что такое суффикс 3 класс школа россии конспект
Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
муниципального образования городской округ
Красноперекопск Республики Крым
Технология проблемного обучения.
Урок – исследование по русскому языку
в 3 классе по теме
«Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»
учитель начальных классов
Цель: создание условия для формирования представления учащихся о суффиксе как значимой части слова, умения находить в слове суффиксы.
Образовательные: сформировать устойчивое представление о суффиксе как части слова; познакомить с ролью суффикса.
Воспитательные: развивать адекватную самооценку.
Задачи развития: способствовать развитию орфографической зоркости, фонематического слуха, развитию речи, внимания.
Планируемые результаты (предметные): находят в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; наблюдают над способами образования слов при помощи суффиксов, участвуют в устном общении на уроке.
Личностные результаты: проявляют интерес к познанию русского языка; вырабатывают внутреннюю позицию школьника на уровне
положительного отношения к школе, изучению русского языка.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Познавательные: осуществляют синтез как составление целого из частей; осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; овладевают общими способами решения конкретных лингвистических задач.
Регулятивные: учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения, овладевают способами решения учебной задачи.
Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, проектор, флипчарт «Что такое суффикс», учебник «Русский язык» 1 часть В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, рабочая тетрадь.
Конспект урока по русскому языку на тему «Суффикс» (3 класс)
Конспект урока русского языка в 3 классе
Дата проведения; 20 ноября 2019г.
Учитель: Волкова Зоя Макаровна
Тема: « Суффикс. Суффикс как значимая часть слова»
Тип урока: изучение нового материала.
Обучающая цель: создать условия для формирования представления о суффиксе, как новой значимой части слова, умения находить суффикс в слове, умение самостоятельно образовывать новые слова при помощи суффикса.
Развивающая цель : способствовать овладению навыками работы с учебной информацией, умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, развивать навыки учебного сотрудничества через работу в парах, самоконтроля и самооценки.
Воспитательная цель : развитие мотивов учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
— Прозвенел и смолк звонок
Все друг другу повернитесь
А теперь все улыбнитесь
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам!
— Откройте свои тетради. Запишите сегодняшнее число, классная работа. Сегодня двадцатое ноября.
— Начнем мы наш урок, как обычно, с минутки чистописания: от, про
— Что мы сейчас изучаем на уроке русского языка? (Части слова)
— Как вы думаете, что это за сочетания букв мы написали на чистописании? (Приставки)
— Какие приставки мы еще знаем? (до, на, под, пере….)
— Что такое приставка? (Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)
— Какие части слова мы еще знаем? (корень, окончание)
— Что такое корень слова? (Корень – общая часть однокоренных слов)
— Что такое окончание? Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении)
Этап разрыва между знанием и незнанием
Ход, ходит, поход, переход, походка
Запишите эти слова в тетради и выделите в них знакомые части слова (проверка у доски)
Какое слово вызвало затруднение? Почему? Что в этом слове не так? (В слове походка есть незнакомая часть слова)
Формулирование темы и учебных целей урока
Значит, что мы сегодня должны узнать на уроке? (новую часть слова). А кто знает как называется эта часть слова? (суффикс)
Какую цель мы поставим на уроке? (Познакомимся с новой частью слова. Узнаем где она стоит и для чего служат. Узнаем какие бывают суффиксы)
Этап поиска ответа на вопросы
Запишем слово гном, а если он совсем маленький? (гномик).
— Как называются эти слова? (Однокоренные)
— Назовите корень (гном)
— Что мы образовали с помощью суффикса ик-?
— А где стоит суффикс (после корня)
— Суффиксы выделяются уголком.
— Выделите, пожалуйста, суффикс в слове гномик.
— На доске: дом, еж, зуб. Запишите эти слова с суффиксом –ик. Прочтите какие слова получились?
— Что мы сейчас сделали с помощью суффикса –ик? (Образовали новые слова)
— Где стоит суффикс? (после корня)
— Для чего служит суффикс? (Для образования новых слов)
Этап закрепления первичных знаний
— Прочитайте текст Н. Сладкова «Как их зовут?». Спишите, вставьте пропущенные слова:
— Прочитайте вставленные слова. Выделите суффиксы.
— Назовите значение суффиксов (получились слова – называющие детенышей животных).
— Ребята, а вы любите, когда вас называют ласковыми именами? Как вас зовут дома самые близкие люди? А при помощи чего это им удавалось? С помощью суффиксов.
— А сейчас превратим слова в большие предметы. Я называю слово, а вы при помощи суффикса –ищ образуете новое слово: глаз, дом, хвост, нос.
— И так, где стоит суффикс? (После корня, а может и после ещё одного суффикса)
За корнем суффикс обогрел местечко,
Не словом угодил, а лишь словечком
Река большая превратиться в речку, лес в лесника,
а печь всего лишь в печку.
— Для чего служат нам суффиксы? (для образования новых слов).
— Так что же такое суффикс? Кто может дать определение? Давайте проверим по учебнику, верны были наши рассуждения и выводы.
8. Подведение итогов.
— Выполняем тест. Даю вам 2 минутки. Записываем буквы правильных ответов
2. Суффикс нужен для:
А. для связи слов в предложении
О. образования новых слов
4. В каком слове есть суффикс?
5. Найди слово, в котором есть суффикс.
6. Найди лишнее слово:
7. Найди слово, в котором нет суффикса:
— Какое слово у вас получилось? (молодец)
— Вы сегодня молодцы, хорошо поработали. Спасибо за урок!
— Запишите домашнее задание: Упр. № 165, с.89, правило.
Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Что такое суффикс? УМК «Школа России»
Конспект урока по русскому языку 3 класс
Тема: Что такое суффикс?
Цель: формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.
образовательные: познакомить с понятием, тренировать в умении с понятием, повторить состав слова: приставка, корень, окончание
развивающие: понимать учебно-воспитательную задачу, умение анализировать, моделировать, умение работать с информацией, умение наблюдать, сорудничать, высказывать.
воспитательные: воспитать интерес к изучению нового.
1. Организационный момента
Прозвенел и смолк звонок
Все друг другу повернитесь
А теперь все улыбнитесь
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам!
2. Минутка чистописания
— Начнем мы наш урок как обычно с минутки чистописания.
— Прописываем строчку соединений букв Сс сл.
— А теперь внимательно прочитайте предложение на доске, как его можно назвать? Какие опасные места встретились нам в этой пословице? Запишите пословицу красиво, аккуратно: Сам погибай, а товарища выручай!
— А как вы поняли смысл этой пословицы?
3. Актуализация знаний
— Над какой большой темой мы с вами работаем на уроках русского языка?
— С какими частями слова вы уже познакомились?
— Что такое корень, кто мне даст определение?
— Какая часть слова нам ещё знакома?
— Давайте вспомним, что такое окончание?
— А ещё какая часть слова нам известна?
(Я прикрепляю на доске названия этих частей).
— Как вы думаете, а все ли части слова мы изучили?
— Так чем же мы с вами будем заниматься сегодня?
4.Постановка учебно-познавательной задачи
— Ребята, прочитайте внимательно слова на доске.
Слони, столик, лётчик.
-Объясните значение каждого слова
-Спишите эти слова. Выделите известные вам части слова.
-Какие возникли затруднения?
-Почему вы её никак не обозначили?
-Чтобы узнать, как называется часть
слова после корня, нужно разгадать кроссворд.
5.Наблюдение над языком с целью решени познавательной задачи
— Ребята, чтобы узнать, как называется эта часть слова,вам нужно разгадать кроссворд.
-Какое слово получилось?
-Записываем эту группу слов
— Давайте разберем слово по частям.
— Как называются эти слова? Выделаем корень
-Какое у этих слов окончание?
— Ребята,посмотрите какая часть слова не выделена?
— Как она называется?
-Посмотрите,ребята, на шапочку гномика. Какая у нее форма?
-Вот так и суффиксы выделяются уголком. Выделите, пожалуйста, суффикс в слове гномик.
-Итак, ребята с какой новой частью слова мы познакомились?
-Так что же такое суффикс? Кто может дать определение? Давайте проверим по учебнику, верны были наши рассуждения и выводы.
6.Работа над формулировкой учебника
-Открываем страничку 89 и находим правило.Читаем.
-Подтвердились ли наши высказывания?
1.Значимая часть слова
2.Стоит после корня
3. Служит для образования новых слов
— Ребята, а вы любите, когда вас
называют ласковыми именами? Как вас
зовут дома самые близкие люди? А при помощи чего это им удавалось? С помощью суффиксов.
7.Закрепление и тренировка
-Прочитайте группы слов.
-Сравните слова в каждой группе.
-Чем они похожи и чем отличаются?
-Какая часть слова внесла новый оттенок в значение однокоренных слов и образовала новое слово?
-Давайте теперь спишим все слова и выделим все части слова.
-Прочитайте текст. О каком городе говорится?
-Кого называют словом Тверечи? Чем они славились?
-Выполняем письменное задание.
У доски работает ученик, остальные работаю самостоятельно
— С каким новым понятие мы сегодня познакомились?
— Какая это часть речи?
-Для чего она служит?
— Ребята, у вас на столе есть два квадратика. Один красный, другой синий.
-Если вам на уроке было все понятно, поднимите красный квадратик
-Если вы испытывали затруднения и вам еще нужно потренироваться, поднимите красный квадратик.
От слов машина, береза, рыба образовать однокоренные слова с помощью суффиксов. Разберите слова по составу.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1280714
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех создал отдельное меню для вегетарианцев в своих столовых
Время чтения: 1 минута
К 2024 году в каждой российской школе должен появиться спортивный клуб
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по русскому языку на тему «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?» 3 класс Школа России
Урок 43. Русский язык
Тип урока: урок открытия новых знаний
Предметные: познакомить с суффиксом как значимой частью слова; сформировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.
Метапредметные: учащиеся научатся распознавать однокоренные слова и группировать их; различать однокоренные слова и синонимы; работать со словарём однокоренных слов; выделять все части слова; работать с памяткой «Как разобрать слово по составу»; образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов; составлять описательный текст по картине.
Личностные: проявление интереса к познанию русского языка.
I Организационный момент
III. Актуализация знаний
— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
1) Землю согрело, не опоздай с посевом.
2) Разлитую воду не соберёшь.
— Найдите слова с приставками. Выпишите их, выделите приставки.
IV. Самоопределение к деятельности
— Спишите слова. Выделите в них корень.
Столик, пенёк, лётчик.
— Назовите окончания. (Нулевые окончания.)
— Объясните лексическое значение каждого слова.
— Сравните слова по составу. Чем они похожи? (Состоят из корня и части после корня.)
— Кто уже знает, как называется часть слова, которая стоит после корня? (Ответы детей.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
(Далее работа по вопросам и заданиям упражнения.)
— Как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс.)
— Прочитайте группы слов.
— Сравните слова в каждой группе. Чем они похожи и чем отличаются?
— С помощью какой части слова образованы новые слова?
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Для чего служат суффиксы?
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
— Прочитайте текст. О каком городе в нём говорится?
— Прочитайте однокоренные слова, которые вы выписали, и назовите в них суффиксы. (Тверь, тверичи (-ич-), тверские (-ск-).)
— А как называют жителей нашего города (села)?
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Что нужно сделать, чтобы найти в слове суффикс?
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
Корень мой находится в цене.
В очерке найдите приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка.)
Корень — с дорогой роднится,
В сборе приставка таится,
Суффикс как в слове дневник.
Целым же — в космос проник. (Спутник.)
Домик, пригород, берёзка, рыбак, переход, отлёт.
— Разделите их на две группы. (1) Домик, берёзка, рыбак; 2) переход, отлёт, пригород.)
— По какому признаку вы разделили слова? (В первой группе слова, образованные с помощью суффиксов, во второй — с помощью приставок.)
— Что такое приставка? Для чего она служит?
— Что такое суффикс? Для чего он служит?
— Оцените свою работу на уроке.
IX Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Нaписать десять слов с суффиксами.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Программа факультатива «Основы грамматики» для слабослышащих учащихся 3 класса (вспомогательный класс)
Исследовательская работа «Газированные напитки. Вред или польза.»
Конспект урока по литературному чтению на тему:
Рабочая программа по предмету «Развитие речи» для слабослышащих учащихся 3 класса (вспомогательный класс)
Конспект урока математики в 1 классе (коррекционная школа с ОВЗ) Тема: Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ.
Оценивание техники чтения в начальных классах по ФГОС
Рабочая программа по предмету «Чтение» для слабослышащих учащихся 3 класса (вспомогательный класс)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5360620 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Для школьников к 1 сентября разработают короткие экскурсионные маршруты
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения сформирует новый федеральный перечень учебников
Время чтения: 2 минуты
ДНР полностью перешла на стандарты и программы России в образовании
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по русскому языку для 3 класса «Что такое суффикс?» разработанный по ФГОС
Тема урока : « Что такое суффикс? ». Дата : 09. 11. 2017 год
ФИО : Длинова Виктория Владимировна
Предмет : русский язык
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Базовый учебник : Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2014.
Цель урока : сформулировать у учащихся понятие о новой значимой части слова – суффиксе; развивать умение самостоятельно делать выводы на основе наблюдений; воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка.
Задачи, направленные на формирование УУД:
— ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
— самоанализ и самоконтроль результата.
— ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке
— п ринимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи
— контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы
— адекватно воспринимать оценку своей работы учителем.
-о сознавать познавательную задачу, решать её
— анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков
— строить несложные рассуждения, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Ресурсы урока: карточки с суффиксами для игры , плакат с изображением дерева, карточки-жёлуди с заданиями, заготовки для телеграмм, сигнальные карточки со смайликами.
Приветственное слово учителя:
Прозвенел уже звонок,
Встаньте, дети, не ленитесь,
Все мне дружно улыбнитесь.
Здравствуйте, ребята, сели
И на парты посмотрели.
Будут нужными опять:
Книжка, ручка и тетрадь.
Не забудет про дневник
Ни один наш ученик.
Молодцы! Готов весь класс,
2. Актуализация знаний
Включиться в работу нам поможет «мозговая разминка», отвечаем хором, быстро.
Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…(окончанием)
Общая часть родственных слов называется…(корнем)
Как называется последний месяц осени…(ноябрь)
Что находится между городом и селом? (и)
Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов…(приставка)
Назовите антоним к слову враг…(друг)
Чем кончается лето и начинается осень? (буквой о)
Сколько гласных букв в алфавите? (10)
Рассказ учителя. Лингвистическая сказка.
— Молодцы! А теперь послушайте сказку.
Давным – давно на волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью быстро разрастаться.
Когда папа-корень превращался в деревце, на нём вырастали новые слова-веточки. Все они были очень похожи на своего папу, но в каждом слове-веточке было что-то своё, особенное. Иногда из корня вырастало целое дерево! Слова-веточки, проросшие из одного папы-корня, стали называться однокоренными, или родственными. Ведь все они были детками одного папы, то есть родственниками. Общую же часть родственных слов с тех пор называют корнем.
Конечно, именно корень является главной частью слова. Из него вырастают новые слова-веточки. Так образуется большая семья однокоренных слов.
— А что же нужно добавить к корню, чтобы образовалось новое слово? (Приставку)
— А может быть можно добавить что-то ещё?
3. Постановка цели и задач урока. Планирование деятельности
-А вот это мы с вами сейчас и выясним! Сегодня мы познакомимся с новой частью слова. А какой именно, вы узнаете, если расшифруете шифрограмму-кругограмму.
Ключ: читать по ходу часовой стрелки, через букву, начиная с выделенной.
-Кто попробует сформулировать тему урока?
-Какие задачи поставим перед собой?
4. Первичное усвоение новых знаний
Откройте свои тетрадки и запишите число.
Работа по учебнику (упр. 164 с.89)
— Выпишите однокоренные слова. ( Ёж, ежиха, ёжик)
— Выделите в этих словах корень и окончание.
— Где стоит эта часть слова?
— Как она называется?
— Мы будем обозначать эту часть слова специальным значком ^
За корнем суффиксу
5. Первичная проверка понимания
Работа по учебнику (упр. 165 с.89)
— Прочитайте группы слов.
— Сравните слова в каждой группе.
У доски работает один ученик. Записывает слова первого столбика.
— В чём их сходство и различие?
— Работаем все по алгоритму с доской: выделим все части в словах.
— Изменим формы сов для нахождения окончания.
— Так как перед нами однокоренные слова мы можем выделить корни.
— Какая часть слова внесла новый оттенок в значение однокоренных слов и образовала новые слова?
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Для чего служат суффиксы?
— Спишите по вариантам остальные два столбика.
— Выделите корни. Обозначте суффиксы.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова.)
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать . (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. ( Дети садятся за парты.)
7. Первичное закрепление
— Я предлагаю поиграть «Будем слово собирать». Я буду показывать вам суффикс и говорить слово, а вы будете образовывать родственные слова.
МАМА ЛЕС ШАХМАТЫ КУБ ГУСЬ
ОБРАЗОВАННЫЕ СЛОВА: мамочка, лесище, шахматист, кубик, гусёнок.
— А сейчас ребята я предлагаю вам вырастить чудо-дерево. Каждая группа, выполнив свои задания повесит на это дерево свои плоды – карточки с суффиксами.