что такое тарно штучные грузы
Что такое тарно штучные грузы
Тарно-штучные грузы отличаются большим разнообразием. Их условно можно разделить на две группы: тарно-упаковочные и штучные без упаковки. Грузы первой группы перевозят в стандартной или унифицированной таре, параметры которой регламентированы государственными стандартами.
Тара, в которую упаковывают эти грузы, может быть жесткой, полужесткой или мягкой. Для сыпучих и других грузов, не подвергающихся деформации, используют мягкую тару (мешки, кули, сетки, тюки). Сетки, сплетенные из нескольких проволок или металлических лент, а также из другого, подходящего для этой цели увязочного материала, применяют для упаковки грузов большого объема. Мягкая тара наиболее дешевая и легкая. Полужесткой тарой считают коробки, решетки, корзины и др. Жесткая тара предохраняет груз от давления извне. К ней относятся: ящики, бочки, бидоны и другие емкости, способные воспринимать давление на груз со всех сторон; открытые ящики, ящики со стеклом, воспринимающие давление только в одном направлении.
К штучным грузам без упаковки относят комплектующие изделия, запасные части к машинам и др. (за исключением металлов и лесных грузов), которые перевозят поштучно или связками. Согласно Единым нормам выработки и времени тарно-упаковочные и штучные грузы без упаковки должны иметь массу одного места до 250 кг. Однако катно-бочковые грузы в металлических, фанерных и деревянных бочках, барабанах, цилиндрах, рулонах, катушках, бочках и бухтах могут иметь массу одного места до 500 кг.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
В общем объеме перевозок, выполняемых всеми видами транспорта, удельный вес тарно-штучных грузов составляет около 20 %. Вместе с тем затраты, связанные с их погрузкой, выгрузкой, сортировкой и. складскими операциями, достигают около 50 % суммарных расходов на погрузочно-разгрузочные работы. В стране выполнением погрузочно-разгрузочных операций с тарно-штучными грузами занято около 4 млн. чел. Грузопереработка складами тарно-штучных грузов достигает 2 млрд. т, а единовременные запасы на складах—170 млн. т, поэтому проблема комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и складских операций с тарно-штучными грузами является весьма актуальной задачей.
Тарно-штучные грузы на железнодорожном транспорте перевозят повагонными и мелкими отправками. Правильное размещение их в вагонах и складах улучшает использование подвижного состава, сокращает его простой под грузовыми операциями, снижает потребность в складской площади, создает условия для рационального применения погрузочно-разгрузочных машин и повышения производительности труда. Грузы в складах размещают по указанию приемосдатчика, который при выборе места учитывает свойства (особенности) грузов и специализацию складских помещений. Так, легкогорючие грузы (ткань, хлопок и др.) укладывают отдельно, при хранении на платформах их укрывают брезентом.
Грузовые места обычно укладывают в ряды, стопы и штабеля. Стопа представляет собой правильной формы вертикальную укладку отдельных тарно-упаковочных мест, в которой каждое верхнее место совпадает с лежащим ниже. Рядом называют несколько стоп, уложенных одна к другой. Ширину ряда ограничивает размер одного места. Штабель — несколько рядов по ширине. Упакованные грузовые места, находящиеся в одном горизонтальном слое штабеля, называют ярусом. Грузы укладывают в штабеля непосредственно на полу складского помещения, поддонах или стеллажах. В штабелях хранят, как правило, все тарные грузы (кипы, мешки, ящики, бочки и др.).
Рис. 1. Укладка грузов в мешках
Рис. 2. Рациональные схемы размещения пакетов прямым штабелированием и под углом:
а — в блоках; б — в рядах
Мешки укладывают в штабель так называемой обратной кладкой, наиболее распространена укладка в перевязку, а также в клетку. Чем больше мешков входит в клетку, тем устойчивее штабель. Иногда мешки укладывают колодцем.
Размещают мешки так, чтобы швы или завязки были обращены внутрь штабеля, а не наружу. Это предупреждает потери груза при разрыве швов или развязывании узлов.
Ящики устанавливают в штабель преимущественно прямой кладкой с небольшим уклоном к его центру. При правильной форме ящиков и их достаточной прочности это обеспечивает устойчивость штабеля высотой до 10—15 ярусов. Бочки хранят в штабелях лежа или в вертикальном положении. В последнем случае устойчивость штабелю придают доски или брусья в нижних ярусах. Небольшие бочки укладывают в три-пять ярусов.
Для хранения кип (хлопок, ткани и др.) требуются складские помещения с умеренной влажностью и температурой. Хлопок укладывают в штабеля высотой четыре-пять ярусов, а тюки шерсти до семи ярусов. Между штабелями оставляют свободные проходы (проезды), необходимые для осмотра грузов, подсчета и нахождения мест и беспрепятственного подъезда средств механизации. Правильная укладка пакетов в штабеля и рациональное размещение штабелей в складе значительно ускоряют погрузочно-разгрузочные работы.
При погрузке тарно-упаковочных грузов в крытый вагон приемо-сдатчик обязан следить, чтобы укладка грузовых мест была правильной. Вагон загружают до полной грузоподъемности или технической нормы. Если груз легковесный и нормы загрузки нет, необходимо полностью использовать грузовое помещение вагона.
Тарно-штучные грузы отличаются большим разнообразием по таре, весу, габаритным размерам, конфигурации отдельных мест. Эти грузы подвергаются большому числу грузовых операций на всем пути их транспортирования от отправителя до получателя, что требует больших трудовых затрат.
Тара, в которую упаковывают тарно-штучные грузы, может быть жесткой, полужесткой или мягкой. Для сыпучих и других грузов, не подвергающихся деформации, применяют мягкую тару (мешки, кули, тюки). Сетки используют для упаковки грузов, имеющих большие объемы. Сетка может быть металлической, сплетенной из нескольких проволок или из металлических лент, а также из другого, подходящего для этой цели увязочного материала. Мягкая тара является наиболее дешевой и легкой.
Полужесткой тарой считаются короба, решета, корзины и др.
Жесткая тара предохраняет груз от давления извне.
К жесткой таре относятся:
— ящики, бочки, бидоны и тому подобная тара, способная воспринимать давление на груз со всех сторон;
— открытые ящики, ящики со стеклом, т. е. тара, которая воспринимает давление только в одном направлении.
Тарно-штучные грузы перевозят повагонными и мелкими отправками.
Правильное размещение тарно-штучных грузов в вагонах и складах улучшает использование подвижного состава, сокращает его простой под грузовыми операциями, снижает потребность в складской площади, создает условия для рационального применения погрузочно-разгрузочных машин и повышения производительности труда.
Грузы в складах размещают по указанию приемосдатчика, который при выборе места учитывает свойства (особенности) каждого груза и специализацию складских помещений. Так, легкогорючие грузы (ткань, хлопок и др.) укладывают отдельно. При хранении на платформах их укрывают брезентом.
Грузовые места обычно укладывают в ряды, стопы и штабеля.
Стопа представляет собой правильной формы вертикальную Укладку отдельных тарноупаковочных мест, в которой каждое верхнее место совпадает с лежащим ниже.
Рядом называют несколько стоп, уложенных в длину. Ширина ряда ограничивается размерами одного места.
Штабель представляет собой несколько рядов, уложенных по ширине. Упакованные грузовые места, находящиеся в одном горизонтальном слое штабеля, называют ярусом.
Чем больше ярусов в штабеле, тем экономнее используется складская площадь. Однако чем выше штабель, тем труднее обеспечить его устойчивость. Кроме того, при высоких штабелях может быть превышена допускаемая нагрузка на пол склада. От устойчивости штабеля зависит сохранность грузов и обеспечение безопасности труда рабочих.
Не допускается укладка в штабель грузов:
— в слабой упаковке, которая не может выдержать нагрузку от верхних ярусов;
— имеющих неправильную форму, не обеспечивающую устойчивость штабеля;
— требующих особых условий хранения;
— громоздких или тяжеловесных, хранимых отдельными местами.
Грузы укладывают в штабеля непосредственно на пол складского помещения, на поддоны или стеллажи.
В штабелях хранят, как правило, все тарные грузы (кипы, мешки, ящики, бочки и др.). Грузы в мешках иногда укладывают в штабель так называемой обратной кладкой. Наиболее распространенной является укладка штабеля в перевязку. Практикуется также укладка штабеля в клетку. В этом случае вместо одного мешка при укладке к двум уложенным рядом по длине мешкам кладут два мешка. Чем больше мешков входит в клетку, тем устойчивее штабель. Иногда мешки укладывают колодцем, т. е. четыре мешка под прямым углом один к другому.
Рис. 1. Укладка грузов в мешках:
а — обратная кладка; б —в перевязку; в —в клетку; г — колодцем
Укладывая мешок в штабель, необходимо обращать внимание на то, чтобы его швы или завязки были обращены внутрь штабеля, а не наружу. Это предупреждает потери грузов при разрыве швов или развязывании узлов.
Ящики укладывают в штабель преимущественно прямой кладкой. Прямая кладка при правильной форме ящиков и их достаточной прочности обеспечивает устойчивость штабеля высотой до 10—15 ярусов. Для большей устойчивости штабеля ящики укладывают с небольшим уклоном к центру штабеля.
Бочки хранят в штабелях в лежачем или вертикальном положении. Для придания устойчивости штабелю при вертикальной укладке бочек в нижних ярусах кладут доски или брусья. Бочки небольшого веса укладывают в 3—5 ярусов. Для хранения киповых грузов (хлопок, шерсть, ткани и др.) требуются складские помещения с умеренной влажностью и температурой. Хлопок укладывают в штабеля высотой 4—5 ярусов, а тюки шерсти до 7 ярусов. Между штабелями необходимо оставлять свободные проходы (проезды) для осмотра грузов, подсчета и нахождения мест и беспрепятственного подъезда к ним средств механизации.
При погрузке тарноупаковочных грузов в крытый вагон приемосдатчик обязан следить, чтобы укладка отдельных грузовых мест была правильной. Вагон должен быть загружен до полной грузоподъемности или установленной технической нормы. Если груз легковесный и норма погрузки отсутствует, необходимо- обеспечить полное использование грузового помещения вагона.
ГЛАВА 10. ТРАНСПОРТНО-ГРУЗОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ ДЛЯ
ТАРНО-ШТУЧНЫХ И ШТУЧНЫХ ГРУЗОВ
Склады тарно-штучных и штучных грузов играют важную роль в ведущих отраслях народного хозяйства, в промышленности, торговле, на транспорте, в строительстве, так как на них перерабатываются наиболее ценные грузы, представляющие продукцию основных отраслей промышленности – машиностроения, приборостроения, радиотехнической, электронной, легкой, пищевой промышленности и т.д. Многие из этих грузов являются промышленными товарами широкого потребления, так что создание эффективных транспортно-грузовых комплексов для этих грузов является важной социальной и государственной задачей.
В этой главе рассматриваются устройство, технология, организация, механизация и автоматизация ПРТС работ на складах штучных грузов разных типов и назначения. Складам контейнеров и лесоматериалов посвящены отдельные главы – соответственно 11 и 15. Склады скоропортящихся грузов, которые тоже, по существу, являются тарно-штучными, выделены в отдельную главу 14, ввиду их особенностей по устройству и температурным режимам
10.1. Транспортная характеристика тарно-штучных
Штучные грузы могут быть классифицированы по следующим признакам:
· по способам транспортировки (перевозимые в крытом и открытом подвижном составе);
· по способам складирования и переработки: грузы открытого и закрытого хранения, тарно-штучные (генеральные – по терминологии морского транспорта), длинномерные, крупногабаритные и тяжеловесные, самоходные машины;
· по типу и параметрам упаковки и транспортной тары: без упаковки и тары; в жесткой, мягкой, полужесткой упаковке; в ящиках, обрешетке, картонных коробках, мешках, бочках, флягах, бидонах и т.д.;
· по типу и параметрам грузовых транспортных единиц: в связках, пачках, отдельными штучными местами в транспортной таре, в транспортных пакетах на поддонах 1200х800 мм или 1200х1000 мм.
Штучные грузы характеризуются следующими основными параметрами:
— масса отдельных мест грузов, кг ;
— объемная масса грузов, т/м 3 ;
— форма грузов (наиболее часто встречающиеся – прямоугольный параллелепипед, цилиндр, кольцо, лист, сложная или неправильная форма);
— характер и свойства тары и упаковки (жесткая, твердая или мягкая, упругая, податливая, сминающаяся и т.д.);
— число наименований грузов (в упаковке, грузовой транспортной единице, транспортной партии);
Следует отметить, что сыпучие, жидкие и газообразные грузы, затаренные в некоторую тару (мешки, бочки, барабаны, баллоны и т.д.), расматриваются как тарно-штучные грузы с позиций их транспортирования, перегрузок и складирования.
Вопросы упаковки тарно-штучных грузов регламентируют примерно 100 государственных стандартов. Согласно ГОСТ 17527-86 «Упаковка. Термины и определения», упаковка – это комплекс защитных мер и материальных средств по подготовке товаров к транспортированию, хранению и использованию. Упаковка – это более широкое понятие, чем тара и включает в себя потребительскую и транспортную тару, средства пакетирования и контейнеры, прокладочные, амортизирующие и вспомогательные упаковочные материалы (рис. 10.1).
Тарно-штучные грузы. Технологические условия и требования. Грузы в кипах и тюках. Грузы в мешках. Грузы катно-бочковые. Грузы в ящиках
Страницы работы
Содержание работы
Глава 4. ТАРНО-ШТУЧНЫЕ ГРУЗЫ
§ 1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ТРЕБОВАНИЯ
Тарно-штучные грузы разделяются по видам тары на категории: мешковые грузы; киповые грузы; катко-бочковые грузы; ящичные грузы; грузы без упаковки. Внутри каждой категории грузы также делятся на группы.
Мешковые грузы могут быть предъявлены к перевозке в тканевых, бумажных, рогожных и пластмассовых мешках. Все мешковые грузы имеют с одной из узких сторон двойную ушивку. За нее можно зацеплять щипковые грузозахватные приспособления. При перегрузке мешковых грузов нельзя использовать металлические стропы; застропку с помощью крючьев и бросать мешки с высоты.
К киповым грузам относятся грузы в кипах и тюках. Кипа может быть обшита тканью, обернута бумагой, обвязана упаковочной лентой, бечевкой или проволокой. Тюки отличаются от кип тем, что в кипах перевозится плотный или спрессованный груз, а в тюках груз уложен свободно. При перегрузке киповых грузов нельзя цеплять крючья за обвязку кип; такие грузы, как табак, целлюлоза, бумага, нельзя захватывать крючьями за кипу, бросать с высоты во избежание порчи груза, кипы каучука нельзя сбрасывать с большой высоты, так как подпрыгивая они могут нанести травму.
К катно-бочковым относятся грузы в бочках, барабанах, рулонах. Все бочки независимо от материала изготовления имеют уторы (выступления боковой поверхности под торцом), которые используются для перегрузки бочек в положении «на образующую». Металлические бочки имеют наваренную по торцам стальную полосу и два ряда гофр на образующей. Стальная полоса и гофры используются для перегрузки бочек в положение «на торец». На торце барабанов выполнен небольшой валик, который может использоваться для перегрузки барабанов в положении «на торец». Для перевозки кабеля, канатов и т. п. применяются специальные барабаны в виде деревянной катушки, обшитой с боков планками. Катушка имеет сквозное отверстие, которое используется для перегрузки. В рулонах перевозится бумага, картон. Рулон бумаги намотан вокруг полой картонной гильзы и обернут несколькими слоями упаковочной бумаги. При перегрузке бумаги нельзя использовать приспособления, из-за которых может произойти нарушение упаковки. Нельзя также сбрасывать рулоны бумаги с высоты. Отверстие в гильзе может быть использовано для. перегрузочных процессов только при перегрузке бумаги для внутреннего потребления, так как у экспортной бумаги отверстие заклеено маркировкой.
К ящичным относятся грузы в деревянных и фанерных ящиках и обрешетках, а также в картонных коробках, которые имеют правильную геометрическую форму куба или параллелепипеда. С точки зрения технологии перегрузочных работ ящики разделяют на прочные, которые можно застрапливать и перемещать с помощью крановых захватов, сжимать при подъеме и транспортировать на погрузчиках с боковыми гидрозахватами, и непрочные, для перевозки которых нельзя применять такие приемы работы и приспособления. Грузы без упаковки могут иметь различную форму и свойства.
Общими чертами транспортной характеристики тарно-штучных грузов являются малые размеры и масса грузового места; большое разнообразие тары, ее параметров и физико-химических свойств, непосредственно влияющих на перегрузочный процесс; относительно плохая приспособленность к комплексно-механизированной высокопроизводительной перегрузке. В связи с этим трудоемкость перегрузки тарно-штучных грузов значительно выше, чем других грузов, а производительность труда и интенсивность обработки транспортных средств намного ниже. Почти для всех грузов, кроме некоторых катно-бочковых и киповых, необходимо крытое хранение. Грузы перевозят в крытых универсальных железнодорожных вагонах и во внутренних грузовых помещениях сухогрузных судов. Перегрузка этих грузов осуществляется на универсальных перегрузочных комплексах морских портов.
Для обработки подвижного состава железнодорожного и автомобильного транспорта в портах используются стационарные и переносные рампы. Стационарные рампы оборудуются при складах (обычно в тылу), они имеют пандусы для въезда погрузчиков. Для обработки подвижного состава в прикордонной зоне используются переносные столы-рампы. В этом случае продолжительность подготовительно-заключительных операций технологического процесса увеличивается на 0,5—1,5 ч в смену.
Для перегрузочных работ с тарно-штучными грузами применяют почти весь парк универсальных подъемно-транспортных машин портов (краны различных типов, авто- и электропогрузчики, средства внутри портового транспорта), а также пластинчатые и ленточные стационарные и передвижные конвейерные установки. С помощью этих средств можно подавать груз в любую точку вагона и автомобиля. В зарубежной практике используются конвейерные установки для перегрузки штучных грузов со ступенчатым или винтовым спуском в трюм судна. При отсутствии портальных кранов или для ускорения обработки судна перегрузка грузов между судном и берегом может осуществляться при помощи судовых грузовых средств.
Принципиально технологический процесс перегрузки в портах мешковых грузов, которые привозят и отправляют поштучно, представляет собой формирование пакетов в грузовом помещении транспортного средства, доставившего груз; пакетную перегрузку и хранение; затем подачу пакетов в транспортное средство, отправляющее груз; расформирование груза и укладку его мест в плотный штабель.
При прохождении грузас суши наморе применяют следующиеосновныетехнологические схемы:
вагон (вручную) — поддон гребенчатый — погрузчик с вилочным захватом — рампа — кран (вилочный захват) — трюм (погрузчик с многовилочным захватом);
Виды, классификация и характеристика грузов
Виды грузов
Характеристики грузов
Генеральные грузы
К генеральным относятся следующие грузы:
Генеральные грузы делятся на категории по размерам : обычные, длинномерные (свыше 3 метров) и негабаритные. По массе : легковесные или тяжеловесные (более 5 тонн).
Навалочные грузы
Главное свойство навалочных грузов – это их сыпучесть. К ним относятся: строительные материалы, уголь, руда и рудные концентраты, зерно. Особенность навалочных грузов заключается в том, что они состоят из подвижных частиц определенного размера, которые могут быть однородными или неоднородными по своему составу. Навалочные грузы можно разделить на две большие категории – зерновые и незерновые. К зерновым относятся сельскохозяйственные грузы, а к незерновым – все остальные (строительные, продовольственные и промышленные грузы).
Наливные грузы
К наливным грузам относятся бестарные жидкие грузы, для которых тарой являются специальные кузова автомобилей автоцистерн или другие устройства, укрепленные в кузове грузового ТС. К наливным грузам относят: нефть и нефтепродукты, жидкие химические требующие перевозки материалы (кислоты, спирты, некоторые виды удобрений т. д.) Также к наливным грузам относятся сжиженные газы СУГ, жидкие пищевые продукты (растительные масла, концентрат сока, животные жиры, патока, пресная вода, вино). Наибольшую долю среди этих грузов составляют нефть и нефтепродукты. При перевозке, хранении и перегрузке наливных грузов необходимо учитывать их специфические свойства: вязкость, плотность, огнеопасность, испаряемость, взрывоопасность, упругость паров, влияние на организм человека, коррозирующее действие на металлы и др.
По условиям перевозок и хранения грузы делятся на обычные и специфические.
Обычные грузы
Специфические грузы
Специфические грузы требуют особых мер по сохранности и безопасности при перевозке, погрузочно-разгрузочных работ и хранении. Специфические грузы делятся на негабаритные, длинномерные, большой массы, опасные, скоропортящиеся, требующие соблюдения определенных санитарных условий и антисанитарные.
Негабаритные грузы
Длинномерные грузы
Длинномерные – это такие грузы, свес которых над задним бортом грузового ТС превышает 2 метра. Длинномерные грузы являются разновидностью негабаритных грузов таких, как (сталь различного профиля, автомобили, трубы и т. п.). Как правило длина таких грузов больше длины кузова грузового автомобиля не менее чем на 1/3. Для перевозки таких грузов следует применять прицепы-роспуски.
Тяжеловесные грузы
Опасные грузы
Скоропортящиеся грузы
Антисанитарные грузы
Живые грузы
К живым грузам относятся животные и птицы, перевозятся они автомобильным транспортом в соответствии с ветеринарными нормами. Живые грузы, это животные, птицы, пчелы и рыба, перевозимые с соблюдением санитарно-ветеринарных требований. Для транспортировки используются одно- и двухуровневые скотовозы, клетки, улья, ящики, резервуары, проходящие обязательную дезинфекцию перед каждым рейсом.
Классификация грузов
Вид груза является одним из важных факторов, определяющих выбор типа подвижного состава и условия его эксплуатации, способ выполнения погрузочно-разгрузочных работ и т.д. У перевозчика товар становится “грузом”, так называют принятые к перевозке продукцию, товары, материалы. Для оптимизации организации грузовых операций получатель должен знать транспортные характеристики грузов (это специальный термин). Совокупность свойств груза, определяющих его транспортабельность, условия перевозки, перевалки и хранения, вид упаковки, объем, масса, габариты, физико-химические свойства и др. Физико-химические свойства грузов, это хрупкость, токсичность, гигроскопичность, распыляемость, смерзаемость, спекаемость, способность к самовозгоранию, окислению, радиационному воздействию и т. д. Перевозчики классифицируют грузы в зависимости от технологии погрузки и разгрузки, способа перевозки, вида тары и т. п.
На железных дорогах грузы классифицируют как:
На отдельных видах транспорта в зависимости от коэффициента использования грузоподъемности средств транспорта грузы делят на классы:
Класс груза зависит от его объемной массы (т/м3) и способа упаковки (в контейнерах, бочках, ящиках, навалом и т. д.). Класс груза учитывается в тарифах на перевозку наряду с расстоянием перевозки и другими факторами.
Классификация грузов производится по следующим признакам:
По способам погрузки-выгрузки и перевозки различают следующие виды грузов перевозимых автомобильным транспортом.
Штучные грузы могут быть тарные и бестарные и характеризуются весом, формой и объемом каждой штуки.
Основными характеристиками штучных грузов являются:
Наиболее распространены следующие виды тары:
Классы, категории и группы грузов
Для установления оплаты за перевозку ( тарифа ) грузы разделяются на четыре класса в зависимости от степени использования грузоподъемности подвижного состава :
Класс груза определяется не только его физическими свойствами, но и способом его упаковки (затаривания).
Бывают случаи, когда один и тотже груз может быть отнесен к различному классу при разной его упаковке:
Весовые категории грузов:
Перемещение грузов 1-й категории от склада до места погрузки или от места разгрузки до склада может быть организовано вручную, если расстояние по горизонтали не превышает 25 метров, а для сыпучих грузов (перевозимых навалом) 3,5 метра. При большем расстоянии такие грузы должны транспортироваться механизмами и приспособлениями. Транспортирование, погрузка и разгрузка грузов 2-й и 3-й категорий на всех постоянных и временных погрузочно-разгрузочных площадках (пунктах) должны быть механизированы. При загрузке кузова автомобиля навалочным грузом он не должен возвышаться над бортами кузова (стандартными или наращенными) и должен располагаться равномерно по всей площади кузова. Ш тучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, необходимо увязывать крепким такелажем (канатами, веревками).