что такое святотатство определение
Значение слова «святотатство»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Термин «святотатство» связан с церковнославянским «татьба» — «воровство» — и первоначально означал имущественное преступление, направленное на священную или освящённую собственность церкви. Он сохранял это значение в русском праве до 1917 года. И тогда получается, что «свято-татство» есть дословно «похищение святыни». В современном словоупотреблении порча или причинение ущерба церковному имуществу может квалифицироваться как «осквернение» (в значении вандализма)
Изначально понятия святотатство и кощунство строго различались. Святотатство, или «церковная татьба», долгое время вообще рассматривалось как обычное корыстное преступление, и только с 1653 года оно постепенно стало рассматриваться как преступление против религии. Кощунство по ст. 182 Уложения о наказаниях определялось как «язвительные насмешки, доказывающие явное неуважение к правилам или обрядам церкви православной, или вообще христианства». Кощунник, согласно Библии, — насмешник, ругатель, осквернитель (Прит. 3:34, 9:7-8, 19:25—29, 21:11—24; 22:10, 24:9; Ис. 28:22; Ос. 7:5)
Объектом кощунства могли быть церковные правила, предметы культа и обряды, но не сама вера, оскорбление которой считалось предметом богохуления, относившегося уже к числу тяжких преступлений.
СВЯТОТА’ТСТВО, а, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Кощунство, богохульство, поругание церковной святыни (первонач. кража церковных вещей; церк.). 2. перен. Оскорбление чего-н. заветного, особенно дорогого, святого.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
святота́тство
1. устар. хищение церковного имущества, денег
2. перен. умышленное нарушение святости, осквернение церковной святыни; кощунство
3. оскорбление чего-либо очень дорогого, глубоко чтимого
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: прародитель — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Святотатство
Святотатство – имущественное посягательство, направленное на священные и освященные предметы и принадлежности св. храма. Заключает в себе два момента: корыстную цель вообще, свойственную имущественным посягательствам и оскорбление религиозного чувства верующих. Из-за этого происходит различие взглядов на С.; в одном случае, как на деяние, относимое к области религиозных посягательств, а в другом, как на разновидность имущественных посягательств. По римскому праву понятие Sacrilegium означало похищение церковных вещей вообще, если даже и не из священного места, и посягательство на религиозное чувство. Каноническое право расширило это понятие и подразделило его на три вида С: 1) sacrilegium personale – посягательство на священнослужителей; 2) locale – нарушение неприкосновенности и достоинства священных мест и 3) reale – Это понимание С. перешло и в светское законодательство. В настоящее время во всех западных кодексах С. рассматривается как квалифицированное похищение имущества, а в старом русском праве церковная татьба» относилась к посягательствам на имущество. В 1669 г. С. получило характер религиозного преступления в статьях о следствии, суде и наказании лиц духовного звания; этот взгляд был воспринят сводом уголовных законов; его же держалось действовавшее до 1903 г. уложение о наказаниях. Новое уголовное уложение возвращается к воззрению старого права; по определению 219 ст. улож. о нак. «С. признается всякое похищение церковных вещей и денег как из самих церквей, так и из часовен, ризниц и других постоянных и временных церковных хранилищ, хотя бы они находились и вне церковного строения». По способу действия старое уложение различало насильственное ограбление, похищение со взломом и похищение без взлома; по роду места – похищение из церкви или ризницы, из часовни или другого хранилища и из частного дома или другого места, по свойству похищенного – похищение предметов священных, перечисленных в ст. 221, похищение вещей, освященных употреблением при богослужении и похищение церковных денег, свечей, еще поставленных к образом и др. не освященных употреблением при богослужении вещей. Соответственно такому различию видов С., и установлена была карательная система. Новый проект исключает из понятия о С. похищение церковных денег и неосвященных предметов. Субъектом С. может быть лицо всякого вероисповедания, а обектом имущество христианских церквей. Мошеннический способ деетельности в понятие С. не входит, и от субъекта требуется корыстное намерение овладеть церковным имуществом.
Значение слова святотатство
Словарь Ушакова
святот а тство, святотатства, мн. нет, ср. (книж.).
1. Кощунство, богохульство, поругание церковной святыни (первонач. кража церковных вещей; церк.).
2. перен. Оскорбление чего-нибудь заветного, особенно дорогого, святого.
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
Поругание, оскорбление церковной святыни, кощунство, оскорбление чего-либо глубокочтимого, дорогого.
* ► Моё сердце, кому какая нужда знать о том, что в нем происходило? Выставлять это напоказ мне всегда казалось святотатством. // Тургенев. Рудин //; Чтоб человек не мертвыми очами мог созерцать добро и красоту Казну, корысть, убийство, святотатство. // Некрасов. Стихотворения // / *
Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
Оскорбление церковной святыни или чего-то глубокочтимого, дорогого; кощунство.
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG sacrilege)
нарушение или осквернение священного места или вещи.
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
СВЯТОТАТСТВО, а, ср. (книжн.). Поругание, оскорбление чегон. заветного, святого [ первонач. оскорбление религиозной святыни].
| прил. святотатственный, ая, ое. С. поступок.
Святотатство
Полезное
Смотреть что такое «Святотатство» в других словарях:
СВЯТОТАТСТВО — в Русском государстве XV XVIII вв. название особо тяжкого преступления, направленного против церкви. Наказывалось смертной казнью … Юридический словарь
СВЯТОТАТСТВО — СВЯТОТАТСТВО, поругание церковной святыни, кощунство, богохульство. В переносном смысле оскорбление чего либо глубоко чтимого … Современная энциклопедия
СВЯТОТАТСТВО — поругание церковной святыни, кощунство, богохульство. В переносном смысле оскорбление чего либо глубоко чтимого … Большой Энциклопедический словарь
СВЯТОТАТСТВО — СВЯТОТАТСТВО, святотатства, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Кощунство, богохульство, поругание церковной святыни (первонач. кража церковных вещей; церк.). 2. перен. Оскорбление чего нибудь заветного, особенно дорогого, святого. Толковый словарь Ушакова … Толковый словарь Ушакова
СВЯТОТАТСТВО — СВЯТОТАТСТВО, а, ср. (книжн.). Поругание, оскорбление чего н. заветного, святого [первонач. оскорбление религиозной святыни]. | прил. святотатственный, ая, ое. С. поступок. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Святотатство — (юрид.), как имущественное посягательство, направленноена священные или освященные предметы, заключает в себе два момента:корыстную цель, свойственную имущественные посягательствам вообще, иоскорбление религиозного чувства верующих. Отсюда… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
святотатство — святотатство. Произносится [святотацство] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Святотатство — СВЯТОТАТСТВО, поругание церковной святыни, кощунство, богохульство. В переносном смысле оскорбление чего–либо глубоко чтимого. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Святотатство — «Болгарские мученицы». Картина Константина Маковского Термин «святотатст … Википедия
Трудные тексты Библии. Что такое святотатство?
Проповедуя не красть, крадешь? говоря: ‘не прелюбодействуй’, прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? (Римлянам 2:22)
Вопрос по этому стиху возникает вследствие деэтимологизации русского слова «святотатстововать». Дело в том, что слово, переведённое в синодальном тексте, как «святотатствуешь», — это греческое ἱεροσυλεις, которое буквально означает «грабишь храмы»… Этимология русского слова «святотатство» также наводит на мысль о воровстве чего-либо святого, ведь «тать» — это вор, а «святотатствовать» — воровать святое. Тем не менее, не вполне понятно, о каких храмах идёт речь? О языческих? Об Иерусалимском Храме Яхве? О синагогах?
1. Под святотатством подразумевается непочтительное «ограбление» Истинного Бога Яхве.
Эту точку зрения высказывает Мэтью Генри:
Святотатство — ограбление святынь, предметов, отделенных и посвященных, согласно специальным законам, Богу; и повинны в этом грехе были те, кто гнушался идолов. В последние дни ветхозаветной церкви пророк Малахия обличал иудеев в том, что они обкрадывали Бога десятиною и приношениями (Мал. 3:8), употребляя на свои нужды то, что следовало отдавать на служение Богу. А это почти равносильно идолопоклонству.
2. Святотатство тут заключается в отвержении Христа.
Об этом писал Амвросиаст:
Ты поклоняешься идолам и святотатствуешь. Святотатствуешь, когда отвергаешь Христа, о Котором говорят закон и пророки.
3. Под святотатством понимается ограбление языческих храмов.
Эта точка зрения нашла отражение во многих толкованиях, в частности Лопухин пишет:
Иоанн Златоуст, Феофилакт и мн. другие видят здесь указание на случаи похищения евреями драгоценных предметов из языческих капищ, и такое толкование вполне согласно с предшествующим замечанием Апостола: гнушаясь идолов. Очевидно, что в слове святотатствуешь также речь идет о похищении священных предметов из идольских капищ, что и случалось в действительности (Деян 19:37) [Дейсман говорит, что и теперь на Востоке христиане скупают украденные из мечетей драгоценные ковры для собственных домов. ].
Выбранное решение вопроса
Нам более всего импонирует третья точка зрения. И вот чем мы руководствовались при её выборе.
Принцип исторической преемственности.
Эта точка зрения представлена в толкованиях ранних отцов Церкви.
О ней пишет Иоанн Златоуст:
Вам было строжайше запрещено касаться денег, которые лежали в идольских храмах, по причине их скверны. Несмотря на это, говорит Павел, тирания сребролюбия убедила вас попрать и этот закон.
Ему вторит Феофилакт Болгарский:
Святотатством называет хищение посвященного идолам; ибо хотя они гнушались идолами, но, обладаемые сребролюбием, коснулись посвященного идолам из постыдной корысти.
Принцип грамматики, лексического анализа и ясности Писания
Глагол ἱεροσυλέω в Писании более не встречается. Однако, он состоит из двух ясных корней, соединяя в себе слова ἱερόν (храм, святилище) и σῡλέομαι (красть, похищать).
Этот глагол и образованное от него существительное используются во 2 Маккавейской книге (4:39,42; 9:2) для описания воровства золота из языческих храмов или их грабежа.
Именно в значении «грабить храмы» глагол ἱεροσυλέω использовали Аристофан, Платон, Аристотель, Плутарх, Полибий и Демосфен.
Хотя в современном значении «святотатствовать», т.е. кощунственно вести себя по отношению к подлинно святым вещам или понятиям, это слово тоже употреблялось. Словарь Дворецкого ссылается на такое словоупотребление у Плутарха.
Но всё же, наше толкование наиболее вероятно в свете противопоставления «гнушаяясь идолов, грабишь храмы». Если бы апостол имел в виду кощунство, то было бы странно говорить «кощунствуешь против Бога, гнушаясь идолов». Антоним кощунству против истинного Бога — это, скорее, декларирование благоговения перед Ним. Если бы Павел хотел показать противопоставление, указывающее на непоследовательность иудеев, то кощунству он бы противопоставил лицемерное поклонение, вроде того, о котором говорили Исайя и Господь: «…приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня». (От Матфея 15:8)
Непоследовательность по отношению к истинному Богу Павел изображает в 23 стихе: «Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?» (Римлянам 2:23).
В нашем же 22 стихе Павел указывает на непоследовательность иудеев именно по отношению к идолам.
Во-первых, тот, кто разоряет языческие храмы, тем самым свидетельствует о ценности их содержимого.
Во-вторых, это кощунственно и лицемерно с моральной точки зрения. То есть ты идолов гнушаешься, но серебро идольское не прочь забрать себе… Это как если бы пацифист произносил пламенные речи против насилия и войн, но при этом заведовал складом боевых трофеев и продавал бы их населению. Или если бы обличитель проституции работал охранником в борделе…
Принцип литературного контекста и авторского замысла
Авторский замысел становится яснее, если мы посмотрим в 24 стих: «Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников». (Римлянам 2:24)
Вряд ли бы язычники обращали внимание на то, что евреи нетщательно исполняли свой собственный закон, обкрадывая своего Бога десятиной или непочтением к Христу… Язычники могли хулить имя Божье, только если бы иудеи затрагивали интересы язычников, мешали бы им, приносили бы им урон своими действиями.
Да и вообще, непоследовательность иудеев во 2 главе построена на контрасте с действиями язычников, которые ведут себя прилично, хотя и не знают Закона. Они зачастую более последовательны в своих добродетелях.
А раз уж поведение евреев сравнивается с поведением язычников, то вполне вероятно, что речь идёт именно о сребролюбии, которое в некоторых иудеях сильнее религиозной ревности по чистоте, и даже религиозной брезгливости по отношению к идолам.
Принцип аналогии Писания и исторического контекста
В Деяниях 19 главе мы видим, что Павла и его спутников обвиняют в антирекламе ювелирных изделий, изображающих Артемиду Ефесскую. Язычники исполняются ярости, а блюститель порядка уверяет толпу, что христиане не грабили храма Артемиды и не хулили её. По всему видно, что большинство язычников в толпе вполне ожидало такого поведения от иудеев и даже не дали говорить Александру иудею. Можно сделать вывод, что подобные преступления были, что называется, «на слуху» у язычников.
Об этом же повествует культурно-исторический комментарий:
Разорение храма считалось одним из наиболее тяжких преступлений, и хотя еврейские учителя предостерегали против разрушения языческих храмов, язычники иногда считали, что иудеи способны на такие преступления (Деян. 19:37).
А Джон МакАртур пишет:
Закон Моисея строго запрещает израильтянам извлекать личную выгоду из идолов, которых они захватили, победив языческих врагов. “Кумиры богов их сожгите огнем; не пожелай взять себе серебра или золота, которое на них, дабы это не было для тебя сетью: ибо это мерзость для Господа, Бога твоего” (Втор. 7:25).
… Возможно, что вопреки ясному запрету Моисея, грешные евреи оправдывали подобное воровство, думая, что их действия, направленные против язычества, угодны Богу. Но Павел осуждает подобное лицемерие. Их побуждения были не религиозными, а корыстными.
Вывод
Непоследовательность религиозного поведения вызывает смех и недоумение стороннего наблюдателя. Если верующий человек говорит одно, а делает другое — это мерзко. Это бесчестит Бога.
Если ты ненавидишь идолов, то не воруй их, и не продавай. Если ненавидишь астрологию, не продавай гороскопов и амулетов. Если веришь, что твой Бог живой — не убивай, и не сажай в тюрьму того, кто поносит твоего Бога, не низводи Бога до уровня идола, а отдай право на отмщение Ему, Он силён защитить Себя Сам; ты же молись о кощуннике и люби его. Если идолы (или иные языческие грехи) тебе ненавистны, то не хули их, ибо они недостойны даже твоего упоминания (Павел не хулил Артемиду, но проповедовал о Христе). И всегда будь последователен. А иначе никакого толку от твоей религиозности не будет. Его, впрочем, без Христа и так не будет… Именно поэтому ты тоже нуждаешься в Благодати и Оправдании верой во Христа, как и язычник из капища…