Познание – это процесс постижения человеком новых, ранее неизвестных знаний. Структура процесса познания:
Характеристика основных видов познания
— непосредственность; — наглядность и предметность; — воспроизведение внешних свойств и сторон.
— опора на результаты чувственного познания; — абстрактность и обобщенность; — воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений
Вопросы для характеристики
Интуиция
средства
озарение, наитие, прозрение
формы
мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями; интеллектуальная – связана с умственной деятельностью
особенности
внезапность; неполная осознанность; непосредственный характер возникновения знаний.
Вопрос о соотношении чувственного и рационального вызвал появление двух философских направлений. Эмпиризм — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт. Рационализм — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства. Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.
Знание — результат познания действительности, содержание сознания.
Виды знаний: Заблуждение – знание, не соответствующее реальному объекту, но принимаемое за истину. Ложь — сознательное искажение образа объекта. Житейское — основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию. Практическое — основой является деятельность людей по реализации потребностей. Художественное — строится на образе, характеризуется эмоциональностью, субъективностью. Научное — характеризуется стремлением к объективности, системностью, логичностью, существует в форме понятий и категорий, общих принципов, законов, теорий. Рациональное — отражает реальность в терминах, строится на рациональном мышлении. Иррациональное — отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законам логики.
Формы познания
Особенности социального познания: — субъект и объект познания совпадают (общество изучает самого себя, социолог видит процесс изнутри, так как сам является участником общественных отношений. Поэтому большую роль играет личностная оценка общественных явлений); — ограничены возможности исследователя (не всегда можно провести эксперимент); — сложность и изменчивость объекта изучения порождает плюрализм точек зрения на общество.
При изучении общества следует применять конкретно-исторический подход: — устанавливать зависимость между прошлым и будущим; — выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов; — изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости; — рассматривать текущую деятельность как результат предыдущей.
Особенности познания средствами искусства: — эмоциональная окрашенность; — осуществляется при помощи образов. Образ – это отражение действительности, обладающее определёнными свойствами реально существующего предмета, преломлённое через внутренний мир творца (художника, режиссёра, писателя). Канон – свод прикладных правил создания образа. Характеризуется особенностями мировоззрения эпохи. (Например, в период античности воспевается красота человеческого тела, пропорциональность; в Средние века тело воспринимается как нечто греховное, поэтому изображается плоско, покрыто одеждами).
Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний.
Результатом чувственного познания является образ. Роль чувственного познания велика. Органы чувств связывают человека с внешним миром, без них он не способен мыслить и познавать. Чувственное познание присуще не только человеку, но и высшим животным.
Виды знаний
Необходимо понимать, что научное познание есть целостная, развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. В структуру научного познания входят:
Рассмотрим процесс научного познания на примере исследования биолога, изучающего зависимость высоты растений от климата. Итак, ученый предположил, что деревья в среднем выше в местности с теплым климатом. (Это постановка гипотезы, которая подтверждается или опровергается результатами исследования.) В поисках доказательств биолог отправился на юг, измерил высоту трёхсот деревьев, зафиксировал результаты измерений. (Это эмпирический уровень научного познания.) Вернувшись в лабораторию учёный произвёл расчёты, сравнил данные, доказательно подтвердил правоту своей гипотезы и сделал выводы. (Это теоретический уровень.)
Научное познание невозможно без выявления причинно – следственных связей. Одно явление или событие связано с каким-либо другим, которое называется причиной и порождает следствие. Представим очень простой пример. Петя и Коля идут по узкой тропинке (событие). Петя наступил Коле на ногу (событие). Последствие – больная нога. Причина – узкая тропинка. Таким образом, выявить причинно –следственные связи значит, что нужно установить зависимость одного явления с другим.
Одним из видов научного познания является социальное познание.
Социальное познание – это познание законов и принципов функционирования общества, культуры, человека.
Толчком к началу социального познания служат социальные факты (действия индивидов или групп), чьи – то мнения и суждения, а также результаты материальной и нематериальной деятельности людей. Социальные исследования направлены на открытие исторических закономерностей и социальное прогнозирование. Для достижения этих целей ученые и исследователи используют социальную реальность (практика), исторические информаторы (археология, документы) и опыт поколений.
Открытие исторической закономерности происходит тогда, когда между общественными явлениями и процессами обнаруживается объективно повторяющаяся связь. Безусловно, исторические события и личности уникальны, к примеру, не может быть двух абсолютно одинаковых войн или президентов. Однако, некоторым из них присущи общие черты и тенденции. Когда эти черты и тенденции постоянно повторяются можно говорить об исторической закономерности. Примером исторической закономерности является взлёт и падение любой империи.
Социальным прогнозированием занимается наука футурология. Её главной целью является разработка вариантов развития социума или его объектов. Прогнозирование возможно в различных сферах общества, в экономической, юридической, культурной. Осуществляется оно такими методами, как анализ, сравнение, анкетирование, эксперимент и др. Значение социального прогнозирования велико. Например, прогнозирование рынка труда, даёт информацию о востребованных профессиях и вакантных должностях.
Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами. Виды суждений и отношения между ними изучаются в философской логике.
Содержание
Простые и сложные суждения
Простые суждения — суждения, составными частями которых являются понятия. Простое суждение можно разложить только на понятия.
Сложные суждения — суждения, составными частями которых являются простые суждения или их сочетания. Сложное суждение может рассматриваться как образование из нескольких исходных суждений, соединенных в рамках данного сложного суждения логическими союзами (связками). От того, при помощи какого союза связываются простые суждения, зависит логическая особенность сложного суждения.
Состав простого суждения
Простое (атрибутивное) суждение — это суждение о принадлежности предметам свойств (атрибутов), а также суждения об отсутствии у предметов каких-либо свойств. В атрибутивном суждении могут быть выделены термины суждения — субъект, предикат, связка, квантор.
Состав сложного суждения
Сложные суждения состоят из ряда простых («Человек не стремится к тому, во что не верит, и любой энтузиазм, не подкрепляясь реальными достижениями, постепенно угасает»), каждое из которых в математической логике обозначается латинскими буквами (A, B, C, D… a, b, c, d…). В зависимости от способа образования различают конъюнктивные, дизъюнктивные, импликационные, эквивалентные и отрицательные суждения.
Дизъюнктивные суждения образуются с помощью разделительных (дизъюнктивных) логических связок (аналогичных союзу «или»). Подобно простым разделительным суждениям, они бывают:
Импликационные суждения образуются с помощью импликации, (эквивалентно союзу «если …, то»). Записывается как или . В естественном языке союз «если …, то» иногда является синонимом союза «а» («Погода изменилась и, если вчера было пасмурно, то сегодня не одной тучи») и, в таком случае, означает конъюнкцию.
Конъюнктивные суждения образуются с помощью логических связок сочетания или конъюнкции (эквивалентно запятой или союзам «и», «а», «но», «да», «хотя», «который», «зато» и другим). Записывается как .
Эквивалентные суждения указывают на тождественность частей суждения друг другу (проводят между ними знак равенства). Помимо определений, поясняющих какой-либо термин, могут быть представлены суждениями, соединенными союзами «если только», «необходимо», «достаточно» (например: «Чтобы число делилось на 3, достаточно, чтобы сумма цифр, его составляющих, делилась на 3»). Записывается как (у разных математиков по-разному, хотя математический знак тождества всё-таки ).
Отрицательные суждения строятся с помощью связок отрицания «не». Записываются либо как a
b, либо как a b (при внутреннем отрицании типа «машина не роскошь»), а также с помощью черты над всем суждением при внешнем отрицании (опровержении): «не верно, что …» (a b).
Классификация простых суждений
По качеству
По объёму
По отношению
По отношению между подлежащим и сказуемым
Субъект и предикат суждения могут быть распределены (индекс «+») или не распределены (индекс «-»).
Суждения А (обще-утвердительные суждения) Распределяет свое подлежащее (S), но не распределяет свое сказуемое (P)
Объем подлежащего (S) меньше объема сказуемого (Р)
Объемы подлежащего и сказуемого совпадают
Суждения Е (обще-отрицательные суждения) Распределяет как подлежащее (S), так и сказуемое (P)
В этом суждении мы отрицаем всякое совпадение между подлежащим и сказуемым
Суждения I (частно-утвердительные суждения) Ни подлежащие (S), ни сказуемые (P) не распределены
Часть класса подлежащего входит в класс сказуемого.
Суждения О (частно-отрицательные суждения) Распределяет свое сказуемое (Р), но не распределяет свое подлежащее (S) В этих суждениях мы обращаем внимание на то, что есть несовпадающего между ними (заштрихованная область)
таблица распределения подлежащего и сказуемого
Подлежащее (S)
Сказуемое (P)
о-у
А
распределено
нераспределено
о-о
Е
распределено
распределено
ч-у
I
нераспределено
нераспределено
ч-о
О
нераспределено
распределено
Другие
1) S есть или А, или В, или С
2) или А, или В, или С есть Р когда в суждении остается место неопределенности
Если А есть В, то С есть D или Е есть F
если есть А, то есть а, или b, или с Прим: « Если кто желает получить высшее образование, то он должен учиться или в университете, или в институте, или в академии»
Модальность суждений
Модальные понятия, или модальности — понятия, выражающие контекстную рамку суждения: время суждения, место суждения, знание о суждении, отношение говорящего к суждению.
В зависимости от модальности выделяются следующие основные виды суждений:
1. Мнение о чем-л., взгляд на что-л. Суждения об искусстве. □ Дед не терпит, когда при нем высказывают свои суждения: сыновья должны беспрекословно выполнять его приказания. Гладков, Повесть о детстве. || Заключение, решение. Я решаюсь вынести этот маленький спор на ваше суждение. Леонов, Непримиримость.
2.Лог. Мысль, в которой утверждается или отрицается что-л. относительно предмета или явления, например: «все люди — братья», «железо ковко».
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Виды суждений и отношения между ними изучаются в философской логике.
В математической логике суждениям соответствуют высказывания.
СУЖДЕ’НИЕ, я, ср.1.только ед.Действие по глаг. судить в 1 знач., обсуждение (книжн. устар.). С общего сужденья приговорили. Крылов. Длительное с. о деле.2. Мнение, заключение. Не смею моего сужденья произнесть. Грибоедов. В мои лета́ не должно сметь свое суждение иметь. Грибоедов. 3. В логике — форма мышления, представляющая собою сочетание понятий, из к-рых одно (предикат) определяет и раскрывает
содержание другого (субъекта; филос.).
Настало время, говорит Энгельс, когда человеческий мозг развился настолько, что мог высказать суждение: трение есть источник теплоты.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
сужде́ние
1. мнение, высказывание о ком-, чём-либо ◆ Сверхценные идеи, будучи эмоционально весьма насыщенными, занимают в психике центральное место и мешают человеку быть в достаточной мере беспристрастным и объективным в своих суждениях. И.Я. Завилянский, В.М. Блейхер, «Психиатрический диагноз», 1979 г.
2. в логике форма мышления, представляющая собою сочетание понятий, одно из которых — субъект — определяется и раскрывается через другое — предикат
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: золочёный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
теория по обществознанию 👨👩👧👦 человек и общество
Познание
Познаем ли мы мир (10 класс)
Проблема познаваемости происходит из реальных трудностей познания. В своих подходах к данной проблеме ученые делятся на оптимистов, пессимистов и скептиков.
Пессимисты отрицают познаваемость мира. Оптимисты утверждают, что мир принципиально познаваем. Скептики, признавая, что познание мира возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания.
Агностицизм (от греч. agnostos — непознаваемый) — философское учение, отрицающего возможность познания. Любопытно, что с развитием знаний о мире агностицизм не умер.
«Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств».
Еще одной распространенной разновидностью агностицизма был конвенционализм. Согласно этому учению существующие научные теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными (от лат. conventio — договор, соглашение). Эти знания не способны достоверно отражать сущность исследуемых предметов.
Сторонники гносеологического (от греческих слов gnosis — познание и logos — учение, слово — учение о познании) оптимизма, не отвергая сложности познания, трудности выявления сущности вещей, доказывают несостоятельность агностицизма. В качестве аргумента одни из них отмечают ясность и отчетливость научной мысли, повествующей о сущности изучаемых объектов. Другие делают упор на общезначимость получаемых результатов. А третьи — на невозможность существования человека без знаний, проверяемых в реальной практике жизни.
Все, кто признает познаваемость мира, рассматривают различные способы познавательной деятельности.
Особенности научного познания ( 10 класс)
Познание чувственное и рациональное ( 10 класс)
Социальное и гуманитарное знание ( 10 класс)
Многообразие человеческого знания ( 10 класс)
Истина и ее критерии ( 10 класс)
Задание EO0521D Установите соответствие между признаками и видами истины: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.Признаки
ПРИЗНАКИ
ВИДЫ ИСТИНЫ
А) возможность корректировки при дальнейшем развитии науки Б) неполное, изменяемое знание о предмете В) адекватность отражения сущности познаваемого объекта Г) достоверность знания Д) объективность
1) и абсолютная, и относительная истина 2) только относительная истина
Для того, чтобы верно ответить на этот вопрос, важно знать критерии истины и понимать разницу между абсолютной и относительной истиной. Истина – это достоверное и объективное знание о предмете, адекватно отражающее сущность изучаемого предмета. Абсолютная истина – это полное, достоверное знание о предмете, которое не может быть ни уточнено, ни дополнено. Относительная истина – это неполное знание о предмете, которое может быть дополнено и при дальнейшем развитии науки. Таким образом, утверждения В, Г и Д относятся и к абсолютной, и к относительной истине, а утверждения А и Б – только к относительной.