что такое суггестия в психологии
Суггестия как метод управления сознанием людей
Когда один человек воздействует на сознание другого, происходит так называемая суггестия. В психологии она определяется как внушение неких убеждений и установок, которое незаметно для внушаемого. В это статье рассмотрим основы, механизм действия и примеры суггестии.
Как работает суггестия?
В настоящее время суггестия применяется везде: в рекламе, в маркетинге, в медицине и в других сферах. Поэтому каждому человеку необходимо знать приемы суггестии, и какие результаты могут быть от применения этого метода.
Использование суггестии
В 1866 году А. А. Льебо впервые применил данный термин. Именно Льебо ввел внушение в ряд психотерапевтических методов. На то время внушение использовалось в паре с гипнозом. На сегодняшний день теория суггестии развилась настолько, что может использоваться и без гипноза.
В терапии внушение используется при необходимости воздействия на психосоматическое и психоэмоциональное состояние, корректировки поведения человека и его реакции, получения эффекта плацебо. Действие последнего заключается в том, что пациент выздоравливает не от правильного лечения, а благодаря вере в силу принятых мер и средств. К примеру, верующему человеку удастся излечиться от любых болезней, если он будет выпивать по утрам стакан святой воды. А вот неверующий человек вряд ли увидит какой-либо эффект от такого лечения.
Внушение – это довольно сильный способ воздействия на человека, благодаря ему можно заставить отказаться от вредных привычек, побудить к действию, помочь развить творческие способности. Суггестивные методы лечения очень часто используются знахарями, среди которых встречается немало шарлатанов. В древние времена знахари и маги, как правило, пользовались такими методами.
Суть суггестии заключается в воздействии на бессознательную часть разума человека в обход интеллектуальному осмыслению. Если логическое влияние на человека требует объяснения идей, фактов и аргументов, то в случае с суггестией такого обоснования не требуется. Прямое воздействие на бессознательное пространство разума человека оказывают при помощи мимики, эмоций и жестов, которые в свою очередь формируют восприятие внушаемых посылов, как собственных. Но здесь следует обратить внимание на то, что бывают ситуации, когда человек, который был подвергнут суггестии, понимает, что какие-то его действия и мысли являются чужими или навязанными.
Техники суггестии
Существует четыре фактора, от которых зависит успех при применении суггестии:
Таким образом, важно, чтобы человек, подвергающийся воздействию, был готов к нему, доверял тому, кто внушает. И немаловажно, чтобы техника была подобрана правильно.
На сегодняшний день существует несколько широко используемых техник суггестии:
Вербальный и невербальный обмен информацией, эмоциями и чувствами происходит в результате психофизического взаимодействия. Поэтому внушение всегда будет в жизни любого человека. Но если правильно выбирать окружение, источники информации, слушать собственный разум и убеждения при анализе поступающей информации, можно избежать негативного воздействия на сознание. В обществе суггестия в большинстве случаев является незаметной. Поэтому каждому хорошо бы научиться выявлять скрытые намерения людей и обнаруживать их попытки внушения. Обрести такой навык поможет онлайн-курс Викиум «Профайлинг».
Суггестия
Суггестия – это психологическое воздействие на сознание индивида, с целью внушения ему желательных установок, которые не осознаются и противоречат его воле. Термин «суггестия» предполагает наличие дополнительных понятий для описания суггестивного процесса. Внушение применяется в самых разнообразных областях жизнедеятельности: психология, медицина, педагогика, религия, спорт, обучение, военное дело, живопись, литература, театральная деятельность, музыка.
Суггестабельный – это характеристика человека, легко поддающегося суггестии.
Суггестор – это индивид, который внушает и является источником суггестии. Суггесторами могут быть не только индивид, а и группа.
Суггеренд – это тот, кто поддаётся суггестии, её объект. Индивид, подвергнутый суггестии, воспринимает информацию, поступающую в его мозг без ее осмысления, анализа или соотнесения с известными фактами о ней и собственным состоянием.
Внушение используют в целях изменения нежелательного поведения человека или его мышления, склонения индивида к своему мнению, к желательному действию, распространению необходимой информации и полезных слухов.
Бывает несколько видов внушения: в состоянии бодрствования, в трансовом состоянии, во сне, просоночном состоянии, с отставным эффектом, с применением определенных процедур и препаратов, прерывистое и заочное. Каждый из перечисленных видов внушения является небезопасным в применении ими людьми, не знающих основ суггестологии, поскольку они могут навредить и себе и другим людям. Воздействие, которое осуществляется посредством внушения на человека, когда тот находится в состоянии гипнотического сна, называется – гипноз. Другими словами психологический гипноз наяву – это состояние суггестии. По своей сути, суггестия представляет компонент общения между людьми или специфическую коммуникацию.
Суггестия рассматривается с трех точек зрения: психофизиологии, психологии, философии. Суггестабельность или суггестивность это степень восприимчивости к суггестии, которая определяется субъективной готовностью индивида подчиниться суггестивному воздействию.
Суггестабильность – представляет неоднородное явление, которое выступает противоположным явлением к критичности. Обнаруживает она себя по-разному в различных сферах личности, относительно к тому или иному виду деятельности и содержанию. Каждый индивид в какой-то степени в определенных ситуациях может оказаться суггестабильным.
Суггестабильность представляет разные степени восприимчивости к суггестии, которые зависят от пола, возраста, класса, профессии, силы воли, умственного развития, психического и физического здоровья и т.д.
Суггестабильность является характеристикой индивида, которая зависит от ситуативных и личностных факторов, выражает свойство нервно-психического аппарата человека, а также принадлежность к стадному инстинкту и подчинение сильнейшему; отображает результат интимного отношения и влечения суггеренда к суггестору.
Что такое суггестия
Суггестия это в психологии и психотерапии метод воздействия на психику человека, без его осознания данного процесса. При этом влияние распространяется на эмоциональную сферу, впечатления человека и бессознательную область.
Суггестия это в психологии очень полезный метод в борьбе с фобиями, депрессиями, неврозами. Поскольку внушение не осознается пациентом, то защитные механизмы не срабатывают, что позволяет контролировать его мышление и действия. Больше всего приёмы суггестии используют в медицинской и психотерапевтической практике, но бывает, что её применяют в корыстных целях.
Суггестивное воздействие может оказываться снаружи другими людьми, а может действовать изнутри, то есть самовнушение (аутосуггестия). Например, человек, попавший в неприятную ситуацию, успокаивает себя тем, что все закончится хорошо, таким образом, он использует самовнушение. Самовнушение производит мощнейшее воздействие на личность, поскольку человек может им заниматься в течение неограниченного времени.
Методы суггестии. Внушение бывает нескольких видов. По средствам достижения: вербальное и невербальное. Вербальное внушение предусматривает использование слов, фраз, невербальное – мимика, жесты, особенности окружающей обстановки.
Внушение зависимо от методов реализации и делится на прямое и косвенное. Прямое состоит в использовании словесных формул, которыми суггестор воздействует на психику суггеренда и меняет его поведение и сознание. Косвенное внушение предусматривает заключение скрытой информации в сообщении.
По характеру воздействия суггестия бывает императивная и кооперативная. Императивная основана на директивных установках и невербальных стимулах. Кооперативная предполагает использование мягких форм суггестии с применением слабых стимулов и слабо выраженных словесных суггестий.
Существуют определенные факторы суггестии, которые повышают суггестабельность человека. Среди них выделяются такие черты личности:
— комплекс неполноценности, робость, склонность к покорности;
— стеснительность, высокий уровень тревожности, доверчивость;
— высокая эмоциональность и впечатлительность;
— плохое логическое мышление, медленная реактивность психической деятельности;
— зависимость от других, от их мнения и влияния;
— слабые волевые процессы, умственная отсталость.
Вышеперечисленные свойства личности (факторы суггестии) можно определить с помощью специально ориентированных тестов. Таким образом, человек может подкорректировать определенные качества, чтобы меньше поддаваться внушению.
Кроме определенных свойств личности, факторы суггестии, включают:
— психофизическое актуальное состояние личности на момент внушения;
— уровень спокойствия, расслабленности;
— силу эмоционального возбуждения, утомление, переживание стресса.
Повышению воздействия суггестии на человека способствует отсутствие компетентности в обсуждаемой теме и выполняемой деятельности, не высокая значимость вопроса для него, дефицит во времени для принятия взвешенного решения. Люди пожилого возраста и дети легче подвергаются внушению, поскольку их психика неустойчива и когнитивные процессы достаточно слабые.
Средством внушения является речь человека. С помощью вербального сообщения человек может воздействовать на партнера, с целью изменить его представления. Но не каждый человек соглашается на эти изменения, поскольку он способен защитить свою автономию, поэтому воздвигает психологические барьеры.
Часто можно услышать в одном выражении понятия «суггестия и контрсуггестия», они являются противоположными по своему существу. Так, психологи выдвинули идею о противодействии суггестивному влиянию и назвали эту концепцию «контрсуггестией» (как контратака).
Способность человека противостоять внушению, выражать встречную психологическую активность называется контрсуггестией, или противовнушением, благодаря которой человек способен выстраивать барьеры в коммуникации.
В жизни человека бывают не только ситуации, несущие положительную информацию, но и бесполезные, а также встречаются угрожающие. Главное, чтобы сам человек сумел отличить, какая ситуация несет ему пользу, а какая оказывает неблагоприятное воздействие.
Суггестия и контрсуггестия могут действовать одновременно. Когда один человек пытается внушить другому свою волю, то суггеренд не будет ожидать конца этого процесса, а сразу же начнет вступать в контратаку. Контрсуггестия предусматривает недоверие к суггестору. Ограждаясь от доверия к нему, человек защищает себя от его влияния. Если человек заранее определил, что партнер по общению является небезопасным человеком, тогда он моментально начинает воспринимать его, как ненужного, неавторитетного, не своего и будет просто избегать встреч с ним, не вникать в его сообщения, прерывать разговор. Не стоит стесняться так делать, именно таким образом можно защитить себя от ненужного воздействия.
Активно используется суггестия в рекламе. Объектом рекламного внушения является огромная масса людей. Лучшим образом люди воспринимают информацию, которая выложена доступно, наглядно, образно и лаконично, и особенно большим будет эффект воздействия, если внушаемая информация будет соответствовать потребностям и интересам общества.
Суггестия в рекламе будет эффективнее, если суггестор будет владеть высоким статусом и являться авторитетом для людей, иметь интеллектуальное превосходство над другими. Поэтому в любых видах рекламы главный персонаж отличается ярко выраженными качествами личности: мужеством (или женственностью), уверенностью, волей, оптимизмом и обаянием.
Важно, чтобы суггерент поддавался внушению. Отношения между суггерентом и суггестром должны складываться, как можно лучше, то есть вызывать доверие, авторитет и зависимость. Поэтому во многих рекламах персонажи для того, чтобы быть ближе к людям, создают необходимые условия, домашнюю атмосферу, говорят о популярных, волнующих проблемах.
Суггестия в рекламе зависит от «конструирования» сообщения, от уровня его аргументированности, совмещения эмоциональных и логических компонентов, конкретность ключевых слов, смысл которых можно сразу представить в голове. В рекламном сообщении важно употреблять образные понятия, ключевые слова, которые несли бы конкретный смысл и благозвучие.
Для эффекта необходимо указывать конкретные и образные качества. Нужно постараться с помощью слов сформировать представления человека об конкретных достоинствах товара, поэтому фразы должны быть со своеобразным содержанием.
Эффект суггестии в рекламе окажется больше, если в рекламном обращении забрать частицу «не», поскольку она создает отрицательное влияние.
Суггестия примеры рекламного обращения: «Наш крем делает кожу ваших рук молодой и гладкой», вместо: «Наш крем сделает так, что ваши руки не будут укрываться морщинами, и не будут стареть»; «Вы будете здоровы», вместо «Вы не будете больше болеть».
Эффект суггестии в рекламе зависит от речевой динамики. Основными речевыми приёмами считаются: мягкость и сила голоса, обогащенная интонация, паузы, эффект неожиданности. Если этими приёмами качественно овладеть, можно достигнуть высокой убедительности обращения.
Факторы суггестии рекламы включают тембр голоса. Более выигрышным будет использование мужского голоса в озвучивании сообщения. Низкий баритон, «бархатный» голос действует на подсознание человека положительно. А вот тенор вызывает реакцию удивления.
Эффект суггестии в рекламе достигается с помощью мимики и жестов, если они являются адекватными к ситуации, воспринимаются, как заинтересованность и эмоциональная вовлеченность, что способствует созданию ситуации доверия и положительного отношения.
Суггестия в рекламе достигается воздействием определенных звукосочетаний. Если правильно подобрать звукосочетания, они смогут не только вызвать эмоции, но и определенные образы в воображении.
Рекламная суггестия, примеры употребления звуков: звук «о» воспринимается мягко и вызывает расслабленность, когда человек слышит «о», ему хочется расслабиться; звуки «э» и «а» ассоциируются с эмоциональным подъемом, «На», «Ура», «Эх».
Некоторые манипуляторы в личных целях предпочитают использовать такие приёмы, как гипноз (суггестия – внушение). Внушение посредством гипноза применяется с использованием приёмов фасцинации, фиксации взгляда, ритмических раздражителей и словесных формул.
Чтобы реализовать в психотерапии метод суггестии, может быть достаточно всего лишь достижения первой стадии. Приём осуществляется таким способом: на фоне громкой и маскирующей информации на уровне подсознания насаждаются стимулы, которые находятся вне пределов порога слышимости. Еще одним использованием аудиосуггестии в гипнозе является спектральное маскирование с использованием музыкальной информации, как носителя полезной информации.
Визуальное внушение действует с применением метода визуальной суггестии, самым популярным методом здесь считается использование 25-го кадра.
Используя методы видео и аудиокоррекции можно достигать положительных и негативных целей суггестии. С положительной целью они применяются для реабилитации пациентов, переживших психотравмирующую ситуацию, тем, кому необходимо вернуть чувство уверенности в себе, для достижения успеха. Но, к сожалению, этими методами в большей мере пользуются ради извлечения личных выгод от других людей.
Методы речевой динамики используют священнослужители. Они говорят мягким и проникновенным голосом с чистой доброжелательностью, без намека на раздражительность, используют выразительные паузы и интонации, имеют адекватную речь, мимику и соответствующие жесты.
Темп речи может быть повышенным у людей с высоким интеллектом, что в свою очередь вызывает доверие к этому человеку. Главное, чтобы такой высокий темп позволял улавливать суть сообщения, иначе оно останется бессмысленным.
Также в рекламах используют знакомые голоса популярных ведущих или актеров для того, чтобы люди поддавались их внушению, воспринимая их авторитет.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Лечение навязчивостей
Психиатрию нередко «мистифицируют», в результате чего лечение психических заболеваний представляется большинству чем-то крайне неординарным, неизвестным и сложным. И очень часто именно так и получается: процесс лечения психиатрических больных, действительно, вызывает массу проблем и затруднений.
Психиатр – такой же врач, как и терапевт, кардиолог, ЛОР и др.
В обществе сложилось очень специфическое отношение к психиатрии, и оно безосновательно и даже нелепо. Лечение у врача-психиатра, к огромному сожалению, порицается людьми, считается постыдным и часто скрывается от родных и близких.
Важно понять, что терапия психических заболеваний – это обычное лечение необычной болезни. Сейчас отличий между принципами лечения в психиатрии и, допустим, в терапии, осталось не так уж много (хотя некоторые «непривычные» процедуры все еще применяются).
Человек не должен бояться визита к психиатру сильнее, чем визита к терапевту, кардиологу или ЛОРу. Это, во многом, является залогом психического здоровья населения. Давайте рассмотрим, что может представлять собой консультация у врача-психиатра на примере невроза навязчивых состояний, лечение которого очень актуально в силу широкого его распространения.
Что такое невроз навязчивости, и нужно ли его лечить?
Главная цель лечения – это максимально улучшить качество жизни больного. Если болезнь мешает жить, то лечить ее, определенно, нужно. Мешает ли нормальной жизни невроз навязчивости? Чтобы это понять, нужно выяснить, что принято понимать под этим термином.
Навязчивость – это появление у человека мыслей или действий, которые воспринимаются им как нечто чужеродное. Человек не может избавиться от них: навязчивости заставляют его выполнять те или иные действия, становясь при этом причиной изнуряющего психического дискомфорта.
Проявления невроза навязчивости
Наиболее распространенное проявление невроза навязчивости – страх, который очень сложно, а иногда практически невозможно побороть. Фобии сильно затрудняют социальные контакты, работу и все прочие аспекты жизни.
Другой вариант невроза – это, собственно, навязчивые мысли, которые человек не может «прогнать» из своей головы. Эти мысли мешают обучению, концентрации внимания и сильно утомляют больного. Важный критерий: человек с неврозом навязчивости никогда не реализует свои мысли. Последний вид – компульсивный. Он проявляется навязчивыми движениями, излишней ритуальностью.
Примеры невроза навязчивости
Очень просто рассказать суть этого явления на примерах. Допустим, вы верите в то, что перед тем, как покинуть дом, смотреться в зеркало нельзя. Однако случайно взглянув в зеркало, вы все равно уйдете из дома, не придав этому большого значения.
Или, к примеру, черная кошка на дороге не заставит вас перенести свои дела: возможно, вы немного обеспокоитесь, но вскоре забудете об этом. Человек с компульсивными навязчивостями, посмотрев в зеркало, закроет дверь на засов и останется на весь день дома, а, встретив черную кошку, отправится в аптеку за успокоительными лекарствами.
Как видите, невроз навязчивости сильно затрудняет жизнь больного. Значит, можно сказать уверенно и определенно: это заболевание обязательно нуждается в лечении, причем лечение должно быть профессиональным и полноценным.
Лечение невроза навязчивости
Мы выяснили, что представляет собой это расстройство, в чем его опасность. Вернемся к основному вопросу: как лечить невроз навязчивых состояний? Вариантов здесь несколько. Лучше всего комбинировать их, если это возможно, ведь именно таким образом можно достичь наилучшего результата.
Вот что есть в «арсенале» психиатра для больных с неврозом навязчивости:
— антидепрессанты различных типов и поколений;
— средства, нормализующие настроение (нормотимики);
— психотерапия.
Теперь рассмотрим каждый из этих пунктов более подробно.
Антидепрессанты
Антидепрессанты – группа препаратов, влияющих на некоторые активные вещества в головном мозге. Изменяя баланс этих активных веществ, и по-разному действуя на одно и то же вещество, антидепрессанты изменяют скорость и ориентацию многих психических процессов, настроение и общее состояние.
В лечении невроза навязчивостей антидепрессанты занимают центральное место, потому что только они могут вернуть человеку возможность нормального общения и полноценной социализации. Правильный прием антидепрессантов гарантирует длительную ремиссию без рецидивов. Иногда курса лечения (разумеется, комбинированного) достаточно для того, чтобы человек на всю жизнь избавился от невроза.
За последние годы антидепрессантов стало достаточно много: были синтезированы принципиально новые вещества, имеющие меньше побочных эффектов, более безопасные и эффективные. Старые препараты постепенно уходят из практики психиатров (хотя и остаются в практике врачей других специальностей). Маловероятно, что психиатр назначит вам амитриптилин или подобное ему средство: сейчас доступны намного более действенные вещества, использование которых дает стойкий, хороший результат без риска повторных обострений или неудачного лечения.
Наибольшей популярностью пользуются антидепрессанты, влияющие на рецепторы к серотонину. Эти лекарства не вызывают лекарственной зависимости и имеют относительно немного противопоказаний. Один существенный минус данной группы лекарственных средств: в первую неделю лечения практически все больные жалуются на сильную, изматывающую тошноту.
Нормотимики
Нормотимики – это препараты, применяемые для коррекции настроения: они обеспечивают его стабильность, устойчивость и постоянство. Интересно, что нет ни единого препарата, который относился бы именно к этой группе и был создан только для нормализации настроения. Все подобные лекарства (даже древний препарат из солей лития) изначально имели другое предназначение, а нормотимический эффект – своего рода, приятный бонус.
Если человек страдает навязчивым неврозом, лечение его обязательно будет включать средства, нормализующие настроение. Как и антидепрессанты, нормотимические средства влияют на основные звенья патогенеза невроза навязчивостей, а их комбинация считается наиболее результативным методом лечения.
Чаще всего используют карбамазепин и его производные. Данный препарат еще применяется для лечения эпилепсии (причем, разных ее видов), но кроме противосудорожного эффекта, карбамазепин оказывает также выраженное нормотимическое действие. К слову, карбамазепин – это вещество, которое было синтезировано из сильного антидепрессанта. В какой-то степени это объясняет подобное действие и высокую эффективность в лечении навязчивых мыслей и, в особенности, навязчивых движений (компульсий).
Психотерапия
Один из важнейших аспектов лечения навязчивостей – это психотерапия. Возможно, вы заметили за собой страх или навязчивые мысли или, может быть, вы наблюдаете навязчивые движения у своего ребенка, обратитесь к психиатру. В данной ситуации показана индивидуальная психотерапия.
Наиболее распространенное направление – это поведенческая психотерапия, основанная на нейролингвистическом программировании или «телесной» ориентации. Ведь в каком-то смысле навязчивости представляют собой расстройства поведения, поэтому лечение должно быть направлено на него же. Поведенческую психотерапию можно комбинировать с суггестивной психотерапией (как одиночный метод лечения ее применяют редко).
Суггестия – это то, что называют «внушением». Данную методику проводят, как правило, после предварительной подготовки: человек погружается в состояние медикаментозного или естественного сна, гипноза и т.д. Иногда практикуется суггестия с бодрствующим человеком, который должен быть, конечно, спокоен и расслаблен. Такого состояния легче всего добиться седативными средствами, хотя опытные психотерапевты могут обойтись и без них.
Лечить невроз навязчивости у психиатра – безопасно и эффективно
Вот примерная схема лечения невроза навязчивых состояний. Здесь нет инсулиновых ком, электросудорожной терапии или охлаждения ликвора. Только достаточно мягкие лекарства и строго индивидуальная, аккуратная психотерапия. Неврозы, как правило, удается вылечить. Для этого нужно лишь вовремя обратиться к врачу, отбросив все привычные социальные предрассудки.
Поверьте, это не страшно.