что такое святой дух в православии простыми словами

Что такое святой дух в православии простыми словами

Не могли бы вы объяснить, что понимают под Святым Духом?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Святой Дух – третье Лицо Пресвятой Троицы. «Господь есть Дух» (2 Кор.3:17). О Божестве Его ясно говорится в Священном Писании. Псалмопевец Давид свидетельствует: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев» (2 Цар.23:2-3); «Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому Ты солгал не человекам, а Богу (Деян.5:3-4). Святой апостол Павел говорит: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор.3:16).

Святой Дух равен Отцу и Сыну. Спаситель, посылая учеников на проповедь, повелел им: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:19-20). Св. апостол Павел, заканчивая послание, призывает все три Лица Божественной Троицы: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор.13:13).

Мир сотворен при деятельном участии всех трех Лиц Пресвятой Троицы: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт.1:1-2); «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов.33:4).

Святой Дух все оживотворяет и освящает: «доколе не излиется на нас Дух свыше, и пустыня не сделается садом» (Ис.32:15). «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк.4:18-19); «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин.3:5-6).

Св. пророк Исаия называет семь дарований Святого Духа: «и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится» (11:2-3).

Духом Святым совершались все пророчества: «и найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними и сделаешься иным человеком» (1 Цар.10:6); «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоил.2:28).

Перед Своими крестными страданиями Иисус Христос обещает ученикам послать им Святого Духа, Которого называет Утешителем: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин.14:26). Это евангельское место очень ценно в богословском отношении, ибо показывает, что святые апостолы, как и пророки, писали по наитию Святого Духа.

Сошествие Святого Духа на апостолов в день ветхозаветной Пятидесятницы привело к рождению новозаветной Церкви (Деян.2:1-21). Благодатью Святого Духа совершаются все семь церковных Таинств.

Источник

Святой Дух в Писании и в нашей жизни

что такое святой дух в православии простыми словами. Смотреть фото что такое святой дух в православии простыми словами. Смотреть картинку что такое святой дух в православии простыми словами. Картинка про что такое святой дух в православии простыми словами. Фото что такое святой дух в православии простыми словами

Для чего мы ходим в Церковь? Чтобы иметь духовную жизнь. А что такое духовная жизнь? Не дерзая давать точный и полный ответ, скажем просто: это отношения человеческого духа с Духом Святым. Появление христианства ознаменовало начало качественно новой духовной жизни на земле – начало жизни в Духе.

Говорить о Святом Духе трудно, даже святые отцы прямо о Нем почти не проповедовали. Действительно, по сравнению с тем, что мы знаем об Отце и Сыне, в отношении Святого Духа есть некая тайна. Например, в Писании Он часто являет Себя скорее не как личность, но как сила (хотя мы исповедуем Святого Духа как Божественную Личность). Богословы пишут: Бог Отец и Бог Сын, условно говоря, уже исполнили Свою миссию по спасению людей, а Святой Дух продолжает действовать сейчас. Ныне Его время. Можно даже сказать, что мы живем в эру Святого Духа. Отношения же Святого Духа с человеком таинственны, прикровенны, неопределимы и до конца нам не понятны.

Страшно дерзать уверенно говорить на такую сокровенную и глубокую тему, но обсуждать то, что говорит Священное Писание о действии Духа в нашей жизни, мы можем. Надо сказать, подобных мест в Библии немало.

Например, Иоанн Богослов в одном из своих посланий пишет, как отличить Духа Святого от вражеского духа заблуждения: «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» (1 Ин. 2:3). Отсюда мы узнаем, где Духа Святого искать не следует. Его нет в тех учениях, которые не исповедуют Иисуса Христа как вочеловечившегося Бога. Например, у свидетелей Иеговы, считающих, что Христос – это архангел Михаил (удивительно, как можно отнять у Христа и Его Божество, и Его человечество!) Или в йоге и прочих оккультных учениях и практиках, игнорирующих Христа или отрицающих Его богочеловечество.

Нам это важно помнить, потому что мы иногда являем удивительную всеядность в духовной жизни. Есть множество людей, которым главное, чтобы было «духовно» – а каково качество этой «духовности», их не интересует. Но духовность бывает разная, так как действовать могут разные духи. Об этом и говорит Иоанн Богослов.

Другую важную вещь о Святом Духе сообщает нам апостол Павел. Он пишет, что Духа Святого имеет в себе каждый церковный христианин. Странное дело! – многие христиане отрицают это по ложному смирению, думая, что Духа в себе имели только праведники. «Святой Дух не может приблизиться ко мне, ибо я грешен», – говорят они. Само смирение похвально, но такая логика неверна. Если бы Дух Святой не нисходил к грешникам, Его просто не было бы в Церкви, ибо наша Церковь и есть собрание кающихся грешников. Бог дает благодать не по нашим якобы добрым делам, а по факту нашего пребывания в Церкви. Если ты крещен, миропомазан и тебя допускают ко Причастию, не смей говорить: я не знаю Духа Святого. Да, ты можешь выгнать Духа из своей жизни грехами, но не говори, что ты не знаешь Его, ибо Он приходил к тебе.

Вот что апостол сообщает об этом христианам: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»» (Гал. 4:6). «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1:21-22). И даже еще резче: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9).

Апостол Павел также пишет о том, что присутствие Духа Святого в нашей жизни должно заставить осознать нашу инаковость по отношению к миру. Христианин есть человек не от мира сего: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2:14-15). Не будем удивляться, что мир может не понимать нашего христианства. Христианин для мира есть инородное тело. Как соринка в глазу рождает слезы и боль, пока она не будет удалена, так и настоящий христианин в мире. Дух Святой не от мира сего, и мы, принимая Духа в таинствах Церкви, принимаем и Его неотмирность.

Для всякого церковного человека, имеющего в себе начатки Духа, дом – на небесах, а мы ужасно прилеплены к земле. Мы стараемся расположиться в этом мире так, будто мы здесь навечно. Хорошо бы нам даже в необходимой житейской суете никогда не терять чувство бездомности, естественное для всякого христианина! Как написано в «Послании к Диогнету» о христианах: «Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; участвуют во всем, как граждане, но все терпят, как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество и всякое отечество – чужая страна».

Святой Павел уточняет, что это чувство бездомности буквально должно мучить христианина. «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8:22-23). Всякий человек, имеющий начаток Духа, есть человек «стенающий и ожидающий Искупления». Кстати, этим объясняется, почему души гениальных, сверходаренных людей всегда разрывались от несказанной муки: они чувствовали свою инородность по отношению к миру. Именно отсюда томления души и трагедии жизни великих писателей, поэтов, художников, музыкантов. Дух домой просится! – вот причина всех этих трагедий. И чем больше даров Божиих, тем сильнее подобное чувство. О тоске по утерянному раю и пел наш талантливый поэт: «Дом стоит, свет горит, из окна видна даль. Так откуда взялась печаль? И вроде жив и здоров, и вроде жить – не тужить. Так откуда взялась печаль?»

Все мировые страдальцы, о которых нельзя говорить без слез, – Бетховен, Шуберт, Шопен, Гоголь, Достоевский, Ван Гог – крещеные люди. Феномен страдающего гения – явление христианского бытия. Здесь правит Дух, влекущий человека на Небо с такой силой, что человек едва ли не разрывается пополам и платит огромную цену за свои бессмертные произведения.

Писание также говорит нам, какими должны быть плоды Духа. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22-23). «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Еф. 5:9). Для чего нам дается Дух Святой и Его дары? Для жизни в Церкви, для работы над нашим спасением. Даются, чтобы преумножить их и принести к ногам Христовым плоды. Вспомним, что дерево познается по плодам, а дерево бесплодное срубают и бросают в огонь (см. Мф. 3:10). Всякий же плод требует труда. Поэтому, кстати, через неделю после Пятидесятницы Церковь предлагает верующим Петров пост. Исполнившись Духа Святого, мы должны приняться за серьезную работу по выращиванию плодов духовных.

Получив на праздничной Литургии дары Духа Божьего, стоит задуматься: что я с этим буду делать? Как использую драгоценный дар? Да укрепит нас Господь на всякое доброе дело и духовный труд для созидания нашего спасения, которое и даруется, и зарабатывается одновременно. Дух Божий, таинственный и непостижимый, Который «дышит, где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин. 3:8), да не отступит от всех нас.

Источник

Святой Дух, мы и злые духи

что такое святой дух в православии простыми словами. Смотреть фото что такое святой дух в православии простыми словами. Смотреть картинку что такое святой дух в православии простыми словами. Картинка про что такое святой дух в православии простыми словами. Фото что такое святой дух в православии простыми словами

От Духа Святого – жизнь нашего духа.

Не вдохнуть аромат всех цветов, не налюбоваться каждым восходом солнца, не обнять радости всех майских дней, не насладиться теплом любви самых близких – на земле всё кратковременно, быстротечно до боли. Душа жаждет полноты, насыщения – на земле не встречает этого.

Сокровенные глубины сердца, необъятные и бесконечные, – ибо душа призвана к вечности – насыщаются лишь Бесконечным, Необъятным. Дух человеческий увядает, лишенный Небесного Духа, Дыхания Жизни, Благого Утешителя.

Человек создан как храм Духа Святого

Какие же простые, но важные истины! Адам жил в Раю, и Рай жил в Адаме. Адам наполнял Рай доброй заботой, а Бог – несказанная Любовь, Жизнь, Благо – наполнял Адама благодатью Своей. Вспоминать об этом полезно, а стремиться к тому же – похвально.

Открываю Писание и вижу нечто удивительное:

«Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов 33: 4).

Оказывается, человек, каким он был создан, немыслим без Духа Святого.

«И вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2: 7).

Дыхание Жизни есть благодать Животворящего Духа, оживляющего всех и вся. Так говорят те, которые стяжали Духа Святого: преподобный Серафим Саровский, святители Афанасий Великий, Василий Великий, Игнатий (Брянчанинов)… Человек сотворен как обитель, храм Животворящего. Каждый из нас призван быть причастным Святому Духу. Наши души живы, пока причастны Дыханию Жизни!

Но вот послушаем преподобного Макария Великого:

«Нет иной такой близости и взаимности, какая есть у души с Богом и у Бога с душою. Бог сотворил разные твари, но ни в одной из сих не почивает Господь… Таково сродство Бога с человеком. Как небо и землю сотворил Бог для обитания человека, так тело и душу человека создал Он в жилище Себе… Посему душа осмысленная и благоразумная, обошедши все создания, нигде не находит себе упокоения, как только в Едином Боге. И Господь ни к кому не благоволит, как только к человеку».

«Тело и душу человека создал Бог в жилище Себе»

Собственно, Рай, о котором тоскуют все народы земли, есть не просто гармония богозданного мира – то есть того, что созерцается вовне. Рай и не только гармония душевно-телесных сил самого человека – то есть того, что внутри. Рай, прежде всего, есть причастие Духу Святому. И вот он, человек, каким его замыслил Бог, – душа и тело, преисполненные Духом Святым.

Представить это трудно, почти невозможно: мертвый не может понять живого, слепой – зрячего, плотской – духовного. Сокрыт от нас и весь ужас грехопадения, масштаб которого своим слабым рассудком мы вряд ли представим. Как высказался преподобный Нил Мироточивый, как только Адам согрешил, «мгновенно отступило от него сияние Солнца Солнцев, и Адам стал тьмою».

Грехопадение – в утрате Духа Святого

Вся суть грехопадения – в утрате Духа Святого. Словно оклад без святой иконы, словно сосуд без драгоценного мира, словно книга с пустыми страницами, человек обнажился, совлекся благодати Духа Святого. Сиявшее нетварным светом одеяние утрачено, и обнажилась собственная природная нагота.

Человек лишился Самого Дорогого, Самого Близкого, Того, Который роднее всех родных, родимее самых родимых. Сердце отвернулось от Животворящего, душа обнажилась боготканых одежд, покрывавших первозданного лучше, чем царские ризы.

И вот человек вне Рая, вне Царствия Духа Святого. Диким животным озирается он по сторонам, утратив благодать Животворящего. Зверообразие, оскал агрессии, мучительство по отношению к другим и мучение внутри самих себя – вот что такое история людей без Духа Святого.

И пусть простят меня за строгое высказывание, но без благодати Святого Духа человек – неполноценный, ущербный. Весь этот беспорядочно-суетный, уныло-недовольный, горделиво-надменный, завистливо-обиженный кокон нашей внутренней жизни даст отчетливый ответ на вопрос: кто стал человек без Духа Святого.

Плоть становится диктатором над душой: смертное командует бессмертным, тленное – нетленным

Без Его всеосвящающей благодати человек уподобляется животному, подчиняется физиологии, когда всё заполоняют инстинкты, позывы телесной природы. Так плоть становится диктатором над душой: смертное командует бессмертным, тленное – нетленным. Лишившись причастия Святому Духу, выйдя из повиновения Высшему, душа подчинилась низшему. И потому в Писании сказано: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть… И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6: 3, 5).

Если бы мы постигли весь трагизм греха, то вряд ли смогли бы жить. Боль об утраченном нестерпимо сокрушала бы сердце, а справиться с грехом не хватает нам сил. Но вот в повести Гоголя «Вий» излагается потрясающая, хотя и несколько жуткая истина. Храм, предназначенный для служения Богу, заброшен, запущен. В этой почерневшей, покрывшейся зеленым мхом церкви давно не совершалось никакого служения Богу. Нерадение привело к тому, что там, где должна сиять Божия благодать, поселилась нечистая, темная сила.

Человек – существо не только уникальное, но и в каком-то смысле трагичное. Человек способен стяжать Святого Духа, а значит – обрести обожение, ибо Святой Дух – Бог. Но человек же способен утратить Святого Духа, подпасть под влияние духов падших – злых, обольщающих, повреждающих.

Душа подобна сосуду, который не терпит пустоты. Если ум твой не наполнен добрыми мыслями, значит там – хаос и злоба. Если в сердце твоем не царит чистота, значит там разбойничают самые скверные чувства. Если душа не стяжала Духа Святого, она невольно подпадает под власть духов падших.

Человека определяет то, чему он причастен

Что ты воспринял в глубины сердца своего, то ты и есть. Чем напитал свою душу, то и живет в тебе

Человек всегда там, где его сердце. А сердце там, где его сокровище, что оно приняло для себя как сокровище. Что любит твое сердце? К чему стремится? В чем хочет иметь сокровище? Если хочет злобу копить, то что накопит в себе?

Живущая в душе злоба уподобляет человека «духам злобы поднебесным, мироправителям тьмы века сего» (ср.: Еф. 6: 12). Рыкая, диавол ищет, кого поглотить. И падшая душа, рыкая и ища кого поглотить, уподобляется падшим духам.

Вот какое удивительное наблюдение. Падшие духи злобой живут. И потому, где живет ненависть, нетерпимость, враждебность, там нет места Святому Духу. Такой человек – глубоко страждущий и глубоко несчастный, ибо сам себя мучает своей злобой.

Представим, что бесы материализовались бы, обрели земные тела и вторглись в мир земной. Какие монстры во плоти они оказались бы! Гордыня, коварство, хитрость, уничтожение всего вокруг… Но разве не таковы мы сами, лишенные Духа Святого? Кому же уподобляемся мы, когда носим в своих душах надменность, лукавство, двуличие?

Об этой трагедии плачут и кровоточат святые иконы, ибо человек утратил в своем поведении образ Господа. Созданный как святая икона, отражающий в себе лик Неизреченного Бога, человек перестал иконой быть. Плачут и сами люди. Плачут от утрат по причине чужой злобы, вторгшейся вулканом в нашу жизнь, а порой стремительной лавой уносящей жизнь наших близких. Плачут, надо сказать, и сами злодеи, ибо никто из совершивших зло еще не был счастлив.

Зачастую мы и становимся демонами во плоти, воплощаем зло своими делами. А если бы еще открылось пред миром всем, что носим мы внутри себя, если бы в один миг вскрылось содержание наших умов, сердец, душевных движений (да и не только душевных), то Солнце скрыло бы свет свой, планеты в страхе рассыпались, а Земля со стыдом улетела бы в открытый космос в неизвестном направлении. И то, что мир еще существует, есть величайшая милость Божия.

Куда бежать человеку от самого себя? Везде, где ты, там и то, что ты носишь внутри

Куда бежать человеку от самого себя? Везде, где ты, там и то, что ты носишь внутри. А что носишь внутри, то источаешь вовне. Дух человека сквозит в его речи, в его делах, в его отношении к людям, к природе, ко всему миру Божию.

Разве примут в Рай, в это Царство Святого Духа, того, кто сроднился с падшими духами? Как он вместе со своими демонами в Рай попадет?

Без благодати Духа Святого люди давно бы перегрызли друг друга, порушили бы всё живое и уничтожили самих себя. Безблагодатная жизнь есть саморазрушение. Если мы и не уничтожаем кого на деле, то в мыслях точно грызем, расправляемся, мстим, вершим свою «справедливость» до полного уничтожения тех, кого ненавидим. Такова безблагодатная жизнь – разруха, вражда, мстительность и в конечном итоге сплошное несчастье.

Но в сердце всё равно живет тоска по чистоте, любви, добру, искренности. Без благодати Святого Духа нет чистой любви, ни полноценной жизни, ни подлинного блага человека. И вот вся эта наша тоска по беззаветной чистоте, искренней правде, открытых и добрых отношениях есть жажда благодати Святого Духа. Ибо только Он преображает, исцеляет, воскрешает, только Он соделывает жизнь человека подлинной. Вся тайна спасения, весь секрет благополучия человека заключается в общности с Духом Святым.

На пути к Сошествию Святого Духа

«И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет» (Еккл. 4: 1). Пытались утешать душу философия и различные науки, искусство, политика и много всего прочего, в чем выразился беспокойный, отчаянный поиск отрады. Но душа, словно Иов своим друзьям, отвечает им: «Жалкие утешители все вы!» (Иов 16: 2). Кто утешит глубины страждущей, ослабшей от жизненных невзгод, превратностей мира и собственного неразумия души? «Об этом плачу я; око мое, око мое изливает воды, ибо далеко от меня утешитель, который оживил бы душу мою» (Плач. 1: 16).

Утешителя еще долго не было, а жизнь без утешения – не жизнь. Но вот настал момент, когда Господь Иисус Христос сказал:

«Приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит» (Ин. 15: 26).

Для утешения характерны мир и покой, тогда как для безутешности – внутренние терзания. Святой Дух Утешитель несет с Собой в душу мир, ибо возрождает к Райской гармонии.

Святой Дух являл Себя и в Ветхом Завете

Святой Дух являл Себя и в Ветхом Завете. Неисповедимыми, неведомыми нам судьбами осенял Он праведные души, избранные для служения Богу.

Его вразумлением Иосиф Прекрасный разгадал таинственный сон фараона. Вопрошая Иосифа, фараон искал человеческого: «Мне снился сон, и нет никого, кто бы истолковал его, а о тебе я слышал, что ты умеешь толковать сны» (Быт. 41: 15). Кроткий Иосиф ответил: «Это не мое; Бог даст ответ во благо фараону» (Быт. 41: 16). И когда прозорливо открыл он грядущее (семь лет изобилия и столько же – голода), фараон воскликнул: «Найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий?» (Быт. 41: 38). Прав был фараон, сказав Иосифу: «Так как Бог открыл тебе всё сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты» (Быт. 41: 39). Подлинная мудрость – от Духа Святого. И если не стяжал ты благодати Святого Духа, то никакая земная ученость и прожитые годы не приложат тебе мудрости.

Святой Дух вразумлял пророков. Собственно, Он и дает дар пророческий. Так, когда Моисей избрал семьдесят старейшин для помощи в управлении народом,

«сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать» (Числ. 11: 25).

Двое из сподобившихся дара, Елдад и Модад, пророчествовали в стане Израильском, и Иисус Навин, ревнуя, как бы не появилось помимо Моисея новых духовных лидеров, просил его запретить им, но Моисей сказал:

«О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!» (Числ. 11: 29).

Моисей жаждал схождения Духа Святого на всех в народе Божием. И надежда его спустя много веков исполнилась – в лице учеников Христовых, в лице всех, кто стал искренним чадом Церкви.

Где Святой Дух – там духовное видение. Он – Дух Истины, и потому пророчества от Него истинны и неложны. Ему не могут противостоять даже враги истины. Прорицатель Валаам, тот самый, которого призвал моавитский царь Валак проклясть Израиля и которого вразумила его же собственная ослица, и он неожиданно сподобился дара Божия. «И был на нем Дух Божий» (Числ. 24: 2), и пророчествовал он о грядущем Христе:

«Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Числ. 24: 17).

От Духа Святого – дар руководить и править теми, кто вручен твоему попечению. Как сказал Господь Моисею:

«Возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою… и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его всё общество сынов Израилевых» (Числ. 27: 18, 20).

Также про Гофониила, избавившего народ от чужеземного ига, сказано:

«На нем был Дух Господень, и был он судьею Израиля. Он вышел на войну, и предал Господь в руки его Хусарсафема, царя Месопотамского, и преодолела рука его Хусарсафема» (Суд. 3: 10).

Способность рассудительного правления – от Святого Духа. Им подаются и сила, мужество, дар ратного подвига

Способность рассудительного правления – не плод страстей и интриг, а дар Святого Духа.

От Духа Святого подаются сила, мужество и дар ратного подвига: «Дух Господень объял Гедеона» (Суд. 6: 34) – и вместе с тремястами сподвижниками он поразил полчища мадианитян. «Был на Иеффае Дух Господень» (Суд. 11: 29) – и он поразил аммонитян. «Сошел на Самсона Дух Господень» (ср.: Суд. 15: 14) – и он в одиночку одолел множество филистимлян.

Дары различны, но подающий их Святой Дух – Один и Тот же.

«Взял Самуил рог с елеем и помазал Давида среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» (1 Цар. 16: 13).

И тысячи лет после призвания Давида мы утешаемся боговдохновенными псалмами его. Не случайно последними словами на земле царя и пророка Давида были:

«Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (2 Цар. 23: 2).

Святой Дух вразумлял пророка Даниила, и Он же прохладил огонь вавилонской печи для трех праведных отроков, так что «в средине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их» (Дан. 3: 50).

Святой Дух во Христе

Святой Дух являл Свою силу, Свои дары. Но Ветхий Завет – лишь путь к обетованному. Пророчество Иоиля: «излию от Духа Моего на всякую плоть» (Иоил. 2: 28) предполагало будущее время.

Восстановление человека как храма Духа Святого стало возможно лишь с рождением на земле Того, храм тела Которого разрушили и в три дня Он воздвиг его (см.: Ин. 2: 18–22). Рай как Царство Святого Духа отверзся, когда явился Тот, Кто наконец-то сказал: «Ныне же будешь со Мною в Раю» (Лк. 23: 43).

Пришел Святой святых, Чистейший самых чистых, и нам даровано освящение сокровенных глубин нашего сердца. Не полки филистимлян или аммонитян теперь ниспровергаются, ибо то всё были победы временные и земные. Теперь казалось бы непобедимые легионы злых духов в панике покидают одержимых людей, едва рядом появляется Он, «исполненный Духа Святого» (Лк. 4: 1).

О Нем сказал Предтеча Иоанн:

«Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: “на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым”. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1: 32–34).

Святой Дух пребывал с Ним как с Сыном Божиим изначала. И тайна Боговоплощения совершилась под Его священным покровом. Где вершится Божия Тайна, там всегда действует Дух Святой. И потому Воплощение Сына Божия совершилось при Его сокровенном участии. Потому и архангел Гавриил возвестил Пречистой Деве:

«Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1: 35).

Святой Дух есть Дух Святыни. С Рождением Христа в мир пришла подлинная Святость – от Святости неразрывен Дух Святой.

В Ветхом Завете отдельные люди принимали от Духа те или иные дары, принимали как временное служение. В Новом Завете действует Тот, Кто раздает дары Духа Святого как силу, возрождающую к вечности.

«Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3: 6).

Он ниспосылает людям Духа Святого от Бога Отца и дарует в Церкви всем, чье сердце чисто и потому готово к принятию.

Он говорил нечто удивительное. Например, Он сказал:

«Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лк. 11: 13).

Так всем нам Он подал надежду. А как-то Он сказал о реках воды живой, которым станут причастны уверовавшие в Него. Евангелист Иоанн поясняет:

«Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7: 39).

И вот Он явил славу Своего Воскресения. Сквозь затворенные двери Он приходит к ученикам, говорит:

«Мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20: 21–23).

Возрождение людей Духом Святым

В Священном Писании дуновение Божие упоминается дважды. Первым дуновением сотворен человек – чистый, еще не имевший греха. Вторым дуновением подается дар очищения грехов. Так Духом Святым исцеляется изначальная рана. Впрочем, дуновение Христово и ниспослание благодати прощать грехи подобно предрассветной заре, предвещающей скорый восход Солнца.

В пятидесятый день по Его Воскресении, когда ученики Его были единодушно вместе,

«внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого» (Деян. 2: 2–4).

Вот собственно воссоздание скинии падшей, обновление человека как храма для Бога. Посмотрите на образ действий апостолов до и после сошествия Святого Духа, и вы увидите решительную перемену. Вместо страхов – бесстрашие, вместо робости – мужество, вместо колебаний – решительная проповедь перед правителями и царями, вместо неразборчивости в смыслах Писания – ясное видение и собственное написание Богодухновенных строк.

Вместо страхов – бесстрашие, вместо робости – мужество, вместо колебаний – решительная проповедь

Святой Дух нисходит как Сила возрождающая, всеисцеляющая, всеосвящающая.

Мы не остались сиротами, ибо с нами Утешитель. Если бы не так, то не знала бы история преподобных Серафима Саровского и Паисия Святогорца, Сергия Радонежского и Гавриила Самтаврийского. Но они есть, потому что в Церкви есть Утешитель. И это дается,

«чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих» (2 Кор. 1: 4).

Святой Дух – рядом, вблизи. Он настолько рядом, что мы и не можем представить. Он ближе воздуха, которым дышим, ближе света, которым освещаемся, ближе земного тепла, которым согреваемся. Любовь Святого Духа чище любви самых чистых и самых любвеобильных. И потому причастные Святому Духу имеют неземную любовь.

Святой Дух есть Дух Жизни, Животворящий, Оживляющий. Он – Дух Святыни, и свято всё, что причастно Ему. Люди сподобляются святости не потому, что понесли столько-то трудов, явили добродетели и боролись со страстями, а потому, что посредством этих трудов обрели возможность приобщиться Святому Духу. Святой человек – человек, причастный Святому Духу. Но – в той или иной мере – дар Духа дан каждому крещенному. Это как семя, которое у усердных произрастет и принесет плод, а у нерадивых так и останется в земле их сердца, под спудом их нерадения.

Мы немощны и грешим. Но Святой Дух очищает и глубины сердечные. Очищает за покаяние, за сокрушение нашего собственного духа. В этом суть Таинств Церковных: душа преображается, претворяется, очищается Духом Святым. И на кого ранее ты смотрел как на врага, тот становится близким твоему сердцу, и о его спасении ты молишься от самого сердца – так изменяет Святой Дух человека.

В этом суть Таинств Церковных: душа преображается, претворяется, очищается Духом Святым

Святым Духом прелагаются Святые Дары Евхаристии, освящаются воды на Богоявление, исцеляются безнадежно больные, воскресают мертвые. Таинства Церкви – Его дар, и спасение людей – плод Его присутствия в Церкви.

Святой Дух есть Дух Любви, потому и первый плод духовный есть любовь, а затем, как неразрывные звенья драгоценной цепи – радость, мир, долготерпение и всё прочее, включая воздержание (см.: Гал. 5: 22–23), ибо приобщившийся Святому Духу насыщен Им и потому свободен от потребительства, от жадных влечений эгоистичной плоти. Не в том смысл даров Духа Святого, чтобы видеть видения и пророчества произносить, а в том, чтобы сердце твое чистоту полюбило.

От нас – дух сокрушен, от Духа Святого – очищающая сила.

Благодать Всесвятого Духа – одеяние Ангелов. Она же – риза первозданных людей. Она – и порфира тех, кто восстал от страстей. Она покрывает лишь смиренных и кротких, чей собственный дух безмолвен и чист. Сияние Духа Святого очищает их лики чище лучей восходящего Солнца.

В дорогой оклад вкладывается святая икона, в перстень – восхитительный камень, в сосуд – драгоценное миро. А человек сотворен как обитель для Духа Святого. Храм был разрушен. Но он же – воссоздан.

От Духа Святого – жизнь нашего духа. Но и жизнь тела – Его же дар.

«Так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши, и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших… И вложу в вас Дух Мой, и оживете» (Иез. 37: 12, 14).

Духом Святым воскреснут тела всех людей. Но просияют лишь те, кто устроил в глубинах души чистую обитель для Духа Святого.

Потому и апостол Павел говорит:

«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор. 3: 16–17).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *