что такое таможенный риск

Риски таможенного оформления

Риски таможенного оформления

Риски таможенного оформления – это тема, которая волнует многих. В данной статье мы постараемся раскрыть проблему рисков при таможенном оформлении полностью.

Важно: при осуществлении таможенного контроля, таможенные органы, осуществляют контроль выборочно. При всём этом, активно используется система управления таможенными рисками. Целью данной системы является минимизация совершения неправомерных действий со стороны участников ВЭД.

В систему таможенных рисков входят: риски при определении товаров, ТС, документов и лиц подлежащим таможенному контролю. В каждом случае степень таможенного контроля может быть одним из вышеперечисленных.

Стоимость таможенного оформления указана ниже в таблице.

Таможенное оформление под ЭЦП заказчика

Стоимость услуг, от

ж/д ст.: Ворсино, Ховрино

ж/д ст.: Силикатная, Кресты, Купавна; т/п: Львовский, Истринский, Вашутинский

а/п: Шереметьево, Домодедово, Внуково

основные порты города Санкт-Петербург

т/п: Стабнинский, Ярцевский

основные порты города Новороссийск

морские порты: Рыбный, Торговый, Восточный (Находка)

на территории Российской Федерации

ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПОД ЭЦП ПРЕДСТАВИТЕЛЯ

Стоимость услуг, от

Мы работаем:

Наши преимущества:

Сколько стоит оформление?

Не нашли ответ на вопрос?

Спросите и я Вам отвечу!

Светлана Козлова

Система управления рисками в таможенном управления

Среди наиболее очевидных примеров проявления рисков можно назвать контрабанду.

Порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками устанавливается законодательством государств-членов Таможенного союза. В России порядок применения СУР регламентирован Концепцией системы управления рисками в таможенной службе РФ, утвержденной Приказом ГТК России от 26.09.2003 № 1069, и Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками, утвержденной Приказом ГТК России от 28.06.2004 № 750дсп.

Основы и принципы таможенного контроля, предусматривающие использование системы управления рисками, закреплены в Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации (Киотская конвенция).

Целями применения системы управления рисками являются:

1) обеспечение в пределах компетенции таможенных органов мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды;

2) сосредоточение внимания на областях повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;

3) выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств — членов таможенного союза

Основными элементами системы управления рисками являются:

Сбор и обработка информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу ТС.

Сбор и обработка всей существующей информации из различных источников о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу ТС.

Выявление и анализ рисков.

Определение совокупности условий и факторов, влияющих на риски; объектов анализа; критериев и параметров риска и пр.

Разработка и реализация мер по управлению рисками.

Прогноз результатов и определение возможных последствий планируемых мер, а также вероятности наступления этих последствий.

Обобщение результатов принятых мер и подготовка предложений.

Контроль за применением предпринятых форм таможенного контроля, анализ их эффективности, и корректировки в случае необходимости.

К объектам анализа риска, согласно ст. 129 ТК ТС, относятся:

1) товары, находящиеся под таможенным контролем либо помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

2) транспортные средства международной перевозки;

3) сведения, содержащиеся во внешнеэкономических договорах (контрактах) купли-продажи либо обмена, соглашениях либо иных документах на право владения, пользования и (или) распоряжения товарами;

4) сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах;

5) деятельность декларантов и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем

6) результаты применения форм таможенного контроля.

Гибкая система управления рисками является основой современных методов таможенного контроля, который позволяет эффективно контролировать процессы таможенного оформления на тех участках, где существует наибольший риск их проявления.

В рамках действующей СУР, таможенными органами широко используется перечень товаров, попадающий в группы «риска» и «прикрытия», под видом которых зачастую ввозится контрабанда. Таможенный контроль таких товаров осуществляется в обязательном порядке.

Говоря простым языком, у таможенного органа есть немало методов определения контрабандного товара, занижения стоимости или иных противоправных действий.

Когда вы подаете документы, все переменные имеют свое значение. Программное обеспечение, которое используется на таможне, может отследить занижения стоимости, слишком легкий или тяжелый вес. Также имеется практика «случайных чисел». Ваш груз или товар может случайно попасть под определенный процент досмотра таможней, это происходит выборочно и не касается только тех лиц, которые находятся в особом, «зеленом коридоре».

Источник

Какие бывают таможенные риски, как их оценить и минимизировать

На какие только ухищрения не пускаются некоторые участники внешнеэкономической деятельности, стремясь снизить размер таможенных платежей или избежать ограничений на ввоз того или иного товара. Указывают в декларации ложную цену, вес нетто, заявленный код, страну происхождения. Таможенники называют это явление недостоверным декларированием и борются с ним с помощью эффективной Системы управления рисками.

Что такое таможенный риск

Согласно российскому законодательству, каждый участник внешнеэкономической деятельности, ввозящий товары из-за рубежа, должен заплатить таможенные сборы. Их величина зависит от стоимости груза, указанной в таможенной декларации.

Под таможенным риском подразумевается вероятность несоблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства.

что такое таможенный риск. Смотреть фото что такое таможенный риск. Смотреть картинку что такое таможенный риск. Картинка про что такое таможенный риск. Фото что такое таможенный риск

Индикаторы

Фактически индикаторы риска – это признаки несоответствия, позволяющие выбрать объект таможенного контроля. Они могут быть в стоимостном, количественном выражении, содержать описание признаков и свойств товара, документов, транспортных средств, характеристику участников ВЭД и прочие критерии.

Индикаторы подразделяются на:

Оценка рисков

Оценка риска нарушения законодательства проводится в 3 этапа:

Инструменты для определения риска:

Если уровень риска определяется как высокий, приступают к формированию соответствующего проекта профиля.

что такое таможенный риск. Смотреть фото что такое таможенный риск. Смотреть картинку что такое таможенный риск. Картинка про что такое таможенный риск. Фото что такое таможенный риск

Профили риска

Профиль риска с учетом положений статьи 376 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза представляет собой документ, содержащий сведения об области риска, его индикаторах, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков.

Основные профили рисков в таможенном деле:

Федеральная таможенная служба разработала и регулярно актуализирует профили риска на основе статистики и цен на бирже. По своей сути профиль риска – рекомендованная на данный момент цена товара. Это служит методическим указанием для сотрудников таможенных постов.

Справка. По сфере действия различают профили общероссийские, региональные, зональные.

Как снизить расходы

Внешнеэкономическая деятельность сопровождается большим количеством рисков, от которых на 100% застраховаться невозможно, но можно и нужно сократить. Наиболее тяжелые последствия возникают при таможенном оформлении груза.

Недостоверное декларирование

Это самая распространенная проблема. За ней, как правило, стоит человеческий фактор. Дорогостоящая ошибка может возникнуть на всех этапах оформления: ложная информация при заполнении декларации, в товаросопроводительных документах, лишний, незадекларированный товар.

В этом случае на участника ВЭД заводится дело об административном нарушении, цель которого выявить возможную попытку занижения таможенных пошлин. Пока идет разбирательство (около месяца), сумма потерь будет расти, независимо от конечного решения.

В этом случае особенно важно, чтобы заявитель самостоятельно обнаружил ошибку и отправил инспектору измененную декларацию. Если нарушение вычислит таможня, нужно немедленно оценить его характер и направить туда письмо с определением ошибки как технической (если это возможно). Это положительно повлияет на рассмотрение дела.

что такое таможенный риск. Смотреть фото что такое таможенный риск. Смотреть картинку что такое таможенный риск. Картинка про что такое таможенный риск. Фото что такое таможенный риск

Сомнения в правильности заявленного кода

Таможня может посчитать, что груз должен классифицироваться по коду с более высокой ставкой таможенных платежей. В этом случае для подтверждения заявленного кода назначают отбор проб. Груз можно вывезти, но на депозит таможни придется внести обеспечительный платеж.

Лабораторные исследования длятся около месяца. Если код подтверждается, обеспечительный платеж возвращают в течение полугода. Если нет – создают дело об административном нарушении и осуществляют пересчет всех предыдущих поставок, если она не первая.

Если добросовестный заявитель не совершал намеренной ошибки, можно предъявить претензию таможенному представителю, который несет ответственность за правильность примененного кода.

Сомнения в правильности указанной стоимости

Когда таможня обнаруживает заниженную цену, отличную от профиля, назначается дополнительная проверка и делается расчет обеспечения уплаты таможенных платежей. Сумму нужно оплатить для выпуска товара.

Если она незначительная и поставка единичная, лучше согласиться на корректировку и внести деньги. Так можно избежать дополнительных расходов на сбор внушительного пакета доказательных документов. Если рассмотрение решится в пользу участника ВЭД, дополнительные расходы подлежат возврату.

Применение профиля риска

Профиль риска представляет собой бланк установленной формы на 2 листах формата А4, который содержит 4 раздела:

Перечисленные профиля риска — закрытые — предназначены только для служебного пользования, а сам документ служит руководством к действию для таможенников.

Например, на таможню прибыл груз с превышением веса. В соответствии с разделом 3 профиля риска досмотр производится при полной разгрузке и взвешивании.

Система управления рисками при таможенном контроле

СУР – современная система администрирования, которая призвана при оптимальном использовании ресурсов таможенной службы добиться максимальной эффективности таможенного контроля.

что такое таможенный риск. Смотреть фото что такое таможенный риск. Смотреть картинку что такое таможенный риск. Картинка про что такое таможенный риск. Фото что такое таможенный риск

Правовая основа применения СУР в Российской Федерации:

Основана система на принципах выборочности. Это позволяет использовать ресурсы службы на наиболее важных, приоритетных направлениях, в которых:

СУР основывается на стандартах Всемирной торговой организации и принципах риск-менеджмента:

СУР применяется на всех основных этапах таможенного контроля:

Оспаривание профиля риска

Обжаловать решение таможни можно двумя способами: через вышестоящий орган или арбитражный суд. Выбор зависит от конкретной ситуации, но вышестоящие органы, как правило, встают на сторону таможни, и именно в суде декларанты чаще всего добиваются признания своих прав.

Надо быть готовым к тому, что вряд ли дело ограничится судом первой инстанции. Классификация товаров – сложный и неоднозначный процесс.

Что нужно подготовить для обращения в судебные инстанции:

Не все претензии стоит отстаивать в суде, но, например, в случае недостоверного декларирования это целесообразно, так как здесь речь идет о финансовой и собственной безопасности.

Заключение

Организация, осуществляющая внешнеэкономическую деятельность, с первого дня существования попадает в систему управления рисками Федеральной таможенной службы России, где получает распределение в одну из групп уровня риска: низкий, средний, высокий. Оно проходит раз в квартал с учетом всех заслуг или нарушений заявителей. Для тех, кто в группе низкого риска, оформление проходит в автоматическом режиме, без досмотра, экспертиз, так что быть в белом списке предпринимателю выгодно.

Источник

Таможенный риск

Таможенный риск — вероятность того, что участники ВЭД заплатят меньшую сумму пошлин

Таможенный риск

Таможенный риск зависит от того, правильно ли уплачены таможенные сборы в бюджет.
Согласно законодательству РФ, каждый участник ВЭД, который ввозит товары из-за рубежа, платит таможенные сборы в бюджет.
Величина сборов зависит от того, какая стоимость товара указана в таможенной декларации.
Таможенные риски зависят от того, соблюдают ли таможенное законодательство все стороны, участвующие в процессе внешне-экономической деятельности.
Бывает так, что компания-импортер указывает в таможенной декларации меньшую стоимость, следовательно, уплатит меньшую сумму таможенных сборов и пошлин.

Индикаторы риска

Федеральная Таможенная Служба РФ старается гарантировать, чтобы это не произошло. Для этого придумали индикаторы риска. Де-факто, индикатор риска — признак несоответствия.
Это понятие влияет на то, что товары (как и цены на них) выводят в группы, которые не отвечают любым показателям с точки зрения нормы.

Профили риска

Перечень товаров, соответствующих индикаторам риска, включает:

Именно это и есть — профили риска.
Профиль риска ФТС спускает сверху во все свои подразделения. Профили риска обязательны для минимизирования риска.
ФТС разработал (и регулярно обновляет) профили риска на основе статистики и биржевых цен.
Профили риска содержат рекомендованные цены на товары. Это методические указания для сотрудников таможенных постов.
Разумеется, цены регулярно меняются. Следовательно — и профили риска.

Как снизить расходы

Можно задекларировать товары по цене, указанной в профиле. Это актуально, если цена контракта выше, чем в профиле риска. Чаще всего бывает совсем наоборот. А это значит, что импортер (вероятнее всего) неправильно посчитал себестоимость товара, не учел растаможку. Обычно, цены, указанные в профиле риска, таможенная тайна, но иногда их можно скачать.

Как применяют профиль риска

Когда профили риска создавали, предполагалось, что можно будет отслеживать нарушения Таможенного Кодекса. На деле, все совсем не так: для таможенника это Отче Наш. Любая цена выше или ниже указанной в профиле неприемлема.
Как бы странно это ни было, но тем самым таможня нарушает законодательство РФ. Профиль риска (либо любой документ) НЕ ДОЛЖЕН влиять на таможенную стоимость.
Ввозить товары дешевле, чем указано в профилях риска не только можно, но и нужно.

Как бороться с таможней

Для того, чтобы оспорить применение профиля риска вам понадобятся:

Источник

Автомат решает: как ФТС определяет уровень риска участника ВЭД?

Занимаясь внешнеэкономической деятельностью, организация попадает в одну из категорий риска по системе управления рисками Федеральной таможенной службы России. Присвоение категории риска – вопрос, вызывающий интерес, не без доли трепета. Ведь от того, в какую категорию попадёт компания, зависит скорость проверки грузов на таможне и вероятность дополнительных затрат.

В основу управления рисками в Федеральной таможенной службе России заложена субъектно-ориентированная модель. Участников внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) распределяют по трём категориям уровня риска: низкий, средний и высокий. ФТС оценивает вероятность нарушения таможенного законодательства и в дальнейшем примеряет меры таможенного контроля, соответствующие уровню риска компании.

По состоянию на октябрь 2018 года (по данным ФТС России) количество участников ВЭД с низким уровнем риска составило около 8 000 организаций, к категории среднего уровня риска отнесено порядка 90 тысяч участников ВЭД, к категории высокого уровня риска – 12 тысяч.

Преимущества зелёного света

Три категории риска, словно таможенный светофор, регулируют скорость оформления груза. Если компании присвоен низкий уровень риска – то это зелёный свет. Товары, как правило, оформляются в автоматическом режиме без досмотров, экспертиз и проверки таможенной стоимости.

Желтый и красный свет включается для компаний со средним и высоким уровнем риска. Поскольку категории риска присваиваются автоматически, таможенные органы сразу же принимают решение о досмотре, отборе проб и образцов, назначают экспертизу. Временных и денежных затрат стоит ожидать от дополнительной проверки таможенной стоимости товара с требованием о внесении значительного денежного депозита на период проверки.

Как мыслит автомат

Абсолютно все участники ВЭД проходят процедуру категорирования, в ходе которой система автоматически распределяет организации по уровням риска нарушения таможенного законодательства. Уровень риска присваивается по результатам проверки нескольких десятков критериев. Система как бы сортирует компании на основании того, насколько вероятно, что компания может нарушить таможенное законодательство, исходя из её истории операций.

Автоматизированное категорирование не привязано к отрасли, применяется для всех участников ВЭД, независимо от вида их деятельности, категорий перемещаемых товаров и направления перемещения (экспорт/импорт).

Автоматизированное категорирование проводится ежеквартально до 25-го числа последнего месяца квартала. По результатам этой процедуры формируются перечни участников ВЭД низкого, среднего и высокого уровня риска, которые используются в последующем квартале. При этом для компаний, отнесенных к категории низкого уровня риска, категорирование проводится ежемесячно до 25-го числа каждого месяца.

За что включают красный свет?

Нам часто задают вопрос: каковы причины попадания компании в ряды обладателей среднего и высокого уровня риска?

Как показывает практика, наиболее частой причиной попадания добросовестного участника ВЭД в категории среднего и высокого уровня риска оказывается наличие небольшим сумм задолженности перед таможенными органами. Бывает, что речь идёт о нескольких рублях. Ведь система отнесения участников ВЭД к той или иной группе риска работает автоматически, собирая и анализируя факты, независимо от деталей и нюансов.

Среди критериев, характеризующих организации по системе управления рисками ФТС, есть блокирующие критерии. При выявлении хотя бы одного из блокирующих критериев, участник ВЭД не может быть отнесен к категории низкого риска, вне зависимости от результатов расчета показателей по иным критериям.

Среди блокирующих критериев:

Нахождение в перечне лиц, в отношении которых таможенная проверка невозможна. Это значит, что лица без объяснения причин уклоняются от предоставления таможенному органу документов и сведений, необходимых для проведения таможенной проверки.
Нахождение участника ВЭД в стадии ликвидации, либо прекращении деятельности.
Неисполнение обязанности по уплате таможенных платежей, пеней, процентов. Наличие задолженности по уплате таможенных платежей учитывается как блокирующий критерий на десятый день после истечения срока добровольной их уплаты. Такой срок устанавливается в уведомлении об уплате таможенных платежей и составляет 20 дней со дня его получения. Тем самым лицу предоставляются дополнительные 10 дней на урегулирование возможных объективных факторов неуплаты долга в установленный срок.
Наличие неисполненной обязанности по уплате административного штрафа. Блокирующий критерий в связи с неуплатой административного штрафа срабатывает по истечении 70 дней с даты вступления в силу постановления таможенного органа.
Наличие вступившего в законную силу обвинительного приговора суда по статье 194 Уголовного кодекса Российской Федерации (Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица)
Отнесение участника ВЭД к высокому уровню налогового риска по результатам категорирования Федеральной налоговой службы России
и др.

С полным перечнем блокирующих критериев можно ознакомиться здесь http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_208804/f90b85f50683c1aef089325b71ca1af47ec1f45d/

Есть ли что-то помимо блокирующих критериев?

Если в деятельности организации отсутствуют признаки, указывающие на блокирующие критерии, то категория риска такой организации будет определена по результатам анализа по остальным 29, так называемым аналитическим, критериям.

Такие критерии делятся на две группы – положительные и отрицательные.

Положительные критерии оценивают позитивные аспекты деятельности участника ВЭД. К ним относятся:

1. Размер уставного капитала (учитывается, но величина точно не определена в документации)

2. Период ведения внешнеэкономической деятельности (с момента подачи первой декларации)

3. Размер уплачиваемых таможенных платежей

4. Пользование сервисами Личного кабинета на сайте ФТС России

5. Отнесение организации налоговой службой к категории низкого уровня налогового риска (по результатам категорирования ФНС России)

6. Экспортная ориентированность

Отрицательные критерии оценивают наличие негативных аспектов в деятельности участника ВЭД, как:

1. Доля товарооборота с офшорными зонами (оценивается доля товаров, перемещаемых в рамках торговых отношений с компаниями, зарегистрированными в офшорных зонах).

2. Значительные отклонения основных показателей таможенного декларирования (вес, стоимость) в меньшую сторону от средних значений по аналогичным товарам.

3. Объемы поставок товаров из страны, не являющейся страной их происхождения.

4. Нарушения, выявленные по результатам таможенного контроля до и после выпуска (оценивается доля товаров, в отношении которых при проведении таможенного контроля выявлены нарушения обязательных требований).

5. Привлечение к административной ответственности, а также возбуждение уголовных дел (оценивается количество и тяжесть административных правонарушений, учитывается наличие фактов возбуждения уголовных дел по преступлениям, связанным с перемещением товаров).

Положительные и отрицательные критерии оцениваются исключительно в комплексе, то есть ни один из этих критериев не является основанием для отнесения участника ВЭД к определенной категории риска.

Кроме итогов анализа деятельности организации по вышеуказанным критериям, имеются еще два ключевых условия попадания компании в категорию низкого уровня риска.

1. Количество выпущенных деклараций на товары составило не менее 100 штук за два года

Если ваша компания – участник ВЭД более двух лет и выпустила за это время не менее 150 деклараций, не привлекалась к административной и уголовной ответственности, не имеет задолженности перед таможенными и налоговыми органами, но до сих пор не признана компанией с низким уровнем риска, не стоит отчаиваться. Стоит провести анализ ситуации, исправить выявленные недостатки и в следующем квартале постараться войти в «зелёный коридор».

Как мы видим, алгоритм присвоения уровня риска пусть и прозрачен, но содержит некоторые механизмы оценки, доступные только разработчикам. Например, размер уставного капитала не определён, хотя влияет на присвоение уровня риска. Тем не менее, как показывает практика, знание опубликованных критериев категорирования повышает шансы компании попасть на «зелёный свет» движения товаров через границу.

Источник

Приказ ГТК России от 26.09.2003 № 1069 «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации»

В целях совершенствования процедур таможенного оформления, направленных на формирование благоприятных условий по ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации, сокращение времени таможенного оформления и повышение эффективности таможенного контроля на основании положений статьи 358 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066) ПРИКАЗЫВАЮ:

2. Начальникам структурных подразделений ГТК России применять положения Концепции при подготовке нормативных правовых актов ГТК России, а также при разработке предложений по вопросам совершенствования процедур таможенного оформления и таможенного контроля.

3. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ГТК России, обеспечить ознакомление личного состава подчиненных таможенных органов с положениями Концепции.

4. Заместителю председателя ГТК России А.А.Каульбарсу осуществлять контроль за исполнением настоящего приказа.

Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.

Председатель Комитета
действительный государственный советник
таможенной службы Российской Федерации
М.В.Ванин

Приложение
к приказу ГТК России
от 26.09.2005 N 1069

Российская таможенная служба играет важную роль в регулировании внешней торговли страны. Ее основной задачей является обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу.

Вступление в силу новой редакции Таможенного кодекса, значительные изменения во внешней торговле, усложнение задач, возлагаемых Президентом и Правительством Российской Федерации на таможенную службу, глобализация экономики, возможность применения современных информационных технологий побуждают российскую таможенную службу изменять свои процедуры и правила проведения таможенного контроля с учетом происходящих перемен и определять стратегию таможенного контроля, исходя из системы мер оценки рисков.

При проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из принципа выборочности и, как правило, ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. При выборе форм таможенного контроля должна использоваться система управления рисками (СУР) *1.

Четырехуровневая система администрирования, созданная в российской таможенной службе (ГТК России, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты), объединенная в единую информационную сеть, создает условия для построения эффективной СУР.

— имеющих устойчивый характер;

— связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

— подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;

— затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

Положительный результат применения в деятельности таможенных органов СУР подтверждает опыт работы таможенных органов зарубежных стран.

Основы и принципы таможенного контроля, предусматривающие использование СУР, закреплены в Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации (Киотская конвенция, ред. 1999 г.) *2:

— таможенный контроль ограничивается минимумом, необходимым для обеспечения соблюдения таможенного законодательства;

— при выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками;

— таможенная служба применяет метод анализа рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, подлежащие проверке, и степени такой проверки;

— таможенная служба принимает стратегию, базирующуюся на системе мер оценки вероятности несоблюдения законодательства.

СУР должна стать одной из основных составляющих в работе по приведению процедур таможенного контроля в Российской Федерации в соответствие критериям качества таможенного администрирования, предусмотренными стандартами Всемирной торговой организации ВТО:

— сокращение времени таможенного оформления;

— прозрачность и предсказуемость работы таможенных органов для участников внешнеэкономической деятельности;

— партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.

*2 Kyoto Convention (1999). General Annes, Chapter 6, Guidelines on Customs Controls.

— товары, находящиеся под таможенным контролем или выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации:

— транспортные средства, используемые в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров;

— сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих и таможенных документах;

— деятельность лиц, выступающих в качестве, достаточном в соответствии с гражданским и (или) таможенным законодательством Российской Федерации для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем;

— деятельность таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения и таможенных складов, а также перевозчиков, в том числе таможенных;

— результаты применения форм таможенного контроля;

Основные задачи СУР:

— создание единого информационного пространства, обеспечивающего функционирование СУР;

— разработка методик (программ) по выявлению рисков;

— определение потенциальных и фиксирование выявленных рисков;

— выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений;

— оценка возможного ущерба в случае возникновения потенциальных рисков и ущерба при выявленных рисках;

— определение возможности предотвращения или минимизации рисков, а также определение требуемых ресурсов и разработка предложений по их оптимальному распределению;

— разработка и применение методик оценки эффективности применяемых мер;

— разработка и практическая реализация мер по предотвращению или минимизации рисков;

— контроль за практической реализацией мер по предотвращению или минимизации рисков;

— оценка эффективности применяемых мер по управлению рисками и корректировка управленческих решений;

— накопление и анализ информации о результатах применения отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также о причинах и условиях, способствующих совершению таможенных правонарушений, с целью выработки предложений по модернизации стратегии таможенного контроля.

СУР основывается на следующих базовых принципах, обеспечивающих решение основных задач таможенной службы:

— принцип целевой направленности, заключающийся в подчинении всех задач таможенной службы и способов их решения в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;

— принцип целостности, заключающийся в разработке и использовании структурными подразделениями ГТК России функциональных подсистем управления рисками, как элементов единой системы таможенной службы Российской Федерации;

— принцип информационного единства, заключающийся в совместимости информационных источников и единых подходов к процедурам их обработки и анализа, а также взаимосвязи информации, как по вертикали, так и по горизонтали, на всех уровнях таможенного администрирования (ГТК России, РТУ, таможня, таможенный пост);

— принцип законности, заключающийся в соответствии принимаемых мер по предотвращению или минимизации рисков действующему законодательству Российской Федерации;

— принцип единства управления рисками, заключающийся в определении единых подходов к принятию управленческих решений по принимаемым мерам по предотвращению или минимизации рисков.

Основываясь на указанных принципах, СУР обеспечит организацию эффективного таможенного контроля, осуществляемого на основе выборочности. Это позволит таможенным органам:

— сосредоточить внимание на наиболее важных и приоритетных направлениях работы и, следовательно, обеспечить более эффективное использование имеющихся ресурсов;

— увеличить возможности по выявлению и прогнозированию нарушений таможенного законодательства Российской Федерации;

— оказать благоприятные условия лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность и соблюдающим таможенное законодательство Российской Федерации;

— ускорить перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

— сформировать единое информационное обеспечение функциональных подсистем управления рисками структурных подразделений ГТК России и объединить их в единую систему таможенной службы Российской Федерации.

5.1. Сбор и обработка информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

Данный элемент предусматривает сбор и обработку всей существующей информации из различных источников о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в том числе информации:

— статистической о перемещаемых товарах и транспортных средствах через таможенную границу Российской Федерации, а также сравнение внутренней статистики Российской Федерации со статистикой стран-контрагентов;

— о производственно-экономическом потенциале стран-контрагентов;

— поступающей от иных правоохранительных и контрольных органов Российской Федерации, в том числе от таможенных органов иностранных государств;

— о результатах оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, а также специальной статистики о нарушениях таможенных правил;

— о правонарушениях и преступлениях в сфере таможенного дела;

— о деятельности лиц, выступающих в качестве, достаточном в соответствии с гражданским и (или) таможенным законодательством Российской Федерации для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем;

— о деятельности таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения и таможенных складов, а также перевозчиков, в том числе таможенных;

— заявляемой при осуществлении таможенных операций;

— о расчетно-платежных отношениях по совершаемым внешнеэкономическим сделкам;

— о транспортных логистических схемах.

Важнейшим фактором, определяющим обоснованность и эффективность принимаемых управленческих решений, является полнота, оперативность (своевременность) и достоверность информации, которая используется для разработки и реализации мер по предотвращению и минимизации рисков. Таможенные органы должны иметь доступ к надежным, достоверным и актуальным источникам информации и уметь эти сведения оценивать.

Системность и комплексность мероприятий по сбору, обобщению и анализу информации, наличие нескольких независимых источников информации, а также технология сбора информации, регламентирующая источники информации, периодичность обновления, пополнения баз данных и движение (оборот) информации в таможенных органах обеспечит максимальную достоверность и объективность получаемых результатов, а также принятие оптимальных решений для определение необходимых мер по предотвращению и минимизации рисков.

В качестве основных сведений для выявления и определения потенциальных рисков используются информационные ресурсы ГТК России.

5.2. Выявление и анализ рисков.

Основные действия, связанные с анализом рисков, состоят из определения:

— совокупности условий и факторов, влияющих на риски;

— таможенных операций, при осуществлении которых существует вероятность совершения таможенного правонарушения;

— критериев и параметров, характеризующих риски (количество перемещений, номенклатура товаров, получатель товаров и т.д.);

— индикаторов риска (граничных количественных: показателей, определяющих необходимость применения мер по предотвращению или минимизации рисков);

— оценки возможной величины ущерба в случае возникновения рисков.

5.3. Разработка и реализация мер по управлению рисками.

При разработке и реализации мер необходимо учитывать:

— прогноз результатов и определение возможных последствий планируемых мер и вероятности наступления этих последствий;

5.4. Обобщение результатов принятых мер и подготовка предложений.

Осуществляемые меры могут принести разный по величине эффект и оказать влияние на различные аспекты таможенной деятельности (совершенствование процедур таможенного контроля, фискальную, правоохранительную):

— пресечение незаконного перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации;

— на эффективность таможенного контроля;

— на полноту взысканных таможенных платежей;

— на ускорение товарооборота;

— на расходы таможенных органов и лиц, перемещающие товары, связанные с проведением таможенного контроля;

— на изменение времени таможенного оформления.

При подготовке и выборе мер необходима сбалансированная оценка их совместного суммарного эффекта.

Должны быть разработаны методики, а также определены критерии, по которым должен осуществляться контроль, в том числе оперативный, хода исполнения вступивших в силу документов и принятых мер, а также их влияние на предотвращение или минимизацию рисков и эффективность качества таможенного контроля.

* Нумерация раздела 6 приведена в соответствии с оригиналом текста документа.

Внедрение СУР предполагает следующие этапы:

— анализ имеющихся нарушений таможенного законодательства в целях выявления существующих рисков;

— разработка соответствующей нормативной правовой базы, регламентирующей применение в деятельности таможенных органов элементов СУР;

— осуществление систематизации принимаемых мер по минимизации рисков;

— определение критериев для отнесения объектов анализа к областям риска;

— расширение практики избирательности применения форм таможенного контроля таможенными органами;

— внедрение анализа экономической эффективности принимаемых мер по минимизации рисков;

— внедрение новейших информационных технологий, включающих в себя современные каналы передачи данных, международные стандарты передачи данных, соответствующие программные средства, а также средства вычислительной техники и технические средства таможенного контроля;

— создание информационной поддержки системы управления рисками, включающей в себя различные базы данных, программные средства для их обработки.

Реализация данных мероприятий позволит отказаться от неэффективных процедур, перераспределить ресурсы на приоритетные направления работы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *