что такое суемудрие в православии
Значение слова «суемудрие»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
СУЕМУ’ДРИЕ, я, мн. нет, ср. (книжн. устар.). Пустое, неосновательное рассуждение, умствование.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
суему́дрие
1. устар. книжн. пустое, неосновательное рассуждение, умствование ◆ Благодетельная натура спешит наделить новорождённого всем необходимым для мирского странствия: разум его летит орлом в начале жизненного пространства; но там, где предметом нашего любопытства становится уже не истинная нужда, но только суемудрие, там полёт обращается в пешеходство и шаги делаются час от часу труднее. Карамзин, «Рыцарь нашего времени», 1792–1793 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: спам-бот — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Мудрование
Мудрова́ние — 1) философствование; 2) неуместные размышления (разговоры) относительно предметов христианской веры, христианского благочестия; 3) образ мыслей падшего человека.
Чем мудрование отличается от мудрого рассуждения?
Мудрое рассуждение обнаруживает мудрость рассуждающего, тогда как мудрование бывает обусловлено желанием высказаться. При этом высказывание истинно мудрого человека (например, старца, святого подвижника) обнаруживается не только в содержании, но и в уместности сказанного. Мудрование же часто звучит не к месту, проявляясь или в желании поспорить, или в желании поговорить. Именно мудрование, а не мудрость и мудрая рассудительность приводит к заблуждениям относительно веры, к ересям и церковным расколам. Мудрость святых — Божественный дар. Мудрование же отчуждает человека от Бога. В древности оно было свойственно грубым язычникам: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, …то и предал их Бог в похоти сердец их нечистоте» ( Рим.1:21-24 ). В наше время богопротивное мудрование бывает характерно для плотского или ветхого человека «зане мудрование плотское вражда на Бога» ( Рим.8:7 ).
Суемудрие
Суему́дрие — 1) пустое, бессодержательное мудрствование; 2) возвышенное по форме, но приземленное по содержанию рассуждение; 3) бессмысленное и бесцельное философствование; 4) склонность к тщетному мудрствованию.
Чем суемудрие отличается от мудрости?
Мудрость основывается на необходимых для конкретных и определенных целей знаниях и опыте, и, следовательно, подразумевает востребованность. Суемудрие же зиждется на суетливом блуждании мыслей и поэтому редко доходит до практического применения.
В отличие от мудрости, способствующей достижению тех или иных результатов, суемудрие, заполоняя человеческий разум и время, отвлекает его от дел и препятствует своевременному решению насущных задач. В этом отношении суемудрие родственно празднословию.
Во времена Ветхого Завета отношение к мудрости было не иначе как уважительным ( Притч.7:4 ). Выражаясь метафорой, она ценилась «дороже золота» ( Притч.16:16 ). О склонных же к суемудрию говорится обратное: «Как разрушенный дом, так мудрость глупому, и знание неразумного — бессмысленные слова» ( Сир.21:21 ).
Во времена Ветхого Завета мудрость нередко давалась человеку как особый Божественный дар, например, Веселеилу ( Исх.35:31 ), царю Соломону ( 3Цар.4:29 ). А во времена Нового Завета Господь Иисус Христос призывал Своих учеников быть мудрыми как змии ( Мф.10:16 ).
Но мудрость мудрости — рознь. Начало богоугодной мудрости — страх Господень ( Пс.110:10 ). Подлинная мудрость ведет человека к Богу, чего не скажешь о суемудрии, поводом к которому нередко выступает желание самолюбования (что взвинчивает гордость) или спора ради спора (что приводит к раздору, вражде). Подобное мудрствование обнаруживает мудрость земную или бесовскую ( Иак.3:15 ).
Плотское мудрование
Плотское мудрование – образ мыслей падшего человека
Что такое плотское мудрование? Образ мыслей, возникший из состояния, в которое люди приведены падением (108, 90).
Допустившие последование своим пожеланиям и плотскому мудрованию увлеклись ими, поработились ими, забыли Бога и вечность, истратили земную жизнь напрасно, погибли навеки (108, 90).
Земная мудрость – вражда на Бога: она не покоряется закону Божию и не может покоряться (108, 116).
Проводящие плотскую жизнь непременно имеют плотский образ мыслей, не помнят и не заботятся о вечности, имеют ложное отношение к земной жизни, признавая ее бесконечной и действуя единственно для нее. (109, 354).
Когда веру в Бога заменят соображения человеческие, тогда человек бедствует в волнах житейского моря. Способов человеческих к выходу из затруднительных обстоятельств он не видит, а воспоминание о Боге выкрадывается непостижимым забвением (111, 185).
Довольствующийся исполнением одних церковных постановлений и обрядов, при оставлении внимания к Евангельским заповедям или при недостаточном внимании к ним, низводит, по скудоумию своему. Закон с высоты духовного значения, отнимает у него для себя духовное достоинство его, всю сущность и гибнет в плотском мудровании своем и по причине плотского мудрования своего (111, 251).
Свойственно мертвым не чувствовать мертвенности своей; свойственно плотскому мудрованию не понимать и не ощущать погибели человеческой. По причине несознания своей погибели оно не сознает нужды в оживлении и на основании ложного сознания жизни отвергло и отвергает Истинную Жизнь – Бога (111, 295).
Запечатленных плотским мудрованием, упорно пребывающих в нем, больных неисцелимо Господь оставляет, предает их самим себе, предает гибели, принятой произвольно, удерживаемой произвольно (111, 295).
Евангелие учит нас, что падением стяжали лжеименный разум, что разум падшего естества нашего, какого бы он ни был достоинства природного, как бы ни был изощрен ученостью мира, сохраняет свойство падшего, остается лжеименным разумом (111, 472).
Не входи в спор, ни в рассуждение с сомнениями и возражениями, порождаемыми лжеименным разумом; мечом веры посекай головы этих змей, едва они выставят их из своего логовища! (111, 480).
Христово учение выше естественного, как Божественное. Безумное начинание – объяснить вышеестественное человеческим рассуждением, очевидно, не могущим выйти из общего, обыкновенного, естественного круга (111, 481).
Умственные занятия способны отвлекать человека от смирения и Бога, привлекать к самомнению и поклонению своему «я». Святитель Игнатий (Брянчанинов) (112, 328).
Ум без веры – лукав и бесплоден
Замечательно, что Премудрость зовет к себе безумных: «кто неразумен, обратись сюда» ( Притч. 9, 4 ). Стало быть, умникам нет входа в дом Премудрости, или в святую Церковь. Всякую умность надо отложить у самого входа в этот дом. С другой стороны, если всякая мудрость и ведение только в доме Премудрости, то вне этого дома, вне святой Церкви, только безумие, неведение и слепота. Дивное Божие учреждение! Входя в Церковь, оставь ум свой и станешь истинно умным; оставь свою самодеятельность и станешь истинным деятелем; отвергнись и всего себя и станешь настоящим владыкой над собою. Ах, если бы мир уразумел эту премудрость! Но это скрыто от него. Не понимая премудрости Божией, он вопиет на нее и безумных разумников продолжает держать в ослеплении (107, 70–71).
Господь прощает грехи расслабленному. Радоваться бы, но лукавый ум ученых книжников говорит: «Он богохульствует» ( Мф. 9, 3 ). Даже когда последовало чудо исцеления расслабленного в подтверждение той утешительной для нас истины, что «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» ( Мф. 9, 6 ), – и тогда народ прославил Бога, а о книжниках ничего не сказано, верно, потому, что они и при этом сплетали какие-либо лукавые вопросы ( Мф. 9, 1–8 ). Ум без веры лукав; то и дело кует лукавые подозрения и сплетает хулы на всю область веры. Чудесам то не верит, то требует осязательного чуда. Но когда оно бывает дано и обязывает к покорности вере, он не стыдится уклоняться, извращая или криво толкуя чудесные действия Божии. Так же относится он и к доказательствам истины Божией. Ему представляют и опытные, и умственные доказательства в достаточном числе и силе; он и их покрывает сомнением. Разбери все его предъявления и увидишь, что все в них – одно лукавство, хоть на его языке это слывет умностью; так что невольно приходишь к заключению, что умность и лукавство – одно и то же. В области веры апостол говорит: мы «мудры во Христе» ( 1Кор. 4, 10 ). Чей же ум вне области веры? Лукавого. Оттого и отличительной чертой его стало лукавство. Святитель Феофан Затворник (107, 205–206).
Если брату придет на сердце какая-либо мысль, а брат, стараясь понять ее своим умом, не сможет постичь мысли по причине высоты ее и не будет научен Богом, то приступают демоны и извращают значение мысли как хотят. Отечник (82, 391–392).
Замечание очень важное! Апостол запрещает «мудрствовать сверх того, что написано» ( 1Кор. 4, 6 ). Нарушение этого завещания непременно вводит в заблуждение, а заблуждения – в высокоумие и самомнение, в область демонов и в подчинение им. По этой причине для монаха часто бывает очень полезным отречение от знания, без которого можно спастись, льстящего более одной любознательности, сводящего с тесного пути смиренномудрия на широкий путь высокомудрия. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (82, 391–392).
Представь себе, христианин, двух людей – обучившегося и не обучившегося христианской философии – и увидишь великое между ними различие. Тот и мудрствует, и говорит духовное, а этот – плотское. У того и мысли, и речи о Боге, слове Божием и Вечной Жизни, а у этого – о суете мира и роскоши. Тот думает и заботится, чтобы Вечную Жизнь получить, этот – как бы собрать богатство и найти честь и славу в этом мире. Тот равно может жить как в богатых и красивых покоях, так и в плохой хижине, этому хочется жить только в хорошем и красивом доме. Тому все равно как за богатой, так и за скудной трапезой сидеть, этот всегда помышляет о лучшей. Тот равно одевается как в дорогое, так и в скромное платье; этот хочет только в дорогом одеянии ходить и с евангельским богачом одеваться в порфиру и виссон. Святитель Тихон Задонский (104, 1589).
РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ
Рассуждение – плод духовного разума, дарованного Божественным просвещением
Рассуждение в новоначальных есть истинное познание своего душевного устроения. В средних оно есть чувство, которое непогрешимо различает истинно доброе от естественного и от того, что противно доброму. В совершенных рассуждение есть находящийся в них духовный разум, дарованный Божественным просвещением, который своим светильником может просвещать и то, что есть темного в душах других. Преподобный Иоанн Лествичник (57, 175).
Рассудительность есть око души и ее светильник, как глаз есть светильник тела. Преподобный Антоний Великий (66, 123).
Рассуждение. есть свет, и рождающееся от него прозрение есть самое нужное из всех добродетелей. Ибо что нужнее человеку, чем видеть тайные хитрости демонов и охранять свою душу при содействии благодати? Преподобный Петр Дамаскин (62, 146).
Рассудительность рождает бесстрастие, от которого рождается совершенная любовь. Преподобный Максим Исповедник (68, 244).
В рассудительности состоит премудрость, в ней разум и смысл, без которых нельзя ни созидать наш внутренний дом, ни собирать духовное богатство, как сказано: «Мудростью устрояется дом и разумом утверждается, и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом» ( Притч. 24, 3 ). Рассудительность называется твердой пищей, свойственной «совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» ( Евр. 5, 14 ). Из этого ясно открывается, что без рассудительности не может стоять никакая Добродетель или пребывать твердой до конца. Ибо она есть матерь, хранительница и управительница всех добродетелей. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (53, 191).
Неутомимые жены! Сна не давали очам и веждам дремания, пока не обрели Возлюбленного! А мужи будто упираются ногами идут на гроб, видят его пустым и остаются в недоумении, что бы это значило, потому что Самого не видели. Но значит ли это, что у них меньше было любви, чем у жен? Нет, тут была любовь рассуждающая, боящаяся ошибки, по причине высокой цены любви и предмета ее. Когда и они увидели и осязали, тогда каждый из них не языком, подобно Фоме, а сердцем исповедал: «Господь мой и Бог мой!» ( Ин. 20, 28 ), и уже ничто не могло разлучить их с Господом. Мироносицы и апостолы – образ двух сторон нашей жизни: чувства и рассуждения. Без чувства жизнь не жизнь; без рассуждения жизнь слепа – много истрачивается, а мало дает здравого плода. Надо сочетать то и другое. Чувство пусть идет вперед и побуждает действовать; рассуждение же пусть определяет время, место, способ, вообще бытовой строй того, к чему склоняется сердце. Внутри сердце идет вперед, а на практике – рассуждение. Когда же чувства станут обученными в рассуждении добра и зла, тогда, может быть, можно будет положиться и на одно сердце. Ибо как из живого дерева сами собою идут отростки, цветы и плоды, так и из сердца только тогда начинает возникать добро, разумно вливающееся в течение нашей жизни (107, 116–117).
Рассуждение о вечности может подвигнуть и переменить человеческое сердце (104, 1590).
Рассуждение укореняет в сердце спасительные истины. О чем часто помышляем и чему поучаемся, то глубже укореняется в памяти и сердце. Помышляй часто и о великом и дивном деле Спасителя, и молись, и укоренится память в сердце твоем. Видишь Его образ в церкви и в доме – помышляй, что это образ Сына Божия и Небесного Царя и Бога твоего. Который ради тебя явился на землю и пожил, и потрудился. Видишь образ Богородицы – помяни, что это образ Той Пресвятой Девы, Которая плотию родила твоего Господа, и на руках носила, и материнским молоком питала. Так, когда будем часто о Нем и Его действиях рассуждать, то и углубится память о Нем в наших сердцах, что принесет великую пользу душам нашим. Святитель Тихон Задонский (104, 1590–1591).
Духовное рассуждение есть достояние совершенных христиан. Участвуют в этом благе значительно преуспевшие в благочестивом подвиге. Чуждо оно новоначальным и неопытным, хотя бы они были и старцами по телесному возрасту (109, 62).
Рассуждение, рассматривая все помышления и дела человека, устраняет всякую мысль и намерение лукавые, неугодные Богу, и удаляет от нас прелесть (111, 204).
В рассуждении соединены премудрость, разум, духовные чувства, отличающие добро от зла, без которых внутренний дом наш не созидается и духовное богатство не может быть собрано (111, 204). Духовное рассуждение приобретается чтением Священного Писания, преимущественно же Нового Завета, и чтением святых отцов, писания которых соответствуют роду жизни, проводимой христианином (111, 204).
Страх Божий да наставит нас трезвению, осторожности, а изучение Слова Божия и жизнь по Слову Божию да доставят нам духовное рассуждение, которое есть дверь в чертог добродетелей. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (111, 205).
Истинная рассудительность приобретается смирением и преданием себя воле Божией
Истинная рассудительность приобретается истинным смирением. Первым доказательством его будет – открывать духовным отцам не только то, что делаем, но и о чем думаем; ни в чем не Доверять своему помыслу, но во всем следовать наставлениям старцев и считать хорошим или плохим только то, что они признают таковым. Это помогает христианину не только безопасно пребывать в истинной рассудительности и на правом пути, но и хранит ею невредимым от всех сетей диавольских.Авва Моисей (53, 194).
Всею силою и всем тщанием мы должны стараться смирением приобрести дар рассудительности, которая может сохранить нас от чрезмерности с обеих сторон. Ибо, как говорят отцы, крайности с той и другой стороны – и излишество поста, и пресыщение чрева, чрезмерность бдения и продолжительность сна и прочие излишества равно вредны. Ибо мы знаем некоторых, не побежденных чревоугодием, но низложенных безмерным постом и затем впавших в ту же страсть чревоугодия от слабости, вызванной чрезмерным постом. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (53, 199).
Многие удручили подвигами свою плоть, но, сделав это без рассуждения, отошли от здешней жизни без всякого плода, без всякого приобретения. Уста наши смердят от поста, все Писание мы знаем наизусть, песнопения Давида мы настолько усвоили себе, что они сделались как бы нашим произведением, но не имеем того, чего Бог требует от нас, – смирения. Изречения безымянных старцев (82, 301).
Получивший по благодати Божией дарование рассуждения от многого смиренномудрия должен всеми силами хранить это дарование и ничего не делать нерассудительно, чтобы, согрешая в ведении, за нерадение не подпасть большему осуждению. Тот же, кто не получил этого дарования, ни в коем случае не должен утверждать своего разумения или слова, или дела без вопрошения опытных, твердой веры и чистой молитвы, без которых он не может достичь правильного рассуждения (62, 144).
Рассуждение есть свет, показывающий тому, кто его имеет: время, когда можно начать действовать, устроение человека, крепость, знание, возраст, силу, немощь, произволение, усердие. и тому подобное. Потом: качество вещей, способ употребления их, количество, виды, намерение Божие, заключающееся в Божественных Писаниях, смысл каждого изречения. Рассуждение изъясняет все это, и не только это, но и намерение толкования святых отцов, ибо не только нужно знать, что делается, но и для чего делается. Делающий же что-либо без знания всего этого, может быть, и много трудится, но ничего не успевает достичь. Преподобный Петр Дамаскин (62, 133).
Для рассудительных бедность лучше и полезнее богатства, немощь и болезнь – здоровья, искушение полезнее спокойствия, и полезнее настолько, насколько более славными и сильными делают они подвижников. Святитель Иоанн Златоуст (36, 70).
Предание себя воле Божией, искреннее, благоговейное желание, чтобы она совершалась над нами, есть необходимое, естественное следствие истинного духовного рассуждения (111, 318).
Дар духовного рассуждения ниспосылается от Бога исключительно инокам, шествующим путем смирения и смиренномудрия. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (112, 86).
Говорили об авве Агафоне, что все его действия проистекали из духовного рассуждения. Так он поступал в отношении к своему руководителю и в отношении к своей одежде. Он не носил одеяния, которое можно было бы назвать ни излишне хорошим, ни излишне плохим. Для продажи рукоделия он ходил в город сам и с сохранением внутреннего безмолвия продавал рукоделие желавшим купить его. Цена решету была сто медниц, цена корзине – двести пятьдесят медниц. Покупателям он называл цену; деньги, которые они подавали ему, принимал молча, никогда не пересчитывал их. Он говорил: «Что полезного для меня, если буду препираться с ними и дам им повод к употреблению божбы, даже если при этом я получу лишние деньги и раздам их братии? Бог не хочет от меня такой милостыни; Ему не угодно, чтобы грех примешивался к делу любви». Отечник (82, 57–58).
Рассказывают об авве Агафоне: пришли к нему некие, услышав, что он имеет великую рассудительность. Желая испытать, не рассердится ли он, спрашивают его: «Ты Агафон? Мы слышали о тебе, что ты блудник и гордец». «Да, это правда», – отвечает он. Они опять спрашивают: «Ты, Агафон, – клеветник и пустослов?». «Я», – отвечает он. И еще говорят ему: «Ты, Агафон, – еретик?» «Нет, я не еретик», – отвечает он. Затем спросили его: «Скажи нам, почему ты со всем, что бы ни говорили тебе, соглашался, а последнего слова не перенес?». Он ответил: «Первые пороки я признаю за собой, ибо это признание полезно душе моей, а признание себя еретиком означает отлучение от Бога, а я не хочу быть отлученным от Бога моего». Услышав это, они подивились его рассудительности. Древний Патерик (73, 27–28).
Источник: Энциклопедия составлена на основании 5, 6 и 7-го томов «Настольной книги священнослужителя», издание Московской Патриархии.
Дух смиренномудрия
Размышляя над текстами Божественной Литургии
Во время Божественной Литургии мы произносим следующее молитвословие:
«И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати».
Очень важно просить у Господа удостоить нас взывать к Нему по-сыновнему, с дерзновением, не будучи осужденными за эту смелость, но получая от этого духовную пользу.
Необходимо просить, чтобы Господь даровал нам благодать стоять пред Ним неосужденно. Кто же этот человек, который может встать пред Господом без осуждения? Мне кажется, что тот, кто думает, что он стоит неосужденно, уже осужден. Ведь и фарисей считал, что в нем нет греха, что он может свободно обращаться к Богу как к отцу, и гордился этим. Однако Господь осудил его. В то время как другой, мытарь, ощущая себя грешным человеком, не имел дерзновения даже глаза вознести к небу, но, склонившись перед Богом, просил: «Боже, милостив буди мне, грешному». Того, который думал, что он уже осужден перед Богом, что Господь отвернулся от него, что для него нет места у Бога, Господь, наоборот, оправдал.
Мне кажется, что нет такого человека, который бы мог встать перед Богом без осуждения. Все мы виноваты перед Ним, потому что не можем ответить на Его любовь, потому что мы не сделали то, что должны были. Кто может похвастаться, что он исполнил волю Божию? Я думаю, никто. Тогда кому доступно это неосужденное предстояние пред Господом? А неосужденно предстоит тот, кто находится в состоянии покаяния.
Неосужденно предстоит Господу тот, кто пребывает в покаянии
Человек, который ощущает, что он отошел от Бога, что он заблудился и отверг Его, подобно блудному сыну, который скажет: «Боже, милостив буди мне, грешному», думаю, этот человек сможет предстать пред Богом неосужденно. Очень важно научиться предстоять перед Господом с глубоким смирением и самоукорением, осознавая, что Бог есть мой Отец, а я его недостойный сын.
Святые отцы рекомендуют, чтобы мы в начале нашего ежедневного молитвенного правила произносили покаянную молитву своими словами с просьбой, чтобы Господь простил наши согрешения и помиловал нас. Однажды я слышал, как в соседней келье молился один пожилой монах, а старички, как известно, говорят достаточно громко. И вот на вечерней молитве он говорил следующее:
«Боже мой, я прошу Тебя, сделай исключение ради меня. Ты – Господь, и Ты знаешь меня, что ничего хорошего от меня не исходит. Раз я за столько лет не преуспел, разве преуспею теперь? Господи, прошу, сделай исключение ради меня».
Вот так этот монах молился Богу, и тот, кто слышал эту молитву, понимал, насколько приятна Господу эта смиренная молитва. И наоборот, если бы он стал говорить: «Боже, я все оставил и уже столько лет монашествую, пощусь, не сплю, совершаю поклоны и т.д.», то он бы все потерял.
Помню, как я пошел навестить отца Ефрема Катунакского, когда дни его земной жизни подходили к концу. Мы разговорились, и он, плача, сказал мне:
– Ничего хорошего я не сделал в этой жизни. Ищу хоть что-нибудь доброе предъявить Господу и не могу найти.
И он это говорил не от пессимистичных чувств, но потому, что ощущал любовь Божию и хотел показать, что на фоне всего того, что совершил Господь, он не сделал совсем ничего. Видите, как святые оплакивают свою жизнь, не найдя в ней ничего хорошего. Почитайте тропари святым, их жития, их слова, и вы увидите там плач о том, что ни один день, ни один час, ни одна секунда их жизни не порадовала Господа. Там можно встретить даже такие слова: «Я загрязняю воздух и землю своим присутствием».
Однако существует другая крайность: когда человек ищет грехи в своей жизни и не может их найти. На исповеди батюшка такого человека спрашивает: «В чем каешься?». «Ни в чем, отче. Я ничего плохого не сделал, нет у меня никакого греха». Выходит, что один, святой, не может найти ничего доброго в себе, а другой, который впервые пришел на исповедь, не может найти ничего плохого. Это означает, что у нас проблемы со зрением и нам нужны очки. Когда я был на Святой Горе, постепенно у меня там упало зрение, и я думал, что все люди видят так размыто. От этого у меня сильно болела голова, пока я не оказался на Кипре и не пошел к офтальмологу. Он мне надел очки, и тогда я очень удивился: «Неужели можно видеть так чисто?»
Когда у человека отсутствует духовное зрение, когда очи его души закрыты или слепы, тогда он не понимает, что происходит. Хоть святые и размышляли о себе как о самых худших людях, тем не менее они не впадали в отчаяние, ибо познание себя понуждало их души к молитве. Как говорил старец Паисий: «чтобы растопилось масло нашей души», подобно моторному двигателю, в котором для начала необходимо хорошо разогреть масло и только тогда он будет исправно работать. Так и нашей душе, чтобы приступить к молитве, необходимо прежде включить механизм самоукорения, плача о том, насколько мы недостойны перед Господом.
К этому неосужденному предстоянию, о котором мы слышим на Божественной Литургии, не приводят нас ни наши добрые дела, которые на самом деле не наши, ни наши труды, вообще ничего. Есть только одно, что приведет нас к неосуждению, это наше покаяние, когда мы научимся каяться перед Богом, когда упадем ниц и почувствуем, что мы – ничто, а Бог – все, что Бог есть та самая безграничная любовь, на которую мы не можем ответить. Если же мы научимся стоять перед Богом в духе смиренномудрия, в духе покаяния, то не важно, сколько у нас грехов, страстей или преступлений, Господь все равно услышит наши молитвы и утешит нас, придет в наши души и усладит их, дав ответы на наши вопросы.
В вышеупомянутом возгласе есть еще такие слова: «смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати». Вы посмотрите, как осторожно и деликатно здесь мы обращаемся к Богу, без каких-либо требований или наглости. Помню, святой Нектарий в своей автобиографии описывал, как он молился Пресвятой Богородице: в своих молитвах он обращался к ней на «Вы». Это происходило от тонкого устроения души святого, который имел такое сильное ощущение присутствия Пресвятой Богородицы и осознание значимости и ценности Ее присутствия, что иначе обращаться он к Ней не мог. А теперь вспомним самих себя, с какой небрежностью, а иногда и наглостью мы обращаемся к Богу, предъявляем Ему требования, ругаемся или еще что похуже.
И сразу за этим возгласом иерея следует молитва «Отче наш», которую мы все хорошо знаем с детства и которая была передана нам Самим Господом. В ней такая глубина и столько смысла, что ее невозможно исчерпать. Отец Софроний (Сахаров), будучи на Святой Горе в пещерах Карулии, молился ночи напролет с вознесенными к небу руками, непрестанно повторяя молитву «Отче наш». Кто-нибудь скажет: «Ну ладно, сколько раз он мог произнести эту молитву: сто-двести? Разве она не надоела ему?» Но со словами Господа все иначе. Каждое слово Божие имеет такую глубину и такую энергию, что это целый необъятный океан, в который погружается человек. Я думаю, что святому человеку и ночи может не хватить, чтобы произнести до конца эту молитву, настолько она глубока и насыщена смыслом.
Расскажу вам историю из патерика. Некогда двое подвижников в Египте пошли навестить другого подвижника. На место они пришли уже после трех часов дня, сильно уставшие и голодные. Тогда старец, который их встречал, говорит своему ученику: «Накрой на стол, мы поедим с отцами». Затем этот старец обратился к отцам и предложил прочесть молитву «Отче наш» перед трапезой. Встали эти старцы на молитву, и ум их настолько вознесся к Богу, что так они и простояли до утра, то есть с трех часов дня и до утра они не успели ни произнести до конца молитву «Отче наш», ни поесть. Рассвело, а они еще стоят над едой.
Встали старцы на молитву перед дневной трапезой – и ум их настолько вознесся к Богу, что так они и простояли до утра
В какой-то момент старец говорит ученику: «Почему ты не принес кушанья?» «Геронда, все перед вами», – ответил ему ученик. Тогда старец снова обратился к отцам: «Давайте помолимся перед трапезой!» И начинают они уже во второй раз произносить молитву «Отче наш», пока вновь не наступила ночь. Двое пришедших старцев тогда говорят: «Ладно, нам уже пора идти». Так и ушли, не поев.
Что же с ними произошло? Может, они просто были рассеянными? Нет, совсем нет. Все дело в энергии молитвы, которая их наполнила и приостановила все физические законы. Когда в святых людях поселяется Дух Божий, то они пребывают в особом духовном состоянии вне нашего материального мира.
Итак, в молитве говорится: «Отче наш, Иже еси на небесех», то есть «Отец наш, Который живешь на небесах». Простые слова вроде бы. Но давайте попробуем осознать, насколько велик дар, что человек может называть Бога Отцом! И еще один важный момент: Христос сказал не «Отче Мой», а «Отче наш». Сделал Он это для того, чтобы показать, что в Церкви мы не каждый сам по себе, но все мы вместе и Бог не только Его Отец, но наш общий Отец, что все мы есть одно тело, как говорится в Писании.
Помню, как отец Паисий часто говорил о детях, потерявших своих родителей, что Небесный Отец имеет о них особое попечение, ведь тот, кто потерял отца земного, должен помнить, что у него есть Отец Небесный, Который вечен и бессмертен. И вот, когда человек ощущает, что Господь его Отец, тогда он может свободно чувствовать себя в этом мире, где бы он ни находился. Как, например, каждый из нас свободно себя чувствует в родительском доме, потому что дом нашего отца это и наш дом тоже. Там мы чувствуем себя безопасно и спокойно. Поэтому раз Бог наш Отец и мы это чувствуем, тогда не страшны нам никакие трудности, возникающие на нашем пути. Упраздняются страх, тревога, волнение, недоверие к людям, и все в нашей жизни становится таким прекрасным, ведь наш Отец, Который на Небесах, одновременно присутствует с нами и на земле, чтобы вырвать нас из суеты нашего земного бытия и вознести нас к Небу.
Когда мы можем сказать, что мы дети Божии? Ведь обращаясь к Богу «Отче наш», мы считаем себя Его чадами. Мы уже не раз с вами говорили, что в духовной жизни есть три состояния духовной связи с Богом.
Первое состояние – это когда человек чувствует себя рабом Божиим и ведет себя как раб, который боится. Хозяин приказывает – и раб исполняет приказание, потому что боится гнева хозяина и наказания. В этой ситуации рабом движет исключительно страх. Так и раб Божий, который боится Бога, потому что волнуется, чтобы с ним не случилось ничего плохого, чтобы не попасть в ад. Это не плохо, но это инфантильное представление, несовершенное, тем не менее столь необходимое во многих случаях. Ведь часто духовно незрелые люди, только оказавшись под угрозой и испытывая чувство страха, находят в себе силы, чтобы собраться. Вот, например, мы пригрозим себе и скажем: «Если ты совершишь этот грех, то отправишься в ад и душа твоя будет разрушена навеки», то в такой момент мы начинаем осознавать свою ошибку и склоняемся не совершать этого греха. Это не самый совершенный способ избежания греха, однако он тоже нужный и полезный. Он подобен начальной школе, где изучают все самые простые предметы, однако, не выучив алфавит, не могут перейти к более сложным вещам.
Второе состояние – это наемник, который выполняет что-то, потому что хочет что-то получить. Он исполняет заповеди Божии, потому что хочет попасть в рай, или хочет, чтобы Бог исполнил его желание, или чтобы Бог был с ним рядом, или чтобы его земная жизнь была счастливой, а когда уйдет из этого мира, чтобы у него снова все было хорошо. Такой человек всегда на что-то рассчитывает. Это как, например, приходит к вам в дом человек, делает там уборку и ожидает, что получит за это плату, или подарок, или доброе слово, или твою помощь, когда он сам будет в ней нуждаться. Это наемник. Он как бы немного лучше предыдущего, то есть раба, но и он не совершенен. Это не тот конечный пункт, куда должен прийти человек. Но и это тоже хорошо. По крайней мере пока наша душа еще не обладает совершенной любовью, то пусть мы хотя бы размышляем о благах Царствия Божия, пусть думаем о том, что уготовано людям, которые любят Господа, о рае, о сожительстве со святыми угодниками и ангелами, о всех тех благах, которыми мы насладимся, если соблюдем слово Божие. В общем, такое представление – это средняя школа.
Самое совершенное состояние – быть сынами Божиими
Итак, первое состояние – это рабы, второе – наемники, и, наконец, третье и самое совершенное состояние – это сыны Божии. То есть мы исполняем волю Божию не потому, что боимся Его, не потому, что ожидаем от Него воздаяния, но потому, что мы любим Господа и знаем, что Бог есть наш Отец и что Он живет внутри нас. Точно так же, как мы делаем что-нибудь для нашего земного отца, ничего не прося взамен. Однако для того, чтобы достичь этого состояния усыновления, мы должны применить слова, которые следуют дальше в молитве: «Да святится имя Твое». Мы должны освятить имя Божие своей святой жизнью. Когда мы соблюдаем заповеди Божии, тогда эти заповеди начинают сами работать в нас как очищающий огонь, который очищает наши души и наше существование от страстей и греха, просвещает наш ум, наше сердце, и постепенно мы начинаем жить святой жизнью абсолютно естественно. Внутри нас раскрывается наша изначальная природа, которую заложил в нас Господь. Наши души становятся местом, куда может прийти и поселиться Господь. Помните слова Господа из Евангелия: «Если вы любите Меня, вы соблюдете мои заповеди. И когда соблюдете мои заповеди, тогда Я возлюблю вас и вы увидите Меня». Или еще в одном месте Господь говорит: «Я и Отец Мой придем и поселимся навеки в сердце человека».
Таким образом, мы должны пройти курс лечения от страстей и грехов, чтобы ум наш перестал рассеиваться на все подряд, чтобы очистилось сердце, чтобы наши дух, душа, сердце и тело пришли в гармонию и в нас начал действовать Святой Дух Божий. Тогда мы сможем сказать, что мы воистину дети Божии. Сын должен быть похож на своего отца. Он не просто наследует его имя, не просто схож с ним внешними данными, но также он походит на своего отца и добродетелями. Бывают случаи, когда отец удивляется своему сыну и его поступкам, говоря, что это не его ребенок, ибо дух его отличен от духа отца, хотя биологически они и имеют связь. Господь сказал: Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5: 48). Таким образом, если вы не будете поступать так, как ваш отец, то вы уже не будете его чадами.
Наблюдая за церковными людьми, и прежде всего за самим собой, я констатирую очень печальную ситуацию. Годами они посещают церковь, ведут духовную жизнь, имеют духовника, соблюдают церковные правила, везде во всем участвуют, организовывают православные встречи, делают добрые дела, читают духовную литературу, но при этом не имеют характера Отца Небесного. Я думаю, что самой большой трагедией в нашей Церкви являются не финансовые трудности или какие-то несогласия, а как раз то, что нецерковные люди не видят в нас, христианах, характера нашего Отца. Каков Его характер? Господь Сам нам сказал: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11: 29). То есть если вы хотите узнать, каково Мое сердце, то знайте, что оно кротко и смиренно, и так найдете успокоение душам вашим. Значит, если вы хотите быть похожими на Господа, быть Его детьми и иметь возможность называть Его Отцом, а Он, в свою очередь, будет называть вас Своими чадами, тогда вам обязательно нужно приобрести характер Господа, став смиренными и кроткими сердцем. А эти кротость со смирением будут источниками всех остальных благ.
Разве может кроткий и смиренный человек осуждать своего брата, ненавидеть его, клеветать?!
Как может кроткий и смиренный человек осуждать своего брата, ненавидеть его, клеветать, избивать? Это невозможно. Когда мы замечаем в себе движения мести, злости, злословия, вспыльчивости, тогда мы должны обратиться к себе и вздохнуть: «Горе нам! Мы столько лет в Церкви и ничего не достигли. Что у нас есть? То, что мы постимся по средам и пятницам? Так диавол вообще никогда не ест. То, что мы совершаем всенощные бдения раз-два в неделю? Так диавол никогда не спит. Бегаем туда-сюда и устаем? А диавол непрестанно в движении и никогда не устает. Что же есть у нас такое, что отличает нас от диавола и что ему не под силу?
Как-то пришел сатана к авве Макарию и говорит ему: «Макарий, чем ты можешь меня превзойти? Ты постишься, а я совсем не ем. Ты совершаешь всенощные бдения, а я вообще не сплю. Ты трудишься, а я вообще не устаю. Что ты делаешь такого, чего я не могу?» И авва Макарий говорит ему: «То, что есть у меня и что тебе недоступно, это смирение». Действительно, все остальное диаволу под силу. Только смирение ему недоступно, потому что смирение – это познание Бога, это «украшение святости», как сказал авва Исаак.
Когда ты смиренен, тогда ты и кроток. Смиренный человек не будет эгоистом, он любит ближнего, обнимает его, принимает, не осуждает, не обвиняет, но терпит брата своего. Если ты не можешь потерпеть ближнего и оправдываешься тем, что у него трудный характер, знай, что дело вовсе не в нем. Каким бы злодеем он ни был, не он виноват, а ты. Если бы у нас был характер Отца, то мы поддержали бы его. Разве мать не поддержит своего ребенка? Каким бы негодяем он ни был, она всегда на его стороне, потому что она его мать. Даже мать убийцы будет оправдывать своего сына, покрывать и обнимать его и никогда не согласится, чтобы ее сыну причинили вред, даже если это заслуженно. Таковы сердца святых. Они обладают таким состраданием, такой любовью, таким нежным отношением к другим людям, что, даже когда они видят, как те грешат, не дерзают их осуждать, но смотрят на них с большим сочувствием, берут их ошибки на себя, говоря: «Это я виноват за грех своего брата, ведь если бы я был хорошим, то он бы не грешил».
Вспоминаю одного старца, который, увидев в Салониках свидетеля Иеговы, по возвращении на Афон в свой скит неутешительно плакал день и ночь, говоря: «Я не могу принять того, что этот юноша еретик, что он отказался от Бога. Это я виноват». И вот так он плакал, молясь, чтобы Господь спас этого молодого человека, хотя он даже с ним не общался, просто увидел издалека. Видите, с какой болью святые воспринимают грехи людей. Почитайте Патерик. Если у вас нет этой книги, то обязательно купите. Почитайте, и вы увидите, насколько прекрасны святые люди! Несмотря на то, что в Патерике идет речь о жизни монахов, тем не менее вы узнаете много полезного и для вашей семейной жизни, для ваших детей.
В Патерике описан такой случай. Монах спрашивает игумена: «Геронда, если я увижу брата своего спящим в храме, что мне делать? Может, подтолкнуть его слегка, чтобы он проснулся?» А с монахами такое может случиться, ведь они столько времени проводят в храме, посещают весь суточный круг богослужений, могут и задремать невзначай. Поэтому нет ничего страшного, если мы, увидев задремавшего брата, с братской любовью немножко потормошим его и скажем: «Брате мой, ты заснул. Просыпайся». Как правило, за этим следит игумен как самый главный в монастыре. Поэтому монах, который задавал вопрос, ожидал, что игумен ему ответит: «Конечно, нужно его разбудить». Однако ответ игумена удивил вопрошавшего монаха: «Дитя мое, если бы я мог, то я бы еще и подушку принес ему для удобства». Видите, какая чуткость и осторожность по отношению к ближнему, которые не всегда присутствуют даже в отношениях родителей к своим родным детям.
Очень часто в наших семьях живет злость. Вот приходит наш ребенок домой расстроенный, и мы вместо того, чтобы утешить его, начинаем на него за что-нибудь ругаться и требовать что-то. Или другая крайность, когда мы позволяем своим маленьким детям абсолютно все и тем самым разрушаем их. Мы не воспитываем их, пока они маленькие, а начинаем воспитывать, когда они вырастут, но только уже поздно. И вот уже в наш дом приходят скандалы, ссоры и даже драки. Я считаю, что в 90 процентах случаев, к сожалению, виноваты родители, а не дети. Все это происходит от эгоизма, которым мы все заражены, а эгоизм – это отсутствие духа смиренномудрия. Нет у нас смиренного сердца, каждый из нас хочет только своего. Вот по этой причине у нас и не получается диалога. Как если ударить два камня друг о друга, то выйдет искра. А ведь от этой искры и огонь разгореться может, и если он разгорится, то сгорит весь наш дом.
Нет у нас смиренного сердца, каждый хочет только своего. Вот потому в наших семьях и нет мира
Мы отдаляемся друг от друга, несмотря на кровную связь, которая существует между родителями и детьми, между братьями и сестрами. Причиной тому наше нежелание уступить, понять другого человека. Но если же мы научимся смирению и пребудем в кротости, тогда мы не будем настаивать на своем, но будем с пониманием относиться к ближнему.
Однажды в монастырь позвонили и попросили к телефону отца Афанасия. Отцы предупредили меня, что этот человек звонил сегодня уже пять раз и надо бы ему ответить, так как, возможно, там что-то срочное. И вот поднимаю я трубку и слышу крики, битье посуды, мебели. Женщина кричит мне в трубку: «Батюшка, помогите, иначе нас убьют». Я говорю: «Кто вас убьет?» – «Наш сын». Я не был знаком с этой семьей. Говорю: «Дайте трубку вашему сыну, я с ним поговорю». Подошел этот молодой человек к телефону. Снова я слышу, как раздаются крики, угрозы. Я испугался за них, как бы они там не поубивали друг друга. Говорю: «Приезжай сейчас ко мне в монастырь, я тебе открою». А уже была полночь.
И что самое страшное, часто родители, чтобы подчинить своих детей, ищут союзников среди духовников. Они приходят к нам не потому, что имеют надежду на нашу помощь их детям, а потому, что хотят использовать нас, чтобы дети делали то, что хотят родители. Ладно если бы все это происходило среди мирских людей, но это случается и в христианских семьях. Нас волнуют вопросы, есть нам масло или не есть, сколько раз в неделю причащаться и т.п., но одновременно у нас нет мира со своими собственными детьми. Все это ставит перед нами очень много вопросов. Может быть, за все это время, проведенное в Церкви, мы так ничего и не сделали?
Один старец говорил: «Многие ходят к докторам. Только один пойдет лечиться и будет исполнять все предписания доктора. А другой пойдет просто в гости к соседскому доктору, выпьет с ним чашечку кофе, пообщается, обсудит все новости, но так и останется больным». То же бывает и с людьми, регулярно посещающими церковь и творящими дела Божии, душа которых при этом остается больной. Им так и не удается приобрести характера Отца Небесного.
Почему Бог попускает в нашей жизни столько испытаний? Испытания – это уникальные возможности для нас, и не упускайте шанс ими воспользоваться. В своих молитвах мы обращаемся к Богу и просим: «Господи, спаси мою душу и сохрани меня от козней лукавого. Дай мне смирение, ведь без него мне не приблизиться к Тебе». Как же придет к нам просимое смирение? По Божиему попущению случится так, что сами обстоятельства нашей жизни будут нас смирять: где-то нас унизят, оклевещут, отругают, обидят, растопчут, не сделают так, как мы хотим, пойдут против нас, и вот там мы проявим степень своего смирения. А не когда у нас все прекрасно, мы посиживаем на диване и ощущаем себя смиренными и спокойными.
Помню, как-то пришел ко мне один человек и говорит: «Отче, знаете, у меня теперь нет эгоизма: я от него избавился». Спустя несколько минут некто, проходя, случайно задел его, и этот человек мгновенно вышел из себя. И тогда я сказал ему: «Ты не избавился от своего эгоизма, но положил его в холодильник, и когда он тебе нужен, ты достаешь его снова».
Найди в себе силы говорить: «Господи, помилуй! Это я во всем виноват, а не другой»
Смирение – это кротость, любовь, мир в глубине души. Естественно, мы живые люди и в любой момент можем поскользнуться. Однако когда мы поскальзываемся и падаем, необходимо по крайней мере находить в себе силы сказать: «Господи, помилуй! Вот я снова разгневался, вышел из себя, только это я во всем виноват, а не другой». Необходимо, чтобы ум наш работал правильно и честно оценивал наши поступки. Важно научиться производить добрые помыслы, ведь если мы станем по-доброму размышлять о людях, то постепенно наши отношения с ближними наладятся. Скажем: «Да, он меня изводит, у него такой скверный характер, однако почему я поддался и разошелся? Все же это я виноват». Знаете, как тяжело человеку в такие моменты сказать: «Это я виноват»?
Научившись самоукорению, человек приобретает правильный образ мышления, добрые помыслы и постепенно начинает творить и добрые дела. Так он преуспевает в духовной жизни. Давайте будем помнить, что мы взываем к Богу «Отче наш», что мы Его дети и что дети должны нести в себе характер Отца. А характер Отца нашего Небесного – это любовь, проистекающая из смирения.