что такое талон предупреждения
Охрана труда. 10. Порядок применения талонов предупреждения по охране труда.
10. Порядок применения талонов предупреждения по охране труда.
Система предупредительных талонов по ОТ предназначена для повышения персональной ответственности работников за соблюдением требований ОТ.
Устанавливается 3 категории предупредительных талонов т.е. талоны №1, №2,№3.
При исполнении раб.обязанностей работник обязан иметь при себе предупредительный талон и документ, удостоверяющий личность, а так же удостоверение о проверке знаний ОТ
При отсутствии талона работник может быть допущен к выполнению обязанностей под личную ответственность непосредственного руководителя или ответственного дежурного на 1 раб.день или смену.
Талон №1 выдается после первичной проверки знаний по ОТ.
Талон №2 выдается в случае лишения талона №1.
Талон №3 выдается в случае лишения талона №2.
При этом предупредительный талон с записью о причине нарушения изымается.
Порядок лишения и возврата талонов.
Лишение талонов производится в случае нарушения ОТ при:
-содержании и эксплуатации электроустановок, машин, механизмов, защитных средств и монтажных приспособлений.
-подготовке рабочего места с нарушением правил и инструкций по ОТ (нарушение порядка выполнений операций, недостаточное количество или неправильное наложение заземлений, ограждения мест работ и др.)
-эксплуатация сосудов, работающих под давлением
-работа на неисправном оборудовании с отсутствующими или неисправными приборами, блокировками безопасности
— использование неисправных, неиспытанных защитных средств, инструмента
-нарушение правил при нахождении и выполнении работ на жд путях
Правоизъятие талонов предоставляется руководителям.
Должностное лицо принявшее решение о лишении талона производит запись на обратной стороне талона, с указанием причины лишения и разъясняет характер возможных последствий. И уведомляет руководителя структурного подразделения.
Датой изъятия талона считается день допущенного нарушения.
При нарушении работником требований ОТ имеющим талон №3 на него возлагается дисциплинарное взыскание.
При лишении талона №1 лишение премии не более 25%
При лишении талона №2 лишение премии частично или полностью, и отправляется на внеочередную проверку знаний в срок не позднее 15 дн.
До проверки знаний работник у которого талон изъят имеет право работать в своей должности.
При лишении талонов №1 и №2 в недельный срок разбор у начальника с предоставлением объяснительной. После собеседования и положительной оценки знаний по ОТ работнику выдается следующий талон.
Если работник дважды не подтвердит проверку знаний вопрос о занимаемой должности решается руководителем подразделения.
Талон №1 возвращается по истечению 3 мес.
Талон №2 возвращается по истечению 6 мес., если за это время не было нарушений. Талон №1 выдается взамен талона №3 по окончанию срока дисциплинарного взыскания или при восстановлении в прежней должности.
Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 22 ; Нарушение авторских прав
Система предупредительных талонов по охране труда
Общие требования, связанные с охраной труда для работников и работодателей, регламентируются действующим Трудовым кодексом. Однако дополнительно к этим правилам компаниям разрешается вводить дополнительные нормативы и условия, если они обеспечивают более высокий уровень безопасности персонала при выполнении должностных обязанностей. Однако такие условия не могут противоречить нормам законодательства.
Наиболее часто такой возможностью пользуются организации, которые работают в отраслях, сопряженных с повышенным уровнем опасности – например, строительной или транспортной. Например, ОАО «РЖД» ввело особый порядок применения предупредительных талонов по охране труда, который налагает на работников ряд дополнительных обязанностей в этой области. Такие правила применяются ко всем сотрудникам организации – от помощников машинистов до руководящего состава. Персонал предприятия обязан иметь при себе талоны по ОТ при выполнении своих должностных задач.
Порядок выдачи предупредительного талона
Система применения предупредительных карточек по ОТ в этой компании регламентирована внутренним нормативным документом – распоряжением от 1 октября 2015 года N 2351р. Согласно ему, все сотрудники предприятия перед началом самостоятельной работы получают особую карточку зеленого цвета. Он выдается после прохождения предварительного обучения по охране труда и проверки знаний. Распоряжение также определяет, кто выдает предупредительный талон по охране труда, каким образом оформляется его изъятие, и освещаются другие вопросы применения системы предупреждений в сфере ОТ.
Виды предупредительных талонов по охране труда
Зеленый талон – это стартовая точка трудовой карьеры работника на предприятии. Если сотрудник работает без нарушений по ОТ, он сохраняется у него в течение продолжительного времени. После первого нарушения зеленый бланк у него изымается, а вместо него сотруднику выдают желтую карточку. Каждое такое изъятие оформляется отдельным приказом: он также может содержать указания к применению дополнительных мер дисциплинарного воздействия на специалиста – например, лишение премии. Также при таких обстоятельствах непосредственный руководитель конкретного работника обязан провести с ним разъяснительную беседу, чтобы объяснить опасность невыполнения правил охраны труда и возможный сценарий дальнейшего развития событий.
Второе нарушение по ОТ повлечет изъятие желтой карточки. Вместо него сотрудник получит красный документ. В такой ситуации лишение предупредительных талонов влечет за собой необходимость обязательного ознакомления с действующими инструкциями по безопасности работ и прохождения внеочередного инструктажа по охране труда. Эта мера применяется для предотвращения последующих нарушений.
Еще одно нарушение вызовет более неприятные последствия. При изъятии предупредительного талона с красной полосой к работнику применяются дисциплинарные меры воздействия, предусмотренные правилами внутреннего трудового распорядка. Кроме этого, при этих обстоятельствах у сотрудника изымают красную карточку и обязывают его пройти внеплановую проверку знаний. Если у сотруднику не получится успешно пройти проверку, он может быть отстранен от работы. Такая мера действительно оправданна: ведь сотрудник, который не знает правил безопасности и не применяет их при выполнении обязанностей, подвергает риску не только себя, но и других членов коллектива. Поэтому при этих условиях в установленном порядке рассматривается вопрос об освобождении специалиста от занимаемой должности на основании неполного служебного соответствия.
Порядок изъятия предупредительных талонов по охране труда
Наказание в виде изъятия талона налагается только один раз за одно нарушение. Это значит, что сотрудник, который лишь раз допустил несоблюдение правил в сфере ОТ, лишается только одного документа. При этом такое наказание применяется к нему исключительно в том случае, когда невыполнение установленных правил произошло по его собственной вине. Если такое развитие событий имело место по причине действий третьего лица, санкции к работнику не применяются. Поэтому конкретные обстоятельства происшествия каждый раз расследуются уполномоченными работниками организации. На это ответственному лицу отводится срок, не превышающий трех рабочих дней.
Для учета выдачи и движения талонов в ОАО «РЖД» предусмотрено ведение отдельных журналов. В нем отмечается каждый факт оформления бланка для новых сотрудников, а также факты изъятия и возврата документов. В журнале записывается причина принятого решения, определенный вид нарушения, допущенного работником, сведения о лице, принявшем решение об изъятии талона, и дополнительная информация. Форма журнала утверждена распоряжением N 2351р.
Возврат и лишение предупредительных талонов
Процедура применения дисциплинарных взысканий, связанных с системой предупреждений в сфере ОТ, работает не только в одном направлении. Иначе говоря, это не значит, что сотруднику, допустившему промах в сфере безопасности труда, остается только ждать ухудшения своего положения, а то и дальнейшего увольнения. Вовсе нет: при соблюдении обязательных условий он может восстановить первоначальный статус в организации.
В случае нарушения талон предупреждения, изъятый у работника, передается на хранение в ответственное подразделение. При отсутствии таких событий в течение шести месяцев работнику возвращается предыдущий талон: например, если у него изъяли зеленую карточку и выдали взамен желтую, через шесть месяцев он сможет сдать желтый бланк и получить обратно зеленый документ. Аналогичным образом действуют в случае второго нарушения, когда работник вместо желтого получает красный предупредительный талон.
Предупредительный талон по охране труда: применение, выдача и конфискация
4,21 (Проголосовало: 53)
Для некоторых сфер деятельности соблюдение требований охраны труда особенно важно. Это обусловлено повышенным риском для здоровья и жизни людей в случае их нарушения. При этом пострадать может не только сам работник или его коллеги, но и посторонние люди. Например, к таким областям деятельности относятся железнодорожные перевозки и другие виды работ. Поэтому для обеспечения дисциплины в таких сферах применяется специальный порядок контроля охраны труда.
Что такое предупредительный талон
Предупредительный талон представляет собой специальную карточку, которая используется для учета нарушений правил охраны труда, допущенных конкретным работником. В Трудовом кодексе отсутствует указание об обязательном порядке их применения. Поэтому правила такой системы учета регулируются внутренними нормативными документами компании. Так, общие принципы их использования на железной дороге установлены распоряжением ОАО «РЖД» № 2351р. Этот нормативный документ предусматривает три типа бланков, пронумерованных по порядку. Их образцы приводятся в приложении к распоряжению. На каждом документе прописаны основные правила его применения, а также условия изъятия и повторного возврата.
Правила выдачи и изъятия
Талон № 1, имеющий зеленый цвет, выдается новому сотруднику после того, как он прошел необходимую подготовку и подтвердил свои знания по ОТ в ходе обязательной проверки. Он обязан иметь его при себе при выполнении трудовых обязанностей. Если сотрудник случайно потеряет его, он должен немедленно сообщить об этом руководителю: в течение суток ему должны будут предоставить дубликат.
Если сотрудник нарушил требования безопасности, карточку у него изымают: взамен он получает талон № 2 желтого цвета. Изъятие вправе проводить вышестоящие сотрудники: их список утверждается отдельным приказом. В дополнение к изъятию на сотрудника могут быть наложены дополнительные санкции: например, лишение премии. Чтобы избежать подобных ситуаций в будущем, непосредственный руководитель этого сотрудника проводит с ним беседу, в которой предупреждает, что новые нарушения в сфере безопасности труда недопустимы.
Аналогичным образом поступают с работником, который снова допустил несоблюдение требований безопасности. В этот раз у него забирают талон № 2 и выдают документ под номером 3 красного цвета. Для предотвращения дальнейших нарушений с сотрудников проводится внеплановый инструктаж по безопасности труда.
Невыполнение правил безопасности при наличии третьего талона – это еще более серьезная ситуация. Если нарушение оказалось серьезным или повлекло за собой значительные последствия, работника могут привлечь к дисциплинарной ответственности по правилам, предусмотренным ТК и нормативной базой РЖД. Для контроля возможности допуска сотрудника к дальнейшей работе проводят внеочередную проверку знаний по ОТ. Если сотрудник не пройдет ее, то есть его знания в сфере безопасности труда окажутся недостаточными, его отстраняют от работы. После этого в утвержденном порядке в компании рассматривается возможность освобождения его от занимаемой позиции на основании служебного несоответствия.
Журнал учета
Движение карточек учитывается в специальном журнале. В нем фиксируются все факты выдачи и лишения документов. Он оформляется по образцу, приведенному в приложении к распоряжению № 2351р. Первый талон регистрируется в нем после прохождения сотрудником проверки знаний по ОТ. В случае изъятия документа в журнале записываются причина такого решения, сведения о лице, принявшем его, а также основание, то есть тип допущенного нарушения.
Заказать расчет стоимости
Дальнейшая работа и возврат талонов
Выдача очередного талона не влечет за собой отстранения сотрудника от работы – кроме случаев, когда нарушение допущено обладателем карточки № 3. Согласно действующим правилам, каждое нарушение может повлечь за собой изъятие только одного документа. При этом если невыполнение требований ОТ было допущено по вине работодателя, у работника его не изымают. Поэтому после каждого случая руководителем этого сотрудника должно проводиться расследование обстоятельств и причин происшествия: на это отводится три дня.
Система применения дисциплинарных карточек предполагает возможность возврата к исходным позициям. Так, сотрудник, которого лишили первого документа, может получить его обратно, сдав второй талон, по истечении полугода работы без нарушений, если об этом будет ходатайствовать его непосредственный руководитель. Аналогичный порядок предусмотрен для обладателей третьей карточки: они сдают ее и получают вторую после полугода безупречной работы по ходатайству руководителя. Еще через полгода он сможет получить первый талон.
Талон предупреждений. Новый виток развития цивилизации, или просто тупой бег по кругу?
Вот, постоянно удивляюсь красоте русского языка, заключившего в одной фразе суть всего рассказа: всё новое, — это, лишь хорошо забытое старое…
Не буду углубляться в начало прошлого века. Какие документы были тогда у водителей автомобилей? И, проверял ли кто-то в феврале 1917 года права, свидетельство о регистрации транспортного средства, автогражданку? Проверялись ли, во время Гражданской войны, водители на наличие опьянения. Хотя, такого беспредела в своей стране, на трезвую голову вряд ли можно сделать.
Первые мои, осознанные, впечатления, по этой теме, возникают от отцовских прав.
Это были, скорее всего, его первые права на управление мотоциклом. В те далёкие времена ещё не додумались до категорий, и поэтому ПРАВ, у водителей, было гораздо больше: на управление мотоциклом, на управление легковым автомобилем (любительские), на управление трактором… Смутные воспоминания подсказывают, что были ещё права на управление грузовым автомобилем (профессиональные). А, к управлению грузовым автомобилем с прицепом-длинномером или к управлению автобусом, допускались водители, чей стаж вождения составлял, соответственно, три и пять лет. На каждый вид транспорта выдавались свои права. Поэтому, и было много прав.
И, к каждому удостоверению, выдавался вот такой талон предупреждений.
По краю поля идут цифры, это и есть нарушения, совершаемые водителями при передвижении по дорогам. На обороте расписаны нарушения, по пунктам. Допускалось: не более трех нарушений, в течение года. Отмечались нарушения, круглыми просечками на цифрах соответствующих номеру нарушения. С нанесением даты просечки на обороте. Но, нарушения не аннулировались волшебным образом в новогоднюю ночь, а каждое в отдельности действовало до истечения года. «Циферек» было так много, потому что у каких-то нарушений годовой срок уже истёк, и оно не действовало. Либо, было два нарушения одного порядка:два раза превысил скорость. Конечно, всё это подтиралось, исправлялось. Но, негласно, существовало правило, что если дата не ясна, то нарушение девствующее.
Дырок в талонах было достаточно, особенно в правах водителей профессионалов. Хотя, если тебя, к примеру, лишали прав управления легковым автомобилем на год или полгода, то ты мог, при этом, продолжать работать, по другим правам, на своём грузовике. В, те времена – две действующие дырки в талоне это было уже много. И соглашусь, это сдерживало от нарушений. Можно ведь и не торопиться недельку другую до окончания срока действия второй дырки. Но, в те времена, ещё, не было денежных штрафов. Вот, тут-то, и начинается самое интересное…
Хотя и «гвоздили», работники ГАИ, дыроколом дырки в талоне, но делали, они, это беззлобно, не торопясь. Выгоды-то особой не было: две дырки поставить в день или двести. «Кодлами» по три –пять машин, инспекторы не собирались, по кустам, оврагам не прятались: не боялись, что ли тогда водителей. Хотя, водитель тогда шел такой же, как и сейчас. Стоял инспектор на дороге один, зачастую на стареньком мотоцикле. Помните инспектора из кинофильма «Берегись автомобиля», так вот, точно схвачено. ГАИ (не помню, как оно называлось первоначально) было создано, для организации движения. Но, тогда, в общем-то, и организовывать было нечего: транспорта немного, дороги плохие, светофоров почти нет. Больше, выявляли грубых нарушителей, да разъясняли, что, да как. Протоколами не мучели. Остановил за нарушение, объяснил за что, ну, если виноват, — влепил дыру в талоне, и катись, ты, на все четыре стороны. Особой-то обиды и не было, знал ведь, что не по злому умыслу, а в качестве профилактики…
Но, вот уже тут-то и надо искать истоки коррупции. У тебя две дырки, а ты работаешь на грузовом, и это твой хлеб. Ты с инспектором один на один. Живёт, он, обычно не богато, как и все, зарплата всего 40 – 60 рублей… Тут, рублик, и пошёл. А, там, у инспектора, интерес и азарт появился: лихача, цепким взглядом, вынуть из потока. Вот тебе: и на службе уважение и в кармане не пусто. Вот, тут уж, по двое стали стоять: денежный-то «Банк в кармане» надо охранять надёжно. А, если что и в «рыло» кому дать, сподручнее будет…
Прав «за пьянку» тоже лишали, но денежных штрафов, тогда, не было.
Подошли к семидесятым…
Времена стали меняться, машин стало больше. Движение, однако…
Что я могу сказать про эти годы?! Да, очень многое, почти всё. Это были года, когда бензин, на заправках, был по талонам. Сначала покупаешь талоны, а затем по ним получаешь на автозаправках бензин. В госпредприятиях талоны водителям выдавали. Стоил литр: А-66 — 6 копеек и А-72 — 7 копеек, Дизель 4 копейки.
Тут, работники ГАИ затеяли реорганизацию: решили лишить водителей такого количества прав, оставив только любительские — на легковые машины и профессиональные, позволяющие ездить на легковом, грузовом, автобусе и автомобиле или автобусе с прицепом длинномером. Это были, уже, категории. Просто разделили в правах. В определённых графах проставлялся штамп «разрешено». А, в любительских правах дополнительно внизу, в особых отметках, штамп «без права работы по найму». Но, тут была одна поблажка. Имея права на управление автобусом, почти первый класс, ты мог пересдать на право управлением грузового, легкового авто или мотоцикла. При этом обучаться на низшую «категорию» было не надо, просто пройти экзамен на управление. А, если были действующие «проколы» в талоне, ещё и проверку знаний ПДД.
Тут уже наступила, для взяточников, просто золотая пора. Кто больше был за рулём тот и ходил, как ёж в дырках. А, если две машины, на работе и своя… И это постоянное стремление работников ГАИ жить ещё лучше… Но, по прежнему, ГАИ должно было заниматься организацией движения. И, снова видим, что ничего особо не делали. Некогда было, да и план по штрафам ввели. А, тут, ведь, сначала – план выполни, а потом уж, о себе думаешь. Да, и отношение водителей, к этим, откровенно карательным органам, изменилось. Вдруг, что-то стали недолюбливать, фарами моргать. Так и жили…
С похоронами Брежнева, и постоянными сменами власти, с похоронами очередного генсека, всё стало вдруг рассыпаться на глазах. Ельцин, с его призывом: «берите столько, сколько хотите…». Горбачёв: обещавший, что «к 2000 году все будут жить в отдельных квартирах». Но, как-то не верилось и всё…
А, страна уже закипала, требовала перемен. Появились те самые категории. Отменили введённую недавно бальную систему, где, чтобы лишили права на управление надо было набрать определённое количества баллов. 100 «очков» приблизительно, причем, если обгон был 25, то стоянка в неположенном месте 15. А, особо «ретивые» могли и за раз набрать…
Прав тоже лишали, тоже денег не брали…
Вот, уже ГИБДД, тоже решила вести перестройку, и открыто брать деньги… в виде штрафов, конечно. Мотивация, тогда была убойная: чем больше нарушаешь, тем больше платишь! Другими словами: «Валяй, не хочу!» А, с расслоением кошельков российских граждан на большие и маленькие, вышла амнистия всем. На дорогах пошел полный беспредел. А, что же наши доблестные организаторы движения, что они организовывали?
Да, что тут организовывать? Всё уже организовано: стой, лови рыбку в мутной воде! Если ты на дороге в погонах, то ты изначально Бог и прав во всем! Даже помню такой анекдот тех времён: Крадётся мужик, на Запорожце, вдоль обочины. Его инспектор останавливает: — С вас штраф 100р! — Так я же ничего не нарушал? Знаков никаких нет? Еду 40? – Ага, станут мои дети ждать, когда ты там, что-то нарушишь! Вот, точно так всё и было… Да, ещё и узаконили эти отношения, разрешив брать деньги инспекторам на месте. Прямо, как у Карл Маркса: товар – деньги – товар. Без денег в те времена, смею утверждать, никто за руль и не садился.
Опомнились, конечно, потом: кому в руки деньги-то даём, да уже поздно было… Так, ведь, отродясь оно у нас бывает: власть-то, завсегда, задним умом сильна…
И, вот, грядут очередные перемены в ГИБДД, реорганизация органов, увеличение штрафов, изменение правил, по пять патрульных машин в одном месте стоят, это вам о чем-то говорит? «А, воз и ныне там…».
Добрались, наконец-то, и до бальной системы…
Видимо, кто-то из руководящих работников ГИБДД, вспомнил свои молодые годы. Понимаю, ностальгия… Но, времена-то уже другие! Может, хватит наматывать круги по одному месту? Может, пора, уже заняться делом? Ведь, проще же простого: организовывайте движение!
Надо полностью запретить взимание штрафов, если вводите бальную систему. Баллы должны начисляться автоматически, при поступлении данных с автоматических видеорегистраторов.
Нарушители автоматически должны лишаться прав, на основании компьютерной базы.
При лишении прав, езде без права на управление, наказывать уже уголовно (месяц тюрьмы, чтобы подумал, дальше больше), без денежного наказания, не взирая на лица. Вот, тогда, уж действительно на дорогах будут все равны. Причём, если вводить правила для всех, то они должны и быть обязательными для исполнения всеми, в том числе и работниками полиции. Пьяный работник полиции, он такой же нарушитель, и не надо ждать, чтобы он что-то совершил!
P.S Прошу извинения у большинства честных инспекторов ГИБДД (есть и такие), не принимайте обвинения в коррупции на свой счёт!
Но, до тех пор, пока на наших дорогах стоит инспектор, от которого зависит, где поставить простую запятую в фразе: «казнить нельзя помиловать» — надеяться нам не на что…
Талоны, проколы и лошадь: как менялись правила дорожного движения
В пять раз! Именно во столько, по официальным данным, стало больше машин в Москве с 1990 года. Если 28 лет назад было зарегистрировано 900 тысяч авто, то теперь их около пяти миллионов. Сегодня контролировать этот огромный поток помогают современные технологии: камеры отслеживают нарушения, квитанции на оплату штрафов приходят на электронную почту, а оплачивать эти штрафы можно онлайн. А как было раньше?
Первые права и первые штрафы
Водительские права впервые были выданы в 1893 году, по разным данным, то ли знаменитому основателю фирмы «Мерседес» Карлу Бенцу, то ли некоему французу, чье имя история не сохранила. Назывались они «Справка о способности управлять транспортным средством с механическим мотором». В России первые водительские права получили в Санкт-Петербурге в 1895 году два владельца моторных велосипедов.
Через год-другой в Санкт-Петербурге и Москве стали появляться автомобили, а для управления ими потребовались разрешающие бумаги. Было принято постановление «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах». Водителям предписывалось проходить медобследование, раз в год устраивать техосмотр своего авто. Также нужно было обязательно регистрировать машину и получать кузовные номера. Управлять транспортным средством можно было с 17 лет, а разрешенная скорость передвижения по городским улицам не должна была превышать 12 верст в час (примерно 13 километров в час).
В 1909 году Россия подписала международную конвенцию по автомобильному движению. Стали выдавать права международного образца и разработали документ «Общие правила езды по дорогам на автомобилях». Тогда же появились первые дорожные знаки и первые штрафные санкции. За первое нарушение правил — штраф 100 рублей (за такие деньги можно было купить отличную лошадь, для сравнения: килограмм черной икры стоил три рубля), за второе — арест на 14 дней, а иногда и больше, а за третье нарушение — лишение прав. Получить права, кстати, было непросто: на всю страну до революции работало меньше 10 автошкол.
В каждом регионе свои правила
После революции довольно долго единых для всей страны правил дорожного движения не было. Но в Москве, где автомобилей уже тогда было прилично, правила, а точнее декрет «Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям», были приняты еще в 1920 году. Документ, в частности, гласил, что максимальная скорость для легковушек составляла 27 километров в час, ездить «с милицейским свистком, вызывая панику на улицах», нельзя, а также запрещалось оставлять машину на улице без присмотра (да-да, уже тогда с этим было непросто).
Машин становилось все больше, и в 1930-е годы произошло немало важных изменений. В 1934-м была основана Государственная автомобильная инспекция, а в 1940 году приняты Типовые правила движения по улицам городов и дорогам Советского Союза, на основе которых каждый регион составлял собственный документ. В новых правилах водителю предписывалось «быть опрятным, дисциплинированным, вежливым и тщательно следить за состоянием автомобиля».
Обозначены были и штрафные санкции: предупреждение; штраф, оплачиваемый на месте, в сумме, установленной местным Советом депутатов трудящихся; замена талона к удостоверению на право управления транспортом; штраф, взыскиваемый в административном порядке; лишение права управления на срок от 15 дней до шести месяцев.
Талоны и проколы
В 1959 году теперь уже СССР подписывает Международную о дорожном движении, и вскоре вводятся первые единые для всей страны правила дорожного движения. В целом они напоминали сегодняшние. Например, максимальная скорость движения в черте города составляла 60 километров в час.
Говоря о штрафах, нельзя не рассказать о так называемом талоне предупреждений, который был введен повсеместно и продержался до конца 1980-х. В него вносились отметки за превышение скорости, нарушение правил обгона и маневрирования, езду по встречной полосе, управление транспортом с неисправностями, нарушение правил остановки и стоянки. Делал отметки инспектор ГАИ специальным компостером. При наличии в талоне трех проколов следующее нарушение (всего-то четвертое!) в течение года вело к лишению прав.
Помимо прокола в талоне, инспектор ГАИ мог выписать официальное предупреждение, оформить штраф на месте и выдать квитанцию, выписать административный штраф, который было необходимо оплатить в сберкассе, или — при серьезных нарушениях — вынести постановление о лишении прав.
Так сколько же платили нерадивые водители за нарушение правил? Согласно последнему в истории СССР постановлению (от 1989 года), за непристегнутый ремень и езду на неисправной машине автолюбителю приходилось раскошеливаться на пять рублей, за превышение скорости и проезд на красный — на 10 рублей, за нарушение правил проезда железнодорожного переезда — на 30 рублей, за езду в состоянии опьянения — на 200 рублей. Суммы по тем временам довольно весомые…
Сегодняшние штрафы тоже немалые, зато процедура их оформления и оплаты максимально прозрачна. Более того, оплачивая многие штрафы ГИБДД в течение 20 дней, можно получить 50-процентную скидку. Удобно находить и оплачивать штрафы ГИБДД онлайн в разделе «Услуги» на mos.ru. Только с начала этого года около 4,5 миллиона москвичей воспользовались этой возможностью.
Фотографии предоставлены Главархивом Москвы