что такое судьба сочинение герой нашего времени

Тема судьбы в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

Эту тема в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является основополагающей. Эта сюжетная линия проходит через все части произведения. Во всем произведении Михаил Юрьевич Лермонтов размышляет, которые ранее он описывал в своих стихотворениях. Эту тему Лермонтов представляет в виде неудачи. Лермонтов описывает его как что-то непреодолимое, писатель считает, что с этим невозможно справиться, можно только смириться. Тема судьбы в произведении «Герои нашего времени» рассматривается с трагической точки зрения.

Этот образ Печорина в произведении «Герои нашего времени» приближает читателей к сверхлюдям. Эта тема станет больше актуальна после выход романа М.Ю. Лермонтова в свет. Писатель создал образ того, кто не стесняется своих, желаний, чувств, плохих поступков, хочет изменить свою судьбу.

Вера в себя, свои внутренние силы помогает Печорину совершать бездумные и совершенно порочные поступки. Например, он начинает всячески обзывает и подкалывает девушку Мери, но после влюбляет в нее, смеется над поведение Грушницкого, а в будущем сталкивается с ним на дуэли, а еще одного героя романа советует похитить собственную сестру для того, чтобы просто позабавиться.

По мнению литературоведов, Михаил Юрьевич Лермонтов рассматривает тему судьбы как шутку дьявола над человеческой жизни. В части под названием «Фаталист» испытать свою судьбу приходит желание к Вуличу. В него вселяется дьявол, которые заставляет заключить договор. Именно это соглашение приводит к тому, что он погибает.

2 вариант

Что такое судьба? Есть ли она в жизни каждого человека или нет. Определенно с этим каждый должен разбираться самостоятельно. Одно можно сказать точно, порой люди ведут себя совсем не ожидаемо и в этом случае, сказать, что ими движет судьба невозможно.

Конечно, многие поэты и авторы различных произведений неоднократно пытались отразить в рассказываемом тему судьбы, показав, насколько сильно она влияет на жизнь человека и как к ней порой очень важно прислушиваться.

«Герой нашего времени» — это очень глубокая и осмысленная повесть, которая имеет большое количество подтекстов и невероятно интересных моментов, на которые важно обращать внимание. Отметим, что автор показывает тот факт, что судьба людей различается. Причем, показывает это достаточно ярко.

Главной задачей автора была цель показать, что судьба людей может отличаться и что это вполне нормально. Возможно, все зависит от того, как человек относится к своей жизни и как хочет ее поменять. Не исключено, что все происходит где-то на уровне инстинктов, но порой даже в обычной жизни очень интересно наблюдать за тем, как судьба меняет человека, делая его более сильным и выносливым.

Очень часто судьба зависит от чувств человека, этот момент также отражается в повести путем того, что автор показывает, насколько сильно судьба может отличаться от первоначальной сразу после того, как человек влюбляется и пытается соединить свою жизнь с другим человеком. В любом случае крайне важно понимать, что жизнь у человека одна.

Именно поэтому автор старался донести, что если слепо следовать судьбе, то можно привести к большому количеству проблем и сложностей, которые станут достаточно сложными и будут нести массу неприятностей. Конечно, нужно понимать, что судьба человека — это жизнь, которую нужно прожить.

В повести судьба главного героя несколько раз переплетается и именно это дает ему возможность жить так, как ему нравится. Возможно, если бы автор не использовал такой сложный подтекст, то у него не получилось бы сделать пьесу такой интересной и насыщенной, добавив в нее большое количество интересных моментов и насыщенных эпизодов, которые захватывают и дают возможность прочувствовать каждого человека, сделав его судьбу более насыщенной и невероятно интересной.

Отметим, что важно помнить о том, что жизнь одна, поэтому прожить ее нужно стараться так, чтобы в последний момент ни о чем не пожалеть, а значит судьбу нужно понимать, но иногда верить ей нельзя.

Сочинение

В русской литературе роман М.Ю. Лермонтова занимает важное место. Великолепно написанный, он ставит и раскрывает множество актуальных и по настоящий момент проблем. Одной из них является распространённая в романтической традиции тема судьбы. Предопределенность человеческого пути, возможность изменять обстоятельства жизни, оказывать влияние на других людей занимает умы читателей.

Каждая из частей романа показывает какую-либо сторону проявления судьбы. Размышления Печорина о самом себе приводят его к мысли, что его характер и отношение к жизни сформированы внешними условиями. Он – жертва фатума, вынужден становиться тем, кто он есть под давлением обстоятельств. Герой убежден, что «дурные чувства» родились в нем оттого, что окружающие их предполагали. Скромность, эмоциональность, открытость миру и при этом несколько угрюмый характер превратились в скрытность, злопамятность, завистливость, ненависть и мизантропию. В этом герой видит своего рода победу злого рока, и этим объясняет свою жизненную позицию: «я стал топором в руках судьбы». Таким образом он находит оправдание своим поступкам, своему стремлению вмешиваться в жизнь людей и оказывать на них влияние. Он чувствует себя «камнем, нарушающим спокойствие гладкого источника». Но сила внутреннего духа, незаурядность характера Григория Александровича Печорина не дают ему смириться с таким положением дел, формируют противоречивое желание противостоять судьбе, одолеть ее, стать полным хозяином своей жизни.

Наиболее ярко эта идея раскрыта в главе «Фаталист». Ассоциация и метафора довольно прозрачна: игроки и крупье – Судьба. И именно от нее зависит расклад и выигрыш. Осечка пистолета в компании при игре в «русскую рулетку» и буйство пьяницы, вооруженного шашкой, убившего в итоге Вулича, выигравшего первый «тур». Рок властвует над миром.

Судьба играет людьми, ставит их в определенные условия, но и дает альтернативы развития событий. Проблема выбора пути – способ взаимодействия с судьбой. Именно об этом роман заставляет размышлять читателя.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема судьбы в романе Герой нашего времени

Популярные сегодня темы

Циклом своих произведений «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголь знакомит нас с множеством народных поверий, делает нас невольными участниками сказочных событий и фантастических историй

Первое впечатление, которое я получила от увиденного кота – это заинтересованность. Картина достаточно яркая и веселая. В самом названии упомянуто, что животное ученое и, следовательно, художница изобразила его именно так

Я прекрасно помню свою первую поездку на море. Впервые я окунулся в ласковое теплое море, когда был совсем еще малышом. Пятилетним ребенком я жадно впитывал обрывки фраз о море

В лице Бэлы автор представил красивую девушку, которая умела любить искренне, преданно. Но это принесло ей лишь разочарование и гибель.

В те давние времена великодушие было самым главным поступком, этому подражали, про это пели песни, сочиняли стихи. И это было вполне допустимо. А в нашем современном обществе великодушие считается какой-то слабостью или дуростью.

Источник

Мотив судьбы в романе «Герой нашего времени»

Автор: Guru · 16.04.2017

Краткое сочинение-рассуждение по литературе на тему: Судьба в романе «Герой нашего времени»

Тема судьбы в романе Лермонтова рассматривается с двух сторон. С одной стороны Печорин верит в свое особенное трагическое предназначение, с другой же утверждает: «Что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает». Причем герою одновременно близки обе: его мнение на этот счет меняется от главы к главе.

Мотив судьбы проходит через весь роман, находя яркую развязку в главе «Фаталист». Обычно, отвечая на вопрос: «Что значит судьба для Печорина»,- анализируют только её, хотя и до этого были случаи вмешательства фатума в жизнь героя. Он сам называет себя «топором в руках судьбы», считая, что в его пагубном влиянии на людей и есть его смысл жизни и предназначение: «Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились». Этой фразой он как бы объясняет свое предательское отношение к Белле, игру с чувствами Мери, колкости в адрес Грушницкого и убийство того. Печорин испытывает людей вокруг себя, чтобы подтвердить свою мысль о том, что его преследует злой рок. Герою начинает казаться, что он никуда не может уйти от этого, и в главе «Фаталист» у него появляется целых три шанса, чтобы понять себя и обрести более верное понимание судьбы. Лермонтов намеренно воссоздает несколько разных случаев, довольно спорных, таких, что совершенно становится непонятно, удача это или, действительно, судьба.

В споре с Вуличем Печорин имеет двойственную позицию по отношению к фатуму, ведь сам говорит, что видит на его лице «какой-то страшный отпечаток неизбежной судьбы», но не согласен с приятелем в том, что судьба человека заранее предопределена. Возможно, и здесь герой пытается убедить себя в том, что никакой судьбы не существует, но жизнь играет с ним, заставляя поверить в обратное: «Доказательство было разительно, и я, несмотря на то, что посмеялся над нашими предками и их услужливой астрологией, попал невольно в их колею». Так же он говорит, что привык «ничего не отвергать решительно и ничему не вверяться слепо», поэтому вопрос остается открытым. Но следует второе событие, уверившее Печорина в неотвратимости фатума еще сильнее: Вулич становится жертвой пьяного казака, и «неизбежная печать судьбы» ложиться ему на лицо, закрывая веки навсегда, как и предсказывал главный герой. Позже Григорий опять «испытывает судьбу», на этот раз свою, бросаясь в одиночку обезвредить буйного казака, и жизнь поступает с ним, как в первый раз с Вуличем: Печорин отделывается сорванным эполетом и выходит победителем. В этот раз он считает, что здесь нет никакого предопределения его удачи, а лишь трезвый расчет и храбрость.

Тут и становится понятна позиция героя, который не бросается в крайности, отрицая фатализм или, наоборот, его признавая. Он считает, что судьбе отведено место в нашей жизни, но человек может сам её выбирать, совершая те поступки, которые желает. Быть может, судьба не сплошная линия, а частые распутья, на которых нам приходится самостоятельно делать выбор? Похоже, что герой придерживается «серединной» точки зрения, не отвергая превратности судьбы, но и не умаляя достоинств личного выбора человека.

Источник

Судьба в произведении «Герой нашего времени»

сочинение по литературе 9 класса

Человек-загадка

Само название романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» позволяет догадаться, что речь идет о человеке с необычной судьбой. Григорий Александрович Печорин, как и Лермонтов, принадлежит к кругу оппозиционно настроенной гвардейской молодежи. Его биография изложена фрагментарно, с нарушением хронологической последовательности. Читателю неизвестно, каким образом главный герой попал на Кавказ. Остается загадкой и жизнь Печорина в течение пяти лет между отъездом с Кавказа и последней встречей с Максимом Максимычем и автором.

Цикл отдельных повестей приоткрывает завесу лишь над некоторыми эпизодами в биографии Печорина. Но их вполне достаточно, чтобы оценить невероятную судьбу главного героя. Жизнь забрасывает Печорина в самые разнообразные ситуации, из которых он выходит наперекор судьбе. В конце романа главный герой сам высказывает свой основной жизнеутверждающий принцип: «Я люблю сомневаться во всем». Этим убеждением он руководствуется во всех своих «приключениях».

«Тамань»

что такое судьба сочинение герой нашего времени. Смотреть фото что такое судьба сочинение герой нашего времени. Смотреть картинку что такое судьба сочинение герой нашего времени. Картинка про что такое судьба сочинение герой нашего времени. Фото что такое судьба сочинение герой нашего времениИз «Дневника Печорина» автор узнает о первом необычном повороте в его судьбе. Из чистого любопытства главный герой становится случайным свидетелем выгрузки товаров контрабандистами. Как офицер, Григорий Александрович был обязан донести об этом коменданту. Если же он испытал жалость к нарушителям закона, то мог попросту забыть обо всем.

Печорин поступил по-своему. Зная о возможной ловушке, он ночью пошел на встречу с загадочной девушкой. Для подстраховки он всего лишь предупредил своего казака, чтобы тот ждал его сигнала — выстрела из пистолета.

«Смешное» приключение («слепой мальчик меня обокрал, а восемнадцатилетняя девушка чуть-чуть не утопила») могло стоить Печорину жизни. Однако, успокоившись, он быстро забыл о нем и продолжил путь.

Два романа

Во время пребывания в Пятигорске и Кисловодске («Княжна Мэри») Печорин вновь оказался на жизненном перепутье. На этот раз от скуки он захотел «влюбить» в себя молодую девушку с целью разозлить своего давнего приятеля Грушницкого. В начале главы Григорий Александрович делает очень важное искреннее признание: «Моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».

Печорин и сам не может объяснить, зачем он продолжает «волочиться» за княжной. К тому же в это время он встречает свою давнюю возлюбленную Веру, которая вышла замуж. Между ними вновь вспыхивает бурный роман.

Запутанные любовные отношения в сочетании со злостью Грушницкого грозят Печорину неприятностями. Его опять выручает слепая случайность. Григорий Александрович узнает, что Грушницкий с приятелями собираются спровоцировать его на дуэль и выставить на посмешище. Печорин решается наказать заговорщиков.

Накануне дуэли Печорин задумывается о смерти: «Может быть, я завтра умру!». Однако эта мысль приводит его к неожиданному заключению: «Смешно и досадно!».

После убийства Грушницкого и поспешного отъезда Веры Григорий Александрович сам отказывается от «пути, открытого судьбой». Он признается княжне Мэри, что попросту смеялся над ней и уезжает из города.

Жизнь Печорина в крепости

Максим Максимыч относит Печорина к людям, «у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи». Короткая история романа с Бэлой — яркий пример этому.

Печорину с большим трудом удалось добиться ответной любви со стороны «хорошенькой княжны». Максим Максимович искренне радовался, глядя на взаимное счастье. Однако «несчастный характер» Григория Александровича обернулся очередным ударом судьбы. Признавая себя «причиной несчастия других», Печорин, конечно, даже не думал, что окажется причиной смерти Бэлы.

Реакция Печорина на гибель девушки поразила Максима Максимовича: «Он поднял голову и засмеялся».

Фаталист

История с Вуличем является самым главным в жизни Печорина вызовом против судьбы. На его глазах поручик непостижимым образом избегает смерти, доказывая, что предопределения не существует. Однако спустя несколько часов Вулич глупо погибает от рук пьяного казака.

Печорин уже готов поверить в неотвратимость судьбы, но решает пройти через подобное смертельное испытание. С риском для жизни он обезоруживает казака и тем самым опровергает убеждение людей в роковой фатальности.

«Уж так у него на роду было написано…»

Такими словами Максим Максимыч отзывался о Вуличе и о Печорине. Пожилой штабс-капитан был абсолютно прав.

Даже несколько эпизодов из жизни Григория Александровича дают представление о том, что он постоянно подвергает свою жизнь смертельному риску. Складывается ощущение, что этот странный человек «заговорен» от смерти. Печорин хладнокровно разбивает женские сердца, убивает Грушницкого, поражает Максима Максимовича своим равнодушием. «Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих!», — признается он.

В конце концов судьба настигает Печорина в неожиданный момент, когда он возвращался из Персии. Автор не уточняет обстоятельства его смерти, да это и не важно. «Герой нашего времени» всегда ходил по краю бездны, безгранично веря в собственные силы и презирая окружающих. Рано или поздно он должен был понести наказание за все причиненные людям беды и несчастья.

Источник

Тема судьбы в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

Эту тема в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является основополагающей. Эта сюжетная линия проходит через все части произведения. Во всем произведении Михаил Юрьевич Лермонтов размышляет, которые ранее он описывал в своих стихотворениях. Эту тему Лермонтов представляет в виде неудачи. Лермонтов описывает его как что-то непреодолимое, писатель считает, что с этим невозможно справиться, можно только смириться. Тема судьбы в произведении «Герои нашего времени» рассматривается с трагической точки зрения.

Этот образ Печорина в произведении «Герои нашего времени» приближает читателей к сверхлюдям. Эта тема станет больше актуальна после выход романа М.Ю. Лермонтова в свет. Писатель создал образ того, кто не стесняется своих, желаний, чувств, плохих поступков, хочет изменить свою судьбу.

Вера в себя, свои внутренние силы помогает Печорину совершать бездумные и совершенно порочные поступки. Например, он начинает всячески обзывает и подкалывает девушку Мери, но после влюбляет в нее, смеется над поведение Грушницкого, а в будущем сталкивается с ним на дуэли, а еще одного героя романа советует похитить собственную сестру для того, чтобы просто позабавиться.

Иногда главному герою кажется, что злой Рок, неудача все равно его побеждает. Эти моменты описываются в произведении «Герои нашего времени». Иногда Печорин обвиняет в своих плохих поступках судьбу. Никогда в голову ему не приходила мысль о том, что он сам виноват в том, что с ним случается, в своих безнравственных поступках. Все переживания главного героя разрешаются в части под названием «Фаталист». Эта часть описывает и доказывает, что Печорина — фаталист, показывает сложные жизненные проблемы.

По мнению литературоведов, Михаил Юрьевич Лермонтов рассматривает тему судьбы как шутку дьявола над человеческой жизни. В части под названием «Фаталист» испытать свою судьбу приходит желание к Вуличу. В него вселяется дьявол, которые заставляет заключить договор. Именно это соглашение приводит к тому, что он погибает.

2 вариант

Что такое судьба? Есть ли она в жизни каждого человека или нет. Определенно с этим каждый должен разбираться самостоятельно. Одно можно сказать точно, порой люди ведут себя совсем не ожидаемо и в этом случае, сказать, что ими движет судьба невозможно.

Конечно, многие поэты и авторы различных произведений неоднократно пытались отразить в рассказываемом тему судьбы, показав, насколько сильно она влияет на жизнь человека и как к ней порой очень важно прислушиваться.

«Герой нашего времени» — это очень глубокая и осмысленная повесть, которая имеет большое количество подтекстов и невероятно интересных моментов, на которые важно обращать внимание. Отметим, что автор показывает тот факт, что судьба людей различается. Причем, показывает это достаточно ярко.

Главной задачей автора была цель показать, что судьба людей может отличаться и что это вполне нормально. Возможно, все зависит от того, как человек относится к своей жизни и как хочет ее поменять. Не исключено, что все происходит где-то на уровне инстинктов, но порой даже в обычной жизни очень интересно наблюдать за тем, как судьба меняет человека, делая его более сильным и выносливым.

Очень часто судьба зависит от чувств человека, этот момент также отражается в повести путем того, что автор показывает, насколько сильно судьба может отличаться от первоначальной сразу после того, как человек влюбляется и пытается соединить свою жизнь с другим человеком. В любом случае крайне важно понимать, что жизнь у человека одна.

Именно поэтому автор старался донести, что если слепо следовать судьбе, то можно привести к большому количеству проблем и сложностей, которые станут достаточно сложными и будут нести массу неприятностей. Конечно, нужно понимать, что судьба человека — это жизнь, которую нужно прожить.

В повести судьба главного героя несколько раз переплетается и именно это дает ему возможность жить так, как ему нравится. Возможно, если бы автор не использовал такой сложный подтекст, то у него не получилось бы сделать пьесу такой интересной и насыщенной, добавив в нее большое количество интересных моментов и насыщенных эпизодов, которые захватывают и дают возможность прочувствовать каждого человека, сделав его судьбу более насыщенной и невероятно интересной.

Отметим, что важно помнить о том, что жизнь одна, поэтому прожить ее нужно стараться так, чтобы в последний момент ни о чем не пожалеть, а значит судьбу нужно понимать, но иногда верить ей нельзя.

Сочинение

В русской литературе роман М.Ю. Лермонтова занимает важное место. Великолепно написанный, он ставит и раскрывает множество актуальных и по настоящий момент проблем. Одной из них является распространённая в романтической традиции тема судьбы. Предопределенность человеческого пути, возможность изменять обстоятельства жизни, оказывать влияние на других людей занимает умы читателей.

Каждая из частей романа показывает какую-либо сторону проявления судьбы. Размышления Печорина о самом себе приводят его к мысли, что его характер и отношение к жизни сформированы внешними условиями. Он – жертва фатума, вынужден становиться тем, кто он есть под давлением обстоятельств. Герой убежден, что «дурные чувства» родились в нем оттого, что окружающие их предполагали. Скромность, эмоциональность, открытость миру и при этом несколько угрюмый характер превратились в скрытность, злопамятность, завистливость, ненависть и мизантропию. В этом герой видит своего рода победу злого рока, и этим объясняет свою жизненную позицию: «я стал топором в руках судьбы». Таким образом он находит оправдание своим поступкам, своему стремлению вмешиваться в жизнь людей и оказывать на них влияние. Он чувствует себя «камнем, нарушающим спокойствие гладкого источника». Но сила внутреннего духа, незаурядность характера Григория Александровича Печорина не дают ему смириться с таким положением дел, формируют противоречивое желание противостоять судьбе, одолеть ее, стать полным хозяином своей жизни.

Наиболее ярко эта идея раскрыта в главе «Фаталист». Ассоциация и метафора довольно прозрачна: игроки и крупье – Судьба. И именно от нее зависит расклад и выигрыш. Осечка пистолета в компании при игре в «русскую рулетку» и буйство пьяницы, вооруженного шашкой, убившего в итоге Вулича, выигравшего первый «тур». Рок властвует над миром.

Судьба играет людьми, ставит их в определенные условия, но и дает альтернативы развития событий. Проблема выбора пути – способ взаимодействия с судьбой. Именно об этом роман заставляет размышлять читателя.

Источник

Тема судьбы в романе «Герой нашего времени»

Тема судьбы в романе «Герой нашего времени» является одной из основополагающих. Эта тема проходит через все части романа, начиная с повести о Бэле и заканчивая частью «Фаталист». И это неудивительно, ведь в своем прозаическом произведении Лермонтов продолжает свои размышления, которые он передал ранее во многих стихотворных творениях. В данном ключе можно вспомнить сроки из стихотворения «Смерть поэта», в котором автор горестно восклицал:

Погиб поэт! — невольник чести —
Судьбы свершился приговор! —

Тема судьбы в стихотворениях Лермонтова часто предстает в образе злого для человека Рока, который невозможно преодолеть, а часто с ним невозможно и смириться. Тема судьбы в «Герое нашего времени» также рассматривается автором с трагической точки зрения. Рассмотрим более подробно авторскую концепцию темы судьбы в романе.

Понимание темы судьбы Печориным

В образе главного героя романа мы можем увидеть глубокое внимание к теме судьбы. Сам Печорин в своем дневнике называет себя «топором в руках судьбы». То есть герой тем самым оправдывает себя и свои неблаговидные поступки, полагая, что он, совершая их, является чем-то вроде палача или, точнее, дирижерской палочки в руках опытного и всесильного владыки.

Назначая себе такую участь, герой тем самым добивается самоутверждения в обществе, полагая, что он, причиняя окружающим боль, лишь справедливо наказывает их за совершенные проступки. Таким образом, Печорин мыслит себя полубогом, претендующее на большее, чем простой смертный человек.

Подобное понимание своей роли Печориным приближает нас к теме «сверхчеловека», которая станет особо актуальной для человечества через 70 лет после выхода в свет романа М.Ю. Лермонтова. Однако писатель, опережая свое время, создал для читателей образ такого «будущего сверхчеловека»: героя, который не стесняется ни своих дурных помыслов, ни своих дурных поступков и стремиться переиграть свою судьбу.

Как мы помним, именно вера в судьбу и стремление ее испытать заставляет Печорина совершать безнравственные поступки, которые ему даже неинтересны: возомнивши себя «топором в руках судьбы» он начинает преследовать Мери своими колкостями, а затем влюбляет ее в себя, смеется над Грушницким, что в итоге приводит к роковой для юноши дуэли, советует Азамату – брату Белы – похитить свою сестру для собственной забавы и т.д.

При этом иногда в жизни Печорина наступают такие моменты, когда герой полагает, что злой Рок его полностью побеждает. Вот как он рассказывает о таких жизненных коллизиях:

«…Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не лас-кал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть»

Таким образом, иногда Печорин пытается обвинить в своих дурных поступках ни самого себя, а свою судьбу, полагая, что именно она является нечастной виновницей всех случившихся с ним бед.
Все переживания Печорина, касающиеся проблемы судьбы, разрешаются в последней части романа, названной «Фаталист» (то есть человек, верящий в судьбу).

Повесть «Фаталист» как проблема божественности темы судьбы

По суждению литературоведов, Лермонтов в характерной для него авторской манере рассматриваем проблему судьбы как злую шутку дьявола над человеком. Существует известная евангельская притча о бесах, которые вселились в стадо свиней и заставили тех броситься вниз в пропасть. В повести «Фаталист» дьявольское желание испытать судьбу приходит в голову фаталисту Вуличу. В него тоже как бы вселяется бес, заставивший его заключить роковое пари. И тот же бес приводит к тому, что Вулич в ту же ночь погибает от руки горького пьяницы и буяна. Казалось бы, силы зла торжествуют: они показали людям пример своего могущества. Победил злой Рок – Демон, уже описанный Лермонтовым в одной из поэм. Однако писатель в конце своего повествования несколько смягчает трагическое звучание финала романа словами доброго Максима Максимовича о том, что осечки у пистолетов часто случаются, и это никак не связано с тем, что какой-то казак решил в этот вечер побуянить.

Подобный финал оставляет место и для Божественного Провидения, милосердного и всеобъемлющего, а также оставляет за читателем право по-своему решать ту коллизию, которую описал автор в последней части своего романа.

Понимание роли судьбы героями романа

Судьбы героев романа «Герой нашего времени», как правило, трагичны. Герои стремятся к счастью, однако они осознают, что не смогут им обладать.

В этом романе вообще нет счастливых людей! Несчастна черкешенка Бэла, похищенная родным братом и отданная им Печорину на забаву, несчастна Мери Лиговская, юная княжна, которую Печорин влюбил в себя, чтобы посмеяться над чувствами гордой красивой девушки, наконец, несчастлива Вера – светская дама и тайная влюбленная Печорина, которая мучается от тайной страсти и глубоко страдает от осознания безвыходности своего положения. Не может обрести радости в жизни самолюбивый и умный доктор Вернер, на дуэли погибает влюбленный в Мери честолюбивый юноша Грушницкий. И даже добрейшего Максима Максимовича нельзя назвать счастливым человеком. Конечно, герой не мучает себя глубокими и трагическими переживаниями, как и Печорин, однако и он часто испытывает скорбь от событий окружающего мира.

Особая тема романа – тема судьбы поколения в «Герое нашего времени». Это тоже важнейшая тема для творчества Лермонтова. Всю жизнь писатель, поэт и драматург пытался ответить на вопрос: что представляет собой его поколение, в чем его призвание, смыл жизни?

В итоге Лермонтов приходит к печальному выводу о том, что участь его поколения тяжела, потому что лучшие люди России – образованные молодые представители дворянского сословия – не могут найти свое место в жизни. Они неприкаянны и винят в этом и самих себя, и внешние обстоятельства жизни. Сам Лермонтов так писал об этом:

«Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению»

Фактически, писатель воссоздает образ потерянного поколения в «Герое нашего времени». Это поколение не знает, куда направить свои жизненные силы, как послужить своему Отечеству.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *