что такое сухарь во флористике
История сухоцветов с античности и до наших дней
Само понятие сушки цветов для сохранения их внешнего вида, впрочем как и для других целей, восходит к древним временам. Египтяне использовали сухие цветы для изготовления благовоний и помещали их в гробницы. В Средние века сухие цветы использовались в медицине, в Японии же они легли в основу искусства Ошибана. А в Англии в Викторианскую эпоху сухоцветы используют как декор и для улучшения своего внешнего вида.
Самые старые сухие цветы были найдены в гробнице в Египте и имеют возраст более 2000 лет. Сегодня они выставлены в Британском музее. Многие вещи, с которыми мы взаимодействуем в нашей повседневной жизни, так или иначе берут свое начало в Риме или Египте, и сухие цветы ничем не отличаются от них.
Сухие цветы в Египте присутствовали и в радостных случаях и в печалях и при грандиозных победах. Их использовали во время религиозных и королевских церемоний, и, чтобы отправить вместе с близкими в загробную жизнь при погребальных обрядах. Фараоны украшали цветами свои боевые повозки перед отправкой на войну.
А еще многие виды сухих цветов собирали в гирлянды и венки. Гирлянды представляли собой множество растений сплетенных вместе, а венками были те же гирлянды, но скрученные в круглую форму.
Это была обычная практика — дарить венки политикам, спортсменам, поэтам и воинам. Подобно коронам, которые до сих пор носят королевские семьи, или медалям, вручаемым марафонцам, венок был символом чести, власти и победы. Например, лавровые венки считались высшей честью, а венки из оливковых ветвей — символом мира. Хотя венки изготавливались из разных материалов, в зависимости от случая, за редкими исключениями на них была изображена флора, местная для региона, в котором они были сделаны.
Однако сушеные цветы использовались не только в декоративных целях. Древние египтяне также известны тем, что были самыми ранними известными последователями парфюмерии и косметики. Сухие цветы играли центральную роль в создании ароматов и могли использоваться для благовоний, включаться в масла или мази или мелко измельчаться и использоваться в качестве пигментов для губ или теней для глаз.
Египтяне еще были одними из первых, кто признал национальные растения. Лотос и папирус были самыми знаковыми цветами, которые символизировали верхний и нижний Египет. Голубая водяная лилия, также известная как Голубой лотос, занимает видное место на колоннах, каменных алтарях и в египетских храмах. Хотя египтяне предпочитали свежие цветочные композиции, они были одной из первых цивилизаций, увековечивших их в архитектуре, а так же создали первые искусственные цветы, сделанные из прочных материалов того времени.
Древние греки и римляне также как египтяне были сторонниками высушенной флоры, и именно они ответственны за повсеместное распространение гирлянд и венков сегодня.
В отличие от венков, которые раздавались, гирлянды в Древнем Риме обычно предназначались для декора. Гирлянды, сделанные из различных листьев, цветов и фруктов, висели над дверными проемами, гражданскими местами, храмами, похоронными памятниками и использовались для празднования особых случаев, таких как свадьбы.
Римляне широко использовали орнаментальный фестон, который представляет собой гирлянду, подвешенную на двух концах. Фестоны вернулись в Англию 17-го века, где стало популярным вешать их над каминными полками осенью и зимой. Каминная гирлянда до сих пор считается краеугольным камнем домашнего праздничного декора.
И хотя точное происхождение сухоцветного венка неясно, данные свидетельствуют о том, что они использовались на протяжении всей истории и в разных культурах.
На протяжении веков
В Средние века сухие цветы использовались в медицине и, как считалось, защищали от болезней и злых духов. Обычно церковные полы усыпали лавандой, которая была защитой прихожан от демонов. Хотя в то время обычные болезни расценивались как духовные недуги, многие растения, такие как например лаванда, действительно помогали от болезней, отталкивая тварей и вредителей, которые были переносчиками заразы. Церкви были «заповедниками» для садов из трав, которые затем собирались для создания целебных мазей и чаев для общины.
А еще до появления современных дренажных и водопроводных систем городские жители средневековья использовали цветы, чтобы ароматизировать воздух и блокировать неприятные запахи. Дело было не столько в том, чтобы остановиться и понюхать розы, сколько в том, чтобы носить их с собой в высушенном виде, чтобы заглушать другие ароматы города.
В 16 веке японцы возвели сухие цветы в ранг искусства. Ошибана, или искусство сушки и прессования растений — это сложный и красивый художественный стиль, который требует тщательного и скрупулёзного расположения высушенных растений и цветов на бумаге Васи, чтобы создать прекрасные произведения, вдохновленные самой природой.
В дальнейшем сушка цветов пережила собственное возрождение в викторианской Англии и стала популярнейшим времяпрепровождением. Женщины сушили цветы, чтобы делать гирлянды, рисовать картины или добавлять к украшениям, веерам и перчаткам. Сухие цветы часто сочетались с замысловатой лентой, чтобы создать красивые обрамленные предметы и праздничный декор. Сухоцветы были обязательным атрибутом модного внешнего вида.
Викторианцы практически создали своеобразный цветочный язык, и люди использовали его для общения друг с другом. Следы этой символики сохранились и сегодня поэтому, например, красные розы ассоциируются с настоящей любовью.
Популярность, которую викторианцы придавали сухоцветам, распространилась по всей Европе и миру и по сей день. Цветы все так же сушат и создают из них букеты и композиции, чтобы сохранить воспоминания, украсить помещение или преподнести в подарок.
Перейти на главную
Читать следующую статью
Знакомство с сухоцветами или любовь с первого взгляда.
Как часто мы хотим подарить букет близкому человеку или купить цветы себе, чтобы они как можно дольше радовали и создавали уют. Это кажется невозможным, ведь срок жизни срезанного цветка рано или поздно истекает.
Как бы нам хотелось, чтобы цветы жили вечно. И такие цветы существуют.
Сегодня мы хотим познакомить вас с сухоцветами. С цветами, что завоёвывают сердца с первого взгляда. С цветами, что простоят у вас так долго, пока вы не захотите их поменять.
Сухоцветы в нашей жизни.
Сухоцветы
Существует несколько принципов для преобразования обычного цветка в сухоцвет.
Во-вторых, высушить цветок не так легко, как может показаться. Сушат цветы всегда вниз головой, чтобы они сохранили свою естественную форму. При этом сушить нужно учитывая температуру, не на прямых лучах солнца. Делать это можно как натуральным способом, так и в специальной сушке. У каждого цветка есть свои нюансы, не учитывая которые, можно потерять некоторые важные свойства цветка. Так, например, при неправильной сушке лаванда может потерять свой тонкий и приятный аромат.
И в-третьих, сухоцветы требуют бережного хранения без внешних воздействий и, коненчо же, аккуратной транспортировки, ведь такие цветы очень хрупкие.
По сравнению с другими странами, в России композиции из сухоцветов только начинают набирать обороты. Всё больше людей начинают обращать внимание, понимать и принимать всё волшебство сухоцветов.
Сухоцветная флористика не только красива и сложна, но ещё и безопасна для живых существ, будь то человек или животное, так как не содержит никаких химикатов и стабилизаторов.
А ещё сухоцветы не требуют сложного ухода! Достаточно не оставлять их на солнечных лучах (чтобы они не потеряли свою насыщенность) и в помещениях с большой влажностью. Просто иногда очень аккуратно очищайте композицию от пыли и она простоит у вас столько, пока вам самим не надоест.
Сухоцветы в нашей жизни.
Любые, грамотно подобранные цветы, способны создать невероятное чувство уюта в доме. Цветочный декор не только поднимает настроение и наполняет дом теплом, но и дарит желание возвращатсья в своё гнёздышко.
Композиции из сухоцветов кажутся ламповыми и такими домашними, что нам трудно даже представить, что их можно использовать на предприятиях. Но их не только можно использовать в своём бизнесе, но и нужно!
В свадебной флористике, особенно в зимней свадебной флористике, сухоцветы могут сыграть немаловажную роль. Свадебный букет, составленный полностью из сухоцветов не будет вызывать переживаний у невесты, а также сможет ещё очень долгое время напоминать волшебном дне, который был наполнен одной лишь любовью.
Новые цветочники
Цветочный бизнес в России до сих пор в основном поделен между крупными игроками и стихийно появляющимися возле метро точками продаж. По оценкам игроков, палатки с безликими вывесками «Цветы 24» или оптовые базы вроде Мосцветторга до сих пор занимают около 70% рынка. В последние годы свой кусок пирога у традиционных игроков пытаются отвоевывать флористические студии и салоны — они работают в премиум-сегменте, а продвигаются через фестивали и Instagram. На этом высококонкурентном рынке новички пытаются выигрывать за счет актуальной и лаконичной эстетики, оригинальных концепций и активного продвижения на цифровых платформах. Рассказываем, почему они не торопятся выходить из онлайна в офлайн, чем хороши бородатые флористы с татуировками и как заработать 7 млн на сухой лаванде.
Использовать силу онлайна
Для начинающих на цветочном рынке один из путей — торговать цветами в интернете. Для этого не нужны большие вложения — достаточно сделать сайт или завести аккаунт в Instagram, арендовать небольшое техническое помещение, нанять флориста и организовать доставку.
Основательнице студии «Монобукет» Анастасии Капрановой для старта потребовалось 250 тыс. руб. Два года назад она уволилась из маркетингового агентства, чтобы развивать собственный флористический проект. Окончила двухнедельные курсы по флористике и арендовала за 30 тыс. руб. в месяц 8 кв. м на Сретенке (поближе к цветочным базам на Рижской и Комсомольской). «Мне нужно было просто складское помещение, в котором поместится небольшой холодильник и будет удобно выстраивать логистику с курьерами», — рассказывает Анастасия.
Предпринимательница с друзьями покрасила стены (весь ремонт обошелся в 10 тыс. руб.) и купила в IKEA мебель на 15 тыс. руб. Главную ставку Анастасия сделала на онлайн — запустила сайт и аккаунт в Instagram, куда она выкладывала фотографии своих букетов еще до того, как открыла студию. Сначала контент помогали создавать друзья, а цветы фотографировали дома на белой простыне. Этот минималистичный стиль «Монобукет» сохранил и по сей день, но сейчас фотосессии делает профессиональный фотограф.
С концепцией своей студии Анастасия определилась сразу: каждый ее букет состоит только из одного вида цветов, например ирисов, ромашек, роз или гортензий. «Я считаю, что не нужно ничего усложнять, — говорит она. — Цветы красивы сами по себе — просто нужно подчеркнуть их красоту упаковкой».
К оформлению составленных ею букетов владелица студии относится особенно дотошно. По этой причине она долго не могла найти подходящих флористов. «Не у всех хватает терпения сделать букет именно таким, как он задуман, а я настаиваю, чтобы на бумаге было ровно столько складочек, сколько на фото», — делится Анастасия.
руководитель проекта Moscow Flower School
Качественных флористических студий по-прежнему мало. Почему-то считается, что флористика — это такой бизнес, который можно начать «на коленке» (хотя это давно уже не так).
Поэтому однозначно на этом рынке есть место. Если у вас есть бизнес-план и возможность вложить хотя бы 500 тыс. руб. — считайте, что вы уже на коне.
Первый заказ поступил лишь на третий месяц работы студии. Всё это время страницы сайта и Instagram-аккаунт регулярно наполнялись контентом. «Чтобы человек сделал выбор, у него перед глазами должно быть хотя бы 15 картинок», — говорит предпринимательница.
Для продвижения студии Анастасия участвовала в цветочных выставках и фестивалях, устраивала конкурсы и запустила рекламу в Instagram. Спустя полтора года работы «Монобукету» удалось достичь неплохих показателей: ежедневно поступает от 15 до 20 заказов (стоимость букетов колеблется от 1,8 тыс. руб. до 12,5 тыс. руб).
Открывать офлайн-магазин Анастасия не торопится. «У меня был такой порыв, но я всё посчитала и поняла: это сейчас не окупится», — признается предпринимательница.
Придумать броское название
«Купи жене цветы» — магазин с таким названием вызывает как минимум улыбку. Его запустили супруги Антон и Катерина Головковы в 2014 году.
«Мы давно хотели открыть магазин, в котором будет комфортно мужчинам, — такой брутальный интерьер в духе барбершопа с бородатыми татуированными флористами», — рассказывает Катерина. Именно она стала движущей силой семейного бизнеса: окончила курсы флористики, приобрела холодильник для цветов и постоянно собирала букеты дома — чтобы выработать собственный стиль.
Первые заказы Катерина выполняла для знакомых. Свои услуги она продвигала через Instagram — в 2014 году он еще не был перенасыщен цветочными мастерскими, а необычный ассортимент и яркий нейминг быстро привлекли внимание к аккаунту (сейчас на него подписано почти 36 тыс. человек).
руководитель проекта Moscow Flower School
Удивить и привлечь клиента сегодня можно необычной цветовой палитрой. Вновь в тренде крашеные цветы — гвоздики и хризантемы.
Еще один способ привлечь к себе внимание — большой объем букетов за скромные деньги. Добиться этого можно как с помощью упаковки, так и правильно подбирая цветы. Например, сейчас сезон георгинов — они бывают крупные и стоят не очень дорого.
После года работы в онлайне Головковы решились выйти в оффлайн. К тому времени Антон уволился из компании Starbucks, где работал в отделе поставок, и полностью влился в семейный бизнес. Найти первую локацию помог случай: на супругов вышли «друзья друзей» — учредители нового рынка в городе Московский — и предложили взять в аренду торговое место.
«Это было какой-то сумасшедшей авантюрой — в таком ритме и темпе, не имея никакого опыта в сфере реальных продаж, сделать это на чистом энтузиазме и любви к своему делу. И это сработало!» — вспоминает Катерина.
На открытие точки у семейной пары ушло около 400 тыс. руб. — деньги взяли у родителей в долг. «Изначально не хотели связываться с кредитами. Было страшно», — говорит Катерина. Стартовый капитал потратили на покупку холодильника, упаковочных материалов, инструментов, ваз и кассовых аппаратов. Часть оборудования по договору предоставил арендодатель — чтобы выдержать единый стиль оформления рынка.
За 5 лет многое изменилось — уже больше трех лет магазин «Купи жене цветы» работает на Рублево-Успенском шоссе в пространстве близкого по философии проекта «Амбар», регулярно снабжает цветами несколько ресторанов, гольф-клуб и частные дома. «Нас выбирают люди с широкими финансовыми возможностями, которые могут позволить себе все, что угодно», — говорит Антон.
За последние несколько лет магазин вышел на вполне приличные показатели: от 6 до 13 продаж в день (в зависимости от сезонного спроса).
Единственный фестиваль, в котором несколько лет подряд принимает участие студия «Купи жене цветы» — Veter. «Это приятный для нас и близкий по духу проект, который рассказывает про нас своим гостям», — говорит Катерина Головкова.
Стать «цветочным H&M»
Проект White Flowers Bar «выстрелил» в 2014 году на волне бума цветочных студий. Его основатель — фэшн- и селебрити-фотограф Алексей Ольховой, которому принадлежит целая «бизнес-империя» White (включает в себя несколько фотостудий, школу фотографии, магазин предметов интерьера, ресторан Blanc и цветочный бар).
Концепция цветочной студии ориентирована на хипстеров: лаконичные букеты в крафтовой упаковке разной ценовой категории. Ее презентовали 8 марта — в помещении площадью 400 кв. м устроили открытую флористическую зону. «Играла музыка, приходили люди, сидели на диванах и смотрели, как создаются букеты», — вспоминает Алексей.
руководитель проекта Moscow Flower School
По нашей статистике, обучиться на флориста и пойти работать по найму выгоднее, чем открывать свой цветочный магазин. Потому что хорошие специалисты в этой сфере сейчас в цене.
Часто к нам приходят учиться те, кто в свое время открыл студии, но не умеет сам собирать букеты. Они устали бороться с непрофессионализмом в своей сфере.
Однако со временем конкуренция на рынке сильно обострилась. Ольховой связывает это с появлением множества курсов по флористике — их выпускники стали группироваться по 2 — 3 человека и открывать свои небольшие магазины. В результате White Flowers Bar ощутил отток клиентов. «Мы стали пробовать разные способы привлечения аудитории: вводили в ассортимент бюджетные букеты (или, наоборот, дорогие), пробовали продавать монобукеты… Пытались понять, какая аудитория осталась с нами», — рассказывает Алексей.
Со временем студия определила свою нишу: доступные по цене букеты, которые при этом выглядят достаточно актуально. «Мы поняли, что хотим быть H&M для людей среди цветов — чтобы у нас можно было купить небольшой и недорогой букет. Но при желании — заказать цветы из „лимитированной“, более дорогой „коллекции“», — говорит предприниматель.
Аккаунт White Flowers Bar в Instagram выглядит достаточно сдержанно. «Был период, когда мы начали развивать „живую“ страничку, показывать процесс создания букетов, но не получили отклика. Нашим клиентам следить за развитием неинтересно, им важно видеть картинку, максимально близкую к результату, который они при желании получат в течение 3 — 4 часов после заказа», — говорит Алексей Ольховой.
Запуститься за МКАД
Центр Москвы уже насыщен флористическими студиями и магазинами, тогда как в спальных районах за МКАД их по-прежнему не хватает. Занять эту полупустующую нишу решила Наталия Смирнова. Она всю жизнь проработала HR-менеджером в крупных нефтяных и металлургических компаниях, но когда ушла в декрет в 2015 году, поняла, что хочет развиваться творчески.
Наталия пошла на курсы флористов сначала в международную школу «Николь», затем в «Цветы в деталях». Уже во время учебы она выполняла заказы по декору и заработала репутацию мастера своего дела. Тогда же у Наталии созрела идея открыть собственный салон-мастерскую в Королеве (у нее там была дача). В этом подмосковном городе нашлась оптимальная локация: просторное помещение в новом жилом комплексе с невысокой стоимостью аренды (да еще и цветочных студий поблизости не оказалось).
В запуск бизнеса Смирнова вложила 2 млн руб. из личных накоплений. Большая часть денег ушла на ремонт: в новом помещении потребовались и черновая, и чистовая отделка.
Салон-мастерская «ТимьянБукет» открылся через 3 месяца и долго не пустовал. «Мы повесили вывеску и стали ждать людей. Поначалу заходили 1 — 3 человека в день, но постепенно поток клиентов рос», — рассказывает предпринимательница. По ее словам, сработали «сарафанное радио» и соцсети. Салон также участвовал в праздновании Дня города и устраивал мастер-классы по изготовлению букетов.
Помимо цветов, Наталия решила продавать предметы декора. «Наша изначальная концепция — цветы и подарки. Нам важно дарить эмоции, а декор позволяет увеличить градус этих эмоций или же спасает в ситуации, когда клиент не знает, что подарить человеку, у которого все есть», — поясняет предпринимательница.
Но были и промахи. В самом начале своей работы салон закупил партию скворечников к 1 сентября. «Они стоили смешных денег — по 200 руб. за штуку. Мы подумали, что сейчас добавим в них цветов и будет бомба», — вспоминает Наталия. Однако скворечники никому не приглянулись и до сих пор пылятся на складе.
Поскольку флористический салон хорошо «зашел» в Подмосковье, спустя год Смирнова открыла еще 2 точки в том же Королеве. И лишь потом рискнула запуститься в Москве — на западе столицы, недалеко от своего дома. Предпринимательница убеждена, что цветочный бизнес (впрочем, как и любой другой) требует постоянного контроля и участия владельца. Поэтому важно, чтобы локация была расположена там, где живешь или часто бываешь.
А вот следующая попытка открыть точку в Москве потерпела неудачу. «ТимьянБукет» в четырехзвездочной гостинице (ею владеют друзья Наталии) не прижился. «Мы были украшением этого отеля, но туристам оказались не нужны цветы, а я несла убытки — потеряла на этом проекте около 500 тыс. руб.», — сетует Смирнова.
Торговать сухоцветами
История проекта «Лавандовый замок» началась в 2013 году, когда работница рекрутинговой компании Дарья Русакова заказала несколько пучков лаванды из Великобритании и продала их через соцсеть «ВКонтакте». Сухоцветами в России тогда мало кто торговал — товар разошелся мгновенно.
Муж Дарьи работал в военно-промышленном комплексе, но увидев, как дом постепенно заполняется лавандой, решил снять жене склад (впоследствии он и вовсе ушел с работы, чтобы заняться семейным бизнесом). Помещение на 15 кв. м нашли через ЦИАН в центре Москвы, на Новокузнецкой. В его ремонт пришлось вложить около 150 тыс. руб. из семейных накоплений. «Оно было очень убитым — без стен и с ужасным потолком. Мы договорились на недорогую арендную цену — 1 тыс. руб. за кв. метр, что и повлияло на наш выбор», — рассказывает Сергей.
У Дарьи не было опыта общения с поставщиками — поэтому продажи первых букетов не приносили желаемой выручки. «Когда приходил заказ на букет, она сама ехала на флорбазу, покупала два пучка фаляриса, три пучка лагуруса и 10 пучков лаванды. Из этого делала букет, и в итоге его стоимость в лучшем случае перекрывала затраты на логистику», — вспоминает супруг предпринимательницы.
Наладить логистику и оптовые продажи удалось самому Сергею. Он стал заказывать сухоцветы оптом по лучшей цене. Тем временем Дарья составляла букеты и привлекала клиентов с помощью личного аккаунта в Instagram.
Необычность продукта позволяла супругам обходиться без затрат на рекламу. «Мы активно участвовали в различных ярмарках и фестивалях: „Ламбада маркет“, Seasons и т. д. — это стало одним из главных каналов привлечения новой аудитории. Тогда это было в новинку и мы были довольно уникальными (даже с какими-то простыми букетами из хлопка и лаванды)», — вспоминает Дарья.
Выставки стали и основным источником дохода. На них можно было заработать до 20 тыс. за день, тогда как в онлайне приходило лишь 2 — 3 заказа в неделю. Но раз на раз не приходился: некоторые выставки были менее успешными и приносили скромную выручку в несколько тыс. руб.
В 2014 году из-за роста курса доллара и евро заказывать товар в Великобритании стало невыгодно. «Тогда я первый раз поехал в Крым, где мы приобрели участок в 2 гектара за 5 млн руб. и посадили лаванду. Сейчас там уже растет несколько десятков трав-сухоцветов», — говорит Сергей. Участок купили на собственные накопления (реинвестировали прибыль от бизнеса). Позже у проекта появился инвестор — бывший коллега Сергея и друг семьи Русаковых Артем Черепанов (он вошел в бизнес, получив ⅓ компнии), который профинансировал покупку еще 40 га земли в Крыму на 20 млн руб.
Еще одним переломным моментом в жизни проекта стало 8 марта 2016 года. Супругам поступило более 100 заказов, и многие клиенты хотели забрать букеты самовывозом с Новокузнецкой. «Мы заработали 300 тыс. руб., но встречать клиентов было крайне неудобно: помещение маленькое, приходилось постоянно бегать на проходную, встречать людей и вести их через заброшенный двор», — вспоминает Сергей.
Тогда Русаковы задумались об аренде помещения для цветочного магазина. Выбор пал на особняк на Пушкинской. Именно тогда и родилось название бренда — «Лавандовый замок» (место выглядело очень праздничным и напоминало дворец). Однако в этом помещении они просуществовали недолго — через полтора года собственник «замка» нашел других съемщиков и расторг договор. «Это стало большой проблемой. Найти просторное помещение в центре даже в полтора раза дороже прежнего оказалось сложно», — говорит Дарья.
В конце концов Русаковы арендовали коммерческое помещение рядом с домом в районе Свиблово. Сейчас в их магазине работает 8 человек. В 2017 году при среднем чеке в 2,5 тыс. руб. команде «Лавандового замка» удалось достичь выручки в 7 млн руб.