что такое сукун в коране

Правило двух сукунов в арабском языке

что такое сукун в коране. Смотреть фото что такое сукун в коране. Смотреть картинку что такое сукун в коране. Картинка про что такое сукун в коране. Фото что такое сукун в коране

В арабском языке не встречаются подряд две буквы не имеющие после себя гласных звуков, т.е. не встречаются два сукуна [1] подряд. Если такое происходит, то арабы в основном решают проблему трансформированием первого сукуна, т.е. огласуя вместо него букву гласным звуком, оставляя на месте второй сукун[2].
Вот самые основные правила этого феномена:

1 — Когда два сукуна встречаются в двух словах:

вид первого сукунаправилопримерпроизношение
حرف مدّ
долгий гласный
убираетсяحضرناْ الْيومحضرنَ لْيوم
ليس حرف مدّ
не долгий гласный
получает кясруخذْ الْكتابخُذِ لْكتاب
ميم الجمع
мим мн. числа
получает даммуلهمْ الْبشرىلهمُ لْبشرى
نُونُ حرف الجر [مِنْ]
нун предлога (от, из)
получает фатхуمنْ الْبيتمنَ لْبيت

2 — Когда встречаются два сукуна в одном слове, например:
قُلْ، بِعْ، سَعَتْ، مَشَتْ в основе они имеют такую структуру: قُوْلْ — بِيْعْ — سَعَاْتْ — مَشَاْتْ

4 — В отрицательном глаголе настоящее-будущего времени посредством частицы отрицания (لم) проблема решается в сторону фатхи, например:
لم يشُدَّ в основе: لم يشدْدْ

Следующая таблица описывает все четыре положения:

положениеправилопример
الساكن الأول منهما حرف مدّ
первый из двух сукунов приходится на долгий гласный
убираетсяسَعَىْتْ دَنَاْتْ مَشَىْتْ قُوْلْ بِيْعْ
سَعَتْ دَنَتْ مشَتْ قُلْ بِعْ
أن يجتمع السكونان على حرف علة بسبب الجزم
два сукуна подряд на слабой букве по причине отрицательно форме глагола
убираетсяلم يَسْعَىْ لم يَغْزُوْ لم يمشِيْ
لم يَسْعَ لم يَغْزُ لم يَمْشِ
أن يجتمع السكونان على حرف علة بسبب البناء
два сукуна подряд в глаголе повелительного наклонения
убираетсяاِسْعَىْ اُغْزُوْ اِمْشِيْ
اِسْعَ اُغْزُ اِمْشِ
أن يجتمع السكونان على آخِر الفعل المضعّف بسبب الجزم
два сукуна подряд в конце удвоенного глагола
решается фатхойلم يَشُدْدْ
شُدْدْ، شُدَّ

Если по теме возникли вопросы задавайте в комментариях.

[1]- сукун, означает отсутствие гласного звука (хараката)
[2]- исключение идет только в одном положении, когда первый сукун выпадает на долгий гласный, а второй на удвоенной букве, например: خاصّة، وضالّين и т.п.
[3]- ученые грамматисты утверждают, что слабая буква, в основе уже имеет сукун.
[4]- т.е. убирается слабая буква в этих положениях по причине схода двух сукунов подряд, сукуна слабой буквы и сукуна отрицательного глагола
[5]- также убирается слабая буква по причине схода двух сукунов подряд, сукуна слабой буквы и сукуна глагола повелительного наклонения.

Источник

Читать Коран нужно правильно

что такое сукун в коране. Смотреть фото что такое сукун в коране. Смотреть картинку что такое сукун в коране. Картинка про что такое сукун в коране. Фото что такое сукун в коране

Учебное пособие по чтению Корана

Арабский алфавит

Арабский алфавит состоит из 28 букв. Все они обозначают согласные звуки. (Некоторые включают в арабский алфавит и 29-ю букву – «Лам-алиф», состоящую из двух букв: «лам» и «алиф»).

По-арабски пишут и читают справа налево, и арабская книга начинается там, где заканчивается русская.

В арабском алфавите нет прописных (больших) и строчных (маленьких) букв.

Арабские буквы называют «алифами» по названию первой буквы алфавита.

В зависимости от положения в слове арабская буква имеет четыре формы:

1. Обособленная, то есть, не связанная с другими буквами, когда буква стоит обособленно.

2. Начальная – когда буква стоит в начале слова и связана с последующей буквой (только в левую сторону).

3. Серединная – когда буква стоит в середине слова и связана с предыдущей и последующей буквой (с обеих сторон).

4. Конечная – когда буква стоит в конце слова и связана только с правой стороны (то есть с предыдущей буквой).

Шесть букв арабского алфавита в левую сторону не связываются (то есть, эти буквы не связываются с последующей буквой). Их связывают только в правую сторону (то есть, с предыдущей буквой). Поэтому начальное очертание этих букв совпадает с обособленным, а серединное – с конечным. Следовательно, они имеют только две формы начертания. Вот эти буквы:

و ز ر د ذ ا

Краткие гласные

Краткие гласные в арабском языке обозначаются не буквами, а огласовками (харака), то есть знаками, которые ставятся над или под согласной буквой. В арабском языке три кратких гласных: «фатха» – а, «касра» – и, «дама» («зама») – у.

«Фатха» обозначается наклонной черточкой над буквой (َ), «касра» – наклонной черточкой под буквой (ِ) и «дамма» – значком, похожим на запятую, над буквой (чуть правее) (ُ). Обозначенные таким образом гласные читаются после согласной, над или под которой они стоят.

Сукун

Если после согласной буквы нет гласной, то над этой буквой ставят специальный знак – «сукун», в форме маленького кружочка (ْ)

Долгие гласные

В арабском языке кроме кратких гласных существуют и долгие гласные. Долгие гласные обычно произносятся примерно в два раза протяжнее кратких, но в некоторых случаях их произносят в четыре или шесть раз дольше кратких.

Для обозначения долготы гласных после согласной буквы, имеющей огласовку, пишут одну из этих трех букв ( ا و ى ), которые называются «харфу-ль-мада».

Сама «харфу-ль-мада» в таком случае огласовку не имеет и обозначает только долготу предшествующего гласного.

Долготу огласовок «фатха» обозначают с помощью буквы ا («алиф»), «касра» – с помощью буквы – ى («йа»), «дамма» – с помощью буквы ﻭ («вав»).

Долгота или краткость гласного имеет важное значение в арабском языке, в зависимости от этого меняется смысл слов. Поэтому при чтении необходимо тщательно соблюдать долготу или краткость гласного.

Ташдид

В арабском языке существуют также удвоенные согласные. Удвоенным может быть любой из 28 согласных звуков. Удвоение согласного звука обозначается не двумя буквами подряд, как в русском языке, а с помощью специального значка (ّ), имеющего название «шадда(тун)». Этот значок ставится над согласной буквой. Само удвоение же в арабском языке имеет название «ташдид(ун)».

Огласовки «фатха» и «дамма» пишутся над знаком удвоения (то есть над значком «шадда» – ( دُّ), (دَّ )), «касра» же ставится, как обычно, под согласной буквой, но можно ставить её и под знаком «шадда» ( دِّ ).

Танвин

В арабском языке в некоторых случаях окончания «-ан», «-ин», «-ун» пишутся не буквами, а с помощью двойных значков «фатха», «касра» и «дамма» – (ً ), ( ٍ ), (ٌ ). Такое окончание имеет название «танвин» («танвин фатха», «танвин касра», «танвин дамма»).

Таджвид

Таджвид – это наука о чтении Корана. Другими словами, таджвид – это наука о махраджах и сифатах букв.

Во избежание ошибок при чтении Корана, стремясь к довольству Аллаха, каждый мусульманин должен стараться овладеть таджвидом.

Махрадж

Место образования, произнесения того или иного звука (артикуляция) называется махраджем.

В органах речи человека различают шестнадцать участков артикуляции (махраджа) арабских звуков.

1. В нижней части горла образуются ﻋ «hамза» («гьамза») и ( ه ) «ха» («hа»).

2. В средней части горла образуются ﺡ «ха» («хIа») и ﻉ «‘айн» («гIайн»).

3. В верхней части горла образуются ﺥ «ха» и ﻍ «гайн» («гъайн»).

4. Между основанием языка и верхней частью горла образовывается ﻕ «каф» («къаф»).

5. Между задней частью языка (чуть спереди от места образования «каф») и верхним небом образуется ﻙ «каф».

6. Между средней частью языка и нёбом образуются ﺝ «джим» («жим»), ﺵ «шин» и ﻱ «йа».

7. Между верхними коренными зубами (с одной стороны) и соответствующей боковой частью языка образовывается ﺽ «дад» («зад»). Струя воздуха между ними выходит под давлением, кончик языка при этом ничего не касается. Этот звук можно произносить как с правой, так и с левой стороны.

8. Чуть спереди места артикуляции «дад», между передней боковой частью языка и верхними дёснами (у основания зубов) образуется ﻞ «лам».

9. Между верхней частью кончика языка и десной над верхними передними зубами образуется ﻥ «нун».

10. Между верхней частью кончика языка и верхним нёбом – ﺭ «ра».

11. Между кончиком языка и основанием передних верхних зубов образуется ﻁ «та» («тIа»), ﺩ «даль», и ﺕ «та».

12. Между кончиком языка и средней частью двух передних нижних зубов образуется ﺺ «сад». Между кончиком языка и выше середины двух передних нижних зубов образуются ﺳ «син» и ﺯ «за».

13. Между кончиком языка и краями верхних передних зубов образуется ﺙ «са», ﺫ «заль» и ﻈ «за». Положив кончик языка, касаясь края передних зубов так, чтобы он выступал чуть-чуть, произносят ث «са»; убрав язык чуть-чуть назад, произносят ﺫ «заль», убрав язык назад ещё немного, так, чтобы передний край языка оказался наравне с зубами – ﻅ «за».

14. Между краями верхних зубов и верхней внутренней частью нижней губы образуется ﻓ «фа».

15. Между верхней и нижней губами, смыкая их, образуются ﺏ «ба» и ﻡ «мим».

Между вытянутыми вперёд губами (как при произнесении гласного – у) образуется ﻭ «вав».

16. Нижняя часть носовой полости. Там образуется так называемая «гунна» («гъунна») – назализация.

Кроме этих, есть ещё одно место артикуляций – эта полость горла и рта. Там образуются долгие гласные.

Сифаты букв

Сифаты – это признаки букв, то есть, особенности их произнесения. Буквы, имеющие общий или близкий махрадж, отличаются между собой с помощью сифатов каждой из них.

Например, буквы ﺝ, ﺵ, ي имеют общий махрадж (место произношения), отличаются они друг от друга сифатами.

Васлирование

В арабском языке существует так называемый определённый

артикль ﻝ ۱ [аль-], который ставится в определённых случаях перед словом и пишется слитно с ним.

Если слову, имеющему артикль, предшествует слово, оканчивающееся на гласный звук, и если эти два слова произносятся связанно, то есть, без паузы между ними, то гласный ۱ [а] в этом артикле не читается. То есть, после гласного предыдущего слова сразу произносится ﻝ [-ль-] артикля и далее слово, перед которым стоит артикль. Например, вместо [аль-китабу аль-кабиру] произносится [аль-китабу-ль-кабиру].

Такое связывание слов с выпадением гласного в артикле называется васлированием (от арабского слова [васлатун] – связь).

«Солнечные» и «лунные» согласные

Переднеязычные согласные звуки, которые произносятся с участием кончика языка, называются «солнечными», остальные арабские звуки называются «лунными». Из 28 арабских согласных 14 являются «солнечными» и 14 – «лунными».

«Солнечными» являются следующие согласные:

ﻝ ﻈ ﻄ ﺽ ﺺ ﺵ س ز ر ذ د ج ث ت

Уподобление [ль] артикля

Если артикль [аль-] стоит перед словом, которое начинается с «солнечного» согласного, то [ль-] артикля не произносится и «солнечный» согласный, с которого начинается слово, удваивается. Например, вместо [аль-дарсу] читается [ад-дарсу].

Вакфу (остановка, пауза)

Если после слова, которое оканчивается гласным звуком или танвином, делается некоторая пауза (остановка), то последний гласный звук или танвин усекается, то есть, не произносится. Например, пишется [наста‘ину], а читается [наста‘ин].

Если пауза делается после слова, которое оканчивается на «танвин фатха» и немой «алиф», то звук [н] «танвина фатхи» не произносится, а «фатха» становится долгой. Например, пишется [юсран], а читается [юсра].

Если пауза делается после слова, в конце которого стоит буква «та-марбута» с огласовкой (харакой), то окончание этого слова читается как ه [h], то есть, буква «та-марбута» с огласовкой (харакой) в этом случае дает звук [h]. Например, пишется [гъишаватун] [ غِشَاوَةٌ ], а читается [гьишавагь] [ غِشَاوَه ].

Гунна (назализация)

Мелодичный звук, образующийся в полости рта и носа называется гунной (гъунна). Гунна характерна двум звукам: ن م и

Ихфа’ (сокрытие)

Такое сокрытие «нуна» имеет название ихфа’.

Иклаб (превращение)

Если после сукунированного «нуна» ( ن ) или «танвина» (–ً ٍ ٌ ) следует буква ب [«ба»], то сукунированный «нун» или последний [н] «танвина» превращается в ﻢ «мим», то есть вместо [н] произносится [м], соблюдая назализацию (гунна) и сокрытие (ихфа’). Например, пишется [мин ба‘ди], а читается [мим ба‘ди].

Такое преврашение «нуна» в «мим» имеет название иклаб (икълаб).

Иддигам (удвоение, ассимиляция)

Если после сукунированного «нуна» ( ن ) или «танвина» (ً ٍ ٌ –) следует одна из этих шести букв: ﻱ ﺮ ﻡ ﻝ ﻮ ﺏ с огласовкой, то вместо сукунированного «нуна» или последнего [н] «танвина» произносится та буква, которая следует за этим «нуном». То есть, при этом следующая после «нуна» буква удваивается, а «нун» исчезает. Например, пишется [мин раббихим], а читается [ми-р-раббихим].

Такая ассимиляция «нуна» последующей буквой имеет название иддигам (иддигъам).

Изхар (выявление)

Такое выявление «нуна» имеет название изхар.

Калкалат (спертоголосость)

Калкалат (къалкъалат) – это некоторое колебание звука, происходящее во время его произношения, когда буква, обозначающая этот звук, сукунирована (имеет сукун).

Спертоголосных звуков пять: ﻕ ﻄ ﺩ ﺝ ﺏ

Исти‘ла’

Материалы по теме:

Книги:

что такое сукун в коране. Смотреть фото что такое сукун в коране. Смотреть картинку что такое сукун в коране. Картинка про что такое сукун в коране. Фото что такое сукун в коране

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Арабский Алфавит

3 урок. Сукун — отсутствие гласного السكون

⊗ В этом уроке Вы узнаете, что такое сукун. И что из себя представляют закрытые слоги в арабском языке.

Обратите внимание на слова в нижней таблице. В нем приведены примеры закрытых слогов, оканчивающихся согласным звуком. Отсутствие в конце слога гласного звука обозначается знаком сукун.

Таким образом вы узнали, что закрытые слоги в арабском языке это те слоги, которые заканчиваются на отсутствие гласного звука, что выражается на письме знаком сукун.

Для лучшего усвоения темы выполните упражнения во кладке ЗАДАНИЯ. Для чтения текста на бумаге распечатайте материал на вкладке ДОПОЛНИТЕЛЬНО.

≈1. Прочтите слова. Если вы затрудняетесь прочитать то или иное слово посмотрите аудио во вкладке ТЕМА.

أَثْأَتْأَبْأَأْ
أَثْأَتْأَبْأَأْ
أَدْأَخْأَحْأَجْ
أَسْأَزْأَرْأَذْ
أَطْأَضْأَصْأَشْ
أَفْأَغْأَعْأَظْ
أَلْأَقْأَكْأَقْ
أَوْأَهْأَنْأَمْ
أَيْ

≈2. Переместите курсором слово на правильное текстовое значение. Слова в транскрипции эквиваленты арабским словам.

(Для перехода в полноэкранный режим кликните по кнопке в правом верхнем углу)

≈3. Переместите слово на правильное аудио звучание.

Внимание! Если Вы полностью освоили этот урок и выполнили все задания нажмите кнопку ОТМЕТИТЬ КАК ЗАВЕРШЕННЫЙ и переходите к изучению следующего урока.

Если у Вас возникли вопросы пишите в комментариях.

Сколько носителей арабского языка?

Но­си­те­ля­ми это­го язы­ка яв­ля­ет­ся око­ло ¼ мил­ли­ар­да че­ло­век. Он яв­ля­ет­ся од­ним из шес­ти ос­нов­ных язы­ков ООН и яв­ля­ет­ся свое­об­раз­ной «ла­тынью» Вос­то­ка, так как в аре­ал рас­прост­ра­не­ния араб­ско­го язы­ка вхо­дят бо­лее 30 стран ми­ра.

Араб­ский язык рас­прост­ра­нен в Ира­ке, Си­рии, Ли­ва­не, Из­ра­и­ле Иор­да­нии, Ку­вей­те, Са­у­дов­ской Ара­вии, Объ­еди­нен­ных Араб­ских Эми­ра­тах, Ома­не, Йе­ме­не, Егип­те, Су­да­не, Ли­вии, Ту­ни­се, Ал­жи­ре, Ма­рок­ко, Мав­ри­та­нии, За­пад­ной Са­ха­ре, Со­ма­ли, Джи­бу­ти, Рес­пуб­ли­ке Чад.

«Ост­ров­ка­ми» диа­лек­ты араб­ско­го язы­ка встре­ча­ют­ся так­же на тер­ри­то­ри­ях со­пре­дель­ных аф­ри­кан­ских го­су­дарств, в Тур­ции, на Кип­ре, в Ира­не, Аф­га­нис­та­не, Сред­ней Азии (в Уз­бе­кис­та­не).

Ли­те­ра­тур­ная фор­ма араб­ско­го язы­ка яв­ля­ет­ся го­су­дар­ст­вен­ным язы­ком всех араб­ских стран. Вы­со­кий прес­тиж это­го язы­ка так­же обу­с­лов­лен ог­ром­ной по объ­ёму и вре­ме­ни су­щест­во­ва­ния ли­те­ра­ту­рой.

Скачайте материалы урока

Источник

Онлайн школа изучения арабского языка

Елены Клевцовой

Огласовки в арабском языке. Полный урок, часть 1,2. Харакят. Ташкиль. Фатха, кясра, дамма, сукун, Шадда, огласовки с телефона?

Теги: Видео урок,arabskiy-dlya-nachinauschih,top10

Что такое огласовки или харакят?

Тема расстановки гласных звуков в арабском языке является одной из базовых тем, просто необходимых для начинающих.

В арабском языке слова записываются в основном согласными буквами, а гласные звуки пишутся в виде неких дополнительных значков или «огласовок» над и под строчкой.

Например, можно записать слово «человек» одними согласными:

А гласные расставить над и под строчкой в виде неких чёрточек. Эти дополнительные значки над и под согласными буквами и будут называться «огласовками» или «харакят». Слово «харакят» переводится с арабского как «подвижные знаки» и говорит о том, что гласные очень нестабильны, могут меняться от слова к слову, от диалекта к диалекту.

Для нас это несколько непривычно, однако для арабов эта система является очень естественной, поскольку у них несколько другое представление о структуре языка и даже о таких основных кирпичиках языка как буквы.

Буква для арабов – это не то же самое, что буква для нас

На первый взгляд кажется очевидным, что Алиф, Ба, Та, Са и так далее являются буквами арабского алфавита. Но для арабов это не совсем так. Буквы алфавита для них является лишь неким абстрактным и неживым понятием, чем-то теоретическим, не имеющим отношения к реальности.

Арабы считают, что буква не существует в «абстракции», она живёт в речи исключительно в сочетании с гласными. Вот, к примеру, есть буква Ба. «Харф уль-Ба», как скажут арабы:

Однако внутри слов эта буква будет выглядеть следующим образом:

Ба, би, бу. То есть это все варианты сочетания согласного Б с возможными в арабском языке гласными. Мы бы назвали это слогами ба, би, бу. Однако для арабов именно это и есть «харф».

Таким образом алфавитная «Харф уль-Ба» даёт нам на практике 4 варианта звучания.

Для нас «ба, би, бу» больше похоже на слог (сложено из двух букв), а для арабов это единое понятие, и в этом разница, то есть они на кирпичики языка смотрят не так, как это делаем мы.

для них некое единство некая единица, единый кирпичик языка и один «Харф уль-Ба» дал нам целых четыре кирпичика, которые будут варьироваться, создавая слова.

это как грани одной буквы, она получается объемной, а не плоской, её грани подобны кубу, который един, но многогранен.

Какие звуки обозначают огласовки?

Почему огласовки – это не буквы?

Первая огласовка – фатха. Это косая чёрточка над буквой.

Фатха не является отдельной буквой и не дает самостоятельный звук, так как она является неотъемлемой частью единого харфа, в данном случае «Харфа уль-Ба». Можно условно сказать что фатха дает нам звук [а], но это лишь условно, для того чтобы хоть как-то их понять.

Косая черточка под буквой называется «кясра» и обозначает звук И.

Дамма – звук У.

Сукун

И наконец, нолик над буквой называется «сукун», что переводится как «безмолвный».

Безмолвный сукун – это, условно говоря, отсутствие гласного звука, то есть буква в сочетании с сукуном даст нам просто звук Б. Арабам важно подчеркнуть состояние буквы с сукуном.

Огласовки обозначают краткие гласные звуки, а не долгие!

Следующий важный момент, который мы должны прояснить самого начала: огласовки дают нам исключительно краткие гласные звуки.

Если мы хотим произнести протяжные звуки, то что мы сделаем? Добавляем соответствующую букву, которая раскроет нам долготу этого гласного.

Помимо фатхи, добавили Алиф.

Помимо кясры, добавили букву Йа.

Помимо даммы, добавили букву Уау, ей предшествует дамма.

Зачем нужны огласовки? К чему их добавляем? Может, они здесь лишние? Друзья мои, в арабском языке нет ничего лишнего.

Если мы возьмем букву Йа в чистом виде, то увидим, что эта буква является согласным. Звучит она как Й, и чтобы с этого согласного вытянуть долгий гласный, нам нужен предшествующий ключ – кясра, которая открывает букву Йа в качестве долгого гласного и мы получаем بِي бии.

Пример: Нил (река в Египте)

Точно также с буквой Уау. В чистом виде она даёт нам звук, подобный английскому W. Чтобы вытянуть изнутри этой буквы долготу мы открываем ее с помощью с предшествующей даммы, и мы получаем буу. Пример: нуур – свет.

А как нам быть с буквой Алиф? Оказывается, Алиф в своей основе вообще не является звуком, не несет никакой звук. Он является вспомогательной подставкой для различных звуков, и это долгая история, выходящая за рамки данной темы. Чтобы из буквы Алиф получился долгий звук А, мы вынуждены поставить фатху, без этого Алиф не зазвучит.

А что будет, если огласовку сочетать с другой «гласной» буквой?

Например, можно ли поставить перед буквой Йа вместо кясры какую-нибудь другую огласовку? Да, можно. Например, слово дом: байт.

Почему мы не поставили огласовки над последней буквой в слове?

Если вы были внимательны, то от вашего взора не скрылся тот факт, что над последней согласной в слове мы не поставили никакой огласовки, даже сукун. Мы же договорились, что будем ставить над каждой или под каждой буквой дополнительный значок! Почему у нас в слове «сон» нет дополнительного значка в конце?

Дело в том, что здесь уже вступают в силу не фонетические правила, а грамматические, то есть если мы берем последний согласный, то над ним ставятся уже не просто огласовки, а некие падежные окончания, которые тоже выражаются фатхой, кясрой, даммой.

Если же слово находится в неопределенном состоянии, то те же самые фатха, дамма и кясра будут удваиваться и превращаться в так называемые танвины, как показатель падежного окончания в состоянии неопределенности. Но это, как вы догадываетесь, уже другая история…

Как видите, друзья, арабском языке продумано всё. Арабский язык математичен и очень точен, каждый знак на своём месте. И я надеюсь, что путешествие по планете арабского языка с каждым шагом становится для вас всё увлекательней и интересней!

Часть 1

Часть 2

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *