что такое танец гопака

Украинский гопак

Народный танец Гопак – визитная карточка Украины

Украина – хлебосольный, радушный и колоритный край. Качества характера балагурного, но отзывчивого народа проявляют себя в национальной культуре, в том числе и в танцах.

История возникновения Гопака

Так называемый боевой Гопак сформировался в начале 17 века в стане казаков. Возвращаясь с удачного похода, воители отмечали победу, исполняя танцевальную импровизацию. Основана она была на переплясе, поэтому современный украинский танец состоит в основном из сольных фигур, где исполнитель должен показать себя «во всей красе». В 1600-х годах для аккомпанемента этого зрелища собирали все народные инструменты, которые были под рукой: дудки, волынки, скрипки.

Существует два предположения о названии танца Гопак:

Оба варианта вполне правдоподобны и, скорее всего, имеют место быть.

Дальнейшее развитие Гопак, видео которого вы видите здесь, получает, выходя за рамки мужского действа. В торжество с легкостью вовлекаются женщины, молодые парни, девушки. Хотя, мужчины по-прежнему занимали лидирующую позицию. В этом смешанном виде украинский танец Гопак к концу 18 века распространился на всей территории страны.

В настоящее время пляска кардинальным образом изменила свою структуру. Сольных номеров осталось не так много, их сменили парные. Акробатический элемент достался мужчинам. Кроме того, в сюжетную линию добавилась лирика, которую по мере раскручивания танца заменяет вихрь задора и удали.

Национальные костюмы украинцев

Для девушек, исполняющих украинские народные танцы, Гопак в их числе, к созданию костюма можно подойти творчески. Здесь допустим как сарафанный комплекс, так и чисто национальная одежда: рубаха и юбка-понёва.

Особенностью женской рубашки является её украшение вышивкой или тесьмой по нижнему краю. Что является одновременно украшением и оберегом. Юбка одевается поверх рубахи и обвязывается вокруг талии. Сверху на понёву надет яркий вышитый фартук-запон. Сценическим головным убором обычно служит венок с цветными лентами или некоторое подобие русского кокошника из цветов.

Особенности постановки Гопака

Если вы решили поставить Гопак танец украинцев, необходимо знать основные движения, которые составляют его, а также особенности построения сюжетной линии. Сюжет уже немного затрагивался выше.

Сейчас этот народный танец исполняется парами, поэтому больше всего используется парных проходок. Даже во время исполнения сольных фигур, пары танцующих продолжают двигаться. Итак, базовые движения, используемые в танце:

Кроме того, используются присядка, прыжки, всевозможные вращения, кувырки. Подробные описания этих движений, а также видео мастер-классов есть в интернете.

Профессиональный танцевальный коллектив освоит их без особого труда, а в результате выйдет зажигательный, колоритный этнический танец Украины.

Источник

Энциклопедия танца: Гопак

что такое танец гопака. Смотреть фото что такое танец гопака. Смотреть картинку что такое танец гопака. Картинка про что такое танец гопака. Фото что такое танец гопака

В гопаке – вся украинская душа. Этот танец является визитной карточкой украинского народного искусства. Ему многократно аплодировали зрители многих стран мира

История возникновения

Мужские костюмы, которые до сих пор используют для гопака (красные шаровары, цветной пояс, вышитая сорочка, остроконечные сапоги), являются по своей сути формой кадровых военных того времени. Женщины появились в гопаке только в его сценическом варианте, но также одеты в исторические костюмы центральной части Украины (вышитая рубашка, запаска или плахта, кирсетка, остроконечные красные сапожки, венок с лентами).

Новая история гопака началась с создания в 1940 году ансамбля песни и танца Украины, который возглавлял с 1955 по 1975 годы Павел Павлович Вирский. Именно этот балетмейстер создал академический народный танец на основе классики и традиционного фольклора, и поставил тот знаменитый гопак, которым до сих пор завершает концерты академический ансамбль танца Украины его имени.

Современный гопак исполняется в ряде балетов («Тарас Бульба», «Гаянэ», «Конёк-Горбунок», «Маруся Богуславка») и опер («Запорожец за Дунаем», «Майская ночь», «Энеида», «Мазепа», «Сорочинская ярмарка») и включается в программу ансамблей и солистов.

Что такое гопак?

Гопак относится к бытовым украинским танцам. Характерные черты гопака – сила и ловкость, героизм и благородство. Это импровизационный танец: передвигаясь парами по кругу, парни соревнуются в ловкости и настойчивости. Девушки весело их поощряют к новым трюкам, и, отделившись, скромно и достойно танцуют лирическую часть. Потом снова вступают парни – это шквал виртуозных присядок, прыжков, вращений и пр. Финал гопака бурный, веселый, искрометный и темпераментный.

Основные движения гопака (танцуются всеми):

что такое танец гопака. Смотреть фото что такое танец гопака. Смотреть картинку что такое танец гопака. Картинка про что такое танец гопака. Фото что такое танец гопака

Виды

В Украине развиваются 4 школы национальных единоборств, различающиеся по скорости выполнения движений и предназначению стиля: «крест», «спас», «собор», «гопак».

Особенности гопака

Гопак исполняется в музыкальном размере 2/4. Для хорошего исполнения гопака нужна достаточная физическая подготовка и профессионализм. Дети начинают учиться украинскому народному танцу с пяти лет.

Источник

Танец гопак

Танцор то взлетает как из пушки, то резво пускается вприсядку, то делает шпагат в прыжке, то выбрасывает ноги вперёд: танец гопак считается одним из самых экспрессивных народных танцев в мире. Каждое движение является практически акробатическим трюком и не уступает элементам восточных единоборств.

что такое танец гопака. Смотреть фото что такое танец гопака. Смотреть картинку что такое танец гопака. Картинка про что такое танец гопака. Фото что такое танец гопака

Считается, что танец формировался в Запорожской Сечи в XVI-XVIII веках. Изначально у казаков это был необычный способ показать свою ловкость и храбрость в бою. Воины возвращались после битвы и в танце – при помощи выразительных движений и пластики – воспроизводили батальные сцены. Преобладающим элементом был высокий прыжок – так гопак и получил своё название (от подражания звуку, произносимому при усилии танцора). Изначально только мужской танец начал видоизменяться, так что девушки тоже получили свои партии. И всё же акробатические трюки остались прерогативой хлопцев.

Традиционные элементы танца

Танец гопак родился как чистая импровизация, но со временем выкристаллизовались традиционные движения, составившие рисунок танца. Например, прыжок, во время которого одна нога ударяет о другую, или па с согнутыми в коленях ногами. Ярче всего гопак выглядит, когда его танцуют большие группы девушек и парней. Дивчинам отводится лирическая часть – своими изящными движениями они будто подталкивают и поощряют юношей на новые и новые залихватские подвиги/трюки. А представители сильного пола только рады стараться: публика немеет от восторга, глядя на бурный шквал присядок, громкие хлопки и этюды в прыжке. Опытному танцору ничего не стоит пройтись «ковырялочкой» по сцене, затем взмыть в воздух со шпагатом, а под конец закрутиться на одном месте. И всё весело, темпераментно, горячо, с настроением!

Искромётный гопак не мог не вдохновить композиторов и балетмейстеров. Так появились оперы «Мазепа» Чайковского и «Сорочинская ярмарка» Мусоргского, балеты «Тарас Бульба» Соловьёва-Седого и «Конёк-Горбунок» Пуни. Классический сценический вариант появился благодаря Павлу Вирскому – были разработаны определённые шаги, отточена до совершенства хореография, акробатический аспект сделан более зрелищным, доведён до совершенства. Смотреть на профессиональных танцоров в красочных национальных костюмах – сплошное удовольствие!

Танец гопак на своей родине признан национальным видом спорта – и в самом деле, для выполнения большинства элементов должна быть хорошая физическая подготовка. Серьёзно учиться будущие танцоры начинают с ранних лет. И в этом виде искусства на грани спорта можно достичь удивительных результатов! А что касается зрелищной составляющей, то гопак, пожалуй, даст фору бразильской капоэйре.

Этноотель «Украина» в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

что такое танец гопака. Смотреть фото что такое танец гопака. Смотреть картинку что такое танец гопака. Картинка про что такое танец гопака. Фото что такое танец гопака

Этноотель «Украина» расположен в этнографическом парке-музее «ЭТНОМИР» на территории этнодвора «Украина и Беларусь». Соседствуют с ним музеи «Украина» и «Беларусь», уникальная «Хлебная изба».

Концепция этноотеля «Украина» воплощает мудрость и простоту украинской архитектурной мысли. Этот необыкновенный гостиничный комплекс состоит из четырёх построек: мазанка «Таврия», деревянная хата «Полесье», расписная белёная хата «Подолье» и хата «Полтава».

В номерах есть всё необходимое, при этом соблюдена аутентичная атмосфера: по-домашнему уютно и очень колоритно.

Источник

Украинский ли танец гопак?

что такое танец гопака. Смотреть фото что такое танец гопака. Смотреть картинку что такое танец гопака. Картинка про что такое танец гопака. Фото что такое танец гопака

Читая о якобы национальном танце гопак, так и хочется вспомнить старый анекдот ещё до эры мобильников: перечитывал пейджер – много думал…

Вот так и о возникновении этого псевдонационального танца много придумано при наличии отсутствия реальной информации (о боевом искусстве на его базе я даже писать не буду ни строчки: обсуждать бред умалишённых не тема данной статьи). Вот об этом и поговорим дальше, основываясь только на реальной информации.

Первым, кто описал гопак, считается украинский композитор Василий Верховинец (1880-1938гг). Описанный Верховинцем гопак включал в себя прыжки, присядки и вращения, в просторечии называемые на Украине гопками.

Гопак в его современном виде — это не потомок танцев запорожских казаков, а новодел советских хореографов, в частности — П. П.Вирского, работавшего в 20-е-40-е годы прошлого столетия в театрах русскоязычных городов бывшей Новороссии: Одессе, Харькове, Днепропетровске и будущей столице этого псевдонационального образования по имени Украина — Киеве, в 1955 ставшего главным художественным руководителем Государственного ансамбля танца УССР.

Первое известное мне упоминание об этом танце известно с точностью до дня. Главная газета страны — «Правда» от 13 марта 1936 года писала: «Надо прямо сказать, что танцы – лучшее, что было показано в спектакле. Гопак в четвертом акте «поставил на ноги» буквально весь театр!». Взлетающие высоко в воздух танцовщики с саблями наголо в руках, умопомрачительные вращения, мастерское фехтование в танце, стремительные прыжки и разнообразные «присядки», выполненные к тому же с сохранением технических канонов классической хореографии – потрясли не только обычную московскую публику, но и самого К. С. Станиславского, восторженно оценившего гастроли киевлян».

Вирский якобы «восстановил» гопак, причем как восстановил — он его воссоздал по картинкам. Могу сообщить, что Вирский знал, что совершает подлог, ведь «ещё на рубеже XV–XVI веков появилась первая из известных систем нотации: Туан Арбо начал передавать танцевальные па музыкальными знаками. В 1700 году Р. Фёйе опубликовал трактат, в котором появился сам термин «хореография», буквально означающий «запись танца».

Через полтора столетия Артюр Сен-Леон расширил понятие до «стенохореографии» и стал обозначать позиции с помощью схематических фигурок. На рубеже XIX–XX веков появилось множество систем. В 1928 году Рудольф Лабан предложил универсальный способ записи танцевальных движений.

Поскольку за три-четыре столетия существования казачества никто почему-то не удосужился записать этот или эти казачьи танцы, то пришлось, как бы вежливее сказать, чтобы не употреблять слово фальсификация, «додумывать» за предков.

Разделяя единый русский народ, большевикам надо было срочно для выдуманной украинской нации придумывать и разные этнографические обряды. Надо было откуда-то взять сугубо украинский танец, поскольку танцы бывшей Малороссии и уж тем более Новороссии были как под копирку похожи на обычные русские. Казачьи же (кубанские) танцы не подходили, поскольку казаки считались белыми (правда, не пушистыми). В итоге по картинкам и с использованием азиатских танцев и европейских балетных техник, при явном заимствовании танцев адыгов, аварцев и грузин (поскольку И.В. Сталин был родом оттуда) и родился доселе невиданный доселе танец гопак — от слов прыгать и топать.

Не могу не упомянуть Игоря Александровича Моисеева, с 1937 года руководившего Ансамблем народного танца СССР. Именно эти реальные, а не мифические народные танцоры Украины, «воссоздали» (а фактически придумали с нуля с учетом некоторых известных этнографических особенностей) уже позабытый к тому времени «казацкий» танец.

Не могу не сослаться на мнение нынешних бандерлогов о Вирском: «Знаете, что такое «Гопак», по его замыслу? Это символ Украины. В этом танце большой оптимизм, радость, воодушевление. В композиции «Запорожцы» Вирский изобразил и выправку казацкую, и лихачество, и юмор. Его «Повзунець» — это история украинского народа. Танец «Кукуруза», конечно же, хрущевское время. Пляска «Моряки» — это рассказ об Одессе».

Если это не классическое описание подхалима и лизоблюда к власть имущим, то мне просто сложнее, не используя нелитературную лексику, высказаться об этом (особенно меня умиляет «Кукуруза»), чем написал его доброхот. Действительно, дурак-союзник во сто раз хуже умного врага.

Собственно, в нынешней ситуации я могу сказать только одно: украинствующие — это тавро дебильного мышления. Просьба не считать это моим отношением к украинцам, здесь, как говорят одесситы, две больших разницы. (Это как Аваков и Бузина: первый – украинствующий, второй – украинец).

Современные защитники автохтонного, особливо древнеукраинского происхождения, гопака любят ссылаться на давность его упоминаний у писателей Малороссии, простите меня, бандерлоги, Украины.

Дабы не вступать в дискуссии, рассмотрим эти источники украинствующих: «Особенно ярко передано это свободолюбивое начало народной жизни в излюбленных Гоголем описаниях танца «гопак», образно передающих удаль и могучий, как вихрь, дух запорожской вольности. В танце, как и в песне, сказалась для Гоголя душа народа. И не случайно герои его повестей в минуту душевного подъема в своих радостных порывах так безудержно, весело, молодо, самозабвенно предаются танцу.

Весело и задорно танцует перед зеркалом гопак хорошенькая Параска, размечтавшись о своем Грицько, притопывая ногами «чем далее, всё смелее; наконец левая рука ее опустилась и уперлась в бок, и она пошла танцевать, побрякивая подковами, держа перед собою зеркало…». Вошедший в хату Черевик, увидев пляску дочери, гордо подбоченившись, выступил вперед «и пустился вприсядку, позабыв про все дела свои». Общим безудержным весельем охвачены гости на свадьбе Параски, где «все неслось, все танцевало». Еще хмельнее, еще радостнее описание свадебного танца в «Вечере накануне Ивана Купала»».

Если мне кто-то сможет доказать, что это и есть описание гопака, то готов согласиться с ним и вместе поучаствовать в его постановке. А пока с удовольствием процитирую специалиста в области истории культуры: «…Отношение народа к танцам до появления телевидения в целом было «малокультурным» — никто не брал на себя обязательств ограничиваться строгим, предписанным сверху, набором движений.

Подбирали движения под себя, поэтому терские казаки или кабардинцы танцевали лезгинку, не обращая внимания, что в ней грузинского или сугубо дагестанского. Точно так же пресловутая русская присядка не запрещала танцевать без приседаний, махать руками в стиле грузинской лезгинки или брать элементы «цыганочки», то есть хлопать руками по лодыжкам и подскакивать.

Вдобавок во многих местах танцевали под разные мелодии и делали разные движения в зависимости от музыки. Не было жесткой унификации стилей танца по принципу национальности, было нечто иное — различие стилей танца в зависимости от мелодий. Лезгинку разные народы танцевали схожим образом, поскольку мелодии задавали схожий ритм и настроение.

По этой же причине часто не было некой принципиальной разницы между белорусским, русским и украинским танцем. Молдавские отличались в силу традиций, но там чаще танцевали под скрипку, в итоге имели другой ритм и настроение. Впрочем, и здесь сходство музыки и стиля, например, славян-буковинцев и молдован, свидетельствовало, что народ не очень-то придерживался принципом — это движение славянское, а то движение молдавское.

Могучая советская хореография, подкрепленная всей мощью традиций русского балета, позволила создать целую систему танцев. Причем принцип социалистической иерархии культур, где русская национальная культура своим убожеством и бесцветностью должна была подчеркивать красочность и самобытность иных культур, требовал, чтобы украинские танцы были заведомо более красочными, чем русские. Поэтому в гопак ввели акробатические элементы».

Ко всему прочему, чтобы окончательно запутать читателей, украинские народных танцы в разных местностях могли иметь разные названия.Например, тот же «гопак» имел другие названия: «гоцак», «казак», «казачок», «тропак» и другие. Танцы получали и получают названия в силу разных причин. Например, какое слово часто употребляется в песне, под которую исполняют танец. Кстати, а чем русский казачок отличается от украинского? И кому принадлежит матросский танец «яблочко»? Сложно искать чёрную кошку в тёмной комнате, особенно, если её там нет.

Дабы не останавливаться в дальнейшем на списке опер и балетов с исполнением гопака, на которые ссылаются украинствующие, просто приведу годы их создания.

«Запорожец за Дунаем» — опера Семёна Гулак-Артемовского. Первая украинская опера. Год создания — 1863.[«Запорожец за Дунаем» на украинском языке впервые поставили в Мариинском театре. Певец и композитор отдал российской сцене 25 лет. Больше всего он служил в Мариинском театре, имел большой вокальный репертуар и много поклонников своего таланта. Но до определенного времени мало кто знал, что, кроме выдающегося голоса, он еще и сочинял музыку. Премьера «Запорожца…» состоялась на языке оригинала в 1863 г. в Мариинском театре.

Партию Карася исполнял сам композитор. В 1864—1865 годах ставилась в Москве в Большом театре и имела значительный успех. В обоих спектаклях роль Карася исполнял автор. Однако в следующем сезоне оперу сняли из репертуара, поскольку выяснилось, что большую часть музыки Гулак-Артемовский «позаимствовал» у Моцарта (из оперы «Похищение из сераля»). Он чистосердечно действовал в рамках представлений украинской народной культуры. Плагиат вызвал скандал, и оперу сняли. А украинские националисты обвинили Петербург в подавлении украинской культуры, и сегодня «Запорожец за Дунаем» считается оригинальной украинской оперой.

Антонович Д. М. писал в 1925 году об этой опере так: «Опера Моцарта «Похищение из сераля» на Украине никогда не исполняется, а «Запорожца за Дунаем» хорошо знает каждый украинский театрал].

К мнению специалистов могу добавить только одно: вся так называемая украинская культура — это бледное отражение русской или плагиат общемировой. Если я не прав, прошу высказать своё мнение с открытым забралом.

«Конёк-Горбунок» (балет Пуни). Год создания –1864. Если данный балет на базе украинского материала, то и танцы в нём имеют столь же истинное происхождение (я уж не буду ссылаться на происхождение постановщика балета, свой гопак он явно выучил ещё в детстве, на родине, ведь во Франции этот танец в XIX в. был популярен и широко известен. Так и хочется выставить лайки с улыбающимися физиономиями!).

«Майская ночь» Римского-Корсакова – 1880 год.(Этот потомок русских аристократов тоже из свидомитов?)

«Сорочинская ярмарка» Мусоргского М.П. Год создания — 1881 (I и II акт, фрагмент III акта), 1911 (редакция Ц. Кюи), 1930 (редакция В. Шебалина)

Опера «Мазепа» Чайковского. Годы создания – 1881-1883. (Судя по окончанию фамилии, вполне мог иметь предка из Незалэжной, но, увы, сиволапый москалюга).

«Энеида» — опера композитора Николая Лысенко. Год создания — 1910.

Исходя из всего вышеизложенного, можно твёрдо и уверенно утверждать, что гопак был создан именно москальскими хореографами Советского Союза в 30-х годах прошлого века. То есть, национальный украинский танец, гордость щиро-свидомых и расово правильных украинцев создали именно промоскальские коммуняки.

Вы же не поверите, что руководители крупнейших учреждений культуры были беспартийными, и правильно сделаете — ведь этого не может быть никогда, поскольку такового не могло быть никогда. Получается, что самый национальный из национальных танцев пора бы и декоммунизировать, то есть запретить исполнять на территории Незалэжной!

Так откуда были украдены основные элементы гопака? Чтобы кляты москали никОлы не могли догадаться, их тихэхонько спёрли из Китая. «Точнее, гопак основные, так сказать, базовые свои элементы получил из… народного уйгурского танца. На видео это очень хорошо видно на 2.26 минуте.

Уйгурский национальный танец:

Видео восточных танцев, гопак просто их копия, поскольку эти народы древнее, чем украинцы».

Источник

Новое в блогах

Но гордится надо. Потому что как иначе возвеличить нацию? Чтобы оправдать убийства всяких «недочеловеков» – «сепаров», «ваты», «врагов Украины»? Оттого и придуманы «киборги», «герои АТО», а так же сказки про то, что Будда и Христос имели украинские корни, а древние укры основали всю земную цивилизацию. Ну и, конечно же, перекраивают историю Украины, рассказывая о государстве, которого не было на карте мира до образования СССР.

что такое танец гопака. Смотреть фото что такое танец гопака. Смотреть картинку что такое танец гопака. Картинка про что такое танец гопака. Фото что такое танец гопака

Но украинцам как-то фиолетово гордиться древними украми, тем более что многие адекватные граждане Украины, имеющие образование и читавшие умные книги, понимают, что это – самая наглая ложь, до которой только могли додуматься украинские власти. И нужны какие-то более реальные примеры. Потому что нельзя же бесконечно гордиться одной только вышиванкой и наряжать в нее собак.

что такое танец гопака. Смотреть фото что такое танец гопака. Смотреть картинку что такое танец гопака. Картинка про что такое танец гопака. Фото что такое танец гопака

Ну, и ладно, стал танец боевым искусством, кому от этого плохо? Вон, есть у Бразилии капоэйра, танцуют себе, и ногами машут, все нравится. Но капоэйру бразильцы древним боевым искусством не называли, это изначально были танцы рабов, которые маскировали в своих танцах обучение рукопашному бою. А вот с «боевым гопаком» гораздо сложнее.

что такое танец гопака. Смотреть фото что такое танец гопака. Смотреть картинку что такое танец гопака. Картинка про что такое танец гопака. Фото что такое танец гопака

Автором этого стиля является Владимир Пилат, который развивает его с 1985 года и издал даже две книги. Он, кстати, не только верховный учитель боевого гопака, но и президент Международной федерации боевого гопака, Генерал-атаман (соответственно – генерал-полковник КВУ), председатель Священного Совета Объединения сыновей и дочерей Родной Украинской Национальной Веры («РУНВера»).

Уже после этого перечисления титулов любой здравомыслящий человек все должен понять. Но это – только начало.

Украинские историки на полном серьезе считают, что каждое движение гопака несет закодированную информацию. Этот стиль направлен на возрождение гармоничного воина и пока считается экзотическим. И вот после слова «эзотерический» достаточно вспомнить еще один шарлатанский стиль – бесконтактный бой. Специалисты о нем наслышаны.

Но вернемся к боевому гопаку.

Начнем с того, что ничего национального в этом так называемом боевом искусстве нет. Я это уверенно заявляю, как тренер по единоборствам и как человек, занимающийся боевыми искусствами 30 лет. Давайте разберем эти «боевые элементы».

Нижний уровень – вращения (мельница, бочонок, гарбуз) – то есть, различные виды подсечек.

Все это давным-давно есть в арсенале китайского ушу, которое гораздо более древнее, чем самый древний укр. Так же эти движения есть и в корейский, и в японский боевых искусствах, которые почти все заимствовали в том же Китае.

Дальше – присядки (простая, боковая, с ударом руки об пол, по голенищу, по подошве), растяжка вниз и вбок, ползунец, метелочка, подсечка, закладка – те же подсечки и удары ногами снизу из положения сидя. Многие эти элементы известны и в джиу-джитсу, и в самбо и в любой другой борьбе, когда борец подсаживается для выбивания ног противника или для производства бросков с захватом его ног.

Кстати, сам Верховный Учитель Боевого Гопака Владимир Пилат утверждает, что 9 лет занимался Киокушин-каратэ, в 1977 году успешно сдал экзамены на I дан и получил черный пояс. Он открыл собственную школу киокушин-каратэ под названием «Школа Тигра», параллельно изучает другие стили каратэ-до, кик-боксинг, а также профессиональный бокс.

Упоминался – но никто не помнит, как он выглядел.

Первым, кто подробно описал гопак, считается украинский композитор Василий Верховинец (1880-1938), автор книги «Теория украинского народного танца». Описанный Верховинцем гопак включал в себя прыжки, присядки и вращения, в просторечии называемые на Украине гопками. Но он записал танцы, использовав только комбинации рисунков и описания словами. Но только словами нельзя описать движения настолько подробно, чтобы с такой записи, можно было воспроизвести танец. Для движения, как и для музыки, нужна своеобразная система записи. На сегодняшний день есть две такие системы, которые употребляют для записей современного танца и балета (Laban. Method, Benegh Method).

Но история гопака, то есть, того так называемого «национального» украинского танца на самом деле началась с создания в 1940 году ансамбля песни и танца Украины, который возглавлял с 1955 по 1975 годы Павел Павлович Вирский. Даже сами украинцы признают, что «именно этот балетмейстер создал академический народный танец на основе классики и традиционного фольклора, и поставил тот знаменитый гопак, которым до сих пор завершает концерты академический ансамбль танца Украины его имени».

Вот только «традиционный фольклор» был не украинским. Ведь традиционными украинскими могут считаться гуцульские пляски или хороводные коломыйки. Как пишут историки, украинский сценический танец существовал до той поры лишь в виде вставных номеров в спектаклях украинского музыкально-драматического театра да единичных украинских операх. И вот Вирский создал украинский народный танец, что называется, с нуля.

Газета «Правда» от 13 марта 1936 года писала: «Надо прямо сказать, что танцы – лучшее, что было показано в спектакле. Гопак в четвертом акте «поставил на ноги» буквально весь театр!»

Взлетающие высоко в воздух танцовщики с саблями наголо в руках, умопомрачительные вращения, мастерское фехтование в танце, стремительные прыжки и разнообразные «присядки», выполненные к тому же с сохранением технических канонов классической хореографии (выворотность, вытянутый подъем, четкие позиции рук и ног и т. д.), – потрясли не только обычную московскую публику, но и самого К. С. Станиславского, восторженно оценившего гастроли киевлян».

То есть, гопак был создан именно советскими хореографами в СССР в середине 30-х годов прошлого столетия. То есть, национальный украинский танец, гордость украинцев создали ненавидимые нынешними украинцами… коммунисты.

Гопак нужно срочно декоммунизировать!

Но и это еще не все.

Позвольте внести последнюю ложку дегтя в украинскую тщеславную сказку. Как вы думаете, откуда были взяты основные элементы украинского народного танца? Никогда не догадаетесь. Из Китая. Точнее, гопак основные, так сказать, базовые свои элементы получил из… народного уйгурского танца. На видео это очень хорошо видно на 2.26 минуте.

Уйгурский национальный танец

Уйгуры – тюркоязычный народ, подавляющее большинство которого живут в регионе под названием Синьцзян на крайнем западе Китая. Но украинский гопак удивительно смахивает и на таджикский, и на туркменский, и на адыгейский народные танцы. То есть, основой украинского танца стали танцы тюркских племен.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *