что такое судебное почерковедение
Предмет и задачи судебного почерковедения. Общие признаки почерка.
Судебное почерковедение — это отрасль криминалистики, представляющая собой систему знаний о закономерностях формирования почерка, процесса его исследования и методах решения задач судебно-почерковедческой экспертизы.
Предметом судебного почерковедения является изучение закономерностей формирования и функционирования почерка, закономерностей его экспертного исследования и разработка на их основе методов и методик решения задач судебно-почерковедческой экспертизы в целях установления фактов, имеющих доказательственное значение по уголовным, гражданским и арбитражным делам.
Основные из них сводятся к следующему:
1) изучение закономерностей формирования и функционирования почерка (образования письменно-двигательного функционально-динамического комплекса навыков, его механизм), определяющих основные свойства (качества) почерка: индивидуальность, динамическую устойчивость, вариационность, избирательную изменчивость — свойства и признаки, необходимые для решения задач экспертизы;
2) изучение закономерностей процесса экспертного познания почерка при практическом его исследовании на основе анализа и обобщения экспертной практики;
3) разработка на основе изученных закономерностей методических основ, методических схем, методик и методов экспертного исследования почерка, направленных на совершенствование экспертной практики, расширение возможностей экспертизы (решение ранее недоступных задач), повышение надежности и обоснованности экспертных выводов, возрастание эффективности и улучшения организации работы эксперта;
4) разработка методических рекомендаций по назначению судебно-почерко-ведческой экспертизы и подготовке материалов следственными и судебными работниками для ее проведения, по оценке и использованию заключений эксперта-почерковеда в процессе расследования преступлений и судебного разбирательства уголовных и гражданских дел;
5) разработка методических основ и методов осуществления профилактической деятельности эксперта-почерковеда.
общие признаки почерка подразделяются на три группы:
1. Признаки, отражающие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений. Они проявляются в особенностях размещения самостоятельных фрагментов документов (заголовков, обращений, дат, подписей). Кроме того, к ним относятся: наличие, размеры, форма полей и конфигурация липни полей; наличие и размер красных строк; размер интервалов между строками и словами; размещение линии письма относительно линовки; положение строк относительно горизонтального среза листа бумаги; форма линии письма в строке; размещение движений при выполнении знаков препинания; размещение знаков переноса слов.
2. Признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка. Это выработанность почерка, т.е. владение техникой письма в соответствии с общепринятой системой скорописи, показателями которой являются координация движений, темп письма и строение почерка (сложность движений).
3. Признаки, отражающие структурные характеристики движений. К ним относятся: преобладающая форма движений; направление движений; наклон, размер, разгон почерка (преобладающая протяженность движений по горизонтали); связность почерка, т.е. способность пишущего выполнять, не отрывая пишущего прибора от бумаги, определенное количество знаков; нажим почерка
Судебное почерковедение
Судебное почерковедение (криминалистическое исследование письма) — один из видов криминалистической идентификации личности. Его суть состоит в сравнительном исследовании признаков письма, отобразившихся в документе, исполнитель которого неизвестен или вызывает сомне-
§ 2. Судебное почерковедение
ния, и признаков письма, имеющихся в образцах, написанных лицами, подозреваемыми в исполнении этого документа.
Письмо есть мысль человека, зафиксированная при помощи графических знаков и правил их сочетания. В нем различаются смысловая и графическая стороны. Понятие смысловой стороныохватывает содержание, стиль и манеру изложения, лексику и другие особенности. К графической сторонеотносится почерк — система выработанных движений, служащая для изображения букв, слов, цифр, знаков. При исследовании письма обе его стороны — смысловая и графическая — рассматриваются в их единстве и взаимосвязи.
Признаки, характеризующие смысловую сторону письма при производстве почерковедческой экспертизы, второстепенны. Более существенна их роль в автороведческой экспертизе. Поэтому перечень данных признаков будет рассмотрен в параграфе «Судебное автороведение». Здесь же мы остановимся лишь на признаках почерка.
В основе формирования почерка лежат навыки. В результате систематических упражнений у пишущего образуются определенные навыки, формируется система выработанных движений, позволяющая исполнять письмо быстро, скорописью, не контролируя непосредственное исполнение каждого элемента буквы. В дальнейшем почерк у человека приводится в отлаженную систему выработанных условно-рефлекторных связей — так называемый динамический стереотип. Теперь у пишущего на первый план выступает только смысловая сторона письма, а сам почерк переходит в категорию сознательно не контролируемого действия, в автоматизм движений. Почерк приобретает устойчивость.
Под почеркомв криминалистике понимается индивидуальная и динамически устойчивая программа графической техники письма, в основе которой лежит зрительно-двигательный образ выполнения рукописи, реализуемая с помощью системы движений. Следует отметить, что такие существенные свойства почерка, как индивидуальность и устойчивость, являются предметом изучения только криминалистики.
Условно-рефлекторные связи письма образуются под влиянием множества факторов, определяемых физическими и психическими особенностями данного лица и условиями обучения. В результате в почерке закрепляются индивидуальные отклонения, причем их совокупность в разнообразном сочетании неповторима для каждого лица.
Поскольку динамический стереотип обладает устойчивостью, при умышленном изменении почерка происходит переход к осознанным движениям руки, и в результате наступает деавтоматизация почерка, выражающаяся в замедленном движении руки; исчезает непринужденность в почерке. При этом всякое умышленное изменение почерка также носит индивидуальный характер. В любом документе при достаточном количестве графического материала всегда появляются признаки, вновь выработанные пишущим. В то же время будут «прорываться» и признаки, характерные для его обычного почерка.
Для того чтобы полностью изменить почерк, необходимо выработать новый динамический стереотип, что практически оказывается невозможным, так как специфические для письма данного человека нервные связи вырабатываются и закрепляются в течение длительного периода времени и поэтому становятся весьма прочными, обусловливая образование в почерке целого ряда устойчивых признаков.
272 Глава 16. Судебное почерковедение и судебное автороведение
Из этого, однако, нельзя делать вывод, что почерк того или иного человека является абсолютно постоянным. Естественные изменения почерка вызываются физическим и психическим состоянием данного лица, характером трудовой деятельности и иными причинами, а также конкретными условиями выполнения документа (целевым назначением документа, состоянием, положением пишущего, материалами и принадлежностями письма и т. д.). Но все эти отклонения, как бы велики они ни были, остаются относительными. Поэтому каждый почерк при любых изменениях всегда остается индивидуальным, сохраняет присущую данному лицу в данный период его жизни совокупность признаков, достаточных для графической идентификации.
Признаки почерка разделяются на две группы: общие, или групповые, и частные, или особенности почерка.
Общие признаки характеризуют почерк как систему движений. К ним относятся следующие.
1. Выработанность почерка— уровень владения техникой письма, прояв
ляющийся в способности выполнить текст в быстром темпе, устойчивыми
координированными движениями в соответствии с общепринятой систе
мой скорописи (рис. 16.1).
Из этого определения следует, что составными элементами выработанное™ почерка являются темп и координация движений. В зависимости от степени выработанности почерк определяют как высоко-, средне- и мало-выработанный.
2. Размер буквопределяют по высоте как малый (до 2 мм), средний (от 2 до 5 мм) и большой (свыше 5 мм), а также по ширине букв. Размер букв — признак устойчивый, изменяется он только преднамеренно или в зависимости от целевого назначения документа (рис. 16.2).
3. Наклон буквзависит от расположенности их продольных осей относительно линии строки. С учетом этого почерк определяют как прямой, правонаклонный и левонаклонный. Если продольные оси букв расположены по-разному (вправо, влево) в одной рукописи, то почерк именуют неустойчивым (рис. 16.3).
4. Связность почерказависит от способности выполнить определенное количество знаков в пределах одного слова без отрыва пишущего прибора от бумаги. Малая связность — когда непрерывно выполняют не более двух-трех букв, средняя — от четырех до шести букв, свыше шести букв — большая (рис. 16.4).
5. Разгон почерка.Если ширина букв или расстояние между ними менее высоты букв, то такой почерк считается сжатым; при равенстве высоты и ширины букв почерк называют средним по разгону; если ширина букв или расстояние между ними более высоты букв — размашистым (рис. 16.5).
6. Сложность почеркатесно связана со степенью его выработанности и выражается в упрощении или усложнении письменных знаков и их связей по сравнению с принятыми нормами (типовыми прописями). Упрощения выражаются в утрате отдельных элементов письменных знаков или в уменьшении их размера либо в выпрямлении овальных движений и введении в рукопись упрощенных конструкций письменных знаков, при котором снижается четкость и разборчивость почерка (упрощенный почерк). Усложнения выражаются в дополнительных элементах письменных знаков, не предусмотренных прописями, появлении в почерке вычурности (услож-
|
§ 2. Судебное почерковедение 273 |
Рис. 16.1.Степень выработанности почерка: А — высоковыработанный, Б — сред-ний по степени выработанности, В — маловыработанный
ненный почерк). Почерк, в котором отсутствуют как упрощенные, так и усложненные движения, внешний вид которого близок к типовым прописям, именуется простым (рис. 16.6).
7. Интенсивность нажимовопределяется отношением ширины штриха, выполненного с нажимом, к ширине штриха, выполненного без нажима. При слабом нажиме ширина основных и соединительных штрихов равна; при среднем — основные штрихи вдвое шире, чем штрихи соединительные; при сильном — более чем в два раза. Под частными понимаются признаки, которые характеризуют индивидуальные особенности движений при исполнении письменных знаков. К ним относятся:
1) признаки направления движенияпри выполнении буквы в целом или отдельных ее элементов: левоокружное и правоокружное, приводящее
(к пишущему) и отводящее (от пишущего) при выполнении вертикальных элементов;
2) признаки соотношения движений:соотношение размера штрихов в букве и букв в слове; соотношение верхних и нижних окончаний штрихов, соотношение наклонов штрихов в буквах и букв в словах и др.;
3) признаки локализации движенийи иные их особенности: место начала и окончания движения, когда выполняется элемент буквы; место расположения нажима; форма и темп начала и окончания штрихов и др.
Подпись— особый вид рукописи, отражающий фамилию лица в виде букв или условных письменных знаков и имеющий удостоверительное назначение.
Индивидуальная и динамически устойчивая программа графической техники письма, в основе которой лежит образ выполнения подписей, реализуемая с помощью системы движений, является подписным почерком.
Подписи классифицируются в зависимости от: а) принадлежности лицу — от имени существующего лица, от имени вымышленного лица; б) удостоверительного значения — подлинные, неподлинные; в) условий выполнения — в естественных условиях, намеренно или ненамеренно измененных.
Подписи по своему составу бывают: буквенные — подпись состоит только из букв; штриховые — подпись состоит из штрихов, не образующих букв; смешанные — подпись состоит как из букв, так и безбуквенных элементов (рис. 16.7). Кроме того, подписи могут быть: полные — когда в подписи присутствуют все буквы фамилии; сокращенные; усложненные —
при добавлении инициалов или условных сочетаний штрихов, а в заключительной части подписи — росчерк. Наибольшую сложность в исследовании представляют безбуквенные подписи. Однако при глубоком их исследовании можно выявить мелкие особенности (например, своеобразное свойство движений), являющиеся дополнительными идентификационными признаками.
К графическим признакам подписи относятся:
1) росчерк — направление заключительного штриха;
2) соотношение линий основания письма и верхних окончаний штрихов;
3) гладиолаж — уменьшение размера штрихов к концу подписи;
4) положение подписи относительно текста документа и линовки на бумаге (топографический признак).
Намеренное изменение собственной подписи в целях отказа от нее в дальнейшем называется автоподлогом.
Видами автоподлога являются: 1) искажение признаков подписного почерка; 2) обводка подписи карандашом или чернилами; 3) выработка нового варианта подписи.
В следственной и оперативной практике нередко возникает задача розыска преступника по письму. Эта работа проводится в три этапа.
На первом необходимо попытаться обнаружить на документе следы пальцев рук путем обработки бумаги порошком железа, раствором нингид-рина в ацетоне. Далее — изучить бумагу, чернила (пасту) или графит, которыми исполнен текст. Заканчивается первый этап анализом содержания
278 Глава 16. Судебное почерковедение и судебное автороведение
документа, уяснением фактических данных, которыми располагает пишущий и которые, в известной степени, помогают определить круг подозреваемых лиц.
Второй этап — составление розыскной таблицы. На этом этапе анализируются признаки письменной речи, в розыскной таблице дается их краткая характеристика. Затем анализируются общие и частные признаки почерка, которые также фиксируются в таблице (рис. 16.8). Эта работа, как правило, выполняется экспертом-почерковедом.
Третий, самый ответственный этап — проверка почерков. Предварительно определяется круг лиц, которыми мог быть выполнен исследуемый документ, затем — собственно розыск исполнителя рукописи по письму. Для этого признаки письменной речи, общие и частные признаки почерка проверяемых рукописей сравниваются с аналогичными признаками, зафиксированными в розыскной таблице. В тех случаях, когда большинство признаков почерка не совпадает с указанными в таблице, проверяемая рукопись исключается из дальнейшего сравнения. Работая таким образом (по методу исключения), следователь, оперативный работник может проверить значительный массив документов, отобрать для экспертного исследования рукописи с наиболее близкими характеристиками.
Судебное почерковедение и судебное автороведение
Общие положения
Исследование документов – один из важнейших разделов криминалистики. Документы применяются в различных сферах деятельности человека и общественная опасность их подделки весьма велика. Поддельные документы применяются при совершении самых различных преступлений: в целях сокрытия мошеннических действий, убийств, хищений и др. Одним из примеров подделки документов в период перестройки явились подложные авизо, по которым преступники получали крупные суммы денег с банковских счетов.
Прежде чем определить предмет криминалистического исследования документов, необходимо уяснить, что понимается под документом, как трактуется этот термин.
Термин «документ» происходит от латинского «dokumentum», означавшего в древнем Риме «все, что может служить свидетельством, уроком, примером». В современном языке он употребляется в узком смысле как:
Юридическое толкование понятия «документ» шире. Здесь на первый план выступают признаки, характеризующие целевое назначение. Под документом понимают материально фиксированное, отображенное сообщение человека о юридически значимых фактах.
По мере развития человеческой деятельности, когда сообщения стали передаваться не только знаками и символами (телеграфными, на схемах и чертежах, научными символами), силу документов стали придавать носителям информации, выраженной и другими способаиш.
С процессуальной точки зрения все документы могут быть разделены на три группы: документы – вещественные доказательства, документы т– письменные доказательства и документы – образцы для сравнительного исследования. Криминалистическому исследованию в рамках уголовного процесса подвергаются в основном документы – вещественные доказательства. Эта группа в отличие от двух других содержит в себе материальные признаки преступления и потому незаменима по делу.
Документы, как вещественные доказательства при всем своем многообразии могут быть сведены к следующим видам:
Чаще всего органу расследования и суду приходится сталкиваться с письменными документами.
Письменные документы подразделяются на официальные и частные. Первые исходят от юридических лиц, вторые – от граждан. Частные документы, находящиеся в делах государственных и общественных учреждений либо удостоверенные государственными органами, приобретают значение официальных.
а) содержать сведения об определенных обстоятельствах и фактах. При этом источник этих сведений должен быть таков, что его можно установить и при необходимости проверить;
б) сведения о фактах и обстоятельствах, отраженных в документе, должны иметь отношение к существу дела;
в) сведения об обстоятельствах и фактах, содержащихся в документе, должны быть изложены и удостоверены учреждением или должностным лицом в пределах их компетенции, а если документ исходит от гражданина – в пределах его правомочий и фактической осведомленности.
Если документ не удовлетворяет хотя бы одному из перечисленных требований, он не может быть принят как достоверный.
Официальные документы, кроме того, должны быть выполнены по определенной,форме и иметь реквизиты. Реквизитами называют обязательные данные, которые в соответствии с установленными требованиями должны содержаться в документе: оттиски штампов, печатей; подписи правомочных лиц; сведения о порядке составления и изготовления документа (номер типографского заказа, объем тиража и т. п.); форма, обязательная для некоторых документов (доверенность, накладная и т. п.).
Частные документы не имеют строго установленной формы, но и в них обязательно указываются: фамилия, имя и отчество заявителя, его адрес, наименование учреждения и лица, которому направлен документ. Документ скрепляется подписью составителя (автора).
Подлинный документ, выполненный по установленной или принятой форме, может быть действительным и недействительным. Действительный – это документ, имеющий в настоящий момент юридическую силу (например, доверенность, срок действия которой не истек), недействительный – документ, утративший юридическую силу (например, та же доверенность, срок которой истек).
В отличие от этого подложным называют документ, который никогда не имел юридической силы, поскольку его содержание и/или реквизиты не соответствуют действительности.»Различают два вида подлога: интеллектуальный и материальный.
Интеллектуальный подлог выражается ш составлении и выдаче документа, правильного с формальной стороны (наличие и правильность всех реквизитов), но содержащего заведомо ложные сведения (например, подложная накладная, составленная по всей форме, на надлежащем бланке полномочными лицами на перевозку фактически не оприходованного или незаконно изготовленного товара).
При материальном подлоге изменено содержание подлинного документа, т. е. внесены ложные сведения вместо содержащихся правильных (подчистки, исправления, дописки и т. п.). Документы со следами материального подлога в криминалистике принято называть поддельными. Они подразделяются на две группы: 1) документы, поддельные частично, и 2) документы, поддельные целиком.
Интеллектуальный подлог устанавливается следователем путем различных следственных действий: допроса, осмотра документов и др. Материальный – как правило, путем криминалистического исследования, хотя некоторые его признаки могут быть выявлены самим следователем или оперативным работником.
В зависимости от характера документов и решаемых задач их криминалистические исследования подразделяются на три категории. В задачи первой входит установление исполнителя документов (почерковедение), второй – установление автора текста (автороведение), к третьей – технико-криминалистическое исследование документов.
Почерковедение и автороведение осуществляются для решения задач идентификационного и диагностического характера.
Идентификационные задачи почерковедения состоят в установлении факта выполнения конкретным лицом данного текста или различных текстов либо фрагментов текста, исполнителя подписи. Целями диагностических исследований рукописей являются: установление факта письма в необычных условиях и при необычном состоянии писавшего; установление одновременности выполнения фрагментов текста; определение давности исполнения рукописи; определение пола, возраста и других сведений об исполнителе текста.
Задача автороведения заключается в установлении автора рукописного или машинописного текста.
К технико-криминалистическому исследованию документов относятся: определение способа изготовления документа и идентификация материала и орудий письма; восстановление поврежденных документов и записей в них; установление наличия и способа подделки, определение возраста документа и записей в нем; установление последовательности пересекающихся штрихов; прочтение тайнописи и расшифровка записей, выполненных условными знаками или шрифтами; идентификация или диагностика средств и орудий исполнения документов, печатей, штампов и др.
Отрасль криминалистической техники, изучающая закономерности возникновения, развития и становления специфических особенностей письменной речи и почерка, определяющих индивидуальность последнего, а также следов как результатов изготовления и изменения документов, разрабатывающая на этой основе средства, «приемы и методики обнаружения, изъятия и исследования указанных следов и признаков, именуется криминалистическим исследованием документов.
Судебное почерковедение
Судебное почерковедение (криминалистическое исследование письма) – один из видов криминалистической идентификации личности. Его суть состоит в сравнительном исследовании признаков письма, отобразившихся в документе, исполнитель которого неизвестен или вызывает сомнения, и признаков письма, имеющихся в образцах, написанных лицами, подозреваемыми в исполнении этого документа.
Письмо есть мысль человека, зафиксированная при помощи графических знаков и правил их сочетания. В нем различаются смысловая и графическая стороны. Понятие смысловой стороны охватывает содержание, стиль и манеру изложения, лексику и другие особенности. К графической стороне относится почерк – система (Выработанных движений, служащая для изображения букв, слов, цифр, знаков. При исследовании письма обе его стороны – смысловая и графическая – рассматриваются в их единстве и взаимосвязи.
Признаки, характеризующие смысловую сторону письма при производстве почерковедческой экспертизы, второстепенны. Брлее существенна их роль в автороведческой экспертизе. Поэтому перечень данных признаков будет рассмотрен в параграфе «Судебное автороведе-ние». Здесь же мы остановимся лишь на признаках почерка.
В основе формирования почерка лежат навыки. В период обучения письму человек исполняет штрихи буквы изолированно, осознавая каждое расчлененное им действие, не охватывая при этом одновременно все содержание написанного и другие элементы, которые составляют комплексное понятие письма. Когда навыки письма отсутствуют, процесс письма максимально трудоемок, требует значительных усилий, движения руки пишущего замедленны.
В результате систематических упражнений у пишущего образуются определенные навыки, формируется система выработанных движений, позволяющая исполнять письмо быстро, скорописью, не контролируя непосредственное исполнение каждого элемента буквы. В дальнейшем почерк у человека приводится в отлаженную систему выработанных условно-рефлекторных связей –- так называемый динамический стереотип. Теперь у пишущего на первый план выступает только смысловая сторона письма, а сам почерк переходит в категорию сознательно не контролируемого действия, в автоматизм движений. Почерк приобретает устойчивость.
Условно-рефлекторные связи письма образуются под влиянием множества факторов, определяемых физическими и психическими особенностями данного лица и условиями обучения. В результате в почерке закрепляются индивидуальные отклонения, причем их совокупность в разнообразном сочетании неповторима для каждого лица.
Поскольку динамический стереотип обладает устойчивостью, при умышленном изменении почерка происходит переход к осознанным движениям руки, и в результате наступает деавтоматизация почерка, выражающаяся в замедленном движении руки; исчезает непринужденность в почерке. При этом всякое умышленное изменение почерка также носит индивидуальный характер. В любом документе ‘при достаточном количестве графического материала всегда появляются признаки, вновь выработанные пишущим. В то же время будут «прорываться» и признаки, характерные для его обычного почерка.
Для того чтобы полностью изменить почерк, необходимо выработать новый динамический стереотип, что практически оказывается невозможным, так как специфические для письма данного, человека нервные связи вырабатываются и закрепляются в течение длительного периода времени и поэтому становятся весьма прочными, обусловливая образование в почерке целого ряда устойчивых признаков.
Из этого, однако, нельзя делать вывод, что почерк того или иного человека является абсолютно постоянным. Естественные изменения почерка вызываются физическим и психическим состоянием данного лица, характером трудовой деятельности и иными причинами, а также конкретными условиями выполнения документа (целевым назначением документа, состоянием, положением пишущего, материалами и принадлежностями письма и т. д.). Но все эти отклонения, как бы велики они ни были, остаются относительными. Поэтому каждый почерк при любых изменениях всегда остается индивидуальным, сохраняет присущую данному лицу в данный период его жизни совокупность признаков, достаточных для графической идентификации.
Признаки почерка разделяются на две группы: общие, или групповые, и частные, или особенности почерка.
Общие признаки характеризуют почерк как систему движений. К ним относятся:
1. Выработанность почерка – уровень владения техникой письма; проявляющийся в способности выполнить текст в быстром темпе, устойчивыми координированными движениями в соответствии с общепринятой системой скорописи.
Из этого определения следует,-что составными элементами выра-ботанности почерка являются темп и координация движений. В зависимости от степени выработанности почерк определяют как высоко-, средне- и маловыработанный.
2. Размер букв определяют по высоте как малый (до 2 мм), средний (от 2 мм до 5 мм) и большой (свыше 5 мм), а также по ширине букв. Размер, букв – признак устойчивый, изменяется он только преднамеренно или в зависимости от целевого назначения документа.
3. Наклон букв зависит от расположенности их продольных осей относительно линии строки. С учетом от этого почерк определяют как прямой, правонаклонный и левонаклонный. Если продольные оси букв расположены по-разному (вправо, влево) в одной рукописи, то почерк именуют неустойчивым.
4. Связцость почерка зависит от способности выполнить определ^н-ное количество знаков в пределах одного слова без отрыва пишущего прибора от бумаги. Малая связность – когда непрерывно выполняют не более 2–3 букв, средняя – от 4 до 6 букв, свыше 6 букв – большая (рис.4).
5. Разгон почерка. Если ширина букв или расстояние между ними менее высоты букв, то такой почерк считается сжатым; при равенстве высоты и ширины букв почерк называют средним по разгону; если ширина букв или расстояние между ними более высоты букв – размашистым (рис. 5).
6. Сложность почерка тесно связана со степенью его выработанности и выражается в упрощении или усложнении письменных знаков и их связей по сравнению с принятыми нормами (типовыми прописями). Упрощения выражаются в утрате отдельных элементов письменных знаков или в уменьшении их размера либо в выпрямлении овальных дви-• жений и введении в рукопись упрощенных конструкций письменных знаков, при котором снижается четкость и разборчивость почерка (упрощенный почерк). Усложнения выражаются в дополнительных элементах письменных знаков, не предусмотренных прописями, появлении в почерке вычурности (усложненный почерк). Почерк, в котором отсутствуют как упрощенные, так и усложненные движения, внешний вид которого близок к типовым прописям, именуется простым.
7. Интенсивность нажимов определяется отношением ширины штриха, выполненного с нажимом, к ширине штриха, выполненного без нажима. При слабом нажиме ширина основных и соединительных штрихов равна; при среднем – основные штрихи вдвое шире, чем штрихи соединительные; при сильном – более чем в два раза. Под частными понимаются признаки, которые характеризуют индивидуальные особенности движений при исполнении письменных знаков. К ним относятся:
1) признаки направления движения при выполнении буквы в целом или отдельных ее элементов: левоокружное и правоокружное, приводящее (к пишущему) и отводящее (от пишущего) при выполнении вертикальных элементов;
2) признаки соотношения движений: соотношение размера штрихов в букве и букв в слове; соотношение верхних и нижних окончаний штрихов, соотношение наклонов штрихов в буквах и букв в словах и др.;
3) признаки локализации движений и иные их особенности: место начала и окончания движения, когда выполняется элемент буквы; место расположения нажима; форма и темп начала и окончания штрихов и др.
Подпись – особый вид рукописи, отражающий фамилию лица в виде букв или условных письменных знаков и имеющий удостовери-тельное назначение.
Индивидулъная и динамически устойчивая программа графической техники письма, в основе которой лежит образ выполнения подписей, реализуемая с помощью системы движений, является подписным почерком.
Подписи классифицируются в зависимости от: а) принадлежности лицу – от имени существующего лица, от имени вымышленного лица; б) удостоверительного значения – подлинные, неподлинные; в) условий выполнения – в естественных условиях, намеренно или ненамеренно измененных.
К графическим признакам подписи относятся:
Намеренное изменение собственной подписи в целях отказа от нее в дальнейшем называется автоподлогом.
Видами автоподлога являются: 1) искажение признаков подписного почерка; 2) обводка подписи карандашом или чернилами; 3) выработка нового варианта подписи.
В следственной и оперативной практике нередко возникает задача розыска преступника по письму. Эта работа проводится в три этапа.
На первом необходимо попытаться обнаружить на документе следы пальцев рук путем обработки бумаги порошком железа, раствором нин-гидрина в ацетоне. Далее – изучить бумагу, чернила (пасту) или графит, которыми исполнен текст. Заканчивается первый этап анализом содержания документа, уяснением фактических данных, которыми располагает пишущий и которые, в известной степени, помогают определить круг подозреваемых лиц.
Второй этап – составление розыскной таблицы. На этом этапе анализируются признаки письменной речи, в розыскной таблице дается их краткая характеристика. Затем анализируются общие и частные признаки почерка, которые также фиксируются в таблице.
Эта работа, как правило, выполняется экспертом-почерковедом. Третий, самый ответственный этап – проверка почерков. Предварительно определяется круг лиц, которыми мог быть выполнен исследу емый документ, затем – собственно розыск исполнителя рукописи по письму. Для этого признаки письменной речи, общие и частные призна ки почерка проверяемых рукописей сравниваются с аналогичными при знаками, зафиксированными в розыскной таблице. В тех случаях, когда большинство признаков почерка не совпадает с указанными в таблице, проверяемая рукопись исключается из дальнейшего сравнения. Работая таким образом (по методу исключения), следователь,^оперативный ра ботник может проверить значительный массив документов, отобрать для экспертного исследования рукописи с наиболее близкими характерис тиками.
Подготовка почерковедческой экспертизы
Предметом почерковедческой экспертизы служат факты, связанные с исполнением рукописных текстов, подписей, цифррвых записей. До ее назначения следователь (суд) тщательно подготавливает подлежащие исследованию документы (установление явных следов подчисток, исправлений, дописок, изъятие свободных и отбор экспериментальных образцов и т. п.), определяет объем экспертизы, вопросы, необходимые для установления фактических данных по делу, выясняет обстоятельства, существенные для экспертизы.
Свободные образцы почерка и подписи – наиболее ценный материал, поскольку в них – естественный, преднамеренно не измененный; это рукописи (тексты и