что такое сюли на чеченском
Почему чеченцы называют дагестанцев сюли?
Как называют чеченцев дагестанцев?
Аух называли и называют акинцев-чеченцев кумыки. … Данный этноним отложился в топонимах „Акташ-Аух“, „Кишень-Аух“, „Юрт-Аух“, „Яман-су-Аух“ (ныне — в Казбековском и Новолакском районах РД).
Что означает слово сюли на чеченском языке?
А еще многие дагестанцы, особенно аварцы, жалуются, что чеченцы называют их «сюли» — что якобы значит «пастухи».
Как еще называют чеченцев?
В литературном чеченском языке самоназвание чеченцев во множественном числе — нохчий (чеч. нохчий [nwoxt͡ʃʰi:]) — «чеченцы», в единственном числе — но́хчо (чеч. нохчо [nwoxt͡ʃʰʊ̯o:]) или, иногда, — но́хчи (чеч. нохчи) — «чеченец», «чеченка».
В чем отличие дагестанцев от чеченцев?
Что касается чеченцев, то их главным внешним отличием от проживающих в Дагестане, считается цвет волос. Он варьируется от темно-русого до чернильно-черного, в то время как среди дагестанцев много людей со светло-каштановыми волосами.
Какой характер у чеченцев?
Они высоки ростом, очень стройны, физиономия их, в особенности глаза, выразительны. В движениях Чеченцы проворны, ловки, по характеру они все очень впечатлительны, веселы и остроумны, за что их называют французами Кавказа. Но в тоже время подозрительны, вспыльчивы, вероломны, коварны, мстительны.
Какие тейпы бывают у чеченцев?
Страницы в категории «Чеченские тайпы»
Кем были предки чеченцев?
В настоящее время, проследить истинные корни современных чеченцев и ингушей достаточно сложно. По мнению учёных, предками этих вайнахов можно считать древний народ – хурриты. В древние времена, вайнахов окружали влиятельные соседи, в лице хазар, аланцев, грузин и других народов.
Какая гаплогруппа у чеченцев?
Среди чеченцев наиболее распространенной является Y-хромосомная гаплогруппа J2 (56,7 %). Подавляющее большинство чеченских J2 принадлежит субкладу J2a4b (J2-M67). У чеченцев также встречаются другие гаплогруппы с меньшей частотой: J1 (20,9%), L (7,0%), G2 (5,5%), R1a (3,9%), Q-M242 (3%) и R1b-M269 (1,8%).
Почему называли чехами?
Лингвоним «чешский язык» является производным от самоназвания чешского народа Češi «чехи» (Čech «чех», Češka «чешка»). Слово «чех» образовано при помощи уменьшительного форманта *-xъ от праслав. *čel-, отражённого в словах *čelověkъ и *čelędь, то есть внутренняя форма этого слова — «член рода».
Кто такие Даги?
Даги — жена монгольского хана Дармабалы, мать Хайсана и Аюрбарибады. Даги — одна из рас в вымышленной вселенной Звёздных войн. Да́ги — неофициальное название выходцев из Дагестана.
Какой цвет волос у дагестанцев?
Цвет волос: чёрные (53,49 %), тёмно-русые (30,23 %), светло русые (16,28 %). Характерны тёмные, светлые и смешанные цвета глаз.
Публикации
При этом, уважаемый Деньга не объяснил значение этого слова с точки зрения чеченского языка. В ответ на мнение Д. Халидова, не менее уважаемый мною чеченский политолог и общественный деятель Шамиль Бено, стал опровергать утверждения Халидова, приводя в ответ свои аргументы. Но как я уже отметил выше, ни тот, ни другой, не объяснили значения этого этнонима, что могло в некоторой мере прояснить ситуацию. То есть, дать ответ на вопрос: «Несет ли этот этноним, который чеченцы используют в названии дагестанцев уничижительный характер?» И это не удивительно, так как в чеченских словарях этимология данного этнонима никак не зафиксирована. В этой связи я решил поделиться своими размышлениями на данную тему, естественно не претендуя «на истину в последней инстанции», и не утверждая, как некоторые, что любая мысль, вышедшая «из под моего пера» претендует на научный труд. Это лишь мои размышления на заданную тему, как аналитика и публициста. В соответствии выше сказанным, прошу относиться ко мне и моему скромному труду весьма снисходительно, без грубостей и колкостей, что так свойственно интернет сообществу. Тем более, что вся та грязь выплескиваемая «негативаторами» из своих «ушат», сразу же, «по умолчанию», отправляется им обратно! Как говорится: «Кому надо, тот поймет»!
То, что Деньга Халидов не дает толкования этнониму «суьйлий», встречающемуся только в чеченской речи при обозначении дагестанцев, не удивительно, так как в чеченском языке нет его прямого перевода, по крайней мере, я лишь встречал некоторые попытки его интерпретаций, и то, в так называемой «народной этимологии». Действительно, как утверждает Деньга Халидов, у чеченцев термин «суьйлий», отчасти, имеет уничижительную нагрузку. Однако, именно в этом контексте этот этноним применялся какие-то 100 лет назад, и то не в отношении всех дагестанцев или аварцев, как это понимает Халидов, а некоторой части выходцев из Дагестана. В основном это были мастеровые и торговцы, занимавшиеся производством и сбытом медной посуды, тулупов из шкур и другие изделия. Вероятно, слово «суьйлий» имело какую-то связь или с местом их жительства (топоним села или района), или занятием (профессиональной деятельностью), заниматься которым у чеченцев считалось постыдным. К примеру, возможно «суьйлий» происходит от селения Кули, Кулинского района Дагестана, слегка измененной фонетикой. Так это или нет, нам еще предстоит выяснить.
Однако, нужно согласиться с Деньгой Халидовым в том, что какие-то 100 лет назад, этот этноним по большей мере являлся прозвищем с весьма негативным смыслом, хотя его значение нами до сих пор и не выяснено. И даже, какие-то 50-70 лет назад, назвать чеченца «суьйлий», даже если он действительно являлся представителем чеченского рода с дагестанскими корнями, было крайне не предусмотрительно и могло привести к конфликту или даже кровопролитию. В подтверждении сказанному, есть множество исторических примеров, которых здесь приводить не хочу, дабы не теребить былые раны. Однако, не называя имени, отмечу, что один из видных чеченских революционеров, который, якобы, погиб из-за его революционной деятельности, на самом деле был убит за это неосторожно брошенное слово в адрес своих односельчан.
Удивительно в этом термине «суьйлий» даже не этот факт, а то, что как рассказывал мне мой дядя Зиявуддин Алиев (брат моей матери) всю жизнь проживший среди чеченцев и очень уважаемый в своем селении человек, что никогда, ни в глаза не за глаза его никто не назвал «суьйлий».
Коль скоро мы коснулись темы «чистых» и «пришлых» чеченских тайпов, нужно сказать, что действительно среди современных чеченских родов есть тайпы, которые являются так называемыми «пришлыми» тайпами, то есть происходят от других соседних или дальних народов. Однако, это не означает, что ныне эти тайпы, которые своими корнями уходят в дагестанские, славянские или арабские племена не являются чеченскими тайпами.
К примеру, такие тайпы дагестанского происхождения, как «мелардой», «анди», «таркхой», «тундой» считаются пришлыми, хотя внутри себя они также делятся на тех, кто являются чеченскими «гарами» (ответвлениями), так и пришлыми «гарами», то есть, ветками дагестанского происхождения. В силу того, что эти тайпы, согласно чеченским обычаям принимались чеченскими родами и расселялись на их родовых землях, происходило смешение чеченских и дагестанских кровей внутри этих родов. Таким образом, в этих современных чеченских родах дагестанского или иного происхождения стал доминировать чеченский геном, что отчасти подтверждено генетическими исследованиями Пахруддина Арсанова.
Таким образом, мы можем согласиться с мнением Денги Халидова, что этноним «суьйлий», которым чеченцы называют сегодня всех дагестанцев, ранее, отчасти, носил уничижительный характер, но ныне в таком контексте он применяется крайне редко.
Но мы не можем согласиться с Деньгой Халидовым в том, что ранее под термином «суьйлий» чеченцы подразумевали только аварцев, для идентификации которых у чеченцев есть и другой этноним – «джай». Не кумыков, не андийцев и даже лакцев, ранее, чеченцы никогда «суьйлий» не величали, что вероятно говорит о том, что свидетельствует о том, это этноним «суьйлий» имеет этимологию не в этнической сфере, а профессиональной.
Однако, в определенный период времени, чеченцы почему-то стали называть «суьйлами», аварцев и частично андо-дидойцев, как сказано об этом в словаре Абу Исмаилова. Этот негатив, скорее всего, был вызван неприязненным отношением некоторой части чеченцев к политике Имама Шамиля и установленным им порядком царившем в Имамате. Тогда в некоторый период Имам Шамиль стал ставить «наибами» (управляющими) над чеченцами преимущественно выходцев из других народов. В основном это были аварцы, когда как их боевые отряды в основном состояли из андо-дидойцев, что естественно воспринималось чеченцами весьма негативно, как элемент недоверия. Да и шариатские нормы насаждавшиеся Шамилем в Чечне и Дагестане силой не всегда однозначно воспринимались местным населением, особенно среди чеченцев, которые больше привыкли жить в соответствии со своими нормами права – адатами. Но все выше сказанное, опять же, не раскрыло нам смысл и этимологию этого термина.
…Так что же кроется такого уничижительного в этом этнониме «суьйлий»?
Если, мы попробуем разобраться в этимологии этого этнонима с точки зрения чеченской морфологии (словообразования), то сразу возникает ассоциация с одной из дагестанских рек – Сулак. Возможно, ранее у чеченцев при упоминании реки Сулак возникали ассоциации со всеми жителями Дагестана. Однако, название реки Сулак не несет негативной нагрузки, и вероятно происходит от чеченского «сулу» – водопой, водозабор, место для купания коня, а «лак» возможно это искаженное чеченское «лой», которое, может означать принадлежность к горному народу.[2]
Тогда давайте постараемся найти его негативное значение в других языках мира, у которых, возможно, чеченцами был заимствован данный термин.
В этом случае нас ожидают некоторые интересные открытия. К примеру, в английском языке слово «суьйлий» весьма созвучно с фонетикой английского слова «слейв» («slave»), что значит «раб», но вероятность того, что чеченцы заимствовали этот этноним у англичан весьма мала.
Другим источником возможного происхождения этнонима «суьйлий» является грузинский язык, в котором «сулели» («sulelia») значит: бешенный, дурной, сумасшедший.
К чеченцам на поселение из дагестанских обществ так же приглашались строители-каменщики (строители башен), от которых происходят некоторые современные чеченские тайпы.
Вероятно, одной из таких профессиональных групп, которые приезжали на заработки к чеченцам являлись кожевники, которые занимались отделкой кожи и продажей готовых изделий из нее. Мне как сыну бывшего заготовителя «кожмехсырья», долгое время работавшего вместе с отцом в Щелковском районе Чеченской Республики, хорошо известно как пахнут люди все время имеющие дело со шкурами и их заготовкой, не говоря уже об их обработке. Запах овчины и шкур от постоянного контакта с ними, практически впитывается в кожу человека. И от этого запаха очень трудно избавиться даже если мыться каждый день дорогими мылами. И тем более не удивительно, что те, кто занимался отделками шкуры – скорнятским делом, были столь не популярны в Чечне. Среди чеченцев существует даже выражение: «Пахнуть как суьйлий», но это, как я уже сказал выше, не относилось к дагестанцам, как к народу, а относилось к представителям определенной профессии, так как слово «суьйлий» превратившееся сегодня в этноним, вероятней всего происходит от чеченского «силу» – дубитель, производными от которого являются слова: «силудан» – дубить кожу (шкуру); «силуниг» – дубленный.[3]
Вывод из выше сказанного, напрашивается сам собой: «Не все дагестанцы «суьйлий», и не все «суьйлий» одни дагестанцы»!
Что такое чеченский тайп? Какой тайп считается самым влиятельным?
Что такое чеченский тайп? Какой тайп считается самым влиятельным?
В современной Чечне насчитывается около 130 больших и малых тайпов, хотя некоторые кавказоведы утверждают, что их может быть более 300.
Свое название тайп получил либо от имени предка, либо по основной профессии его членов, либо по территории расселения.
Члены тайпов могут жить в разных уголках республики и даже не знать друг о друге. Но все равно принадлежность к определенному тайпу для чеченца важнее любого паспорта.
Чеченские тайпы издревле сгруппированы в 9 более больших единиц, тухкумов: Аккий, Мелхий, Нохчмахкахой (самый крупный, его еще называют, ичкерийцы), Терлой, Чантий, Чебарлой, Шарой, Шатой, Орстхой (карабулаки). Иногда, как об отдельном тухкуме чеченцы говорят об ингушах (гIалгIaй). Стоит отметить, что не все чеченские тайпы входят в тухкумы.
На гербе ЧРИ каждый звезда значила определенный тайп.
У каждого чеченского тайпа имеется старейшина, избираемый из наиболее уважаемых членов тайпа. У всех тайпов прежде существовал общий совет старейшин, называемый Мехк-Кхел.
У каждого тайпа была определенная территория и своя гора. Каждый тайп также имел либо свою башню, или другое строение, природный памятник, служивший убежищем (например, крепость, пещеру или скалу).
Внутри себя себя тайп делится на гары (роды). Но есть и гораздо более мелкое дробление.
В доисламские время каждый тайп имел свое божество. У каждого тайпа имеются свои праздники, обычаи и традиции, а также свое собственное кладбище. Тайп управляется советом старейшин и имеет право на кровную месть. Хотя последняя обычно ведется на уровне ца или дозал, дабы не привести к полномасштабной гражданской войне.
Кроме того, у чеченцев не приняты браки внутри тайпа. Считается, что лучше жениться/выходить замуж в других тайпах. При этом дети входят в тайп отца, а жена после смерти будет погребена на кладбище тайпа супруга.
Существует две группы тайпов: равнинные и горные (ламарой). Кроме того, сами чеченцы различают «чистые» тайпы и сюли тайпы (соьли тайпа). К последним относятся все тайпы, имеющие не чеченского предка.
В середине 19-го века насчитывалось около 135 тайпов, из которых 20 относились к «сьоли». Среди тайпов нечеченского происхождения есть те, где предками могли быть казаки, грузины, горские евреи, аварцы и т.д.
КАКОЙ ТАЙП САМЫЙ ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ
Самым влиятельным и сильным чеченским тайпом считается Беной. Это один из наиболее крупных тайпов, чьи представители (около 100 тысяч человек) живут по всей Чечне и за ее пределами.
Говорим по-чеченски, или Пять самых нужных фраз в Грозном
Сначала самый главный факт о чеченском языке: в 80% случаев чеченские слова читаются не так, как они написаны. То есть написание может быть очень заковыристым и сложным, а чтение — простым. Вот почему этот язык находится в списке самых нелюбимых дисциплин у чеченских школьников и по нему так тяжело получить пятерку.
Полезно также помнить, что в чеченском языке не говорят «вы». То есть так, конечно, могут сказать, если обращаются к группе людей, но к одному человеку — никогда. Так что, если вам будет резать слух чеченское «тыканье», не считайте это проявлением неуважения: в родном языке чеченцев просто нет такой формы обращения.
И еще один важный момент. Если в русском языке род выражается посредством окончаний, то в чеченском его помогает установить глагол-связка: «ву» — мужского рода, а «ю» — женского. Путать их очень нежелательно, особенно если вы обращаетесь к представителю сильного пола. Слово «ю» по отношению к мужчине употребляют, если хотят его оскорбить.
Впрочем, сегодня мы обойдемся самыми элементарными фразами без признаков рода.
Иллюстрация: Даня Берковский
«Добрый день!»
Пишется «Де дика дойла!», читается как [д’э д’ик дойл], причем первые два слова произносим вообще без ударения, а букву «о» в последнем тянем подольше, как если бы остальные гласные были нотами длиною в четверть, а эта — половинчатая нота. Буквально переводится как «Пусть будет хорошим твой день!»
Если дело происходит в темное время суток, лучше сказать «Добрый вечер!» — [с’ур д’ик йойл].
«Салам алейкум» тоже никто не отменял, но его говорят в адрес мужчин, хотя перевод фразы — «Мир тебе» — универсальный. Мягкую «л» во втором слове чеченцы «утвердили», и получается «салам алэйкум». Трудно представить? А послушайте Рамзана Кадырова. Вообще, любое совещание главы республики — хорошее подспорье в тренировке чеченской речи.
«Да» / «Нет»
«ХIаъ» — это «да». Выглядит пугающе, но читается просто — [ха]. Звук «хI» мало похож на русский [х]: он звучит свободнее, язык при этом расслаблен и не стремится к небу. Твердый знак произносится так, будто вы намеревались сказать «а», но передумали и резко остановились. Чеченское «нет» тоже выглядит страшновато: «хIанхIан», но читается гораздо проще — как «хаха», с ударением на первый слог.
«Извините»
«Бехк ма билла». Читается без конечной «а» в последнем слове. Буквальный перевод — «Не ставь в вину». Очень полезное выражение, которое прибавит вам сто пунктов в шкале воспитанности. В ответ может последовать длинная тирада, состоящая из слов одобрения и восхищения вашим воспитанием, на которую вы можете ответить «Нохчийн мотт ца хаъ» («Я не знаю чеченского языка»). Вы тут же увидите, как теплеет взгляд собеседника и он невольно проникается к вам уважением.
«Спасибо»
У чеченцев есть две формы выражения благодарности. В ответ на услугу они говорят: «Дела реза хийла» — [д’эл р’эз хийл]. (Вы ведь уже поняли, что гласные на конце чеченских слов не читаются? Но имейте в виду, что это касается только безударных.) Буквальный перевод этой фразы — «Да будет доволен тобой Бог». Благодарность за что-то материальное звучит по-другому: «Дала сагIа дойла» — [дал сах дойл] — «Да зачтет это тебе Всевышний как садака» (то есть милостыню). Это выражение уместно произнести, когда получаешь что-то в подарок или в ответ на оплаченный собеседником счет в ресторане или проезд в общественном транспорте.
Что такое сюли на чеченском
Senior
Группа: User
Сообщений: 934
Регистрация: 5.9.2008
Пользователь №: 592
Senior
Группа: User
Сообщений: 221
Регистрация: 1.1.2009
Пользователь №: 1117
Magister
Группа: User
Сообщений: 1561
Регистрация: 6.2.2008
Пользователь №: 77
амшенская хайка
Группа: Moderator
Сообщений: 13547
Регистрация: 1.11.2007
Из: Hamshen, Western Armenia
Пользователь №: 4
Ազատ Անկախ Հայաստան
Senator
Группа: User
Сообщений: 12901
Регистрация: 16.6.2008
Пользователь №: 386
Браво, Фрейзи.
Когда люди друг друга не слышат, бесполезно их предупреждать.
Senior
Группа: User
Сообщений: 221
Регистрация: 1.1.2009
Пользователь №: 1117
Древняя история чеченцев. Чеченцы (самоназвание «нохчи»)- один из древнейших народов мира со своим антропологическим типом и самобытной культурой. На Северном Кавказе – это самый крупный этнос (свыше 1 млн. чел.). К чеченцам очень близки по генотипу, культуре и религии их соседи ингуши. Вместе они образуют вайнахский народ, связанный кровным родством, общей исторической судьбой, территориальной, экономической, культурной и языковой общностью.
Вайнахи (чеченцы, ингуши) являются аборигенами Кавказа и говорят на нахском языке, входящим в северо-кавказскую группу иберийско-кавказской семьи языков. Чеченское общество исторически формировалось, как полиэтническое, оно постоянно впитывало в себя различные этнические элементы кочевых и соседских горских народов, об этом свидетельствует не вайнахское происхождение многих чеченских тейпов (родов).
История Чечни – это непрекращающаяся борьба против внешних врагов за свободу и независимость, чередование периодов существования государственности с периодами ее разгрома и новых попыток возрождения. В эпоху раннего средневековья (IV-XII вв.) чеченцам пришлось отражать экспансию Рима, Сасанидского Ирана, Арабского Халифата, Хазарского Каганата.
Раннеклассовые государственные образования на территории Чечни и Дагестана в IV-XII вв. в горах Чечни и Дагестана существовало «царство Серир», государственное образование раннеклассового типа; в равнинно-предгорной зоне Северного Кавказа сложилось Аланское полиэтническое раннефеодальное государство. Степные районы современной Чечни входили в состав Хазарского Каганата. Таким образом, уже в период раннего средневековья вайнахские племена вместе с родственными народами Кавказа предпринимают попытки создания государственности. Предки чеченцев принимали активное участие в политической жизни средневековой Грузии, Серира, Алании, Хазарии.
Трудный процесс формирования чеченской нации. В ХIII-XIV вв. чеченцы под напором татаро-монголов вынуждены были отступить в горы. В конце XIV в. войска Тамерлана разгромили существовавшее на территории Чечни государство Семсим, после чего наступил длительный период упадка. Физические, материальные и культурные потери вайнахского народа после нашествия Тамерлана были столь велики, что в очередной раз прервалась историческая связь времен и культур. После распада Золотой Орды чеченцы постепенно спускаются с гор и заново осваивают Чеченскую равнину. Чеченцы, испытав «все прелести» гнета иноземных властителей и своих феодалов, не приняли крепостнический путь развития, вместо этого на большей части территории Чечни возродился традиционный уклад жизни – вольные общества, где личная свобода была ограничена лишь строгими законами адата (родового права). С тех пор у чеченцев, принадлежность к племенной и феодальной знати была недостаточна для того, чтобы власть здесь стала наследственной. Индивидуализм, культ свободы, демократизм у вайнахов были развиты настолько сильно, что на определенном этапе развития эти достоинства народа обернулись против него же, стали тормозом самого процесса формирования нации. Не случайно, чеченские общества враждовали между собой и, боясь возвышения людей из своей среды, боясь создания института наследственной власти, на должность правителей приглашали представителей то кумыкского, то кабардинского княжеских родов, от которых при желании легко было избавиться (и избавлялись). Жизнь горцев во всем мире определяется большой изолированностью родов и общин, свободолюбием и воинственностью. Рабство и крепостничество не могут привиться в горских обществах, где каждый мужчина – воин. Феодалы могли распространить свою власть лишь на отдельные районы, а удержать ее было возможно только при добровольной поддержке свободного и воинственного населения. В горах интересы семьи, рода, общины чаще всего превалировали над общенациональными интересами, поэтому там трудно было создать устойчивое государственное образование.
Чеченское общество всегда было как бы «не государственным» этнократическим (от греческого etnos – обычаи). Существовала традиция проведения народных собраний, на них избирались временные предводители для ведения войны, управления обществами, но у вайнахов никогда не было царя. Проблема консолидации для них всегда была актуальна.
Senior
Группа: User
Сообщений: 221
Регистрация: 1.1.2009
Пользователь №: 1117
Равнина
С III в. до н. э. гегемония в степях Восточной Европы перешла от скифов к сарматским племенам, которые, как и их предшественники, были носителями иранских языков. Контакты сарматов с кавказцами прослеживаются уже с VI-V вв. до н.э. Но отношения эти были нестабильными ввиду отдаленности основных мест обитания кочевников. Курганы сарматов, относящиеся к V в. до н.э., обнаружены у села Гойты, на окраине станицы Червленой и в других местах. Многочисленны находки каменных изваяний, которые ставились скифами и сарматами на курганах как надгробные памятники. Основная их масса приходится на долину реки Аксай, уходя глубоко в горы.
Примерно с V в. до н.э. наблюдается проникновение сарматского этнического компонента в среду племен, расположенных в междуречье Терека и Сунжи, а также в более южные районы (Мескер-Юрт). Судя по археологическим материалам, это проникновение не носило характера завоевания с поголовным истреблением коренного населения
По сообщениям грузинской летописи «Жизнь Картлийских царей», «Дурдзук. был самым знаменитым среди сынов Кавкаса». Так древнегрузинский летописец пытался передать положение древневайнахского этноса в системе взаимоотношений Грузии с соседними народами. Та же летопись указывает, что первый царь Грузии, Фарнаваз, женился «на деве из рода Кавкаса дурдзуков». У дзурдзуков находит приют царь Картли, Саурмаг, изгнанный своими подчиненными. «Бежал Саурмаг с матерью и пришел в страну дурдзуков к брату своей матери». Здесь, в горах Чечни, он, сам дзурдзук по матери, собирает довольно сильное войско и возвращает с его помощью престол. «И никто не оказался в силах противостоять», — гласит летопись. За помощь, оказанную ему, Саурмаг передает своим новым союзникам обширный участок земель, раскинувшийся от Сванетии до Дагестана, где поселилась большая часть пришедших с ним горцев-вайнахов. Так передает летописец это: «. посадил в Мтиулети, от Дидоэти до Эгриси, которая есть Сванети. ».
В конце III — начале П вв. до н.э. отношения между горными вайнахскими племенами и Картлийским царством ухудшились. Произошел ряд военных столкновений, в результате которых Грузия была вынуждена закрыть горные перевалы системой укреплений.