что такое суннат той

Традиционные обряды Хорезма на примере «бешик туй», «суннат туй» и «лачак туй»

что такое суннат той. Смотреть фото что такое суннат той. Смотреть картинку что такое суннат той. Картинка про что такое суннат той. Фото что такое суннат той

Статья просмотрена: 2864 раза

Библиографическое описание:

Эгамбергенова, М. Ж. Традиционные обряды Хорезма на примере «бешик туй», «суннат туй» и «лачак туй» / М. Ж. Эгамбергенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 401-404. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5858/ (дата обращения: 06.12.2021).

Обряды узбекского народа складывались веками в результате сложного процесса слияния культурных навыков и традиций всех племен и народностей, которые участвовали в этногенезе узбеков. Они весьма самобытны, ярки и многообразны, восходят к патриархальным родоплеменным отношениям. Большое число обрядов сопровождает семейную жизнь и связано с рождением и воспитанием ребенка, свадьбами, похоронами. Особую роль играют обряды, связанные с рождением и воспитанием детей (бешик-туйи, суннат-туйи), бракосочетанием (фатиха-туй) и лачак-туй. Часто они представляют собой переплетение исламской обрядности с более древними формами, связанными с магической практикой. С принятием ислама многие семейно-бытовые обычаи претерпели его влияние, и в жизнь узбеков вошли религиозные мусульманские обряды. Пятница считается праздничным днем, которая отмечается в соборной мечети общим намазом (молитвой). Патриархальные обычаи продолжили свое существование в общественной жизни, которая сосредоточивалась в мечети, чайхане, на базаре и в которой принимало участие исключительно мужское население.

Одним из таких национальных ценностей является обряд надевания «лачак», являющегося традиционным головным убором женщин Хорезма. Лачак представляет собой традиционный головной убор многих народов, проживающих в Средней Азии, в частности, женщин Хорезма, однако способы его надевания и наименования у разных народов различны. Например, у казахов и каракалпаков – «киймишек», у туркменского народа – «эсги» и т.п. Надевание лачак считается одним из обрядов, сохранивщейся с древних времён в жизни женщин Хорезма.

Считалось, что надевать лачак для женщин целесообразно в период «успокоения», то есть после женитьбы сыновей, выдачи дочерей замуж. Когда Хивинские женщины впервые надевали лачак, проводился специальный обряд – «лачак той» и резали белого барана.

В зависимости от материала изготовления лачак подразделялся на «бой лачак» (иногда «бой баш»- богатый ) и «камбагал лачак» (бедный)[2]. С данной точки зрения лачак определял социальное и экономическое положение женщин, место, занимаемое ими в обществе, и их статус. Так как, исходя из названий, можно утверждать, что «бой лачак» надевали состоятельные женщины из аристократических кругов. Изготовлялся он из качественного щёлка и отличался разнообразием расцветки, а «камбагал лачак» могли себе позволить женщины из средних и беднейших слоев общества и он представлял собой, чаще всего, марлевую или бязевую повязку, а также большой пуховый платок.

На протяжении веков лачак формировался в качестве женского головного убора, приобретая новую сущность под воздействием естественных, экономических и социальных факторов.

На вопрос: С какого возраста женщинам можно надевать лачак? – Мы получили два варианта ответов. Некоторые говорили, что лачак могут надевать женщины 20-24 лет, имеющие одного – двух детей. В этом отношении Аминахон Багибекова из Хивы вспоминает следующее: «Мне надели лачак приговаривая: родила одного – стала матерью, родила второго – стала бабушкой. Все необходимые вещи для лачак были принесены совместно с другими необходимыми предметами моей матерью в период рождения первого ребёнка для «бешик тойи»[3]. Данное мнение широко распространено в народной среде и привело нас к следующему заключению: в начале XX века женщины рано выходили замуж и в целях сохранения здоровья после родов на них старшее поколение надевало лачак, чтобы предохранить их голову и грудь от различных заболеваний. К настоящему дню, в связи с велениями времени и другими причинами, в народной среде лачак надевают достигнув 63 лет, то есть возраста пророка Мухаммеда. Данное явление разъяснялось следующими обстоятельствами: «Считалось, что надевать лачак для женщин целесообразно в период «успокоения», то есть после женитьбы детей, выдачи дочерей замуж» [4].

Надевание лачак было приимущественным делом знатных и почтенных женщин пожилого возраста, знающих Коран, вырастивших детей и пользующихся заслуженным уважением.

Лачак, являющийся традиционным головным убором женщин Хорезма, первоначально состоял из множества компонентов: тюбетейка, в отдельных местах шапочка ( сшитая из мягкой материи в четырёхугольной или круглой форме и набитая ватой), различные виды платков ( тег румол, домокча, чини турма, холако, оширма, пута и др.). Многие из них не сохранились до настоящего времени.

Обряд надевания лачак в Хиве выглядел следующим образом: Сначала, приговаривая «Бисмиллахир рахмонир рахийм: забирая платок от сатаны, надеваем шапочку от Всевышнего»,- надевали на голову женщины тюбетейку [5]. Смысл данного явления заключался в том, что женщине уже запрещалось сплетничать, она превращалась в почтенную женщину. Затем её шею обвязывали платком, а сзади привешивали «холако»- материал из белых и красных расцветок. «Холако обязательно должно было быть в паре. Красный материал символизировал молодость, белый напоминал о старости. Сверху набрасывали белый платок. Женщина, надевшая лачак, кланялась всем. Все её приветствовали дарами и пожеланиями долгой жизни. В свою очередь, и муж, этой женщины, дарит ей и надевшей на неё лачак пожилой женщине свой подарок. Участницам празднества лачак со всеми светлыми пожеланиями дарят платочки. Во время надевания лачак одна из пожилых женщин пела поздравительные пожелания:

Мубораклар бўлгай атган тўйингиз,

Жуфт патикли кўшку айвон жойингиз.

Мудома иззатда ўтгай умрингиз,

Шу уйларда лачак тўй муборак бўлғай.

Да будет славным ваше торжество,

Да будет прочен ваш дом.

Пусть ваша жизнь пройдет в почёте

Поздравляем с торжеством лачак ваш дом.

Лачак необходимо было носить хотя бы три дня ( согласно поверьем), однако по мере возможности надевался постоянно. Затем бережно убирался и надевался потом в день погребение женщины. Согласно нашим традициям, в Хорезме все женщины (за исключением бездетных; а если, усыновив сироту, воспитывала его в качестве полноценной личности, тогда можно) обязаны были носить лачак. Если женщина не успевала при жизни надеть лачак или не было возможности, после смерти на её голову водружали лачак. В других случаях, омывателю покойницы выдавали отдельный узелок, который составляли отрез ткани для платья, панталоны, тюбетейка, 2-3 платка, пуховый платок.

По способу обёртывания и своему строению лачак в разных районах был различным. Например, в Гурлене лачак составлял единый ансамбль с головным убором (бош орау). Наподобие мужского головного убора «салла», длина женского головного убора лачак составлял 5-12 метров. Это было необходимо для того, что в случае внезапной смерти человека, отправивщегося в далёкое путеществие, или случивщегося по другим причинам, лачак мог выполнить функции савана. В настоящее время лачак в качестве традиционного головного убора надевают только женщины старшего возраста. А молодые женщины заменили этот древний головной убор различными современными платками.

«При анализировании способов изготовленияи надевания лачак, сохранившегося до настоящего времени и представляющего собой одно из проявлений национальных ценностей нашего народа, стало очевидным, что данный обряд в разных районах Хорезма проводился в различной форме (например, в Хиве и Гурлене). Причину данных различий нужно искать только в этническом происхождении (сарты и коренные узбеки) населения указанных районов и в их этногенезисе» [6.С. 105].

Как отмечалось выше, лачак, помимо женщин Хорезма, считается женским головным убором и женщин других народов, например, каракалпаков, туркмен, киргизов и других. Это является свидетельством древнейших близких и добрососедских отношений между данными братскими народами.

Хорезмское наследие очень богато наразнообразн ые обряды. Для того чтобы изучить это богатое наследие народа не хватит целой жизни одного человека. Но это такое наследие ради которого можно посвятить свою прожитую жизнь Эти все традиционные обряды, обычаи и жизненные взгляды на сегодняшний день стоят у истоков воспитания, формирования. духовного просвещения нашей современной молодёжи, которое оставили народу Хорезма наши предки. Чтобы укрепить преданность своей родной земле необходимо чтить и уважать всё это духовное богатство. Выше приведённые примеры обрядов как «бешик туй» и «суннат-туй» надеюсь послужат для расширения кругозора нашей молодёжи.

Полевые записи. Бекпошша апа. Янгиарыкский туман, кишлак Каттабаг. Август, 2003 г.

Полевые записи. Аминажон Багибекова. Хива. Февраль, 2003 г.

Полевые записи. Вапаева Зубайда. Хива. Кишлак Саят. 2004 г.

Полевые записи. Информант Нукулжан Ваисова. Хива. Кишлак Саят. Февраль, 2005 год.

Сазонова М.В. Женский костюм узбеков Хорезма. //Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана. М., Наука, 1989.

Источник

Суннат в Исламе: желательные действия мусульман

что такое суннат той. Смотреть фото что такое суннат той. Смотреть картинку что такое суннат той. Картинка про что такое суннат той. Фото что такое суннат той

Суннат – категория действий, выполнение которых, согласно Шариату, считается желательным для мусульман. За их соблюдение верующему записывается награда, но, в отличие от фарда или ваджиба, за оставление не засчитывается грех, а возможно лишь порицание в Судный день.

Некоторые богословы, тем не менее, возводят суннат, который выполнялся Пророком ﷺ регулярно, до степени ваджиб. Этим объясняется тот факт, что одно и то же деяние в одном мазхабе считается ваджибом, а в другом – суннатом (например, витр-намаз в ханафитском мазхабе – ваджиб, а в шафиитском – суннат).

Выполнение сунната обусловлено необходимостью следования примеру Посланника Аллаха ﷺ, так как все эти действия пришли к нам из Пречистой сунны Пророка ﷺ

В зависимости от способа одобрения Милостью миров Мухаммадом ﷺ суннат делится на три вида: каули, фи`или и такрири.

1. Каули

Каули – это изречения, комментарии, утверждения по тем или иным вопросам в конкретных ситуациях. Нередко сподвижники, а также обычные верующие обращались к Посланнику Всевышнего ﷺ за разъяснениями тех или иных аятов Священного Писания, а также за ответами на бытовые вопросы. Таким образом в суннатуль-каули вошли все одобрительные высказывания Заключительного Божьего посланника ﷺ, дошедшие до нас в виде достоверных (сахих) или хороших (хасан) хадисов.

2. Фи`или

Фи`или – это конкретные действия и поступки Печати пророков ﷺ в тех или иных ситуациях. Сюда вошли абсолютно все действия: как религиозные (порядок омовения, совершение намаза), так и светского характера (принятие решений в качестве главы общины). Все поступки Мухаммада ﷺ вошли в Шариат в качестве прецедентов.

3. Такрири

Такрири – это форма одобрения Посланником Господа миров ﷺ конкретных действий и слов людей в молчаливой форме. Здесь действует принцип «всё, что не запрещено – разрешено». Если люди не слышали со стороны Заключительного пророка ﷺ запрета либо порицания, то воспринимали это как дозволенное.

Достоинства соблюдения сунната

1) Следование примеру Пророка ﷺ

Основной смысл сунната – подражание лучшему из творений Господа – Его Посланнику ﷺ. В Священном Писании упоминается:

«В ПОСЛАННИКЕ АЛЛАХА БЫЛ ПРЕКРАСНЫЙ ПРИМЕР ДЛЯ ВАС» (33:21)

Этот аят служит призывом для всех людей подражать ему и стремиться к его идеалу. Всю свою жизнь он наглядным примером демонстрировал всем образ идеального мусульманина и пояснил, как заслужить довольство Творца.

Мусульмане, соблюдающие суннат, обретают награду от Всевышнего за свою покорность и любовь к Пророку ﷺ. Причём саваб человек получает не только за следование примеру Милости миров ﷺ в религиозной практике, но и в быту.

3) Заступничество в Судный день самого Посланника Аллаха ﷺ

Верующие, которые искренне почитают его ﷺ, не останутся без защиты и в тот Час, когда каждый человек, вне зависимости от того, насколько он был богат либо беден, был он правителем или рабом в земной жизни, будет нуждаться в защите своей души от Адского пламени.

Отличия от мустахаба

В Шариате, помимо сунната, также выделяется категория деяний мустахаб (мандуб, т.е. побуждаемое), которое в целом схоже с суннатом и многими учёными даже отождествляется с ним. Но некоторые богословы – в частности, ханафиты – утверждают, что между ними всё же имеется разница. За выполнение деяний мустахаб человек обретает награду, но меньшую, чем за суннат, а за оставление – нет ни греха, ни порицания. Примером мустахаба может служить пост Пророка Дауда (мир ему).

Источник

Намазы-суннат (желательные, дополнительные намазы)

что такое суннат той. Смотреть фото что такое суннат той. Смотреть картинку что такое суннат той. Картинка про что такое суннат той. Фото что такое суннат той

Хвала Всевышнему Аллаху, который создал этот чудный, удивительно красивый мир и тем самым проявил Себя, Свое величие и всемогущество, одарил людей Своими несметными богатствами, милостями и сделал следование Сунне (пути) любимого Пророка (мир ему и благословение) одной из самых главных милостей.

Самое совершенное благословение Аллаха и Его салам любимому пророку Мухаммаду, следование и повиновение которому является проявлением покорности Самому Все-вышнему Аллаху, и следование Сунне которого является признаком любви к Аллаху.

Благословение и салам Аллаха потомкам и сподвижникам Пророка (мир ему и благословение), которые старались довести Сунну Пророка до людей, не жалея ни жизни, ни средств, ни сил, и даже отказываясь от Родины.

Кого можно считать самым совершенным, самым счастливым и самым близким в Судный день к Пророку (мир ему и благословение) человеком? Конечно же, того, кто скрупулезно следует Сунне Пророка и кто во всех делах старается вести себя как он, того, кто унаследовал черты его характера.

Намазы-суннат (желательные, дополнитель¬ные намазы) занимали большое место в жизни Пророка (мир ему и благословение).

Достоинства намазов-суннат в общих чертах

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Из всех деяний, совершать которые позволил мусульманам Всевышний Аллах, самым лучшим является двух-или более ракаатный намаз. Пока раб Божий находится в намазе, его покрывает милость и благословение Аллаха». Этот хадис от Абу-Уммата приводят имам Ахмад и Тирмизи.

В достоверном хадисе от Савбани и Абу-Дардаа, приведённом имамом Ахмадом, Муслимом, Тирмизи и другими, говорится: “Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ты усердно совершай земные поклоны (суджда). Каждый раз, когда ты совершаешь земной поклон, Всевышний Аллах возвышает твои достоинства и прощает твои грехи». («Канзуль-’уммал», т.7, стр.770).

Намазы-суннат подразделяются на два вида: 1) приуроченные к определённому времени или месту или обусловленные определённой причиной; 2) намазы-мутлак, т.е. те, которые можно совершать без всякой причины в любое время, за исключением периодов, когда нежелательно (карахат) совершать намазы. Намазы-мутлак мусульманин имеет право совершать и днем, и ночью, сколько он хочет. Намазы-мутлак совершаются как обычные, для них нет специального правила, времени, места, причины совершения, их можно совершить в любое время, кроме периодов, когда совершение намаза является карахатом, то есть нежелательным. Мы остановимся на намазах-суннат, приуроченных к определённому времени, месту или совершаемых по определенной причине. К ним относятся: ратибаты — намазы, совершаемые до и (или) после обязательного (фарз) намаза; истихараты — намазы, совершаемые для выбора решения; намазы, совершаемые для исполнения желания и другие.

Такие намазы в свою очередь также подразделяются на два вида: совершаемые коллективно (джамаатом) и индивидуально.

Следуя имамам, мы сначала, иншааллах (если Аллах даст), расскажем о намазах, совершаемых коллективно, то есть джамаатом.

Джамаатом лучше совершать:

заупокойные намазы (салату-ль-джаназати);

намазы, совершаемые во время затмения солнца или луны (салату-ль-хусуфи или салату-ль-кусуфи);

намазы-таравих, совершаемые в месяце Рамазан (са-лату-т-таравихи).

Эти намазы-суннат ценнее совершаемых индивидуально, даже если мы совершим их в одиночестве. Однако намаз-витр и ратибаты ценнее намаза-таравих.

Из намазов-суннат, совершаемых индивидуально, самым ценным является витр, за ним следует утренний ратибат, затем другие ратибаты и намаз, совершаемый после восхода солнца (салату-з-зуха). Далее следуют намаз, совершённый после тавафа (обхода Каа­бы), начала Хаджа, приветствия мечети — дома Аллаха (салату-т-тахиййати), а также намаз, совершаемый после омовения (салату-л-вуду’).

что такое суннат той. Смотреть фото что такое суннат той. Смотреть картинку что такое суннат той. Картинка про что такое суннат той. Фото что такое суннат той

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Достоинства и важность тахаджуд-намаза

что такое суннат той. Смотреть фото что такое суннат той. Смотреть картинку что такое суннат той. Картинка про что такое суннат той. Фото что такое суннат той

Тахаджуд – это желательный намаз (суннат), совершаемый после ночного намаза до наступления времени утреннего азана, после короткого сна.

Время совершения тахаджуд-намаза

Время его совершения – до наступления утреннего намаза. Сколько бы ни продолжался сон, намаз, совершаемый после ночного сна и до рассвета – это тахажуд. Если по праву путешественника (мусафир) человек перенёс ночной намаз к вечернему, то после короткого сна он имеет право совершить тахаджуд, даже если ещё не наступило время ночного намаза, рассматриваемое при его отдельном совершении.

За любой намаз, совершаемый ночью после пробуждения, будь это возмещаемый, совершаемый по обету (назру), витру или другие желательные намазы, мусульманин получит вознаграждение в виде намаза-тахаджуд.

Сколько ракаатов совершается при тахаджуд-намазе

Количество ракаатов для намаза-тахаджуд не установлено. Чем больше, тем лучше. Есть учёные, которые говорят, что минимум ракаатов для него – два, максимум – двенадцать, среднее число – шесть. Вместо того, чтобы совершать много ракаатов второпях, лучше совершить меньше, но спокойно, с чтением длинных сур.

Для того, кто постоянно совершает тахаджуд, отступление от своей традиции совершения этого намаза нежелательно. Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал Абдуллаху бин ‘Умару:

«Ты не будь таким, как тот человек, который раньше просыпался ночью (на намаз-тахаджуд), а потом перестал». (Бухари)

Как совершают тахаджуд-намаз

Произносить специальное намерение (нийят) для совершения тахаджуда необязательно. Достаточно намерения совершить обычный желательный намаз. Лучше совершать его, разделив на два ракаата, произнося «салам» после каждых двух ракаатов.

Перед отходом ко сну мусульманину желательно иметь твёрдое намерение проснуться ночью и совершить тахаджуд; даже если он не проснётся ночью, Аллах вознаградит его как за совершённый тахаджуд, а сон будет для него милостью Аллаха.

Достоинства тахаджуд-намаза

В Коране и хадисах многократно говорится о пользе намаза, совершаемого ночью после пробуждения.

В Коране сказано (смысл): «Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в качестве воздаяния за то, что они совершали». (сура «Ас-Саджа», аяты 16-17)

В хадисе, переданном Муслимом, говорится: «Самый ценный намаз после обязательных – это намаз, совершаемый ночью, после сна».

В хадисе, приводимом Дайлами, говорится: «Проснувшись, ночью, совершайте хотя бы два ракаата. Ночные молитвы очищают от грехов, уменьшают гнев Аллаха и жар огня Ада».

В другом хадисе, приводимом Тирмизи, Хакимом и Ахмадом, говорится: «Старайтесь просыпаться и подниматься на молитву в ночное время, ибо так делали лучшие праведные люди, которые жили до вас. Это приблизит вас к Аллаху, смоет ваши грехи, освободит вас от болезней».

Если человек сам поднялся ночью на тахджуд-намаз, то желательно разбудить и тех, кто имел желание совершить его, особенно супругу (супруга) – это сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

От Айши (да будет доволен ею Аллах) передаётся: «Никогда не прекращайте совершать намаз по ночам. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) никогда не прекращал совершать его. Когда он был болен или слаб, он совершал этот намаз сидя». (Бухари и Муслим)

Тому, кто совершает намаз-тахаджуд, желательно поспать некоторое время до обеда (кайлюля), и этот сон подобен сухуру (пище, принимаемой мусульманами перед рассветом для поста) постящегося человека. Подобно тому, как сухур помогает постящемуся, так же и кайлюля облегчает ему пробуждение ночью.

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь информацией с друзьями!​

ISLAMDAG.RU

что такое суннат той. Смотреть фото что такое суннат той. Смотреть картинку что такое суннат той. Картинка про что такое суннат той. Фото что такое суннат той

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Суннат тўй и праздничный плов в Чусте

Морковь прожарилась до нужного для ошпаза состояния, сверху засыпаем изюм.

А в сторонке уже давно замочен рис.

Заливаем готовую морковь водой до верхнего уровня содержимого.

Но времени засиживаться нет. Идем засыпать нухат. Он уже заранее отварен до практически готовности.

Разве может быть более красивая картина, чем варящийся зирвак?

Т.к. нухат уже готов, его не нужно долго отваривать, минут 15 чтобы он успел вобрать в себя ароматы плова и можно засыпать рис. Нужно тщательно слить воду, в которой замачивали рис. Для этого используют либо марлю, либо удобный сетчатый дуршлаг.

Я бы побоялся оставить рис после замочки на воздухе, но мастер есть мастер.

И засыпаем рис. Почти у каждого хорошего ошпаза всегда есть ученики.

Засыпали весь рис, разравниваем его.

Сыпем еще немного зиры.

Иногда рис собираем горочкой, проверяем его готовность, остаток влаги на дне. Если вы заметили, дополнительную воду после закладки риса не заливали, потому что рис был замочен и общая масса плова велика.

Рис готов, воды на дне почти не осталось. Разравниваем рис по всей площади, не прессуя, а разбросав его шумовкой рыхло. И снова добавляем зиры.

Большой крышки на такие казаны почти не бывает, поэтому ставим в самый центр тазик, края обкладываем ляганами.

Сверху накрываем чистой натуральной материей. Для этого дела сойдет и ученик.

Вот и второй казан закрывается.

Раньше они ходили и в Ташкенте на подобные мероприятия, теперь только в регионах остались.

А это значит время открывать плов.

Праздничные столы уже давно накрыты.

Ароматные, румяные, горячие лепешки ждут гостей.

Аккуратно перекидываем плов со дна и края казана.

Помните, в начале писал, что масла добавляется больше нормы? Вот его теперь до перемешивания нужно удалить. Снимаем почти все доступное масло.

А плов играет на солнце самыми яркими красками.

Настоящее произведение искусства!

Начинаем с краю перемешивать морковно-мясо-рисовую часть, накладываем в ляганы и передаем по цепочке помощников первым гостям.

Гости прибывают без остановки.

Одновременно передаются ляганы рассыпчатого плова.

Под горячий плов хорош горячий самоварный чай.

Надо быстрее донести чай до гостей, чтобы не успел даже слегка остыть.

И непременное мытье рук перед трапезой.

Говорят хороший савоб (воздаяние) получает тот, кто наливает воду для омовения рук из вот таких специальных кувшинчиков.

Одни гости заменяют других за столами, и всем достается праздничное угощение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *