транспортную энергетику, технику транспорта, ИТ на транспорте, ремонт и сервис, управление в единой транспортной системе.
Обучение по очной форме длится четыре года и завершается присвоением квалификации бакалавра. Выбрав очно-заочную или заочную форму, вам придется учиться пять лет. В процессе обучения студенты получают теоретические знания и практические навыки. По окончании учебного заведения выдается диплом, дающий право работать по данной специальности. Если вам недостаточно диплома бакалавра, вы можете поступить в магистратуру. После ее окончания у вас появится больше возможностей для устройства на работу с хорошей зарплатой.
Представляем перечень ведущих московских ВУЗов, где обучают профессии «Технология транспортных процессов». За каждым учебным заведением стоит богатая история, что делает его солидным и престижным.
ВУЗ | Проходной балл | Количеств бюджетных мест | Стоимость платного обучения в год |
МСХА им. Тимирязева | 58,0 | 25 | 172 300 руб. |
МАДИ | 54,7 | 105 | от 67 000 руб. |
ДВФУ | 50,0 | 24 | 135 000 руб. |
МИИТ | 49,7 | 125 | от 66 000 руб. |
МГТУГА | 47,7 | 100 | от 71 000 руб. |
Всего в столице 10 высших учебных заведений, где обучают данной специальности. А по России их 121.
Кем работать
Если вы прошли обучение профессии «Технология транспортных процессов», вам не придется особо задумываться о том, кем работать. Молодого специалиста с удовольствием примут в государственную или коммерческую организацию, деятельность которой связана с грузовыми или пассажирскими перевозками, а также погрузочно-разгрузочными работами.
Диспетчер
Начать карьеру можно с должности диспетчера в службе такси, автобусном парке либо логистической фирме. В обязанности этого специалиста входит поддержание связи со всеми участниками движения и передача им соответствующих распоряжений. В этом нет ничего сложного.
Другое дело – диспетчер в железнодорожной или авиационной компании. Здесь недопустимо совершать ошибки, поскольку от малейшей оплошности могут пострадать тысячи людей. Данная профессия, хотя и предполагает большую ответственность, не предполагают больших зарплат, но является хорошим стартом для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице.
Экспедитор
Если не хотите нести большую ответственность, можете устроиться экспедитором. Работники этой специальности отвечают исключительно за перевозимый груз. Однако для того чтобы работать экспедитором необязательно было заканчивать высшее учебное заведение. На эту должность принимают и людей со средним образованием.
Преимуществами профессии экспедитор можно назвать размеренность и спокойствие. От кандидата обычно не требуют каких-то особых навыков. Заработать огромные капиталы на этой должности вам вряд ли удастся, но на то, чтобы прокормить семью, вполне хватит.
Логист
Следующая ступень – логист. Специалисты, занимающие эту должность, обязаны хорошо разбираться в теории транспортных процессов. Но здесь следует иметь в виду, что не все предприятия принимают на работу бакалавров. В большинстве случаев потребуется диплом магистра. Если вы преуспеете в данной профессии, то, возможно, дорастете до руководителя логистической компании. Но сначала придется много и усердно работать.
Круг обязанностей логиста зависит от направления деятельности компании и от того, насколько она крупная. Многие руководители любят возлагать на молодых специалистов множество обязанностей, даже тех, которые не входят в их компетенцию. Поэтому при устройстве на работу необходимо внимательно изучить трудовой договор и должностные инструкции.
Эксперт по ДТП
Кем еще может работать специалист, изучивший технологию транспортных процессов? Наиболее увлекательным вариантом может стать работа в области криминалистики – экспертом по дорожно-транспортным происшествиям. Востребована ли данная профессия в наше время? Безусловно, поскольку число автомобилей на наших дорогах с каждым годом увеличивается, соответственно, растет и число аварий.
Профессия эксперта по ДТП окружена ореолом романтики. Нередко попадаются интересные случаи, расследование которых возбуждает и вызывает сильный эмоциональный подъем, особенно когда найден ответ на сложный вопрос. Но чаще всего вам придется выполнять рутинную работу: в любое время дня и ночи, невзирая на погоду выезжать на места аварий, которые могут оказаться в глухой деревушке, вытаскивать авто из кювета, помогать ставить на колеса перевернутые машины и т.д.
Также люди, окончившие магистратуру по специальности, связанной с технологиями транспортных процессов, могут работать в соответствующей сфере технологами или экономистами. Кроме этого, диплом магистра позволяет получить престижную профессию преподавателя в ВУЗах.
Общие понятия о технологии и организации транспортного процесса
Технология определяет порядок выполнения соответствующих операций, их продолжительность, последовательность (и параллельность) использования различных инструментов и оборудования, затраты материалов и труда. На транспорте для каждого отдельного предприятия или функционального подразделения (отдела, службы, цеха и т. п.) существуют свои технологии. Например, различают технологию ПРР в порту или на грузовой станции, технологию перевозки инертных материалов автомобильным транспортом, технологию технического обслуживания локомотива, самолета или пути и т. д.
Технология как совокупность и порядок производства операций отражается в служебных документациях (операционных, маршрутных и др. технологических картах).
Понятие «технология» тесно связано с понятием «техника» (точнее, техническое обеспечение). Продолжительность технологических операций, затраты материалов и труда на их выполнение в значительной мере определяются применяемым оборудованием и инструментами (техникой).
Операция транспортного (перевозочного) процесса – понятие, отражающее комплекс методов, положений и правил, регламентирующих деятельность отдельных звеньев и служб транспортных предприятий или ЕТС в целом. Применительно к отдельным маршрутам перевозки чаще употребляют термин «организация движения», что подчеркивает ограничение комплекса методов целями собственно перевозки.
Понятие «организация перевозочного процесса» значительно шире, чем «технология перевозок». Высокий уровень организации транспортного процесса обеспечивает значительный рост экономических показателей работы транспорта при малых капитальных затратах.
Технология и организация транспортного процесса должны обеспечивать прежде всего:
· выполнение договорных обязательств перед клиентами по перевозке грузов и пассажиров. При* этом не должны нарушаться законоположения;
· изложение в соответствующих нормативных документах («Правила перевозки», Уставы, Правила технической эксплуатации, ПДД и др.).
В техническом аспекте организация транспортного процесса реализуется путем составления и выполнения требований таких руководящих документов, как: планы перевозок (оперативные), расписания и графики движения, планы формирования (маршрутизации), технические планы и др.
Расписаниякак правило имеют вид таблиц, регламентирующих число рейсов, точное время отправления и прибытия каждой транспортной единицы по каждому пункту, внесенному в расписание, и маршруты следования единиц ПС. Они отражают степень непрерывности и регулярности движения на каждом направлении сети путей сообщения. Разрабатываются они ни транспорте, но являются документом общегосударственного значения, строго обязательным для самых подразделений транспорта.
График движения составляется в координатных осях «путь-время», как правило, на одни сутки для каждого участка пути, ограниченного более или менее крупными остановочными пунктами. По оси абсцисс откладываются время в часах, а по оси ординат – расстояние с соблюдением (по возможности) масштаба между каждыми двумя соседними пунктами.
Графики движения составляются как для пассажирских, так и для грузовых перевозок на всех видах транспорта (кроме трубопроводного). По ним можно установить географическое положение любой единицы ПС (судна, поезда и т. п.) в любой момент времени. Таким образом графики движения представляют собой боли полный и сложный документ, чем расписание, которое по существу являются лишь извлечением из графика.
Графики движения обязательны для выполнения и выполняют исключительно важную функцию согласования деятельности всех служб и подразделений транспорта. Из графика движения вытекает не только план эксплуатационной работы, но и планы всех других служб, ответственных за содержание терминалов и подвижного состава. Велико значение графиков и для взаимодействия различных видов транспорта.
План формирования или маршрутизации представляет собой документ, разрабатываемый периодически на территориальном уровне. Необходимость таких планов обусловлена тем, что груз потребителю не всегда целесообразно перевозить одним тягачом (поездом, буксиром). Часто гораздо эффективнее можно использовать тягачи, движущиеся в попутном направлении и имеющие резерв тяговой мощности.
Примеры: поезд Ставрополь-Москва, система тяговых плеч на АТ. План формирования содержит сведения о том, когда и в какой новый поезд или состав должен быть включен указанный груз, чтобы быстрейшим способом достигнуть места назначения. Такие планы повышают эффективность использования технических средств транспорта и снижает трудоемкость работ по доставке грузов и пассажиров.
Технический план определяет потребность в основных технических средствах для обеспечения выполнения планов перевозок. Технический план – это производственное задание техническим службам предприятий всех видов транспорта, целью которого является подготовка к выпуску на линию необходимого количества ПС.
Пример: согласно договору (или поступившим заявкам) в течение следующей недели необходимо перевезти с ДСК на строительство жилого дома 250 свай, а со стройплощадки 800 м 3 грунта. На основании этих данных выбирается ПС, рассчитывается ТЭП работы на маршрутах и определяется потребное количество автомобилей на каждый день (по моделям). Расчет потребного количества автомобилей является заданием для технической службы АТП – обеспечить техническую готовность этих автомобилей в указанные сроки.
На железнодорожном транспорте технический план сложнее, так как в нем должны быть учтены размеры погрузки и выгрузки (в вагонах), время оборота вагона и локомотива, скорости движения и пр.
Помимо рассмотренных руководящих документов, организация транспортного процесса предусматривает разработку графиков работы и отдыха водителей, совместной работы средств ПРР и ПС, различных сетевых графиков и др.