что такое таклид в исламе
Что такое таклид в исламе?
Что такое таклид в исламе?
Таклид (или подражание) – это следование в религиозных вопросах предписаниям ученых и муфтиев какого-либо мазхаба. Возник таклид во втором веке хиджры: тогда люди обращались к ученым за помощью в решении вопросов касательно религии, права.
Мукаллиды – мусульмане, не имеющие должных знаний в юридических или правовых вопросах и следующие предписаниям ученых.
На сегодняшний день существуют четыре мазхаба :
Все они получили названия от имен своих основателей. По основным вопросам все мазхабы совпадают, что составляет около 75 %, различия заключаются в деталях.
Таклид в исламе – действие, обязательное для каждого мусульманина.
Таклид, или какому мазхабу подражать.
Мусульманин в праве самостоятельно выбрать один мазхаб, а затем следовать ему. Также разрешено переходить в другие мазхабы. Для того, чтобы следовать иному мазхабу, необходимо соблюдение некоторых условий:
И сунниты, и шииты считают таклид обязательным в правовых вопросах, в юридических и в толковании исламских практических заповедей. В суннитском мазхабе следуют таклиду ученого, которого уже нет в живых (вышеперечисленны четыре мазхаба).
Таклид ал-хасс можно разделить на три вида:
Сегодня многие считают, что можно, прочитав Коран, сделать самостоятельные выводы и придерживаться их. Но разве можно прийти к верному заключению, не имея определенных знаний? Тем более, полагаться на их правильность, прочитав приблизительный перевод Корана. Не стоит забывать, что исламские ученые посвятили века на «расшифровку» указаний Корана.
Пожалуйста, сделайте репост данной статьи. Спасибо!
Куфр нововведения и таклида в религии
Понятия нововведения и таклида имеют между собой много общего, поэтому мы разберем их в рамках одного вида куфра.
Таклид и нововведения могут иметь 3 положения:
Во всех остальных вопросах, которые не разъясняются подробно в Кур’ане и Сунне и относятся таким образом к мирским вопросам, делать таклид или привносить нововведения можно.
В качестве наглядных примеров можно привести путешествие на самолете (нововведение в мирском вопросе) или следование за рекомендацией врача, не прося у него доказательств от Аллаха и Его посланника ﷺ (таклид в мирском). В подобных ситуациях обычно недопониманий не возникает, однако путаница может появиться в менее очевидных случаях.
Так, многие мусульмане путают средства к распространению или объяснению религии с самой религией. Например, книги по тафсиру Кур’ана содержат в себе аяты и хадисы пророка, которые являются Откровением, но вместе с тем содержат и объяснения ученых, которые уже не являются частью религии и могут быть правильными или неправильными.
В качестве другого примера можно привести иджтихад ученого в вопросе, относительно которого нет прямого указания в Кур’ане и Сунне.
Относительно двух последних приведенных примеров можно сказать, что тафсир (объяснение ученого) или его иджтихад можно принять без доказательств (сделать таклид) или дополнить (сделать в них нововведение) в случае, если такой тафсир и иджтихад не противоречат Кур’ану и Сунне в понимании сподвижников.
Ещё одним хорошим примером может послужить оценка мухаддисом достоверности хадиса. Иснад (цепочка передатчиков) хадиса — не является Откровением от Аллаха, а заключение мухаддиса о непрерывности иснада будет его иджтихадом. Таким образом, мы можем сделать таклид относительно оценки достоверности хадиса и в этом не будет никаких проблем.
Аллах говорит в Кур’ане:
أَمْ لَهُمْ شُرَكَاءُ شَرَعُوا لَهُم مِّنَ الدِّينِ مَا لَمْ يَأْذَن بِهِ اللَّهُ
«Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах?» (42:21)
Также пророк сказал:
إنَّ كلَّ بدعةٍ ضَلالةٌ
« Поистине, каждое нововведение — это заблуждение! » (Абу Дауд 4607, Тирмизи 2676, Ибн Маджах 43, Ибн Хиббан 5).
Здесь имеется в виду именно нововведение в религию, что объясняется в другом известном хадисе:
مَنْ أَحْدَثَ فِى أَمْرِنَا هَذَا مَا لَيْسَ مِنْهُ فَهُوَ رَدٌّ
« (Если) кто-то внесёт в это наше дело (в Ислам) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто! » (Ахмад 6/146 и 270, Бухари 2697, Муслим 1718, Абу Дауд 4606, Ибн Маджах 14).
Так, например, нельзя принимать к себе в религию слова ученого, который утверждает, что совершая намаз, нужно делать то-то и то-то, если при этом он не ссылается на соответствующий аят или хадис пророка ﷺ.
Также нельзя принимать к себе в религию информацию о том, что молитва в какую-то определенную ночь имеет особый баракят или должна совершаться каким-то иным способом.
Это же касается любой информации, которую люди относят к Исламу, не ссылаясь при этом на слова Аллаха и Его посланника ﷺ.
Что касается таклида, то Аллах в Кур’ане приказал пророку сказать в качестве возражения людям писания следующее:
قُلْ هَاتُواْ بُرْهَٰنَكُمْ إِن كُنتُمْ صَٰدِقِينَ
«Скажи: «Приведите ваш довод, если вы говорите правду»» (2:111)
Вопросы нововведения и таклида взаимосвязаны ещё и потому, что именно по причине таклида, когда простые люди принимают себе в религию слова тех, кого считают знающими, и получили распространение всевозможные нововведения в Исламе.
Если каждый мусульманин начнет спрашивать довод, то ввести его в заблуждение станет гораздо труднее, а постоянное обращение к аятам и хадисам постепенно сделает его человеком, знающим свою религию.
وَقَالَتِ ٱلْيَهُودُ يَدُ ٱللَّهِ مَغْلُولَةٌ ۚ غُلَّتْ أَيْدِيهِمْ وَلُعِنُواْ بِمَا قَالُواْ ۘ بَلْ يَدَاهُ مَبْسُوطَتَانِ يُنفِقُ كَيْفَ يَشَآءُ
«Иудеи сказали: «Рука Аллаха скована». Это их руки скованы, и они прокляты за то, что сказали. Обе руки Его простёрты: Он одаряет, как пожелает» (5:64)
وَإِذَا فَعَلُواْ فَٰحِشَةً قَالُواْ وَجَدْنَا عَلَيْهَآ ءَابَآءَنَا وَٱللَّهُ أَمَرَنَا بِهَا ۗ قُلْ إِنَّ ٱللَّهَ لَا يَأْمُرُ بِٱلْفَحْشَآءِ ۖ أَتَقُولُونَ عَلَى ٱللَّهِ مَا لَا تَعْلَمُونَ
«Когда они совершают мерзость, то говорят: «Мы видели, что наши отцы поступали так. Аллах повелел нам это». Скажи: «Аллах не велит мерзость. Неужели вы наговариваете на Аллаха то, чего не знаете?»» (7:28)
وَلِلَّهِ ٱلْأَسْمَآءُ ٱلْحُسْنَىٰ فَٱدْعُوهُ بِهَا ۖ وَذَرُواْ ٱلَّذِينَ يُلْحِدُونَ فِىٓ أَسْمَٰٓئِهِۦ ۚ سَيُجْزَوْنَ مَا كَانُواْ يَعْمَلُونَ
«У Аллаха самые прекрасные имена. Призывайте же Его ими и оставьте тех, которые извращают Его имена. Они получат воздаяние за то, что они совершали» (7:180)
Хорошим примером нововведения, которое является куфром, может послужить обращение с мольбами к мертвым праведникам, которое практикуют крайние суфии, шииты-рафидиты и некоторые другие группы. Именно про таких Аллах сказал:
أَلَا لِلَّهِ ٱلدِّينُ ٱلْخَالِصُ ۚ وَٱلَّذِينَ ٱتَّخَذُواْ مِن دُونِهِۦٓ أَوْلِيَآءَ مَا نَعْبُدُهُمْ إِلَّا لِيُقَرِّبُونَآ إِلَى ٱللَّهِ زُلْفَىٰٓ إِنَّ ٱللَّهَ يَحْكُمُ بَيْنَهُمْ فِى مَا هُمْ فِيهِ يَخْتَلِفُونَ ۗ إِنَّ ٱللَّهَ لَا يَهْدِى مَنْ هُوَ كَٰذِبٌ كَفَّارٌ
«Знайте же, верить в Аллаха полагается искренне, [не придавая Ему сотоварищей]. А те, которые взяли себе покровителей вместо Него, [говорят]: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе». Аллах рассудит их в том, в чём они были несогласны. Поистине, Аллах не ведёт верным путём тех, кто лжив и не верует» (39:3)
Делая таклид в подобных нововведених, которые являются куфром, человек также попадает в куфр и его невежество не служит ему оправданием :
وَقَالَ ٱلَّذِينَ ٱتَّبَعُواْ لَوْ أَنَّ لَنَا كَرَّةً فَنَتَبَرَّأَ مِنْهُمْ كَمَا تَبَرَّءُواْ مِنَّا ۗ كَذَٰلِكَ يُرِيهِمُ ٱللَّهُ أَعْمَٰلَهُمْ حَسَرَٰتٍ عَلَيْهِمْ ۖ وَمَا هُم بِخَٰرِجِينَ مِنَ ٱلنَّارِ
«Те, которые следовали за другими, скажут: «Если бы мы могли вернуться, мы отреклись бы от них, как они отреклись от нас». Так же Аллах покажет им их деяния, и это опечалит их. Им никогда не выйти из огня» (2:166)
Таклид
С точки зрения терминологии учёных Ислама, таклид — это следование в религии за кем-то без довода от Аллаха или Его посланника ﷺ.
Аллах приказал в Кур’ане:
ٱتَّبِعُواْ مَآ أُنزِلَ إِلَيْكُم مِّن رَّبِّكُمْ وَلَا تَتَّبِعُواْ مِن دُونِهِۦٓ أَوْلِيَآءَ ۗ قَلِيلًا مَّا تَذَكَّرُونَ
«Следуйте за тем, что ниспослано вам вашим Господом, и не следуйте за другими покровителями (аулия) вместо Него. Мало же вы вразумляетесь!» (7:3)
قُلْ أَطِيعُوا اللَّهَ وَالرَّسُولَ فَإِن تَوَلَّوْا فَإِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ الْكَافِرِينَ
«Скажи: «Повинуйтесь Аллаху и посланнику». Если же они отвратятся, то ведь Аллах не любит неверующих» (3:32)
مَّن يُطِعِ الرَّسُولَ فَقَدْ أَطَاعَ اللَّهَ وَمَن تَوَلَّى فَمَا أَرْسَلْنَاكَ عَلَيْهِمْ حَفِيظًا
«Кто повинуется посланнику, тот повинуется Аллаху. А если кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя их хранителем» (4:80)
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَلَا تَوَلَّوْا عَنْهُ وَأَنتُمْ تَسْمَعُونَ
«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и Его посланнику и не отворачивайтесь от него, пока вы слышите» (8:20)
وَمَن يُطِعِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ يُدْخِلْهُ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ وَمَن يَتَوَلَّ يُعَذِّبْهُ عَذَابًا أَلِيمًا
«Кто подчинится Аллаху и Его посланнику, того Он введет в Райские сады, в которых текут реки. А кто отвернется, того Он подвергнет мучительным страданиям» (48:17)
И аятов с подобным смыслом в Кур’ане много.
Господь Миров приказывает мусульманам следовать за Откровением и подчиняться Ему безусловным подчинением, поскольку только Он имеет право устанавливать положения в религии:
إِنِ الْحُكْمُ إِلَّا لِلَّهِ
«Хукм (в религии) принадлежит только Аллаху» (12:40)
Точно также мы обязаны подчиняться и Мухаммаду ﷺ, что обусловлено его статусом посланника Аллаха:
وَمَا يَنطِقُ عَنِ الْهَوَى
إِنْ هُوَ إِلَّا وَحْيٌ يُوحَى
«Он не говорит по прихоти. Это — всего лишь внушаемое ему Откровение» (53:3-4)
مَّن يُطِعِ الرَّسُولَ فَقَدْ أَطَاعَ اللَّهَ وَمَن تَوَلَّى فَمَا أَرْسَلْنَاكَ عَلَيْهِمْ حَفِيظًا
«Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху. А если кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя их хранителем» (4:80)
Помимо Аллаха и пророка, который говорит о религии только по Откровению, никто не имеет права привносить что-то в религию от себя.
Если кто-то намеренно припишет к Аллаху или отнесет к Исламу то, чего не было ниспослано в Откровении, то совершит тем куфр, как об этом сказал Всевышний:
فَوَيْلٌ لِّلَّذِينَ يَكْتُبُونَ ٱلْكِتَٰبَ بِأَيْدِيهِمْ ثُمَّ يَقُولُونَ هَٰذَا مِنْ عِندِ ٱللَّهِ لِيَشْتَرُواْ بِهِۦ ثَمَنًا قَلِيلًا ۖ فَوَيْلٌ لَّهُم مِّمَّا كَتَبَتْ أَيْدِيهِمْ وَوَيْلٌ لَّهُم مِّمَّا يَكْسِبُونَ
«Горе тем, которые пишут писание своими руками, а потом говорят: «Оно от Аллаха», — чтобы продать его задёшево. Горе им за то, что написали их руки! Горе им за то, что они приобретают!» (2:79)
وَلَا تَقُولُواْ لِمَا تَصِفُ أَلْسِنَتُكُمُ ٱلْكَذِبَ هَٰذَا حَلَٰلٌ وَهَٰذَا حَرَامٌ لِّتَفْتَرُواْ عَلَى ٱللَّهِ ٱلْكَذِبَ ۚ إِنَّ ٱلَّذِينَ يَفْتَرُونَ عَلَى ٱللَّهِ ٱلْكَذِبَ لَا يُفْلِحُونَ
«Пусть ваши языки не говорят лживо: «Это — дозволено, а то — запретно», — измышляя ложь на Аллаха. Поистине, измышляющие ложь на Аллаха не преуспеют» (16:116)
Если же кто-то сознательно примет себе в религию чьи-то слова, помимо слов Аллаха и Его посланника, то совершит тем самым ширк:
أَمْ لَهُمْ شُرَكَٰٓؤُاْ شَرَعُواْ لَهُم مِّنَ ٱلدِّينِ مَا لَمْ يَأْذَن بِهِ ٱللَّهُ ۚ وَلَوْلَا كَلِمَةُ ٱلْفَصْلِ لَقُضِىَ بَيْنَهُمْ ۗ وَإِنَّ ٱلظَّٰلِمِينَ لَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ
«Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах? Если бы не решающее слово, то их спор был бы уже решён. Поистине, несправедливым уготованы мучительные страдания» (42:21)
Из приведенных выше аятов можно сделать очевидные выводы:
• Доводом в религии Ислам является только Кур’ан и достоверная Сунна.
• Нельзя брать себе в религию слова людей, за исключением посланника Аллаха ﷺ.
• Если кто-то вам говорит (или же вы где-то прочитали) о каком-либо положении в Исламе, то нельзя брать эту информацию себе в религию до тех пор, пока вы не узнаете из какого аята или хадиса она взята.
Важно понять, что требование шариатского доказательства (довода) не является некорректным поведением или, тем более, оскорблением по отношению к обладателям знания, ведь именно это нам и приказано в Кур’ане:
فَسْـَٔلُوٓاْ أَهْلَ ٱلذِّكْرِ إِن كُنتُمْ لَا تَعْلَمُونَ
«Спросите у знающих Напоминание (ахлю-з-зикр), если вы сами не знаете» (16:43)
قُلْ هَاتُواْ بُرْهَٰنَكُمْ إِن كُنتُمْ صَٰدِقِينَ
«Скажи: «Приведите ваш довод, если вы говорите правду»» (2:111)
Аллах приказывает мусульманам спрашивать у знающих Откровение то, что они объяли знанием — шариатские доказательства, ведь нам не приказано следовать за мнениями людей, кем бы они ни были.
Каждый человек (в том числе и ученый) может ошибаться, поэтому мы принимаем слова обладателей знания, если они совпадают с доказательствами из Кур’ана и Сунны в понимании сподвижников, и не принимаем, если они по каким-либо причинам входят в противоречие с Откровением.
Такой подход гарантирует сохранение религии Аллаха в её первозданном виде и препятствует проникновению в Ислам мнений, которые не имеют отношения к Откровению.
Кроме того, именно посредством выяснения шариатского доказательства простые мусульмане постепенно изучают и запоминают Кур’ан и Сунну.
Человек рождается без знаний. Не каждому суждено стать ученым, однако каждый мусульманин должен изучить и знать доводы из Кур’ана и Сунны по вопросам, с которыми он на практике сталкивается в своей повседневной жизни.
Многие мусульмане, к сожалению, небрежно относятся к своей религии, по причине чего голословно причисляют себя к какому-либо мазхабу или ссылаются на слова ученого, не зная при этом, на основе каких шариатских доказательств эти слова были высказаны.
Подобный подход порицали и сами имамы мазхабов, побуждая людей узнавать довод и запрещая таклид.
Остается добавить, что хотя делать таклид в вопросах религии запрещено, нет ничего плохого в слепом следовании за знающими людьми во всех прочих мирских вопросах.
Так, например, получая рецепт от врача, мы не обязаны требовать обоснование целесообразности выписанных им лекарственных средств. Точно также мы можем сделать таклид за каким-либо иджтихадом ученого в случае, если относительно этого вопроса нет прямого шариатского доказательства.
Однако в религии мы должны следовать только за доказательствами от Аллаха и Его посланника, а поэтому обязаны изучать их посредством обращения к обладателям знания. Подобное усердие в обучении является обязательным (уаджиб), как об этом сказал посланник Аллаха ﷺ:
طَلَبْ العِلْمِ فَرِيضَةٌ عَلَى كُلِّ مُسْلِمٍ
« Приобретение (основ шариатского) знания является обязанностью каждого мусульманина! » («Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» № 3914).
Таклид в Коране
Provides a service for Muslims to ask advice of experts in belief and practice
Исламский информационно-образовательный портал
Улуль Амр (обладающий влиянием) – это мусульманский правитель, по мнению одних, и, по мнению других, это ученые религии. Второе объяснение от Джабира ибн Абдуллаха и Абдуллаха ибн Аббаса, рахимахумаЛлах (этот тафсир Абдуллаха ибн Аббаса передает Муъамия ибн Салих от Али ибн Талха, рахматуЛлахи алейхим аджмаин, Ибн Джарир 5, стр.88). Цепь передатчиков является достоверной (Аль-Иткан,80): Муджахид, Ата ибн Абу Рабах, Ата ибн ас-Саъиб, Хасан аль Басри, Абу аль-Алия и многие другие, рахматуЛлахи алейхим аджмаин.
Имам Рази, рахматуЛлахи алейхи, предпочел это толкование, сославшись на множество аргументов. Он сказал:
Лицемеры в Медине распространяли слухи касающиеся войны и мира. Некоторые простые мусульмане попали в их ловушки, и начали передавать другим то, что слышали. Это создавало атмосферу нопределенности. Данный аят указывает мусульманам не делать этого, а обратиться к улуль амр с вопросом о том, что они узнали. Знающие среди них хорошо изучат данный вопрос и дадут им правильный ответ.
Хотя этот аят был ниспослан о конкретной ситуации, принципы его толкования основываются на общих установках и правилах, заложенных в аяте. Соответственно, этот аят велит нам обращаться к людям, специализирующимся в изучении религии и следовать согласно их дедукции. Это и есть таклид. Имам Рази, рахимахуЛлах, писал про этот аят:
Мы ясно дали понять ранее, что: «Опора ставится на общие слова аята, а не на отдельное положение, для которого он был ниспослан». Таким образом, из аята мы получаем принцип, согласно которому люди, не обладающие знаниями, должны следовать тем, кто знает. Это и есть таклид.
Хатиб Багдади писал, отвечая на вопрос «для кого обяателен таклид?», что «это те люди, которые не знают методов выведения шариатских решений. Им приказано делать таклид за учеными и следовать по этому пути, потому как Аллах говорит: «Спросите обладателей Напоминания»».
ТАКЛИД
А. Значение ат-таклид и аль-иттибâ’
ат-Таклид происходит от килâда (ожерелье), в языке имеет значение «надевать ожерелье«. Согласно терминологии законоведов ат-таклид означает «действовать, не зная довода в соответствии со взглядами, мыслями и иджтихâдом другого, подражать ему».
ат-Таклид в убеждении (и’тикâд):
За исключением нескольких, ученые аль-калâма утверждали, что таклид непозволителен в вопросах и’тикâда, поскольку в Исламе наука, знание, исследование поощряется, а невежество, подражание, слепая вера не приветствуется. В качестве примера можно привести значения некоторых аятов и хадисов:
“Неужто знающие подобны незнающим?” [[205]]
“Только те из слуг Его, которые обладают знанием, страшатся Аллаха” [[206]]
“Которые прислушиваются к Слову, а потом следуют лучшему из него” [[207]]
“И отворачивайтесь от невежественных” [[208]]
«Когда творят они неподобное, то говорят: «Наши отцы делали то же, и Аллах призывает нас к тому же». Скажи: «Воистину, Аллах не призывает к неподобному»» [[209]]
“Представьте доказательства, если вы правдивы” [[210]]
“И не следуйте тому, о чем нет у вас знания” [[211]]
“Наущайтесь же, о, имеющие глаза” [[212]]
“Учение является обязанностью каждого мусульманина” [[213]]
Если так, то каждый человек, опираясь на рациональные и традиционные доводы, найдет Аллаха и уверует в Него. Поэтому не будет приемлемым для каждого человека принять веру только потому, что кто-то другой говорит и верует. Согласно Абу аль-Хасану аль-Аш’ари, вера мукаллида (подражающего) непрочна. Конечно же, трудно принять правильность этой мысли, поскольку Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), принимал веру таких людей и не требовал от них доказательства. По этой причине суннитские âлимы считали веру мукаллида (подражающего) крепкой, однако были уверены, что он грешен, так как отказался от предписанного религией мышления и суждения.
Ат-Таклид в деяниях (’амал):
Мнения ученых о допустимости таклида в отношении ’ибâдâт, му’амалâт и ’укубâт были различными. В этом вопросе можно выделить три категории: муджтахиды, мукаллиды (âлимы и муттаби’ун, неспособные к иджтихâду), ’авâм.
Выражаясь словами имама Шаукани,: ولهذا رسموه بأنه قبول قول الغير من دون مطالبة بحجة «…Они (ученые) его (таклид) определили как принятие слов другого человека без требования доказательства». Примерно такое же определение этому слову дали имамы Ибн Кудама в «Роудату ан-назыр» 3/1017 и Газали в «Аль-Мустасфа» 2/462)
Таклид следование мусульман предписаниям муджтахидов или муфтиев какого-либо мазхаба в вопросах, связанных с практическими предписаниями религии. Таклиду следуют те мусульмане, которые не разбираются в различных проблемах правового характера. Им достаточно спросить у знатоков исламского фикха (права) о решении тех или иных житейских проблем и следовать их словам. Тех мусульман, которые следуют таклиду называют мукаллидами.
СЛОВА УЧЕНЫХ О ТАКЛИДЕ
«Кто заявляет, что в религии нет места таклиду, тот фасик перед Аллахом и Его Посланником, ибо из его слов вытекают уничтожение Сунны и наследия праведных предков (сахабов и табиинов), опустошение Сунны и знания, претензии на свое индивидуальное мнение, новшество и расхождение. А мазхабы и мнения, которые я упоминал, – всѐ это Ахлю-с-Сунна Валь-Джама’а, люди хадиса, которые донесли до нас знания и у которых мы черпали это знание. Мы брали от них хадис, изучали Сунну. Они имамы и люди, достойные доверия, достойные, чтобы за ними следовали и брали их суждения. Они не были сторонниками нововведений. Это люди, которые были до вас, так что следуйте за ними, обучайтесь и обучайте. И от Аллаха тауфик.»
(Абу Яъля, «Табакат аль-Ханабиля», том 1, с. 31.)
Сказал шейхуль Ислам Ибн Теймия:
«Что касается Малика, Шафии, Суфьяна, Исхака бин Рахавейха, Абу Убайды, то Имам Ахмад во многих местах говорил, что недозволено, ученому (муджтахиду) способному на истидляль, делать им таклид и говорил: «Не делайте таклид мне! Не делайте таклид ни Малику, ни Шафии, ни Саури». В то время как он любил Шафии и хвалил его, и любил Исхака и хвалил его. Так же он хвалил Малика, Саури и других имамов. И повелел аввамам (простолюдинам) спрашивать фатвы у Исхака, Абу Убайды, Абу Саура и Абу Мусаба. И запретил ученым из числа своих сподвижников, таким как Абу Дауд, Усман бин Саид, Ибрахим Аль Харби, Абу Бакр Аль Асрам, Абу Зура, Абу Хатим Ас Сиджистани, Муслим и другим, делать таклид за кем-либо из ученых и сказал: «Берите из основ, из Книги и Сунны»».
«Аль Фатава аль Кубра»
الفتاوى الكبرى » 5/98
Сказал Ибн Кудама аль-Макдиси :
وأما التقليد في الفروع فهو جائز إجماعاً فكانت الحجة فيه الإجماع ولأن المجتهد في الفروع إما مصيب وإما مخطىء مثاب غير مأثوم بخلاف ما ذكرناه فلهذا جاز التقليد فيها ، بل وجب على العامي ذلك وذهب بعض القدرية إلى أن العامة يلزمهم النظر في الدليل في الفروع أيضاً ، وهو باطل بإجماع الصحابة
«Что касается таклида в вопросах фикха, то это является дозволенным по единогласному мнению ученых. Доводом этому является иджма, поскольку муджтахид в фикхе, прав или ошибся получает вознаграждение и не ему записывается грех (за ошибку) в отличие от того, что было упомянуто. И поэтому дозволено делать таклид (в фикхе), более того, это является обязательным для простолюдина. Некоторые кадариты утверждали, что на простолюдине также лежит обязанность искать довод в фикхе, однако это является ложным по единогласному мнению сподвижников».
Сказал имам Ибн Таймиййа:
Затем: обязан ли каждый следовать за конкретным имамом в наставлениях и облегчениях? Два пути. Эти пути упомянули последователи Ахмада и Шафиъий.
Однако обязательно ли это для масс? Большинство уммы на том, что иджтихад разрешён в общем; и таклид разрешен в общем. Не обязуют ижтихадом никого и не запрещают таклид. И не обязуют таклидом каждого и запрещают иджтихад.
И что иджтихад разрешён тому, кто в состоянии делать иджтихад, а таклид разрешён тому, кто не в состоянии делать иджтихад.
А тот, кто в состоянии делать иджтихад, может ли делать таклид? В этом есть разногласие. А правильным является то, что разрешается таклид там, где не может делать иджтихад: либо при равенстве доказательств либо из-за нехватки времени для иджтихада, либо при непроявлении довода ему; ибо там, где он не может – спадает с него обязанность в том, что не может и переходит к замене и это – таклид, как, например, если бы не мог найти воду для омовения.
Также простой человек может делать иджтихад в некоторых вопросах где ему доступно, ибо иджтихад понятие делимое, и главную роль здесь играет возможность и невозможность: ибо человек в чем-то может, а в чём-то не может, но умение делать иджтихад не бывает без приобретения наук, которые дают знать искомое. По одному же вопросу из какой-то науки навряд ли можно делать иджтихад.
А Аллах субхьанахъу ва таъала знает лучше ».
Шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут сказал: “К вероубеждениям саляфов также относится то, что ни один из мусульман не обязан ограничиваться мазхабом определенного ученого. Он должен смотреть мнения всех мазхабов и опираться на тот, у кого (в данном вопросе) сильнее довод и принимать самое достоверное. А что касается простого человека, не разбирающегося в этом,[78] то у него нет мазхаба, его мазхаб – это мазхаб того, у кого он спрашивает”. См. “аль-Уаджиз фи манхаджи-ссаляф” 12.
78 На мусульманине, который не обладает знаниями и который на начальном пути Ислама, нет греха за следование определенному ученому, как сказал шейх ‘Абдуль-Къадир. Он также говорил: “Мазхабом простого неграмотного мусульманина является мазхаб его имама, и то, что он следует за этим имамом, является естественным, ибо ничего другого ему не остается делать. Что же касается того, кто находится в начале пути требования знания и не может отличать сильные мнения от слабых, то он поступает в соответствии с тем, что слышит от своего шейха. Если же это укрепившийся требующий знания, который изучил фикъх и узнал доказательства всех имамов, то в этом случае он может отличить сильное мнение от слабого. И мое мнение состоит в том, что такому человеку не дозволено слепо следовать мазхабу (такълид)”. См. “аль-Му’джамуль-джами’ фи тараджимиль-‘уляма уа талябатиль-‘ильм аль-му’асырин”.
Однако необходимо, чтобы мусульманин, не обладающий знанием, спрашивал и следовал за тем ученым, кто является наиболее знающим и благочестивым. И не дозволено ему, оправдываясь своим незнанием, следовать за тем, чьи мнения соответствуют его страстям. Об этом говорили многие ученые, среди которых аль-Хатыб аль-Багъдади, имам аш-Шатыби и др. См. “аль-И’тисам” 2/861.