что такое техника выполнения вашего легкоатлетического упражнения
Cпециальные беговые упражнения в легкой атлетике (СБУ)
Люди, которые просто увлекаются пробежками не выполняют разминку перед бегом и тому есть весомый аргумент – медленный бег и есть способ размяться. Но в процессе углубленного изучения каждый непременно сталкивается с таким понятием как специальные беговые упражнения или СБУ.
Специальные беговые упражнения – это комплекс упражнений, направленный на развитие тех физических качеств, которые являются основными при занятиях бегом. Иными словами, СБУ выполняет ту же роль, что набор упражнений для тренажерного зала.
Помимо тренировки физических способностей, СБУ может выступать как средство освоения технических элементов. Поэтому опытные тренеры могут включить комплекс СБУ даже в разминку, и детально разобрать каждое движение спортсмена.
Общие и специальные беговые упражнения
В спорте, помимо СБУ, существуют ОБУ или общие специальные упражнения, которые выполняются спортсменами для гармоничного развития всех физических качеств. Так, если основной дистанцией атлета является бег на 100 метров, тогда ключевая работа будет выполняться на повышение скоростно-силовых качеств. Но для получения максимального результата необходимо развивать все физические качества и для этого существуют ОБУ. Зачастую ОБУ также применяется как способ разогреться и привести мышцы в тонус перед тренировкой.
Существует зависимость, при которой процент ОБУ и СБУ меняется в сторону второго при росте уровня бегуна. Таким образом СБУ выступает в роли упражнений узкой направленности, которые воздействуют на важнейшие качества спортсмена обязательно необходимые для успешных выступлений на соревнованиях.
Всего существует три задачи, которые можно решить при помощи СБУ:
Обычно в тренировочном занятии решается до двух задач из трех предложенных. При этом 2 и 3 задачи не рекомендуется выполнять в процессе одной тренировки.
9 специальных беговых упражнений
Мы предлагаем рассмотреть именно 9 упражнений, которые являются основными и используются бегунами по всему миру. Это своеобразная база, которую должен знать каждый бегун, нацеленный на результат в беге. Если у Вас нет настроения читать, тогда посмотрите видео к конце статьи.
Это упражнение поможет исправить распространенную ошибку, когда бедро поднимается недостаточно высоко. Дополнительно спортсмен привыкает к бегу на носках, что важно для коротких и средних дистанций.
Выполняя упражнение следите за спиной, которая должна быть без сутулостей, а туловище лишь слегка наклонено вперед. Руки согнуты в локтях на 45 градусов и работают разноименно с ногами. Колено поднимается до высоты при которой образует прямую линию с тазом или немного выше. При выполнении акцент делается на технике движений и лишь потом на интенсивности.
Руки работают как в предыдущем упражнении. Взгляд устремлен на 5-10 метров вперед. Во время выполнения пятки должны слегка касаться ягодиц. Упражнение выполняется без постановки пятки на поверхность (на носках). Необходимо следить за точностью движений и лишь потом увеличивать их частоту.
Суть упражнения заключается в неспешном поочередном перекатывании с пятки на носок. При этом необходимо делать акцент на носке, стараясь подняться максимально высоко. Выполнять можно в достаточно быстром темпе, но изначально обязательно “распробуйте” упражнение. Чтобы лучше понять технику выполнения посмотрите видео в конце статьи.
При отталкивании толчковая нога распрямляется, в то время как маховая согнута в колене. Приземление происходит на всю стопу с акцентом на толчок вперед. После отталкивания толчковая нога распрямляется, а маховая сгибается в коленном суставе. Руки работают аналогично бегу.
Если перекаты с пятки на носок дались без особых трудностей, тогда освоить подскоки не составит никаких проблем. В сущности, выполняется такой же перекат с пятки на носок, но движение заканчивается несильным отталкиванием вверх. Для лучшего толчка при постановке стопы необходимо слегка согнуть ногу в коленном суставе, что создаст эффект пружины.
Руки согнуты в локтях и работают аналогично бегу. Бег происходит полностью на прямых ногах и с вытянутым носком. Постановка стопы осуществляется “плашмя”. Для эффективного продвижения необходимо выполнять максимально быстрое отталкивание толчковой ногой от поверхности.
Встаньте спиной к беговой дорожке. Согнув ногу отведите ее назад и поставьте на носок. Выполните отталкивание и повторите тоже другой ногой. Контролируйте силу отталкивания. Если выполнить слишком сильный толчок, то можно потерять равновесие и упасть. Во время выполнения смотрите через левое и правое плечо для предотвращения столкновения с бегущим навстречу спортсменом.
Упражнение выполняется правым и левым боком поочередно. Руки вытянуты вперед и в процессе выполнения остаются не подвижны, так как работают только туловище и ноги.
Встаньте боком к дорожке и выполните шаг левой в левую сторону, после чего правой ногой выполните движение за левую ногу. Далее выполните шаг левой в левую сторону, а затем шаг правой, но уже вперед левой ноги. Упражнение выполняется исключительно на носках.
Движения коленями выполняются также, как при беге с высоким подниманием коленей, но с той разнице, что после достижения коленом максимально высокой точки происходит вынос голени вперед. После выноса голени нога опускается на носок и загребающим движением выполняется следующее отталкивание. Движения руками полностью соответствуют технике бега.
Приведенные упражнения являются базовой составляющей на основании которой строится остальной тренировочный процесс. Существует множество более узконаправленных упражнений, которые соответствуют исключительно конкретному виду спорта или дистанции.
Видео про специальные упражнения для бега
Чтобы лучше понять специфику выполнения упражнений посмотрите видео, в котором представлен описанный комплекс. Наглядный пример позволит лучше понять, как выполнять упражнение. А за теоретической частью обращайтесь к описанию каждого отдельного упражнения.
ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ТЕХНИКЕ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Техника выполнения упражнений юными легкоатлетами в каждой возрастной группе имеет свои различия, которые зависят как от индивидуальных антропометрических данных атлетов (рост, вес, соотношение частей тела, рост сидя, размах рук, размер стопы), так и от уровня развития и темпов роста основных двигательных качеств.
Обучение, овладение и совершенствование техники движений составляет единый многолетний процесс. Начиная с юношеского возраста во всех возрастных группах главным в этом процессе является овладение наиболее совершенной, рациональной техникой движений. Рациональной техникой называется такой способ выполнения движений, который направлен на достижение атлетом высших для себя спортивных результатов с учетом биомеханических закономерностей.
Можно сказать, что владение рациональной спортивной техникой состоит в разумном использовании легкоатлетом своих двигательных возможностей (качеств, способностей), в успешном решении двигательной задачи, стоящей перед ним при выполнении упражнения. Если с возрастом и под воздействием тренировки двигательные качества юных атлетов постоянно изменяются, то главные двигательные задачи сохраняются. Напомним эти задачи.
В каждом виде легкой атлетики достижение высоких спортивных результатов связано с решением различных, но в то же время конкретных двигательных задач. В гладком и барьерном беге это пробегание определенной дистанции с оптимальной скоростью в кратчайшее время; в прыжках в длину и тройном — преодоление наибольшего горизонтального расстояния, в прыжках в высоту и с шестом — наибольшего вертикального расстояния, а в метаниях — метание снаряда «на максимальное расстояние.
Эффективность техники юного спортсмена говорит о владении техникой, близости ее к наиболее рациональному варианту, а простота, естественность, свобода и непрерывность движений спортсмена являются показателями высокого качества — совершенного владения этой спортивной техникой.
Наиболее существенным показателем спортивно-технического мастерства легкоатлета любой возрастной группы является надежность его спортивных достижений в любых
условиях, но особенно в ответственных, наиболее напряженных соревнованиях.
Понятия эффективности и надежности движений отражают высокий уровень не только технической стороны подготовки, но и физической (функциональной), психологической, тактической и теоретической подготовленности и должны быть постоянно в поле зрения тренера юных легкоатлетов.
Для того чтобы научиться управлять своими движениями, овладеть современной техникой и непрерывно совершенствовать спортивно-техническое мастерство, юному спортсмену и тренеру (в полной мере) необходимо разобраться в закономерностях совершенной техники в своем виде легкой атлетики, в тех объективных изменениях, которые происходят в движениях атлета в связи с ростом его спортивных результатов.
При выполнении бега, прыжков и метаний действия спортсмена представляют единую, организованную цепочку взаимосвязанных движений — систему движений.
Наблюдение тренера за спортсменом на занятиях и соревнованиях дает представление о внешней картине этой системы движений, их направлении, амплитуде, форме и характере выполнения — легкости или скованности, свободе или напряженности. Измерение дистанции, длины шага, пути (траектории) и времени движения, более точно определяемых с помощью киносъемки и других приборов, дает представление о темпе, скорости, ускорении и общем ритме выполнения упражнений. По этим кинематическим характеристикам движения различаются как у одного спортсмена, так и особенно у спортсменов разной квалификации.
Причины изменений внешней картины, скорости движений или механизма движений помогут раскрыть изменение взаимосвязей основных динамических характеристик — массы и силы, а также их производных: импульса силы, момента силы, силы инерции и момента инерции, работы силы, мощности силы, энергии и др.
Напомним, что движения спортсмена при выполнении легкоатлетических упражнений происходят при его активном взаимодействии с опорой. Перемещение спортсмена происходит за счет внутренних сил напряжения (сокращения) мышц в сочетании с внешними силами взаимодействия с опорой. Эти силы являются движущими, они увеличивают скорость движения, создают положительное ускорение. В каждом движении имеются кроме движущих сил и тормозящие. Обычно действия внешних сил: сопротивление
воздушной среды, сила тяжести тела при движении его вверх, а также опорные реакции, направленные против движения тела, — проявляются как своеобразный тормоз. Внутренние силы напряжения мышц также могут являться тормозящими.
Таким образом, успешное решение двигательных задач и совершенствование в технике легкоатлетических упражнений в целом связаны с повышением и эффективным концентрированным использованием движущих сил (особенно градиента силы по времени), сокращением и снижением действия тормозящих сил.
Дальнейшее совершенствование техники движений связано главным образом с развитием двигательных качеств. Поскольку исходный уровень и темпы развития двигательных качеств с возрастом имеют значительные, индивидуальные различия, то наиболее одаренные, талантливые спортсмены, овладевшие рациональной техникой, достигают выдающихся результатов и побед в более раннем возрасте. Ярким подтверждением тому могут служить мировые рекорды В. Ященко и В. Санеева, победы В. Бор-зова и Ю. Седых, достигнутые ими в 17—19-летнем возрасте.
Большинству юных атлетов требуется более длительный период подготовки и занятий в группах высшего спортивного мастерства. Значительной части молодых спортсменов не хватает целеустремленности и трудолюбия, упорства и терпения в процессе многолетнего спортивного совершенствования.
Итак, мы переходим к рассмотрению основных показателей рациональной техники в связи с ростом спортивных результатов.
С точки зрения механики, дальность полета и высота взлета тела или спортивного снаряда зависят от начальной скорости полета, угла и высоты вылета и сопротивления внешней среды. Сравнительный анализ техники легкоатлетов разного возраста и квалификации (от перворазрядников до чемпионов олимпийских игр и рекордсменов мира) — бегунов, барьеристов, прыгунов и метателей свидетельствует о ведущей роли начальной скорости полета тела спортсмена или снаряда.
Среди многих параметров движения начальная скорость полета является той характеристикой, которая закономерно изменяется с возрастом и ростом спортивного мастерства, имеет наиболее высокую корреляционную связь со спортивным результатом и может служить основным показателем техники.
|
|
На рис. 2 и 3 в верхней части представлены схемы пути движения: центра массы тела спортсмена при отталкивании в беге и прыжках; снаряда при сообщении ему скорости в метаниях. В нижней части рис. 2 представлена система связей основных характеристик элементов движений в отталкивании при повышении скорости и изменении направления движения спортсмена. На рис. 3 показана система связей основных характеристик элементов движений при сообщении большей скорости движения снаряду при метаниях. На участке пути А—Б осуществляется предварительный разгон тела и снаряда: разбег в прыжках и метании копья, скачок в толкании ядра, вращения и повороты при метании диска и молота. Гладкий и барьерный бег можно рассматривать в данном случае как ряд прыжков вперед с ноги на ногу. На участке Б—В в беге и прыжках происходит отталкивание — при беге изменяется скорость движения вперед, при прыжках изменяется направление движения, а в метаниях выполняется финальный разгон снаряда. В точке В действие
В общем виде двигательные задачи при выполнении полета тела могут быть сведены к следующим: в беге и ходьбе — поддержание высокого темпа движений, расслабление мышц, работающих в опорном периоде, и активная подготовка к последующему опорному периоду без снижения скорости движения; в прыжках — наиболее полное использование траектории движения (горизонтальной или вертикальной).
Эффективная техника бега, прыжка или метания позволяет атлету направить все свои усилия так, чтобы на пути А—В (в беге—на пути Б—В) разогнать свое тело и сообщить снаряду максимальную скорость движения, соответствующую уровню своего возраста и подготовленно-
| |
|
сти. На пути В — Г скорость движения уже увеличена быть не может. В то же время оптимальная траектория полета может быть получена, если движение, начиная с середины пути Б — В, будет происходить под определенным углом к горизонту.
Чем длиннее путь предварительного разгона в различных видах легкой атлетики, тем больше скорость движения спортсмена (или спортсмена со снарядом) в этой фазе влияет на спортивный результат. К этим видам следует отнести прыжки в длину, тройным и с шестом, метание копья и молота. И наоборот, чем короче путь предварительного разгона, тем большее значение приобретает финальный разгон Б—В (или отталкивание) для достижения спортивного результата. Это касается прежде всего спортивной ходьбы, гладкого и барьерного бега, толкания ядра, в меньшей степени прыжков в высоту и метания диска.
Исследования позволили выявить оптимальные диапазоны углов вылета центра тяжести (ц. т.) тела и снаряда для каждого вида легкой атлетики (табл. 24 и 25), которые характерны для атлетов любого возраста (первая цифра указывает оптимальные данные для юных спортсменов, вторая — для более старших и подготовленных).
Эти основные положения тренер юных легкоатлетов должен умело использовать при оценке техники и индивидуальных возможностей своих учеников и выборе стратегического пути в совершенствовании технического мастерства на предстоящий год или цикл.
Скорость движения (бега) спортсменов от I разряда до мсмк* возрастает от 4—5,6 до 10—12,5 м/с (на коротких отрезках дистанции) по мере сокращения дистанции от марафонской до спринтерской. Главные компоненты скорости бега изменяются в связи с ее ростом: длина шага —от 140 до 250 см и темп шагов — с 3,5 до 5 шаг/с. Время отталкивания сокращается с 0,18 до 0,08 с, а угол вылета после отталкивания не превышает 2°.
* Мастер спорта СССР международного класса. 80
В барьерном беге скорость движения может быть до 10,5 м/с, время отталкивания — 0,1 с, а угол вылета при атаке на барьер — 3—5°.
Для сравнения приведем средние значения основных компонентов, обеспечивающих скорость спортивной ходьбы н спринтерского бега у типичных представителей возрастной группы 17—18 лет — перворазрядников (А) и выдающихся представителей (Б) этих видов легкой атлетики (табл. 21).
Сохранение постоянного темпа и неизменной длины шагов обеспечивает равномерность ходьбы и бега по дистанции, что эффективно для достижения максимального результата с- точки зрения биомеханики и физиологии.
В юном возрасте приблизиться к максимальным показателям и особенно поддерживать их на всей дистанции способна лишь небольшая часть спортсменов. Большинству требуется для этого более длительный период развития качеств и совершенствования техники движений.
Однако опыт лучших ходоков и бегунов показывает, что они обладают еще и способностью к быстрым переключениям в этих компонентах, особенно в темпе шагов. Это умение, воспитанное в юношеском возрасте, позволяет им успешно решать тактические задачи, когда необходимо значительно повысить скорость бега. Изменение скорости движения происходит при активном взаимодействии спортсмена с опорой при отталкивании.
Рассмотрим механизм отталкивания.
Отталкивание начинается с момента постановки ноги на дорожку. В этот момент начинает действовать сила реакции опоры, которая зависит от скорости движения и массы спортсмена. Под действием этой нагрузки толчковая нога и частично позвоночный столб сгибаются, вызывая растяжение и напряжение работающих мышц (уступающий характер работы). Сгибание опорной ноги, амортизация позвоночника значительно снижают отрицательное влияние действия
сил реакции опоры. Как только сопротивление (напряжение) растягиваемых мышц превысит это давление тела, начинается их мощное сокращение (преодолевающий характер работы). Опорная нога начинает Разгибаться в суставах, Распрямляется тулови-
| | |
|
ще, тело разгоняется в новом направлении — вверх-вперед. Чем короче амортизация и раньше начало разгибания (пока о. ц. т. тела не перешел точку опоры), тем больший импульс (т • V) можно сообщить телу в новом направлении и на больший угол развернуть это движение. И наоборот, чем позднее разгибание, тем меньше времени остается на разгон тела вверх-вперед.
Способность мышц к растяжению с мгновенным значительным напряжением и к последующему быстрому мощному сокращению лежит в основе отталкивания. Эти качества нервно-мышечного аппарата должны постоянно совершенствоваться в процессе тренировки начиная с юного возраста.
Овладение рациональной техникой связано с повышением скорости движения. Рассмотрим, что происходит в системе движений при повышении скорости передвижения юного бегуна.
Рассмотрим связи в системе при изменении направления движения тела юного атлета под оптимальным углом для достижения им максимального для себя результата.
основных характеристик элементов движений при отталкивании находится в пределах г = 0,6-0,9 (/• — коэффициент корреляции), стрелка на рисунке обозначает подчиненность связи.
Задача тренера юных спортсменов при совершенствовании в технике отталкивания в беге и прыжках состоит в том, чтобы вместе с атлетом — с учетом уровня его специальной физической подготовки — определить характер постановки ноги и степень амортизации для создания: в беге — максимального продвижения вперед, в прыжках — необходимой высоты полетов с наименьшими потерями скорости движения.
Изменения средних значений основных характеристик техники движений бегунов и прыгунов при росте спортивных результатов от 1 разряда (17—18 лет) до мсмк (от 18 до 23 лет) приведены в табл. 22.
Маховые движения руками и ногой снижают действие сил, препятствующих движению тела. Чем выше скорость
| | |
|
бега, тем энергичнее сведение бедер при постановке ноги и разведение их в отталкивании. Активное перемещение ноги и рук вперед (особенно у прыгунов в высоту) во время отталкивания вызывает увеличение давления на дорожку назад, а следовательно, и активизацию продвижения тела вперед.
Для сообщения скорости движения всему телу необходима концентрация напряжения всех групп мышц. Это как бы создает упругую систему для всего тела, связь частей тела и их относительную неподвижность при отталкивании. Большое значение приобретает работа мышц тазобедренных суставов и позвоночника. При нарушении данного условия усилия будут амортизироваться в различных частях тела, которые не получат достаточной скорости движения.
Эффективность техники отталкивания заключается в следующем: у бегунов — в их умении создавать давление на опору под острым углом при высоком темпе бега и сокращении времени взаимодействия с опорой; у прыгунов — в их умении создавать большую силу давления на дорожку при меньшем выставлении ноги. Это условие обеспечивает необходимую высоту прыжка и сохраняет скорость движения тела. С возрастом, а главное, с ростом специальной подготовленности прыгунов четко прослеживается их возрастающая способность к быстро\ту созданию большого давления на дорожку (рис. 4). Например, прыгуны в длину II — I разрядов развивают максимальные усилия до 325—375 кг (женщины — 225—300 кг), а мастера спорта — свыше 425 (женщины — 325 кг). Лучшие прыгуны достигают этого благодаря более высокому уровню специальной скоростно-силовой подготовленности, повышению и концентрации усилий, эластичности мышц, активности маховых движений, взаимосвязи всех звеньев тела и согласованности в их работе.
Давление в семи моментах времени отмечено точками на годографе, которым соответствуют положения прыгуна в длину. Участок от 0 до точки 2 показывает величину и направление ударных сил при постановке ноги, продолжительность — 15 мс; от точки 2 до точки 5 — усилия при амортизации — 45 мс; от точки 4 до точки 7 — усилия в конце амортизации и при разгибании — 70 мс. Участку между точками 4 и 5 соответствует наибольшее сгибание ноги в коленном суставе. Величина и время действия вертикальной составляющей усилий Y определяет изменение направления движения в отталкивании, угол вылета и высоту прыжка. Горизонтальная составляющая ± X является
отрицательной (кроме участка в зоне точки 7) — она снижает горизонтальную скорость движения прыгуна.
Наиболее ответственная фаза отталкивания заключена на участке от точки 4 до точки 7.
Каждому спортсмену свойственна строго определенная динамика усилий, выраженная в индивидуальном рисунке годографа усилий. Но в то же время вариации участков годографа, характеризующие индивидуальную технику прыгуна, видны на фоне ясно очерченной, более или менее общей Для всех кривой динамики отталкивания. Чем выше квалификация прыгуна и чем больше стаж его занятий, тем меньше у него диапазон вариаций и соответственно стабильнее общий рисунок кривой усилий (особенно с большего по длине разбега). Лучшим результатам прыгунов соответствуют большие величины вертикальных усилий при отталкивании.
Рост спортивных результатов метателей от группы спортивного совершенствования (I разряд) до высшего
спортивного мастерства определяется изменениями средних значений основных характеристик техники движения (табл. 23).
Прямолинейный разгон тела со снарядом применяется при метании копья в разбеге и при толкании ядра в скачке. Разбег в метании копья не ограничен и практически составляет 14—18 беговых шагов. Путь разгона скачком в толкании ядра ограничен размером круга (диаметр — 213,5 см).
При метании диска из круга (диаметр — 250 см) и молота (диаметр — 213,5 см) для предварительного разгона применяются поворот метателя и криволинейное движение снаряда.
Улучшение спортивных результатов в метаниях связано с постоянным совершенствованием ритма движений (см. рис. 3, нижняя часть), с повышением скорости движения спортсмена уже в фазе предварительного разгона (К’). Большая скорость движения в этой фазе способствует, в свою очередь, увеличению обгона снаряда (О 2 ) и пути финального разгона (Ф 3 ) и в то же время приводит к сокращению времени финального разгона (Т 4 ). Иными словами, большая скорость предварительного разгона активизирует финальную фазу.
Сокращение времени финального разгона связано с увеличением финальных усилий, условно обозначенных как вращательное — FB 5 и разгибательное — F$. Если общая сила разгибательного движения ног и туловища является ведущей в создании угла вылета снаряда (а 7 ), то общая сила вращательного движения туловища и метающей руки является ведущей в создании скорости вылета снаряда (VI).
резком пути Б—Ej. Максимальный обгон, выполненный быстро и свободно, В)здает благоприятную исходную позицию для проведения инального разгона (усилия) снаряда. Финальный разгон (отрезок Б] —В), или финальное усилие спортсмена, является решающим в достижении максимальной скорости вылета снаряда (К*) в нужном направлении (а 7 ).
При благоприятной исходной позиции для проведения финального усилия обеспечивается растягивание й напряжение мышц ног, туловища, плечевого пояса и метающей руки. В этих условиях возрастает сила сокращения мышц, которые выполняют разгибательное (F*) и вращательное (Fl) движения с сообщением скорости снаряду, с выталкиванием или выбрасыванием снаряда.
Увлечение юных метателей чрезмерным растягиванием
мышц, особенно туловища, без достаточной их подготовки (увеличение отрезка Б—Б:) может привести к амортизации силы, особенно при медленном выполнении метания. Чтобы избежать этого, нужно стремиться к эффективному (на данный момент) исходному положению, а также постоянно во всех возрастных группах заботиться о развитии силы соответствующих групп мышц по всей амплитуде движения и подвижности в звеньях тела. Метателям, особенно юным, необходимо иметь очень сильные стопы и кисть, чтобы избежать возможной амортизации в этих частях тела, группы мышц которых являются относительно более слабыми.
Таким образом, в процессе метания скорость снаряду сообщается в такой последовательности: сначала телу метателя и снаряду (для этого нужны сильные и быстрые ноги); в начальной фазе финала — верхним частям тела и снаряду (для этого нужны сильные и «быстрые» мышцы корпуса); в заключительной фазе финала — только снаряду и руке (для этого нужна сильная и быстрая рука).
При этом имеет место использование принципа «хлыста»: остановка нижележащих звеньев тела способствует передаче их количества движения (импульс тела —m-V) вышележащим звеньям волнообразно, с увеличением скорости движения последних, так как движущаяся масса уменьшается от всего тела до руки со снарядом.
При опоре метателя на грунт двумя ногами, в двух-опорном положении, возможно развитие наибольшей силы воздействия на систему «метатель—снаряд». При одно-опорных положениях метателя, особенно во вращательных движениях, сила этого воздействия уменьшается. И никакие усилия атлета не могут увеличить скорость движения системы «метатель — снаряд» в безопорных положениях. Безопорное положение может иметь место в конце метания (за исключением молота) как следствие активной работы ног.
При этом используются эластичные свойства мышц, что вызывает их более мощное последующее сокращение.
Увеличение силы и скорости сокращения мышц дает метателю возможность повышать скорость движения снаряда как за счет приложения большей силы к снаряду, так и за счет реализации ее на более длинном пути.
Высокие спортсмены с длинными конечностями обычно добиваются лучших результатов. Метателям тяжелых снарядов (ядро, молот) выгоднее иметь большой собственный вес.
Современную технику различных видов легкой атлетики рассмотрим на примерах лучших советских и зарубежных спортсменов, олимпийских чемпионов: В. Бор-зова, В. Маркина, Т. Казанкиной, В. Голубничего, А. Ка-
саньяса, В. Ященко, К. Волкова, Д. Кулы, Ю. Седых, И. Слупянек, —которые уже в юношеском возрасте владели искусством рациональных, совершенных движений, достигли высоких спортивных результатов.