что такое техническая учеба ржд
«Абсурд и беспредел» техучёбы РЖД. Народные корреспонденты vgudok.com искали плюсы технической учёбы в монополии — нашли минусы
О технической учёбе локомотивных бригад можно слагать грустные поэмы. В одном из недавних материалов мы рассказали о методе обучения «Провокатор», применяемом на Октябрьской дороге. Сегодня — рассказ о зачётах по знанию техническо-распорядительных актов станций (ТРА).
Зачёты в АС ГРАТ (автоматизированная система графического тестирования) сдают несколько лет. Именно сдают, а не учатся. Где и когда машинист будет изучать нумерацию путей, расположение и обозначение сигналов, скорости движения — никого не волнует. В идеале это всё должно происходить во время контрольно-заключительных поездок (КЗП) под наблюдением машиниста-инструктора (ТЧМИ), но в реальности инструктор «работает» только в АРМ ТЧМИ (автоматизированном рабочем месте), полностью заменившем живой труд и не несущем никакой пользы для машиниста.
Перед машинистом или помощником на компьютере открывается схема станции, на которой обозначены объекты инфраструктуры: светофоры, стрелки, воздушные промежутки и т.п. Нескольких объектов не хватает. Каких — нужно вспомнить и дополнить.
На первый взгляд, такой метод куда результативнее «угадаек» с закрытыми вопросами и тестами.
На удачу здесь не понадеешься — нужны реальные знания. Что же тогда не так? А «не так» — объём сдаваемого материала. На схемах станций по 100–200 символов. С укрупнением участков обслуживания количество станций, по которым машинисты обкатаны, доходит до 180–200 (пример по Окт Т). Умножили? Удержит это всё человек в голове? Между тем система прощает лишь три ошибки. Не сдал — вторая попытка, следующий раз — только через сутки.
«Что немаловажно, — рассказали vgudok.com машинисты, — за ошибку считается не только неверный выбор символов из выпадающего списка для каждого пропущенного объекта, но и простой пропуск, т.е. оставление пустого места незаполненным, а это немудрено, когда после двух-четырёх часов работы перед экраном глаза уже «квадратные»… В общем, иначе, как форменным издевательством, всё это назвать сложно».
На одну станцию требуется около 15 минут. Сдавать можно только с деповских компьютеров, никакой удалёнки.
«Длительное нахождение в техклассе как сдающих, так и ожидающих своей очереди, варварски нивелирует все карантинные мероприятия», — отметили рабкоры.
Хоть в выходной приходи, хоть перед поездкой или после её окончания сиди. Время-то у машинистов казённое, семей нет, да и внимание в кабине никуда не девается, если перед поездкой пару часов за компьютером просидел. Деталь: во время сдачи можно пользоваться распечатками из ТРА станций. Что там с результативностью «метода»?
Ещё деталь: оплачивается такая «учёба» из расчёта восемь часов в квартал. «Закрыть» ТРА нужно в течение первого квартала, в противном случае часть обкаток будет заблокирована. Правда, есть лазейка. В каждом депо все, вплоть до его начальника, прекрасно понимают всю абсурдность и физическую неисполнимость затеи, поэтому находится способ, как логические запреты, выдаваемые различными программами, благополучно обойти. Что там с эффективностью расходования средств на обучающие программы и оборудование для них? Помните, в одном из депо Окт Т обошли логический запрет как на выезд из депо без помощника, так и многие другие? Получили Рябово, о котором мы подробно рассказали в этом тексте.
Наши рабкоры рассказали о том, что в условиях большого количества командированных машинистов на Октябрьской ж.д. некоторые машинисты-инструкторы по обучению, в угоду скорейшего «закрытия» тестирования, ставят им упрощённые тесты. Быстрей «сдаст» — быстрей пойдёт в поезда. Свои при этом отдуваются по полной.
«Абсурд — это первое. Сам по себе этот вид контроля знаний — чистая фикция, потому что вместо акцента на местах со сниженной скоростью, маленьким расстоянием между светофорами и т.п. предлагается лишь выбрать из выпадающего списка литеры и наименования объектов.
Это абсолютно не заменяет знания реальных станций!
Во-вторых, прикомандированным требуется более тщательное изучение ТРА, чем местным, а они сдают по упрощённой программе», — напоминают наши собеседники.
Проблема качественной подготовки командированных машинистов имеет ещё один аспект. Их решили… не обкатывать по сложному питерскому узлу, выставляя только под транзитные поезда. Такой вот «подарочек» смежникам-движенцам: диспетчер теперь должен думать, может машинист конкретного поезда заехать на узел или нет. Ну и «забота» о местных, которые вместо нормальной работы вынуждены «поднимать» брошенные перед узлом поезда.
Наши рабкоры, как люди неравнодушные, очень сильно любящие свою работу, хотят вернуть ей здравый смысл, давно потерянный от нововведений «эффективных манагеров» всех уровней. Они предлагают, во-первых, организовать удалённую сдачу с домашнего ПК или мобильного устройства. Все же понимают, что используются подсказки и выписки. Ну и про пандемию не забываем.
Во-вторых, если исходить из того, что отказаться от никчёмной сдачи ТРА уже не получится, нужно полностью переработать тесты, сделав упор на проблемных местах и убрав бездумную расстановку символов. Кроме этого, грамотные машинисты обращают внимание на то, что существующая система графического тестирования по ТРА несёт в себе прямую угрозу безопасности движения, и вот почему:
— Многие ответы противоречат действующим ТРА. Неверные ответы заложены как верные. Не отражены многие местные условия, незнание которых может привести к трагическим последствиям;
— ТРА приходится сдавать в ущерб отдыху до или после поездки;
— Длительное время работы за компьютером несёт прямой ущерб здоровью локомотивщиков, особенно страдает зрение — важнейший ресурс здоровья машиниста.
Обращают наши рабкоры внимание и на ещё одну проблему. С компьютерами «дружат» далеко не все. Ну, вот не нужен человеку в его обычной жизни компьютер и всё тут! Таких немало среди молодых, а уж среди старшего поколения — каждый второй. Выход нашли и из этой ситуации. Четыре тысячи рублей — и за тебя всё пройдут. Или более шустрые товарищи, или… те самые инструкторы, у которых нет времени на работу с бригадами.
«Абсурд и беспредел!» — возмущаются наши народные корреспонденты.
Вывод печален: машиниста-инструктора по обучению, как, впрочем, и любого другого ТЧМИ, не интересует конечный результат в виде знаний машинистов. Важно только своевременное «закрытие» всех видов обучения и тестирования.
Машинист-инструктор по обучению, опытнейший из инструкторов, стоящий у плаката в техклассе с указкой в руках, давно канул в Лету. После таких занятий любой машинист или помощник мог чётко ответить, какие знания он получил и как они ему помогут на практике. Сегодня всё перевернуто с ног на голову. АСПТ, СДО, теперь вот АС ГРАТ — всё завязано на компьютеры, но компьютер выступает не удобным инструментом, а средством общения с аудиторией тех, кого машинист или помощник в глаза никогда не увидит — разработчиков программ.
Конечный результат нововведений: ни один машинист не ответит, какие знания он получил посредством новомодных систем.
Транспортные новости российских мегаполисов и мировых столиц ищите в нашем разделе ГОРОД и в Telegram-канале @Vgudok
Стандарт ОАО «РЖД» СТО РЖД 08.020-2014 «Организация технической учебы работников ОАО «РЖД». Общие положения.
Стандарт ОАО «РЖД» СТО РЖД 08.020-2014 «Организация технической учебы работников ОАО «РЖД». Общие положения» введен в действие с 01.03.15 г. взамен СТО РЖД 1.21.001-2007
Общие положения
Техническую учебу проводят в целях обеспечения постоянного соответствия уровня профессиональных знаний работников требованиям, предъявляемым к занимаемыми ими должностям, а так же в целях получения новых знаний, связанных с изменениями технологических процессов.
Согласно п. 3.5 каждый работник, подлежащий технической учебе, несет профессиональную ответственность за поддержание соответствия уровня своих профессиональных знаний и навыков требованиям, предъявляемым к занимаемой им должности, используя для этого возможности, предоставляемые ОАО «РЖД» в рамках технической учебы.
Занятия по технической учебе могут проводить руководители, специалисты и работники филиалов ОАО «РЖД» и другие специалисты. Список лиц, допущенных к проведению технических занятий, утверждается руководителем подразделения.
Лица, допущенные к проведению технических занятий, должны иметь высокий уровень практических навыков и теоретических знаний, обладать хорошими коммуникативными способностями. У лиц, допущенных к проведению технических занятий, должны быть подготовлены конспекты с указанием списка используемой литературы.
Техническая учеба должна включать теоретические и практические знания. При этом на проведение практических занятий должно отводиться не менее 30% от общего времени занятий на год. Проведение практических занятий по технической учебе допускается только в очной форме.
Организация технической учебы.
Ответственность за организацию и проведение технической учебы несут руководители подразделений.
Общая координация организации и проведения технической учебы осуществляется департаментом технической политики ОАО «РЖД»
Руководители структурных подразделений линейного уровня организуют разработку годовых планов проведения технической учебы на основании рекомендаций от вышестоящих структурных единиц и совершенствуют учебно-производственную базу проведения технической учебы.
У исполнителя работ по организации технической учебы должны храниться копии конспектов лекций, разработанных лицами, разработанные лицами, допущенными к проведению технических занятий.
Разработка конспектов учебного занятия (в том числе и по дополнительной тематике) специалистами, проводящими техническую учебу, обязательна. Ведение конспектов работниками, обязательно; при отсутствии конспекта работники не допускаются к сдаче зачета.
Конспекты должны отвечать единым требованиям:
— разработаны в электронном виде;
— отражать тематику занятия, содержать перечень литературы для изучения, контрольные вопросы
— утверждены главным инженером или лицом, его замещающим
— храниться у инженера по подготовке кадров в электронном виде и на бумажном носителе.
Планирование технической учебы.
План проведения технической учебы на следующий календарный год составляется с учетом рекомендаций вышестоящих органов и утверждается руководителем до 20 сентября текущего календарного года. Изменения в плане утверждаются руководителем структурного подразделения линейного уровня и доводятся до всех причастных работников.
Проведение технической учебы.
Периодичность и продолжительность занятий по технической учебе устанавливается нормативными документами филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД». Периодичность и продолжительность технических занятий для категорий работников, связанных с обеспечением безопасности движения поездов и повышенной опасностью труда, должны составлять не менее одного занятия 2 часа в месяц. Для остальных категорий работников, подлежащих технической учебе, периодичность и продолжительность занятий должны составлять не менее одного занятия продолжительностью 2 часа в квартал.
Техническая учеба по утвержденному Плану проводится в рабочее время с сохранением обучаемым работникам установленного размера заработной платы.
Для работников, отсутствующих на очередном занятии по уважительной причине, должны организовываться повторные занятия в группе или индивидуально.
Проверка усвоения темы занятий работниками проводится ежемесячно или ежеквартально, в зависимости от периодичности технических занятий.
Работники, пропустившие контрольные мероприятия или не выдержавшие проверку, обязаны пройти проверку/повторную проверку знаний в течение не более 30 календарных дней после планового контрольного мероприятия или выхода на работу после отсутствия по уважительной причине.
Для всех работников, подлежащих технической учебе, не менее одного раза в неделю проводятся плановые предсменные инструктажи. Ответственность за организацию проведения инструктажей несут лица, ответственные за проведение технической учебы. Время проведения одного инструктажа составляет не более 15 минут. У ответственного за проведение инструктажей должна храниться копия конспекта по темам инструктажей. Темы и порядок проведения инструктажей, порядок фиксации факта проведения устанавливаются соответствующими нормативными документами филиала ОАО «РЖД». Инструктажи 3 и 30 недели каждого календарного года должны в обязательном порядке содержать тематику по безопасности труда с описанием возможных опасных ситуаций. Минимальное количество инструктажей по действиям в нестандартных ситуациях в календарном году – 25, общее количество – 50
Содержание технической учебы.
Занятия по технической учебе в обязательном порядке должны включать изучение основных нормативных документов, анализ состояния безопасности движения в ОАО «РЖД», углубленное изучение конструкции и ремонта используемого подвижного состава, отработку практических навыков по действиям в нестандартных ситуациях, совершенствование навыков в своевременном выявлении и устранении неисправностей, изучение методов бережливого производства.
Контроль качества организации и проведения технической учебы.
Контроль качества организации и проведения технической учебы осуществляют руководители департаментов, филиалов ОАО «РЖД», РКЦУ, структурных подразделений регионального, линейного уровня.
ЛИТЕРАТУРА:
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Что такое техническая учеба ржд
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 11 декабря 2014 г. N 2940р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТА ОАО «РЖД» «ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ УЧЕБЫ РАБОТНИКОВ ОАО «РЖД». ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ»
С целью применения единых требований к организации и проведению технической учебы в фиалах и структурных подразделениях ОАО «РЖД»:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 марта 2015 г. СТО РЖД 08.020-2014 «Организация технической учебы работников ОАО «РЖД». Общие положения».
2. Руководителям причастных подразделений аппарата управления, филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД»:
организовать в установленном порядке изучение и выполнение требований стандарта, утвержденного настоящим распоряжением;
обеспечить пересмотр и внесение изменений в нормативные документы, регламентирующие проведение технической учебы в подведомственных подразделениях.
3. Признать утратившим силу с 1 марта 2015 г. распоряжение ОАО «РЖД» от 14 февраля 2008 г. N 300р «Об утверждении стандарта ОАО «РЖД» «Организация технической учебы работников ОАО «РЖД». Общие положения».
Старший вице-президент ОАО «РЖД»
В.А.Гапанович
СТАНДАРТ ОАО «РЖД»
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ УЧЕБЫ РАБОТНИКОВ ОАО «РЖД»
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I» (ФГБОУ ВПО ПГУПС)
2 ВНЕСЕН Департаментом технической политики ОАО «РЖД»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Распоряжением ОАО «РЖД» от 11.12. 2014 г. N 2940р
4 ВЗАМЕН СТО РЖД 1.21.001-2007 «Организация технической учебы работников ОАО «РЖД». Общие положения», утвержденного ОАО «РЖД» 14 февраля 2008 г.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает порядок и правила организации технической учебы работников ОАО «РЖД».
Стандарт не распространяется на систему профессиональной подготовки кадров, курсы повышения квалификации, конкурсы профессионального мастерства и другие виды подготовки и переподготовки кадров.
Настоящий стандарт предназначен для применения подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД», филиалами ОАО «РЖД», иными структурными подразделениями ОАО «РЖД».
Применение настоящего стандарта сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО «РЖД».
2 Термины и определения
2.11 вагон технической пропаганды: Специально оборудованный вагон, предназначенный для проведения занятий по технической учебе и проверке профессиональных знаний, в том числе с использованием системы дистанционного обучения, оборудованный современными техническими средствами обучения.
2.12 кабинет технической информации: Специально оснащенное помещение, предназначенное для оказания практической помощи структурным подразделениям в своевременном отборе и внедрении эффективных научно-технических достижений, инновационных технологий и передового производственного опыта, рационализаторских предложений.
2.13 региональный центр корпоративного управления: ключевой элемент системы корпоративного управления холдинга «РЖД», призванный обеспечивать корпоративную и технологическую координацию структурных подразделений филиалов и дочерних и зависимых обществ холдинга на региональном уровне.
2.14 структурное подразделение регионального уровня: структурное подразделение филиала ОАО «РЖД».
2.15 структурное подразделение линейного уровня: структурное подразделение структурного подразделения регионального уровня.
2.16 тестовый блок: обязательный элемент электронного дистанционного курса, содержащий проверочные вопросы для проверки усвоения темы занятия обучающимся.
2.17 предсменный (предрейсовый) инструктаж: элемент процесса технической учебы в ОАО «РЖД», в основном представляющий собой краткое (не более 15 минут) ознакомление работника с регламентирующими документами и инструкциями по действиям в нестандартных и чрезвычайных ситуациях, а также по охране труда. Также могут содержать иную тематику.
2.18 информационная аналитическая система онлайн мониторинга результатов технической учебы: элемент системы дистанционного обучения ОАО «РЖД», позволяющий просматривать и обрабатывать данные по результатам технической учебы в режиме реального времени.
2.19 технические средства обучения: тренажеры; тренажерные комплексы; обучающие и тестирующие программы; модели, макеты; узлов, устройств, оборудования и инструмента.
2.20 организационно-технические средства: компьютеры; организационная техника (принтеры, сканеры, МФУ и пр.); мультимедийное оборудование (проекторы, экраны, интерактивные доски и пр.); телевизоры, DVD.
3.1 Техническая учеба является неотъемлемым элементом деятельности ОАО «РЖД», его филиалов, иных структурных подразделений ОАО «РЖД».
3.2 Техническую учебу проводят в целях обеспечения постоянного соответствия уровня профессиональных знаний и навыков работников требованиям, предъявляемым к занимаемым ими должностям, а также в целях получения работниками новых знаний и навыков, связанных, в том числе, с изменениями технологических процессов, вводом новых технических средств.
3.3 Техническая учеба проводится с работниками филиалов и иных структурных подразделений ОАО «РЖД».
3.4 Перечень категорий работников, подлежащих технической учебе, определяется нормативными документами по технической учебе филиалов.
3.5 Каждый работник, подлежащий технической учебе, несет персональную ответственность за поддержание соответствия уровня своих профессиональных знаний и навыков требованиям, предъявляемым к занимаемой им должности, используя для этого возможности, предоставляемые ОАО «РЖД» в рамках технической учебы.
3.6 Перечень мест проведения технической учебы определяется приказом руководителя подразделения, работники которого подлежат технической учебе.
3.7 Проведение технической учебы на объектах территориально смежных структурных подразделений ОАО «РЖД» должно быть согласовано их руководителями, с определением порядка допуска обучаемых на объекты, обеспечения охраны труда и безопасности движения.
3.8 Проведение технической учебы на объектах территориально смежных структурных подразделений без разрешения руководителей этих подразделений не допускается.
3.9 Занятия по технической учебе могут проводить руководители, специалисты и работники филиалов ОАО «РЖД», структурных подразделений регионального и линейного уровней, преподаватели учебных заведений, другие специалисты. Список лиц, допущенных к проведению технических занятий, утверждается руководителем подразделения, работники которого подлежат технической учебе.
3.10 Лица, допущенные к проведению технических занятий, должны иметь высокий уровень практических навыков и теоретических знаний по темам занятий, обладать хорошими коммуникативными способностями. По темам теоретических занятий у лиц, допущенных к проведению технических занятий, должны быть подготовлены конспекты с указанием списка используемой литературы. При использовании технологий дистанционного обучения конспекты хранятся в системе дистанционного обучения в виде дистанционных курсов.
3.11 Разработка учебно-методических материалов и технических средств обучения для проведения технической учебы осуществляется силами структурных подразделений регионального, линейного уровней или с привлечением сторонних организаций на договорной основе.
3.12 Техническая учеба должна включать теоретические и практические занятия. При этом на проведение практических занятий должно отводиться не менее 30 % от общего времени занятий в год.
3.13 Формы и методы проведения занятий по технической учебе определяются видом занятий. Основными формами занятий являются: лекции, семинары, практические и индивидуальные занятия, консультации, тренинг с использованием различных видов тренажеров, включая компьютерные, а также аудио и видеоконференции, аудио и видеолекции, аудио и видеосеминары.
3.14. При проведении теоретических занятий по технической учебе рекомендуется использовать самоподготовку в форме дистанционного обучения в системе дистанционного обучения ОАО «РЖД» в сочетании с проверкой знаний в системе дистанционного обучения ОАО «РЖД». При использовании самоподготовки в форме дистанционного обучения в системе дистанционного обучения ОАО «РЖД» и успешной сдаче контрольных испытаний работникам разрешается не посещать теоретические занятия по технической учебе.
3.15 Проведение практических занятий по технической учебе допускается только в очной форме.
3.16 Нормативные документы по технической учебе филиалов и иных структурных подразделений ОАО «РЖД» не должны противоречить данному стандарту, но могут включать необходимые дополнения, связанные со спецификой деятельности.
4 Организация технической учебы
5 Планирование технической учебы
5.1 Основным документом, регламентирующим порядок проведения технической учебы в текущем календарном году, является план проведения технической учебы (Приложение А).
5.2 План проведения технической учебы регламентирует количество, продолжительность, форму и тематику проведения занятий, а также контроль знаний для каждой категории работников, подлежащих технической учебе.
5.3 Филиалы ОАО «РЖД» направляют в свои структурные подразделения регионального уровня рекомендации по формированию плана проведения технической учебы на следующий календарный год не позднее 15 августа текущего календарного года. Рекомендации филиалов по формированию плана с учетом рекомендаций структурных подразделений регионального уровня направляются в структурные подразделения линейного уровня не позднее 1 сентября текущего календарного года. Рекомендации должны отражать результаты анализа состояния безопасности движения поездов, отказов технических средств, внедрения новой техники и технологии, внедрения передового опыта, выполнения требований охраны труда, а также изменения либо ввод новых нормативных документов.
5.4 План проведения технической учебы на следующий календарный год с учетом письменных рекомендаций вышестоящих органов формируется главным инженером и утверждается руководителем структурного подразделения линейного уровня до 20 сентября текущего календарного года.
5.5 Филиалы ОАО «РЖД» и региональные дирекции в течение календарного года доводят до структурных подразделений линейного уровня информацию по изменению технологии работы, вводу новой техники, вводу/изменению нормативных документов, случаев нарушения безопасности движения поездов и охраны труда для внесения изменений в план проведения технической учебы. Изменения в плане утверждаются руководителем структурного подразделения линейного уровня и доводятся до всех причастных работников.
5.6 Для реализации п. п. 3.14 данного стандарта на основании поступивших от нижестоящих структурных единиц потребностей филиалами ОАО «РЖД» определяется потребность и формируется график разработки (приобретения) и изменения учебно-методических материалов в формате электронных дистанционных курсов (Приложение Б), полностью покрывающих годовой план проведения технической учебы, для установки в систему дистанционного обучения ОАО «РЖД».
5.7 График должен учитывать временной интервал (не менее 90 календарных дней) между началом разработки электронных дистанционных курсов и началом обучения по темам электронных дистанционных курсов в соответствии с планом проведения технической учебы.
5.8 График разработки учебно-методических материалов в формате электронных дистанционных курсов на следующий календарный год утверждается руководителем структурного подразделения регионального уровня до 1 октября текущего года.
6 Проведение технической учебы
7 Содержание технической учебы
7.1 Занятия по технической учебе в обязательном порядке должны включать:
— изучение основных нормативных документов по технической безопасности и по безопасности движения;
— изучение нормативных документов, технологических карт и иных документов, регламентирующих работу филиалов ОАО «РЖД», структурных подразделений различных уровней;
— анализ состояния безопасности движения в ОАО «РЖД», причинно-следственных связей, установленных при расследовании случаев нарушения безопасности движения и отказов технических средств, чрезвычайных ситуаций и аварий, нарушений должностных инструкций, правил и инструкций по охране труда, промышленной и пожарной безопасности, технологии производства работ;
— углубленное изучение конструкции, правил эксплуатации, технологии обслуживания и ремонта используемого (ремонтируемого) подвижного состава, объектов инфраструктуры, устройств, машин и механизмов;
— отработку практических навыков по действиям в нестандартных ситуациях, а также в условиях чрезвычайных и аварийных ситуаций;
— совершенствование навыков в своевременном выявлении и устранении неисправностей технических средств непосредственно на рабочих местах;
— изучение и освоение передовых методов безопасной работы, вопросов охраны труда, охраны окружающей среды, правил перевозок опасных грузов;
— изучение и практическое применение на своих рабочих местах методов бережливого производства, а также передовых приемов и методов повышения эффективности и обеспечения безопасности технологических процессов и организации профессиональной деятельности;
— изучение особенностей работы, связанных с сезонностью.
7.2 При использовании самоподготовки в системе дистанционного обучения все дистанционные электронные курсы должны сопровождаться блоками проверки знаний (тестами) для самопроверки и для проведения контрольных мероприятий.
7.3 Вопросы в тестовых блоках должны иметь однозначную принадлежность к той или иной компетенции работника в соответствии с системой компетенций, разработанной филиалом или иным структурным подразделением ОАО «РЖД» для конкретной должности.
7.4 Вопросы в тестовых блоках должны затрагивать только те темы, которые были изучены работником в текущем месяце/квартале.
8 Критерии оценки качества проведения технической учебы
8.1 Для оценки состояния технической учебы рассматриваются результаты контрольных проверок, технических ревизий, комиссионных осмотров, а также следующие показатели:
— процент охвата технической учебой работников структурного подразделения;
— степень оснащения кабинетов технической учебы.
8.2 При использовании системы дистанционного обучения для организации и проведения занятий по технической учебе также оцениваются следующие показатели:
— средний балл за теоретические знания работника, а также общий средний балл за теоретические знания по структурному подразделению регионального, линейного уровня, филиалу ОАО «РЖД»;
— средний балл за практические занятия работника, а также общий средний балл за теоретические знания по структурному подразделению регионального, линейного уровня, филиалу ОАО «РЖД» (при условии ведения электронной формы журнала по технической учебе в системе дистанционного обучения);
— фактический уровень компетенций работников и отклонение уровня компетенций от требуемого для данной должности.
9 Контроль качества организации и проведения технической учебы
10 Учет и отчетность
10.1 Квартальный отчет по технической учебе должен входить в номенклатуру дел филиалов ОАО «РЖД», структурных подразделений регионального, линейного уровней.
10.2 Квартальный отчет о состоянии технической учебы должен предоставляться структурным подразделением регионального уровня в вышестоящую организационную единицу (филиал, РЦКУ) до 10-го числа следующего за отчетным кварталом.
10.3 Квартальный отчет о состоянии технической учебы должен предоставляться филиалом, структурным подразделением центрального подчинения в соответствующие департаменты один раз в квартал в виде отчета, отражающего показатели, указанные в разделе 8 настоящего стандарта, не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
11 Материально-техническая база технической учебы
11.1 Места проведения занятий по технической учебе должны быть оборудованы в соответствии с перечнями необходимого оснащения, утверждаемыми ОАО «РЖД».
11.2 Структурные подразделения регионального уровня на основании потребностей своих предприятий должны ежегодно составлять план мероприятий по оснащению и дооснащению учебной базы техническими средствами обучения (в т.ч. персональными компьютерами) с указанием наименования оборудования, его количества и планируемых источников финансирования для приобретения и монтажа.
11.3 Планы должны учитывать применение технологий дистанционного обучения и обеспечивать оснащение мест проведения теоретических занятий персональными компьютерами с выходом в сеть передачи данных ОАО «РЖД» для обеспечения процесса самоподготовки и проведения контрольных мероприятий по технической учебе в системе дистанционного обучения с заданной периодичностью.
11.4 Филиалы ОАО «РЖД на основании потребностей нижестоящих организационных единиц должны ежегодно составлять и утверждать планы мероприятий по оснащению и дооснащению учебной базы техническими средствами обучения (в т.ч. персональными компьютерами) с указанием наименования оборудования, его количества и источников финансирования для приобретения и монтажа, и мест внедрения (структурных подразделений).
11.5 Филиалы ОАО «РЖД на основании потребностей нижестоящих организационных единиц должны ежегодно составлять и утверждать планы мероприятий по наполнению системы дистанционного обучения электронными курсами, с указанием перечня необходимых курсов и источников финансирования для их приобретения.
11.6 Филиалы ОАО «РЖД» на основании потребностей нижестоящих организационных единиц должны организовывать разработку и изготовление тренажеров и других технических средств для организации практических занятий по технической учебе в структурных подразделениях.
Приложение А
(рекомендуемое)
Форма годового плана проведения технической учебы
А.1 Форма первой страницы годового плана проведения технической учебы
┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ ___________________________________________________________ │
│ (полное наименование структурного подразделения) │
│ │
│ │
│ УТВЕРЖДАЮ │
│ Руководитель структурного подразделения │
│ _____________ ____________ │
│ (подпись) (ФИО) │
│ «______» __________20__ г. │
│ (число) (месяц) │
│ │
│ │
│ ГОДОВОЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ УЧЕБЫ НА 20___ ГОД │
│ _________________,_________________ │
│ (место разработки) (год разработки) │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
А.3 Форма третьей и последующих страниц годового плана проведения технической учебы
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Годовой рабочий тематический план проведения технической учебы работников │
│ _________________________________________________________________________ │
│ (наименование структурного подразделения) │
│ │
│┌─────────┬──────────┬──────────────────────────────────────────────────────┐│
││ N │ Месяц │ Темы занятий по технической учебе ││
││ занятия │ ├──────────────────────────────────────────────────────┤│
││ │ │ (наименование должности(профессии)) ││
││ │ ├──────────────────┬─────────────────┬─────────────────┤│
││ │ │ Составляющая от │ Составляющая от │ Составляющая от ││
││ │ │ центральной │ региональной │ структурного ││
││ │ │ дирекции │ дирекции │ подразделения ││
││ │ │ │ │линейного уровня ││
│├─────────┼──────────┼──────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤│
││ 1 │ Январь │ Тема 1 │ Тема 2 │ Тема 3 ││
││ │ │ (теоретические │ (теоретические │ (теоретические ││
││ │ │ занятия) │ занятия) │ занятия) ││
│├─────────┤ ├──────────────────┴─────────────────┴─────────────────┤│
││ 2 │ │ Тема 4 (практические занятия) ││
│├─────────┤ ├──────────────────────────────────────────────────────┤│
││ 3 │ │ Тема 5 (зачетное занятие) ││
│├─────────┼──────────┼──────────────────┬─────────────────┬─────────────────┤│
││ 4 │ Февраль │ Тема 6 │ Тема 7 │ Тема 8 ││
││ │ │ (теоретические │ (теоретические │ (теоретические ││
││ │ │ занятия) │ занятия) │ занятия) ││
│├─────────┤ ├──────────────────┴─────────────────┴─────────────────┤│
││ 5 │ │ Тема 9 (практические занятия) ││
│├─────────┤ ├──────────────────────────────────────────────────────┤│
││ 6 │ │ Тема 10 (зачетное занятие) ││
│└─────────┴──────────┴──────────────────────────────────────────────────────┘│
│ Подписи лиц, ответственных за разработку плана и организацию │
│технической учебы в подразделении │
│ __________ _________ ___________________ ____________ │
│ (должность) (подпись) (ФИО) (дата) │
│ │
│ __________ _________ ___________________ ____________ │
│ (должность) (подпись) (ФИО) (дата) │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Приложение Б
(рекомендуемое)
Форма плана-графика разработки (приобретения) электронных дистанционных курсов
Б.1 Форма первой страницы плана-графика разработки (приобретения) электронных дистанционных курсов
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ ________________________________________________ │
│ (наименование филиала) │
│ │
│ УТВЕРЖДАЮ │
│ Руководитель филиала │
│ _________________ _____________ │
│ (подпись) (ФИО) │
│ «______» _____________ 20__ г. │
│ (число) (месяц) │
│ │
│ ГОДОВОЙ ПЛАН-ГРАФИК РАЗРАБОТКИ (ПРИОБРЕТЕНИЯ) │
│ ЭЛЕКТРОННЫХ ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСОВ │
│ НА 20___ ГОД │
│ __________________, ______________ │
│ (место разработки) (год разработки) │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Б.1 Форма второй и последующих страниц плана-графика разработки (приобретения) электронных дистанционных курсов
План-график разработки (приобретения) электронных дистанционных курсов
для _______________________________________________________
(наименование филиала)
Номер
занятия из
годового
плана, для
которого
предназна-
чен курс
Дата ввода в
эксплуатацию
Рекомендуемая
дата начала
разработки