что такое техническая эстетика

Техническая эстетика

К средствам и мероприятиям технической эстетики относят художественное исполнение оборудования, приспособлений и инструмента, рациональную организацию освещения и вентиляции, соответствующую окраску оборудования и помещений, обеспечение рабочих удобной спецодеждой, оснащение современными санитарно-техническими устройствами гардеробных, душевых, комнат отдыха и других помещений, а также озеленение цехов и территории предприятия, правильное использование сигнальных цветов, знаков безопасности и функциональной музыки и др. В комплексе мероприятий по созданию эстетичной производственной среды большое значение имеют механизация уборки помещений и удаления отходов, поддержание в чистоте полов, окон, осветительных установок, оборудования.

На рис. представлен один из примеров использования принципов технической эстетики в проектировании цеха.

что такое техническая эстетика. Смотреть фото что такое техническая эстетика. Смотреть картинку что такое техническая эстетика. Картинка про что такое техническая эстетика. Фото что такое техническая эстетика

Помещение оборудовано встроенными в подшивной потолок осветительной, отопительной и вентиляционной системами, внутреннее пространство не загромождено висящими светильниками и трубами-воздуховодами.

Широкое поле деятельности для художественного конструирования открывается при разработке цеховой графики, визуальных, стрелочных и других индикаторов, приборных щитов, пультов управления, инструментов и приспособлений.

Эстетическое оформление и выбор типа дизайна для торгово-обеденных залов предприятий общественного питания осуществляют в зависимости от вкуса художника-оформителя и руководителей предприятия.

Источник

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА

Смотреть что такое «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА» в других словарях:

Техническая эстетика — (греч. мастерство искусства) это научная дисциплина, изучающая закономерности формирования гармоничной предметной среды жизни и деятельности человека методами и средствами дизайна. Устанавливает зависимость условий труда с результатами труда.… … Википедия

Техническая эстетика — ежемесячный иллюстрированный журнал (до 1983 информационный бюллетень), орган Всесоюзного научно исследовательского института техни ческой эстетики Государственного комитета СССР по науке и технике. Издаётся в Москве с 1964. Освещает… … Художественная энциклопедия

Техническая эстетика — I Техническая эстетика научная дисциплина, изучающая социально культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой для жизни и деятельности человека средствами промышленного производства … Большая советская энциклопедия

Техническая эстетика — I Техническая эстетика научная дисциплина, изучающая социально культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой для жизни и деятельности человека средствами промышленного производства … Большая советская энциклопедия

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА — (от греч. techne мастерство, искусство) научная дисциплина, изучающая закономерности формирования методами и средствами дизайна гармоничной предметной среды жизни и деятельности человека с целью наиболее полного удовлетворения его материальных и… … Эстетика: Словарь

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА — (от греч. techne искусство, мастерство и aisthetikos относящееся к чувствительному познанию) научная дисциплина, изучающая социальнокультурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой для жизни и … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

«Техническая эстетика» — «Техническая эстетика», ежемесячный иллюстрированный журнал (до 1983 — информационный бюллетень), орган Всесоюзного научно исследовательского института технической эстетики Государственного комитета СССР по науке и технике. Издаётся в Москве … Художественная энциклопедия

Эстетика — (от др. греч. aisthanomai чувствовать; aisthetikos воспринимаемый чувствами) Наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения, в процессе (и в результате) которого … Энциклопедия культурологии

ЭСТЕТИКА — (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Э. ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии… … Философская энциклопедия

эстетика — [тэ], и; ж. [от греч. aisthētikos чувствующий, чувственный] 1. Философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, в природе и в жизни. Курс по эстетике. Э. живописи. 2. Система чьих л. или каких л. взглядов на искусство. Э. Пушкина.… … Энциклопедический словарь

Источник

Общая техническая эстетика

Лекция №1. Понятие технической эстетики

Техническая эстетика — это научная дисциплина, изучающая закономерности формирования гармоничной предметной среды жизни и деятельности человека методами и средствами дизайна.

Техническая эстетика изучает социально-культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства для обеспечения наилучших условий труда, быта и отдыха людей. Составляя теоретическую основу дизайна, техническая эстетика изучает его общественную природу и закономерности развития, принципы и методы художественного конструирования, проблемы профессионального творчества художника-конструктора (дизайнера).

Техническая эстетика составляет пятое проблемное поле эстетики как науки — это теория дизайна, теория освоения мира по законам красоты промышленными средствами, обобщение опыта проектирования, индустриального воплощения, серийного изготовления и социального бытия полезных и красивых орудий труда, станков, машин, вещей и предметов, сочетающих в себе утилитарные и эстетические качества. Как многие новые дисциплины техническая эстетика развилась на стыке наук. Она анализирует эстетические, экономические, технические, гигиенические эргономические (описываемые теории организации труда) факторы, а также психофизиологические проблемы, способствующие оптимизации условий деятельности человека.

Идеи технической эстетики зародились в середине XIX в., задолго до появления дизайна. Английский теоретик искусства Дж. Рёскин ввел (1857) понятие эстетически ценных продуктов производства. Он подчеркивал: поспешно создаваемое поспешно и погибает; дешевое в итоге оказывается самым дорогим; искусство бытовых вещей — основополагающее в иерархии искусств; машинное производство калечит изготавливаемую вещь, ее производителя и потребителя. Рёскин предложил ретроспективную утопию: вернуться от дешевого машинного производства недоброкачественных товаров к ремесленному ручному труду (См.: Рёскин. 1902). Эту идею поддержал английский исследователь У. Моррис, безуспешно пытавшийся создать современное мануфактурное производство.

Немецкий теоретик дизайна Г. Земпер в двухтомном труде «Стиль в технических и тектонических искусствах…» (1860-1863) разработал основы технической эстетики. По Земперу, форма вещи определяется: 1) ее функцией, 2) материалом, 3) технологией изготовления, 4) идеологическими установками общества.

Немецкий инженер Ф. Рело в книге «О стиле в машиностроении» (1862) выступил за взаимодействие искусства и техники и за внедрение архитектурных стилей в машиностроение. Архитектор X. ван де Велде (начало ХХ в.) утверждал, что изделие должно сочетать техническую и художественную форму, целесообразность и логику, «практическую и разумную красоту». Теоретик искусства Г. Мутезиус высказался за «охудожествление» технических изделий, а директор концерна АЭГ П. Беренс — за художественную стандартизацию и стилистическое клиширование продукции. Архитектор В. Гропиус утверждал необходимость эстетического оформления, одухотворяющего производимую индустрией продукцию.

В Германии (в 1919 г.) был основан центр технической эстетики «Баухауз». В России в начале ХХ в. возникают идеи единства искусства и техники, красоты самого производственного предприятия (См.: Страхов. 1906), отказа от украшательства в продуктах промышленности, органического слияния в них пользы, функции и красоты (См.: Энгельмейер. 1910; Столяров. 1910). В 1920 г. образовался ВХУТЕМАС (Всесоюзные художественно-технические мастерские), где А. Родченко, В. Татлин, Л. Лисицкий, М. Гинзбург, И. Леонидов разрабатывали идеи «производственного искусства» дизайна и технической эстетики.

Основные принципы технической эстетики: дизайнер имеет дело с предметом, но его цель не предмет, а человек (Л. Моголи-Надь, «Баухауз»), наиболее эстетичны — наиболее экономичные формы (В. Татлин, ВХУТЕМАС). Цель технической эстетики: гармонизация мира, насыщенного машинами, гуманизация техники. Техническая эстетика формирует требования к изделиям, создаваемым промышленностью, к орудиям их изготовления, к среде, в которой они производятся («технический пейзаж»). Эти требования (= рекомендации) имеют практическое значение и основаны на опыте науки и индустрии.

Лекция №2. История технической эстетики

Идеи технической эстетики зародились в середине XIX в., задолго до появления дизайна. Английский теоретик искусства Дж. Рёскин ввел (1857) понятие эстетически ценных продуктов производства. Он подчеркивал: поспешно создаваемое поспешно и погибает; дешевое в итоге оказывается самым дорогим; искусство бытовых вещей — основополагающее в иерархии искусств; машинное производство калечит изготавливаемую вещь, ее производителя и потребителя. Рёскин предложил ретроспективную утопию: вернуться от дешевого машинного производства недоброкачественных товаров к ремесленному ручному труду (См.: Рёскин. 1902). Эту идею поддержал английский исследователь У. Моррис, безуспешно пытавшийся создать современное мануфактурное производство.

Техническая эстетика восходит исторически к эстетике философской. Понятие «эстетика» ввел в научный обиход в середине XVIII в. немецкий философ-просветитель Александр Готлиб Баумгартен (Эстетика, 1750). Термин происходит от греческого слова aisthetikos – чувствующий, относящийся к чувственному восприятию. Баумгартен же выделил эстетику как самостоятельную философскую дисциплину.

В истории эстетики ее предмет и задачи менялись. Вначале эстетика была частью философии и космогонии и служила созданию целостной картины мира (греческие натурфилософы, пифагорейцы). С Сократа начинается долгий процесс отпочкования эстетики от философии (выделение ее в самостоятельную науку). У досократиков эстетика — одна из сторон их космогонии. Сократ впервые задумывается над сущностью собственно эстетических проблем, связывая их с этическими. Для Аристотеля эстетика—это проблемы поэтики и общефилософские вопросы природы красоты и искусства; для Платона — вопросы государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека. Для Тертуллиана и Фомы Аквинского эстетика — аспект богословия (решение задачи: с помощью искусства нацелить человека на служение Богу). Эстетика Леонардо да Винчи выявляет соотношение природы и художественной деятельности. Эстетика Буало устанавливает каноны творчества. После того как немецкий философ А. Баумгартен («Эстетика» —1750—1758) впервые ввел в обиход термин, которым и поныне обозначается эта наука (производная от греческого глагола «айстаномай» (чувственное восприятие) термин нашел широкое применение в науке. Баумгартен считал, что предмет эстетики — чувственное познание мира, присущее искусству. Логика изучает законы рационального познания и учит, как достичь истины; человек же познает не только с помощью мысли, но и с помощью чувств. Поэтому должна быть наука, параллельная логике — эстетика, изучающая законы чувственного познания и постигающая красоту. Из предмета эстетики Баумгартен исключал искусство, его законы и отражение прекрасного в искусстве. Из баумгартеновского заблуждения родился научный термин, в который последующее развитие теоретической мысли вложило новое содержание.

Немецкий теоретик дизайна Г. Земпер в двухтомном труде «Стиль в технических и тектонических искусствах…» (1860-1863) разработал основы технической эстетики. По Земперу, форма вещи определяется: 1) ее функцией, 2) материалом, 3) технологией изготовления, 4) идеологическими установками общества.

Немецкий инженер Ф. Рело в книге «О стиле в машиностроении» (1862) выступил за взаимодействие искусства и техники и за внедрение архитектурных стилей в машиностроение. Архитектор X. ван де Велде (начало ХХ в.) утверждал, что изделие должно сочетать техническую и художественную форму, целесообразность и логику, «практическую и разумную красоту». Теоретик искусства Г. Мутезиус высказался за «охудожествление» технических изделий, а директор концерна АЭГ П. Беренс — за художественную стандартизацию и стилистическое клиширование продукции. Архитектор В. Гропиус утверждал необходимость эстетического оформления, одухотворяющего производимую индустрией продукцию.

В Германии (в 1919 г.) был основан центр технической эстетики «Баухауз». В России в начале ХХ в. возникают идеи единства искусства и техники, красоты самого производственного предприятия (См.: Страхов. 1906), отказа от украшательства в продуктах промышленности, органического слияния в них пользы, функции и красоты (См.: Энгельмейер. 1910; Столяров. 1910). В 1920 г. образовался ВХУТЕМАС (Всесоюзные художественно-технические мастерские), где А. Родченко, В. Татлин, Л. Лисицкий, М. Гинзбург, И. Леонидов разрабатывали идеи «производственного искусства» дизайна и технической эстетики.

Теоретические поиски 20-х гг. во многом предвосхитили современное развитие Т. э. Однако становление её как самостоятельной научной дисциплины, тесно связанной с запросами практики, происходит лишь в 60-е гг. В этот период в СССР формируется государственная система организации художеств. конструирования, включающая Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), его филиалы, отраслевые специализированные художественно-конструкторские бюро (СХКБ), подразделения художественного конструирования на промышленных предприятиях, в проектных и научно-исследовательских организациях. В результате формирования этой системы не только расширился объём исследований, но и произошли существенные качественные изменения в области художественного конструирования. Его объектом всё в большей мере становятся не отдельные предметы, а системы вещей, сложные связи между ними и целыми группами людей. Это поставило перед Т.э. задачи межотраслевого характера, потребовало системного подхода к исследуемым проблемам.

Ведущие организации социалистических стран, в том числе и СССР, являются членами Международного совета организаций по художественному конструированию (ИКСИД).

Источник

эстетика техническая

Смотреть что такое «эстетика техническая» в других словарях:

ЭСТЕТИКА ТЕХНИЧЕСКАЯ — изучает социально культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства для обеспечения наилучших условий труда, быта и отдыха людей. Составляя теоретическую… … Большой Энциклопедический словарь

ЭСТЕТИКА ТЕХНИЧЕСКАЯ — англ. aesthetics/art, industrial; нем. Asthetik, technische. Наука, изучающая социально культ., технические и эстетические проблемы формирования гармонической предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства для обеспечения… … Энциклопедия социологии

ЭСТЕТИКА ТЕХНИЧЕСКАЯ — научная дисциплина, изучающая закономерности формирования методами и средствами (см.) гармоничной предметной среды жизни и деятельности человека с целью наиболее полного удовлетворения его материальных и духовных потребностей, обеспечения… … Большая политехническая энциклопедия

ЭСТЕТИКА, ТЕХНИЧЕСКАЯ — теория художественного конструирования, дизайна … Большой экономический словарь

ЭСТЕТИКА ТЕХНИЧЕСКАЯ — англ. aestheticsart, industrial; нем. Asthetik, technische. Наука, изучающая социально культ., технические и эстетические проблемы формирования гармонической предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства для обеспечения… … Толковый словарь по социологии

эстетика — [тэ], и; ж. [от греч. aisthētikos чувствующий, чувственный] 1. Философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, в природе и в жизни. Курс по эстетике. Э. живописи. 2. Система чьих л. или каких л. взглядов на искусство. Э. Пушкина.… … Энциклопедический словарь

Эстетика — (от др. греч. aisthanomai чувствовать; aisthetikos воспринимаемый чувствами) Наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения, в процессе (и в результате) которого … Энциклопедия культурологии

ЭСТЕТИКА — (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Э. ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии… … Философская энциклопедия

Техническая эстетика — (греч. мастерство искусства) это научная дисциплина, изучающая закономерности формирования гармоничной предметной среды жизни и деятельности человека методами и средствами дизайна. Устанавливает зависимость условий труда с результатами труда.… … Википедия

ЭСТЕТИКА — (греч. от aisthanesthai чувствовать, воспринимать). Наука о прекрасном в природе и искусствах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭСТЕТИКА [ Словарь иностранных слов русского языка

Источник

Техническая эстетика

Смотреть что такое «Техническая эстетика» в других словарях:

Техническая эстетика — (греч. мастерство искусства) это научная дисциплина, изучающая закономерности формирования гармоничной предметной среды жизни и деятельности человека методами и средствами дизайна. Устанавливает зависимость условий труда с результатами труда.… … Википедия

Техническая эстетика — I Техническая эстетика научная дисциплина, изучающая социально культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой для жизни и деятельности человека средствами промышленного производства … Большая советская энциклопедия

Техническая эстетика — I Техническая эстетика научная дисциплина, изучающая социально культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой для жизни и деятельности человека средствами промышленного производства … Большая советская энциклопедия

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА — (от греч. techne мастерство, искусство) научная дисциплина, изучающая закономерности формирования методами и средствами дизайна гармоничной предметной среды жизни и деятельности человека с целью наиболее полного удовлетворения его материальных и… … Эстетика: Словарь

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА — науч. дисциплина, изучающая социально культурные, технич. и эстетич. проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами пром. произ ва для жизни и деятельности человека. Составляя теоретич. основу дизайна, Т. э. изучает… … Большой энциклопедический политехнический словарь

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА — (от греч. techne искусство, мастерство и aisthetikos относящееся к чувствительному познанию) научная дисциплина, изучающая социальнокультурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой для жизни и … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

«Техническая эстетика» — «Техническая эстетика», ежемесячный иллюстрированный журнал (до 1983 — информационный бюллетень), орган Всесоюзного научно исследовательского института технической эстетики Государственного комитета СССР по науке и технике. Издаётся в Москве … Художественная энциклопедия

Эстетика — (от др. греч. aisthanomai чувствовать; aisthetikos воспринимаемый чувствами) Наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения, в процессе (и в результате) которого … Энциклопедия культурологии

ЭСТЕТИКА — (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Э. ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии… … Философская энциклопедия

эстетика — [тэ], и; ж. [от греч. aisthētikos чувствующий, чувственный] 1. Философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, в природе и в жизни. Курс по эстетике. Э. живописи. 2. Система чьих л. или каких л. взглядов на искусство. Э. Пушкина.… … Энциклопедический словарь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *