что такое субтон в вокале
Что такое субтон в вокале
Следует знать, что так как при использовании техники субтон, голос испускается с большим количсвтом воздуха, чем это требуется для воспроизведения собственно самого звука, и это влечёт за собой быстрое расходование воздуха. Там, где хватило бы дыхания на целую фразу, при пении на субтоне его хватит лишь наполовину.
1. «Согрей замёрзшее окошко». Слегка подышать на окошко или зеркало, близко поднеся к нему губы, затем с таким же дыханием исполнить ноту, затем фразу.
2. Пение детским или «слащавым» голосом. Имитируйте тот голос, которым начинают разговаривать взрослые при виде маленького ребенка, котенка, щеночка: «Какой холёёёёёсенький» и т.п.
Спойте знакомую фразу песни, не изменяя ничего в голосе, певческой позиции, в обычном раскрытии рта, а измените лишь произношение, спойте ее вот так, как будто вы сюсюкаете с ребенком. Обратите внимание на то, где в этот момент находится гортань. Можете даже взять себя за горло и посмотреть, в каком направлении она сдвинется.
Движение гортани вверх поднимает корень языка и закрывает сформированный полный звук где-то за носом (внимание: не в носу!). Если же опустить гортань в прежнее положение звук высвобождается и звучит уже громче и открыто, тут уже можно и динамикой помочь, и поддать дыханием, если вы идете на кульминацию.
Этот приём применяется в основном на нотах среднего и низкого регистров, при исполнении высоких звуков лучше использовать другие певческие приёмы.
Что такое Субтон
Субтон — это звук в котором воздушная струя идет вместе с голосом. На первый взгляд может показаться, что овладеть вокальным приемом очень легко, ведь он похож на шепот, а кто из нас не умеет шептать? Но так думают, те кто не пробовал петь субтоном. Это весьма сложная техника, изначально необходимо настроить свою дыхательную систему и научиться «ставить звук на опору». Субтон требует почти в два раза больше воздуха, чем при обычном пении. Фундаментальным звуком этот прием не может быть. Его лучше использовать как «украшение» голоса. Субтон применяется вокалистами различных жанров. Особенно излюбленный у соул певцов.
Как понять, что такое воздух со звуком?
Почувствовать Вы это можете на примере шепота. Представьте себя в месте где можно разговаривать только шепотом. Вас спрашивают шепотом:
— Как тебя зовут?
— Марина(Вы отвечаете тихо шепотом)
— Как, как?
-Марина (Вы говорите также шепотом, но чуть громче)
-Как?…я не расслышал
И Вы шепотом но максимально громко, немного добавляя голос — Марина. ….
Вот именно это последнее «Марина» и будет Вашим «бытовым субтоном». Согласитесь, что петь в такой позиции не очень-то и легко. Если бы все было так просто, то не было «изюминки», мы бы не считали голоса наших любимых исполнителей такими «фирменными». Так могли бы все. В этом и соль изучения приемов, они даются не за «пять минут», но зато овладев ими, Вы по-новому посмотрите на свой голос. Поверьте, освоив хотя бы одну вокальность, Вы на ней не остановитесь. Это как с татуировками всегда будет хотеться еще.
Решив изучать Субтон начните с дыхания. Прием нельзя петь в расслабленном состоянии, Вы должны понимать что такое опора и уметь ей пользоваться. Субтон — это «опорный звук»!
Необходимые навыки для освоения субтона:
— Владение вокальным дыханием
— Умение петь на опоре
— Координация вокального выдоха
Примеры исполнителей, использующие субтон:
Помните, что я с радостью отвечу на Ваши вопросы и всегда жду Вас на своих занятиях вокалом.
Удачи в начинаниях!
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник
Современные приемы эстрадного вокала с примерами
Под эстрадным вокалом подразумевается вокальная техника, искусство, представляющее собой синтез разных направлений. Эстрадное выступление может представлять собой сольное или групповое хоровое пение. Эстрадная манера пения имеет ряд особенностей, среди которых можно отметить следующие:
Отличия от других стилей
Современный эстрадный вокал имеет специфические особенности. В отличие от академического вокала, нацеленного на передачу красоты голоса, в эстрадном вокале передаются эмоции. Особенности эстрадного пения состоят в том, что вибрации голоса ощущаются не фиксировано, а в грудной клетке и носоглотке исполнителя. Мышцы, задействованные в исполнении, подталкивают воздух, а не полностью преобразуют его в звук. Эстрадный вокал предполагает разнообразный репертуар, выделяют следующие виды эстрадных вокальных композиций:
Основные приемы и техники
Техники и приемы эстрадного вокала весьма разнообразны. Самые распространенные вокальные техники:
Субтон
Под субтоном подразумевается имитацию шепота, когда исполнитель ставит своей целью быть услышанным ни одним человеком, а целым залом. Эта техника эстрадного вокала заключается в контроле потока воздуха, который добавляется в голос помимо звука, и его расхода.
Дополнительная информация!
Специфика пения субтоном заключается в сильном напряжении голосовых связок, выталкивающих воздух. В обучении этой техники делается упор на пение на опоре и глубокое дыхание. Примеры использования субтона можно найти у Анжелики Варум и группы Sade.
Фальцет
Фальцет подразумевает высокий диапазон звучания голоса, который применяется исполнителями чтобы подчеркнуть кульминацию композиции. Может применяться при громком и негромком пении в зависимости от желаемого эффекта. Это – пение без опоры, придающее композиции особенную энергетику, добавляющее напряжение. Также основы фальцета используется мужчинами, исполняющими женские соло. К этой технике не раз обращались Джастин Тимберлейк, Том Йорк.
Штробас или фрай
Штробас – самый низкий диапазон звучания голоса. Это эстрадное пение отличается отсутствием напряжения в голосовых связках во время вибрации. Голос исполнителя, работающего в этой технике, напоминает треск, имитацию которого представляет собой второе название штробаса – фрай. Данная техника применяется в немногих направлениях и является основной в экстремальном вокале. Пример звучания штробаса можно услышать у Энрике Иглесиаса.
Расщепление
Во время расщепления голос исполнителя представляет собой чистый звук и шум. Субтон, о котором говорилось ранее, является разновидностью расщепления. С данным приемом работают эстрадное направление и экстремальный вокал, а преподаватели академического вокала считают его серьезным дефектом. Яркие примеры расщепления голоса можно найти среди отечественных (Александр Маршал) и зарубежных вокалистов (Джаред Лето).
Драйв
Драйв – еще одна разновидность расщепления голоса. Методика заключается в том, что для того, чтобы правильно выполнить эту технику, нужно научиться работать с диафрагмой, тогда сольное пение получится чистым и не дребезжащим.
Правила пения эстрадного исполнителя гласят, что к драйву необходимо подходить с большой осторожностью и под присмотром педагога – при неправильном подходе к этому приему можно повредить голосовые связки.
Стили драйва – гроулинг и скриминг. Этим приемам можно научиться на уроках экстрим вокала. Скриминг, применяли Ольга Кормухина и Честер Беннингтон.
Обертон
Обертон также является разновидностью расщепления голоса, история которой очень интересна. Это горловое пение, во время которого задействованы не только голосовые связки, но и горло. Обертон – распространенная техника среди народов Дальнего востока. Его можно услышать в песнях монголов, тувинцев, тибетцев. Помимо одновременного задействования голосовых связок и горла, обертон подразумевает вокальное многообразие – свист, подражание звукам, издаваемым животными. Этот прием часто использует современный эстрадный вокал, в частности фолк-рок коллективы, такие, как, например, группы Мельница, Хелависа.
Глиссандо
Прием глиссандо заключается в скольжении с одной ноты на другую. Он напоминает игру на гитаре, во время которой пальцы музыканта скользят по струнам. Во время обучения следует начинать в медленном темпе и подниматься с одной ноты на другую, стараясь не упустить ни одной и постепенно ускоряясь. Помимо классического глиссандо, подразумевающего поднятие тона, существует обратный, исполнение которого певец начинает с высоких нот и заканчивает низкими. Этим приемом характеризуются эстрадно джазовое и джазовое направления. Изучить распевки, которые помогут освоить данный прием, можно на уроках джаз вокала. Глиссандо используют джазовые исполнители, среди которых Билли Холидей.
Тванг
Тванг подразумевает звонкое и резкое звучание голоса. Для детей обучение этому приему начинается с задания изобразить звуки живой природы – кошки, лягушки и т.д., чтобы найти резонанс.
Для тванга характерно поднятие гортани и языка во время пения, сжатие гортани, короткие выдохи. Различают оральный, во время которого звук резонирует во рту, и назальный, когда резонатором выступает носоглотка, тванг. Этот прием используется многими исполнителями, среди которых такие мировые звезды как Рианна (назальный тванг) и Кристина Агилера (оральный тванг).
Распевки для эстрадного вокала
Распевки для эстрадного вокала – это вокал упражнения, которые не сильно отличаются от оперных/классических распевок. Они также выполняются не ранее чем через два часа после приема пищи и начинаются с дыхательной гимнастики, упражнений для органов полости рта – языка, нёба. Одной из самых популярных распевок является сочетание согласного «м» с гласными звуками («ма», «мо» и т.д.), исполняемое на одной высоте. Также интересна распевка «Мииа», подразумевающая нисходящее движение (от высоких нот к низким).
Что такое субтон в вокале
1. Расщепление (хрип, скриминг)
Скри́минг или скрим (screaming — «крик») эта техника вокала с расщеплением ложных связок. Его можно охарактеризовать, как хриплый визгливый крик. Такой прием пения используется в таких музыкальных направлениях, как металкор, блек-метал, дэт-метал, эмо-кор, дэткор, спид-метал. Впервые был использован шведской блек-метал группой Bathory в 1984 году.
Обычно скрим относят к мужскому вокалу, но есть и исключения, например вокалистки Opera IX/Cadaveria, Astarte, Lucifugum.
Направления скриминга также можно условно поделить на несколько подгрупп:
Шрай – истеричный протяжный вой.
Скримо – истерический крик, используется в таких направлениях как эмокор.
Харш – хриплый скриминг, используеться в таких направлениях как альт-метал и мелодик дэд.
По сути все перечисленные разновидности отличаются небольшими нюансами и штрихами, сейчас на них свое внимание заострять не будем, а перейдем от теории и к практике. Итак, чтобы научиться петь скримингом необходимо выполнить несколько упражнений.
Урок третий: Мимика
Правильная мимика помогает, как это не парадоксально звучит, скримить. Попробуй поэксперементировать со своей мимикой во время упражнения по громкому шепоту. Твое лицо не должно быть монументальным, его выражение должно соответствовать смыслу произносимых тобой слов. Правильное выражение лица должно способствовать передачи смысла того, что ты говоришь.
Правильная мимика скрима такова:
Нос наморщен, брови слегка приподняты, верхняя губа приподнята так, что при звуке «А» полностью видны зубы.
Урок четвертый: Практика
Первое слог, который нужно попробовать воспроизвести это «ФФФФФФААААААААЙ. » Сначала это может получиться тихо, но не расстраивайся, со временем все придет. Не забывай, что неприятных ощущений быть не должно. Если вдруг они появляются, останавливайся и что-нибудь меняй. Тебе должно быть комфортно и интересно.
Прием расщепления – «драйв» – возможно важнейший в арсенале рок-вокалиста. Еще каких-нибудь десять лет назад считалось, что после использования этого приема «связки можно просто выплюнуть – они уже больше не понадобятся». Классические вокалисты считают его чуть ли не восьмым смертным грехом, а педагоги старой школы уверены, что научить так петь нельзя – это или есть от природы или нет.
А вот и хорошая новость. С помощью специальных упражнений ты сможешь быстро освоить данный прием и утереть нос многим своим братьям-вокалистам.
Помни, что при хорошем развитии твоего вокального аппарата и правильном исполнении выполняемые упражнения не должны вызывать никаких болезненных ощущений, першения или усталости голоса. Нормальным является лишь легкое ощущение в области мягкого неба, ближе к носоглотке: как будто кошки драли. Но ни в коем случае не в области голосовых складок (внизу, в глубине горла). Это неудобство проходит уже через два-три дня, поскольку стенки носоглотки подстраиваются под данный звук и перестают перенапрягаться. При возникновении кашля или сильного першения упражнение необходимо прекратить и вернуться к занятиям на чистом звуке до достижения большей выносливости голосового аппарата.
Правильно выполненный прием драйва оставляет приятное ощущение прочищенного горла. Голос начинает звучать лучше и верхние ноты пропеваются значительно легче. Кстати, поскольку прием в свое время возник самопроизвольно из знакомого всем фанатам вокала желания – спеть ноты выше собственных возможностей, он весьма полезен для облегчения пения крайнего верхнего участка диапазона, так как создает дополнительное давление от диафрагмы и поднимает мягкое небо.
Правильно ли ты исполняешь приём? Непременно нужно показаться преподавателю. Но если уж совсем никак не добраться, вот пара контрольных вопросов: можешь ли ты долго тянуть звук без напряжения, не меняя тона и громкости? ровно, без дрожания? каковы твои ощущения? Напряжение и першение может возникать только на нёбной занавеске – там, где маленький язычок. Со временем оно пройдёт. Если же оно возникает где-то ещё – особенно если в глубине гортани, то нужно немедленно прекратить попытку и через часик-другой попробовать так, чтобы хрип возникал исключительно за счёт вибрации нёбной занавески. Ровность звука и отсутствие напряжения в гортани достигается правильной работой диафрагмы. Громкость достигатется только правильной резонаторикой, никаких лишних усилий ни в какой месте не нужно. Глухота звучания, если она необходима, достигается добавлением субтона.
Это пение с придыханием. Примеры этого приема можно услышать практически у каждого эстрадного певца.
Упражнение для развития субтона
Согрей руки дыханием, как это делают на морозе. Теперь добавь к дыханию немного звука. Вот и ощущения, необходимые для выполнения приема субтон. Следи, чтобы рот широко открывался а продых не исчезал в течение всей фразы. Упражнение рассчитано на использование большего, чем обычно, количества воздуха. Если дыхания едва-едва хватает, значит, звук найден правильно. Чтобы облегчить себе задачу, наклонись вперед, положи руки на поясницу и ощути, как туда проникает воздух.
Теперь у тебя образовался «спасательный круг» вокруг талии. Не спеши, расходуй воздух экономно,— не выдыхай много на первую ноту. Вдохи делай носом, ритмично, быстро и резко, ощущая, как наполняется воздухом «спасательный круг». Если гласная И зажимается или звучит в нос, замени ее на Ы /А-ВЕ МАРЫ-Ы-Я/. Когда ты научишься правильно пропевать ее, можно будет вернуться к первоначальному звучанию. Это упражнение можно делать в пределах октавы. Cледи за вибрацией грудного резонатора — она не должна пропадать на высоких нотах.
4. Обертоновое пение (горловое)
Обертоновое пения также известно как «горловое пение». Использование расщепления для исполнения обертонов к основному тону позволяет выпевать двузвучия. Характерно для дальневосточной музыки (Тибет, Тува, Монголия и др.).
Впервые попытка более полного объяснения этого феномена и предварительная классификация и описание стилей горлового пения была предпринята А.Н. Аксеновым в 1964 году. Аксенов описал четыре вида горлового пения и соответственно четыре мелодических его стиля: каргыраа, борбаннадыр, сыгытп, эзен-гилээр.
Горловое (гортанное) пение является одной из сохранившихся техник шаманской практики (в Тибете связано с ламаистской традицией). Распространено в Тыве, Хакассии, Монголии, Башкортостане, Бурятии, Алтае, Тибете, Северной Африке и в некоторых племенах индейцев. Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две (иногда даже три!) ноты одновременно, образуя таким образом своеобразное двухголосное соло.
Помимо основных стилей существуют ещё и разновидности: думчуктар (новализация), хоректээр (петь грудью), хову каргыраазы (степное каргыраа), чыландык, деспен борбан, опей хоомей, буга хоомей, канзып, хову каргыраазы, кожагаркаргыраазы, даг каргыраазы и т.д.
Считается, что стиль каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы: когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет, издавая звуки, схожие с каргыраа. Его используют народы Тывы. Он извлекается певцом при полуоткрытом положении рта.
Интересна легенда возникновения стиля хоомей. Юноша-сирота жил в течение трех лет в одиночестве, у подножия скалы, отзывающейся в окрестной долине многоголосным эхом. В результате движения струй воздуха под большим напором образовывался эффект резонанса между скалами. Однажды юноша сидел и издавал звуки, подражая звукам гудения, исходящим из скалы. Ветер донес этот звук до людей и они назвали это пение «хоомей». Это очень мелодичный и певучий стиль. На фоне мелодии в среднем регистре звучит обертон основного голоса — мелодия в верхнем регистре, которая либо вторит низкому тону, либо ведет свою музыкальную тему. Исполняется либо с текстом, либо без него.
При пении в стиле сыгыыт на фоне тихой мелодии в нижнем регистре звучит резкий, пронзительный свист (обертон). Пение Сыгыт всегда осуществляется без слов. Основной звук ЙО, ЙЙ или ЙА или ЙЯ. Он извлекается особым сдавленным положением голосовых связок при полуоткрытом положении рта.
В борбаннадыр звук опорный остинатный, более мягкий и тихий, чем в стиле каргыраа, сходен по тембру с низким регистром бас-кларнета. Он извлекается тем же положением голосовых связок, как и в стиле каргыраа, но при ином положении губ, сомкнутых почти вплотную. Он схожен с хоомеем и в некоторых местностях его так и называют.
Стиль эзенгилээр — по технике звукоизвлечения и по тембру звучания тождествен стилю сыгыт; он специфичен только в мелодическом отношении. При традиционном исполнении пьес стиля эзенгилээр верхом на лошади динамическая пульсация возникает естественным путем — толчками подъема всадника в стремени; если пьесы этого стиля исполняются не во время верховой езды, исполнитель вызывает динамическую пульсацию, подражающую ритму галопа, искусственным взмахом руки.
Горловое пение, это не только стиль в музыке, но и инструмент медитации, благодаря которому человек приобщается к языку природы. Это своеобразное музыкально-поэтическое мышление, обусловленное безграничной любовью к природе.
Что же касается ритуалов шаманов, то они издавали гармонизирующие звуковые
Расщепление голоса
Сегодня существует множество вокальных техник и приемов. Одним из популярных является расщепление голоса. Данный прием состоит в том, что к чистому звуку примешивается часть другого звука, например, шум. Таким образом, единый поток дыхания как бы расщепляется на два. На эстраде можно встретить такое расщепление в вокале:
Далее рассмотрим несколько из этих приемов.
Основные приемы расщепления голоса
Основные приемы расщепления голоса – это скриминг и хрип. Данные вокальные техники считаются приемами с расщеплением ложных голосовых связок. Скриминг близок к хриплому визгливому крику. Он практикуется в таких направлениях, как металкор и дэткор, блек-метал и спид-метал. В основном крик считается мужской техникой, однако существует несколько вокалисток, которые практикуют скриминг.
Хрип и скриминг имеют свои подгруппы:
Приступать к технике расщепления в вокале скриминга нужно под контролем педагога, и следует выполнять специальные упражнения, ведь в ином случае можно повредить голосовые связки. Со временем удастся издавать звуки громко без дискомфорта, что в дальнейшем поможет овладеть различными направлениями музыкального искусства.
Расщепление голоса – драйв и субтон
Один из основных приемов расщепления в вокале рок-вокалистов – это драйв. Исполнители академического вокала считают данный прием «восьмым» смертным грехом и говорят, что после такого пения связки уже могут и не понадобиться. Однако специалисты утверждают, что при правильном выполнении комплекса специфических упражнений, можно выполнять драйв, и достичь потрясающих результатов без вреда здоровью. Важно прислушиваться к себе и работать так, чтобы не было болезненных ощущений. Кроме того, упражнения позволяют укрепить голосовой аппарат и брать высокие ноты. При правильном выполнимом драйве, звук выходит чистый и без дрожания. При этом вокалист не напрягает гортань и хорошо работает диафрагмой. Громкость звука зависит от правильной резонаторики.
Субтон – это расщепление звука в вокале, когда пение происходит с придыханием. Этот прием используют практически все эстрадные певцы. Во время субтона рот нужно открывать широко, соблюдать продых и захватывать воздуха в количестве больше, чем обычно. Его должно хватать на исполнение всей фразы. Важно во время упражнения экономно расходовать кислород.
Горловое пение
Вокальное расщепление обертон – это горловое пение. Оно характерно для певцов Дальнего Востока. Например, такую технику практикуют в Монголии, Туве и на Тибете. Это своего рода двузвучие, которое заключается в одновременном извлечении двух звуков – голосовых связок и горла. Иногда подобный прием встречается в рок-музыке, в андеграунде и в экспериментальных вокальных направлениях.
Специалисты выделяют четыре подстиля горлового пения:
Существует множество других разновидностей. Можно сказать, что у каждого народа и этноса Азии, исполняющих горловое пение, существует свой подвид. Для этих людей горловое пение не просто вокал, а один из инструментов медитации, позволяющих слиться с природой.
Обучение расщеплению голоса
Для того, чтобы правильно выполнять расщепление голоса, вам необходимо заниматься с профессионалами. Наши преподаватели по вокалу научат вас различным приемам, и вы сможете стать исполнителем, например, хард-рока или металкора. Цены на уроки вокала указаны на нашем сайте. На занятиях пения необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
Таким образом, расщепление голоса в вокале – это весьма интересный прием. Он поможет вам разнообразить свое вокальное творчество. Ничего не бойтесь, под руководством наших преподавателей, вы научитесь всевозможным приемам, и сможете отлично исполнять любые песни, удивляя окружающих своими способностями и навыками.