что такое священный елей
ЕЛЕЙ, МАСЛО (OIL)
О елее, или масле, в Библии упоминается около двухсот раз. Эти упоминания располагаются на двух полюсах ряда: одни относятся к употреблению масла в повседневной жизни, а другие – к его использованию в особых или даже священных случаях.
В библейские времена масло получали из разных источников – животных, растительных и минеральных. Во Втор. 32:13 и Иов. 29:6 есть поэтический образ елея, который источается из скалы как символ плодородия и процветания. В некоторых иудейских преданиях дерево жизни в Едеме считалось масличным деревом, символизирующим значение масла в повседневной жизни. Масло было одним из основных продуктов в обетованной земле ( 4Цар. 18:32 ; Иер. 40:10 ). Оно употреблялось для множества целей: как составная часть пищи ( 3Цар. 17:12 ), как косметическое средство ( Еккл. 9:7–8 ), как горючее для светильников ( Исх. 25:6 ), как лекарство ( Ис. 1:6 ). Масло было также важным экспортным товаром ( 3Цар. 5:11 ). Кроме того, елей использовался в жертвоприношениях и при помазании для введения в должность.
Самым распространенным источником масла были маслины. Их сбивали с деревьев шестами ( Ис. 17:6 ), а затем превращали в мягкую массу. Когда эту массу помещали в плетеные корзины, из них вытекало самое чистое масло самого высокого качества, называвшееся «выбитым елеем», о котором не раз упоминается в Библии ( Исх. 27:20, 29:40 ; Лев. 24:2 ; Чис. 28:5 ; 3Цар. 5:11 ). После извлечения самого чистого масла более низкосортное масло получали выдавливанием и нагреванием массы.
Масло в повседневной жизни. Наряду с другими продуктами, такими как зерно и вино, масло считалось выражением самой сути жизни, знаком благословления и милости Бога, которые можно было утратить в результате непослушания ( Втор. 11:13–17 ). Оно употреблялось в пищу, а также при выпечке хлеба и жарке. Вкус манны напоминал лепешки с елеем ( Чис. 11:8 ).
Масло широко употреблялось также как лечебная мазь. Пс. 22:5 показывает это в пасторальной обстановке с пастырем, умащивающим порезы или ушибы овцы. Масло ценилось и как целебное средство для людей. Масло смягчало раны, и в Иак. 5:14 оно связывается с Божьим активным вмешательством в ответ на молитвы людей.
Еще одним светским применением масла было его использование как горючего для светильников. Во времена Иисуса обычно пользовались небольшими ручными лампами. С учетом их малой вместимости важное значение имел запас горючего, и такая ситуация легла в основу одной из притчей Иисуса ( Мф. 25:3–8 ).
Использование масла в особых случаях. На другом конце спектра елей в Библии связывается с одним из самых торжественных и впечатляющих обрядов ветхозаветной религиозной и гражданской жизни. Елей использовался в ритуальном помазании для отделения пророка ( Ис. 61:1 ), священника ( Лев. 8:30 ) или царя ( 1Цар. 10:1 ). О елее помазания говорится как о «елее радости», учитывая праздничную атмосферу события.
Яркая тема помазания проходит через весь Ветхий Завет в виде упоминаний об обещанном избавителе, который дважды называется «Помазанником», или Мессией ( Дан. 9:25–26 ). Помазание это метафорическое, его совершает Святой Дух ( Пс. 2:2 ; Ис. 61:1 ). В Новом Завете символика помазания связывается с Иисусом, Мессией ( Евр. 1:9 ), в том числе с помазанием Его ног Марией ( Ин. 12 ), а также с помазанием Его тела ( Ин. 19:39–40 ).
Другим примером значения елея служит ветхозаветное поклонение, в котором он приобретает сакральный смысл. Елей использовался во всесожжении и смешивался с различными пищевыми приношениями. Он занимал также видное место в обрядовом очищении. Ощущение привкуса елея вызывают у читателя около сотни упоминаний о нем в последних четырех книгах Пятикнижия.
Даже физические свойства елея помазания демонстрировали богатство этого образа. Прежде всего елей был ароматным. Основой различных душистых лосьонов служило оливковое масло, но в Исх. 30:22–33 при описании особого елея помазания из редких и дорогих благовоний говорится о тончайших примесях. Большинство из них привозили из таких далеких стран, как Индия. Ароматическими благовониями славились Персия, Индия и Аравия. Елей из смирны ( Исх. 30:23 ) отличался особенно душистым запахом ( Пс. 44:9 ; Притч. 7:17 ). Другими ингредиентами ароматного елея помазания были корица и бальзам.
Елей как символ. Такие особенности древней культуры и жизни, естественно, становились богатыми источниками символов. Обладание елеем было признаком процветания и изобилия, равно как и Божьего обеспечения ( Иов. 29:6 ; Иоил. 2:24 ). Масличное дерево в Суд. 9:9 хвасталось, что его туком «чествуют богов и людей». Обольстительные слова врага сравниваются с мягкостью масла ( Пс. 54:22 ). Завлекающие речи неразборчивой в половых связях жены мягче елея ( Притч. 5:3 ).
См. также: БОЛЕЗНИ И ИСЦЕЛЕНИЯ, МАЗЬ, ПОМАЗАНИЕ, СВЕТИЛЬНИК.
ЕФЕСЯНАМ ПОСЛАНИЕ. См. ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Что такое священный елей
Другие названия: церковное масло
Елеем на церковнославянском языке именуется растительное масло. Изначально это слово происходит от древнегреческого ἔλαιον – «оливковое масло», соответственно, речь идет по преимуществу об оливковом масле. Но в отечественной практике елеем называется любое растительное масло, пригодное для употребления в пищу.
Употребление елея в церковном обиходе
В церковном обиходе елей освящается и употребляется для помазания верующих:
• при совершении елеосвящения (соборования);
• во время елеопомазания на всенощном бдении;
• при совершении Таинства Крещения.
Освящение церковного елея происходит двумя способами. Непосредственно: над маслом читается особая молитва. Также почитается святыней елей, горевший в лампаде перед чтимой святыней – иконой или мощами. Таким елеем помазывают больные места; им освящаются и вполне здоровые люди, чая получить Божественное благословение. Елей от святыни верующие приносят в свои дома и благоговейно хранят его близ икон.
Лампады, горящие в храмах и благочестивых домах, также заполняют маслом. В точном соответствии с церковной традицией это должен быть елей – то есть натуральное растительное масло, причем именно оливковое, т.к., к примеру, масло из семян подсолнуха не горит и им нельзя заправить светильник. На практике в лампады, как правило, заливают синтетические масла или их смесь с оливковым маслом, что не является грубым нарушением и стало привычным ввиду практичности: натуральный елей довольно сильно коптит, и чтобы использовать его в лампадах, надо приспособиться.
Из истории
В древности в Средиземноморье оливковое масло прямого отжима было одним из основных продуктов, необходимых для жизни человека. Его употребляли в пищу, заливали в светильники. Елеем умащали тело – эта процедура считалась не только косметической, но и лечебной, стимулирующей защитные силы организма. Наконец, оливковым маслом смазывали раны, чтобы смягчить их и облегчить заживление: вспомним евангельскую притчу о милосердном самарянине, который возлил на раны пострадавшего от разбойников человека вино как дезинфицирующее средство и елей как средство заживляющее.
Книга Деяний святых апостолов упоминает, что, молясь об исцелении больных, уже первые ученики Христовы помазывали их елеем: «…и многих больных мазали и исцеляли» (Мк. 6:13). Так зародилось Таинство Елеосвящения, во время которого чающих избавления от болезней 7 раз с молитвой помазывают освященным маслом.
В Ветхом Завете через возлияние на голову человека елея происходило его помазание на особое служение – царское. Пророк Самуил помазал на царство юного Давида, бывшего в то время простым пастухом, возлив на него рог елея.
Также елей (оливковое масло) входил в состав мира, рецепт которого был дан Богом Моисею, и которое было великой святыней. Основой мира, которое в наши дни используется в Церкви, также является елей (см. статью в нашем справочнике).
Как пользоваться елеем и что такое елей?
Что такое?
Елеем называют священное масло. Получают его очень непростым способом. Сначала нужно собрать миро, которое источают некоторые иконы и мощи святых. После этого его добавляют в растительное (оливковое) или вазелиновое масло. Кроме этого, в эти составы капают лампадное масло из негаснущих светильников, расположенных строго рядом с иконами. Получившеюся вязкую жидкость разливают в освященные сосуды и продают.
Чаще всего верующие используют елей для исцеления от разных недугов. Его можно использовать для лечения и детей, и взрослых. Чтобы добиться положительного эффекта, нужно знать, как правильно использовать елей.
Целебная сила елея — что такое?
Елеем может быть любое масло, которое было освящено. Теперь нужно узнать и о его свойствах. Во-первых, освященное масло улучшает физическое состояние, снимает болевой синдром, избавляет от головой боли. Во-вторых, он успокаивает. Эффект от применения такого масла наступает очень быстро и сохраняется на длительный промежуток времени.
Самыми сильными целебными свойствами обладает масло, полученное после проведения елеосвящения. Многие люди, страдающие от недугов, приходят в церковь в день проведения обряда, чтобы потом испробовать на себе его чудотворный эффект.
Елей, который был освящен у лампад в местах великой силы, также считается сильнодействующим. То же говорят и о священном масле, которые было привезено вместе с мощами православных святых и иконами.
Для избавления от головной боли нужно наносить на виски. При сильных аллергиях, экземах и кожных высыпаниях поврежденные участки кожи обрабатываются марлей или ватным тампоном, обмакнутым в священный состав. После этого тампон или марля обязательно сжигается! Выбрасывать их категорически запрещено.
Церковный елей подходит для лечения всех заболеваний. Он может исцелить даже от бесплодия. Для этого достаточно наносить его на низ живота.
Хранить елей дома нужно рядом с иконами. Важно помнить при пользовании елеем, что такое масло нельзя ставить в холодильник и рядом с сильными источниками тепла (печь, батарея, нагревательные приборы), но это действительно так. Это может негативно сказаться на его свойствах.
Как пользоваться освященным маслом?
Применять состав в лечебных целях прежде всего могут истинно верующие христиане. Так как исцеление приходит не только от самого елея, но и от веры и молитв. Люди, следующие по Божьему пути, быстрее всего ощутят на себе чудотворные свойства масла. Если болезнь сильная и долгое время не отпускает, важно посещать все причастия и исповеди, читать молитвы перед сном и с утра, а также изучать библию.
Наносить масло нужно на больной участок тела перед сном. Делать это нужно крестообразно, начиная от правой стороны к левой четко над местом, нуждающимся в исцелении. После нанесения нужно втирать масло до полного впитывания. Также наносить елей можно с помощью освященной церковной кисти или фитиля свечи, купленной в церкви.
Символизм елея
Отдельного рассмотрения заслуживает библейское понимание и четкий ответ на вопрос о том, это что такое. Елеем в Священном Писании называли оливкое масло. Он упоминается в книге 20 раз. В Ветхом Завете он использовался для помазания головы первосвященника и его потомков, окропления Скинии и для того, чтобы отметить святых и избранных.
В Новом Завете помазание елеем встречается лишь четыре раза. Причина всех этих процедур остается неясной, хотя и говорится о том, что священное масло наносили на голову в период благополучия, достатка, изобильного урожая, празднеств и торжеств. Человек с елеем на голове считался благословенным и успешным.
Также масло наносили для того, чтобы снискать радость, силу и защиту от Бога, его благословение и расположение. Такой елей нужно было обновлять каждый день через помазание.
Сам процесс помазания являлся актом передачи сверхъестественной силы и способностей определенному человеку.
Если говорить о том, важно ли использование елея современными верующими, то однозначного ответа нет. В Библии нет никаких четких указаний в отношении этого, хотя и запрета на данный обряд тоже нет.
Елей: что это? Елей церковный
Елей — что это такое? Особое масло, которое используется в различных обрядах. Очень много упоминаний и указаний по этому поводу есть в Священных Писаниях. Многие считают елей волшебной палочкой при недугах, однако каждому дается лишь по вере его. Поэтому применение масла без внутренней духовной работы бесполезно. Таким же важным в церковном лоне является и миро.
Что же такое елей и где его используют
Знание о том, как использовать церковное масло, а также каким оно должно быть, очень важное. Разберем этот вопрос подробнее.
Традиционно елей всегда считался целебным маслом. Его описание и способы применения очень часто встречаются в Библии. Используют во время соборования, также еще называется таинством елеосвящения. Болящему во время этого ритуала может быть даровано исцеление или же облегчение.
Также им пользуются во время различных праздников, так как масло елей считается особым знаком, радостным. В старину его могли использовать и для помазывания особо почетных гостей.
Также елей необходим во время крещения, а именно перед самим обрядом. Им помазывают различные части тела, что обозначает появление связи с Христом, а также борьбу с грехами и увеличение сил для этого.
Также елей использовался для освящения различных частей строений и священных предметов.
Отдельно следует сказать о лампадном масле, которое обычно является чистым оливковым маслом, но могут добавляться и благовония. При выборе нужно смотреть на его чистоту и запах, чтобы соответствовать Святому Писанию. Вот некоторые свойства качественного масла:
Состав елея
Елей — что это? А именно каков все же его состав или что может входить в него? Как уже было сказано выше, елеем можно назвать то масло, основу которого составляет оливковое. Также в его состав могут входить и несколько благовонных масел, если они не имеют резкого запаха, также они должны быть чисты. К примеру, розовое.
С добавлениями елей чаще всего используют для помазания, освящения и возжигания в лампадках. Чистое оливковое масло можно употреблять в пищу.
Как приготовить это масло и как хранить его
Теперь рассмотрим, как готовится елей, что это за состав такой? Готовится оно очень строго. Главным тут является чистое оливковое масло, при необходимости добавляются благовонные компоненты. Затем священнослужитель читает особые молитвы в зависимости от того, для чего предназначен будет елей.
Также есть масла, которые были освящены на мощах, они могут обладать чудотворной силой. И очень полезны для тех, кто болен духовно или телесно.
Хранить такое масло нужно возле домашнего алтаря или там, где стоят иконы. Для него можно приобрести особую емкость, которая продается при храмах. Не рекомендуется держать его в холодильнике или в аптечке.
Таинство елеосвящения (соборование)
Итак, мы разобрали, как готовить елей, что это такое вообще. Но более подробно следует рассмотреть его использование во время соборования. Это особый ритуал, который совершается при болезни (духовной или телесной), но не только. Его можно проводить и здоровому человеку, так как считается, что во время этого таинства прощаются грехи, которые человек совершил, но забыл о них. Рекомендуется это делать раз в год.
Во время этого обряда используется елей, который освящен специальной молитвой. Священнослужитель должен помазать этим маслом болящего семь раз.
Святой елей, который использовался во время обряда, нельзя использовать для лампадок или выливать. Если соборование происходило для страждущего человека, то его можно забрать с собой и мазать больные места или употреблять в пищу. Также им можно пользоваться и тем, кто не проходил обряд. Часто такое масло сравнивают со святой водой, однако им нельзя окроплять помещения.
В принципе, его можно и не брать с собой после обряда, а оставить церковнослужителям. В старину все, что оставалось от соборования, сжигалось.
Что такое миро
Это специальная смесь масел, а также туда входит множество других компонентов (благовония, душистые травы). Миро достаточно древнее вещество. Его изготавливали еще в Ветхозаветную пору. Тогда его применение было более широкое. Цари всходили на престол после миропомазания, также это действие совершали над первосвященниками и пророками.
Сейчас главным образом его используют во время крещения. Таинство Миропомазания появилось в те времена, когда традицией для новокрещенного было прикладывание рук епископа или апостола, в результате чего получался Дар Святого духа, а также благословение.
Так как со временем христиан становилось больше, это стало невозможно сделать. Поэтому и появилось Таинство Миропомазания, так как готовиться это масло при непосредственном участии и благословении главы церкви.
Состав миро
В составе этого масла по преданиям изначально находилось около пятидесяти компонентов. В нынешнее время их количество уменьшилось до сорока.
Традиционным в составе миро является чистый елей высокого качества. Далее необходимым компонентом будет виноградное вино. Миро, масло которого используется в церковных обрядах, просто не приготовиться качественно без него. Вино предупредит пригорание во время варения и возможное возгорание.
Остальные компоненты для масла — это благовония. В церковном уставе нет четких указаний по этому поводу, поэтому масла и вещества могут отличаться и меняться. Перечислим некоторые возможные:
Приготовление миро
Для того чтобы приготовить это масло, существует специальный обряд. Готовить миро может только глава церкви (митрополит или патриарх), что нельзя сказать про елей церковный. Это случается во время Страстной седмицы. Варится оно на протяжении трех дней и такое действо происходит не каждый год, а раз в несколько лет.
Начинается обряд в Великий Понедельник, когда совершаются молитвы для того, чтобы начать варить это душистое масло. Окропляются святой водой предметы, которые необходимы. В понедельник миро должно закипеть (елей и вино). В это время читаются молитвы и помешивается масло в котле, чтобы не пригорело.
На следующий день, в Великий Вторник, в котел, в котором варится будущее миро, добавляется еще виноградное вино, а также необходимо добавить и благовонные вещества. Также весь день продолжается чтение молитв.
В Великую Среду мироварение заканчивается. В котел добавляют благовония и охлаждают масло.
Также миро необходимо освятить. Это происходит в Великий Четверг во время Божественной Литургии.
Далее миро в специальных сосудах (мирницах) передают в храмы, где оно и хранится на престоле.
Для каких обрядов и ритуалов предназначено миро
Это масло обычно используют для помазания детей и взрослых после того, как прошло таинство крещения. Также этот обряд может проходить и отдельно, в том случае, если человек иной конфессии. Масло, которым помазываются определенные участки тела после крещения, как бы запечатывает человека дарами Святого Духа.
Обычно это таинство случается всего лишь раз в жизни. Только раньше человек мог дважды получить помазание миро, масло которого использовалось во время восхождения на престол царя.
В Православной церкви это душистое вещество необходимо для освящения новых храмов. Им помазывают стены, престол, антиминс.
У католиков осталась традиция использовать масло во время ритуала рукоположения епископа или священника. А также, как и в Православии, его используют для освящения.
О священном Таинстве святого елея, или о елеосвящении
Так как в жизни для всех вообще людей неизбежны болезни, то следует сказать и о Таинстве святого елея, дарованного во отпущение грехов, и исцеление наше, и ради даяния Божественной милости ( ελέους ).
Это Таинство передано от Спасителя Апостолам в знак человеколюбия и милосердия. Церковь свято блюдёт его, как научены мы апостолом Иаковом ( Иак. 5:14–15 ), которого Павел называет братом Господним. Иаков был братом Божиим и по родству плотскому, и по подражанию делами. Он получил величайший дар и первый после Христа был наречён и сделался иерархом.
Поэтому, как скоро кто-нибудь из братий впадёт в немощь телесную, или только душевную, тотчас пусть призовёт пресвитеров Церкви, потому что они, а не диаконы, получили силу совершать Таинства.
247. Почему Таинство елеосвящения совершают семь пресвитеров или иногда, за недостатком иереев, трое
Брат Божий Иаков не говорит о числе их, но по традиции к совершению Таинства призываются семеро, я думаю, в соответствии с семеричным числом даров Духа, исчисляемых у Исаии ( Ис. 11:2 ), или в соответствии с теми семью священниками Ветхого Завета, которые, по повелению Божию, семь раз обходили с трубами Иерихон и разрушили стены его. Теперь же семеро иереев словно бы хотят низложить град лукавый и прочные стены высот греховных. Или как если бы, подражая пророку Елисею, простёршемуся над детищем сонамитянки ( 4Цар. 4:8–37 ), они хотели, семикратно помолившись о мёртвой душе, оживить её, как это с отроком сделал Елисей, который семь раз простирался над ним и семь раз молился. Или как если бы, подобно Илии, который, семь раз помолившись, снова отверз небо, некогда заключённое им за грехи человеческие, и низвёл дождь, собирались они разрешить засуху греховную и отверзть, подобно Петру, небо, подав страждущим ключ благодати и, как дождь, низвести от Бога милость отпущения. Вот каков, по моему мнению, смысл семеричного числа пресвитеров.
Но в иных случаях, за недостатком нужного числа пресвитеров, призываются только трое. И этого не должно порицать, потому что, во-первых, это делается ради силы Троицы, а во-вторых, и в воспоминание свидетельства и проповедания Троицы через пророка Илию, который некогда воскресил умершего сына Сарептской вдовы, трижды помолившись и трижды простёршись над ним.
Некоторые созывают и более семи священников, в свидетельство большей веры и усердия. Но нет нужды много углубляться в исследования о числе их, так как об этом не сказано в Писании. Однако, хотя о том и не написано, необходимо соблюдать древнее предание и должно быть семеро, как требует древний обычай. Только по обстоятельствам – меньше трех, но всё должно быть произносимо, что передано произносить, потому что все отеческие предания – от Духа.
248. О том, что сила святого елея – величайшая
Видите силу этого священнодействия? Оно от болезней разрешает, и больных поднимает, и грехи отпускает.
249. О нововведении латинян относительно елеосвящения
Латиняне, с их нововведениями, извратили учение и об этом Таинстве. Они говорят, что, поскольку через это Таинство отпускаются грехи, постольку не должно совершать елеосвящения над больными, а только над умирающими, дабы кто-нибудь, исцелившись, снова не начал грешить.
А они умствуют вопреки Спасителю и Его апостолам и говорят, что елей нужно преподавать не тем, которые могут восстать, а умирающим. А потому, будучи призываемы нуждающимися, они не по апостольскому преданию совершают это Таинство, но по своему произволу. Священное Евангелие говорит: «и многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк. 6:13 ), а они говорят, что его нужно преподавать не для того, чтобы больные исцелялись, но чтобы были неизлечимы и умирали.
Человек! Не знаешь ты смысла Таинств и, к своему вреду, заблуждаешься. Ибо Евангелие и брат Господа, Давшего оное, говорят, что елей преподается больным для того, чтобы они, через помазание получив прощение грехов, восстали, как сказано было Спасителем первому и второму расслабленному. Ибо Он сказал каждому из них: «отпущаются тебе греси твои», показывая этим, что болезни случаются по причине грехов.
250. О том, что елей, употребляемый при елеосвящении, не таков, каким помазуются умершие
Впрочем, и мёртвые умащаются елеем, как говорит божественный Дионисий, по образу помазания первоначальным елеем в крещении. Дионисий объясняет причину: кто свято и честно почил во Христе, тот совершил подвиг, на который был помазан и прежде, ради чего и теперь умащается елеем. Всё это делается во имя Христово, и для запечатления отшедших во Христе, и для освящения усопших, которые подвизались ради Христа и жили благочестиво. Это делается и в их честь, потому что они жили по Христу, знамением чего служит освящённый елей помазания. В связи с этим на мощи мучеников, положенные под Божественным престолом, как во гробе, возливается вместо этого елея и святое миро, потому что на совершенных должно возливать совершеннейшее.
251. О том, что на усопших монахов возливается елей, а на мирян сыплют пепел из кадильницы
Мы так и поступаем. На умерших во Христе братий мы возливаем елей. Впрочем, не тот святой елей, который преподается живым и о котором говорит брат Божий, но из лампады, находящейся в храме, и преимущественно – в алтаре. Мы ни одного монаха не погребаем иначе, чем вылив на его останки елей из лампады, который был освящён тем, что горел перед Господом.
А на скончавшихся мирских во Христе братий, прежде нежели посыплем простой земли, крестообразно сыплем пепел из кадильницы, как священный и освящённый крестным знамением посредством фимиама, предавая, соответственно Божественному определению, освящённого во Христе освящённой земле, в которой он будет оставаться до воскресения.
Иные из людей благочестивых при жизни совершают над собой Таинство елеосвящения, в умилостивление Бога за себя и ради окончательного отпущения грехов. И если они близки к смерти, то это всё-таки выполняется. Лежащих, их помазывают сродники ради священнейшего запечатления преподобных останков отшедшего, и чести, и освящения. Потому что подвизавшиеся достойны того, чтобы их почтить священным помазанием, и живших по Христу нужно запечатлевать печатью Христовой; и потому при погребении их возливают на них елей, призывая Божию милость.
Для последнего помазания елей берется из горящей в храме лампады, ради запечатления и освящения останков отшедшего, так как они прежде были очищены и освящены в Таинствах Христовых: крещении, миропомазании и страшном причащении.
Некоторые, впрочем, совершают священнодействие елея и над усопшими во Христе, что одни из архиереев запрещают, так как об этом не сказано в Писании, а другие – нет, потому что оно совершается над душами. Я, со своей стороны, сколько мог исследовал и нашёл, что совершать упомянутое помазание похвально, и потому желающим это делать не должно препятствовать. Однако, хотя святой елей один, а не много, и священнодействие его одно, и он – одно из семи Таинств, которое завещано Спасителем и апостолами и о котором говорит, как мы упомянули, Евангелие: «многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк. 6:13 ), и пишет в своём соборном послании брат Божий, но за усопших приносится елей в умилостивление и славу Божию, дабы испросить помилование и прощение отшедшим, подобно тому, как в храме и в гробницах приносят за них восковые свечи, фимиам и прочее.
Принося всё это как дары, мы ходатайствуем за отшедших, и они получают Божественную милость, как учит совершающая это Церковь и как пишут почти все отцы, а в особенности истинно великий и священный Афанасий, который о восковых свечах и елее пишет, что их должно приносить за умерших, несмотря на то, что от огня они обращаются в пепел или дым. Свечи означают всеплодие, а елей есть как бы жертва Богу за усопших, и потому святой Афанасий повелевает приносить их.
Не запрещается также возжигать свечи при гробах умерших и вместе со священными молитвами о них приносить елей, потому что, возжигая свечи и принося фимиам, мы молимся за них перед Богом – и это в обычае в Церкви.
Но рассмотрим то, что относится к елеосвящению.
252. О совершении елеосвящения
Итак, собираются, как мы сказали, семь пресвитеров. Когда они облачатся в священные одежды, знаменующие благодать Духа, почивающую в них, и когда первый из них, являющий собою образ Христа, Главы всех, благословит, тогда начинается канон за того, над кем совершается святое елеопомазание.
По окончании канона следуют ектения за болящего и отпуст, после которого больной у всех просит прощения, делая три земных поклона в честь Троицы (всякий дар Которой совершенен) и в свидетельство того, что прощение, полученное им в покаянии, – от Троицы (ибо всё утверждается Ею). И иереи трижды изрекают ему прощение.
Потом, когда снова благословит первый иерей, читается ектения: «Миром Господу помолимся», которая провозглашается при всяком священнодействии, как объемлющая всё, о чём должно молиться, и в которой упоминается и о самом совершаемом священнодействии и испрашиваются у Бога мир и милость.
После возгласа и славословия милостивого Господа, во время пения тропарей, содержащих в себе прошения к Богу о ниспослании милости, пресвитеры поочередно, начиная с первого, произносят молитву о елее и елей вливается в лампаду или в какой-нибудь другой сосуд. Над ним возжигаются семь светильников, по числу иереев, и в образ даров Духа, и в знак того, что посредством святого елея совершается как бы Божественное просвещение и что Богу приносятся всеплодие и чистая жертва, дабы мы получили милость Его.
Иерей читает следующую молитву: «Господи, милостию и щедротами Твоими исцеляяй язвы наши», потому что это Таинство напоминает нам об исцелении того избитого разбойниками самарянина, которого Иисус, родившийся от Девы Марии, исцелил вином и елеем, т. е. Кровью Своей и щедротами. Поэтому некоторые в сосуд прежде елея наливают вина, и читается молитва о том, чтобы снизошло благословение на елей, да будет он помазующемуся в исцеление, в удаление всякой страсти, телесной болезни и скверны плотской и духовной, и вообще в удаление от всякого зла, или всякого греха и лукавства, дабы и через помазываемого прославилось имя Самого Бога в Троице.
По окончании тропарей и после того, как все иереи произнесут молитву, опять встает первый иерей и читает вторую молитву, совершительную.
253. Почему во всех Таинствах по две молитвы
Потому, что во всех Таинствах, как и в елеосвящении, две совершительные молитвы означают два естества в Иисусе, Который, будучи неописуем, бестелесен и неизречен, восприял ради нас плоть и стал доступным осязанию, и общался с людьми, неизменно пребывая Богом, дабы и нас освятить двояко: и по отношению к невидимой стороне нашей, и по отношению к видимой. Я разумею – по отношению к душе и телу.
254. О том, что Таинства двойственны: они вещественны и духовны, соответственно нам, природа которых двойственна
Это – установление Господне, дабы Таинства, с одной стороны, были основаны на видимом и материальном, т. к. мы сами телесны, а с другой – чтобы они оставались мысленными, сокровенными, исполненными невидимой благодати – ради нашего духа. Ибо в Таинствах мы очищаемся и просвещаемся телом и душой, делаемся причастниками исцеления и, вместе с тем, освящения. По этой причине и в Таинстве святого елея – две совершительные молитвы, как и в святом крещении, и в освящении воды, и в миропомазании, равно как и при рукоположении и монашеском постриге.
Итак, во время Таинства, как скоро все иереи произнесут первую молитву и совершат Божественное знамение креста, первый иерей читает вторую молитву с тем, чтобы запечатлеть елей, а вместе с ним запечатлевают его и все иереи. Молитва читается так:
«Безначальне, Вечне, Святе Святых» – дивное начало! То есть: Ты от начала и всегда милостив и не имеешь преемства, потому что Ты с Сыном Своим и Духом всегда – Отец неизменный. Ты – Святой Святых, т. е. един Свят и Освящение освящаемых, а мы – грешники и полны всякой нечистоты, так как мы получили начало и изменяемы. И далее: «Ты, по милости Своей, Единороднаго Сына низпославый, исцеляющего всякие болезни и страсти наши, низпосли Святого Твоего Духа и освяти елей сей».
Тотчас после этого первый иерей запечатлевает помазуемого (а за ним и прочие) и продолжает: «сотвори и помазующемуся твоему рабу в совершенное избавление грехов его» – дар поистине величайший! И продолжает: «В освящение души и тела» – вот и вторая величайшая благодать! «в наследие Царства Небесного» – вот и последний дар: наше спасение и наследие Царства и славы Божией. Откуда же нам такое благодеяние? «Яко Бог милости и человеколюбия еси», – говорит иерей и возгласом славословит Отца с Сыном и Духом.
Таким образом елей уже освящён и обладает Божественной силой, и всё, просимое в молитве, он дарует тем, которые помазуются им с верой. Ибо действительны все слова молитв, когда они произносятся иереем, имеющим благодать Божию по силе рукоположения.
После же молитвы тотчас читаются апостольские слова Иакова, брата Божия, ясно свидетельствующие, откуда мы взяли это предание.
Потом поётся «аллилуйа» в знак того, что совершилось нисшествие Божией благодати и что Евангелие благовествует пришествие Господне. Посему во славу Его и ради нашего освящения нам подаётся благоуханный фимиам, сообщающий Божественную благодать.
Вслед за тем первый иерей читает Евангелие над главой того, для кого совершается священнодействие, дабы оградить его от всего враждебного, а также ему в благословение, в очищение его ума и всех чувств.
После Евангелия читается молитва прошения об оставлении грехов его и ради исцеления тела и души – это первая молитва, и она произносится вслух.
В это время молятся и прочие иереи, а после неё, в соответствии с уже изъяснённым, тайно читается другая молитва – также о здравии и отпущении грехов. В ней призывается Святой Отец, Врач душ и телес, пославший в мир Сына Своего Единородного, исцеляющего всякую болезнь и освобождающего от смерти. Он призывается исцелить припадающего раба Своего от всякой обдержащей его болезни благодатью Христа Своего и оживотворить его предстательством Богоматери и всех святых Своих.
Молитву эту иерей произносит положив руку на голову кающегося, показывая тем, что и он совершает исцеление, подражая Владыке, возлагавшему руку на немощных и врачевавшему прикосновением. И что он действует силой благодати Божией, будучи освящён рукоположением, очищая и освящая прикосновением руки.
В конце молитвы он крестообразно помазует елеем чело больного ради исправления внутренних помыслов, помазывает органы чувств, находящиеся на лице, и, наконец, руки, очищая исцеляемого от лукавых намерений и действий, и укрепляя святым елеем и крестным знамением, и всецело освящая. При каждом запечатлении иерей присовокупляет слова: «помощь наша о имени Господнем», свидетельствуя, что помощь приходит не от кого-либо другого, но от милостивого Бога.
Рукою осенив помазываемого крестным знамением, иерей отходит, между тем как тот целует преподавшую ему освящение руку. Потом и другие иереи, один за другим, делают то же.
Итак, первые две молитвы произносятся для совершения и освящения елея, а две последние суть молитвы просительные за помазываемого и возносятся к Богу об исцелении души и тела.
Первая молитва громко читается иереями поочерёдно, подобно тому, как читаются зачала Апостола и Евангелия, и все они таким образом участвуют. А вторая молитва: «Отче Святый», произносится, как уже сказано, тайно и всеми иереями, что свидетельствует о единодушном прошении. Эта молитва призывает в помощники всех святых с общей Ходатаицей – Всесвятой Богородицей.
Затем следует окончательный возглас, завершающий священнодействие и выражающий предмет молений: «Яко Ты еси источник исцелений, Боже наш».
Таким образом, когда помазывается чело всеми иереями, освящается ум.
Потом крестообразно помазывается лицо – в освящение чувственных органов.
И наконец, когда иереи во имя милосердного Христа освящают святым елеем руки, тогда очищают этим помрачённые чувства, а молитвами – душу, и крестным знамением и благодатью преподают всецелое освящение.
Итак, каждый иерей совершает, как мы сказали, весь чин, диакон или чтец прочитывают Апостол, а иерей – Евангелие. Затем он же – первую священную молитву вслух, а вторую, при помазании, – тайно. Наконец, запечатлев помазанного правой рукой, которую получивший благословение целует, священнослужители отходят.
После же совершения всеми обряда, во время великой ектении, вновь первый иерей над главой приемлющего помазание читает окончательную молитву – разрешительную, а все другие иереи прикасаются к читающему иерею руками, как сотрудники и сомолитвенники. Посему в молитве упоминает он и их, сослужителей своих и сопресвитеров.
Потом, громогласно возгласив о Боге как Боге кающихся и кающемся о злобах наших и воздав должное славословие, совершает молитву отпуста.
Тот же, кто созвал их и над кем совершено было священнодействие, опять после этого кланяется иереям и трижды испрашивает у них прощения, от всех получает его и уверяется, что получил отпущение.
Наконец, он выслушивает от первого иерея и наставление о том, что теперь, получив отпущение, должен быть внимателен и не грешить более.
Именно таким было обращение Спасителя к первому из двух евангельских расслабленных, а потому и освящённый, наклонив голову, как внимающий учению, принимает от всех благословение. И иереи удаляются.
Вот что следовало сказать о святом елее.
255. Что совершается через святой елей
Всякий христианин должен стараться совершать елеопомазание над собой, и призывать иереев Божиих, и просить их, чтобы они молились за него и помазывали его елеем. Ибо известно, сколько величайших Божественных даров заключает в себе святой елей: в нем – избавление от болезней, отпущение грехов, он – орудие освящения, божественного укрепления и, наконец, он приводит в Царство Небесное.
И никто из неблагомыслящих пусть не говорит: это всего лишь масло, и какую силу может оно иметь, будучи взято от масличного растения? Да, это масло, но – облагодатствованное призыванием имени Божия, потому что там, где призывается Бог, всё Божественно и всё заключает силу Божию, а особенно там, где призывание Бога совершается людьми богоосвященными. А иереи и есть лица богоосвященные, получившие в рукоположении силу Божию. Посему елей, как благословлённый иереями через призывание Бога, – божествен, и свят, и исполнен Божественной благодати Святого Духа точно так же, как и вода крещения есть, конечно, вода, но такая, которая исполнена Духа, и очищает души, и преобразует человека, и усыновляет его Богу, и делает безгрешным.
Простая вода по природе своей может только очищать тело от нечистоты и утолять жажду, но освящённая вода вместе с телом очищает и душу, освящает и преобразует её, и духовно орошает, и усыновляет Богу.
Так и обычное миро благоухает и услаждает только чувство, когда им помазуются или держат его у себя, но миро святое оживляет и обновляет в Духе, исполняет нас благоуханием даров Его и дарует нам печать и дыхание благодати во Христе, Который есть живое Миро. Дарует же не как простое миро, но как миро, через священнодействие сделавшееся миром святым, заключающим в себе благодать Духа.
Подобно тому и елей для освящения есть елей святой, как священнодействуемый, и исполнен Божественной силы. Он, умащая чувственно, просвещает и освящает души, укрепляет как телесно, так и духовно, исцеляет раны, уничтожает болезни, очищает от нечистоты греховной и имеет силу подавать нам милость Божию и умилостивлять Его.
256. О том, что оставшийся после помазания святой елей должно сберегать
А посему должно сберегать его и чтить, а отнюдь не пренебрегать им. Ибо, как мне известно относительно елея (как и божественнейшей воды крещения), что некоторые, не понимающие смысла святой тайны или нерадивые, употребляют остающийся елей как придётся и часто выбрасывают за ненадобностью или отдают животным. И заботы о том нет у многих. Но пусть знают эти проявляющие небрежность люди, какая это тяжелая вина, пусть размыслят вот о чём.
Если освященная вода возрождает и преобразует человека и без неё никто не может быть христианином; если и елей исцеляет и дарует отпущение грехов, и ради человека Дух Святой удостаивает нисходить на воду и елей, и для его исцеления и исправления благоволит соединяться с водой и елеем, как и с иными сотворенными предметами и веществами, то разве не достоин осуждения и наказания тот, кто выливает их и попирает? Или разве не заслуживает порицания тот, кто пренебрегает ими, и небрежно выливает, и потребляет их как попало, и не почитает того, что их осенила сила Божия, и что над ними призываемо было имя Божие, а освящённой рукой было сделано знамение креста Его? Пусть знает небрежный, что он осуждён будет и услышит от Господа: «смотрите, презрители, подивитесь и исчезните» ( Деян. 13:41 ).
Воспитывайте в благоговении и детей своих. Церковь молится, чтобы любящие все божественное и благолепие дома Божия и его принадлежностей были прославлены Божественной силой и славой.
– Истинно так, святой владыка. Научил ты нас, что нам и необходимо, и полезно, и должно чтить святые и божественные освященные вещи и что весьма тяжкий грех – пренебрегать столь божественными и священными предметами!
– Весьма необходимо, брат, как мы сказали и как вас увещеваем. А посмеяние того, что относится к святыне, есть величайшее небрежение и тяжкая вина. Но не только об этих предметах небрегут многие, а и о благолепии храма и амвона, о страшном жертвеннике, освящённых сосудах и о самих, я думаю, страшных Тайнах. Ибо во время священного причащения многие, должным образом не понимая, насколько божественны Святые Дары, вкушают их как случится, без всякого внимания, оставляют в священных сосудах частицы и капли Даров или без должного благоговения вынимают их.
Также и с Преждеосвященными Дарами, сберегаемыми ради нужд верных и называемыми Божественными запасными Дарами, иные поступают небрежно. А ведь эти Дары составляют действительно истинный, живой и единственный запас. Однако хотя и почитают его, и принимают, и сколько возможно сохраняют, но не как живой и требуемый запас, а, страшно сказать, попускают ему тлеть, и прикасаются к нему как случилось, и кладут его куда не должно. И у многих мало об этом речи, и лишь некоторые заботятся о том.
– Нас страшит это, владыка. Но что будет, если что-нибудь неожиданное случится против воли?
257. О том, что ошибки иереев должны исправлять архиереи
– Если случится что-нибудь, не приличествующее служителю Церкви, то это – попущение Божие. Но даже если бы он делал дело в меру сил, и был внимателен к самому себе, и осторожен и при этом случилось бы что-либо непредвиденным образом, то и тогда он должен покаяться и исповедаться архиерею, потому что это – долг иереев, и таковые священники должны быть исправляемы архиереями. Впрочем, за невольные ошибки должно быть оказываемо снисхождение, потому что иерей не вовсе нерадел и не был невнимателен, а случившееся произошло неожиданно и вследствие наваждения.
Если же всё произошло по нерадению, пренебрежению, вследствие недостаточного внимания к делу и по совершенной беспечности, то это – тяжкая вина, и согрешивший должен быть исправляем большой епитимией, хотя бы и надлежащим образом раскаялся и искренне оплакал согрешение свое.
Но перейдем теперь к священным молитвам, чтобы закончить наши исследования.
– Нам остается еще, святой владыка, узнать о молитвах: узнать число и цель переданных нам Церковью священных молитв. Исполни же наше доброе желание узнать о них.
– Ваша ревность и любознательность похвальны. Это – дело самое доброе, так же как и цель добра. Только мои-то силы недостаточны, как я часто говаривал. Решаясь, из любви к вам, на то, что выше сил моих, я боюсь, что буду мудрствовать о том, что мне не по силам, касаться вещей недосягаемых и рассуждать о том, что превышает мои способности. Впрочем, ради любви, я не замедлю ответом на ваш вопрос, насколько это позволят мне мои скудные сведения и мой бедный ум, хотя, быть может, и покажется кому-нибудь, что я скажу более надлежащего и не зная дела.
Свято всякое дело, совершаемое ради любви ко Христу и братьям. Со своей стороны, я с любовью умоляю всех, беседующих об этом, принять ради любви то, что будет написано мною, и давать для прочтения братьям, если в написанном окажется что-нибудь полезное и сказанное согласно с божественными учителями Церкви. Если же замечено будет что-нибудь неправильное, прошу хорошо знающего дело исправить. Я искренне хочу, чтобы меня поправляли, и усердно прошу об этом, желая пребывать в послушании у Матери нашей Церкви и у отцов и братьев наших во Христе.
Не то чтобы самих братий считали мы не имеющими нужды в исправлении (мы только не хотим передавать им своего знания, как совершенные) – нет, мы говорим ради братий, вынуждаемых к вопросам необходимостью. Мы говорим как имеющие долг давать ответы по силе, пребывающей в нас, хотя и превосходящей нас, – силе великой благодати Духа. Церковью Христовой, по Божественному избранию, мы на то и поставлены, чтобы словами Духа говорить о священных постановлениях и догматах, рассуждать о священнейших церковных чинах, раскрывать их смысл и значение, братьям, обращающимся с вопросами, отвечать согласно Писанию и увещевать их к спасительным делам. Потому-то мы и решаемся говорить так, как сказано в Писании. Если же кто-нибудь из братьев, более сведущих, сочтёт нужным поправить сказанное, то пусть исправит. Мы этого желаем, смиренно и охотно покоряясь Церкви Христовой, и об этом с любовью умоляем.
Итак, отвечая на ваш вопрос, мы скажем прежде всего о Божественных молитвах Церкви.
Источник: Премудрость нашего спасения / святитель Симеон Солунский — М.: Благовест, 2010. — 640 с. ISBN 978-5-9968-0094-0