что такое тазият в исламе
Ошибки мусульман связанные с соболезнованиями
Мы все знаем, что соболезнование — тазият — является сунной Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. А Сунна — это следование за посланником Аллаха, мир уме и благословение Всевышнего, во всех делах. Давайте же подумаем, подобна ли форма тазията, который мы совершаем, тому, что совершал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
В наше время, ученые-богословы замечают много порицаемых, порой и греховных, действий, совершаемых в местах соболезнования, как мужчинами так и женщинами. Например.
Мужчины: отвлекаются на разные бесполезные и греховные разговоры, такие как обсуждение или осуждение своих братьев и сестер, обсуждение политики и выборов, забыв об умершем; умножение горечи и печали семье умершего, вместо успокоения и внушения им терпения; прибавление обузы для страдальцев своим присутствием, которые вынуждены ухаживать за прибывшими, и т.д.
Что касается греховного поведения женщин во время соболезнования, то говорить не приходиться. Их очень много. Вместе с перечисленными действиями выше: плач по умершему с мерзкими криками запретными словами; пребывание в «открытом» виде перед чужими мужчинами и смешивание с ними; выход женщины в дорогу без близких мужчин и объятия с совершенно чужими мужчинами и женщинами во время соболезнования.
Основываясь на выше перечисленных фактах, грехов, запретных действий на месте «тазията» получается больше, чем вознаграждение за само соболезнование. Смысл тазията с точки зрении шариата — это внушение терпения страдающему от беды человеку. И сунна соболезнования считается исполненной при произнесении слов соболезнования в месте встречи страдающего, где бы это ни происходило. Также, передачей соболезнования через другого человека, или письмом. Смс, или по телефону.
Сунна тазията, как и другие сунны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, является важной сунной. Однако, игнорирование более важных сунн, порой, и фарзов, и принятие тазията обязанностью со стороны некоторых мусульман, является неправильным пониманием. Оставление своих функциональных с точки зрении Ислама обязанностей для того, чтобы прибыть на соболезнование Ислам не допускает. Нам нельзя говорить, почему прежние алимы не говорили такое?! Ведь проблема, с которой мы сегодня столкнулись, возникла из-за того, что мы не соблюдаем установки прежних алимов, добавляем от себя или изменяем сказанное ими, меняем форму сунны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, до такой степени, что от сунны остается только имя, а содержание становится порицаемым или греховным.
И поэтому нам необходимо вернуться к той форме совершения сунны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которой нас учили истинные носители знаний от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Для того чтобы человек мог находится или сидеть на соболезновании, ученные установили несколько условий:
1- отсутствие порицаемых или запретных исламом действий в местах тазията;
2- отсутствие там непрекращающихся грусти и печали;
3- не обременение страдальцев необходимостью представлять пищу, ночлег или транспорт.
4- отсутствие воспевания умершего, громкого плача или крика;
5- пребывание вместе с родственниками покойного столько времени, сколько нужно, чтоб не создавать давление на страдальцев, или не смущать их;
6- отсутствие вреда для себя или для других людей в пребывании на соболезновании. Например: врачу, учителю, нанятому рабочему и т.д., нехорошо оставлять работу из-за тазията. Так давайте же подумаем дорогие мусульмане! Соблюдаются ли эти условия в наше время в местах «тазията».
Да покажет Аллах каждому из нас истину истиной, а ложь ложью!
Проводите соболезнования по Сунне
Давайте же подумаем, соответствует ли форма тазията, которое мы совершаем, тому, что совершал Пророк (мир ему и благословение). В наше время учёные богословы замечают порой много порицаемых и греховных действий, допускаемых в местах соболезнования как мужчинами, так и женщинами. Например, мужчины, забыв о умершем, отвлекаются на разные бесполезные и греховные разговоры, в которых идёт активное обсуждение или осуждение братьев и сестёр по вере, обмен мнениями о политических событиях или выборах. Это умножение горечи и печали семьи усопшего вместо успокоения и внушения им терпения, а также прибавление хлопот и забот для страдальцев по приёму и уходу за многочисленными гостями и т. д.
Что касается неприемлемого поведения женщин во время соболезнования, то замечаний очень много: плюс к перечисленным выше действиям это и плач по покойному с воплями, криками и запретными словами, и появление в неподобающем виде перед чужими мужчинами, объятия совершенно чужих мужчин и женщин друг с другом во время выражения соболезнования, а также выход женщин из дома в дорогу без сопровождения близких мужчин и пр.
Анализируя все эти факты, становится очевидным, что грехи запретных действий на тазияте превышают само вознаграждение за него. Смысл тазията с точки зрения Шариата – внушение смиренного терпения страдающим близким в постигшем горе и оказание им моральной поддержки. Поэтому сунна соболезнования считается выполненной при высказывании слов сочувствия родственникам умершего, независимо от места их встречи, а также передача слов соболезнования через других лиц, в письме, смс, по телефону.
Сунна тазията, как и другие сунны Пророка (мир ему и благословение), является важной, однако игнорирование более важных сунн, а порой и фарзов и принятие «тазията» за обязанность некоторыми мусульманами является неправильным. Нарушение своих функциональных обязанностей, с точки зрения религии, по причине присутствия на соболезновании Ислам не допускает. Нам нельзя возмущаться, мол, почему прежние алимы не говорили такое?! Ведь проблема, с которой мы сегодня столкнулись, возникла из-за того, что мы не только не соблюдаем установки прежних алимов, но и, добавляя от себя или изменяя сказанное ими, меняем форму сунны Пророка (мир ему и благословение) до такой степени, что от неё остаётся только название, а содержание становится порицаемым или греховным. Поэтому нам необходимо вернуться к той форме исполнения сунны Пророка (мир ему и благословение), которой нас учили истинные носители знаний Пророка (мир ему и благословение).
Для того чтобы человек мог находиться или сидеть на тазияте, учёные Ислама выдвинули несколько условий:
1. Отсутствие порицаемых или запрещённых Исламом действий в местах тазията.
2. Не побуждать родственников покойного вновь и вновь горевать об умершем.
3. Не становиться обузой для родных покойного, вынуждая их предоставлять еду, ночлег или транспорт.
4. Оплакивать умершего без громкого плача и криков.
5. Не оставаться слишком долго на тазияте, вызывая неудобство или смущение окружающих.
6. Не создавать проблем на работе себе и другим из-за поездки на соболезнование. Например, врач, учитель, наёмный рабочий и др.
Так давайте же подумаем, дорогие мусульмане, соблюдаются ли эти условия в наше время в местах тазията? Как говорится, избежание пагубного приоритетнее привлечения полезного, поэтому очень важно, чтобы алимы и джамааты постарались уподобить форму проведения нами тазията форме, которая была принята во времена Пророка (мир ему и благословение).
Да представит Аллах каждому из нас истину истиной, а ложь – ложью!
Проводите соболезнования по Сунне
Дорогие имамы, уважаемые джамааты!
Ассаламу алайкум ва рахматуллахи ва баракатух!
Мы все знаем, что соболезнование – тазият – является сунной Посланника Аллаха (мир ему и благословение), а сунна – это следование за Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение) во всех делах. Давайте же подумаем, соответствует ли форма тазията, которое мы совершаем, тому, что совершал Пророк (мир ему и благословение). В наше время учёные богословы замечают порой много порицаемых и греховных действий, допускаемых в местах соболезнования как мужчинами, так и женщинами. Например, мужчины, забыв о умершем, отвлекаются на разные бесполезные и греховные разговоры, в которых идёт активное обсуждение или осуждение братьев и сестёр по вере, обмен мнениями о политических событиях или выборах. Это умножение горечи и печали семьи усопшего вместо успокоения и внушения им терпения, а также прибавление хлопот и забот для страдальцев по приёму и уходу за многочисленными гостями и т. д.
Что касается неприемлемого поведения женщин во время соболезнования, то замечаний очень много: плюс к перечисленным выше действиям это и плач по покойному с воплями, криками и запретными словами, и появление в неподобающем виде перед чужими мужчинами, объятия совершенно чужих мужчин и женщин друг с другом во время выражения соболезнования, а также выход женщин из дома в дорогу без сопровождения близких мужчин и пр.
Анализируя все эти факты, становится очевидным, что грехи запретных действий на тазияте превышают само вознаграждение за него. Смысл тазията с точки зрения Шариата – внушение смиренного терпения страдающим близким в постигшем горе и оказание им моральной поддержки. Поэтому сунна соболезнования считается выполненной при высказывании слов сочувствия родственникам умершего, независимо от места их встречи, а также передача слов соболезнования через других лиц, в письме, смс, по телефону.
Сунна тазията, как и другие сунны Пророка (мир ему и благословение), является важной, однако игнорирование более важных сунн, а порой и фарзов и принятие «тазията» за обязанность некоторыми мусульманами является неправильным. Нарушение своих функциональных обязанностей, с точки зрения религии, по причине присутствия на соболезновании Ислам не допускает. Нам нельзя возмущаться, мол, почему прежние алимы не говорили такое?! Ведь проблема, с которой мы сегодня столкнулись, возникла из-за того, что мы не только не соблюдаем установки прежних алимов, но и, добавляя от себя или изменяя сказанное ими, меняем форму сунны Пророка (мир ему и благословение) до такой степени, что от неё остаётся только название, а содержание становится порицаемым или греховным. Поэтому нам необходимо вернуться к той форме исполнения сунны Пророка (мир ему и благословение), которой нас учили истинные носители знаний Пророка (мир ему и благословение).
Для того чтобы человек мог находиться или сидеть на тазияте, учёные Ислама выдвинули несколько условий:
1. Отсутствие порицаемых или запрещённых Исламом действий в местах тазията.
2. Не побуждать родственников покойного вновь и вновь горевать об умершем.
3. Не становиться обузой для родных покойного, вынуждая их предоставлять еду, ночлег или транспорт.
4. Оплакивать умершего без громкого плача и криков.
5. Не оставаться слишком долго на тазияте, вызывая неудобство или смущение окружающих.
6. Не создавать проблем на работе себе и другим из-за поездки на соболезнование. Например, врач, учитель, наёмный рабочий и др.
Так давайте же подумаем, дорогие мусульмане, соблюдаются ли эти условия в наше время в местах тазията? Как говорится, избежание пагубного приоритетнее привлечения полезного, поэтому очень важно, чтобы алимы и джамааты постарались уподобить форму проведения нами тазията форме, которая была принята во времена Пророка (мир ему и благословение).
Да представит Аллах каждому из нас истину истиной, а ложь – ложью!
Пресс-служба ДУМД
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Тазия – соболезнования у мусульман
Выражение соболезнований родным умершего в исламе называется таз´ия. Основная цель тазии – напомнить близким упокоенного, что на всё воля Аллаха, а нам, смертным, следует со смирением и терпением терпеливо уповать на его всеведение. Проявление же сочувствия означает разделение и преуменьшение беды. Слова пророка Мухамед о соболезновании:
Того, кто принес соболезнование своему брату в беде, Аллах оденет в одежды в Судный день.
Тому, кто выразил соболезнование человеку, которого постигла беда, предназначено такое же воздаяние, как и тому, кого постигло это несчастье.
Правила тазии
Тазию принято произносить:
Единожды одному и тому же человеку. Повторные слова утешения лишь покажут, что вам абсолютно безразличны чувства скорбящего.
После похорон. Сочувствовать и соболезновать следует уже после того, как родственники исполнят свой долг перед умершим, т. е. достойно его похоронят. Иначе эмоции помешают им это сделать.
Лишь в дни траура. То есть в три дня последовавшие за смертью близкого, а вдове – в первые 4 месяца и 10 дней по смерти мужа. По прошествии этого срока выказывать сочувствие является запретным (марух), поскольку напоминать близким скончавшегося об их горе означает вновь бередить затянувшуюся рану. Исключение допустимо если сам соболезнующий узнал о трагедии уже по истечению периода скорби.
Сдержанно, без плача и стенаний. Громкие выражения эмоций противоречат словам Корана, в которых говорится что ангелы милости оставляют те дома, откуда слышны плач и голошения. Также и принимать соболезнования следует смиренно, ибо даже вдову, что впадает в истерику по смерти супруга, в Судный день ждёт одеяние из горящей смолы.
Лицам своего пола. Женщины, а тем более юницы, могут принимать соболезнования лишь от других женщин или от мужчин, за которых ни при каких обстоятельствах не могут выйти замуж (махрам).
С одновременным пожатием рук. Данное действие не обязательно, но показывает, насколько тепло вы относитесь к человеку и искренне переживаете за него.
После выражения сочувствия домочадцам скончавшегося не лишним будет помолиться за умершего. При этом дуа (молитва) не произносится за неверного, даже если это родитель принявшего ислам.
Какое-то время назад скорбеть было принято порознь, чтобы горе не воспринималось большим и необъятным. В наши дни наоборот считается, что при коллективном участии беда как бы разделяется и становится меньше. Хотя скорее всего тут имеется и практичный аспект: собравшимся вместе родственникам можно выразить тазию единовременно, а не стучась в каждый дом по отдельности.
Кому тазию не выказывают
Соболезнование горю – богоугодное дело. Потому слова сочувствия говорят всем людям, у которых скончался близкий человек. В то же время существует определённый круг лиц, которым тазию не говорят:
Какими словами выражают сочувствие в исламе
Основной посыл для скорбящего – набраться терпения и достойно пережить постигшее горе. Слова для тазии выбирают зависимости от вероисповедания умершего, говорящего и страждущего.
Когда скончавшийся и его родственник мусульмане…
Полная форма тазии заключается в рукопожатии, испрашивании милосердия у Аллаха и совместном произнесении молитвы (дуа). Не редко тазию при этом сопровождают следующей расхожей фразой:
Воистину, принадлежим мы Аллаху и к Нему возвращаемся!
Когда скончавшийся кяфир (неверный), а его родственник мусульманин…
Тазия говорится скорбящему в полной форме, поскольку направлена на утешение живущих. Молитву за иноверца не произносят – ведь для него Аллах не откроет своих врат.
Когда скончавшийся мусульманин, а его родственник кяфир (неверный)…
Иноверцам традиционные слова тазии о вере во всеведении Аллаха ни к чему, потому акцент делается на прощении грехов умершему и добрых пожеланиях спокойно пережить потерю.
Когда скончавшийся и его родственник кяфиры (неверные)…
Мусульмане со спокойной душой могут выражать соболезнования иноверцам в связи с постигшей тех утратой. Это особенно приветствуется, если кяфир является другом, лояльно относится к мусульманам или даже желает принять ислам. Сама тазия говорится в свободной форме, без ссылок на Аллаха или Коран. Дуа (молитва) также не произносится.
Тазия – соболезнования по поводу смерти в исламе
Случилась большая беда — умер близкий человек. Так повелось, что постигшее семью несчастье готовы разделить многие: родственники, друзья, сослуживцы, соседи. Слова утешения, которые они произнесут, хотя бы частично уменьшат боль утраты. Соболезновать семье умершего в традиции не только в православии, но и в исламе. В нашей стране проживает много мусульман, которые придерживаются обычаев, закрепившихся в исламе. Одним из таких обычаев является тазия — соболезнование семье умершего мусульманина.
Зарождение обычая тазии
Считается, что обряд обязательного соболезнования (тазият) зародился и стал традиционным действом в похоронной практике мусульман в 680 году в связи с мученической смертью имама Хусейна ибн Али, внука пророка Мухаммеда. За то, что имам отказался дать клятву верности правителю халифата на территории современной Саудовской Аравии, его захватили в плен и обезглавили, убив и шестимесячного сына. Это привело к народному восстанию, правителя свергли, а имама Хусейна похоронили и всенародно оплакали, выражая соболезнования его семье. Обряд соболезнования, получивший название тазият, проводился ежегодно в память о погибших имаме Хусейне и его сторонниках и стал всенародным праздником. С годами он распространился по мусульманским государствам: Ираку, Сирии, Египту, Ирану и другим. В современном мире этот обряд стал обычаем, который свято соблюдается мусульманами.
Смысл тазии
Так как тазия — это соболезнование потерявшим близкого человека, то основной смысл заключается в том, чтобы своим участием, добрыми словами дать успокоение скорбящим и призвать их к терпению. О соболезновании говорится в письменных суннах (священных преданиях) Корана. Соболезнование — это благое дело. Пророк Мухаммед говорит о том, что всякий мусульманин, выразивший соболезнование своему единоверцу в трудный час, будет вознаграждён Аллахом. В Судный день его одарят «одеянием почёта и достоинства», а покойному и тому, кто выразил соболезнование, простятся грехи.
Сроки проведения тазията
Правила проведения тазията
Исламские богословы призывают проводить обряд тазията скромно и достойно, не доставляя скорбящей семье излишних хлопот. Правила обряда соболезнования включают следующее:
Эти предписания говорят о стремлении мусульман к скромному, тихому и достойному проявлению скорби, сочувствия семье покойного. Такой подход характерен для всего похоронного процесса у мусульман. Даже памятные сооружения на их могилах отличаются непритязательностью и отсутствием помпезности: в большинстве это только памятник-стела со словами из Корана.
Как выражают соболезнования в исламе
Возможно, вам будет интересно: