что такое техническая эстетика
Техническая эстетика
К средствам и мероприятиям технической эстетики относят художественное исполнение оборудования, приспособлений и инструмента, рациональную организацию освещения и вентиляции, соответствующую окраску оборудования и помещений, обеспечение рабочих удобной спецодеждой, оснащение современными санитарно-техническими устройствами гардеробных, душевых, комнат отдыха и других помещений, а также озеленение цехов и территории предприятия, правильное использование сигнальных цветов, знаков безопасности и функциональной музыки и др. В комплексе мероприятий по созданию эстетичной производственной среды большое значение имеют механизация уборки помещений и удаления отходов, поддержание в чистоте полов, окон, осветительных установок, оборудования.
На рис. представлен один из примеров использования принципов технической эстетики в проектировании цеха.
Помещение оборудовано встроенными в подшивной потолок осветительной, отопительной и вентиляционной системами, внутреннее пространство не загромождено висящими светильниками и трубами-воздуховодами.
Широкое поле деятельности для художественного конструирования открывается при разработке цеховой графики, визуальных, стрелочных и других индикаторов, приборных щитов, пультов управления, инструментов и приспособлений.
Эстетическое оформление и выбор типа дизайна для торгово-обеденных залов предприятий общественного питания осуществляют в зависимости от вкуса художника-оформителя и руководителей предприятия.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА
Смотреть что такое «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА» в других словарях:
Техническая эстетика — (греч. мастерство искусства) это научная дисциплина, изучающая закономерности формирования гармоничной предметной среды жизни и деятельности человека методами и средствами дизайна. Устанавливает зависимость условий труда с результатами труда.… … Википедия
Техническая эстетика — ежемесячный иллюстрированный журнал (до 1983 информационный бюллетень), орган Всесоюзного научно исследовательского института техни ческой эстетики Государственного комитета СССР по науке и технике. Издаётся в Москве с 1964. Освещает… … Художественная энциклопедия
Техническая эстетика — I Техническая эстетика научная дисциплина, изучающая социально культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой для жизни и деятельности человека средствами промышленного производства … Большая советская энциклопедия
Техническая эстетика — I Техническая эстетика научная дисциплина, изучающая социально культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой для жизни и деятельности человека средствами промышленного производства … Большая советская энциклопедия
ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА — (от греч. techne мастерство, искусство) научная дисциплина, изучающая закономерности формирования методами и средствами дизайна гармоничной предметной среды жизни и деятельности человека с целью наиболее полного удовлетворения его материальных и… … Эстетика: Словарь
ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА — (от греч. techne искусство, мастерство и aisthetikos относящееся к чувствительному познанию) научная дисциплина, изучающая социальнокультурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой для жизни и … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
«Техническая эстетика» — «Техническая эстетика», ежемесячный иллюстрированный журнал (до 1983 информационный бюллетень), орган Всесоюзного научно исследовательского института технической эстетики Государственного комитета СССР по науке и технике. Издаётся в Москве … Художественная энциклопедия
Эстетика — (от др. греч. aisthanomai чувствовать; aisthetikos воспринимаемый чувствами) Наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения, в процессе (и в результате) которого … Энциклопедия культурологии
ЭСТЕТИКА — (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Э. ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии… … Философская энциклопедия
эстетика — [тэ], и; ж. [от греч. aisthētikos чувствующий, чувственный] 1. Философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, в природе и в жизни. Курс по эстетике. Э. живописи. 2. Система чьих л. или каких л. взглядов на искусство. Э. Пушкина.… … Энциклопедический словарь
Общая техническая эстетика
Лекция №1. Понятие технической эстетики
Техническая эстетика — это научная дисциплина, изучающая закономерности формирования гармоничной предметной среды жизни и деятельности человека методами и средствами дизайна.
Техническая эстетика изучает социально-культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства для обеспечения наилучших условий труда, быта и отдыха людей. Составляя теоретическую основу дизайна, техническая эстетика изучает его общественную природу и закономерности развития, принципы и методы художественного конструирования, проблемы профессионального творчества художника-конструктора (дизайнера).
Техническая эстетика составляет пятое проблемное поле эстетики как науки — это теория дизайна, теория освоения мира по законам красоты промышленными средствами, обобщение опыта проектирования, индустриального воплощения, серийного изготовления и социального бытия полезных и красивых орудий труда, станков, машин, вещей и предметов, сочетающих в себе утилитарные и эстетические качества. Как многие новые дисциплины техническая эстетика развилась на стыке наук. Она анализирует эстетические, экономические, технические, гигиенические эргономические (описываемые теории организации труда) факторы, а также психофизиологические проблемы, способствующие оптимизации условий деятельности человека.
Идеи технической эстетики зародились в середине XIX в., задолго до появления дизайна. Английский теоретик искусства Дж. Рёскин ввел (1857) понятие эстетически ценных продуктов производства. Он подчеркивал: поспешно создаваемое поспешно и погибает; дешевое в итоге оказывается самым дорогим; искусство бытовых вещей — основополагающее в иерархии искусств; машинное производство калечит изготавливаемую вещь, ее производителя и потребителя. Рёскин предложил ретроспективную утопию: вернуться от дешевого машинного производства недоброкачественных товаров к ремесленному ручному труду (См.: Рёскин. 1902). Эту идею поддержал английский исследователь У. Моррис, безуспешно пытавшийся создать современное мануфактурное производство.
Немецкий теоретик дизайна Г. Земпер в двухтомном труде «Стиль в технических и тектонических искусствах…» (1860-1863) разработал основы технической эстетики. По Земперу, форма вещи определяется: 1) ее функцией, 2) материалом, 3) технологией изготовления, 4) идеологическими установками общества.
Немецкий инженер Ф. Рело в книге «О стиле в машиностроении» (1862) выступил за взаимодействие искусства и техники и за внедрение архитектурных стилей в машиностроение. Архитектор X. ван де Велде (начало ХХ в.) утверждал, что изделие должно сочетать техническую и художественную форму, целесообразность и логику, «практическую и разумную красоту». Теоретик искусства Г. Мутезиус высказался за «охудожествление» технических изделий, а директор концерна АЭГ П. Беренс — за художественную стандартизацию и стилистическое клиширование продукции. Архитектор В. Гропиус утверждал необходимость эстетического оформления, одухотворяющего производимую индустрией продукцию.
В Германии (в 1919 г.) был основан центр технической эстетики «Баухауз». В России в начале ХХ в. возникают идеи единства искусства и техники, красоты самого производственного предприятия (См.: Страхов. 1906), отказа от украшательства в продуктах промышленности, органического слияния в них пользы, функции и красоты (См.: Энгельмейер. 1910; Столяров. 1910). В 1920 г. образовался ВХУТЕМАС (Всесоюзные художественно-технические мастерские), где А. Родченко, В. Татлин, Л. Лисицкий, М. Гинзбург, И. Леонидов разрабатывали идеи «производственного искусства» дизайна и технической эстетики.
Основные принципы технической эстетики: дизайнер имеет дело с предметом, но его цель не предмет, а человек (Л. Моголи-Надь, «Баухауз»), наиболее эстетичны — наиболее экономичные формы (В. Татлин, ВХУТЕМАС). Цель технической эстетики: гармонизация мира, насыщенного машинами, гуманизация техники. Техническая эстетика формирует требования к изделиям, создаваемым промышленностью, к орудиям их изготовления, к среде, в которой они производятся («технический пейзаж»). Эти требования (= рекомендации) имеют практическое значение и основаны на опыте науки и индустрии.
Лекция №2. История технической эстетики
Идеи технической эстетики зародились в середине XIX в., задолго до появления дизайна. Английский теоретик искусства Дж. Рёскин ввел (1857) понятие эстетически ценных продуктов производства. Он подчеркивал: поспешно создаваемое поспешно и погибает; дешевое в итоге оказывается самым дорогим; искусство бытовых вещей — основополагающее в иерархии искусств; машинное производство калечит изготавливаемую вещь, ее производителя и потребителя. Рёскин предложил ретроспективную утопию: вернуться от дешевого машинного производства недоброкачественных товаров к ремесленному ручному труду (См.: Рёскин. 1902). Эту идею поддержал английский исследователь У. Моррис, безуспешно пытавшийся создать современное мануфактурное производство.
Техническая эстетика восходит исторически к эстетике философской. Понятие «эстетика» ввел в научный обиход в середине XVIII в. немецкий философ-просветитель Александр Готлиб Баумгартен (Эстетика, 1750). Термин происходит от греческого слова aisthetikos – чувствующий, относящийся к чувственному восприятию. Баумгартен же выделил эстетику как самостоятельную философскую дисциплину.
В истории эстетики ее предмет и задачи менялись. Вначале эстетика была частью философии и космогонии и служила созданию целостной картины мира (греческие натурфилософы, пифагорейцы). С Сократа начинается долгий процесс отпочкования эстетики от философии (выделение ее в самостоятельную науку). У досократиков эстетика — одна из сторон их космогонии. Сократ впервые задумывается над сущностью собственно эстетических проблем, связывая их с этическими. Для Аристотеля эстетика—это проблемы поэтики и общефилософские вопросы природы красоты и искусства; для Платона — вопросы государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека. Для Тертуллиана и Фомы Аквинского эстетика — аспект богословия (решение задачи: с помощью искусства нацелить человека на служение Богу). Эстетика Леонардо да Винчи выявляет соотношение природы и художественной деятельности. Эстетика Буало устанавливает каноны творчества. После того как немецкий философ А. Баумгартен («Эстетика» —1750—1758) впервые ввел в обиход термин, которым и поныне обозначается эта наука (производная от греческого глагола «айстаномай» (чувственное восприятие) термин нашел широкое применение в науке. Баумгартен считал, что предмет эстетики — чувственное познание мира, присущее искусству. Логика изучает законы рационального познания и учит, как достичь истины; человек же познает не только с помощью мысли, но и с помощью чувств. Поэтому должна быть наука, параллельная логике — эстетика, изучающая законы чувственного познания и постигающая красоту. Из предмета эстетики Баумгартен исключал искусство, его законы и отражение прекрасного в искусстве. Из баумгартеновского заблуждения родился научный термин, в который последующее развитие теоретической мысли вложило новое содержание.
Немецкий теоретик дизайна Г. Земпер в двухтомном труде «Стиль в технических и тектонических искусствах…» (1860-1863) разработал основы технической эстетики. По Земперу, форма вещи определяется: 1) ее функцией, 2) материалом, 3) технологией изготовления, 4) идеологическими установками общества.
Немецкий инженер Ф. Рело в книге «О стиле в машиностроении» (1862) выступил за взаимодействие искусства и техники и за внедрение архитектурных стилей в машиностроение. Архитектор X. ван де Велде (начало ХХ в.) утверждал, что изделие должно сочетать техническую и художественную форму, целесообразность и логику, «практическую и разумную красоту». Теоретик искусства Г. Мутезиус высказался за «охудожествление» технических изделий, а директор концерна АЭГ П. Беренс — за художественную стандартизацию и стилистическое клиширование продукции. Архитектор В. Гропиус утверждал необходимость эстетического оформления, одухотворяющего производимую индустрией продукцию.
В Германии (в 1919 г.) был основан центр технической эстетики «Баухауз». В России в начале ХХ в. возникают идеи единства искусства и техники, красоты самого производственного предприятия (См.: Страхов. 1906), отказа от украшательства в продуктах промышленности, органического слияния в них пользы, функции и красоты (См.: Энгельмейер. 1910; Столяров. 1910). В 1920 г. образовался ВХУТЕМАС (Всесоюзные художественно-технические мастерские), где А. Родченко, В. Татлин, Л. Лисицкий, М. Гинзбург, И. Леонидов разрабатывали идеи «производственного искусства» дизайна и технической эстетики.
Теоретические поиски 20-х гг. во многом предвосхитили современное развитие Т. э. Однако становление её как самостоятельной научной дисциплины, тесно связанной с запросами практики, происходит лишь в 60-е гг. В этот период в СССР формируется государственная система организации художеств. конструирования, включающая Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), его филиалы, отраслевые специализированные художественно-конструкторские бюро (СХКБ), подразделения художественного конструирования на промышленных предприятиях, в проектных и научно-исследовательских организациях. В результате формирования этой системы не только расширился объём исследований, но и произошли существенные качественные изменения в области художественного конструирования. Его объектом всё в большей мере становятся не отдельные предметы, а системы вещей, сложные связи между ними и целыми группами людей. Это поставило перед Т.э. задачи межотраслевого характера, потребовало системного подхода к исследуемым проблемам.
Ведущие организации социалистических стран, в том числе и СССР, являются членами Международного совета организаций по художественному конструированию (ИКСИД).
эстетика техническая
Смотреть что такое «эстетика техническая» в других словарях:
ЭСТЕТИКА ТЕХНИЧЕСКАЯ — изучает социально культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства для обеспечения наилучших условий труда, быта и отдыха людей. Составляя теоретическую… … Большой Энциклопедический словарь
ЭСТЕТИКА ТЕХНИЧЕСКАЯ — англ. aesthetics/art, industrial; нем. Asthetik, technische. Наука, изучающая социально культ., технические и эстетические проблемы формирования гармонической предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства для обеспечения… … Энциклопедия социологии
ЭСТЕТИКА ТЕХНИЧЕСКАЯ — научная дисциплина, изучающая закономерности формирования методами и средствами (см.) гармоничной предметной среды жизни и деятельности человека с целью наиболее полного удовлетворения его материальных и духовных потребностей, обеспечения… … Большая политехническая энциклопедия
ЭСТЕТИКА, ТЕХНИЧЕСКАЯ — теория художественного конструирования, дизайна … Большой экономический словарь
ЭСТЕТИКА ТЕХНИЧЕСКАЯ — англ. aestheticsart, industrial; нем. Asthetik, technische. Наука, изучающая социально культ., технические и эстетические проблемы формирования гармонической предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства для обеспечения… … Толковый словарь по социологии
эстетика — [тэ], и; ж. [от греч. aisthētikos чувствующий, чувственный] 1. Философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, в природе и в жизни. Курс по эстетике. Э. живописи. 2. Система чьих л. или каких л. взглядов на искусство. Э. Пушкина.… … Энциклопедический словарь
Эстетика — (от др. греч. aisthanomai чувствовать; aisthetikos воспринимаемый чувствами) Наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения, в процессе (и в результате) которого … Энциклопедия культурологии
ЭСТЕТИКА — (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Э. ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии… … Философская энциклопедия
Техническая эстетика — (греч. мастерство искусства) это научная дисциплина, изучающая закономерности формирования гармоничной предметной среды жизни и деятельности человека методами и средствами дизайна. Устанавливает зависимость условий труда с результатами труда.… … Википедия
ЭСТЕТИКА — (греч. от aisthanesthai чувствовать, воспринимать). Наука о прекрасном в природе и искусствах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭСТЕТИКА [ Словарь иностранных слов русского языка
Техническая эстетика
Смотреть что такое «Техническая эстетика» в других словарях:
Техническая эстетика — (греч. мастерство искусства) это научная дисциплина, изучающая закономерности формирования гармоничной предметной среды жизни и деятельности человека методами и средствами дизайна. Устанавливает зависимость условий труда с результатами труда.… … Википедия
Техническая эстетика — I Техническая эстетика научная дисциплина, изучающая социально культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой для жизни и деятельности человека средствами промышленного производства … Большая советская энциклопедия
Техническая эстетика — I Техническая эстетика научная дисциплина, изучающая социально культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой для жизни и деятельности человека средствами промышленного производства … Большая советская энциклопедия
ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА — (от греч. techne мастерство, искусство) научная дисциплина, изучающая закономерности формирования методами и средствами дизайна гармоничной предметной среды жизни и деятельности человека с целью наиболее полного удовлетворения его материальных и… … Эстетика: Словарь
ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА — науч. дисциплина, изучающая социально культурные, технич. и эстетич. проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами пром. произ ва для жизни и деятельности человека. Составляя теоретич. основу дизайна, Т. э. изучает… … Большой энциклопедический политехнический словарь
ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА — (от греч. techne искусство, мастерство и aisthetikos относящееся к чувствительному познанию) научная дисциплина, изучающая социальнокультурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой для жизни и … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
«Техническая эстетика» — «Техническая эстетика», ежемесячный иллюстрированный журнал (до 1983 информационный бюллетень), орган Всесоюзного научно исследовательского института технической эстетики Государственного комитета СССР по науке и технике. Издаётся в Москве … Художественная энциклопедия
Эстетика — (от др. греч. aisthanomai чувствовать; aisthetikos воспринимаемый чувствами) Наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения, в процессе (и в результате) которого … Энциклопедия культурологии
ЭСТЕТИКА — (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Э. ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии… … Философская энциклопедия
эстетика — [тэ], и; ж. [от греч. aisthētikos чувствующий, чувственный] 1. Философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, в природе и в жизни. Курс по эстетике. Э. живописи. 2. Система чьих л. или каких л. взглядов на искусство. Э. Пушкина.… … Энциклопедический словарь