что такое талант в психологии
Талант — что это такое, примеры, виды, откуда берется, как раскрыть
Говорят, будущее принадлежит талантливым людям. А значит, каждый человек должен стремиться к тому, чтобы найти и реализовать свой талант. Вот только далеко не все понимают, как это сделать. Поэтому сегодня мы подробно поговорим о том, что представляют собой таланты, какими они бывают и от чего зависят, а также выясним, как найти и раскрыть свой.
Что такое талант?
Талант – это врожденная предрасположенность индивида к определённому виду деятельности. Главное свойство таланта заключается в том, что он дан человеку от рождения, и его нельзя развить или создать искусственно. Поэтому его часто называют даром или одарённостью. Сам по себе талант не является способностью. Это лишь потенциал самореализации человека, помогающий ему добиться успеха при удачном выборе рода деятельности.
Не следует путать талант с гениальностью, поскольку он проявляется только в одной сфере деятельности. Если же личность демонстрирует выдающуюся одарённость в нескольких не связанных сферах, её считают гениальной. Но подобное встречается очень редко.
Талантливость подразумевает не только предрасположенность, но и бессознательную тягу к определённому виду деятельности. И если ребёнок проявляет повышенный интерес к природе и посвящает свободное время изучению окружающего мира, вполне вероятно, что в будущем он станет выдающимся биологом. Точно так же в раннем детстве может проявиться тяга к музыке, рисованию, танцам или другому виду деятельности.
Важно понимать, что один лишь талант не гарантирует успеха тому, кто не готов усердно трудиться. Чтобы реализовать природный дар, необходимо работать, тренироваться и накапливать опыт – только так можно стать по-настоящему успешным. Именно поэтому талант часто сравнивают с алмазом, который сам по себе выглядит невзрачно, но после старательной огранки превращается в драгоценный бриллиант.
Откуда берётся талант?
Одна из главных особенностей человеческой природы заключается в том, что каждый из нас является уникальной личностью. В человеке уникально всё: тело, мозг, нервная система, обмен веществ, темперамент, характер и прочее. Предрасположенность к определённому виду деятельности может зависеть от нескольких элементов или даже от одного. К примеру, музыканту необходим хороший слух, а певцу – не только слух, но и сильный красивый голос.
Основу таланта составляют два элемента:
Анатомо-физиологические особенности нервной системы называются задатками. Это генетически предопределённые факторы, определяющие скорость образования нейронных связей в головном и спинном мозге, а также анатомические особенности строения анализаторов и некоторых областей коры головного мозга. Задатки – это потенциальные таланты, которые закладываются на ранних стадиях развития эмбриона.
При этом одинаковые задатки могут реализоваться по-разному. К примеру, если у человека есть врождённый абсолютный слух и сильные голосовые связки, он может стать успешным певцом. А другой с таким же хорошим слухом, но без голоса, станет композитором. Получается, что изначально одинаковые задатки реализуются в виде двух разных талантов.
В зависимости от того, насколько удачно совпали различные задатки, выделяют 3 уровня развития природных способностей:
Разберём разницу на примере музыкальных способностей. Одарённость подразумевает хороший слух, но его недостаточно для серьёзных успехов в музыке. Абсолютный слух – это уже редкий талант (примерно 1 случай на 10 тыс. человек) и серьёзная предпосылка для музыкальной карьеры. Гениальность же подразумевает исключительные способности. К примеру, Вольфганг Амадей Моцарт считается гениальным композитором. Очевидно, что одного только абсолютного слуха недостаточно для такого признания.
Примеры и виды талантов
Одним из самых известных исследователей талантов является американский психолог Говард Гарднер – автор теории множественного интеллекта. В рамках данной теории он предложил рассматривать различные виды интеллекта как отдельные когнитивные способности. Кроме того, он обратил внимание, что при всём разнообразии талантов их можно сгруппировать по похожему принципу в 7 категорий. Позже классификация Гарднера была немного доработана, и сегодня выделяют 8 типов таланта. Рассмотрим каждый из этих типов отдельно и приведём для каждого из них примеры:
Что мешает раскрытию таланта?
Практически у каждого человека есть какие-то таланты, однако большинство об этом даже не догадывается и не пытается найти своё призвание. Объясняется это несколькими причинами, такими как:
Конечно же, существуют и другие причины, но эти наиболее очевидны и встречаются чаще всего. Даже если вы не ставите перед собой задачи найти своё призвание, пройтись по этому списку и разобраться с перечисленными помехами всё равно стоит – жизнь от этого станет только лучше.
Как найти и раскрыть свой талант?
Свой талант есть у каждого человека, но большинству не удаётся даже найти его, не то что реализовать. Давайте же разберёмся, как последовательно решить эти проблемы. Для начала рассмотрим шаги, которые необходимо предпринять, чтобы определить свой талант:
Конечно же, просто найти свой талант недостаточно. Чтобы суметь реализовать его, необходимо усердно работать, постоянно повышая свой профессиональный уровень и расширяя знания. Также необходимо запомнить и соблюдать несколько простых правил, о которых часто забывают:
Кроме того, нужно учитывать, что талант полноценно раскрывается лишь тогда, когда человек осознаёт, что приносит с его помощью пользу другим людям. Для нашего мозга это важный сигнал, который даёт чувство удовлетворения. Благодаря этому талант развивается быстрее и лучше, позволяя человеку реализовать свой потенциал и защищая его от эмоционального выгорания, которое может наступить, если работа перестаёт приносить радость.
Одаренность, талант, гениальность с точки зрения психологии
Положение человека в обществе, его социальный статус, благополучие, признание окружающих во многом зависят от качеств личности. И каждый, кто стремится к успеху, мечтает стать если не гениальным, то талантливым или хотя бы одаренным. В психологии понятия «одаренность», «талант», «гениальность» так или иначе связаны со способностями. Иногда даже их называют высшими уровнями развития способностей, но это не совсем так.
Способности и их виды
Способности – это сложное образование, совокупность самых разных качеств человека, которые дают ему возможность добиться успеха в определенной деятельности. Именно возможность, а вот станет ли эта потенциальная возможность реальностью, зависит от трудолюбия, упорства и целеустремленности личности.
Способности формируются и развиваются в течение всей жизни. Известны случаи, когда люди добивались успехов в живописи, литературе, изобретательстве в довольно зрелом, а то и преклонном возрасте.
Основой способностей являются природные задатки, которые носят врожденный (но не обязательно наследственный) характер, например:
Без наличия задатков добиться успеха сложно, но и природные качества человека его не гарантируют. Задатки могут развиться в способности только в процессе овладения деятельностью, систематических занятий и упорного труда.
Наряду со специальными способностями, связанными с конкретной деятельностью и проявляющимися в ней, имеются и общие способности, в первую очередь познавательные. Без них не обойтись в любой деятельности. Человеку с низким уровнем интеллекта или плохой памятью стать выдающимся композитором не удастся даже при наличии феноменального музыкального слуха. Уровень общих способностей определяет эффективность и скорость получения, хранения и обработки информации и результативность взаимодействия человека с окружающей средой, в том числе с обществом.
Вот совокупность задатков, которые предполагают высокий уровень общих способностей, чаще всего и называют одаренностью.
Одаренность и ее роль в жизни человека
В психологии единого мнения о том, что такое одаренность, нет, и чаще всего это понятие употребляется в педагогике. Там одаренность рассматривают как комплекс качеств личности, который способствует успешному овладению знаниями и освоению навыков учебной деятельности.
В психологии есть несколько точек зрения на суть этого понятия, но чаще всего одаренность связывают с познавательными способностями: вниманием, памятью, мышлением, воображением и творчеством. В понятие «одаренность», таким образом, включаются следующие индивидуальные особенности:
Таким образом, одаренность обеспечивает человеку возможность овладения различными видами деятельности, но возможность эта потенциальная, так как для успеха необходимы также и специальные способности. Хотя, учитывая, что одаренность предполагает склонность к творчеству и значительную общую активность, человек с высоким уровнем этой характеристики всегда найдет сферу самореализации и ту область, где он может добиться успеха. А ряд психологов к тому же выделяют еще и специальную одаренность, связанную со специальными способностями.
Талант как природный дар и уровень способностей
Часто можно услышать выражение: «Ему дан талант от Бога». Оценка таланта как некоего дара связана, конечно, с желанием хоть как-то оправдать собственную «бесталанность» — уж раз не дано, так не дано. Но определенная доля истины в этом высказывании есть.
Талант – это очень высокий уровень специальных способностей и он, действительно, дан не каждому. В основе таланта лежат задатки – природные качества, врожденная предрасположенность человека к определенной деятельности. Проявляется она чаще всего в анатомо-физиологических или психофизиологических особенностях:
Все это создает условия для потенциального успеха в деятельности. Но этой деятельностью еще надо овладеть, причем не на среднем уровне, а на уровне мастерства – только тогда люди будут говорить о вашем таланте.
То есть талант хоть и предполагает природные данные, но это прежде всего труд, упорство в овладении приемами, методами деятельности, процесс развития и совершенствования способностей. Даже если человек родился с отличными задатками, но не проявляет упорства и трудолюбия в развитии способностей, то успеха он не достигнет, в лучшем случае станет крепким середнячком, ремесленником, а не мастером. Вот о таких обычно и говорят: «Зарыл свой талант в землю».
Но, так или иначе, талантливость – явление довольно распространенное, более того, практически все дети рождаются потенциально талантливыми. И только от воспитания и собственного упорства зависит, превратится ли потенциальный талант в реальный.
А вот гениальность – явление совсем иного порядка, хоть и она связана с уровнем способностей. Но можно сказать, что гениальность выходит за пределы верхней границы психической нормы, поэтому и встречается крайне редко.
Сверхспособности или дар? Узнайте от самих суперлюдей о их способности.
Что такое гениальность
Говоря, что гениальность выходит за пределы нормы, мы имеем в виду не патологию, не болезнь, а то, что способности гения существенно превышают некую стандартную, принятую в обществе норму. Это и позволяет гениям не только добиться успеха часто в нескольких видах деятельности, но и оказать влияние на сам ход развития человеческой цивилизации.
Талантливый человек от просто способного отличается количественно – уровнем развития способностей, а вот гениальный отличается качественно.
Высший уровень способностей человека
Для гения характерно:
Причем креативности спонтанной, когда новые, оригинальные идеи рождаются как бы сами по себе, а интуитивное мышление опережает рациональное.
Не менее важно такое качество гения, как заинтересованность, увлеченность, нередко переходящая в одержимость. Гениальные люди часто увлекаются разными областями, видами деятельности, и везде способны добиться успеха не только благодаря своей одаренности, талантливости, но и колоссальному трудолюбию, упорству, целеустремленности. Ради нового знания или овладения новой деятельностью гений может жертвовать многим, в том числе и собственным здоровьем, и благополучием близких.
Гении обладают способностью научного предвидения не только благодаря своим анализаторским способностям, но и потому, что сами во многом опередили свое время, а их открытия и творения, казалось бы, взяты ими из будущего.
Основа гениальности – очень высокий уровень одаренности и таланта, который проявляется в разных видах деятельности. Казалось бы, гений способен добиться успеха во всем. Например:
Читая о гениях, понимаешь, что это люди, которые находятся явно за пределами нормы. Но насколько они ненормальны?
Может, все же патология?
Именно к такой мысли пришли ряд исследователей, изучавших в начале XX века феномен «гения», — уж слишком деятельность этих гениальных людей и их поведение отличались от обычных.
Одним из наиболее известных сторонников идеи связи гениальности с психической патологией был итальянский психиатр Чарльз Ломброзо. Он написал книгу «Гений и сумасшествие», в которой собрал и проанализировал большой статистический материал различных отклонений талантливых людей. Ломброзо сделал вывод, правда, довольно осторожный, что гениальность часто связана с проявлением болезни, причем не только психической. Прав ли он?
Отчасти да, прав. Но не в том, что между гениальностью и сумасшествием имеется очевидная связь, а в том, что гениальные люди часто предрасположены к болезням, в том числе психическим. Причин тут несколько:
Есть и еще одна причина, не связанная напрямую с гениальностью. Гении заметны в толпе, они слишком неординарны, нестандартны, чтобы считаться нормальными. Они кажутся странными, а слухи, бывает, значительно преувеличивают эти странности.
Но гениев можно назвать настоящими двигателями цивилизации. А странности? Они есть у всех. Современные психологи вообще утверждают, что нормальных людей не существует, норма – это абстракция. Гению, по крайней мере, странности простительны.
Школы для одаренных детей: хорошо или плохо?
Талант
Талант – это потенциал или изначально заложенная способность индивида. В толковых словарях значение слова талант определяется, как особые личные предрасположенности человека. С приобретением опыта они формируют навык. В противовес гениальности, когда человек считается одаренным во всем, и что, необходимо отметить, истории известны лишь отдельные случаи, когда личность талантливая имеет высокие способности, касающиеся одной, двух, а реже сразу нескольких сфер.
Значение слова талант интересно раскрывается благодаря греческому корню, который также обозначает меру веса, денежного расчета в древности. Здесь мы припомним притчу о розданных талантах, что повествует не лишь о монетах, но также поучает, как поступать с умениями, которыми природа одарила нас – не «хоронить» их, а всячески приумножать.
Что такое талант
Талантливость находится выше просто хорошего результата, это особая одарённость, заметная даже окружающим как из ряда вон выходящие способности. Например, если у человека высоки способности к игре в шахматы, то тогда он при определенных усилиях показывает хорошую игру. Однако талант к игре станет проявляться, словно сам по себе, будет ощущаться через влечение к шахматам, а результаты будут превосходить результаты тех, кто просто имеет хорошие навыки. Это заметят и окружающие, считая такого игрока особым, словно имеющим сверхспособности от природы. По отношению к талантливости всегда есть какой-то трепет. Однако талант не всегда сразу виден. Если у талантливого человека никогда не было возможности столкнуться с предметом его одаренности, он может вовсе не ведать о своей способности.
Так бывает в жизни в неподходящих для развития этой сферы условиях. О выходцах из нижних экономических слоев населения или бедных стран снята не одна кинолента, которые при попадании в новую жизнь становились гениальными боксерами, танцорами, даже учеными, при наличии хоть небольшой подготовки.
Сложность выявления талантливости связана и с другими особыми условиями, не только экономическими – известны случаи, когда ребенка в школе посчитали умственно отсталым, но он при особом обучении не только добился высоких показателей в сфере своей одаренности, но и совершил открытия, был первопроходцем в новой области. Здесь также имеет значение свежесть взгляда, незамыленность восприятия знаниями, как правильно, что свойственно обывателям, которые не пытаются посмотреть на предмет изучения или тренировок с иной стороны, а словно по шаблону выполняют необходимые действия.
Талантливый человек сможет достигнуть сверхрезультатов как по обычной методике развития, так и даже часто без нее, либо сам будет стараться внести в нее личный вклад. В том, что делает талантливая личность, всегда виден ее особый почерк.
Не развивая свой дар от природы, человек часто остается просто увлекающимся, например, пением, радует этим хобби себя и знакомых. Но попав в надлежащие условия – на шоу талантов, и получив основы подготовки, он может круто изменить свою жизнь. Однако ярко выраженный талант часто не дает своему носителю спокойно жить, забыв о нем. Он словно рвется наружу, сила таланта иногда даже правит человеком, увлекая его и требуя, чтобы стремлению нашли выход – словно сильное растение пробивается сквозь асфальт.
Существуют истории, когда человеку запрещали следовать своему влечению родители, наставники, общество. Тогда у личности разгорался нешуточный внутриличностный конфликт между бессознательным мощным стремлением заниматься любимым делом и запретами на него. Особенно это было характерно для прежних, более деспотичных времен. И здесь даже можно отчасти понять тех, кто накладывал запрет. Например, потомственные врачи могли гарантированно обеспечить своему ребенку достойное и благополучное будущее, обучив его медицине, передав своих клиентов и известное имя. Однако особенно одаренные, талантливые от природы сын или дочь не всегда могли покориться этому ходу событий, чувствуя себя не вправе идти по этому безликому, пустому и несчастливому для них пути. Если помимо таланта человек обладал хоть сколь-нибудь выраженными волевыми качествами, то он мог противостоять давлению окружения и защищать свой дар, получая признание иногда уже только после смерти. Однако какое это признание!
Сам по себе, без развития, проб, тренировок, подчас даже мучительных часов, проведенных над ним, без своего проявления – талант не имеет силы, не интересен окружающим. Подобно драгоценному камню, он требует от своего мастера филигранной обработки, дабы из неотесанного куска камня превратиться в сияющую драгоценность. Время и труд, затраченные в направлении развития своего таланта – следующий необходимый шаг, чтобы заложенная способность преобразовалась в нечто большее, нашла свое проявление.
Дабы быть полезным и признанным, надо не только знать, что я талантлив, но и определить, в какой форме мир может воспринимать мой талант сегодня, а затем приложить усилия и затратить время. Работая, основываясь на свою талантливость, ее обладателю нужно догнать тех, кто путем упорного труда в этом направлении сейчас получает наилучшие результаты.
Сегодня талантливость часто имеет практическое применение, является источником заработка и мечтой многих людей – работать в сфере своих интересов. Поэтому понимание рынка как приемника результатов талантливого труда очень важно на сегодняшний день.
Виды таланта
Еще в 1980 году Гарднер в своей книге разделил способности и выделил типы таланта. Они и сейчас хорошо иллюстрируют основные группы талантов, хотя после Гарднера было выделено еще более 30 видов.
Вербально-лингвистический талант – это способность четко формулировать свои мысли и красиво их выражать, острота ума и слова. Этот талант присущ выдающимся журналистам, ораторам, писателям.
Цифровой талант – это умение разбираться с цифрами и различного рода точными символами. Он характерен для математиков, программистов и экономистов, которые воспринимают мир через точные выражения и способны быстро проводить исчисления. Явно одаренные в цифровой сфере люди словно живут в мире абстракций и без развития социальных навыков могут даже выглядеть странно для остальных людей.
Пространственный тип таланта есть не что иное, как умение ориентироваться в пространстве и творчески его преобразовывать, что встречается у дизайнеров и художников. Часто у них есть свой особый взгляд на действительность, и они выражают его в предметах искусства. Однако есть и те, кто талантливы именно в передаче реалистичного мира, могут в точности, словно на фотокарточке воссоздать вид.
Физический талант свойственен людям, которые отлично владеют своим телом и органами чувств. Здесь самый широкий спектр занятий от выдающихся работников физического труда до искусных танцоров. Люди этого типа по стилю восприятия противоположны людям математического склада, поэтому обучение для физически одаренных должно быть на практике, через телесность.
Личностный или эмоциональный талант отвечает за способность распознавать свои эмоции и чувства, проживать глубокую внутреннюю жизнь. Этот вид талант сродни рефлексии, наблюдению за своей психической жизнью и противоположен алекситимии. Его можно заметить, например, у выдающегося писателя Достоевского.
Межличностный талант помогает в общении с другими людьми и нужен учителям, политикам, актерам и общественным деятелям.
В отдельную группу Гарднер выделяет также такой тип, как талант окружающей среды. Это умение гармонично вписываться в природу, окружающий мир и соответствовать ему, оно свойственно прирожденным земледельцам и дрессировщикам животных.
Эти типы таланта могут сочетаться между собой. Например, человек, одаренный пространственным и цифровым типами таланта, может стать хорошим архитектором. А эмоционально и межличностно одаренный – хорошим психологом.
Как найти свой талант?
Распознание таланта похоже на поиск своих сильных сторон, однако найти в себе таланты и способности есть нечто большее.
Как обнаружить талант в себе, своих детях, признать в других людях, помочь в его раскрытии? Для этого следует проанализировать предыдущие достижения или факты, ответив, какие из этих результатов выдающиеся.
У маленького ребенка можно распознать талант, пробуя его в разных видах деятельности: предлагая спеть, станцевать, сконструировать. И может обнаружиться, что ребенок спел прекрасно, с воодушевлением, без специальной подготовки лучше, чем другие дети. Часто даже дети сами тянутся к тому, в чем заключается их талант. Талантливого в пении ребенка не нужно заставлять петь, он наверняка будет напевать часто, с удовольствием, а его родители без труда заметят его любовь и способность к пению. И здесь уже важно правильно распорядиться талантом, данным от природы – дать ему возможность дальнейшего развития, предоставить условия, словно почву, полив, свет и удобрение для цветка.
Как найти в себе таланты и способности? Ниже предлагается методика, благодаря последовательным шагам которой можно определить свои таланты.
Шаг 1. Какая ваша мечта? Припомните свои мечты с детства вплоть до нынешнего момента, выпишите их.
Шаг 2. Разделите их на категории: иметь и быть. Первая категория касается желаний обладания какими-то вещами. Тогда как вторая – желания быть кем-то, стать тем человеком, о ком вы мечтали. В дальнейшую работу по методике мы берем только мечты из второй категории.
Шаг 3. Выпишите те профессии, которые находят в вас отклик. Вспомните тех людей, на чьем месте вы желали быть.
Шаг 4. Чем нравится заниматься вам? Добавьте в перечень те занятия, которые приносят вам истинное удовлетворение, те, что не требуют для вас принуждения, а наоборот, радуют.
Шаг 5. Все выписанные мечты, любимые занятия и профессии объедините, и проверьте, какие вызывают положительные эмоции у вас. Для наибольшей точности представьте себя в каждой роли максимально детально, визуализируйте ее так, словно это есть ваша реальность сейчас. Дайте оценку вашим ощущениям в теле и эмоциям по шкале из 10 баллов.
Шаг 6. Вычеркните из списка те сферы, что получили низкие оценки – это те желания, от которых легко можно отказаться.
Шаг 7. Сгруппируйте получившийся список ваших склонностей, если отдельные из них имеют связь. Например, в одном желании вы хотите петь, а в другом – получить признание и известность, тогда они логически объединяются в стремление стать известным певцом.
Шаг 8. Назовите каждую группу каким-то талантом, например, как в прошлом примере – талант пения.
Шаг 9. Ищите связь между образовавшимися группами. В жизни на практике ваши склонности обязательно поддерживают друг друга или конфликтуют, однако в итоге образуют неповторимое индивидуальное сочетание.
Шаг 10. Какое применение можете найти вы своим способностям? Рассмотрите каждую группу наклонностей, объединенных как талант, и связи между ними, чтобы найти возможные для вас пути реализации этих способностей. Каждой профессии или сфере деятельности дайте оценку по шкале снова из 10 баллов и выделите наиболее перспективные.
Шаг 11. Из конкретных деятельностей выберите ту, что наиболее близка вам, нравится и имеет высокие шансы принести вам успех. Это и будет ваш талант.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»