что такое святотатство определение

Значение слова «святотатство»

что такое святотатство определение. Смотреть фото что такое святотатство определение. Смотреть картинку что такое святотатство определение. Картинка про что такое святотатство определение. Фото что такое святотатство определение

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Термин «святотатство» связан с церковнославянским «татьба» — «воровство» — и первоначально означал имущественное преступление, направленное на священную или освящённую собственность церкви. Он сохранял это значение в русском праве до 1917 года. И тогда получается, что «свято-татство» есть дословно «похищение святыни». В современном словоупотреблении порча или причинение ущерба церковному имуществу может квалифицироваться как «осквернение» (в значении вандализма)

Изначально понятия святотатство и кощунство строго различались. Святотатство, или «церковная татьба», долгое время вообще рассматривалось как обычное корыстное преступление, и только с 1653 года оно постепенно стало рассматриваться как преступление против религии. Кощунство по ст. 182 Уложения о наказаниях определялось как «язвительные насмешки, доказывающие явное неуважение к правилам или обрядам церкви православной, или вообще христианства». Кощунник, согласно Библии, — насмешник, ругатель, осквернитель (Прит. 3:34, 9:7-8, 19:25—29, 21:11—24; 22:10, 24:9; Ис. 28:22; Ос. 7:5)

Объектом кощунства могли быть церковные правила, предметы культа и обряды, но не сама вера, оскорбление которой считалось предметом богохуления, относившегося уже к числу тяжких преступлений.

СВЯТОТА’ТСТВО, а, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Кощунство, богохульство, поругание церковной святыни (первонач. кража церковных вещей; церк.). 2. перен. Оскорбление чего-н. заветного, особенно дорогого, святого.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

святота́тство

1. устар. хищение церковного имущества, денег

2. перен. умышленное нарушение святости, осквернение церковной святыни; кощунство

3. оскорбление чего-либо очень дорогого, глубоко чтимого

Делаем Карту слов лучше вместе

что такое святотатство определение. Смотреть фото что такое святотатство определение. Смотреть картинку что такое святотатство определение. Картинка про что такое святотатство определение. Фото что такое святотатство определениеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: прародитель — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Святотатство

Святотатство – имущественное посягательство, направленное на священные и освященные предметы и принадлежности св. храма. Заключает в себе два момента: корыстную цель вообще, свойственную имущественным посягательствам и оскорбление религиозного чувства верующих. Из-за этого происходит различие взглядов на С.; в одном случае, как на деяние, относимое к области религиозных посягательств, а в другом, как на разновидность имущественных посягательств. По римскому праву понятие Sacrilegium означало похищение церковных вещей вообще, если даже и не из священного места, и посягательство на религиозное чувство. Каноническое право расширило это понятие и подразделило его на три вида С: 1) sacrilegium personale – посягательство на священнослужителей; 2) locale – нарушение неприкосновенности и достоинства священных мест и 3) reale – Это понимание С. перешло и в светское законодательство. В настоящее время во всех западных кодексах С. рассматривается как квалифицированное похищение имущества, а в старом русском праве церковная татьба» относилась к посягательствам на имущество. В 1669 г. С. получило характер религиозного преступления в статьях о следствии, суде и наказании лиц духовного звания; этот взгляд был воспринят сводом уголовных законов; его же держалось действовавшее до 1903 г. уложение о наказаниях. Новое уголовное уложение возвращается к воззрению старого права; по определению 219 ст. улож. о нак. «С. признается всякое похищение церковных вещей и денег как из самих церквей, так и из часовен, ризниц и других постоянных и временных церковных хранилищ, хотя бы они находились и вне церковного строения». По способу действия старое уложение различало насильственное ограбление, похищение со взломом и похищение без взлома; по роду места – похищение из церкви или ризницы, из часовни или другого хранилища и из частного дома или другого места, по свойству похищенного – похищение предметов священных, перечисленных в ст. 221, похищение вещей, освященных употреблением при богослужении и похищение церковных денег, свечей, еще поставленных к образом и др. не освященных употреблением при богослужении вещей. Соответственно такому различию видов С., и установлена была карательная система. Новый проект исключает из понятия о С. похищение церковных денег и неосвященных предметов. Субъектом С. может быть лицо всякого вероисповедания, а обектом имущество христианских церквей. Мошеннический способ деетельности в понятие С. не входит, и от субъекта требуется корыстное намерение овладеть церковным имуществом.

Источник

Значение слова святотатство

Словарь Ушакова

святот а тство, святотатства, мн. нет, ср. (книж.).

1. Кощунство, богохульство, поругание церковной святыни (первонач. кража церковных вещей; церк.).

2. перен. Оскорбление чего-нибудь заветного, особенно дорогого, святого.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Поругание, оскорбление церковной святыни, кощунство, оскорбление чего-либо глубокочтимого, дорогого.

* Моё сердце, кому какая нужда знать о том, что в нем происходило? Выставлять это напоказ мне всегда казалось святотатством. // Тургенев. Рудин //; Чтоб человек не мертвыми очами мог созерцать добро и красоту Казну, корысть, убийство, святотатство. // Некрасов. Стихотворения // / *

Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Оскорбление церковной святыни или чего-то глубокочтимого, дорогого; кощунство.

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG sacrilege)

нарушение или осквернение священного места или вещи.

Энциклопедический словарь

Словарь Ожегова

СВЯТОТАТСТВО, а, ср. (книжн.). Поругание, оскорбление чегон. заветного, святого [ первонач. оскорбление религиозной святыни].

| прил. святотатственный, ая, ое. С. поступок.

Источник

Святотатство

Полезное

Смотреть что такое «Святотатство» в других словарях:

СВЯТОТАТСТВО — в Русском государстве XV XVIII вв. название особо тяжкого преступления, направленного против церкви. Наказывалось смертной казнью … Юридический словарь

СВЯТОТАТСТВО — СВЯТОТАТСТВО, поругание церковной святыни, кощунство, богохульство. В переносном смысле оскорбление чего либо глубоко чтимого … Современная энциклопедия

СВЯТОТАТСТВО — поругание церковной святыни, кощунство, богохульство. В переносном смысле оскорбление чего либо глубоко чтимого … Большой Энциклопедический словарь

СВЯТОТАТСТВО — СВЯТОТАТСТВО, святотатства, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Кощунство, богохульство, поругание церковной святыни (первонач. кража церковных вещей; церк.). 2. перен. Оскорбление чего нибудь заветного, особенно дорогого, святого. Толковый словарь Ушакова … Толковый словарь Ушакова

СВЯТОТАТСТВО — СВЯТОТАТСТВО, а, ср. (книжн.). Поругание, оскорбление чего н. заветного, святого [первонач. оскорбление религиозной святыни]. | прил. святотатственный, ая, ое. С. поступок. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Святотатство — (юрид.), как имущественное посягательство, направленноена священные или освященные предметы, заключает в себе два момента:корыстную цель, свойственную имущественные посягательствам вообще, иоскорбление религиозного чувства верующих. Отсюда… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

святотатство — святотатство. Произносится [святотацство] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Святотатство — СВЯТОТАТСТВО, поругание церковной святыни, кощунство, богохульство. В переносном смысле оскорбление чего–либо глубоко чтимого. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Святотатство — «Болгарские мученицы». Картина Константина Маковского Термин «святотатст … Википедия

Источник

Трудные тексты Библии. Что такое святотатство?

Проповедуя не красть, крадешь? говоря: ‘не прелюбодействуй’, прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? (Римлянам 2:22)

Вопрос по этому стиху возникает вследствие деэтимологизации русского слова «святотатстововать». Дело в том, что слово, переведённое в синодальном тексте, как «святотатствуешь», — это греческое ἱεροσυλεις, которое буквально означает «грабишь храмы»… Этимология русского слова «святотатство» также наводит на мысль о воровстве чего-либо святого, ведь «тать» — это вор, а «святотатствовать» — воровать святое. Тем не менее, не вполне понятно, о каких храмах идёт речь? О языческих? Об Иерусалимском Храме Яхве? О синагогах?

1. Под святотатством подразумевается непочтительное «ограбление» Истинного Бога Яхве.

Эту точку зрения высказывает Мэтью Генри:

Святотатство — ограбление святынь, предметов, отделенных и посвященных, согласно специальным законам, Богу; и повинны в этом грехе были те, кто гнушался идолов. В последние дни ветхозаветной церкви пророк Малахия обличал иудеев в том, что они обкрадывали Бога десятиною и приношениями (Мал. 3:8), употребляя на свои нужды то, что следовало отдавать на служение Богу. А это почти равносильно идолопоклонству.

2. Святотатство тут заключается в отвержении Христа.

Об этом писал Амвросиаст:

Ты поклоняешься идолам и святотатствуешь. Святотатствуешь, когда отвергаешь Христа, о Котором говорят закон и пророки.

3. Под святотатством понимается ограбление языческих храмов.

Эта точка зрения нашла отражение во многих толкованиях, в частности Лопухин пишет:

Иоанн Златоуст, Феофилакт и мн. другие видят здесь указание на случаи похищения евреями драгоценных предметов из языческих капищ, и такое толкование вполне согласно с предшествующим замечанием Апостола: гнушаясь идолов. Очевидно, что в слове святотатствуешь также речь идет о похищении священных предметов из идольских капищ, что и случалось в действительности (Деян 19:37) [Дейсман говорит, что и теперь на Востоке христиане скупают украденные из мечетей драгоценные ковры для собственных домов. ].

Выбранное решение вопроса

Нам более всего импонирует третья точка зрения. И вот чем мы руководствовались при её выборе.

Принцип исторической преемственности.

Эта точка зрения представлена в толкованиях ранних отцов Церкви.

О ней пишет Иоанн Златоуст:

Вам было строжайше запрещено касаться денег, которые лежали в идольских храмах, по причине их скверны. Несмотря на это, говорит Павел, тирания сребролюбия убедила вас попрать и этот закон.

Ему вторит Феофилакт Болгарский:

Святотатством называет хищение посвященного идолам; ибо хотя они гнушались идолами, но, обладаемые сребролюбием, коснулись посвященного идолам из постыдной корысти.

Принцип грамматики, лексического анализа и ясности Писания

Глагол ἱεροσυλέω в Писании более не встречается. Однако, он состоит из двух ясных корней, соединяя в себе слова ἱερόν (храм, святилище) и σῡλέομαι (красть, похищать).

Этот глагол и образованное от него существительное используются во 2 Маккавейской книге (4:39,42; 9:2) для описания воровства золота из языческих храмов или их грабежа.

Именно в значении «грабить храмы» глагол ἱεροσυλέω использовали Аристофан, Платон, Аристотель, Плутарх, Полибий и Демосфен.

Хотя в современном значении «святотатствовать», т.е. кощунственно вести себя по отношению к подлинно святым вещам или понятиям, это слово тоже употреблялось. Словарь Дворецкого ссылается на такое словоупотребление у Плутарха.

Но всё же, наше толкование наиболее вероятно в свете противопоставления «гнушаяясь идолов, грабишь храмы». Если бы апостол имел в виду кощунство, то было бы странно говорить «кощунствуешь против Бога, гнушаясь идолов». Антоним кощунству против истинного Бога — это, скорее, декларирование благоговения перед Ним. Если бы Павел хотел показать противопоставление, указывающее на непоследовательность иудеев, то кощунству он бы противопоставил лицемерное поклонение, вроде того, о котором говорили Исайя и Господь: «…приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня». (От Матфея 15:8)

Непоследовательность по отношению к истинному Богу Павел изображает в 23 стихе: «Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?» (Римлянам 2:23).

В нашем же 22 стихе Павел указывает на непоследовательность иудеев именно по отношению к идолам.

Во-первых, тот, кто разоряет языческие храмы, тем самым свидетельствует о ценности их содержимого.

Во-вторых, это кощунственно и лицемерно с моральной точки зрения. То есть ты идолов гнушаешься, но серебро идольское не прочь забрать себе… Это как если бы пацифист произносил пламенные речи против насилия и войн, но при этом заведовал складом боевых трофеев и продавал бы их населению. Или если бы обличитель проституции работал охранником в борделе…

Принцип литературного контекста и авторского замысла

Авторский замысел становится яснее, если мы посмотрим в 24 стих: «Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников». (Римлянам 2:24)

Вряд ли бы язычники обращали внимание на то, что евреи нетщательно исполняли свой собственный закон, обкрадывая своего Бога десятиной или непочтением к Христу… Язычники могли хулить имя Божье, только если бы иудеи затрагивали интересы язычников, мешали бы им, приносили бы им урон своими действиями.

Да и вообще, непоследовательность иудеев во 2 главе построена на контрасте с действиями язычников, которые ведут себя прилично, хотя и не знают Закона. Они зачастую более последовательны в своих добродетелях.

А раз уж поведение евреев сравнивается с поведением язычников, то вполне вероятно, что речь идёт именно о сребролюбии, которое в некоторых иудеях сильнее религиозной ревности по чистоте, и даже религиозной брезгливости по отношению к идолам.

Принцип аналогии Писания и исторического контекста

В Деяниях 19 главе мы видим, что Павла и его спутников обвиняют в антирекламе ювелирных изделий, изображающих Артемиду Ефесскую. Язычники исполняются ярости, а блюститель порядка уверяет толпу, что христиане не грабили храма Артемиды и не хулили её. По всему видно, что большинство язычников в толпе вполне ожидало такого поведения от иудеев и даже не дали говорить Александру иудею. Можно сделать вывод, что подобные преступления были, что называется, «на слуху» у язычников.

Об этом же повествует культурно-исторический комментарий:

Разорение храма считалось одним из наиболее тяжких преступлений, и хотя еврейские учителя предостерегали против разрушения языческих храмов, язычники иногда считали, что иудеи способны на такие преступления (Деян. 19:37).

А Джон МакАртур пишет:

Закон Моисея строго запрещает израильтянам извлекать личную выгоду из идолов, которых они захватили, победив языческих врагов. “Кумиры богов их сожгите огнем; не пожелай взять себе серебра или золота, которое на них, дабы это не было для тебя сетью: ибо это мерзость для Господа, Бога твоего” (Втор. 7:25).

… Возможно, что вопреки ясному запрету Моисея, грешные евреи оправдывали подобное воровство, думая, что их действия, направленные против язычества, угодны Богу. Но Павел осуждает подобное лицемерие. Их побуждения были не религиозными, а корыстными.

Вывод

Непоследовательность религиозного поведения вызывает смех и недоумение стороннего наблюдателя. Если верующий человек говорит одно, а делает другое — это мерзко. Это бесчестит Бога.

Если ты ненавидишь идолов, то не воруй их, и не продавай. Если ненавидишь астрологию, не продавай гороскопов и амулетов. Если веришь, что твой Бог живой — не убивай, и не сажай в тюрьму того, кто поносит твоего Бога, не низводи Бога до уровня идола, а отдай право на отмщение Ему, Он силён защитить Себя Сам; ты же молись о кощуннике и люби его. Если идолы (или иные языческие грехи) тебе ненавистны, то не хули их, ибо они недостойны даже твоего упоминания (Павел не хулил Артемиду, но проповедовал о Христе). И всегда будь последователен. А иначе никакого толку от твоей религиозности не будет. Его, впрочем, без Христа и так не будет… Именно поэтому ты тоже нуждаешься в Благодати и Оправдании верой во Христа, как и язычник из капища…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *