что такое тарифное дело

Приложение. Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения

ГАРАНТ:

Настоящий Регламент применяется при установлении тарифов на 2014 и последующие годы, а также на 2013 г. в случаях, предусмотренных пунктом 5 постановления Правительства РФ от 22 октября 2012 г. N 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения»

Приложение
к приказу Федеральной службы по тарифам
от 7 июня 2013 г. N 163

Регламент
открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения

С изменениями и дополнениями от:

а) по предложению регулируемой организации;

б) по инициативе органа регулирования:

— в случае приведения ранее принятых решений об установлении цен (тарифов) или предельных уровней тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации на основании решения суда или по предписанию федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов;

— в случае изменения установленных федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов предельных уровней тарифов.

II. Порядок рассмотрения дел об установлении регулируемых цен (тарифов), осуществляемого органами регулирования

3. Регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов. В случае повторного применения в отношении регулируемой организации метода обеспечения доходности инвестированного капитала, метода индексации установленных тарифов или метода сравнения аналогов заявление о выборе метода регулирования тарифов представляется в орган регулирования до 1 мая последнего года предыдущего долгосрочного периода регулирования.

4. В случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных пунктом 16 Правил регулирования, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.

В случае представления регулируемыми организациями неполного перечня материалов, указанных в пункте 16 Правил регулирования, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в соответствии с абзацем 1 пункта 4 настоящего Регламента.

Документы и материалы, прилагаемые к заявлению, представляются в подлиннике или надлежащим образом заверенных заявителем копиях.

6. В заявлении об установлении цен (тарифов) указывается следующая информация:

б) основания, по которым заявитель обратился в орган регулирования для установления цен (тарифов).

7. По инициативе регулируемой организации помимо документов и материалов, указанных в пункте 16 Правил регулирования, могут быть представлены иные документы и материалы, которые, по ее мнению, имеют существенное значение для рассмотрения дела об установлении цен (тарифов), в том числе экспертное заключение.

Заявление об установлении цен (тарифов) подписывается руководителем или иным уполномоченным лицом регулируемой организации, скрепляется печатью регулируемой организации и содержит опись прилагаемых к нему документов и материалов.

8. Предложение об установлении цен (тарифов) представляется в орган регулирования руководителем регулируемой организации или иным уполномоченным лицом либо направляется заказным письмом с уведомлением о вручении, либо представляется в электронной форме. Предложение об установлении цен (тарифов) в случае его представления в виде электронного документа подписывается электронной подписью заявителя.

9. Предложение об установлении цен (тарифов) регистрируется органом регулирования тарифов в день получения (с присвоением регистрационного номера, указанием даты и времени получения), помечаются специальным штампом и направляются для рассмотрения руководителю органа регулирования либо лицу, его замещающему.

10. Датой представления предложения об установлении цен (тарифов) является:

11. Основанием для принятия решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов является несоблюдение заявителем сроков представления предложения об установлении цен (тарифов), установленных настоящим Регламентом, кроме случаев, указанных в пункте 20 настоящего Регламента.

Принятие решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов по иным основаниям не допускается.

12. Открытие дела или отказ в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных заявителем документов и материалов осуществляется в срок не позднее 10 рабочих дней с момента регистрации заявления об установлении цен (тарифов).

13. Для организации рассмотрения дела об установлении цен (тарифов), открываемого по результатам рассмотрения документов и материалов, указанных в пунктах 5-7 настоящего Регламента, руководитель органа регулирования назначает уполномоченного по делу из числа работников органа регулирования.

14. В случае если в ходе анализа представленного регулируемой организацией предложения об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования. Срок представления таких сведений определяется органом регулирования, но не может быть менее 7 рабочих дней.

Запрос дополнительных сведений не влечет принятия органом регулирования решения об отказе в открытии дела об установлении цен (тарифов), о приостановлении, продлении рассмотрения или прекращении рассмотрения указанного дела.

Дополнительные сведения, содержащие коммерческую тайну, должны иметь соответствующий гриф.

15. Орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов).

Экспертные заключения органа регулирования, а также экспертные заключения, представленные по инициативе регулируемых организаций, потребителей и (или) иных заинтересованных организаций, приобщаются к делу об открытии и рассмотрении дела об установлении цен (тарифов). Орган регулирования не вправе запрашивать экспертное заключение.

16. Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

17. Уполномоченные представители регулируемой организации, в отношении которой устанавливаются цены (тарифы), вправе знакомиться с материалами дела об установлении цен (тарифов) и снимать копии с документов в течение всего срока его открытия, а также в течение года со дня принятия решения об установлении цен (тарифов). Право на ознакомление с материалами дела об установлении цен (тарифов) по истечении указанного срока предоставляется органом регулирования на основании письменного ходатайства регулируемой организации.

19. Решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы), если иное не предусмотрено пунктом 30 Правил регулирования.

20. Решение об установлении цен (тарифов) на текущий период регулирования для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), а также решение об установлении цен (тарифов) на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложений об установлении цен (тарифов), сформированных в соответствии с требованиями, установленными пунктами 13-20 Правил регулирования.

По решению органа регулирования этот срок может быть продлен, но не более чем на 30 календарных дней. Заверенная органом регулирования копия решения о продлении вышеуказанного срока направляется в адрес заявителя (заказным письмом с подтверждением получения либо по электронной почте) в срок не более 3 рабочих дней с момента принятия такого решения.

21. Решение об установлении цен (тарифов) на расчетный период регулирования для организаций (на отдельные регулируемые виды деятельности организаций), начало осуществления регулируемой деятельности (отдельных регулируемых видов деятельности) которыми наступило после 1 мая года, предшествующего расчетному периоду регулирования, принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложений об установлении цен (тарифов), сформированных в соответствии с установленными пунктами 13-20 Правил регулирования, в случае представления указанных предложений после 20 ноября года, предшествующего расчетному периоду регулирования.

22. Решение органа регулирования принимается по форме в соответствии с приложением N 1 к настоящему Регламенту.

Содержание решения в рамках утвержденной формы должно отражать конкретные условия поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оказания услуг.

При фактическом отсутствии групп потребителей, критериев дифференциации тарифов соответствующие пустые строки и графы, предусмотренные формой, включая заголовок, в решении органа регулирования не указываются.

23. Орган регулирования в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об установлении цен (тарифов), но не позднее 21 декабря года, предшествующего очередному периоду регулирования, направляет каждой регулируемой организации, для которой установлены цены (тарифы) в соответствии с указанным решением, почтовым отправлением с уведомлением о вручении и в электронном виде заверенную копию указанного решения с приложением протокола (выписки из протокола).

Указанные в настоящем пункте материалы также направляются в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов простым почтовым отправлением и в электронном виде в вышеуказанный срок.

25. В решении, предусматривающем установление льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), указываются наименование и реквизиты закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего лиц, имеющих право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.

III. Установление (пересмотр) предельных уровней регулируемых цен (тарифов) федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов

27. Заявление об установлении предельных уровней тарифов подписывается руководителем органа регулирования или уполномоченным им заместителем, скрепляется печатью органа регулирования и содержит опись прилагаемых к нему документов. Заявление об установлении предельных уровней тарифов в случае его представления в виде электронного документа подписывается электронной подписью органа регулирования. В случае изменения предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность) федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения орган регулирования по запросу федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов направляет заявление о пересмотре предельных уровней тарифов и обосновывающие материалы.

28. К заявлению об установлении предельных уровней тарифов прилагаются материалы (подлинники или заверенные руководителем органа регулирования или уполномоченным им заместителем копии), предусмотренные пунктом 22 Правил регулирования.

29. Федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для проверки обоснованности расчета предельных уровней тарифов вправе запрашивать у органов регулирования дополнительные документы, предусмотренные пунктом 23 Правил регулирования.

IV. Порядок рассмотрения дел об отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (введении регулирования тарифов в сфере теплоснабжения после их отмены)

31. В целях отмены (введения) регулирования тарифов регулируемая организация и (или) орган местного самоуправления поселения (городского округа) до 1 февраля года, предшествующего году, начиная с которого предполагается их отмена или введение регулирования тарифов после их отмены, представляет в орган регулирования предложение об отмене (введении) регулирования тарифов в отдельной системе теплоснабжения, к которой относится регулируемая организация или которая находится на территории поселения (городского округа).

32. Предложение об отмене (о введении) регулирования тарифов представляется в орган регулирования либо направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Предложение об отмене (о введении) регулирования тарифов состоит из заявления об отмене (о введении) регулирования тарифов и необходимых документов (материалов).

Заявление об отмене (о введении) регулирования тарифов подписывается руководителем заявителя или уполномоченным им заместителем, скрепляется печатью заявителя и содержит опись прилагаемых к нему документов (материалов).

33. К заявлению об отмене (о введении) регулирования тарифов прилагаются необходимые документы (материалы), представляемые на бумажном и электронном носителях, содержащие сведения о наличии на территории поселения (городского округа), на которой находится система теплоснабжения, развитой газораспределительной системы, основанные:

а) на информации, предоставленной газораспределительными организациями, осуществляющими деятельность на территории поселения (городского округа), на которой находится система теплоснабжения, о количестве объектов потребления тепловой энергии, подключенных к газораспределительным системам, а также на заключении о наличии технической возможности подключения к газораспределительным системам, находящимся на указанной территории, остальных объектов потребления тепловой энергии, относящихся к системе теплоснабжения;

б) на прогнозных данных о стоимости тепловой энергии в системе теплоснабжения при ее производстве на объектах потребления тепловой энергии с использованием газа, включающих прогноз цен на газ и стоимость подключения к имеющимся газораспределительным системам.

34. Вместо указанных в пункте 33 настоящего Регламента документов (материалов) к заявлению об отмене (о введении) регулирования тарифов могут прилагаться документы (материалы), представляемые на бумажном и электронном носителях, содержащие сведения о наличии источников тепловой энергии, функционирующих на основе использования альтернативных видов топлива, и технической возможности их подключения к системе теплоснабжения, а также о ценовой доступности обеспечения теплоснабжения с их использованием, включающие:

а) информацию о наличии источников тепловой энергии, функционирующих на основе использования альтернативных видов топлива, и технической возможности их подключения к системе теплоснабжения, основанную на утвержденной схеме теплоснабжения;

б) прогнозные данные о стоимости тепловой энергии в системе теплоснабжения при ее производстве с использованием альтернативных видов топлива (с учетом стоимости подключения альтернативных источников), включая прогноз цен на альтернативные виды топлива и стоимость подключения альтернативных источников тепловой энергии, а также их основные плановые показатели деятельности (объемы необходимой валовой выручки, основные статьи расходов в соответствии с Основами ценообразования, планируемые объемы производства, удельные расходы топлива и оценку стоимости мощности).

35. При получении предложения об отмене (о введении) регулирования тарифов орган регулирования:

а) регистрирует указанное предложение в день поступления (присваивает регистрационный номер, указывает дату и проставляет штамп);

б) проверяет его на соблюдение требований, установленных пунктами 32-34 настоящего Регламента.

36. В случае несоответствия требованиям, установленным пунктами 32-34 настоящего Регламента, предложение об отмене (о введении) регулирования тарифов возвращается заявителю (регулируемой организации и (или) в орган местного самоуправления поселения (городского округа)) в течение 14 календарных дней со дня получения такого предложения органом регулирования с указанием причин отказа в дальнейшем рассмотрении предложения об отмене (о введении) регулирования тарифов. Заявитель вправе в течение 15 календарных дней после получения такого отказа повторно направить в орган регулирования предложение об отмене (о введении) регулирования тарифов, оформленное в соответствии с требованиями, установленными пунктами 32-34 настоящего Регламента.

37. В случае несоблюдения срока повторного представления предложения об отмене (о введении) регулирования тарифов, установленного пунктом 36 настоящего Регламента, предложение об отмене (о введении) регулирования тарифов возвращается заявителю (регулируемой организации и (или) в орган местного самоуправления поселения (городского округа)) в течение 14 календарных дней со дня получения такого предложения органом регулирования с указанием причины отказа в дальнейшем рассмотрении.

38. В случае соответствия предложения об отмене (о введении) регулирования тарифов требованиям, установленным пунктами 32-34 настоящего Регламента, орган регулирования в течение 14 календарных дней со дня получения такого предложения направляет заявителю извещение об открытии дела об отмене регулирования тарифов (о введении регулирования тарифов после их отмены) с указанием должности, фамилии, имени и отчества лица, назначенного, в установленном пунктом 13 настоящего Регламента порядке, уполномоченным по делу.

39. Орган регулирования проводит экспертизу предложений об отмене регулирования тарифов, а также предложений о введении регулирования тарифов после их отмены в случае их поступления, по итогам которой подготавливает экспертное заключение.

40. Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ технической возможности для подключения к системе теплоснабжения источников тепловой энергии, функционирующих на основе использования альтернативных видов топлива, для которых существует конкурентный рынок;

б) анализ прогнозных цен на тепловую энергию в указанной системе с использованием альтернативных видов топлива, в том числе по сравнению с тарифом в предыдущем периоде регулирования, если он был установлен;

в) анализ отсутствия субсидирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе перекрестного субсидирования между категориями потребителей, оказывающего влияние на выбор потребителем вида топлива, применяемого в целях теплоснабжения.

41. При осуществлении необходимого взаимодействия органа регулирования с федеральным антимонопольным органом, а также с органом местного самоуправления поселения (городского округа), в рамках осуществления своих полномочий по отмене регулирования тарифов (о введении регулирования тарифов после их отмены) орган регулирования руководствуется нормами, установленными Правилами регулирования.

42. Решение об отмене (о введении) регулирования тарифов принимается органом регулирования в течение 5 рабочих дней со дня получения им предусмотренных пунктами 64-67 Правил регулирования согласований, но не позднее 15 апреля года, предшествующего году, начиная с которого происходит отмена или введение регулирования тарифов, и вводится в действие с начала очередного финансового года на неопределенный срок вплоть до принятия органом регулирования решения о введении (об отмене) регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в пределах отдельной системы теплоснабжения, в отношении которой ранее было принято соответствующее решение об отмене регулирования тарифов.

43. Решение органа регулирования об отмене (о введении) регулирования тарифов принимается по форме в соответствии с приложением N 2 к настоящему Регламенту.

44. Решение об отказе в отмене (введении) регулирования тарифов принимается по форме в соответствии с приложением N 3 к настоящему Регламенту, и должно содержать основания, по которым отказано в отмене (введении) регулирования тарифов.

45. Орган регулирования в течение 7 календарных дней со дня принятия решения об отмене (о введении) или об отказе в отмене регулирования тарифов направляет заверенную копию указанного решения почтовым отправлением с уведомлением о вручении регулируемым организациям, в отношении которых принимается указанное решение, в органы местного самоуправления поселения (городского округа) и простым почтовым отправлением в федеральный антимонопольный орган.

Решение органа регулирования публикуется в установленном порядке.

46. Рассмотрение дела об отмене (о введении) регулирования тарифов прекращается со дня принятия решения об отмене (о введении) регулирования тарифов или об отказе в отмене регулирования тарифов.

В случае принятия органом регулирования решения о введении регулирования тарифов после их отмены орган регулирования инициирует процедуру установления тарифов на очередной расчетный период регулирования в порядке, установленном настоящим Регламентом.

47. Введение, прекращение (отмена) государственного регулирования субъектов естественных монополий, осуществляющих деятельность по передаче тепловой энергии, осуществляется Федеральной службой по тарифам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

Источник

Что такое тарифное дело

что такое тарифное дело. Смотреть фото что такое тарифное дело. Смотреть картинку что такое тарифное дело. Картинка про что такое тарифное дело. Фото что такое тарифное дело

что такое тарифное дело. Смотреть фото что такое тарифное дело. Смотреть картинку что такое тарифное дело. Картинка про что такое тарифное дело. Фото что такое тарифное дело

что такое тарифное дело. Смотреть фото что такое тарифное дело. Смотреть картинку что такое тарифное дело. Картинка про что такое тарифное дело. Фото что такое тарифное дело

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

что такое тарифное дело. Смотреть фото что такое тарифное дело. Смотреть картинку что такое тарифное дело. Картинка про что такое тарифное дело. Фото что такое тарифное дело

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

что такое тарифное дело. Смотреть фото что такое тарифное дело. Смотреть картинку что такое тарифное дело. Картинка про что такое тарифное дело. Фото что такое тарифное делоОбзор документа

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 5 июня 2018 г. N 305-ЭС17-20124 Дело по иску о взыскании неосновательного обогащения направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку тарифное дело как наиболее достоверный источник информации о содержании тарифного решения судами не исследовалось, а в самих судебных актах содержатся противоречивые выводы по одним и тем же обстоятельствам, касающимся учета Комитетом по тарифам расходов истца

Резолютивная часть определения объявлена 28 мая 2018 г.

Определение изготовлено в полном объеме 4 июня 2018 г.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «РУСЭНЕРГОРЕСУРС» (г. Москва) на решение Арбитражного суда города Москвы от 03.02.2017 (судья Ишанова Т.Н.), постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2017 (судьи Левченко Н.И., Валиев В.Р., Григорьев А.Н.), постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.09.2017 (судьи Филина Е.Ю., Стрельников А.И., Тутубалина Л.А.) по делу N А40-184764/2016

В заседании приняли участие представители:

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Самуйлова С.В., вынесшего определение от 24.04.2018 о передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании, а также объяснения представителей лиц, участвующих в деле, судебная коллегия установила:

как следует из материалов дела и судебных актов, общества «Ленэнерго» и «ОЭК» в 2016 году являлись территориальными сетевыми организациями и оказывали услуги по передаче электроэнергии в Ленинградской области. Правоотношения между ними как смежными территориальными сетевыми организациями регулировались договором от 01.01.2010.

Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30.12.2015 N 535-п на 2016 год установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электроэнергии по сетям региона, а также индивидуальные тарифы для расчетов между сетевыми организациями.

НПС «Кириши», «Невская», «Невская 110/10 кВ «Манушкино» технологически присоединены к электросетям общества «Ленэнерго», которое оказывало обществу «РУСЭНЕРГОРЕСУРС» услуги по передаче электроэнергии до указанных станций в рамках договора от 26.11.2007.

НПС «Сестрорецкая» через сети моносетевой организации (общества «ТранснефтьЭлектросетьСервис») технологически присоединена к подстанции «Северная» (она же подстанция «Ручьи»).

С 2015 года эта подстанция перешла в собственность общества «ОЭК» по договору купли-продажи.

Дополнительным соглашением от 01.09.2015 точка поставки НПС «Сестрорецкая» с 01.01.2015 включена в договор между обществами «Ленэнерго» и «РУСЭНЕРГОРЕСУРС».

В договор между обществами «Ленэнерго» и «ОЭК» точка поставки НПС «Сестрорецкая» не включена.

Полагая, что в 2016 году в отсутствие договора общество «РУСЭНЕРГОРЕСУРС» воспользовалось услугами общества «ОЭК» по передаче электроэнергии до НПС «Сестрорецкая», последнее потребовало их оплатить, рассчитав стоимость по единому котловому тарифу.

Общество «РУСЭНЕРГОРЕСУРС» не выполнило требования общества «ОЭК», поскольку оплатило эти услуги обществу «Ленэнерго», имевшему в силу статуса «котлодержателя» право получать плату от потребителей региона вне зависимости от факта использования своих сетей для оказания услуг в отношении конкретного потребителя.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества «ОЭК» с иском по настоящему делу с требованием о взыскании с общества «РУСЭНЕРГОРЕСУРС» 22 055 284,32 руб. неосновательного обогащения, составившего стоимость услуг, оказанных в мае и июне 2016 года.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.02.2017, оставленным без изменения апелляционным и окружным судами, иск удовлетворен в размере 18 591 330,20 руб., в удовлетворении остальной части иска отказано.

Суды исходили из того, что НПС «Сестрорецкая» присоединена к сетям общества «ОЭК», переток электроэнергии осуществлялся, следовательно, эта сетевая организация и оказывала услуги по передаче электроэнергии. Расчет стоимости услуг по единому (котловому) тарифу правомерен, так как он устанавливается для расчетов между сбытовыми и сетевыми организациями, а не в отношении конкретной сетевой организации (общества «Ленэнерго» в частности). Сети общества «Ленэнерго» в передаче электроэнергии до НПС «Сестрорецкая» не задействованы, поэтому оно не вправе получать плату за оказание услуг по этому участку распределительных сетей.

Доводы заявителя сводились к тому, что суды неправомерно признали за обществом «ОЭК» статус сетевой организации в отношении подстанции «Северная», так как в индивидуальном тарифе затраты общества «ОЭК» по содержанию подстанции «Северная» не утверждены, а претендовать на оплату своих услуг по котловому тарифу истец не вправе. Владелец электросетей, не имеющий тарифа, не вправе требовать оплату за переток через его объекты электрической энергии.

Кроме того, заявитель указал, что в условиях котловой модели взаиморасчетов и наличия у общества «Ленэнерго» статуса котлодержателя последнее имело право получать оплату за услуги по котловому тарифу, рассчитываясь в дальнейшем с прочими сетевыми организациями по индивидуальным тарифам. Наличие присоединения сетей общества «Ленэнерго» к подстанции «Северная» значения не имеет.

В судебном заседании представители общества «РУСЭНЕРГОРЕСУРС», общества «Ленэнерго» и Комитета по тарифам поддержали доводы кассационной жалобы. Представители общества «ОЭК» в отзыве и в судебном заседании просили судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы судебная коллегия пришла к следующим выводам.

Тарифным решением по существу утверждается план экономической деятельности сетевой организации, придерживаясь которого (в том числе в части, касающейся состава используемого электросетевого оборудования) сетевая организация вправе рассчитывать на получение необходимой валовой выручки за счет оплаты потребителями оказываемых ею услуг. Этот интерес сетевой организации законен и подлежит судебной защите.

Согласно пункту 8 Правил регулирования тарифов установление тарифов производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, а согласно пункту 35 этих же Правил тарифы применяются в соответствии с решениями регулирующих органов. Отсюда следует что сетевая организация вправе претендовать на получение платы за услуги, оказанные посредством объектов электросетевого хозяйства, затраты на содержание и эксплуатацию которых учтены при утверждении тарифного решения. Сведения о таких объектах должны содержаться в материалах тарифного дела.

Прочие объекты эксплуатируются по правилам, установленным для владельцев объектов электросетевого хозяйства. Так, в силу пункта 6 Правил N 861 до установления тарифа владельцы объектов электросетевого хозяйства не вправе препятствовать перетоку через их объекты электроэнергии для потребителя, не вправе требовать за это оплату, не вправе оказывать услуги по передаче электроэнергии.

Иной подход позволил бы сетевым организациям получать тариф на услуги по передаче электроэнергии по одним сетям, а фактически оказывать услуги с использованием и тех, что не учтены в тарифном решении, что противоречило бы сути государственного ценового регулирования электросетевой деятельности.

Разрешая спор об оплате обществу «ОЭК» услуг по передаче электроэнергии, оказанных посредством использования подстанции «Северная», судам, исходя из предмета спора и доводов сторон, следовало установить, учитывались ли затраты общества «ОЭК» по эксплуатации данной подстанции при приятии тарифного решения (приказа Комитета по тарифам) на 2016 год.

Если при принятии тарифного решения затраты общества «ОЭК» учтены в котловой необходимой валовой выручке, то расчет стоимости услуг должен производиться в соответствии с этим решением. В противном случае законных оснований для получения платы общество «ОЭК» не имеет.

Вопреки доводам общества «ОЭК», учет объема потребления электроэнергии по НПС «Сестрорецкая» в котловом тарифе сам по себе недостаточен для вывода о праве общества «ОЭК» на получение платы за услугу по передаче электроэнергии до этой точки поставки, так как значение имеет учет затрат этой организации на содержание и эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства, задействованных в передаче электроэнергии до НПС «Сестрорецкая».

С 2008 года в субъектах Российской Федерации оплата услуг по передаче электроэнергии осуществляется по котловой экономической модели взаиморасчетов (приказ ФСТ России от 31.07.2007 N 138-э/6, информационное письмо ФСТ России от 04.09.2007 N ЕЯ-5133/12 «О введении котлового метода расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии»). Согласно этой модели все потребители услуг по передаче электроэнергии, относящиеся к одной группе, оплачивают эти услуги по единому (котловому) тарифу, за счет которого осуществляется сбор необходимой валовой выручки сетевых организаций региона, входящих в «котел». Полученная котловая выручка распределяется между смежными сетевыми организациями через индивидуальные тарифы, обеспечивая тем самым необходимую валовую выручку каждой из них (пункт 3 Основ ценообразования, пункты 49, 52 Методических указаний N 20-э/2). Все сетевые организации региона, вошедшие в «котел», в расчетах должны следовать котловой модели взаиморасчетов.

Согласно приказу Комитета по тарифам от 30.12.2015 N 535-п в регионе действует котловая модель взаиморасчетов, поэтому учет объема потребления электроэнергии по НПС «Сестрорецкая» в котловом тарифе давал основания для распределения котловой выручки между сетевыми организациями, объекты электросетевого хозяйства которых задействованы в передаче электроэнергии до этой точки поставки (в том числе опосредованно) и учтены при принятии тарифного решения.

Потребитель должен оплачивать услуги по передаче электроэнергии в зависимости от типа присоединения его энергопринимающих устройств к электросетям организаций, входящих в «котел». Если общество «ОЭК» участвовало в оказании спорных услуг (в случае учета подстанции «Северная» при принятии тарифного решения), то потребитель как непосредственно присоединенный к сетям общества «ОЭК» должен оплатить услуги по общим правилам применения котлового тарифа. Если указанная подстанция не учтена, то, принимая во внимание доводы сторон о принципиальной схеме технологического присоединения сетей, услуга подлежала оплате обществу «Ленэнерго» по правилам опосредованного присоединения через энергетические установки производителя электрической энергии.

Потребитель может урегулировать свои правоотношения по оказанию услуг по передаче электроэнергии как с «котлодержателем», так и с той сетевой организацией, к сетям которой непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство. Убедительных доводов об обратном в судебном заседании не приведено.

Для обществ «ОЭК» и «Ленэнерго» как для пары смежных сетевых организаций тарифным решением установлен индивидуальный тариф. Следовательно, получатель платы по котловому тарифу, будь то общество «ОЭК» или общество «Ленэнерго», должен отдать смежной сетевой организации часть выручки, рассчитав ее по индивидуальному тарифу. При таком подходе потребитель, оплатив услуги какой-либо из указанных смежных сетевых организаций по котловому тарифу, считается исполнившим свои обязательства. Дальнейшее распределение котловой выручки осуществляется между смежными сетевыми организациями и не должно негативно отражаться на потребителе.

Следовательно, при доказанности участия общества «ОЭК» в оказании услуг по передаче электроэнергии по подстанции «Северная» истец вправе получить от ответчика плату за услуги лишь в том размере, который общество «РУСЭНЕРГОРЕСУРС» необоснованно сэкономило в результате оплаты услуг по правилам опосредованного присоединения через энергетические установки производителя электроэнергии.

Ввиду того, что общество «ОЭК» как регулируемая организация являлось участником тарифного процесса, бремя доказывания обстоятельств, связанных с учетом подстанции «Северная» при принятии тарифного решения, лежало на нем. Вместе с тем тарифное дело как наиболее достоверный источник информации о содержании тарифного решения судами не исследовалось, а в самих судебных актах содержатся противоречивые выводы по одним и тем же обстоятельствам, касающимся учета Комитетом по тарифам расходов истца по подстанции «Северная» в 2016 году.

Вывод судов о неиспользовании сетей общества «Ленэнерго» в передаче электроэнергии до НПС «Сестрорецкая» сделан без проверки доводов ответчика и общества «Ленэнерго» о том, что НПС «Сестрорецкая» присоединена к сетям общества «Ленэнерго» через моносеть, подстанцию «Северная» с учетом ее назначения как пристанционного оборудования и объекты общества «ТГК-1». Представители общества «ОЭК» в судебном заседании не отрицали наличие признаков такого присоединения. Установление этих обстоятельств существенным образом влияет на решение данного спора и дает возможность квалифицировать такое присоединение как опосредованное (то есть без взаимных границ) через энергетические установки производителя электрической энергии, позволяющее обществу «Ленэнерго» потенциально использовать свои сети для оказания спорных услуг.

В связи с существенным нарушением норм права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов общества «РУСЭНЕРГОРЕСУРС» в предпринимательской деятельности, на основании пункта 1 статьи 291.11 АПК РФ обжалованные судебные акты по делу N А40-184764/2016 подлежат отмене. Дело направляется на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы, так как для принятия решения по существу спора необходима оценка доказательств и установление обстоятельств, указанных в настоящем определении.

Руководствуясь статьями 291.11-291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила:

решение Арбитражного суда города Москвы от 03.02.2017, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2017, постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.09.2017 по делу N А40-184764/2016 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Председательствующий судьяСамуйлов С.В.
СудьяКирейкова Г.Г.
СудьяКорнелюк Е.С.

Обзор документа

АО (сетевая организация) требовала от ООО (энергосбытовой организации) оплатить услуги по передаче электроэнергии, рассчитав стоимость по единому котловому тарифу. ООО не выполнила требование, поскольку оплатила услуги ПАО, являвшейся региональным «котлодержателем».

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ указала, что надлежало учесть предыдущим инстанциям, взыскавшим с ООО неосновательное обогащение.

Если при принятии региональным регулятором тарифного решения затраты ОАО по эксплуатации задействованной в передаче электроэнергии подстанции учтены в котловой необходимой валовой выручке, то стоимость услуг должна рассчитываться согласно этому решению. В противном случае законных оснований для получения платы у ОАО нет.

Для ОАО и ПАО как смежных сетевых организаций установлен индивидуальный тариф. Следовательно, получатель платы по котловому тарифу, будь то ОАО или ПАО, должен отдать смежной организации часть выручки, рассчитав ее по индивидуальному тарифу. При таком подходе потребитель, оплатив услуги одной из организаций по котловому тарифу, считается исполнившим свои обязательства.

При доказанности участия ОАО в оказании услуг оно вправе получить от ООО плату за услуги лишь в том размере, который последнее сэкономило в результате оплаты услуг по правилам опосредованного присоединения через энергетические установки производителя электроэнергии.

Вместе с тем тарифное дело как наиболее достоверный источник информации о содержании тарифного решения не исследовалось, а выводы судов об учете расходов ОАО по подстанции противоречивы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *