что такое суффикс для детей

Суффикс – что это такое, как правильно находить суффиксы в словах и какие они бывают

Часть слова, всегда находится между корнем и окончанием.

что такое суффикс для детей. Смотреть фото что такое суффикс для детей. Смотреть картинку что такое суффикс для детей. Картинка про что такое суффикс для детей. Фото что такое суффикс для детей

Суффикс – это морфема, то есть часть слова. Всего морфем пять: приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс. Суффиксы всегда находятся после корней и до окончаний. То, что после окончания – это уже постфикс.

Суффиксы образуют новые слова и формы слов. В этой статье я расскажу вам, в чем разница и объясню, как искать суффиксы в словах.

Зачем нужны суффиксы

Их главная задача – создавать новые слова. Новые слова – то есть такие, у которых новое значение. Например, лес – это деревья, а лесник – это мужик, который их стережет. Лесник как раз образовался с помощью суффикса «-ник».

Береза – это дерево. Березка – маленькое дерево, березонька – тоже маленькое, но вдобавок еще такое, к которому мы относимся с особой нежностью. Эти новые слова тоже появились с помощью суффиксов «-к-», «-оньк-».

Что такое формообразующий суффикс

Иногда суффиксы используются для создания формы слова. Форма слова – это слово с прежним лексическим значением, но другими грамматическими признаками.

Я в школе так и не мог понять разницы между новым словом и формой слова, поэтому вот вам список всех случаев, когда в слове формообразующий суффикс:

Как найти суффикс в слове

Надо выделить окончание, выделить корень, а то, что будет между ними – и есть суффикс.

Но проблема в том, что суффиксов бывает два и более. В таком случае надо прокрутить в мозгах процесс образования слова.

Например, вот слово «учительница». На первый взгляд здесь суффикс «тельниц», потому что корень «уч» (от глагола «учит», где «-ит» – окончание), а окончание «-а».

Видеть всю словообразовательную цепь сложно, мы даже на втором курсе института тупили.

Что надо знать про [j] в суффиксах

Какой суффикс в слове «терпение»? На первый взгляд – «ени», потому что корень «терп» (терпеть – терплю – терпит), а окончание – «е» (терпению, терпения, терпением).

Но в гласных «е», «ё», «ю», «я», «и» после гласных произносится два звука: [j] ([й]) и соответственно «э», «о», «у», «а» «и».

Теперь смотрите, в чем фишка: терпениjэ, терпениjа, терпениjу, терпениjэм. Букву «е» в окончании надо поделить на две и выделить как окончание только вторую половинку. Потому что первая половинка – это j, и он в суффиксе.

что такое суффикс для детей. Смотреть фото что такое суффикс для детей. Смотреть картинку что такое суффикс для детей. Картинка про что такое суффикс для детей. Фото что такое суффикс для детей

-Ений- – это суффикс, с помощью которого образуются отглагольные существительные. То есть до него был глагол, а с ним стало существительное: терпеть – терпение, воодушевлять – воодушевление, избивать – избиение, молить – моление, гореть – горение.

Запомните это и сразу выделяйте во всех отглагольных существительных «-ений-».

-Ть у глаголов – окончание или суффикс

Спросите у своего учителя.

В учебниках Ладыженской это окончание, в учебниках Бабайцевой – суффикс.

Напишите мне вопросы, которые у вас возникают по теме «суффикс», приведите примеры сложных случаев, когда вы не могли правильно выделить суффикс в слове. Я проанализирую ваши комментарии и дополню статью.

Источник

Учим русский язык Полезные справочные и занимательные материалы по русскому языку.

Суффиксы. Начальная школа.

Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса и обычно служит для образования новых слов, иногда для образования новых форм слова.

Суффикс не является обязательной частью слова. В слове может не быть суффикса, может быть один или несколько суффиксов:

друг, друж-ок, рам-оч-к(а).

Формообразующие (словоизменительные) суффиксы

Суффиксы (их немного), которые служат для образования новых форм слова, называют формообразующими (словоизменительными). При морфемном разборе эти суффиксы не входят в основу слова.

Суффиксы –ть ( -ти), -л- не входят в основу слова.
Иногда формообразующий суффикс может стоять после окончания: пойд(ем)-те, поед(ем)-те.

Возвратный суффикс глагола –ся/-сь когда-то был местоимением себя:

причесыва(ю)сь = причесыва(ю) себя.

Более подробно см. Словоизменительные суффиксы.

Словообразовательные суффиксы

С помощью словообразовательных суффиксов образуются слова разных частей речи, но наиболее часто образуются существительные и прилагательные.
Например, один из самых активных суффиксов образования существительных -ник-:

лес-ник, школь-ник, уче-ник, троеч-ник, спут-ник, курорт-ник, льгот-ник, суббот-ник и т.д.

Самым активным суффиксом, с помощью которого образуются прилагательные, является суффикс -ск-:

сель-ск(ий), деревен-ск(ий), мор-ск(ой), москов-ск(ий) и т.д.

Примеры образования слов с помощью различных суффиксов:

Если корень содержит основное лексическое значение (смысл) слова, то суффиксы (как и приставки) дополняют это значение, уточняют его. Например:

Суффиксы (и приставки) могут многое рассказать о слове. По суффиксам можно определить часть речи, а для существительных и род. Например, суффикс тель в конце слова – существительное мужского рода ( учи-тель, строи-тель, води-тель ),
суффикс –от– – существительное женского рода ( добр-от(а), глух-от(а), крас-от(а) );
суффикс –ск– – прилагательное ( венгер-ск(ий), рус-ск(ий) ).

Суффикс может быть не обозначен буквами.

Суффикс или часть суффикса может быть скрытой, то есть не представленной явно на письме буквами. Тогда его выделяют с помощью транскрипции, указав звук суффикса.
После гласных и после Ь, Ъ буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, один из которых [й’] ( или часто обозначается [j’]). Именно этот звук может оказаться суффиксом или частью суффикса. Тогда суффикс выделяется с помощью транскрипции.
Например:

Порядок действий при выделении суффикса в слове на примере слова старинный:

Проверить правильность разбора можно в словообразовательном словаре.

Более подробно см. Выделение суффикса в слове.

Чтобы определить суффиксы, полезно знать наиболее используемые из них.

У глаголов, оканчивающихся на -чь, часть слова –чь входит в состав корня: жечь, печь.

Источник

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Тема. Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое суффикс, находить суффикс в слове, приводить примеры слов с разными суффиксами.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Суффикс, корень, образование слов.

Теоретический материал для самостоятельного изучения Рассмотрим рисунки. Что общего и чем различаются?

что такое суффикс для детей. Смотреть фото что такое суффикс для детей. Смотреть картинку что такое суффикс для детей. Картинка про что такое суффикс для детей. Фото что такое суффикс для детей

На рисунке представлен один и тот же предмет, но только в одном случае слово называет предмет: чашка, яблоко, стул, цветок, жук, ведро, а в другом случае указывает на отношение к нему и размер: чашечка, яблочко, стульчик, цветочек, жучок, ведёрочко, ведёрко.

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например, лес – лесок, лесной, лесник, лесистый.

Учитель Михаил Васильевич написал на доске три слова: человек, человечик, человечишко.

В классе какое – то время стояла напряжённая тишина, а потом потянулись руки.

Михаил Васильевич улыбнулся.

— Нельзя, говорите, а почему?

— Человек, человечишко не может гордо шагать.

Оказывается, смысл слова заключается не только в корне, но и в суффиксе. Суффиксы придают слову разные смысловые оттенки.

Как найти в слове суффикс?

Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после суффикса и перед окончанием, будет и являться суффиксом.

Укажи наиболее полное и правильное определение суффикса.

Укажите, как найти суффикс в слове.

Подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом, определить часть слова после корня.

Укажите слово с суффиксом.

Укажите все слова с суффиксами.

Море, морской, заморский, поле, полюшко, заполье.

Источник

Урок русского языка в 3 класс «Суффикс. Значение суффикса в слове.»

. Суффикс. Значение суффиксов в слове.

Цель: совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов.

— Пропишите слово лебедь.

— Подберите к нему однокоренные слова. ( Лебёдушка, лебединая)

— Какими являются эти слова по отношению друг к другу? (Однокоренными.)

— Кто знает, как называется часть слова, стоящая поле корня, с помощью которой мы образовали однокоренные слова? (Суффикс.)

— Как найти в слове суффикс? (Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.)

IV . Самоопределение к деятельности

В тетради было написано: «Маленький дом».

«Старый, дряхлый дом».

«Домишко», — писал -ишк-.

Но тут они призадумались. На следующей строчке было сказано, что нужно одним словом назвать человека, который имеет дело с камнем.

Дома их всех ждал вкусный торт.

— Тортик! — закричал -ик-.

— Тортишко, — усмехнулся -ишк-.

— Тортище, — сказал -ищ-.

— Сформулируйте тему урока.

Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами: дом — домик — домишко — домина; брат — браток — братец — братишка. Одни звучат ласково, другие — пренебрежительно, иронически. В одних словах отражена положительная оценка предметов (девчурка, старичок, старушка), в других — отрицательная (деваха, старикан, старикашка).

Суффиксы -ик- (голубика, черника, клубника), -ин- (баранина, свинина, телятина).

— Итак, вы убедились, что суффикс, хоть и маленькая часть слова, имеет своё лицо и многое может рассказать. С какими суффиксами мы познакомились?

( Фронтальная работа у доски по цепочке.)

— Какое значение словам придают эти суффиксы?

— Прочитайте слова. Объясните их лексическое значение.

— Прочитайте суффиксы в рамочке.

— Найдите данные суффиксы в словах.

— Какое значение придают словам данные суффиксы? (Обозначают слова-названия людей породу их занятий.)

— Какого суффикса нет словах? (-тель-.)

— Назовите слова с таким суффиксом.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)

— Найдите однокоренные слова. Назовите слово, от которого образовались слова каждой группы.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и называют суффиксы.)

— Назовите суффиксы, которые образуют слова-названия детёнышей.

VII . Закрепление изученного материала

Работа по карточкам

— Какие значения могут придавать суффиксы словам? Приведите примеры.

— Оцените свою работу на уроке.

IX . Подведение итогов урока

— Что общего между суффиксом и приставкой?

Домашнее задание : с. 94 упр. 176, упр. 177

Жил-был суффикс -ер-. Работал он в театре и был мастером на все руки, несколько профессий имел.

Когда -ёр- надевал чёрный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижёра.

Был он и билетёром, да только пропускал в театр всех детей. Хотели его больше на место билетёра не пускать, но куда там: какой же билетёр без суффикса -ёр-

— А как назывался бы мастер -ёр-, если бы он занимался боксом, выезжал на гастроли, чинил лифты, ловил «зайцев» в автобусе?

1. Впиши пропущенные слова:

Суффикс – это ________________________ часть слова, которая стоит __________ корнем и служит для ________________________________.

1. Впиши пропущенные слова:

Суффикс – это ________________________ часть слова, которая стоит __________ корнем и служит для __________________________________.

1. Впиши пропущенные слова:

Суффикс – это ________________________ часть слова, которая стоит __________ корнем и служит для _________________________________.

1. Впиши пропущенные слова:

Суффикс – это ________________________ часть слова, которая стоит __________ корнем и служит для _____________________________________.

Источник

Развивающее занятие «Веселый суффикс»

Цель занятия: развивать у учащихся навыки словообразования при помощи суффиксов, закреплять знания о правописании суффиксов, устранять аграмматизм, развивать логическое мышление, память, внимание, воображение.

Организационный момент (слайды 1, 2)

Здравствуйте, ребята. Сегодня я приглашаю вас на игру “Весёлый суффикс”. Но прежде чем приступить к заданиям, возьмите по жетончику и расположитесь за партами, согласно выбранному цвету. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Ведь.

Не берем мы в путь, друзья
Хмурых и сердитых!
Любознательных, активных
Приглашаем смело!

2. Активизация знаний по пройденному материалу

Ребята, уже несколько занятий мы посвящаем большой теме “СЛОВООБРАЗОВАНИЮ”, а в частности говорим о суффиксах.

– Что же такое суффикс? Для чего служит нам суффикс? Какие суффиксы вы знаете? (ответы детей)

В русском языке много суффиксов (слайд 3)

Сегодня мы продолжаем с вами работать над образованием новых слов с помощью суффиксов.

БАРАБАНЩИКПЛОТНИКПЕРЕВОЗЧИК
ЛЁТЧИКНАСТРОЙЩИКЛЕСНИК
ЧЕРТЁЖНИКВОЗЧИКТРАКТОРИСТ
БЕТОНЩИКПОЖАРНИКФОКУСНИК
БУФЕТЧИЦАМЕБЕЛЬЩИКБАЯНИСТ

— А что за слова у вас получились? (ПРОФЕССИИ).

ПОДВОДИМ ИТОГИ.

Ребята, а давайте попробуем вырастить дерево.

(Открывается слайд 5)

Внизу даны корни слов. Ваша задача “обрастить” их суффиксами и приставками. Полученные слова записать. Выделить части слова.

Должны получиться слова:

Шумок, зашуметь, шумный. Звериный, зверек, зверюшка, озвереть.

ПОДВОДИМ ИТОГИ.

Следующее задание так и называется “КТО СКОРЕЕ?” (слайд 6)

Первая команда выписывает слова с суффиксом – К-, вторая с суффиксом –УШК-, третья с суффиксом – ЫШК-.

Коровкахлебушкопёрышко
Головкаизбушказёрнышко
Картинкаскворушкабрёвнышко
Травкадедушкастёклышко
Песенкакоровушкагорлышко
Глазкиголовушкасолнышко
Мышкатравушкагнёздышко
Зубкибабушкакрылышко

ПОДВОДИМ ИТОГИ.

Следующая игра “Назови ласково” (слайд 7)

Игра “Назови человека” (слайд 8)

ПОДВОДИМ ИТОГИ.

Ребята, я предлагаю вам отдохнуть и прочитать весёлый стишок (слайд 9)

Жил да был на свете ПАР,
С виду был он сед и стар,
Но с кипящею водой
Он плясал, как молодой.
Он из чайников струился,
Над кастрюлями клубился,
Никаких полезных дел
Делать вовсе не умел.
Жило-было слово ХОД,
В слове выход, в слове вход,
В слове ходики стучало,
И в походе вдаль шагало,
Так и жили ПАР и ХОД.
Жили врозь они, но вот
Вместе их соединили-
По воде они поплыли.
Паром ходит пароход
В паре ходят ПАР и ХОД.

Какая гласная соединила эти два слова? ( О).

Действительно, гласные О и Е соединяют два простых слова и получают сложное слово.

Сейчас и мы попробуем составить сложные слова (слайд 10).

Прочитайте слова и соедините со словами второго столбика и у вас получатся новые слова.

Должны получиться слова: ТЕПЛОПРОВОД, СЕНОКОСИЛКА, ГРОМООТВОД, МЯСОКОМБИНАТ, ВЕЗДЕХОД.

ПОДВОДИМ ИТОГИ.

ПОДВОДИМ ИТОГИ.

А какая же игра без сказки! Я предлагаю вам прочесть сказочку и найти в ней слова, в которых есть суффиксы. Какую роль играют найденные в словах суффиксы? (слайд 22)

Кот Васька и мышки.

Кот Васька спал на подоконнике. В это время из норки тихонько вылезли две мышки. Они были серенькие. Хвостики у них длинные, лапки коротенькие. Ушки у мышек маленькие, а зубки остренькие. Стали мышки пробираться на кухню. Тут кот Васька уши навострил, втянул носом воздух и раскрыл широко глаза. Мышки замерли от страха. Прыгнул Васька с подоконника. Мышки бросились в разные стороны. Стал кот метаться по комнате: то за одной бросится, то к другой прыгнет. Да так никого и не поймал.

ПОДВОДИМ ИТОГИ.

Подведение итогов занятия (слайд 23)

Я хочу поблагодарить вас за плодотворную работу, вы все активно участвовали в игре, все вы МОЛОДЦЫ! Спасибо всем! Надеюсь, будете приходить на мои занятия с удовольствием.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *