что такое таджвид и махарадж в исламе
Тажвид
‘Таджви ́д (араб. تجويد , абджадия 423) — это наука, посредством которой достигается правильное чтение Корана, что исключает искажения смыслового значения.
Содержание
Таджвид словами ученых
Таджвид имеет следующее определение:
Таджвид – это наука, через которую узнают, как давать каждому звуку должное и полагающееся по артикуляции и её свойствам.
اَلتَّجْوِيدُ عِلْمٌ يُعْرَفُ بِهِ إِعْطَاءُ كُلِّ حَرْفٍ حَقَّهُ وَمُسْتَحَقَّهُ مَخْرَجًا وَصِفَةً
Не нужно думать, что таджвид существует для того, чтобы усложнять произношение – напротив, он предназначен для исправления чтения Корана и произношения букв именно так, как это делал пророк. По этому поводу имам Джазарий сказал:
Таджвид – это не жевание языка, не гортанные звуки, не искривление челюсти, не содрогание голоса, не удлинение удвоения, не прерывание долготы, не звонкость чтения в нос и не сжатие буквы «ра»…
ليس التجويد بتمضيغ اللّسان ولا بتقعير الفم ولا بتعويج الفكّ ولا بترعيد الصوت ولا بتمطيط الشدّ ولا بتقطيع المدّ ولا بتطنين الغنّات ولا بحصرمة الراءات.
Суть таджвида – в освоении произношения арабских звуков в вариантах их классической (коранической) фонетики посредством махража.
Махраж – это использование установленных механизмов произношения каждого звука и ее вариантов, позволяющих достигать должного звучания.
Изхар
Аль-Изх ́ар(الاظهار) — это (араб. ясное чтение ) когда каждая буква произносится чисто, без носовогой гнусавости. Если после нун сакина или танвина стоит буква изхара, то это правило изхара.
Буквы изхара.
Калькаля
Буквы Калькаля
Всего букв калькаля 5: ﻕ ﺩ ب ﺝ ﻁ. Все они используются в слове قًطْبُ جَدٌّ
Степени калькаля
Идг’ам
Идгам с гунной
Идгам без гунны
Правила чтения Корана (Таджвид)
Бисмиллáгьи ррахIмáни ррахIúм.
بِسْـــــمِ اللهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحِيمِ
§1. Введение.
Слава Аллаhу Всевышнему, Всемогущему, Господу миров.
Благословение от Аллаhа пророкам, исповедовавшим истинную религию Ислам. Приветствие и покой рабам Аллаhа, которые идут по пути ислама.
Милый читатель, Коран – это книга, автором которой является не человек, а творец всего сущего, речь (калам) Всевышнего Аллаhа ниспосланная им Пророку Мухаммаду (Да благословит его Аллаh и приветствует) через ангела Джабраила, и дошедшая до нас путем передачи из поколения в поколение.
Коран содержит 114 сур (глав), а суры состоят из аятов. Существует единогласное мнение ученых по поводу того, что в Коране больше 6200 аятов, тем не менее, на этот счет существует несколько различных мнений. В соответствии с кыраатом куфийцев в Коране содержится 6236 аятов; в соответствии с кыраатом мекканцев 6220; в соответствии с кыраатом сирийцев 6216; в соответствии с кыраатом мединцев 6210, 6214 или 6217 аятов; в соответствии с кыраатом басрийцев количество аятов в Коране равно 6204, 6205 или 6219. Одной из причин этих отличий являются разногласия по поводу того, где начинаются и где заканчиваются некоторые аяты. А эти разногласия в свою очередь возникли из-за различных риваятов, которые дошли до имамов кыраата. А различные риваяты появились вследствие того, что в разное время посланник Аллаhа (салаллаху алейхи ва саллям) по-разному читал эти аяты. Есть семь учений (школ), на которые учёные опираются при определении количества коранических аятов: аль-Маданий аль-Авваль, аль-Маданий аль-Ахир, аль-Маккий, аль-Басрий, ад-Дамашкий, аль-Хумси и аль-Куфий. К примеру, имам аз-Заракаши сказал: «В Священном Коране 6666 аятов» (в книге «Нихаят аз-Зайн шарх куррат аль-Айн», 1/8 стр.).
Говоря о порядке расположения сур в Коране, востоковеды пишут, что в начале расположены более длинные, мединские суры, а в конце – в основном, короткие, мекканские. Но этот принцип расположения сур Корана часто нарушается. Востоковеды это объясняют случайными факторами. Между тем, в Коране нет ничего случайного. Попробуем построить самую обыкновенную математическую диаграмму. По горизонтальной оси (по оси “иксов”) расположим номера сур Корана от 1 до 114 (в Коране всего 114 сур), но только расположим их слева направо, поскольку так пишут арабы. А по вертикальной оси (по оси “игреков”) расположим количество аятов (стихов в сурах) от 1 до 286 (286 – самое большое количество аятов в одной суре). Далее обозначим точки пересечения номера каждой суры и количества аятов в данной суре. Например, 1-я сура имеет 7 аятов – это одна точка, 2-я – 286 аятов – это вторая точка и т.д. до 114-й – 6 аятов. Таким образом, получим множество точек на координатной плоскости. Но это не случайное множество точек, они образуют объемную каллиграфическую запись слова “Аллах” на арабском языке. А теперь пусть мучаются атеисты, агностики и все остальные недруги Ислама, придумывая “рациональное” объяснение этому факту. Какое жалкое это занятие – тратить время, дарованное Всевышним, на сокрытие Истины, придумывая для этого всякие ложные гипотезы!
Текст Корана для удобства делится на 30 джузов. Наиболее ценной сурой Корана является «Аль-Фатиха» (первая сура), наиболее ценным аятом – «Аят уль-Курсий», очень ценной также является сура «Ихлас».
В Коране приведены общие конституционные установки, он рассказывает о лучших сторонах и качествах человека, для того чтобы можно было следовать им, и худших сторонах, чтобы человек знал, чего нужно остерегаться.
Хадис гласит: «Лучший из вас тот, кто выучил Коран и обучил других», поэтому, постигнув ценность и величие Корана, мы должны знать правила и приличия его чтения. Ценность изучения и чтения Корана очень велика, поэтому перечислим некоторые из адабов (уважения), которые должны соблюдать изучающие и читающие Коран:
1. Первым и обязательным адабом является чтение Корана, с чистим намерением. Это намерение должно быть ограждено от мыслей о показухе, получить похвалу.
2. Запрещено прикасаться к Корану без полного или частичного омовения.
3. Для читающего Коран является сунной сидеть в чистом месте, в чистой одежде, повернувшись лицом в сторону Каабы.
4. Класть Коран на землю, даже если она чистая, является пренебрежением к нему. Сунна читать Коран, положив под него подушку или специальную подставку.
5. Запрещено переворачивать страницы Корана пальцами, смоченными слюной.
6. На полках, где лежат религиозные книги, Коран необходимо класть на самый вверх. На него ничего класть нельзя.
7. Заносить в туалеты или подобные грязные места любую бумагу с аятом из Корана или читать там вслух является запретным.
8. Перед началом чтения Корана является сунной произносить «Аýзуби-л-Лáhи мина ш-Шайтáни р-Раджúм» «Бисми-л-Ллáhи р-Рахмáни р-Рахúм» и завершать словами «Садакъа-л-Лáhу ль-Азыúм» после чего читают суру «аль-Фатиха».
9. Желательно читать Коран, не торопясь, спокойным голосом, осмотрительно, соблюдая все правила чтения нараспев, как он был ниспослан, ибо Всевышний Аллаh сказал: «И читай Коран чтением нараспев».
10. Лучше читать Коран по книге, чем наизусть, ибо этим добавляется служение наших глаз.
11. Перед чтением Корана желательно чистить зубы сиваком или полоснуть рот водой.
12. Если кто-то, читая Коран, услышит призыв к молитве (азан) или чье-то приветствие, он должен остановиться и выслушать призыв к молитве или ответить на приветствие, а потом продолжить чтение Корана.
13. В сердце у читающего Коран должно быть убеждение, что он сидит перед Всевышним Аллаhом и читает его речь.
14. При чтении Корана отвлекаться, смотреть по сторонам, разговаривать с другими людьми, думать о мирской жизни запрещено.
15. Читать Коран, написанный неарабскими буквами, является запретным.
16. Желательно читать Коран, соблюдая последовательность сур.
17. Тот, кто учится правильно читать Коран, не должен откладывать чтение из-за боязни сделать ошибку.
Каждая буква Корана, прочитанная нами на арабском языке даже без понимания смысла и значения слова священной книги, вносит огромный положительный потенциал в реестр дел, поступков мусульманина.
ИншаАллагь эта книга нам поможет научиться читать Коран правильно с тажвидом. Да благословит нас Аллаh на праведном пути. Амин.
Тажвид – это наука, посредством которой достигается правильное чтение священного Корана, что исключает искажения смыслового значения книги Аллагьа.
Суть тажвида – в освоении произношения арабских букв в вариантах их классической (коранической) фонетики посредством махража.
Махраж – это использование установленных механизмов произношения каждой буквы и ее вариантов, позволяющих достигать должного звучания.
§2. Арабский алфавит и письмо.
Арабские буквы различны по высоте и по расположению относительно линии строки. Мы будем соразмерять их с первой буквой арабского алфавита (алифом), которая представляет собой вертикальную черточку. Арабы пишут и читают справа налево, и арабская книга начинается там, где русская книга заканчивается.
В арабском языке нет главных и второстепенных, маленьких и больших букв. Все буквы имеют одинаковые значения. Арабский алфавит состоит из 28 согласных звуков.
§3. Твердые, мягкие и средние согласные.
Если средняя часть языка приподнята и приближена к твердому небу (средняя часть неба), то получается мягкий согласный, если же приподнята задняя часть языка к мягкому небу (задняя часть неба), то получается твердый согласный, промежуточное положение языка дает средний согласный. Это различие в положении языка можно проследить при произношении русских букв (ы) и (и), слогов (да) и (дя), кончик языка в обоих случаях занимает одно и тоже положение у верхних зубов. Окраска же (в первом случае – твердая, а во втором – мягкая). Арабский согласный (د) занимает промежуточное положение между русским твердым (д) и русским мягким (дь). Такие согласные мы будем называть (средними). Средние согласные имеют э – образный оттенок.
К твердым согласным относятся следующие буквы
(ق, خ, غ, ض, ص, ظ, ط).
§4. Краткие гласные и огласовки.
В арабском алфавите гласных букв нет. Для обозначения кратких гласных звуков служат значки, которые пишутся над или под теми согласными буквами, после которых они идут.
Краткий гласный звук (а) обозначающийся маленькой черточкой над согласной буквой называется (ﹷ) (фатхIа), краткий гласный звук (и) обозначающийся маленькой черточкой под согласной буквой (ﹻ) называется (кясра), краткий гласный звук (у) обозначающийся значком запятой над согласной буквой (ﹹ) называется (замма). Отсутствие гласного звука обозначается маленьким кружочком над согласной буквой (ﹿ) и называется (сукуном), где ( ـ) – условный согласный.
Итак, эти значки вместе с (алифом) (اَ, اِ, اُ) образуют гласные буквы (а), (и) и (у) и называются их огласовками.
§5. Графические формы букв арабского алфавита.
Из 28 согласных букв 22 буквы имеют четыре графические формы и соединяются в обе – левую и правую стороны, остальные шесть букв: ( ا) алиф, ( ر) ра, ( ز) за, ( ذ) зал, ( د) дал и ( و) вав в одну правую сторону и имеют две графические формы.
Каждая буква меняет свою форму в зависимости от ее положения в слове, таких форм четыре:
Читать Коран нужно правильно
Учебное пособие по чтению Корана
Арабский алфавит
Арабский алфавит состоит из 28 букв. Все они обозначают согласные звуки. (Некоторые включают в арабский алфавит и 29-ю букву – «Лам-алиф», состоящую из двух букв: «лам» и «алиф»).
По-арабски пишут и читают справа налево, и арабская книга начинается там, где заканчивается русская.
В арабском алфавите нет прописных (больших) и строчных (маленьких) букв.
Арабские буквы называют «алифами» по названию первой буквы алфавита.
В зависимости от положения в слове арабская буква имеет четыре формы:
1. Обособленная, то есть, не связанная с другими буквами, когда буква стоит обособленно.
2. Начальная – когда буква стоит в начале слова и связана с последующей буквой (только в левую сторону).
3. Серединная – когда буква стоит в середине слова и связана с предыдущей и последующей буквой (с обеих сторон).
4. Конечная – когда буква стоит в конце слова и связана только с правой стороны (то есть с предыдущей буквой).
Шесть букв арабского алфавита в левую сторону не связываются (то есть, эти буквы не связываются с последующей буквой). Их связывают только в правую сторону (то есть, с предыдущей буквой). Поэтому начальное очертание этих букв совпадает с обособленным, а серединное – с конечным. Следовательно, они имеют только две формы начертания. Вот эти буквы:
و ز ر د ذ ا
Краткие гласные
Краткие гласные в арабском языке обозначаются не буквами, а огласовками (харака), то есть знаками, которые ставятся над или под согласной буквой. В арабском языке три кратких гласных: «фатха» – а, «касра» – и, «дама» («зама») – у.
«Фатха» обозначается наклонной черточкой над буквой (َ), «касра» – наклонной черточкой под буквой (ِ) и «дамма» – значком, похожим на запятую, над буквой (чуть правее) (ُ). Обозначенные таким образом гласные читаются после согласной, над или под которой они стоят.
Сукун
Если после согласной буквы нет гласной, то над этой буквой ставят специальный знак – «сукун», в форме маленького кружочка (ْ)
Долгие гласные
В арабском языке кроме кратких гласных существуют и долгие гласные. Долгие гласные обычно произносятся примерно в два раза протяжнее кратких, но в некоторых случаях их произносят в четыре или шесть раз дольше кратких.
Для обозначения долготы гласных после согласной буквы, имеющей огласовку, пишут одну из этих трех букв ( ا و ى ), которые называются «харфу-ль-мада».
Сама «харфу-ль-мада» в таком случае огласовку не имеет и обозначает только долготу предшествующего гласного.
Долготу огласовок «фатха» обозначают с помощью буквы ا («алиф»), «касра» – с помощью буквы – ى («йа»), «дамма» – с помощью буквы ﻭ («вав»).
Долгота или краткость гласного имеет важное значение в арабском языке, в зависимости от этого меняется смысл слов. Поэтому при чтении необходимо тщательно соблюдать долготу или краткость гласного.
Ташдид
В арабском языке существуют также удвоенные согласные. Удвоенным может быть любой из 28 согласных звуков. Удвоение согласного звука обозначается не двумя буквами подряд, как в русском языке, а с помощью специального значка (ّ), имеющего название «шадда(тун)». Этот значок ставится над согласной буквой. Само удвоение же в арабском языке имеет название «ташдид(ун)».
Огласовки «фатха» и «дамма» пишутся над знаком удвоения (то есть над значком «шадда» – ( دُّ), (دَّ )), «касра» же ставится, как обычно, под согласной буквой, но можно ставить её и под знаком «шадда» ( دِّ ).
Танвин
В арабском языке в некоторых случаях окончания «-ан», «-ин», «-ун» пишутся не буквами, а с помощью двойных значков «фатха», «касра» и «дамма» – (ً ), ( ٍ ), (ٌ ). Такое окончание имеет название «танвин» («танвин фатха», «танвин касра», «танвин дамма»).
Таджвид
Таджвид – это наука о чтении Корана. Другими словами, таджвид – это наука о махраджах и сифатах букв.
Во избежание ошибок при чтении Корана, стремясь к довольству Аллаха, каждый мусульманин должен стараться овладеть таджвидом.
Махрадж
Место образования, произнесения того или иного звука (артикуляция) называется махраджем.
В органах речи человека различают шестнадцать участков артикуляции (махраджа) арабских звуков.
1. В нижней части горла образуются ﻋ «hамза» («гьамза») и ( ه ) «ха» («hа»).
2. В средней части горла образуются ﺡ «ха» («хIа») и ﻉ «‘айн» («гIайн»).
3. В верхней части горла образуются ﺥ «ха» и ﻍ «гайн» («гъайн»).
4. Между основанием языка и верхней частью горла образовывается ﻕ «каф» («къаф»).
5. Между задней частью языка (чуть спереди от места образования «каф») и верхним небом образуется ﻙ «каф».
6. Между средней частью языка и нёбом образуются ﺝ «джим» («жим»), ﺵ «шин» и ﻱ «йа».
7. Между верхними коренными зубами (с одной стороны) и соответствующей боковой частью языка образовывается ﺽ «дад» («зад»). Струя воздуха между ними выходит под давлением, кончик языка при этом ничего не касается. Этот звук можно произносить как с правой, так и с левой стороны.
8. Чуть спереди места артикуляции «дад», между передней боковой частью языка и верхними дёснами (у основания зубов) образуется ﻞ «лам».
9. Между верхней частью кончика языка и десной над верхними передними зубами образуется ﻥ «нун».
10. Между верхней частью кончика языка и верхним нёбом – ﺭ «ра».
11. Между кончиком языка и основанием передних верхних зубов образуется ﻁ «та» («тIа»), ﺩ «даль», и ﺕ «та».
12. Между кончиком языка и средней частью двух передних нижних зубов образуется ﺺ «сад». Между кончиком языка и выше середины двух передних нижних зубов образуются ﺳ «син» и ﺯ «за».
13. Между кончиком языка и краями верхних передних зубов образуется ﺙ «са», ﺫ «заль» и ﻈ «за». Положив кончик языка, касаясь края передних зубов так, чтобы он выступал чуть-чуть, произносят ث «са»; убрав язык чуть-чуть назад, произносят ﺫ «заль», убрав язык назад ещё немного, так, чтобы передний край языка оказался наравне с зубами – ﻅ «за».
14. Между краями верхних зубов и верхней внутренней частью нижней губы образуется ﻓ «фа».
15. Между верхней и нижней губами, смыкая их, образуются ﺏ «ба» и ﻡ «мим».
Между вытянутыми вперёд губами (как при произнесении гласного – у) образуется ﻭ «вав».
16. Нижняя часть носовой полости. Там образуется так называемая «гунна» («гъунна») – назализация.
Кроме этих, есть ещё одно место артикуляций – эта полость горла и рта. Там образуются долгие гласные.
Сифаты букв
Сифаты – это признаки букв, то есть, особенности их произнесения. Буквы, имеющие общий или близкий махрадж, отличаются между собой с помощью сифатов каждой из них.
Например, буквы ﺝ, ﺵ, ي имеют общий махрадж (место произношения), отличаются они друг от друга сифатами.
Васлирование
В арабском языке существует так называемый определённый
артикль ﻝ ۱ [аль-], который ставится в определённых случаях перед словом и пишется слитно с ним.
Если слову, имеющему артикль, предшествует слово, оканчивающееся на гласный звук, и если эти два слова произносятся связанно, то есть, без паузы между ними, то гласный ۱ [а] в этом артикле не читается. То есть, после гласного предыдущего слова сразу произносится ﻝ [-ль-] артикля и далее слово, перед которым стоит артикль. Например, вместо [аль-китабу аль-кабиру] произносится [аль-китабу-ль-кабиру].
Такое связывание слов с выпадением гласного в артикле называется васлированием (от арабского слова [васлатун] – связь).
«Солнечные» и «лунные» согласные
Переднеязычные согласные звуки, которые произносятся с участием кончика языка, называются «солнечными», остальные арабские звуки называются «лунными». Из 28 арабских согласных 14 являются «солнечными» и 14 – «лунными».
«Солнечными» являются следующие согласные:
ﻝ ﻈ ﻄ ﺽ ﺺ ﺵ س ز ر ذ د ج ث ت
Уподобление [ль] артикля
Если артикль [аль-] стоит перед словом, которое начинается с «солнечного» согласного, то [ль-] артикля не произносится и «солнечный» согласный, с которого начинается слово, удваивается. Например, вместо [аль-дарсу] читается [ад-дарсу].
Вакфу (остановка, пауза)
Если после слова, которое оканчивается гласным звуком или танвином, делается некоторая пауза (остановка), то последний гласный звук или танвин усекается, то есть, не произносится. Например, пишется [наста‘ину], а читается [наста‘ин].
Если пауза делается после слова, которое оканчивается на «танвин фатха» и немой «алиф», то звук [н] «танвина фатхи» не произносится, а «фатха» становится долгой. Например, пишется [юсран], а читается [юсра].
Если пауза делается после слова, в конце которого стоит буква «та-марбута» с огласовкой (харакой), то окончание этого слова читается как ه [h], то есть, буква «та-марбута» с огласовкой (харакой) в этом случае дает звук [h]. Например, пишется [гъишаватун] [ غِشَاوَةٌ ], а читается [гьишавагь] [ غِشَاوَه ].
Гунна (назализация)
Мелодичный звук, образующийся в полости рта и носа называется гунной (гъунна). Гунна характерна двум звукам: ن م и
Ихфа’ (сокрытие)
Такое сокрытие «нуна» имеет название ихфа’.
Иклаб (превращение)
Если после сукунированного «нуна» ( ن ) или «танвина» (–ً ٍ ٌ ) следует буква ب [«ба»], то сукунированный «нун» или последний [н] «танвина» превращается в ﻢ «мим», то есть вместо [н] произносится [м], соблюдая назализацию (гунна) и сокрытие (ихфа’). Например, пишется [мин ба‘ди], а читается [мим ба‘ди].
Такое преврашение «нуна» в «мим» имеет название иклаб (икълаб).
Иддигам (удвоение, ассимиляция)
Если после сукунированного «нуна» ( ن ) или «танвина» (ً ٍ ٌ –) следует одна из этих шести букв: ﻱ ﺮ ﻡ ﻝ ﻮ ﺏ с огласовкой, то вместо сукунированного «нуна» или последнего [н] «танвина» произносится та буква, которая следует за этим «нуном». То есть, при этом следующая после «нуна» буква удваивается, а «нун» исчезает. Например, пишется [мин раббихим], а читается [ми-р-раббихим].
Такая ассимиляция «нуна» последующей буквой имеет название иддигам (иддигъам).
Изхар (выявление)
Такое выявление «нуна» имеет название изхар.
Калкалат (спертоголосость)
Калкалат (къалкъалат) – это некоторое колебание звука, происходящее во время его произношения, когда буква, обозначающая этот звук, сукунирована (имеет сукун).
Спертоголосных звуков пять: ﻕ ﻄ ﺩ ﺝ ﺏ
Исти‘ла’
Материалы по теме:
Книги:
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Что такое «таджвид», и обязательно ли мусульманину соблюдать эти правила?
Буквально «таджвид» означает улучшение и совершенствование. Если вы делаете что-то с таджвидом, это означает, что вы пытаетесь сделать это максимально качественно и в совершенном виде.
Этот термин используется для обозначения науки, связанной с правильной рецитацией и произношением слов и аятов Корана.
Связь между буквальным значением слова и использованием термина ясна: таджвид – это наука правильного произношения и слов и рецитации аятов Корана, целью которой является совершенствование и улучшение качества чтения слов Священной Книги.
В виду стремительного распространения Ислама в его первые столетия, особенно среди неарабов, мусульманские ученые сочли необходимым установить ряд правил, которые служат ориентиром для изучающих Коран. Таким образом, таджвид был ориентиром для людей, которые хотели научиться правильно читать его и декламировать.
Однако неправильно утверждать, что Коран может быть изучен самостоятельно, только на основе знаний таджвида. Наличие компетентного наставника при изучении и заучивании Корана – необходимое условие. Уникальная система изучения Корана на основе иснада продолжала оставаться общепризнанным способом обучения студентов чтению Корана и обучения их таджвиду.
В основе системы изучения Корана на основе иснада лежит практика заучивания полного текста Корана наизусть от начала до конца, в соответствии со всеми правилами таджвида под руководством квалифицированного и сертифицированного наставника.
Затем наставник, после ряда испытаний, подтверждает квалификацию своего ученика и выдает ему сертификат, который называется иджаза. В иджазе, как правило, перечисляются наставники в науке изучения Корана, начиная от Посланника Аллаха (мир ему). Эта непрерывная цепь преемственности знания, восходящая к Пророку (мир ему) называется иснад.
Ученые дают следующее определение науки таджвид:
Под этим понимается, что необходимо учитывать произношение букв самих по себе, а также их произношение в зависимости от букв, которые приходят в слове за или перед ними.
Любая книга по таджвиду начинается с введения, разъясняющего значение и стили чтения Корана, предпосылок правильного чтения, постановлений исламского права о соблюдении таджвида при чтении Корана и типов чтения с точки зрения скорости.
Основная часть книги по таджвиду, как указано в приведенном выше определении, связана с правильным произношением Корана. Более подробно правила чтения Корана рассматриваются в следующих разделах:
1. Правила артикуляции (Махаридж аль-хуруф)
2. Качества и характеристики букв (Сыфат аль-хуруф)
3. Другие правила таджвида, связанные с существенными изменениями некоторых букв из-за их места в слове или окружающих их букв, такие как правила согласных «нун» и «мим» (ахкам ан-нун валь мим ас-сакина) и типы удлиненния гласных (правила «мад»).
Студенты, изучающие арабский язык знакомы с этими правилами по курсу фонетики. Например, правило «идгам» похоже на фонетическое понятие ассимиляции.
По мнению мусульманских ученых изучение науки таджвид является обязательным, поскольку об этом в Коране сказал Всевышний Аллах: «…и читай Коран размеренным чтением». (Сура аль-Муззаммиль, аят 4)
В этом аяте говорится, что чтение Корана должно быть смиренным, преисполненным размышления, с обязательным соблюдением всех правил таджвида – удлиняя и укорачивая гласные там, где это требуется. Этот аят дает четкое указание и не предполагает двусмысленности.
Имам ибн аль-Джазари, один из ранних ученых науки таджвид, сказал в своей знаменитой книге «аль-Мукаддима»: «Каждый мусульманин обязан знать правила таджвида. Коран ниспослан с таджвидом, поэтому человек, игнорирующий правила таджвида при чтении, совершает грех».
Некоторые ученые, однако, считают, что следовать правилам таджвида рекомендуется (мустахаб), а не обязательно (ваджиб), если слова произносятся правильно с точки зрения арабского языка и, конечно, исключены ошибки. Тем не менее, мусульманин должен стремится улучшать свое чтение Корана.
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Тот, кто читает Коран, являясь искусным в этом, будет с благородными и покорными писцами (ангелы – «кираман катибин»), а тому, кто читает Коран, запинаясь и испытывая при этом затруднения, уготована двойная награда». (Бухари, Муслим)
Всевышний Аллах через таджвид сохраняет и защищает Коран от любого рода фальсификаций. Листая книги по таджвиду, мы убеждаемся, с какой тщательностью эта наука относится к вопросам правильного произношения и чтения отдельных букв и слов Корана.
Все это сделано с целью сохранить методологию чтения Священного Корана, соответствующую манере чтения Посланника Аллаха (мир ему). Благодаря этому, современные мусульмане читают Коран точно так же, как читали Пророк (мир ему) и его сподвижники.