что такое тактильно двигательные игры
Тактильное развитие детей. Игры и пособия
Как говорил Сухомлинский, «Ум ребёнка – на кончиках его пальцев». Тактильные ощущения – один из самых главных способов познания ребёнком окружающего мира.
Как помочь этому познанию через развитие и стимулирование тактильных ощущений, рассказывается в полезных публикациях этого раздела. На его страницах Вы найдёте конспекты специальных занятий, проектов, рабочие программы по данной тематике. Советы по созданию тактильных дидактических пособий для всех возрастов; мастер-классы по изготовлению оригинальных игр, книжек, альбомов, ковриков для развития тактильных ощущений.
Различные способы развития тактильного восприятия.
Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
Публикация «Игры для развития координации движений, тактильной чувствительности и. » Играем всей семьей ИГРА «ПОМОГИ ЖИРАФУ» Цель. Развитие тактильной чувствительности, координации движений, обучение детей соотносить фигуры с контуром, развитие коммуникативных навыков. Содержание. Из двух листов цветной бумаги (один лист — глянцевый, гладкий, другой —.
Дидактическое пособие «Тактильное лото» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская Методическая разработка. Дидактическое пособие «Тактильное лото». Автор: Терехова Юлия Михайловна воспитатель высшей.
Проект «В стране тактильных ощущений» (с пуговицами) Цель:заинтересовать детей увлечь коллекционированием пуговиц. Задачи: расширять знания детей об окружающем мире; развивать мышление, тактильные ощущения, активизировать речь; заинтересовать детей и увлечь коллекционированием пуговиц; развивать познавательную активность.
«Тактильные карточки» для дошкольников Тактильное восприятие первым открывает детям дверь в познание окружающего мира. Малышам столько всего предстоит узнать и усвоить. А начальный объем знаний они в буквальном смысле получают на ощупь. Дошкольникам в освоении действительности помогают все каналы восприятия.
Статья «Игры для развития тактильных ощущений у детей дошкольного. » Тактильное восприятие первым открывает детям дверь в познание окружающего мира. Малышам столько всего предстоит узнать и усвоить. А начальный объем знаний они в буквальном смысле получают на ощупь. Тактильное восприятие – это познание (обследование, распознавание) объектов при.
Проект «Тактильные чистоговорки в коррекции речевых нарушений» Актуальность выбранной темы: В настоящее время специалистами отмечается неуклонный рост детей с речевыми нарушениями. В том числе, у многих детей нарушения речи вызваны дизартрией – искажение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в.
Дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Развитие тактильных ощущений» Дидактическая игра «Развитие тактильных ощущений» Цель дидактической игры: развитие мелкой моторики пальцев рук, зрительного восприятия, логического мышления, воображения. Материал: планшет изготовлен из плотного картона или из пластика, на котором прикреплены разнообразные на.
Тактильно-двигательное восприятие в младшем дошкольном возрасте
Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.
С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует
Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.
Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности.
Известно, что почти 18% тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.
Для развития тактильной чувствительности у детей необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.
Я использую различные дидактические тренажеры, игры, пособия, служащие для развития тактильной чувствительности у детей.
Хороший эффект дает использование массажных мячей. Разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно.
«Шариковые» ванны» представляют собой большую емкость, наполненную разноцветными пластмассовыми шариками одинакового или разного размера. «Купаясь» в таких ваннах или опуская в них руки, дети получают новые тактильные ощущения.
Игровые тактильные панно «Морское дно» и «Веселые человечки» (сенсорная панель для рук) представляет собой панно, изготовленное из ковролина и ряда съемных деталей, изображающих части предметов, из которых ребенок собирает целое по инструкции педагога, а в дальнейшем и по собственному замыслу.
«Колючий» коврик с неострыми шипами: постоять, полежать, походить.
Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др.
По возможности я использую и естественные условия природной среды: игры с водой (причем разной температуры), мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др.
Вся работа по развитию тактильной чувствительности у детей проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках
Таким образом, через многократное последовательное использование практических упражнений достигается повышение у детей тактильной чувствительности.
Сенсорно-двигательные игры для детей младшего дошкольного возраста
Вера Селина
Сенсорно-двигательные игры для детей младшего дошкольного возраста
Здравствуйте уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию компьютерную презентацию на тему «Сенсорно- двигательные игры для детей младшего дошкольного возраста«.
Известно, в раннем возрасте у ребенка закладываются такие важные качества, как моторная ловкость, сенсомоторная координация, чувства равновесия, соразмерность целенаправленность движений. Современная педагогика формирования этих качеств связывает с физическим воспитанием. Однако данный аспект не сводится к тренировки движения, к развитию моторики. Он охватывает характер взаимодействий маленького ребенка с миром, предметным и социальным, а так же со становлением чувства Я.
В настоящее время все больше детей раннего и дошкольного возраста испытывают те или иные затруднения в развитии.
Среди них наиболее часто встречаются расторможенность, двигательная неловкость, задержка моторного, речевого, имоционально-волевого развития. По мнению нейропсихологов, затруднения наблюдаются почти у 70% детей первых семи лет жизни. Эти нарушения далеко не всегда носят патологический характер и, как правило, не связанные с серьезным диагнозом. В месте с тем даже не значительные нарушения в раннем возрасте в развитии моторики, координации движения в дальнейшем чреваты серьезными психологическими проблемами.
Не сформированность или нарушение границ телесного Я отражается не только на двигательной сфере, но и на внутреннем самоощущении ребенка, его эмоциональной, речевой, коммуникативный, познавательной сфере. Ребенок, плохо чувстующий свое тело, не управляющий своими движениями, не может сосредоточится на восприятии событий, впечатлений и ощущений, приходящих как извне, так и изнутри.
Нарушения границ своего Я могут иметь две основные тенденции: либо в сторону их отсутствия, либо в направлении чрезмерной закрытости, отгороженности от окружающего мира. Для первого типа характерно чрезмерная открытость внешнему миру и потеря, а точнее, необретение самого себя. Проявляется это в чрезмерной возбудимости, обостренной тактильной чувствительности, импульсивности и непредсказуемости движений. В общении с незнакомыми людьми таких детей либо охватывает страх, либо отличает напористость поведения, переходящая в навящевость. Второму типу свойственна погруженность в себя, своеобразная «толстокожесть», нечувствительность. Проявляется она в неуклюжести движений, общей пассивности, сниженным интересе к окружающему. Такие дети безынициативны и в общении, и в предметной деятельности; в играх у них не выстраиваются контакты со сверстниками- они обычно попадают в группы нежеланных и отвергаемых партнеров.
Обе тенденции сигнализируют о затруднении в становлении адекватного контакта у ребенка не только с окружением, но и самим собой. Часто их связывают с врожденными динамическими характеристиками нервной системы (темперамент, сила нервной системы) однако эти характеристики не являются главными и единственными причинами проблемы ребенка.
Пространственный образ Я складывается в раннем возрасте от 1 до 3 года.
В авторских разработках и в народной педагогике представлено множество игр, позволяющих в наглядно-образной форме целенаправленно формировать у детей собственный пространственный образ. Часть из них известна как потешки и пестушки.
Они непременно сопровождаются как ритмичными стихами или песенками, так и движениями (касание, поглаживание, похлопывание, качание, подбрасывание). Некоторые из игр предполагают подражающие жесты и движения в кругу. Игры эти в явной, очевидной для малыша форме предъявляют образцы осмысленных и понятных ему движений и побуждают к их воспроизведению. Такие игры можно назвать сенсорно-двигательными.Им присущи следующие черты:
* рифмованный текст или песенка, которые создают целостный образ и эмоциональный фон;
* ритмичные движения,в которых присутствует чередование контрастов: быстро-медленно, высоко-низко, далеко-близко, крепко-нежно и т. д.
* повторы, предполагающие различные качества и вариации движений;
* эмоциональное напряжение и расслабление по ходу развития сюжета, которые малыш переживает вместе с близким взрослым.
Простые сенсорно-двигательные игры.
Цель: Обратить внимание ребенка на область стоп и голени, что должно способствовать осознанному их восприятию и сделать движения более управляемыми.
«В нашем маленьком домишке»
Цель: Игра направлена на развитие направляемости движения. Она соединяет в себе элементы осязания поверхности своего тела с различными движениями. Момент полного покоя в начале игры выступает контрастом к обычной повседневной подвижности, что концентрирует внимание ребенка как на самом себе, так и на восприятие тела в подвижности.
«Тесто». Известная игра, в которой скрыт интересный и важный тактильно-двигательный потенциал.
Цель: Дети имеют возможность через прикосновения четче переживать границы своего тела, почувствовать себя и друг друга по средствам прикосновения и соприкосновения, двигательный элемент игры примечательней тем, что нужно соотносить скорость, ритм и характер своего движения с движениями рядом стоящих детей. Таким образом решается важная коммуникативная задача-замечать, как чувствуют себя партнеры.
ПЕРЕХОД НА СЛОЖНЫЕ ИГРЫ.
Цель: Дети учатся согласовывать свои движения и оказывать помощь друг другу, способствует восприятию пространства тела и пространства окружения, развивает умение сохранять равновесие во вращении, находить баланс между разгоном и замедлением.
Цель: Соединять в себе тактильные элементы с различными видами движениями. Основной акцент приходится на изменение тела из вертикального в горизонтальное, на контраст движения и неподвижности.
Все описанные выше сенсорно-двигательные игры, несмотря на их отличия, обостряют у ребенка чувство переживания своего движения, развивают тактильное и осязательное восприятие. Кроме переживания своего движения, игры такого рода предполагают наблюдение и восприятие движений других играющих. Наблюдение, как и подражание- это переживание движения, только уже внутреннее. Внимательно наблюдая, малыш воспроизводит воспринимаемые движения взрослого внутри себя, незримо, о чем говорят микро-жесты, мимика и спонтанные повторения, поэтому наблюдения так же как непосредственные действия, способствует становлению переживания и осознания ребенком самого себя.
Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника
Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника.
Для малыша развитие тактильных ощущений имеет очень большое значение! Ручки, ладошки, пальчики ребенка – очень важные части его тела, которые отвечают за развитие мыслительной деятельности. В момент прикосновения ребенка к различной поверхности, в его мозгу происходит много процессов, которые позволяют ему идентифицировать объект, к которому он прикоснулся.
Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка с окружающим миром. Рука, пальцы, ладошки ребенка — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление. Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром.
От развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память.
Таким образом, работа по развитию тактильных ощущений и мелкой моторики рук благотворно влияет на развитие всех сторон психики ребенка, в том числе и на развитие речи.
С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений.
Можно создать свою коллекцию самых разных игр и пособий.Для этого нужно: кусочки разных тканей и материалов – кожи, меха, наждачной бумаги разных номеров, губки и др. Так же пригодятся разные крупы, мешочки с разными наполнителями (можно использовать перчатки, носочки, колготки для змеек и т. д.). Вы можете наклеить на дощечки разные ткани и материалы, или это можно сделать на одной большой поверхности.
Взять обрезки разных тканей и разложить их перед ребенком. Рассмотрите их и потрогайте руками, расскажите, для чего какая ткань может использоваться, но сделайте это кратко, ведь детям не интересно долго слушать наши объяснения, им интереснее играть.
В качестве таких игр хорошо использовать занятия по художественно-эстетическому воспитанию:
— лепка из глины, пластилина, теста;
— аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
— аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
— рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;
— игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым);
— собирание разнообразных пазлов;
— сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки, разных по величине, форме, материалу.
Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.
Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.
Вот в какие игры, развивающие тактильные ощущения, можно поиграть дома и в группе детского сада.
1. Ткани на ощупь. Сделайте с ребенком книжку-игрушку «Ткани». Разложите разные кусочки ткани, пусть ребенок трогает их. Отдельно положите второй комплект таких же тканей, предложите малышу найти пары к каждому кусочку.
2. Волшебный мешочек. Показывайте ребенку предметы и складывайте их в мешочек. Это могут быть пуговицы, деревянные геометрические фигурки, пластмассовые колечки от пирамиды и т. д. Возьмите пуговицу, покажите ребенку.Скажите: «Смотри, какая красивая пуговица, подержи ее».После бросьте ее в мешочек со словами: «Смотри, она прыгнула, давай ее найдем». Пусть ребенок ищет предмет, запустив ручку в мешочек и опираясь только на ощущения. Если найдет, пусть расскажет о его свойствах – гладкий, твердый и т. д.
3.Игры с жидкостями: налейте в стаканчики различные вещества – сироп, мед, варенье, растительное масло, гель, шампунь, молоко. Не наливайте большое количество. Будет достаточно и трех капель.Предложите ребенку окунать по очереди пальчик в каждый стакан и называть свойства: липкое, вязкое, жидкое, жирное и т. д.
4. Игры с крупами. Насыпьте разные крупы в тарелочки. Пусть ребенок их трогает, перебирает пальчиками, смотрит, чем они отличаются. Спрячьте в крупу небольшую игрушку. Предложите ребенку найти ее. На крупе можно и порисовать пальчиком. Игры с крупами развивают мелкую моторику рук малыша.
5. Тактильный коврик.Для этого сшейте небольшие мешочки и набейте их разными наполнителями: крупой, макаронами, бумагой, целлофаном. Ребенок может не только потрогать, но и ходить по нему ножками.
6. Тактильные аппликации.Для этого можно взять разный материал: кусочки кожи, бумагу, палочки, спички, скорлупки, листья и т. д. Предложите ребенку намазать лист клеем и выкладывать эти кусочки в хаотичном порядке. Не ограничивайте малыша ни в чем, пусть творит так, как ему хочется.
7. Аппликации с крупой. Для этого вам понадобятся готовые шаблоны картинок. Намажьте их клеем, и пусть ребенок посыпает в середину картинки крупу.
Хочу предложить Вам сделанную мной тактильную аппликацию в виде картины по произведению А. С. Пушкина «Золотая рыбка».В работе я использовала следующие материалы: морской песок, измельченные ракушки, веточки и семена растений, листья и травинки. Для создания фона обыкновенные цветные карандаши и аппликацию героя сказки.
Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой. Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности.
Дидактические игры для развития мелкой моторики и тактильных ощущений Я работаю воспитателем на группе раннего возраста. Эти дидактические игры я изготовила сама для развития мелкой моторики и тактильных ощущений.
Дидактические пособия для развития тактильных ощущений и мелкой моторики рук Дидактические пособия для развития тактильных ощущений и мелкой моторики рук. Для детей 1 года – 3 лет В раннем возрасте основной деятельностью.
Консультация для родителей «Влияние тактильных ощущений на развитие речи» Консультация для родителей: «Влияние тактильных ощущений на развитие речи». Не обязательно быть специалистом в области детской психологии.
Мнемотаблицы как средство развития памяти, логического мышления и связной речи дошкольника Маслова Екатерина Мнемотаблицы как средство развития памяти, логического мышления и связной речи дошкольника «Детский сад № 117» г. Курск,.
Пособие «Детский хоккей» для развития речевого дыхания и тактильных ощущений Автор: Монахова Екатерина Анатольевна воспитатель Место работы: МОУ Гимназия 18 им. В. Г. Соколова (группы детей дошкольного возраста) г.
Дидактические пособия для развития мелкой моторики и тактильных ощущений детей раннего возраста Я работаю воспитателем в первой младшей группе. Эти дидактические игры я изготовила своими руками для развития мелкой моторики и тактильных.
Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений у дошкольников посредством игр и упражнений на развивающем тренажёре бизиборд Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных.
Развитие мелкой моторики как средство развития речи дошкольников Развитие мелкой моторики как средство развития речи дошкольников. Содержание Содержание….2 Введение…. 3.
Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений детей раннего возраста Мы не только созерцаем этот мир, слышим его звуки, пробуем на вкус, но и ощупываем всё руками. Детям раннего возраста просто необходимо.
Выступление на семинаре «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей» Выступление: на тему: «Развитие мелкой моторики как средство развития речи» Подготовила Шишмарёва Ирина Владимировна воспитатель второй.
Сенсорно-двигательные игры для детей дошкольного возраста
Юлия Шабалина
Сенсорно-двигательные игры для детей дошкольного возраста
Сенсорно-двигательные игры для детей дошкольного возраста
Известно, в раннем возрасте у ребенка закладываются такие важные качества, как моторная ловкость, сенсомоторная координация, чувство равновесия, соразмерность и целенаправленность движений и др. Современная педагогика формирование этих качеств связывает с физическим воспитанием. Общее развитие ребенка раннего возраста невозможно без базового телесного ощущения самого себя.
В авторских разработках и в народной педагогике представлено множество игр, позволяющих в наглядно-образной форме целенаправленно формировать у детей собственный пространственный образ. Часть из них известна как потешки и пестушки. Они непременно сопровождаются как ритмичными стихами или песенками, так и движениями (касание, поглаживание, похлопывание, качание, подбрасывание). Некоторые из игр предполагают подражающие жесты и движение в кругу. Игры эти в явной, очевидной для малыша форме предъявляют образцы осмысленных и понятных ему движений и побуждают к их воспроизведению. Внешнее и внутреннее уподобление, проигрывание своего действия становятся условием его чувствования, осознания. Такие игры можно назвать сенсорно-двигательными.Им присущи следующие черты:
• рифмованный текст или песенка, которые создают целостный образ и эмоциональный фон;
• ритмичные движения,в которых присутствует чередование контрастов: быстро–медленно, высоко–низко, далеко–близко, крепко–нежно и т. д. ;
• повторы, предполагающие различные качества и вариации движений;
• эмоциональное напряжение и расслабление по ходу развития сюжета, которые малыш переживает вместе с близким взрослым.
К каждой игре даны пояснения или особые указания о том, что именно она развивает и как связана с формированием пространственно-двигательного образа себя. Однако, прежде чем перейти к их описанию, остановимся на некоторых организационных моментах.
Целесообразно заранее предусмотреть размещение стульев в какой-то одной стороне группового помещения и значительное свободное пространство в центре группы. Это позволит вначале рассадить детей, а потом, не отвлекаясь на перестановку, перейти на свободное место для проведения подвижной части игры. Такой подход организует малышей, упорядочивает их внимание, ориентирует на предстоящие события, помогает им сконцентрироваться.
Маленькому ребенку, чтобы он мог сосредоточиться на действиях и не мигрировать по группе, необходим ориентир, определенное место в пространстве. Таким ориентиром служит стул. В дошкольном же возрасте ребенок постепенно становится способным все более управлять собой, находить и удерживать свое место в кругу. Поэтому со временем дети вполне могут рассаживаться в круг на полу. Итак, для начала всем детям, независимо от возраста, лучше располагаться на стульях – ставим стулья в правильный полукруг с небольшим интервалом (в один стул). Такое расстояние создает детям достаточное пространство для жестов и обеспечивает внимание благодаря близости ведущего, сидящего здесь же, в кругу. Что важно? Чтобы взрослый, не прерывая игру, имел под рукой необходимый материал, если таковой предусмотрен. Для этого он заранее все подготавливает и располагает в шаговой доступности, накрыв лоскутом ткани.
Сенсорно-двигательные игры по своему содержанию охватывают самые разные сферы. В первую очередь способствуют развитию целенаправленного внимания, познавательной сферы, поскольку несут богатый образный материал. Кроме того, содержание игр является основой для развития воображения и мышления.
Таким образом, сенсорно-двигательные игры оказывают целительное, корректирующее воздействие на детейс особенностями развития: робкому, малоподвижному, заторможенному помогает пробудиться и раскрыться, а расторможенному, невнимательному, агрессивному — овладеть собой.
Вниманию педагогов, предлагаю несколько игр, адресованы они детям 2-4 лет. В зависимости от зрелости их внимания и поставленных задач занятие может продолжаться от 10 до 15 минут. Достоинство предложенных игр в том, что они не отличаются статичностью, неизменностью. У педагога есть возможность найти или придумать нечто свое.
Цель игры: развитие пространственного восприятия.
Материал: белая ткань (плотное полотно, игрушка – медведь.
Ход игры
Взрослый считалкой выбирает ребенка-водящего. Водящий получает игрушку, приседает на корточки. Со словами «Это медвежья берлога» взрослый накрывает водящего тканью и предлагает детям, взявшись за руки, хороводом идти вокруг «берлоги», напевая трехстишие.
Спит в своей берлоге.
Хоть в лесу все тихо,
Но ты смотри получше,
Потому что чутко спит
Он под сосной колючей.
На слог чей дети выставляют ногу вперед, поближе к берлоге, но так, чтобы не потревожить медведя. А водящий, находясь в берлоге, должен дотронуться игрушечным мишкой до чьей-либо ноги. Тот, кто попался, принимает роль обитателя берлоги.
«Как на тоненький ледок».
Цель: развитие произвольного управления собственным телом.
Материал: бубенчики, нанизанные на цветные ленты, веревки или длинные полосы ткани (для каждой пары).
Ход игры
Первая часть («Одевание») – дети сидят на стульчиках, затем разыгрывается подвижная часть.
1. Наденем на ножки теплые сапожки. Этот с правой ножки, этот с левой ножки (плотно гладим ногу от носка к колену).
2. Подтянем штанишки (подтягиваем одежду на поясе).
3. Наденем пальтишки (гладим одну руку от запястья к плечу, затем другую).
4. Пальтишки меховые (обнимаем себя крепко).
5. И шапки пуховые (двумя руками обхватываем голову).
6.И застегнемся: Вот так, вот так! (Ритмично, по центру груди касаемся тела пальцами, будто отмечаем пуговицы.)
Пуговка к пуговке в ряд.
Что ж, готовы? Это дело!
И пойдем гулять мы смело!
Дети встают, переходят на свободное место, образуя пары. Каждая пара – «лошадка» и «всадник». На «лошадке» (она стоит впереди) «упряжка» с бубенчиками. Лошадка начинает движение медленным шагом, выразительно поднимая колени. В такт ей двигается»всадник». Движения выполняются на мотив русской народной песни.
7. Как на тоненький ледок (идем медленно, высоко поднимая колени)
Выпал беленький снежок.
8. Выпал беленький снежок (шаг ускоряем, ехал Ванечка – дружок.
9. Ехал Ваня, поспешал (подскоки).
10. Со добра коня упал (падаем на пол и, лежа, замираем).
11. Он упал и лежит (расслабляемся на 10-30 секунд). Никто к Ване не бежит.
12. Две подружки увидали (садимся, подставляя ладонь ко лбу, смотрим как бы под козырек, прямо к Ване подбежали.
13. На коня Ваню сажали (встаем, берем за уздечку «лошадку», в путь – дорогу провожали.
Песенка повторяется в более интенсивном исполнении 2-3 раза.
14. Как поедешь ты, Иван (грозим друг другу пальцем). Не смотри по сторонам! А смотри под ножки (обеими руками указываем под ноги, на белые дорожки!
Цель: восприятие пространства тела и пространства окружения, развитие умения сохранять равновесие во вращении, находить баланс в движении.
Материал: корзинка, наполненная осенними листьями.
Ход игры:
1. Маленькие ножки шли по дорожке (на каждый слог передвигаемся короткими шагами).
2. Большие ноги бежали по дороге (на каждый слог большой шаг).
3. Бежали по лесочку (останавливаемся и поворачиваемся лицом к центру круга).
4. Скакали по кочкам (прыгаем на месте, 2-3 раза).
5. Прибежали во лесок. Ой! (Встаем на одну ногу, вторую подгибаем.) Потеряли сапожок (сохраняем равновесие, потеряли, потеряли, потеряли сапожок.
6. Заглянули под пенек (опускаем глаза, смотрим вниз). Вот он, вот он, сапожок! (Радостно крутим перед собой ножкой.)
Цель: учить сохранять равновесие, управлять своим шагом. Способствовать восприятию пространства тела и пространства окружения
Материал: большой лоскут ткани, лоскуты серо-голубой ткани.
Ход игры:
1. Солнышко ясное по небу ходило, солнышко ясное все лето светило (ведем хоровод).
2. А осень настала (останавливаемся, поворачиваясь к центру).
3. Светить перестало (приседаем на корточки).
4. Спряталось от нас. Где оно сейчас? (Наклоняемся к коленям, прикрыв голову руками.) Отдыхает от забот (пауза в покое, замираем на10-20 секунд, пока дождик льет и льет.
5. Кап-кап-кап-кап! (Очень медленно и тихо постукиваем по очереди указательными пальцами левой и правой руки.) Дождик, дождик, кап-кап-кап! (Увеличиваем темп и громкость.) Ты не капай сильно так.
6. дождик-дождик льется (всеми пальцами стучим, чередуя правую и левую руки, в руки не дается.
7. Дождик-дождик-дождик льет, (ладонями поочередно, громко хлопаем по полу) и гулять нам не дает.
8. Очень мокро под дождем! (Прекращаем стук.) Побежим скорее в дом! (Растягиваем ткань — это крыша. Под ней прячутся и ведущий, и дети. «Слушаем» тишину.)
9. Вот и дождик прошел, можно пойти гулять, прыгать, бегать и скакать!
Примечание. Игру можно закончить свободным бегом по скамейкам-мостикам, мешочкам-кочкам; под мостиками и кочками расстелить лоскуты серо-голубой ткани (лужи и ручьи). Ходить так, чтобы не «замочить ножки»
Цель: восприятие окружающего пространства и самих себя в этом пространстве. Развитие равновесия, координации, ловкости, внимания, зрительно-пространственной ориентации.
Ход игры
Дети сидят на стульчиках, затем в соответствии с сюжетом перемещаются на свободное пространство.
1. В нашем маленьком домике (кладем голову на колени, закрываем глаза) в колыбельке спят детишки.
2. Вот с кровати кувыркнулись (согнутыми в локтях руками крутим перед собой катушку).
3. Быстро-быстро все проснулись (руки на колени ладонями вверх, бодрый взгляд).
4. Нос, лоб, голова (касаемся руками).
6. И глаза спрятались и нашлись (закрываем ладонями).
7. Плечики-плечики (плотно оглаживаем плечи).
8. Спинка и грудь (поглаживаем спину и грудь). Ты разбудить ничего не забудь!
9. Ручки хлопают, ручки хлопают (хлопаем).
10. А ножки топают, ножки топают (топаем).
11. Мы проснулись, потянулись.
12. Всем вокруг мы улыбнулись (смотрим в глаза друг другу, улыбаясь).
13. Наши ручки в пляс пустились (крутим согнутые в локтях руки, держа их перед собой).
14. Завертелись, закружились (руки полусогнуты в локтях, раскрытые кверху кисти поворачиваем в разные стороны).
15. На коленях полежали,
И на ножках побежали.
И за спинку убежали.
Где же, где же наши ручки? (Руки спрятаны за спиной.)
Вот-вот-вот-вот пляшут ручки! (Хлопки по коленям.)
Цель: восприятие окружающего пространства и самих себя в этом пространстве.
Материал: шест, на одном конце которого закреплены свободно свисающие яркие атласные ленты (карусель).
Ход игры
Ай люли-люли-люли, карусель стоит вдали! (Выносим в центр шест с лентами. Ведущий садится в середину круга и удерживает шест вертикально; дети разбирают ленты и держат их в правой руке.)
Еле-еле, еле-еле закружились карусели (ведущий одной рукой показывает направление; дети медленно двигаются по кругу по часовой стрелке).
А потом, потом, потом (шаг ускоряется)
А потом скорей-скорей (шаг переходит в бег,
Все быстрей-быстрей-быстрей (ускорение по тексту).
Все быстрее, и быстрее, и быстрее, и быстрей!
Тише-тише! Не спешите! (Бег замедляется, переходит в шаг.)
Карусель остановите! (Останавливаемся.)
Повторить 1-2 раза, меняя направление.
Раз-два, раз-два, карусели отдохнуть пора!
Дидактические игры для детей дошкольного возраста 1. «Игра разложи по цвету». Материал: 2 прозрачных ведёрка с цветным дном красного и жёлтого цвета (можно использовать и другие цвета).
Игры для детей дошкольного возраста Пузырь Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.
Психологические игры для детей дошкольного возраста ОБЗЫВАЛКИ Цель игры: научить детей понимать других людей, относиться к ним с большим вниманием и уважением. Возраст: от 5 лет. Ход игры.
Игры и упражнения с песком для детей дошкольного возраста [Игры и упражнения с песком для детей дошкольного возраста. 1. Упражнение «Здравствуй, песок!» Цель: снижение психофизического напряжения.
Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Игры на развитие звуковысотного слуха Птицы и птенчики Ход игры: У каждого ребенка.
Народные подвижные игры для детей дошкольного возраста Игры на находчивость, быстроту и координацию Горелки Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии пары шагов стоит.
Рекомендации для воспитателей и родителей воспитанников «Двигательные игры-разминки» Предлагаемые игры-разминки могут проводиться в помещении и на свежем воздухе,как в детском саду,так и в домашних условиях во время выполнения.
Театрализованные игры для детей дошкольного возраста ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 1. АССОЦИАЦИЯ Дети сидят в кругу. Ведущий предлагает слово, например «сосулька», следующий игрок.