что такое сводная отчетность

Сводная отчетность: как формируется, бухгалтерские принципы

что такое сводная отчетность. Смотреть фото что такое сводная отчетность. Смотреть картинку что такое сводная отчетность. Картинка про что такое сводная отчетность. Фото что такое сводная отчетностьКогда у предприятия есть дочерние структуры и подразделения, то помимо обычной бухгалтерской отчетности, необходимо составлять и сводную бухгалтерскую отчетность. Сводные бухгалтерские отчеты готовит головная организация, где есть свод показателей всех предприятий холдинга, объединенных вместе, о финансовом состоянии на определенную дату отчета и показаны результаты общей финансовой деятельности.

Под консолидацией бухгалтерской отчетности понимается суммирование одноименных отчетных статей головной организации и дочерних предприятий.

Понятие сводная бухгалтерская отчетность

Также бухгалтерские отчеты могут служить и в качестве управленческого инструмента. Ведь по отчетам наглядно видно, какие действия и операции более доходные, какие более убыточные и можно сделать выводы о рентабельности различных направлений бизнеса, проанализировать, куда же вкладывать деньги.

То есть можно сказать, что бухгалтерская отчетность это документы, по которым можно составить полную картину об экономическом, имущественном предприятии за некоторый период времени, например год.

Под бухгалтерской отчетностью понимается бухгалтерский баланс и его приложения, где есть приложения с пояснениями, отчет о финансовых результатах предприятия.

Для чего нужна сводная отчетность?

При этом, если организация большая, у нее есть дочерние компании, или она состоит из нескольких предприятий, в отчете отражается и деятельность каждого отделения или филиала.

Однако надо иметь в виду, что должно быть не несколько отчетов по каждому подразделению, а один общий и сводный документ, где будут указаны все нужные для анализа деятельности показатели. Это и будет сводный бухгалтерский отчет. В отчете будет отражаться и деятельность предприятий на территории России, и об отделениях и филиалах, расположенных за рубежом.

Обычно сводные бухгалтерские отчеты формируются, когда головная организация является владельцем более 50% акций Акционерного Общества или более 50 процентов уставного капитала ООО или если у организации есть право принимать решения для дочерних предприятий.

Виды сводных бухгалтерских ведомостей

Так как в сводную бухгалтерскую отчетность входят общие данные по нескольким филиалам или подразделениям, то она бывает следующих видов:

По унитарным предприятиям годовая отчетность отдается не позднее двадцатого пятого апреля, по акционерным обществам не позднее первого августа.

Создание и построение сводных финансовых отчетов

У организаций, как правило, есть своя учетная политика для ведения финансовой отчетности, которая учитывает нормы законодательства и данные самой организации, это количество работников, есть ли производство и другие моменты.

Выбранная учетная политика должна быть зафиксирована во внутренних документах организации и обязательно исполняться.

Это требование законодательства к финансовой документации предприятий. Это же касается и сводной документации, когда в организации или в их объединениях прописывается учетная политика, которая устанавливает порядок составления и сдачи бухгалтерской отчетности, сроки сдачи.

Требования к сводной отчетности:

Сводная документация должна быть полной, достоверной, целостной, измеряемой, последовательной, существенной, нейтральной и непротиворечивой.

Требования к отчетным документам

Сводная бухгалтерская отчетность нескольких связанных организаций должны соответствовать некоторым параметрам:

Этапы создания сводной отчетности

Так как сводная бухгалтерская отчетность это совокупность нескольких отчетов, то ее создание происходит следующим образом:

В итоге в сводной бухгалтерской отчетности будут только суммы по прибылям, убыткам и дивидендам головной организации, где учитываться будет деятельность предприятий всей группы.


Источник

Составляем сводную отчетность для группы компаний

«Российский налоговый курьер», 2006, N 1-2

Бывает, что один и тот же учредитель открывает несколько фирм. Как в этом случае анализировать финансовые результаты? Хорошо, если все организации работают с прибылью. А если у одних прибыль, а у других убытки? Реально оценить результаты деятельности поможет сводная отчетность.

Например, показатели, касающиеся хозяйственных операций внутри группы компаний, из сводной отчетности следует исключить. Предположим, одна из взаимосвязанных фирм реализовала другой собственную продукцию. В этом случае сумма выручки от реализации продукции исключается из сводных данных о выручке по группе компаний в целом. Но обо всем по порядку.

Для чего нужна сводная отчетность

До недавнего времени понятие «сводная отчетность» ассоциировалось только с крупными компаниями, ведь именно они создавали дочерние и зависимые общества (см. врезку «Буква закона»). Такие организации представляют сводную отчетность в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

Буква закона. Дочернее или зависимое?

Общество будет дочерним, если основное общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале или в соответствии с договором имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Такое определение содержится в ст. 105 Гражданского кодекса РФ.

Общество признается зависимым по отношению к организации, которая имеет в уставном капитале этого общества более 20% его доли или акций. Так сказано в ст. 106 ГК РФ.

Однако сейчас дочерние и зависимые общества создают средние и даже мелкие фирмы. На них также распространяются положения названного Приказа.

В соответствии с гл. 26.2 Налогового кодекса на УСН переходит организация в целом, поэтому совместить УСН с общим режимом в рамках одной организации невозможно.

Совсем необязательно, что организации, принадлежащие одним и тем же собственникам, будут оформлены как головная и дочерняя или зависимая. Российское законодательство не запрещает физическим лицам регистрироваться в качестве учредителей нескольких организаций. Кроме того, организации могут выступать как головная, дочерняя или зависимая и «внучатая», то есть дочерняя для дочерней или зависимая для зависимой. В подобных ситуациях для комплексного анализа результатов хозяйственной деятельности необходима сводная отчетность.

Однако и в тех случаях, когда закон не обязывает группу компаний формировать сводную отчетность (отдельные бизнес-единицы в рамках группы не являются дочерними и (или) зависимыми), может возникнуть потребность в ее составлении исключительно для целей управленческого учета. Тогда пользователями сводной отчетности будут собственники или акционеры организаций.

Иногда приходится составлять внеплановую сводную отчетность, например за несколько месяцев года. Необходимость в этом возникает при продаже бизнеса или принятии управленческих решений, кардинально меняющих характер деятельности организаций.

Для чего нужна сводная отчетность? Почему нельзя оценить отдельно каждую организацию на основе ее бухгалтерской отчетности?

Цены не должны отклоняться более чем на 20% от цен на идентичные товары и услуги (пп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ).

Принципы составления сводной отчетности

Итак, мы убедились, что сводная отчетность необходима для целей управленческого учета. Теперь рассмотрим, как она составляется и какие данные при этом используются.

Примечание. Сводная отчетность для кредитных организаций

Тем, кто вплотную занимается составлением сводной отчетности, не лишним будет ознакомиться с принципами, разработанными для отчетности банков и прочих кредитных организаций. Дело в том, что с 2004 г. кредитные организации обязаны составлять консолидированную отчетность в соответствии с требованиями МСФО.

Подробнее об этом можно узнать из Письма ЦБ РФ от 25.12.2003 N 181-Т. В нем приведены Методические рекомендации о порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности.

Исходные данные

Кроме отчетности по каждой организации нужны данные бухгалтерского учета о хозяйственных операциях, совершенных между взаимосвязанными организациями. Имеется в виду информация:

Во избежание противоречий все сведения приводятся на основе данных бухгалтерского учета. Бухгалтерам «родственных» организаций перед представлением данных для консолидированной отчетности рекомендуется составлять акты взаиморасчетов. Естественно, бухгалтеры организаций из группы компаний должны знать, какие фирмы являются для них «родственными».

Подготовительный этап

Организации-«упрощенцы» освобождаются от обязанности вести бухучет в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Мы говорим о составлении сводной отчетности для целей управленческого учета и, наверное, не лишним будет уточнить, что такое управленческий учет. Чем он отличается от бухгалтерского и налогового учета?

Кроме того, различны сами принципы (и уровень их законодательной регламентации) бухгалтерского, налогового и управленческого учета, а также требуемая степень точности информации. Так, для управленческого учета фирмы могут разработать собственные методы и правила формирования отчетных показателей. Причем приводить такие показатели с точностью до рублей и копеек не обязательно.

При формировании консолидированной отчетности используются данные за один и тот же период и на одну и ту же дату. Другое дело, когда организация вошла в группу компаний после начала отчетного периода. Допустим, головная организация купила контрольный пакет акций дочерней. Тогда используются данные за отчетный период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация вошла в рассматриваемую группу.

Аналог термина goodwill в МСФО.

Сводный бухгалтерский баланс

Раздел I посвящен внеоборотным активам. По строке 110 указывается сумма остатков нематериальных активов на начало и конец отчетного периода соответственно. Чтобы определить эту величину, нужно просуммировать остатки нематериальных активов по всем организациям, используя данные бухгалтерских балансов.

В сводном бухгалтерском балансе появится дополнительный нематериальный актив. Это «деловая репутация организаций», которую мы рассчитали на этапе подготовки к формированию отчетности. Сумма «деловой репутации» также войдет в сумму, отражаемую по строке 110. Следует заметить, что «деловая репутация» возникает, если акции или доли в уставном капитале организаций покупаются у третьих лиц. Если же они приобретаются непосредственно у дочерней или зависимой организации, то при превышении цены над номиналом возникает эмиссионный доход. Он исключается из сводного баланса как взаимная прибыль.

В строке 140 отражаются долгосрочные финансовые вложения. Просуммируем их по всем организациям и вычтем вложения в организации из рассматриваемой группы.

Отложенные налоговые и прочие внеоборотные активы по строкам 145 и 150 соответственно рассчитываются путем сложения показателей по всем организациям.

Подводим итог по разд. I. Получаем величину, характеризующую внеоборотные активы по всем взаимосвязанным организациям.

В разд. II отражаются оборотные активы. В строке 210 «Запасы» суммируются остатки по ТМЦ по всем организациям. Если какие-либо из оставшихся товаров или материалов приобретены у «родственных» организаций, из стоимости остатков исключается сумма прибыли по взаимным продажам, приходящаяся на остаток товаров и материалов. Их стоимость можно определить точно. Сложнее с затратами, учтенными в незавершенном производстве.

Стоимость материалов, купленных у «родственных» организаций и переданных в производство, но не вошедших в готовую продукцию или не реализованных, определяется только расчетным путем. Для этого используются самостоятельно разработанные организациями формулы, основанные на нормах расхода сырья и материалов для производимой продукции.

Особого внимания заслуживает расчет суммы «взаимной» прибыли, приходящейся на ТМЦ, готовую продукцию и НЗП. Нам известна общая сумма взаимной реализации, а также сумма прибыли от этой сделки (по данным организации-продавца). Сумму «взаимной» прибыли в остатках запасов можно рассчитать по формуле:

«Взаимная» прибыль в остатках = Прибыль от взаимных реализаций : Выручка от взаимных реализаций х Остаток запасов.

Как уже отмечалось, «взаимную» прибыль в остатках нужно вычесть из суммы запасов.

НДС по приобретенным ценностям, числящийся на счете 19, складываем по всем организациям.

Дебиторскую задолженность со сроками больше и менее года по строкам 230 и 240 суммируем по всем организациям и вычитаем из нее взаимозадолженности, то есть долги организаций из группы.

В строке 260 указываются краткосрочные финансовые вложения. Эти показатели по всем организациям складываем, а займы, предоставленные «родственным» организациям, исключаем.

Денежные средства и прочие оборотные активы суммируем. В строках 290 и 300 подводим итоги по разд. II и по всем активам соответственно.

Переходим к разд. III. Сначала заполняем показатели в пассиве баланса. По строке 410 отражаем общие уставные капиталы, из которых исключаем доли, принадлежащие организациям из рассматриваемой группы. Добавочный и резервный капитал по строкам 420 и 430 суммируем. Затем рассчитываем показатель строки 470. Прибыли или убытки (с минусом) суммируем и вычитаем прибыли или прибавляем убытки от операций между «родственными» организациями. В строке 490 рассчитываем итог по разделу.

Остановимся еще на одном показателе сводной отчетности. Он называется «доля меньшинства». Этот показатель рассчитывается, если одна из рассматриваемых организаций головная. Долей меньшинства будет сумма долей в уставных капиталах прочих организаций, не принадлежащих головной. Кроме того, можно рассчитать долю меньшинства в прибыли по формуле:

Доля меньшинства в прибыли = Доля меньшинства в уставном капитале : Уставный капитал х Прибыль.

Разделы IV и V посвящены долгосрочным и краткосрочным обязательствам. Величины долгосрочных и краткосрочных займов и кредитов складываем в строках 510 и 610 соответственно. Вычитаем займы, выданные организациями из рассматриваемой группы. Так же поступаем с кредиторскими задолженностями из строки 620, то есть вычитаем их из общей суммы взаимозадолженности. Аналогично рассчитываем задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов в строке 630, уменьшая эту величину на задолженность перед «родственными» учредителями и участниками.

Прочие показатели по строкам 515, 520, 640, 650 и 660 суммируем по всем организациям. В строках 590, 690 и 700 подводим итоги. Сверяем величины по строкам 300 и 700 (актив и пассив). Если они равны, значит, все заполнено верно. Сводный баланс сошелся.

Пример. ООО «Кварта» владеет 60% акций ЗАО «Квинта». Составим сводный баланс по этим организациям за 2005 г. Исходные данные для сводной отчетности приведены в табл. 1 и 2.

Данные бухгалтерской отчетности

Данные о хозяйственных операциях между ООО «Кварта» и ЗАО «Квинта» за 2005 год

Далее вычтем долю «взаимной» прибыли из показателей остатков ТМЦ.

На те же показатели (546 708 руб. и 223 502 руб.) уменьшим нераспределенную прибыль по строке 470 сводного баланса.

Взаимные краткосрочные дебиторские и кредиторские задолженности вычтем из строк 240 и 620 соответственно. Краткосрочные финансовые вложения (строка 250) и краткосрочные займы и кредиты (строка 610) уменьшим на сумму остатка по займу, выданному ООО «Кварта» для ЗАО «Квинта».

Остальные показатели по организациям просуммируем. Подсчитаем баланс. Все сходится. Следовательно, сводный баланс составлен верно. Порядок расчета данных о взаимозависимых операциях следует описать в пояснительной записке.

Сводный баланс по организациям ООО «Кварта» и ЗАО «Квинта» за 2005 год

Сводный отчет о прибылях и убытках

Составлять отчет о прибылях и убытках (форму N 2) по группе компаний несколько проще. Общие принципы те же, что и при формировании сводного баланса: суммируются показатели по всем организациям и вычитаются те, которые относятся к операциям между взаимосвязанными фирмами.

Рассмотрим подробнее, как формируется сводный отчет о прибылях и убытках. Из общей выручки от реализации всех организаций вычитается выручка, относящаяся к реализации внутри группы. Общая себестоимость реализованных товаров уменьшается на стоимость товаров, работ и услуг, приобретенных у «родственных» организаций. Аналогично рассчитываются все остальные доходы и расходы.

Напоминаем, что сводную отчетность, как и всю бухгалтерскую отчетность, можно проверить. Чистая прибыль, рассчитанная после налогообложения в отчете о прибылях и убытках, должна соответствовать нераспределенной прибыли или убыткам из сводного баланса, отраженным по строке 470 (на конец отчетного периода).

Для целей управленческого учета можно заполнить и другие формы бухгалтерской отчетности: отчет об изменениях капитала (форма N 3), отчет о движении денежных средств (форма N 4) и приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5). Правила те же: вычитаем общие доходы и расходы, взаимозадолженности и вложения в «родственные» организации. При этом об особенностях формирования показателей перечисленных форм обязательно нужно сказать в пояснительной записке. Иначе информативность отчетов снижается.

Несколько слов о межфирменном учете

Иногда вместо сводной отчетности проще вести межфирменный управленческий учет. Это актуально, когда потребность в сводных показателях возникает регулярно. Конечно, каждая организация может придумать свою систему управленческого учета. Но, на наш взгляд, лучше использовать обычный бухучет, изменив его с учетом отраслевой специфики. Для межфирменного учета подходит обычная бухгалтерская программа. Чтобы сведения было удобно трансформировать из собственной бухгалтерии в межфирменную, все организации группы компаний должны применять одну и ту же программу.

В межфирменной программе следует предусмотреть специальный план счетов. Он может быть разработан на основе стандартного с использованием специальных субсчетов для хозяйственных операций между «родственными» организациями.

Оптимальным вариантом межфирменного управленческого учета является система, при которой информацию не нужно дублировать, а данные из собственных бухгалтерских программ каждой организации периодически переносятся в общую базу.

Источник

Консолидированная и сводная бухгалтерская отчетность: особенности и отличия

Понятие консолидированной финансовой отчетности

Текст ФЗ от 27.07.2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» раскрывает характерное для консолидированной отчетности определение.

Консолидированная финансовая отчетность представляет собой систему информации, с помощью которой отражается финансовое положение, финансовый результат работы предприятия (организаций, иностранных компаний), изменения в его финансовом положении, ации, организаций и (или) иностранных организаций, групп организаций. Ее характеристики определяются Международными стандартами финансовой отчетности.

Сводная консолидированная бухгалтерская отчетность в соответствии с данным Федеральным законом должна составляться:

Помимо этого положения ФЗ используются и в ситуациях, когда федеральные законы предусматривают оформление и (или) представление, а также публикацию консолидированной финансовой отчетности (сводной бухгалтерской отчетности, сводной консолидированной отчетности и баланса). Также подготовка данного вида отчетности происходит, если она предусмотрена учредительными документами предприятия, где прописано представление и (или) публикация этого типа отчетности.

Разница между консолидированной и сводной отчетностью

Отечественные нормативные документы с целью определения понятия «консолидированной отчетности» часто применяют название «сводная бухгалтерская отчетность». С тем, чтобы сагрегировать эти понятия и признать их тождественными, не всегда соглашаются некоторые ученые и практики, которые занимаются исследованием данного вопроса. Они считают, что данное определение нельзя считать достаточно точным. В большей мере оно характерно для отчетности, которая составляется посредством метода свода или суммой данных теми компаниями, которые имеют производство, хозяйство и прочие структурные подразделения, которые сформированы по отдельному балансу и не являются юридическими лицами. Можно сказать, что назначение сводной бухгалтерской отчетности заключается в составлении ее в рамках одного собственника. Также ее формирование характерно для статистического обобщения.

Консолидированный отчет в отличие от сводной отчетности можно составлять по совместно контролируемому обществу несколькими собственниками. Он ставит перед собой другую цель — показать инвесторам и прочим заинтересованным лицам итоги финансовой и хозяйственной работы объединения взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но по факту представляющих собой единой хозяйственной целое. Основная особенность составления консолидированной отчетности состоит не в своде, а в элиминировании каждого отдельного показателя предприятий, которые включены в объединение. Это происходит для исключения повторного счета в консолидированном отчете группы.

Требования к сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности, порядок ее составления

Методические рекомендации предполагают следующие требования в области формирования сводной отчетности:

Методические рекомендации также излагают правила составления сводной бухгалтерской отчетности:

Основными особенностями составления сводной бухгалтерской отчетности группами взаимосвязанных компаний являются:

Сводную бухгалтерскую отчетность составляют в соответствии с формами, которые разрабатываются самим предприятием на базе типовых форм. Головная организация должна соблюдать принятую форму сводного бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, включая пояснения к ним. Сводную годовую отчетность составляют в миллионах и миллиардах руб. Головная организация должна предоставить ее не позднее 30 июня года, который следует за отчетным.

Сводную бухгалтерскую отчетность подписывает руководитель и главный бухгалтер предприятия. Ее представляют учредителям головной организации и прочим заинтересованным субъектам, если это соответствует законодательству РФ.

Источник

Понятие сводной и консолидированной отчетности

С быстрым развитием технологий, бизнеса на рынке появились различные новые названия, среди которых «холдинг». Чаще всего такое кричащее название той или иной фирмы используют с целью – придать серьезность и значимость предприятия. Но что на самом деле обозначает слово «холдинг»?

Если сравнивать с человеческим телом: холдинг – мозг, а сосуды – дочерние предприятия. Иными слова, холдинг объединяет в себе несколько фирм и является главным в управлении.

Холдинг (с англ. «держащий, удерживание») – материнская организация, осуществляющая контроль над деятельностью дочерних компаний.

Для того, чтобы работа протекла без помех и не давала сбои, чтобы владельцы и другие пользователи могли сделать анализ, составляется сводная консолидированная бухгалтерская отчетность.

Что такое сводная и консолидированная бухгалтерская отчетность?

Консолидированная отчетность, или сводный отчет – это финансовый отчет всех групп холдинга/концерна, характеризующий их деятельность, имущественное и денежное положение за определенный период времени.

Зависимые общества для консолидации делятся на два вида:

Фундаментом разделения общества на дочерние предприятия считается степень контроля. Контроль для консолидации – влияние на денежную и оперативную деятельность предприятия для получения экономической выгоды. Различие между влиянием и контролем: контроль принимает безоговорочные решения. Это документировано в ГК РФ, ст.105. Оно гласит: хозяйственное общество считается дочерним в том случае, если материнское общество или товарищество является главным в уставном капитале, или между ними был заключен договор.

Как было сказано выше, совместный контроль относится по закону к другому типу, но все же их нужно различать, так как методы консолидирования, установленные международным стандартом, разные. Согласно стандартам:

Таблица 1. Влияние степени и вида контроля на консолидацию

Степень

Вид общества

Метод

Решающее влияние, полный контроль

Совместный влияние и контроль

Пропорциональное консолидирование, консолидирование квот

Консолидирование доли в капитале

Отсутствие влияния, его наличие говорит о приобретении доли с целью продажи

Общий порядок для финансовых вложений

Какие необходимы документы?

К главному нормативному документу по систематизации сводной бухгалтерской отчетности относят Методологические рекомендации по составлению и представлению отчета – приказ Минфина России от 30 декабря 1996 года № 112. Они не противоречат МСФО 27 «Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерней компании».

Что необходимо для составления отчета консолидирования бухгалтерией?

Повторим: сводный бухучет состоит из полученных данных отчета организаций, которые находятся в составе группы. Чтобы составить консолидированный отчет, бухгалтеру необходимо придерживать правила пяти «НЕ». Отчет не составляется:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *